Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ "ОБРАЗА РОДИТЕЛЬСКОЙ РОЛИ" У СУПРУГОВ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ РОДИТЕЛЬСТВА'

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ "ОБРАЗА РОДИТЕЛЬСКОЙ РОЛИ" У СУПРУГОВ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ РОДИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ / РОДИТЕЛЬСКИЕ РОЛИ / ОБРАЗ / ОБРАЗ РОДИТЕЛЬСКОЙ РОЛИ / РОДИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильева Е.Н.

В статье рассматривается динамика изменения «образа родительской роли» у мужчин и женщин с разным стажем родительства. В результате исследования были выявлены роли отца и матери, входящие в целостный «образ родительской роли», оказавшиеся наиболее чувствительными к изменению статуса родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DYNAMICS OF CHANGE OF "THE IMAGE OF PARENTAL ROLE" FOR SPOUSES WITH DIFFERENT EXPERIENCE OF PARENTHOOD

The article concerns the dynamics of change of «the image of parental role» for spouses with different experience of parenthood. As a result of the research the roles of father and mother were found, which were included in the holistic «image of parental role», to be most sensitive to changes in the status of the parents.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ "ОБРАЗА РОДИТЕЛЬСКОЙ РОЛИ" У СУПРУГОВ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ РОДИТЕЛЬСТВА»

Слово докторанту и аспиранту

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ «ОБРАЗА РОДИТЕЛЬСКОЙ РОЛИ» У СУПРУГОВ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ РОДИТЕЛЬСТВА

Е. Н. ВАСИЛЬЕВА, докторант НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук,

доцент кафедры организационной психологии НИУ ВШЭ (Нижний Новгород) vayulena@yandex.ru

В статье рассматривается динамика изменения «образа родительской роли» у мужчин и женщин с разным стажем родительства. В результате исследования были выявлены роли отца и матери, входящие в целостный «образ родительской роли», оказавшиеся наиболее чувствительными к изменению статуса родителей.

The article concerns the dynamics of change of «the image of parental role» for spouses with different experience of parenthood. As a result of the research the roles of father and mother were found, which were included in the holistic «image of parental role», to be most sensitive to changes in the status of the parents.

Ключевые слова: семья, семейные роли, родительские роли, образ, образ родительской роли, родительство

Key words: family, family roles, parental roles, the image, the image of parental role, parenthood

Сегодня ученые подходят к рассмотрению семьи с двух основных позиций. С одной стороны, семья, как показывает опыт человечества, выступает самой устойчивой формой организации совместной жизнедеятельности людей, основной целью которой на протяжении всей истории существования данного социального института являлось воспроизводство членов общества. С другой стороны, основательные изменения в тех сферах активности человека, которые в первую очередь касаются его воспроизводства и развития, происходящие в гло-

бальном масштабе, обернулись значительной реструктуризацией системы взаимоотношений семьи как с обществом в целом, так и с теми единицами, которые включены в данную малую общность [3].

Семья как институт социализации личности изучается в рамках социально-психологического подхода, в котором в частности рассматривается влияние таких особенностей, как ролевая структура, уровень сплоченности ее членов, качество коммуникации и уровень конфликтности, внутрисемейные отношения, семейные обычаи и традиции, нравствен-

но-духовный климат семьи, на развитие личности ребенка (Л. И. Анцыферова, А. С. Волович, Л. Б. Шнейдер, М. Раттер, М. Кле, Ф. Райс, X. Ремшмидт, Э. Эрик-сон и др.). Родители как значимые для ребенка взрослые определяют усвоение им объема социокультурного опыта, уровень присвоения ценностей и ролевых моделей поведения, формирование полноценной и развитой Я-концеп-ции (Е. П. Белинская, О. А. Тихоманд-рицкая). Формы родительского воздействия могут быть разными: стиль и приемы воспитания, родительское отношение, установки, эмоциональные реакции и т. д.

Социальные семейные роли, которые «играют» по отношению к своему ребенку мать / отец, и роли ребенка, которые он выполняет по отношению к каждому из родителей, также являются одной из форм родительского влияния. Чаще всего родители не задумываются над тем, как ими «исполняется» ролевой родительский репертуар и как ролевые детско-родительские отношения влияют на развитие личности ребенка в разные возрастные периоды. Образ родительской роли, на наш взгляд, формируется поэтапно: сначала как образ ролей своих отца /матери в семье, затем как образ своей будущей родительской роли и только потом как образ своей родительской роли. Феномен «образ родительской роли» базируется на понятиях «образ» и «образ родителя».

