Научная статья на тему 'Родительские роли и приемы воспитания как индикаторы эмоционально-личностного благополучия дошкольника'

Родительские роли и приемы воспитания как индикаторы эмоционально-личностного благополучия дошкольника Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
539
160
Поделиться
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКИЕ РОЛИ / ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ / САМООЦЕНКА / ТРЕВОЖНОСТЬ / ДОШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Васильева Елена Николаевна

В данной статье предлагаются результаты части комплексного исследования ролевой структуры детско-родительских отношений. Семья это особая социальная группа, в которой существуют определенные нормы и правила поведения ее членов, своя иерархия семейных ролей. Кроме того, являясь клеточкой социальной структуры общества, семья выступает регулятором отношений между людьми. Существующие в обществе социальные нормы и культурные образцы задают определенные эталоны представлений о том, каким должен быть муж или жена, отец или мать по отношению к детям [1], а также какие меры воспитательного воздействия на ребенка могут быть использованы родителями. Психологический климат и особенности воспитания в семье играют решающую роль в формировании личности ребенка. Более того, отношения в семье между родителями, родителями и детьми продолжают оказывать свое влияние, как на протяжении детства, так и в дальнейшей взрослой жизни субъекта. Содержательная и эмоциональная сторона этих отношений, их формы, функции могут меняться, однако их значимость остается постоянно высокой, даже для зрелой личности. Детскородительские отношения входят в одну из подсистем семьи и, также как и семья в целом, имеют свою ролевую структуру. Феномен взаимозависимости семейных отношений позволяет составить их характеристику, изучая роли, выполняемые в семье ребенком. Многие зарубежные и отечественные авторы называют и описывают «детские роли» и последствия их «проигрывания»[2,7,8,9]. Что же касается родительских ролей, то, на наш взгляд, они недостаточно изучены и описаны, поскольку в своих исследованиях детско-родительского взаимодействия большинство авторов рассматривают, прежде всего, такие аспекты как: стили воспитания, поведения; типы родительского отношения, родительские позиции, родительские установки, директивы и т.д. [5,6,10,11]. Нам представляется важным рассмотреть именно ролевой аспект детско-родительских отношений, в данном случае, вопрос о том, какие приемы воспитания и родительские роли, используемые отцом и матерью в отношении своих детей, положительно или отрицательно влияют на актуальное состояние и дальнейшее эмоциональноличностное развитие ребенка. Цель исследования Выявление взаимосвязи семейных родительских ролей и приемов родительского воспитания с уровнем самооценки и уровнем тревожности старшего дошкольника. Организация исследования Исследование проходило в два этапа: • на первом этапе проводилась диагностическая работа с дошкольниками, оценка их уровня тревожности и самооценки; • на втором этапе определялись доминирующие приемы воспитания, используемые взрослыми и иерархия родительских ролей, выполняемых отцом/матерью по отношению к собственному ребенку. В исследовании принимали участие 171 человек: 57 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), посещающие МДОУ г. Н. Новгорода, а также их родители (отцы и матери) в количестве 114 человек, в возрасте 25-35 лет. Методы исследования. В качестве диагностического инструментария нами были выбраны следующие методики: авторская методика «Социальные семейные роли» (вариант «Родительские роли») Васильевой Е.Н., Орлова А.В. [3,4], методика «Приемы воспитания» (А.В. Орлов), методика определения самооценки «Лесенка» В.Г. Щур, проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Анализ данных проводился с использованием программы SPSS 21.0 и включал в себя методы описательной статистики и корреляционный анализ. Результаты. Анализ взаимосвязи тревожности и самооценки дошкольников с особенностями родительского отношения показал, что существует положительная корреляционная зависимость между уровнем тревожности и такими приемами родительского воспитания матери как «Авторитет» и «Свобода». Таким образом, если мать ориентирована в воспитании своего ребенка на авторитарное воспитание или предоставление ему «полной свободы», то уровень его тревожности повышается. Между показателем самооценки и таким приемом воспитания отца, как «Положительное принятие» также существует пол

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Васильева Елена Николаевна,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Родительские роли и приемы воспитания как индикаторы эмоционально-личностного благополучия дошкольника»

Родительские роли и приемы воспитания как индикаторы эмоционально-личностного

благополучия дошкольника

Васильева Елена Николаевна

НИУ "Высшая школа экономики", г. Нижний Новгород

Ключевые слова:

родительские роли, приемы воспитания, самооценка, тревожность, дошкольник Введение

В данной статье предлагаются результаты части комплексного исследования ролевой структуры детско-родительских отношений. Семья - это особая социальная группа, в которой существуют определенные нормы и правила поведения ее членов, своя иерархия семейных ролей. Кроме того, являясь клеточкой социальной структуры общества, семья выступает регулятором отношений между людьми. Существующие в обществе социальные нормы и культурные образцы задают определенные эталоны представлений о том, каким должен быть муж или жена, отец или мать по отношению к детям [1], а также какие меры воспитательного воздействия на ребенка могут быть использованы родителями. Психологический климат и особенности воспитания в семье играют решающую роль в формировании личности ребенка. Более того, отношения в семье между родителями, родителями и детьми продолжают оказывать свое влияние, как на протяжении детства, так и в дальнейшей взрослой жизни субъекта. Содержательная и эмоциональная сторона этих отношений, их формы, функции могут меняться, однако их значимость остается постоянно высокой, даже для зрелой личности. Детско-родительские отношения входят в одну из подсистем семьи и, также как и семья в целом, имеют свою ролевую структуру. Феномен взаимозависимости семейных отношений позволяет составить их характеристику, изучая роли, выполняемые в семье ребенком. Многие зарубежные и отечественные авторы называют и описывают «детские роли» и последствия их «проигрывания»[2,7,8,9]. Что же касается родительских ролей, то, на наш взгляд, они недостаточно изучены и описаны, поскольку в своих исследованиях детско-родительского взаимодействия большинство авторов рассматривают, прежде всего, такие аспекты как: стили воспитания, поведения; типы родительского отношения, родительские позиции, родительские установки, директивы и т.д. [5,6,10,11]. Нам представляется важным рассмотреть именно ролевой аспект детско-родительских отношений, в данном случае, вопрос о том, какие приемы воспитания и родительские роли, используемые отцом и матерью в отношении своих детей, положительно или отрицательно влияют на актуальное состояние и дальнейшее эмоционально-личностное развитие ребенка.

