Научная статья на тему 'Role of ksai Krasnoyarsk regional Fund of supporting scientific and technologicalactivities in the development of scientific and educationalcomplex of Krasnoyarsk region'

Role of ksai Krasnoyarsk regional Fund of supporting scientific and technologicalactivities in the development of scientific and educationalcomplex of Krasnoyarsk region Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ПОДДЕРЖКА НАУКИ / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / AUTONOMOUS INSTITUTION / PRIORITIES / SUPPORT OF SCIENCE / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Iptyshev A. A., Bybina Ya Yu

In this article the mechanism of government support for scientific work will be discussed. One of the most successful examples of such mechanism is KSAI Krasnoyarsk regional fund of supporting scientific and technological activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Iptyshev A. A., Bybina Ya Yu

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Role of ksai Krasnoyarsk regional Fund of supporting scientific and technologicalactivities in the development of scientific and educationalcomplex of Krasnoyarsk region»

УДК: 001.38

А. А. Иптышев, Я. Ю. Быбина

РОЛЬ КРАЕВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ ФОНД ПОДДЕРЖКИ НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В РАЗВИТИИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Рассмотрен механизм государственной поддержки научной деятельности на примере деятельности Краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности».

Ключевые слова: автономное учреждение, приоритетные направления, поддержка науки, частно-государственное партнерство.

Красноярский край имеет ряд территориальных и экономических особенностей: это второй по площади регион Российской Федерации, при этом он как бы разделяет страну на две части - восточную и западную. Регион имеет слабозаселенные и богатые природными ресурсами северные территории, при этом относительно густонаселенные южные районы с высокотехнологичными производствами, такими как радиоэлектроника, аэрокосмическая и атомная промышленность.

Если говоритьоб экономических особенностях, то в последние годы существенно повысилась привлекательность Красноярского края для инвесторов. По темпам инвестиционных поступлений край занимает пятое место в России.

Среди 83 субъектов Федерации край входит в десятку крупнейших регионов-доноров, занимая седьмое место по объему валового продукта. Таким образом, край представляет собой уникальную площадку для апробации стратегических проектов, имеющих актуальность для всей страны.

Сегодня в крае делается ставка на создание новых и модернизацию уже существующих высокотехнологичных производств, которая, на наш взгляд, невозможна без соответствующего кадрового и научного сопровождения.

В Красноярском крае действуют 11 государственных и 2 негосударственных высших учебных заведения. Дополняет систему государственного высшего образования сеть филиалов негосударственных высших учебных заведений (преимущественно московских и санкт-петербургских). Филиалы негосударственных вузов ведут образовательную деятельность во всех городах края. По данным территориального органа государственной статистики, общее число обучающихся в вузах края - 112 094 студентов (из них 63 875 на дневной форме обучения), в настоящий момент в аспирантурах вузов и научных организаций края обучается 2 193 человек. Ежегодно около 300 аспирантов представляют к защите или защищают кандидатскую диссертацию [1].

Одним из прогрессивных элементов воспитания и подготовки специалистов с исследовательскими и практическими навыками является система организации и ведения научной деятельности студентов и молодых ученых. При этом весьма актуальными являются государственная поддержка талантливой молодежи, отбор, воспитание и целенаправленная подготовка нового поколения молодых высококвалифицированных специалистов, связывающих свою жизнь и работу с наукой.

В последние два десятилетия происходит ослабление внимания и недостаточное информационное и методическое обеспечение молодежной научной политики, что повлияло на воспроизводство научного потенциала в крае, в частности привело к отсутствию в науке преемственности поколений, что чревато серьезными последствиями. Из этого вытекает необходимость создания новой концепции в части организации и развития научной деятельности молодежи: разработка ее содержания, видов, форм, методов и механизмов обеспечения.

