Научная статья на тему 'НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РОЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ СЕМЬИ'

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РОЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ СЕМЬИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
158
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА СЕМЬИ / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ / СЕМЕЙНАЯ РОЛЬ / СУПРУЖЕСКИЕ РОЛИ / РОЛИ РЕБЕНКА / РОДИТЕЛЬСКИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РОЛИ / FAMILY STRUCTURE / SOCIAL ROLE / FAMILY ROLE / MARITAL ROLE / THE ROLE OF THE CHILD / PARENTAL FUNCTIONAL ROLES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильева Е. Н.

В статье рассматривается возможность использования авторской методики «Социальные семейные роли» для диагностики ролевой структуры детско-родительских отношений в семейной ситуации. Автор рассматривает ретроспективу исследований, посвященных ролевому репертуару родителей и ребенка в семье, и представляет собственный опросник в трех вариантах, выявляющий разную картину распределения функциональных родительских ролей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and methodical approaches to an assessment of the role structure of a family

This article considers the possibility of using the author’s method of «family social role» for the diagnosis of the role structure of parent-child relationships in a family situation. The authors consider the retrospective studies of role repertoire of parents and children in the family, and represent their own survey in three variants, revealing a different picture of the distribution function of parental roles.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РОЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ СЕМЬИ»

ЛИТЕРАТУРА _

1. Акутина, С. П. Педагогические технологии : учеб.-метод. пособие / С. П. Акутина, В. А. Волгунов, Ю. В. Чудакова. — Арзамас : АГПИ, 2009. — 138 с.

2. Дергачева, Л. М. Классификация дидактических игр с позиции различных методологических подходов / Л. М. Дергачева / / Математика в школе. — 2004. — № 6. — С. 24—35.

3. Иванова, Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М. : Просвещение, 2011. — 190 с.

4. Калът, Е. А. Дидактические игры на уроках математики в классах повышенного педагогического внимания / Е. А. Кальт // URL: http://www.omsk.edu.

5. Колосова, В. А. Игровая технология в развитии математического творчества школьников / В. А. Колосова, Ю. Г. Антюшина / / Педагогические технологии математического творчества : сб. статей участников международной научно-практической конференции. — Арзамас : АГПИ, 2011. — С. 461—464.

6. Кузнецова, Е. В. Занимательные задачи как средство формирования творческой деятельности учащихся 5 и 6 классов в обучении математике : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Кузнецова. — М., 1997. — 20 с.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. — М. : Академия, 2002. — 272 с.

8. Самоукина, Н. В. Игры, в которые играют. Психологический практикум / Н. В. Самоукина. — Дубна : Феникс, 2002. — 128 с.

9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2011. — 161 с.

В статье рассматривается возможность использования авторской методики «Социальные семейные роли» для диагностики ролевой структуры детско-родительских отношений в семейной ситуации. Автор рассматривает ретроспективу исследований, посвященных ролевому репертуару родителей и ребенка в семье, и представляет собственный опросник в трех вариантах, выявляющий разную картину распределения функциональных родительских ролей.

This article considers the possibility of using the author's method of «family social role» for the diagnosis of the role structure of parent-child relationships in a family situation. The authors consider

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РОЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ СЕМЬИ

Е. Н. ВАСИЛЬЕВА,

кандидат психологических наук,

доцент кафедры организационной психологии

НИУ ВШЭ (Нижний Новгород)

vayulena @ yandex.ru

the retrospective studies of role repertoire of parents and children in the family, and represent their own survey in three variants, revealing a different picture of the distribution function of parental roles.

Ключевые слова: структура семьи, социальная роль, семейная роль, супружеские роли, роли ребенка, родительские функциональные роли

Key words: family structure, social role, family role, marital role, the role of the child, parental functional roles

Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего — от правильного формирования ролевого образа.

Современный этап развития общества связан с гуманизацией и индивидуализацией образования. Одним из основных направлений реформирования системы образования является построение моделей психолого-педагогического сопровождения развития, воспитания и обучения подрастающего поколения. В структуре данного направления работа с семьей занимает важнейшее место, поэтому специалистов сферы образования необходимо вооружить определенным инструментарием для диагностики, консультирования, коррекции, то есть для оказания квалифицированной помощи семье и ребенку в трудной ситуации.

В рамках системного подхода семья рассматривается как целостная система, реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов семьи, характеризующаяся внешними и внутренними границами и иерархической ролевой структурой отношений [5].

Семья включает две основные подсистемы: 3 супружеских отношений; 3 детско-родительских отношений. Между этими подсистемами существуют взаимосвязи и взаимообусловленность. Подвижность и гибкость границ семейной системы является важной характеристикой, обеспечивающей возможность быстрой адаптивной перестройки семейного руководства, правил, перераспределения семейных ролей и выработку новых образцов ролевого поведения.