«Образ» описывается К. К. Платоновым [7] как психический феномен, результат протекания познавательных процессов и включается им в структуру представлений. Представление же является одним из феноменов памяти, так как это следовой образ имевшего место в прошлом ощущения или восприятия. В представление наряду с образом «входят, помимо внешних признаков, такие, которые открыва-

Родительский образ или образ системы воспитания внутри семьи, формирующийся у ребенка в процессе воспитания, выступает одним из маркеров сложноструктурированной системы детско-роди-тельских взаимоотношений.

ются не непосредственно, а только при детальном умственном и физическом анализе предметов в их отношении друг к другу и к человеку» [9].

По словам Л. С. Выготского, «образ есть лишь необходимый фрагмент представленности», он выступает когнитивной стороной представлений, связанной с непосредственным содержанием. Аффективная сторона задает тип эмоционального отношения к этому содержанию. Поведенческая сторона представлений описывается конкретной формой поведения человека и стимулирует его вести себя в соответствии с предусмотренным в ней «алгоритмом отношения к соответствующему объекту» [8; 10]. Родительский образ или образ системы воспитания внутри семьи, формирующийся у ребенка в процессе воспитания, выступает одним из маркеров сложноструктурированной системы детско-родительских взаимоотношений (Л. И Вассерман, О. А. Карабано-ва, И. М. Марковская, М. В Семенихина и др.).

В психологии существуют два отличных друг от друга направления, обладающих своими особенностями, в которых ведется изучение образа родителя [11]. Первый из них трактует образ родителя в качестве одной из составляющих образа мира субъекта. Второй — подвергает подробному рассмотрению саму фигуру родителя и ее восприятие в субъективном пространстве личности [12]. При этом подходе родительский образ описывается при помощи изображения самой фигуры родителя не только в качестве носителя социальных норм и ценностей, а в первую очередь, в качестве лица, репрезентирующего свой род, свою родовую линию [12].

Зачастую вместо понятия «образ» используются такие выражения, как «субъективное представление о стиле воспитания», «восприятие особенностей родителей» и некоторые другие, описывающие субъективные представления о ряде воздействий со стороны родителей,

пережитые личностью [11]. Понятие «образ родителя», как правило, включает в себя совокупность личностных характеристик родителя, индивидуально воссозданных в поле субъективного представления ребенка. При этом можно вести речь об образе родителя в течение всего периода личностного развития, обусловленном сложной структурой детско-роди-тельских взаимоотношений. Также оформившийся образ начинает непрестанно оказывать влияние на личность как система внутренних напряжений, локализовавшая родительское поведение, воспринятое субъектом от персоны родителя [11].

О. А. Карабанова [6] использует термин «образ родителя как воспитателя» и включает туда разные аспекты воспитательной стратегии каждого из родителей.

Понятие «образ родителя как воспитателя» может быть включено в качестве составляющей в более широкое понятие «образ родителя», объединяющее всю совокупность представлений ребенка о внешнем облике отца или матери, особенностях характера, отношении к окружающим, в том числе и к самому ребенку.

В исследовании М. В. Семенихиной [11] особо выделяется тот факт, что образ родителя выступает как представление субъекта о специфике родителя, сформированное на протяжении становления личности и являет собой внутреннюю репрезентацию родительской фигуры во всем многообразии ее черт, существенных для личности.

Понятие «образ родительской роли» рассматривается нами как результат отражения в сознании субъекта некоторой модели родительского поведения, направленного на выполнение задач, удовлетворяющих потребности участников детско-родительской ролевой подструктуры семьи по обеспечению целостности, устойчивости и адаптивности семьи. Образ формируется с учетом таких факторов, как особенности возрастного периода, доминанта образа, механизмы и условия

его формирования. Интегральная родительская роль включает в себя ряд функциональных ролей отца и матери, решающих конкретные задачи семьи как системы [5].

Меняют ли родители свой ролевой репертуар по мере взросления ребенка и увеличения своего стажа роди-тельства? Каким образом это происходит?

В данной публикации мы предлагаем результаты части комплексного исследования семейных социальных ролей [1; 2; 3; 4; 5; 14]. Целями данной части исследования стали следующие:

3 выявление особенностей динамики изменения образа родительской роли через «проигрывание» ее в отношении своего ребенка у отцов и матерей в зависимости от их стажа родительства;

3 определение гендерных различий в интенсивности изменения образа родительской роли в зависимости от увеличения стажа родительства.