Правительством края разработаны основные принципы и механизмы в области молодежной политики в науке. Усовершенствована система управления краевой системой науки и высшего образования, включающая организационные нормативно-правовые и финансовые аспекты. Министерство образования и науки Красноярского края взаимодействует в решении поставленных перед ним задач с Советом ректоров вузов Красноярского края, Красноярским научным центром Сибирского отделения Российской академии наук, учреждениями науки и образования края и другими элементами системы на краевом уровне.

В крае ведется активная государственная поддержка молодых ученых, экспериментаторов, деятелей культуры в целях стимулирования и повышения престижа новаторства, а именно:

- в соответствии с Законом Красноярского края от 06.07.2006 г. № 19-5051 «О краевых именных стипендиях для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории Красноярского края» ежегодно выплачиваются именные стипендии, которые носят имена выдающихся людей Красноярского края, учрежденные в целях поощрения и социальной поддержки студентов [2];

- в соответствии с Законом Красноярского края от 03.12.2004 г. № 12-2674 «Об образовании» учреждена Государственная премия Красноярского края для поощрения молодых работников образовательных учреждений профессионального образования, добившихся высоких результатов в педагогической деятельности и научных разработках, направленных на социально-экономическое развитие края. Законом Красноярского края от 08.12.2006 г. № 20-5422 внесены изменения в ст. 15 и 19 в Закон края «Об образовании», где существенно увеличены размеры государственных премий Красноярского края [3].

Недостаток кадрового потенциала, в первую очередь в сфере научно-инновационной деятельности, является сдерживающим фактором при развитии крупных проектов национального масштаба на территории Сибири и, в частности, в Красноярском крае.

В Красноярском крае ведется работа по следующим направлениям: развитию инфраструктуры поддержки научных исследований и разработок, стимулированию притока молодых высококвалифицированных научных кадров в систему высшего и послевузовского образования; разработке комплекса программных мероприятий по развитию кадрового и научного потенциала Красноярского края.

Таким образом, одним из немаловажных факторов инвестиционной привлекательности региона является результативность процесса формирования инновационной инфраструктуры.

Разработана Программа социально-экономического развития Красноярского края. Сегодня одной из главных задач является повышение благосостояния граждан Красноярского края за счет реализации крупных инвестиционных проектов, и здесь ключевую роль играет развитие кадрового и научного и потенциала.

В условиях ограниченных бюджетных возможностей правительство края стремится совершенствовать систему целевого финансирования инновационных проектов и прикладных разработок ученых высшей школы. С этой целью в 2008 г. в Красноярске было создано Краевое государственное автономное учреждение (КГАУ) «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научнотехнической деятельности». Основной задачей фонда является финансирование прикладных исследований, опытно-конструкторских работ, привлечение инвестиций в науку, с использованием механизма частно-государственного партнерства, что позволило совместно с учеными вузов содействовать созданию малых предприятий по выпуску наукоемкой продукции.

Деятельность фонда осуществляется в строгом соответствии с государственным заданием, сформированным правительством Красноярского края, приоритетными направлениями государственной поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности в Красноярском крае, утвержденных постановлением Законодательного собрания края от 07.07.2009 г. № 8-3635П [4], Законом края «О государственной поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Красноярского края» от 10.07.2008 г. № 6-2000 [5].

Необходимо отметить, что разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций является одним из основных приоритетов государственной политики на территории Российской Федерации на среднесрочную перспективу, в соответствии с бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 гг.

Направления деятельности фонда следующие:

- организация регионального конкурса инициативных исследовательских проектов «Енисей» Российского фонда фундаментальных исследований;

- содействие в организации научной, научно-технический и инновационной деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых Красноярского края;

- содействие в организации научно-образовательных мероприятий на территории Красноярского края;

- содействие в организации научно-технических исследований, разработок, инновационных программ и проектов для обеспечения конкурентных преимуществ экономики Красноярского края;

- содействие в организации социальных и гуманитарных исследований, разработок и инноваций, направленных на повышение качества жизни населения Красноярского края, выполнение функций заказчика научной, научно-технической и инновационной продукции;

- организация независимой экспертизы проектов и мероприятий (рис. 1).