Ролевая структура семьи характеризуется распределением ролей, принятие которых обуславливается степенью ответственности за выполнение роли, то есть сформированностью мотивационного и операционно-технического компонентов ролевого поведения, и конфликтностью роли — противоречивостью в сознании человека поведенческих моделей, необходимых для ее реализации.

Семейная роль понимается как конкретизация социальных ролей мужа и жены, матери и отца, детей и родителей и т. д. По определению Т. Шибутани, «социальная роль человека в обществе — это представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от него в данной ситуации» [12, с. 25].

Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего — от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила и нормы диктует ему то или иное поведение. Для того чтобы сформировать образ поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи [12]. В пространстве семьи супружеские отношения первичны по происхождению, они создают основу ее функционирования и развития.

Исследователи указывают на различные факторы, определяющие ролевое поведение супругов: сменяющиеся социокультурные взгляды на семейные ро-

ли мужчин и женщин (Ю. Е. Алешина, Е. В. Антонюк, В. Н. Дружинин, В. А. Сы-сенко, В. М. Целуйко); несогласованность ролевых представлений супругов (Н. Н. Обозов, А. Н. Обозова); совместимость их индивидуальных ценностных представлений (Э. Г. Эйдемиллер); стереотипы родительской семьи (Э. Берн, Т. И. Мишина) [1]; особенности представлений супругов о собственном ролевом поведении (Б. Б. На-гоев) [8]; влияние родительской семьи на построение семьи в следующем поколении (С. О. Докучаева) [4] и т. д.

Ролевая согласованность в браке, определяющаяся как степень соответствия ролевых ожиданий одного из супругов и притязаний его партнера в значимых сферах брака, выступает фактором развития брачно-семейных отношений [1].

В сфере детско-родительских отношений родительские роли представлены недостаточно. В основном в научных исследованиях авторы рассматривают такие аспекты, как родительская позиция, стили воспитания, поведения, родительские установки и директивы, типы родительского отношения и т. д. Ряд исследований посвящен изучению ролей, которые выполняет ребенок в семейной ситуации. Н. Н. Посысоев выделяет роли, которые ребенку «предписано играть» родителями во внутрисемейных отношениях, например «Кумир», «Козел отпущения», «Делегат» и др. [9].

От характера, места и функционального наполнения роли во многом зависит формирование личности ребенка. Изучая психологические особенности проблемной семьи, некоторые авторы описывают роли, которые ребенок может выбрать как стратегию адаптации к подобной семейной ситуации. Так, в работе И. А. Фурманова, А. А. Аладьина, Н. В. Фурмановой дается характеристика ролей ребенка в семье алкоголиков: «Ужасный ребенок», «Псевдородитель», «Шут гороховый», «Человек-невидимка», «Больной» [9].

В работе Е. О. Смирновой и М. В. Быковой выделены девять стилей родитель-

ского поведения, которые представлены как следующие родительские роли: «Строгий родитель»; «Объяснительный родитель»; «Компромиссный родитель»; «Ситуативный родитель»; «Сочувствующий родитель», «Автономный родитель», «Потакающий родитель» [6].

В последние годы появился интерес к проблемам формирования родительского отношения и поведения. Однако при всем многообразии исследований система детско-родительских ролевых отношений в настоящее время практически не изучена. Описание спектра родительских ролей в данном контексте является актуальной задачей.

Анализ современных подходов (Н. Чо-дороу [11], Е. А. Володарская [3], В. А. Лазарева [7], Г. Г. Филиппова, Н. В. Миле-хина [10], Ю. В. Борисенко [2]), позволил выделить ряд положений для определения понятия «родительская социальная роль». Родительская социальная роль — это социальная функция личности в семье в отношении ребенка, соответствующая семейному укладу, принятым в семье нормам поведения, традициям и сложившимся межличностным отношениям.

Можно говорить о разных формах социальных ролей в семье: это и предписанные обществом нормативные роли (отец, мать, опекун), и статусные роли (глава семьи, старший ребенок, младший и др.), и роли-игры (например, «добрый и злой полицейский»). С нашей точки зрения, первостепенной задачей при исследовании семейных отношений является изучение системы функциональных ролей. Мы понимаем функциональную семейную социальную роль как определенную модель поведения человека в семье, в структуре семейных отношений, направленную на выполнение определенных функциональных задач (обязанностей) по обеспечению целостности, устойчивости и адаптивности семьи.

При всем многообразии исследований, система детско-родительских ролевых отношений в настоящее время практически не изучена.

Игнорирование определенной функциональной задачи, когда никто из членов семьи не хочет играть соответствующую функциональную роль, может приводить к нарастанию проблем в семье.