Цель исследования

Выявление взаимосвязи семейных родительских ролей и приемов родительского воспитания с уровнем самооценки и уровнем тревожности старшего дошкольника.

Организация исследования

Исследование проходило в два этапа: • на первом этапе проводилась диагностическая работа с дошкольниками, оценка их уровня тревожности и самооценки; • на втором этапе определялись доминирующие приемы воспитания, используемые взрослыми и иерархия родительских ролей, выполняемых отцом/матерью по отношению к собственному ребенку. В исследовании принимали участие 171 человек: 57 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), посещающие МДОУ г. Н. Новгорода, а также их родители (отцы и матери) в количестве 114 человек, в возрасте 25-35 лет.

Методы исследования.

В качестве диагностического инструментария нами были выбраны следующие методики: авторская методика «Социальные семейные роли» (вариант «Родительские роли») Васильевой Е.Н., Орлова А.В. [3,4], методика «Приемы воспитания» (А.В. Орлов), методика определения самооценки «Лесенка» В.Г. Щур, проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Анализ данных проводился с использованием программы SPSS 21.0 и включал в себя методы описательной статистики и корреляционный анализ.

Результаты.

Анализ взаимосвязи тревожности и самооценки дошкольников с особенностями родительского отношения показал, что существует положительная корреляционная зависимость между уровнем тревожности и такими приемами родительского воспитания матери как «Авторитет» и «Свобода». Таким образом, если мать ориентирована в воспитании своего ребенка на авторитарное воспитание или предоставление ему «полной свободы», то уровень его тревожности повышается.

Между показателем самооценки и таким приемом воспитания отца, как «Положительное принятие» также существует положительная взаимосвязь: чем чаще отец ориентирован в воспитании ребенка на положительные эмоции и любовь, тем выше будет уровень самооценки дошкольника.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

После того как была выстроена иерархия родительских ролей взрослых, выполняемых ими по отношению к своему ребенку, мы выявили взаимосвязи между уровнем тревожности дошкольника и родительскими ролями матери «Советчик», «Утешитель» и «Эстет» и ролью отца «Объединитель». Частое использование данных ролей матерью/отцом приводит к повышению уровня тревожности старшего дошкольника. Отрицательная корреляционная зависимость выявлена по следующим ролям: чем чаще мать «играет» роли «Вдохновителя» или «Защитника», а отец - роль «Опекуна», тем ниже уровень тревожности их ребенка. Выявление влияния родительских ролей на уровень самооценки дошкольников показал, что родительские роли матери не влияют на самооценку ребенку. Отцовские роли «Воспитатель», «Опекун» и «Учитель» повышают положительную самооценку, а роли «Помощник», «Собеседник» и «Советчик», напротив, способствуют понижению уровня самоприятия ребенка. Для оптимизации детско-родительских отношений автором предлагается схема родительского тренинга как форма работы педагога или психолога с семьей.

Заключение.

Поскольку были получены достоверные показатели взаимосвязи приемов воспитания и родительских ролей с уровнем самооценки и тревожности дошкольника, можно рекомендовать авторские методики «Социальные семейные роли» и «Приемы воспитания» для диагностики эмоционально-личностного благополучия ребенка, осуществляемой в рамках психологической службы в ДОУ.

Кроме того, автору представляется необходимым продолжение исследования в следующих направлениях: изучение ролевой структуры детско-родительских отношений в разных

возрастах; выявление специфики иерархии родительских ролей в семьях, имеющих «особых» детей (детей с ограниченными возможностями, особенностями поведения, приемных детей, детей, находящихся под опекой и т.д.), а также изучение взаимосвязи выбора приемов воспитания и родительских ролей с индивидуально-личностными особенностями самого родителя.

Список литературы:

1. Абраменкова В.В. 2000. Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства: Дис. докт. психол. наук. М.

2. Берн Э. 1992. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений; люди, которые играют в игры:психология человеческой судьбы. СПб.

3. Васильева Е.Н. 2013. Научно-методические подходы к оценке ролевой структуры семьи // Нижегородское образование. № 3. С. 85-91.

4. Васильева Е.Н., Орлов А.В. 2013. Ролевая структура детско-родительского взаимодействия как составляющая психологической готовности к родительству // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. № 4. URL: http://www.es.rae.ru/bulletinpp/205-911.

5. Евсеева А.Н. 2000. Психологический климат семейного общения как фактор развития Я-концепции ребенка: Дис. канд. психол. наук. Н. Новгород.

6. Смирнова Е.О., Быкова М.В. 2003. Структура родительского отношения и его динамика в онтогенезе ребенка / Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. М.

7. Спиваковская А.С. 1986. Как быть родителями:о психологии родительской любви. М.

8. Фурманов И.А.,. Аладьин А.А, Фурманова Н.В. 1999. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства. Минск.

9. Хоментаускас Г.Т. 1989. Семья глазами ребенка. М.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

10. Brody S. 1956. Patterns of mothering / S. Brody. N.Y.

11. Stevenson-Hinde J., Simpson M. 1981. Mothers Characteristics, interactions and infants characteristics // Child Development. Vol. 52.