Научная статья на тему 'Проблемы развития институциональной среды финансового рынка в контексте обеспечения финансовой безопасности региона (на примере Красноярского края)'

Проблемы развития институциональной среды финансового рынка в контексте обеспечения финансовой безопасности региона (на примере Красноярского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FINANCIAL SECURITY / ФИНАНСОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / FINANCIAL INFRASTRUCTURE / ВЕНЧУРНЫЕ ФОНДЫ / VENTURE CAPITAL FUNDS / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / BANKING SYSTEM / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФОНДЫ / STATE FUNDS / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ / STATE CORPORATIONS / МИКРОФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / INSTITUTES / MICROFINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Владимирова Ольга Николаевна

В статье рассматриваются проблемы развития институциональной среды финансового рынка как одного из факторов обеспечения финансовой безопасности региона. Анализ функционирования финансовых институтов в регионе способствует определению приоритетных направлений процессов совершенствования обеспеченности финансовыми ресурсами субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Владимирова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

РROBLEMS OF FINANCIAL MARKET INSTITUTIONAL ENVIRONMENT DEVELOPMENT IN CONTEXT OF REGION'S FINANCIAL SECURITY ASSURANCE (BY THE EXAMPLE OF КRASNOYARSK TERRITORY)

The article considers problems of financial market institutional environment development as a factor of region's financial security assurance. The analysis of region's financial institutions activity makes it possible to determine promising trends for improving availability of entities' financial resources.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития институциональной среды финансового рынка в контексте обеспечения финансовой безопасности региона (на примере Красноярского края)»

Заключение

1. Предложена методика построения модели системы внешнего электроснабжения железной дороги переменного тока, основанная на применении методики структурно-параметрической идентификации с использованием информации, получаемой от устройств векторных измерений режимных параметров PMU WAMS.

2. Результаты компьютерного моделирования свидетельствуют о высокой точности расчета режимов СТЭ на основе предложенной модели: максимальная погрешность для сети высокого напряжения в расчетном примере составила 1,1 %; погрешность определения напряжения на токоприемнике электровоза не превысила 0,7 %.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Губанов В. А., Захаров В. В., Коваленко А. Н. Введение в системный анализ. Л. : ЛГУ, 1988. 232 с.

2. Закарюкин В. П., Крюков А. В, Шульгин М. С.

Параметрическая идентификация линий электропередачи и трансформаторов. Иркутск : Изд-во ИрГУПС, 2012. 96 с.

3. Справочник по теории автоматического управления / под ред. А. А. Красовского. М. : Наука, 1987. 712 с.

4. Карабутов Н. Н. Структурная идентификация систем: Анализ динамических структур. М. : МГИУ, 2008. 160 с.

5. Крюков А. В., Вторушин Д. П. Структурно-параметрический синтез моделей электрических сетей, питающих тяговые подстанции // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. Т.2. Иркутск : Изд-во ИрГУПС, 2012. С. 81-87.

6. Закарюкин В. П., Крюков А. В. Сложнонесим-метричные режимы электрических систем. Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2005. 273 с.

7. Ра20поМ-Качество - Расчеты показателей качества электроэнергии в системах электроснабжения в фазных координатах с учетом движения поездов : Свидетельство об офиц. регистр. программы для ЭВМ №2007612771 (РФ) / За-карюкин В.П., Крюков А.В. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; опубл. 28.06.2007.

8. Мокеев А. В. Разработка и внедрение систем сбора телемеханической информации // Электрические станции. № 6. 2007. С. 60-61.

УДК 336.76-027.45 (571.51) Владимирова Ольга Николаевна,

д. э. н., доцент, зав. кафедрой Финансы и кредит, Торгово-экономический институт Сибирского федерального университета (Красноярск)

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)

O.N. Vladimirova

РROBLEMS OF FINANCIAL MARKET INSTITUTIONAL ENVIRONMENT DEVELOPMENT IN CONTEXT OF REGION'S FINANCIAL SECURITY ASSURANCE (BY THE EXAMPLE OF ^ASNOYARSK TERRITORY)

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы развития институциональной среды финансового рынка как одного из факторов обеспечения финансовой безопасности региона. Анализ функционирования финансовых институтов в регионе способствует определению приоритетных направлений процессов совершенствования обеспеченности финансовыми ресурсами субъектов.