Функциональные семейные роли, как и другие социальные роли, определяются той нишей (положением), которую занимает человек в семье, в системе семейных отношений. Набор задач, которые должны быть решены членами семьи, и соответствующий ему набор функциональных обязанностей для всех семей является однотипным. Поскольку структура семьи как социальной системы достаточно определенна, то функциональные роли как эмер-джентные свойства ее элементов постоянны и имеются всегда. Игнорирование определенной функциональной задачи, когда никто из членов семьи не берет на себя ее решение, то есть не хочет играть соответствующую функциональную роль, может приводить к нарастанию проблем в семье.

Вместе с тем семьи достаточно индивидуальны по характеру семейных отношений и, следовательно, по проявлению функциональных ролей. Различаются значимость тех или иных функциональных ролей для целостности семьи, степень их выраженности, частота проявления, взаимосвязь. Функциональную роль может брать на себя кто-то один из членов семьи или оба родителя, а также дедушки с бабушками. Ролевые ожидания (экспекта-ции) могут быть четко выраженными или неопределенными. В каждой семье есть своя специфика в отношении структуры и ценностной иерархии функциональных родительских ролей.

В основу данного исследования положена индуктивная стратегия, реализующаяся по принципу «от практики — к теории». Опираясь на описания ролевого поведения отцов и матерей в реальных семьях, мы (Е. Н. Васильева и доцент кафедры психофизиологии Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского А. В. Орлов) поставили задачу создать список типичных функциональ-

ных родительских ролей. В исследовании участвовали 186 студентов — мужчины и женщины в возрасте от 18 до 23 лет, который был определен как оптимальный, так как связи с родительской семьей еще достаточно тесные, а личный опыт и уровень знаний позволяют довольно полно, детально и четко описать поведение человека, его проявления.

Респондентам были заданы вопросы: «Какие функции выполняли Ваши родители применительно к Вам, когда Вы были ребенком? Что они делали для Вас? Какие роли играли?» В течение 30 минут участники исследования давали письменные ответы в свободной форме. В дальнейшем тексты прошли контент-анализ. Эмпирически были определены основные смысловые элементы, которыми описывались те или иные родительские роли, составлены кодировки, по которым характеризовались описания респондентов. На основе текстов респондентов был составлен общий первичный список родительских ролей с их характеристиками, который обсуждался экспертами — профессиональными психологами, работающими в сфере социальной, семейной, возрастной, педагогической психологии, психологии межличностных отношений, психодиагностики и семейному консультированию. Независимо друг от друга они оценивали полноту списка, корректность определений. Из списка были удалены близкие понятия, нетипичные роли, уточнены формулировки. Таким образом, методом экспертных оценок определены основные функциональные родительские роли в структуре семейных отношений. В окончательном варианте в списке указываются 20 социальных ролей:

3 «Авторитет»—лицо, являющееся неким идеалом личности для данного человека, служащее примером для подражания;

3 «Вдохновитель» — лицо, которое может воодушевить, поднять настроение, настроить на что-либо, придать уверенности;

3 «Воспитатель» —лицо, целенаправленно прививающее нормы и правила поведения данному человеку, указывающее, как нужно поступать в той или иной ситуации;

3 «Дисциплинатор» —лицо, распределяющее наказания в отношении данного человека;

3 «Друг» — лицо, которому данный человек может довериться;

3 «Зависимый» —лицо, которое зависит от данного человека;

3 «Защитник» — лицо, которое защищает данного человека от проблем, вселяет спокойствие;

3 «Компаньон» — лицо, участвующее в совместной с данным человеком деятельности на более или менее равных правах;

3 «Объединитель» —лицо, которое объединяет семью в единое целое, гасит конфликты, сближает родственников;

3 «Опекун» — лицо, осуществляющее уход за данным человеком, удовлетворяющее материальные потребности;

3 «Организатор» — лицо, являющееся инициатором и вдохновителем семейных мероприятий и досуга;

3 «Помощник» —лицо, к которому данный человек может обратиться за помощью в плане практических действий, который может его выручить в каком-либо деле;

3 «Оппонент»—лицо, с которым у данного человека много разногласий, противоречий, конфликтов;

3 «Руководитель» — лицо, которое управляет данным человеком, дает указания, требует их исполнения, организует его жизнь, контролирует поведение;

3 «Собеседник» — лицо, с которым можно интересно поговорить, получить полезную информацию;

3 «Советчик» —лицо, к которому данный человек может обратиться за советом как к эксперту в чем-либо и получить ценное пояснение;

3 «Тренер» — лицо, которое заставляет данного человека проявлять активность, стимулирует на ту или иную деятельность;

3 «Утешитель» — лицо, к которому данный человек может обратиться за эмоциональной поддержкой, сочувствием и получить ее;

3 «Учитель» —лицо, целенаправленно обучающее данного человека чему-либо, передающее какие-либо знания и навыки;

3 «Эстет» — лицо, прививающее чувство вкуса, гармонии и красоты.