В качестве диагностического инструментария нами была выбрана методика «Социальные семейные роли» (вариант «Родительские роли») Е. Н. Васильевой, А. В. Орлова. Методика представляет собой список из 20 ролей («Авторитет», «Вдохновитель», «Воспитатель», «Дисцип-линатор», «Друг», «Зависимый», «Защитник», «Компаньон», «Объединитель», «Опекун», «Оппонент», «Организатор», «Помощник», «Руководитель», «Собеседник», «Советчик», «Тренер», «Утешитель», «Учитель», «Эстет») с их кратким описанием, который респонденты должны проранжи-ровать по частоте использования той или иной роли по отношению к собственному ребенку [2].

Для проведения исследования были сформированы несколько групп респондентов. Это мужчины и женщины с высшим образованием, живущие в официально зарегистрированном браке и имеющие на момент участия в исследовании

Понятие «образ родителя», как правило, включает в себя совокупность личностных характеристик родителя, индивидуально воссозданных в поле субъективного представления ребенка.

одного ребенка, возраст которого соответствует их стажу родительства.

3 1-я группа — родители со стажем родительства 1—3 года. В эту группу вошли 117 семейных пар — мужчины и женщины в возрасте 22—25 лет, имеющие ребенка раннего возраста. Количество респондентов — 234 человека.

3 2-я группа — родители со стажем родительства 4—6 лет. В эту группу вошли 120 семейных пар — мужчины и женщины в возрасте 26—30 лет, имеющие ребенка дошкольного возраста. Общее количество респондентов — 240 человек.

3 3-я группа — родители со стажем родительства 8—10 лет. В эту группу вошли 114 семейных пар — мужчины и женщины в возрасте 30—35 лет, имеющие ребенка младшего школьного возраста. Общее количество респондентов — 228 человек.

3 4-я группа — родители со стажем родительства 12—14 лет. В эту группу вошли 108 семейных пар — мужчины и женщины в возрасте 34—40 лет, имеющие ребенка подросткового возраста. Общее количество респондентов — 216 человек.

3 5-я группа — родители со стажем родительства 16—18 лет. В эту группу вошли 104 семейные пары — мужчины и женщины в возрасте 38—45 лет, имеющие дочь или сына раннего юношеского возраста. Общее количество респондентов — 208 человек.

На первом этапе исследования нами были получены сравнительные данные, показывающие особенности образа роли «отца», выраженного в частоте исполнения функциональных родительских ролей у мужчин с разным стажем родительства.

Были выявлены статистически значимые различия по следующим отцовским ролям в процессе увеличения стажа ро-дительства:

Были получены сравнительные данные, показывающие особенности образа роли «отца», выраженного в частоте исполнения функциональных родительских ролей у мужчин с разным стажем родительства.

3 Значимость ролей «Вдохновителя», «Объединителя», «Организатора» и частота их исполнения понижается у отцов детей дошкольного возраста по сравнению с отцами детей раннего возраста (р <0,01), а затем остается неизменной, несмотря на увеличение опыта родитель-ства (р >0,05).

3 Роль «Зависимого» от ребенка исполняется отцами достаточно редко, независимо от стажа родительства (р > 0,05), однако у отцов, имеющих детей 16— 18 лет, ее рейтинг статистически значимо повышается по сравнению с отцами, имеющими детей подросткового возраста (р <0,01).

3 Частота выполнения роли «Руководителя» отцами детей дошкольного возраста повышается по сравнению с отцами детей раннего возраста (р <0,01) и затем остается неизменной, несмотря на увеличение опыта родительства (р >0,05).

3 Частота выполнения роли «Советчика» отцами младших школьников повышается по сравнению с отцами дошкольников (р < 0,05) и затем остается неизменной, несмотря на увеличение опыта родительства (р >0,05).

3 Частота выполнения роли «Тренера» отцами младших школьников повышается по сравнению с отцами дошкольников (р <0,05), а затем остается неизменной на протяжении последующих возрастов (р >0,05). И только отцы со стажем родительства 16—18 лет начинают «играть» эту роль статистически значимо реже по сравнению с отцами со стажем родительства 12—14 лет (р <0,05).

На втором этапе исследования нами были получены сравнительные данные, показывающие особенности образа роли «матери», выраженного в частоте исполнения функциональных родительских ролей у женщин с разным стажем родительства.

Были выявлены статистически значимые различия по следующим материнским ролям в процессе увеличения стажа родительства.

3 Значимость ролей «Авторитет», «Защитник» и частота ее исполнения понижается у матерей детей дошкольного возраста по сравнению с матерями, воспитывающими детей раннего возраста (р <0,01), но в последующем остается неизменной (р >0,05).