Ключевые слова: финансовая безопасность, финансовая инфраструктура, венчурные фонды, банковская система, государственные

фонды, государственные корпорации, микрофинансовые институты.

Abstract. The article considers problems of financial market institutional environment development as a factor of region's financial security assurance. The analysis of region's financial institutions activity makes it possible to determine promising trends for improving availability of entities ' financial resources.

Keywords: financial security, financial infrastructure, venture capital funds, banking system, state funds, state corporations, institutes, microfinancing.

Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство. _Экономика и управление_

Процессы вступления России в ВТО актуализируют вопросы обеспечения экономической безопасности страны и регионов. Продолжая тематические исследования, методология и результаты которых отражены [2], целесообразно привести характеристику динамики основных индикаторов экономической безопасности Красноярского края.

За рассматриваемый период в крае наблюдается существенное отклонение от пороговых значений по ряду показателей во всех блоках. В сфере инвестиционной безопасности сохраняется негативная тенденция скачкообразной динамики доли инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте (ВРП), что свидетельствует об отсутствии четкой инвестиционной политики. В 2009-2010 годах регион имеет скачкообразную направленность бюджета. Тревожным сигналом является планирование на краткосрочную перспективу превалирования расходной части над доходной.

Сохраняется рост доли кредиторской задолженности предприятий и организаций. В блоке «Производственная безопасность» значительные отклонение от порогового значения наблюдается по таким показателям, как индекс промышленного производства, индекс производства продукции сельского хозяйства, доля в промышленном производстве машиностроения. Социальная безопасность в крае продолжает характеризоваться как критическая: доля населения с доходами ниже прожиточного минимума превышает минимальное пороговое значение более чем в 2 раза. Расходы консолидированного бюджета на здравоохранение и культуру по-прежнему на низком уровне. Сохраняется достаточно высокий уровень преступности при положительной тенденции снижения количества совершаемых преступлений. В сфере демографической безопасности наблюдается увеличение значений коэффициентов смертности при сохранении превышения пороговых значений.

Одним из элементов экономической безопасности выступает финансовая безопасность. Обращение к научной литературе показывает, что вопросы понимания сущности понятия «финансовая безопасность» в настоящее время остаются дискуссионными (табл. 1), и это, соответственно, определяет расхождение состава элементов и показателей, оценивающих ее состояние.

В рассмотренной методике данный блок представлен только двумя индикаторами: отношением дефицита бюджета региона к ВРП и отношением кредиторской задолженности предприятий к ВРП.

ш

В.В. Бурцев Состояние экономики, при котором обеспе-[3] чивается формирование положительных

финансовых потоков государства в объемах, необходимых для выполнения его задач и функций

М. Дмитри-Некоторое состояние финансовой системы ева [5] государства, при котором характеризующие его показатели не превышают предельно допустимых значений, обеспечивая таким образом нормальное функционирование всей экономики страны в соответствии с целями проводимой экономической политики

М. Арсентьев [1]

Е.А. Олейников [15]

Т а б л и ц а 1 Определение «финансовая безопасность»

в научной литературе_

Источник

А

Главная часть экономической безопасности страны, основанная на независимости, эффективности и конкурентоспособности финансово-кредитной сферы России, выраженной через систему критериев и показателей ее состояния, характеризующих сбалансированность финансов, достаточную ликвидность активов и наличие необходимых денежных, валютных, золотых и других резервов_

В.К. Сенча-гов [14]

А.Н. Литви-ненко, Т.Ю. Феофилова, А.С. Ворот-нев [7]

Содержание

Б

Состояние финансов и финансовых институтов, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных экономических интересов, гармоничное и социально направленное развитие национальной экономики, финансовой системы и всей совокупности финансовых отношений и процессов в государстве, готовность и способность финансовых институтов к поддержанию социально-политической стабильности общества. При этом формируются необходимые и достаточные экономический потенциал и финансовые условия для сохранения целостности и единства финансовой системы даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов и успешного противостояния внутренним и внешним угрозам финансовой безопасности

Состояние финансово-банковской системы при котором государство может в определенных пределах гарантировать общеэкономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов

Структура, качество и направления финансовых потоков, при которых достигается баланс устойчивого, согласованного функционирования составляющих финансовой системы и предельно допустимой степени финансовой самостоятельности совокупности субъектов экономики, позволяющий противостоять внутренним и внешним угрозам экономической безопасности государства