Данная модель репертуара функциональных родительских ролей может считаться типичной, так как включает в себя описания 90 % респондентов. Список функциональных родительских ролей построен на изложении реальных семейных ситуаций, поэтому может считаться эмпирически валидным.

На основе данной модели были составлены три формы опросника «Функциональные родительские роли», различающиеся измерительными шкалами.

3 Форма «А» опросника предполагает ранжирование элементов списка от «1» (наиболее часто проявляющаяся роль и наиболее характерная для родителя роль) до «20» (роль, демонстрируемая реже других, наименее характерная для родителя). При обработке результатов анализируются выставленные ранги и положение одной роли относительно других.

3 Форма «В» опросника имеет шестизначную шкалу вариантов ответа, соответствующих частоте проявления роли: от «0» — «практически никогда не проявляется»— до «6» — «постоянно проявляется». При обработке результатов анализируются баллы, проводится их сравнение.

3 Форма «С» опросника предполагает оценку реальной выраженности демонстрируемых ролей и предпочитаемых. Задаются два вопроса:

3 Как реально проявляется данная роль у родителя?

3 Как бы вы хотели, чтобы данная роль проявлялась?

Список функциональных родительских ролей построен на изложении реальных семейных ситуаций, поэтому может считаться эмпирически валидным.

Измерительная шкала имеет пять вариантов ответа: «практически никогда», «очень редко», «редко», «периодически, время от времени», «часто», «практически постоянно».

Анализ предполагает определение разницы реального проявления роли и желательного. Данные баллы суммируются по всему списку ролей, на основе этого оценивается степень удовлетворенности респондента ролевым поведением родителя. Чем больше суммарный показатель, тем сильнее неудовлетворенность.

Созданная нами модель опросника

ЛИТЕРАТУРА _

может использоваться в исследовательских целях для определения структуры ролевого поведения в детско-родитель-ских отношениях. Данные, полученные с помощью него, достаточно информативны, так как методика содержит большой ролевой репертуар. Респонденты могут оценивать проявление родительских ролей у своих родителей, себя, своего супруга. Может оцениваться как реальная ситуация (прошлая или настоящая), так и гипотетическая, например, при изучении установок молодежи применительно к будущей семье.

1. Бакланова, О. Э. Согласованность супружеских ролей как фактор развития продуктивных брачно-семейных отношений : автореф. дис. ... канд. психол. наук / О. Э. Бакланова. — СПб., 2012. — 25 с.

2. Борисенко, Ю. В. Психология отцовства / Ю. В. Борисенко // Журнал практической психологии. — 2007. — № 1. — С. 3—7.

3. Володарская, Е. А. «Родительская» и «студенческая» модели представлений о семейном воспитании / Е. В. Володарская, Н. Ю. Логвинова // Психологический журнал. — 2005. — Т. 26. — № 5. — С. 26—34.

4. Докучаева, С. О. Влияние родительской семьи на построение супружеской семьи в следующем поколении / С. О. Докучаева // Психологическая наука и образование. — 2005. — № 3. — С. 41—55.

5. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учебное пособие / О. А. Карабанова. — М. : Гардарики, 2005. — 320 с.

6. Кузьмишина, Т. Л. Особенности отношения детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам : дис. ... канд. психол. наук / Т. Л. Кузьмишина. — М., 2006. — 147 с.

7. Лазарева, В. А. Влияние согласованной ролевой структуры молодых супругов на удовлетворенность браком / В. А. Лазарева // Семейная психология и семейная терапия. — 2005. — № 4. — С. 3—8.

8. Нагоев, Б. Б. Акмеологические факторы развития продуктивного ролевого поведения в семье : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Б. Б. Нагоев. — М., 2006. — 21 с.

9. Основы психологии семьи и семейного консультирования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. Н. Н. Посысоева. — М. : ВЛАДОС-Пресс, 2004. — 328 с.

10. Филиппова, Г. Г. Особенности представлений матери и отца о будущем ребенке / Г. Г. Филиппова, Н. В. Милехина // Перинатальная психология и психология родительства. — 2006. — № 2. — С. 82—93.

11. Чодороу, Н. Воспроизводство материнства: психоанализ и социология пола / Н. Чодо-роу // Антология гендерной теории / сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. — Мн. : Пропилеи, 2000. — С. 29—76.

12. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. — Ростов н/Д : Феникс, 2002. — 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.