3 Частота выполнения роли «Объединителя» матерями детей дошкольного возраста повышается по сравнению с матерями детей раннего возраста (р <0,01), затем остается неизменной (р >0,05). И только матери, имеющие опыт роди-тельства 16—18 лет, начинают выполнять эту роль статистически достоверно чаще, чем матери со стажем родительства 12— 14 лет (р <0,05).

3 Частота выполнения роли «Оппонента» матерями детей дошкольного возраста повышается по сравнению с мамами детей раннего возраста (р <0,01), затем остается неизменной до подросткового возраста (р >0,05), но потом вновь значимо повышается у матерей со стажем родительства 16—18 лет по сравнению с матерями со стажем родительства 12— 14 лет (р <0,05).

3 Частота выполнения роли «Учителя» матерями дошкольников повышается по сравнению с матерями детей раннего возраста (р <0,001), затем резко понижается у матерей младших школьников (р <0,001), а потом остается неизменной (р >0,05).

3 Частота выполнения матерями роли «Воспитателя» по отношению к их ребенку не меняется до их подросткового возраста (р >0,05). И только матери со стажем родительства 16—18 лет эту роль начинают играть реже по сравнению с матерями со стажем родительства 12— 14 лет (р <0,01).

3 Частота выполнения роли «Дисцип-линатора» понижается у матерей младших школьников по сравнению с матерями дошкольников (р <0,05) и затем не меняется (р >0,05).

3 Частота выполнения ролей «Компаньон» и «Тренер» понижается у матерей

подростков по сравнению с матерями младших школьников (р <0,05) и затем не меняется (р >0,05).

При анализе динамики изменений структуры образа родительской роли по мере увеличения стажа родительства мы выявили, что все 20 родительских ролей, составляющих целостный образ роли «отца» и «матери», подвергаются в том или ином возрасте изменениям в частоте их «проигрывания». Однако были также выявлены роли, оказавшиеся наиболее чувствительными к изменению статуса родителей.

Общими и для мужчин, и для женщин оказались такие роли, как «Объединитель» (тот, кто объединяет семью в единое целое, гасит конфликты между членами семьи и ребенком, сближает родственников) и «Тренер» (тот, кто заставляет ребенка проявлять активность, стимулирует на ту или иную деятельность).

Специфическими ролями, которые подвергались изменению в частоте использования, оказались для отцов такие роли, как «Вдохновитель», «Зависимый», «Организатор», «Руководитель», «Советчик», а для матерей — «Авторитет», «Воспитатель», «Дисциплинатор», «Защитник», «Компаньон», «Оппонент», «Учитель».

Таким образом, семь отцовских и девять материнских ролей из ролевого репертуара родителей оказались «динамичными» на протяжении указанного периода родительства. Очевидно, именно эти роли и показывают специфику ролевого родительского репертуара в определенном возрасте их ребенка и зависят от потребностной сферы родителя и ребенка.

Далее мы решили сопоставить полученные результаты с данными диссертационного исследования А. В. Щербакова [13], определившего, что некоторые родительские роли оказывают большее воздействие на формирование некоторых особенностей личности (самоотношение,

Семь отцовских и девять материнских ролей из ролевого репертуара родителей оказались «динамичными» на протяжении указанного периода родительства.

направленность личности, уровень субъективного контроля, специфика жизненных смыслов, уровень оптимизма, активности и ригидности, особенности межличностного общения и др.), чем остальные, поскольку у них было выявлено достоверно большее количество взаимосвязей с названными характеристиками по сравнению с другими ролями. Среди наиболее «влиятельных» ролей выделились такие роли матери, как «Организатор», «Оппонент», «Собеседник», «Тренер», и такие роли отца, как «Авторитет», «Вдохновитель», «Объединитель» и «Руководитель».

При сопоставлении наших «динамичных» и «влиятельных» ролей (А. В. Щербаков) мы получили следующее: из семи отцовских ролей наиболее «влиятельными» оказались только три: «Вдохновитель», «Объединитель», «Руководитель»; из девяти материнских ролей только одна — роль «Оппонента».

Таким образом, обобщая наши данные и данные А. В. Щербакова [13], можно говорить о том, что в структуре целостного образа роли «отца» такие роли, как «Вдохновитель» (лицо, которое воодушевляет ребенка, поднимает ему настроение, настраивает на что-либо, придает уверенности), «Объединитель» (лицо, которое объединяет семью в единое целое, гасит конфликты, сближает родственников) и «Руководитель» (лицо, которое управляет ребенком, дает указания, тре-

ЛИТЕРАТУРА _

бует их исполнения, организует его жизнь, контролирует его поведение), показывают возрастную специфику ролевого репертуара отца и обнаруживают наибольшее количество взаимосвязей с основными личностными характеристиками субъекта к 18 годам. В образе роли «матери» такими особенностями обладает только роль «Оппонента» (лицо, с которым у ребенка много разногласий, противоречий, конфликтов).