По мнению автора, важнейшим фактором формирования финансовой безопасности выступает наличие и уровень развития институциональной среды финансового рынка, что также оказывает воздействие и на инвестиционную безопасность. С одной стороны, генезис финансовых инструментов и институтов обусловлен необходимостью формирования и функционирования финансового рынка, отвечающего условиям сменяющихся технологических укладов и парадигм развития. Смена парадигм развития определяет наличие финансовых инноваций, которые, в свою очередь, требуют адекватной институциональной инфраструктуры. С другой стороны, адекватность и достаточность институтов, удовлетворяющих реалиям современного этапа развития общественных отношений, способствует оптимизации организации финансовых и денежных потоков экономических субъектов.

Неоспоримо, одним из главных институтов является государство, реализующее свою финан-

Основные виды государственных

совую деятельность через такие формы, как бюджет и государственные внебюджетные фонды.

В существующих методиках определения финансовой безопасности [например 12] в состав индикаторов обязательно включаются показатели, характеризующие бюджетную сферу (в частности, дефицит бюджета в процентах к ВВП, соотношение доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, удельный вес задолженности по налоговым платежам в общем объеме всех поступлений в бюджет и др.). На современном этапе концепция формирования и федерального, и региональных бюджетов определяется как социально-ориентированная, что является основополагающим при определении возможных предельных величин бюджетных расходов, обеспечивающих выполнение государством своих функций.

Средства государственных внебюджетных (несоциальных) фондов (табл. 2) используются для финансирования государственных расходов, кото-

Т а б л и ц а 2

фондов Российской Федерации

Фонд Направления оказания поддержки

Инвестиционный фонд Российской Федерации Поддержка приоритетных для государства и регионов конкретных инвестиционных проектов путем создания транспортной, инженерной или энергетической инфраструктуры государственного или муниципального значения, без которой эти проекты не могут быть реализованы

Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) Поддержка научно-исследовательских работ по всем направлениям фундаментальной науки на конкурсной основе: по математике, механике и информатике; физике и астрономии; химии; биологии и медицинской науке; наукам о Земле; наукам о человеке и обществе; в области информационных технологий и вычислительных систем; в области фундаментальных основ инженерных наук

Российский фонд технологического развития (РФТР) Финансовая поддержка прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, соответствующих приоритетным направлениям развития науки и техники, перечню критических технологий федерального уровня и ориентированных на внедрение и реализацию конкретных конечных результатов

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Формирование благоприятной среды для предпринимательской деятельности (стимулирование в приоритетном порядке создания и развития малых наукоемких предприятий, малых форм в научно-технической сфере). Развитие науки и формирование национальной инновационной системы (в том числе на основе создания условий, обеспечивающих активное вовлечение в гражданский оборот объектов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета; развития системы государственной поддержки инновационных компаний на этапе старта, в первую очередь малого бизнеса). Вовлечение молодежи в инновационную деятельность

Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) Государственная поддержка развития гуманитарных наук, распространения гуманитарных знаний в обществе, возрождения традиций отечественной гуманитарной науки по всем основным направлениям гуманитарного знания: истории, археологии, этнографии, экономике, философии, социологии, политологии, правоведению, науковедению, филологии, искусствоведению, психологии, проблемам комплексного изучения человека, психологии и педагогике

Венчурный инновационный фонд Формирование организационной структуры системы венчурного инвестирования в соответствии с одобренными Правительственной комиссией по научно-инновационной политике основными направлениями развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования) и организация привлечения инвестиций (в том числе зарубежных) в высокорисковые наукоемкие инновационные проекты

рые не включены в бюджет.

Результаты проведенного анализа свидетельствуют о неравномерном участии регионов в деятельности фондов. В Красноярском крае в качестве примера можно привести представительство Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. На 01.01.2010 в Фонд поступило 18 000 проектов, свыше половины из них из регионов России, поддержано свыше 6500 проектов. Представительства Фонда активно работают в 38 регионах Российской Федерации.

Одновременно ограничениями взаимодействия с фондами можно указать:

- неопределенность организационно-правового положения всех фондов, что существенно сужает рамки предоставления возможных видов помощи;

- формализованный и бюрократический характер подачи и рассмотрения заявок, что зачастую приводит к утрате актуальности проектов или «перетеканию» их за пределы страны.