Фонд поддерживает Координационный совет молодых ученых и специалистов Красноярского края, является неизменным партнером многих конференций, олимпиад и стажировок, активно стимулирует научно-инновационную деятельность студентов, аспирантов и молодых ученых, содействует созданию малых предприятий по выпуску наукоемкой продукции, что способствует сохранению кадров в крае и многократному увеличению эффективности их деятельности. Фонд также сотрудничает с крупнейшими предприятиями, такими как ОАО «Красноярский машиностроительный завод», ФГУП «Горно-химический комбинат», ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» и др.

По итогам 2009 г. учреждением профинансирована реализация 172 проектов и мероприятий 23 предприятий и организаций края на сумму свыше 100 млн руб., из которых финансирование из краевого бюджета составило 66 млн руб. В 2010 г. плановый показатель составляет 243 проекта и мероприятия, по состоянию на

15.11.2010 г. поддержано 37 предприятий и организаций с объемом финансирования свыше 154 млн рублей, из которых 110 млн рублей составляют средства краевого бюджета.

Основные параметры и показатели качества оказываемых учреждением государственных услуг при поддержке проектов приведены в табл. 1.

Основные параметры и показатели качества оказываемых учреждением государственных услуг при поддержке мероприятий приведены в табл. 2.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о высокой эффективности и востребованности данного механизма в отношении поддержки научной и научнотехнической деятельности на территории края, целесообразности его дальнейшего развития и совершенствования механизмов и направлений государственной поддержки научной и научно-технической деятельности.

Также необходимо отметить, что в 2010 г. предусмотрено 120 млн руб., в конкурсах по состоянию на

15.11.2010 г. участвовало 79 организаций, объем запрошенных субсидий превысил 620 млн руб. (рис. 2). Стоит отметить, что средний конкурс составляет 1 к 6 и востребованность оказываемых учреждением государственных услуг очень высока.

По итогам выполнения проектов, поддержанных учреждением в 2009-2010 гг., можно выделить ряд проектов, научно-технические результаты которых позволяют в 2011 г. осуществить на территории края:

- подготовку серийного производства свободнопоточной микроГЭС (заявители ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», ФГУП НПО «Радиосвязь»);

- организацию серийного производства беспилотных летательных аппаратов (заявители ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», ФГУП НПО «Радиосвязь»);

- разработку, испытания и внедрение элементов полезной нагрузки малых космических аппаратов (заявители ГОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академикаМ. Ф. Решетнева», ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева»);

- серийное изготовление устройств и инструментов коррекции позвоночника (заявители ГОУ ВПО «Красноярский медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого», ОАО «Красноярский машиностроительный завод»);

- серийное производство борон и сепараторов семян (заявитель ООО НПО «Технорос»);

- разработку и внедрение в хирургическую практику высокотехнологичных изделий из материала нового поколения «Биопластатан» и технологий их применения (заявители Институт биофизики СО РАН, ГОУ ВПО «Красноярский медицинский университет имени профессора

В. Ф. Войно-Ясенецкого») и др.

Рис. 1. Организация конкурсных процедур экспертизы 6

Рис. 2. Сравнительный анализ объемов запрошенных субсидий по отношению к объему выделенных учреждению средств в разрезе проведенных конкурсов по состоянию на 15.11.2010 г.

и Институтлеса им. В.Н. Сукачёва СО РАН - 20 и Институт химии и химической технологии СО РАН - 19 ^ Норильский индустриальный институт- 13 и Филиал СФУ в г. Железногорске - 14 и Остальные организации -138

Рис. 3. Распределение количества заявок по юридическим лицам среди 10 лидеров

Таблица 1

Сравнительный анализ эффективности деятельности учреждения при поддержке проектов

Показатели Годы

2009 2010

Объем целевого финансирования, млн руб. 60 104

Объем привлеченного софинансирования, млн руб. 30 41,5

Количество публикаций в ведущих международных журналах и из перечня Высшей аттестационной комиссии, ед. 68 126*

Количество договоров на внедрение научной деятельности, ед. 21 30*

Количество заявок на получение охранных документов на объекты интеллектуальной собственности, ед. 31 35*

Количество проектов, реализованных по заказу Законодательного собрания и органов исполнительной власти края 6 32

* По состоянию на 15.11.2010 г.