Показывая возрастную специфику «образа родительской роли» у супругов, имеющих высшее образование и разный стаж родительства, проведенное исследование открывает новые возможности для изучения влияния действующего образа родительской роли на личностные особенности ребенка в определенном возрасте; проблемы сочетаемости «образа родительской роли» у отца и матери, специфики ролевого репертуара у семей с разным социальным статусом и т. д.

Кроме того, авторская диагностическая методика «Социальные семейные роли» (вариант «Мои родительские роли») Е. Н. Васильевой, А. В. Орлова и полученные эмпирические данные могут быть использованы при организации диагностико-консультативной помощи семье с разным стажем родительства, а также при подготовке практических психологов в сфере семейного и детско-ро-дительского консультирования.

1. Васильева, Е. Н. Детские роли и их взаимосвязь с самооценкой, уровнем тревожности и восприятием дошкольником семейной ситуации / Е. Н. Васильева // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2 // URL: www.science-education.ru/131-23910.

2. Васильева, Е. Н. Научно-методические подходы к оценке ролевой структуры семьи / Е. Н. Васильева // Нижегородское образование. — 2013. — № 3. — С. 85—91.

3. Васильева, Е. Н. Психологическая готовность к родительству : монография / Е. Н. Васильева, А. В. Щербаков. — Н. Новгород : НИУ РАНХиГС, 2015. — 208 с.

4. Васильева, Е. Н. Родительские роли как фактор развития личностного компонента психологической готовности к родительству / Е. Н. Васильева, А. В. Щербаков // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 12 (ч. 11). — С. 2473—2481.

5. Васильева, Е. Н. Ролевая структура детско-родительских отношений : монография / Е. Н. Васильева. — Н. Новгород : НИУ РАНХиГС, 2015. — 196 с.

6. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учебное пособие / О. А. Карабанова. — М. : Гардарики, 2005. — 320 с.

7. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. — М. : Высшая школа, 1981. — 175 с.

8. Поршнев, Б. Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии) / Б. Ф. Поршнев. — М. : ФЭРИ-В, 2006. — 640 с.

9. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова [и др.]. — М., 1983. —448 с.

10. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В. А. Ядова. — Л. : Наука, 1979. — 264 с.

11. Семенихина, М. В. Взаимосвязь особенностей рефлексии и образов родителей у мужчин и женщин : автореф. дис. ... канд. психол. наук / М. В. Семенихина. — М., 2008. — 19 с.

12. Шабельников, В. К. Формирование личности в условиях разных типов жизнедеятельности семьи / В. К. Шабельников, А. В. Литвинова // Семья в России. — 2007. — № 4. — С. 41—50.

13. Щербаков, А. В. Родительские роли как детерминанты формирования личности в контексте психологической готовности к родительству у студенток вуза : дис. ... канд. психол. наук / А. В. Щербаков. — Н. Новгород, 2014. — 255 с.

14. Vasilyeva, E. N. Parental roles and types of parentings as determinants of a preschooler's emotional and personal well-being / E. N. Vasilyeva, A. V. Sherbakov // Procedía. — Social and Behavioral Sciences. — 2016. — Vol. 233. — P. 144—149.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРАТОРА ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА СТУДЕНТА

Н. В. КИРИЕНКОВА, аспирант АлтГПУ,

старший преподаватель кафедры педагогики АлтГПУ (Барнаул) kirnat67@mail.ru

В статье рассматриваются возможности индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в повышении качества подготовки студентов — будущих педагогов на примере Алтайского государственного педагогического университета. В работе раскрыто содержание психолого-педагогического сопровождения студента как субъекта образовательной деятельности. Определены основные характеристики ИОМ студента и функционал куратора. Представлены результаты лонгитюдного исследования реализации ИОМ в вузе.

The article describes the possibilities of the individual educational route (IER) in improvement the quality of students — future teachers on the example of the Altai state pedagogical university. The article presents the content of psychology and pedagogical maintenance of a student as a subject of educational activity. The author of the article defines the main characteristics of the student's IOM and the curator's functionality. Also the author presents the results of a long research of the realization of IOM in a higher educational institution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.