Широко представлены и доступны институты банковского сектора. Следует отметить, что их участие в обеспечении финансовой безопасности сопряжено со следующими проблемами:

- неэффективное территориальное распределение. Например, на территории Красноярского края банковская система представлена 5 кредитными организациями (0,5 % от среднероссийской численности) и 57 филиалами (2,03 %). Это во многом обусловливает достаточно низкий уровень совокупного индекса обеспеченности региона банковскими услугами - 0,55 в регионе против 1,39 в среднем по России;

- недостаточно высокий размер банковских активов в отношении к валовому продукту, недостаточная капитализация, неразвитость института синдицирования кредитов. Зачастую количественный параметр обусловливает ограниченность качественного, что находит проявление в неспособности выдавать крупные кредиты. По данным Центрального банка РФ, в Красноярском крае функционирует по 1 банку с величиной уставного капитала 10-30 млн руб., 60-150 млн руб., 150300 млн руб. и 2 банка с уставным капиталом 300500 млн руб. Совокупные активы банков по состоянию на 01.01.2010 составляли 236 549 млн руб. Значение индикатора, характеризующего финансовую обеспеченность банковскими услугами по активам в регионе сформировалось на уровне 0,24 п. при среднероссийском в 1,9 п. Аналогичная ситуация в сфере насыщенности банковскими услугами по объему кредитов - практически в три раза меньше (0,51 п. против 1,29 п.);

- жесткие условия залогового обеспечения;

- величина процентной ставки. Ставки по кредитам нефинансовым организациям в рублях со сроком погашения до 1 года в 2010 г. снизились с 14,1 до 11,16 %. Цена денег слишком высока для большинства предприятий, ведь уровень рентабельности проданных товаров и услуг в среднем по отраслям в 2010 г. составлял 10 % против 10,8 % 2009 г. В производстве машин и оборудования рентабельность еще ниже - 3,7 %, в производстве транспортных средств - 0,3 % [14]. Очевидно, что для инновационной экономике ставка в 14,5 % по кредиту неприемлема, максимальная ставка не должна превышать уровень в 3-4 % при условии неизменности их величины на протяжении 5-10 и более лет;

- дисбаланс кредитования в отраслевом разрезе. Отрасли, ориентированные на внутренний спрос, не имеют возможности обеспечивать свои инвестиционные программы более дешевыми и одновременно более объемными источниками финансирования (облигации, прямые кредитные линии зарубежных банков). В первую очередь это относится к торговле и строительству, частично - к обрабатывающим производствам [15].

Ориентация на инновационное развитие в условиях ужесточающейся международной конкуренции актуализирует развитие рыночных институтов, в том числе организаций венчурного финансирования. В России данный процесс характеризуется следующими данными: число венчурных фондов и фондов прямого инвестирования в 2009 году составляло 162 единицы, в 2010 - 172 единицы. За счет средств указанных фондов профинансировано в 2009 году 69 компаний, в 2010 - 128, при этом наблюдается и увеличение среднего размера сделок (с 7,4 млн долл. до 19,7 млн долл.). В целом, по данным МЭРТ, венчурное финансирование составляет в России лишь 1-3 %, а в развитых зарубежных странах - более 6 % непроцентных расходов бюджета [17].

Проблемы развития институтов венчурного финансирования в России связаны:

- со структурой вложений в инвестиционные активы. Венчурная форма предполагает вложение средств в активы высокорисковых предприятий, их акции, доли и т. д. В России в настоящее время прослеживается обратная тенденция: большая часть средств инвестируется в низкодоходные, но одновременно низкорисковые активы - государственные ценные бумаги (от 22 до 75 % совокупных активов), банковские депозиты (5,3-35 %);

- с диспропорциями в направлениях венчурного финансирования. В частности, наметился явный перекос в сторону нанотехнологий. По оцен-

кам экспертов, более 700 организаций в стране занимаются нанотехнологиями. По данным РАВИ, основными секторами экономики как в 2009 году, так и в 2010 году оставались телекоммуникации и компьютеры, финансовые услуги и потребительский рынок [18];

- в российском варианте участие государства заменяет так называемых «бизнес-ангелов» (профессиональных инвесторов, вкладывающих часть средств в инновационные компании на самых ранних стадиях развития), без которых на Западе просто не обойтись.

