Научная статья на тему 'Родительские роли и приемы воспитания как индикаторы эмоционально-личностного благополучия дошкольника'

Родительские роли и приемы воспитания как индикаторы эмоционально-личностного благополучия дошкольника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2013
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКИЕ РОЛИ / ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ / САМООЦЕНКА / ТРЕВОЖНОСТЬ / ДОШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильева Елена Николаевна

В данной статье предлагаются результаты части комплексного исследования ролевой структуры детско-родительских отношений. Семья это особая социальная группа, в которой существуют определенные нормы и правила поведения ее членов, своя иерархия семейных ролей. Кроме того, являясь клеточкой социальной структуры общества, семья выступает регулятором отношений между людьми. Существующие в обществе социальные нормы и культурные образцы задают определенные эталоны представлений о том, каким должен быть муж или жена, отец или мать по отношению к детям [1], а также какие меры воспитательного воздействия на ребенка могут быть использованы родителями. Психологический климат и особенности воспитания в семье играют решающую роль в формировании личности ребенка. Более того, отношения в семье между родителями, родителями и детьми продолжают оказывать свое влияние, как на протяжении детства, так и в дальнейшей взрослой жизни субъекта. Содержательная и эмоциональная сторона этих отношений, их формы, функции могут меняться, однако их значимость остается постоянно высокой, даже для зрелой личности. Детскородительские отношения входят в одну из подсистем семьи и, также как и семья в целом, имеют свою ролевую структуру. Феномен взаимозависимости семейных отношений позволяет составить их характеристику, изучая роли, выполняемые в семье ребенком. Многие зарубежные и отечественные авторы называют и описывают «детские роли» и последствия их «проигрывания»[2,7,8,9]. Что же касается родительских ролей, то, на наш взгляд, они недостаточно изучены и описаны, поскольку в своих исследованиях детско-родительского взаимодействия большинство авторов рассматривают, прежде всего, такие аспекты как: стили воспитания, поведения; типы родительского отношения, родительские позиции, родительские установки, директивы и т.д. [5,6,10,11]. Нам представляется важным рассмотреть именно ролевой аспект детско-родительских отношений, в данном случае, вопрос о том, какие приемы воспитания и родительские роли, используемые отцом и матерью в отношении своих детей, положительно или отрицательно влияют на актуальное состояние и дальнейшее эмоциональноличностное развитие ребенка. Цель исследования Выявление взаимосвязи семейных родительских ролей и приемов родительского воспитания с уровнем самооценки и уровнем тревожности старшего дошкольника. Организация исследования Исследование проходило в два этапа: • на первом этапе проводилась диагностическая работа с дошкольниками, оценка их уровня тревожности и самооценки; • на втором этапе определялись доминирующие приемы воспитания, используемые взрослыми и иерархия родительских ролей, выполняемых отцом/матерью по отношению к собственному ребенку. В исследовании принимали участие 171 человек: 57 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), посещающие МДОУ г. Н. Новгорода, а также их родители (отцы и матери) в количестве 114 человек, в возрасте 25-35 лет. Методы исследования. В качестве диагностического инструментария нами были выбраны следующие методики: авторская методика «Социальные семейные роли» (вариант «Родительские роли») Васильевой Е.Н., Орлова А.В. [3,4], методика «Приемы воспитания» (А.В. Орлов), методика определения самооценки «Лесенка» В.Г. Щур, проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Анализ данных проводился с использованием программы SPSS 21.0 и включал в себя методы описательной статистики и корреляционный анализ. Результаты. Анализ взаимосвязи тревожности и самооценки дошкольников с особенностями родительского отношения показал, что существует положительная корреляционная зависимость между уровнем тревожности и такими приемами родительского воспитания матери как «Авторитет» и «Свобода». Таким образом, если мать ориентирована в воспитании своего ребенка на авторитарное воспитание или предоставление ему «полной свободы», то уровень его тревожности повышается. Между показателем самооценки и таким приемом воспитания отца, как «Положительное принятие» также существует пол

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васильева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Родительские роли и приемы воспитания как индикаторы эмоционально-личностного благополучия дошкольника»

Родительские роли и приемы воспитания как индикаторы эмоционально-личностного

благополучия дошкольника

Васильева Елена Николаевна

НИУ "Высшая школа экономики", г. Нижний Новгород

Ключевые слова:

родительские роли, приемы воспитания, самооценка, тревожность, дошкольник Введение

В данной статье предлагаются результаты части комплексного исследования ролевой структуры детско-родительских отношений. Семья - это особая социальная группа, в которой существуют определенные нормы и правила поведения ее членов, своя иерархия семейных ролей. Кроме того, являясь клеточкой социальной структуры общества, семья выступает регулятором отношений между людьми. Существующие в обществе социальные нормы и культурные образцы задают определенные эталоны представлений о том, каким должен быть муж или жена, отец или мать по отношению к детям [1], а также какие меры воспитательного воздействия на ребенка могут быть использованы родителями. Психологический климат и особенности воспитания в семье играют решающую роль в формировании личности ребенка. Более того, отношения в семье между родителями, родителями и детьми продолжают оказывать свое влияние, как на протяжении детства, так и в дальнейшей взрослой жизни субъекта. Содержательная и эмоциональная сторона этих отношений, их формы, функции могут меняться, однако их значимость остается постоянно высокой, даже для зрелой личности. Детско-родительские отношения входят в одну из подсистем семьи и, также как и семья в целом, имеют свою ролевую структуру. Феномен взаимозависимости семейных отношений позволяет составить их характеристику, изучая роли, выполняемые в семье ребенком. Многие зарубежные и отечественные авторы называют и описывают «детские роли» и последствия их «проигрывания»[2,7,8,9]. Что же касается родительских ролей, то, на наш взгляд, они недостаточно изучены и описаны, поскольку в своих исследованиях детско-родительского взаимодействия большинство авторов рассматривают, прежде всего, такие аспекты как: стили воспитания, поведения; типы родительского отношения, родительские позиции, родительские установки, директивы и т.д. [5,6,10,11]. Нам представляется важным рассмотреть именно ролевой аспект детско-родительских отношений, в данном случае, вопрос о том, какие приемы воспитания и родительские роли, используемые отцом и матерью в отношении своих детей, положительно или отрицательно влияют на актуальное состояние и дальнейшее эмоционально-личностное развитие ребенка.