По экспертным оценкам внедрение результатов вышеуказанных проектов позволит получить объем инновационной продукции 0,7 млрд руб. в среднесрочной перспективе (рис. 3).

Фонд осуществляет поддержку научно-технического творчества молодежи, студенческих конструкторских бюро (СКБ), ориентированных на конкретные объекты конструирования, реализующих, по сути, проектный подход в деятельности. Моделью такой системы является программа «Студенческий спутник» в Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени академика М. Ф. Решетнева. Если допустить СКБ к работе над заказами малых наукоемких предприятий и обучению по программам бизнес-школ, такая система начнет работать как кузница кадров для действующих и новых предприятий по разработке и выпуску наукоемкой продукции, т. е. как эффективный «бизнес-инкубатор». Не секрет, что названная форма пока не оправдывает возлагавшихся на нее надежд, но в предложенной конфигурации может оказаться реально действующим механизмом подготовки молодежи для активной профессиональной реализации. При этом желательно работать на межвузовской основе.

Таким образом, очевидна эффективность деятельности учреждения в отношении поддержки научной и научно-технической деятельности на территории Красноярского края, а также целесообразность его дальнейшего развития и совершенствования механизмов и направлений государственной поддержки.

Библиографические ссылки

1. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю. иИЬ: http://www.krasstat.gks.ru/digital/region6/default.aspx (дата обращения: 15.12.2010).

2. О краевых именных стипендиях для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории Красноярского края : закон Краснояр. края : [от 06.07.2006 г. № 195051; подп. губернатором Краснояр. края 25.07.2006 г.] // КонсультантПлюс. иИЬ: www.consultant.ru (дата обращения: 15.12.2010).

3. Об образовании: закон Краснояр. края: [от 03.12.2004 г № 12-2674; подп. губернатором Краснояр. края 21.12.2004 г] // КонсультантПлюс. ИКЬ: www.consultant.ru (дата обращения: 15.12.2010).

4. Об утверждении приоритетных направлений государственной поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности в Красноярском крае : постановление Законодательного собрания Краснояр. края : [от 07.07.2009 г. № 8-3635П] // КонсультантПлюс. ИЯЬ: www.consultant.ru (дата обращения: 15.12.2010).

5. О государственной поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Красноярского края: закон Краснояр. края: [от 10.07.2008 г. № 6-2000; подп. губернатором Краснояр. края 23.07.2008 г.] //КонсультантПлюс. ЦВЪ: www.consultant.ru (дата обращения: 15.12.2010).

Таблица 2

Сравнительный анализ эффективности деятельности учреждения при поддержке мероприятий

Показатели Годы

2009 2010

Объем целевого финансирования, млн руб. 6 7

Объем привлеченного софинансирования, млн руб. 1,5 2,5

Количество поддержанных участников международных конференций, чел. 42 68*

Количество поддержанных научных мероприятий, ед. 30 45*

* По состоянию на 15.11.2010 г.

A. A. Iptyshev, Ya. Yu. Bybina

ROLE OF KSAI “KRASNOYARSK REGIONAL FUND OF SUPPORTING SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICALACTIVITIES” IN THE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL COMPLEX OF KRASNOYARSK REGION

In this article the mechanism of government support for scientific work will be discussed.

One of the most successful examples of such mechanism is KSAI “Krasnoyarsk regional fund of supporting scientific and technological activities ”.

Keywords: autonomous institution, priorities, support ofscience, Public-Private Partnership.

©Иптышев А. А., БыбинаЯ. Ю., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.