Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА РОДИТЕЛЬСКОЙ РОЛИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА РОДИТЕЛЬСКОЙ РОЛИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
61
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ РОДИТЕЛЯ / ОБРАЗ РОДИТЕЛЬСКОЙ РОЛИ / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Васильева Елена Николаевна

В данной публикации мы представляем отдельный аспект изучения «образа родительской роли», трактуемый нами как результат отражения в сознании субъекта некоторой модели родительского поведения, направленного на выполнение задач, удовлетворяющих потребности участников детско-родительской ролевой подструктуры семьи по обеспечению целостности, устойчивости и адаптивности семьи. На наш взгляд, образ своей родительской роли начинает формироваться в дошкольном детстве на основе подражания матери/отцу в своей семье. Нам представляется важным знать не только возрастную, но и гендерную специфику образа роли «матери/отца» у дошкольников обоего пола, для того, чтобы своевременно устранить нежелательные аспекты в формировании адекватного образа роли своих родителей, а впоследствии, и своей родительской роли. В исследовании принимали участие 148 детей 6 -7 лет (76 девочек и 72 мальчика) из полных семей, посещавших МДОУ г. Нижнего Новгорода. В качестве инструментария, нами была использована методика «Незаконченные предложения» Сакса и Леви, модифицированная автором, позволяющая получить обобщенные сведения о специфике структурных компонентов (К) интегрального образа роли «отца/матери». Ребенку предлагается завершить устные высказывания взрослого: 1. «Мама какая? 2. «Мама всегда……. 3. «Мама никогда…. 4. «Папа какой? 5. «Папа всегда……. 6. «Папа никогда… Ответы детей распределяются по следующим категориям: •К1 - личностные качества родителя («добрый», «трудолюбивая»); •К2 - физические параметры/внешний облик родителя («красивая», «сильный»); •К3 - поведение родителя («ходит на работу», «смотрит телевизор»); •К4 - взаимоотношения родителей («папа любит маму», «мама не ругается с папой»); •К5 - отношение родителя к ребенку («гуляет со мной», «любит меня»); •К6 - отношение ребенка к родителю («любимая», «хороший»). В результате проведенного исследования, мы выявили, что существует определенная гендерная специфика при формировании образа родительской роли у старших дошкольников. Девочки чаще, чем мальчики обращают внимание на такие структурные компоненты целостного образа роли «матери/отца» как: личностные качества родителя; характеристики внешности; взаимоотношения между родителями и отношение самого ребенка к родителю. Полученные данные открывают перспективы дальнейшего изучения эволюции образа родительской роли в последующих возрастах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Васильева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА РОДИТЕЛЬСКОЙ РОЛИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Гендерные особенности образа родительской роли у старших дошкольников.

Васильева Елена Николаевна, НИУ "Высшая школа экономики" г. Нижний Новгород (Россия)

Ключевые слова: образ родителя, образ родительской роли, гендерные особенности, старшие дошкольники.

В данной публикации мы представляем отдельный аспект изучения «образа родительской роли», трактуемый нами как результат отражения в сознании субъекта некоторой модели родительского поведения, направленного на выполнение задач, удовлетворяющих потребности участников детско-родительской ролевой подструктуры семьи по обеспечению целостности, устойчивости и адаптивности семьи. На наш взгляд, образ своей родительской роли начинает формироваться в дошкольном детстве на основе подражания матери/отцу в своей семье. Нам представляется важным знать не только возрастную, но и гендерную специфику образа роли «матери/отца» у дошкольников обоего пола, для того, чтобы своевременно устранить нежелательные аспекты в формировании адекватного образа роли своих родителей, а впоследствии, и своей родительской роли. В исследовании принимали участие 148 детей 6 -7 лет (76 девочек и 72 мальчика) из полных семей, посещавших МДОУ г. Нижнего Новгорода. В качестве инструментария, нами была использована методика «Незаконченные предложения» Сакса и Леви, модифицированная автором, позволяющая получить обобщенные сведения о специфике структурных компонентов (К) интегрального образа роли «отца/матери». Ребенку

предлагается завершить устные высказывания взрослого: 1. «Мама какая? 2. «Мама всегда.......

3. «Мама никогда.... 4. «Папа какой? 5. «Папа всегда.......6. «Папа никогда... Ответы детей

распределяются по следующим категориям: • К1 - личностные качества родителя («добрый», «трудолюбивая»); • К2 - физические параметры/внешний облик родителя («красивая», «сильный»); • КЗ - поведение родителя («ходит на работу», «смотрит телевизор»); • К4 -взаимоотношения родителей («папа любит маму», «мама не ругается с папой»); • К5 -отношение родителя к ребенку («гуляет со мной», «любит меня»); • К6 - отношение ребенка к родителю («любимая», «хороший»). В результате проведенного исследования, мы выявили, что существует определенная гендерная специфика при формировании образа родительской роли у старших дошкольников. Девочки чаще, чем мальчики обращают внимание на такие структурные компоненты целостного образа роли «матери/отца» как: личностные качества родителя; характеристики внешности; взаимоотношения между родителями и отношение самого ребенка к родителю. Полученные данные открывают перспективы дальнейшего изучения эволюции образа родительской роли в последующих возрастах.

Список литературы:

1.Васильева Е. Н. Динамика изменения «образа родительской роли» у супругов с разным стажем родительства// Нижегородское образование. — 2016.- № 4.- C. 127-133

2. Васильева Е.Н. Гендерные различия в структурных компонентах психологической готовности к родительству// Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6, URL: www.science-education.ru/113-11341

3. Васильева Е.Н. Детские роли и их взаимосвязь с самооценкой, уровнем тревожности и восприятием дошкольником семейной ситуации// Современные проблемы науки

и образования. - 2015. - № 2, URL: www.science-education.ru/131-23910

4. Васильева Е.Н. Научно-методические подходы к оценке ролевой структуры семьи // Нижегородское образование.- 2013.-№3.- С. 85-91

5. Васильева Е.Н., Щербаков А.В. Изучение отношения подростков, юношества и молодежи к своим будущим родительским ролям //В мире научных открытий. - 2013. - №9 (45). -С. 214-240

6. Психологическая готовность к родительству: монография / Е.Н. Васильева, А.В. Щербаков. -Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2015. - 208 c. ISBN 978-5-00036-116-0.

7. Ролевая структура детско-родительских отношений: монография / Е.Н. Васильева. - Н. Новгород: НИУ РАН-ХиГС, 2015. - 196 c. ISBN 978-5-00036-120-7.

8. Vasilyeva E. N., Sherbakov A. V. Parental roles and types of parental relationships as determinants of emotional and personal well-being of a preschooler, in: Procedia - Social and Behavioral Sciences Vol. 233: 2016. P.144-149.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.