Цель исследования

Выявление взаимосвязи семейных родительских ролей и приемов родительского воспитания с уровнем самооценки и уровнем тревожности старшего дошкольника.

Организация исследования

Исследование проходило в два этапа: • на первом этапе проводилась диагностическая работа с дошкольниками, оценка их уровня тревожности и самооценки; • на втором этапе определялись доминирующие приемы воспитания, используемые взрослыми и иерархия родительских ролей, выполняемых отцом/матерью по отношению к собственному ребенку. В исследовании принимали участие 171 человек: 57 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), посещающие МДОУ г. Н. Новгорода, а также их родители (отцы и матери) в количестве 114 человек, в возрасте 25-35 лет.

Методы исследования.

В качестве диагностического инструментария нами были выбраны следующие методики: авторская методика «Социальные семейные роли» (вариант «Родительские роли») Васильевой Е.Н., Орлова А.В. [3,4], методика «Приемы воспитания» (А.В. Орлов), методика определения самооценки «Лесенка» В.Г. Щур, проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Анализ данных проводился с использованием программы SPSS 21.0 и включал в себя методы описательной статистики и корреляционный анализ.

Результаты.

Анализ взаимосвязи тревожности и самооценки дошкольников с особенностями родительского отношения показал, что существует положительная корреляционная зависимость между уровнем тревожности и такими приемами родительского воспитания матери как «Авторитет» и «Свобода». Таким образом, если мать ориентирована в воспитании своего ребенка на авторитарное воспитание или предоставление ему «полной свободы», то уровень его тревожности повышается.

Между показателем самооценки и таким приемом воспитания отца, как «Положительное принятие» также существует положительная взаимосвязь: чем чаще отец ориентирован в воспитании ребенка на положительные эмоции и любовь, тем выше будет уровень самооценки дошкольника.

После того как была выстроена иерархия родительских ролей взрослых, выполняемых ими по отношению к своему ребенку, мы выявили взаимосвязи между уровнем тревожности дошкольника и родительскими ролями матери «Советчик», «Утешитель» и «Эстет» и ролью отца «Объединитель». Частое использование данных ролей матерью/отцом приводит к повышению уровня тревожности старшего дошкольника. Отрицательная корреляционная зависимость выявлена по следующим ролям: чем чаще мать «играет» роли «Вдохновителя» или «Защитника», а отец - роль «Опекуна», тем ниже уровень тревожности их ребенка. Выявление влияния родительских ролей на уровень самооценки дошкольников показал, что родительские роли матери не влияют на самооценку ребенку. Отцовские роли «Воспитатель», «Опекун» и «Учитель» повышают положительную самооценку, а роли «Помощник», «Собеседник» и «Советчик», напротив, способствуют понижению уровня самоприятия ребенка. Для оптимизации детско-родительских отношений автором предлагается схема родительского тренинга как форма работы педагога или психолога с семьей.

Заключение.

Поскольку были получены достоверные показатели взаимосвязи приемов воспитания и родительских ролей с уровнем самооценки и тревожности дошкольника, можно рекомендовать авторские методики «Социальные семейные роли» и «Приемы воспитания» для диагностики эмоционально-личностного благополучия ребенка, осуществляемой в рамках психологической службы в ДОУ.

Кроме того, автору представляется необходимым продолжение исследования в следующих направлениях: изучение ролевой структуры детско-родительских отношений в разных

возрастах; выявление специфики иерархии родительских ролей в семьях, имеющих «особых» детей (детей с ограниченными возможностями, особенностями поведения, приемных детей, детей, находящихся под опекой и т.д.), а также изучение взаимосвязи выбора приемов воспитания и родительских ролей с индивидуально-личностными особенностями самого родителя.

Список литературы:

1. Абраменкова В.В. 2000. Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства: Дис. докт. психол. наук. М.

2. Берн Э. 1992. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений; люди, которые играют в игры:психология человеческой судьбы. СПб.

3. Васильева Е.Н. 2013. Научно-методические подходы к оценке ролевой структуры семьи // Нижегородское образование. № 3. С. 85-91.

4. Васильева Е.Н., Орлов А.В. 2013. Ролевая структура детско-родительского взаимодействия как составляющая психологической готовности к родительству // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. № 4. URL: http://www.es.rae.ru/bulletinpp/205-911.

5. Евсеева А.Н. 2000. Психологический климат семейного общения как фактор развития Я-концепции ребенка: Дис. канд. психол. наук. Н. Новгород.

6. Смирнова Е.О., Быкова М.В. 2003. Структура родительского отношения и его динамика в онтогенезе ребенка / Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. М.

7. Спиваковская А.С. 1986. Как быть родителями:о психологии родительской любви. М.

8. Фурманов И.А.,. Аладьин А.А, Фурманова Н.В. 1999. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства. Минск.

9. Хоментаускас Г.Т. 1989. Семья глазами ребенка. М.

10. Brody S. 1956. Patterns of mothering / S. Brody. N.Y.

11. Stevenson-Hinde J., Simpson M. 1981. Mothers Characteristics, interactions and infants characteristics // Child Development. Vol. 52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.