В Красноярском крае формирование и функционирование институтов венчурного финансирования находится на начальной стадии. По официальным данным, в регионе в 2006 году Российской венчурной компанией совместно с краевой администрацией был учрежден Красноярский региональный венчурный фонд, величина активов которого составила 120 млн руб. Управляющая компания «Тройка-Диалог» не видит привлекательных объектов в крае, что позволяет охарактеризовать ее присутствие как формальное.

В 2009 году предполагалось создание с участием «Роснано» венчурного фонда, уставной капитал которого должен был составить 3 млрд руб. Однако фонд до сих пор не создан. Официальная позиция звучит так: в настоящий момент совместный с Роснано венчурный фонд в крае пока не создан, так как сейчас «Роснано» сосредоточено на создании совместных фондов с частными инвесторами, в частности, госкорпорацией организован совместный фонд с красноярской группой компаний «Сигма» объёмом 2 млрд руб, который будет инвестировать в инновационные проекты трёх регионов: Красноярского края, Новосибирской и Томской областей. Пока у фонда, несмотря на то, что он находится в Красноярске, в реализации проекты из Новосибирска и Томска [8].

Важная роль во всех программных документах отводится механизмам государственно-частного партнерства (ГЧП). Под этим термином понимается использование государством механизмов, стимулирующих участие бизнеса в инновационной деятельности [20]. В предлагаемой статье ГЧП отнесено к категории институтов с точки зрения Дугласа Нортона, определяющего его как совокупность формальных, фиксируемых в праве, и неформальных, фиксируемых в обычном праве, рамок, структурирующих взаимодействия индивидов в экономической, политической и социальной сферах, а также механизмов, обеспечивающих их выполнение. В красноярском региональном законодательстве государственно-частное партнерство рассматривается как взаимовыгодное сотрудниче-

ство государственного партнера и частного партнера в целях реализации приоритетных задач социально-экономического развития края [6]. Основными формами поддержки, предусмотренными в законе, являются: а) предоставление бюджетных инвестиций; б) предоставление мер государственной поддержки в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В крае примером эффективного взаимодействия бизнеса и власти выступает реализация двух проектов - «Комплексное развитие Нижнего При-ангарья» (общий бюджет - 9, 2 млрд долл., из них 15,7 % - средства Инвестиционного фонда, собственные средства частного капитала - 27,45 %, заемные средства - 57,5 %) и «Строительство железнодорожной линии Кызыл - Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва» (общий бюджет - 4,4 млрд долл., из них 74,7 % - средства Инвестиционного фонда, средства частного капитала - 62,6 %) [10], ведутся переговоры о финансировании строительства четвертого моста через Енисей.

В целом обобщение аналитических материалов показывает, что основными проблемами в развитии институтов государственно-частного партнерства в России являются:

- начальная стадия развития нормативно-правового обеспечения механизма ГЧП, выражающаяся в отсутствии федерального закона о ГЧП, что определяет неоднозначность раскрытия основных понятий и положений и создает возможность разработки дублирующих и отчасти некорректных региональных актов;

- неэффективное взаимодействие между органами региональной власти и местного самоуправления, что определяет медленное развитие ГЧП в регионах. Многие инвестиционные инициативы со стороны частных инвесторов, получившие поддержку на одном уровне, сталкиваются с противодействием на другом;

- недофинасирование как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. По статистическим данным [10], региональное и муниципальное бюджетное финансирование составляет 80 % от требуемого, частное - 65 % .

В качестве положительного аспекта следует указать на широту спектров отраслей экономики, задействовавших ресурсы ГЧП - это дорожная инфраструктура, промышленность, жилищное строительство, ЖКХ, энергетика, сельское хозяйство, инновации, экология.

В последнее десятилетие в стране активизо-рована деятельность по созданию особых субъектов - институтов развития. Среди них особое место занимают государственные корпорации. Гос-

ударственная корпорация (ГК) — организационно-правовая форма некоммерческих организаций в России. Государственной корпорацией признаётся не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций [17]. Данная форма институтов рассматривается в качестве переходной формы, призванной способствовать консолидации государственных активов и повышению эффективности стратегического управления ими. К настоящему времени функционирует 6 ГК: Государственная корпорация - Агентство по страхованию вкладов (Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»), Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (Федеральный закон от 17 мая 2007 г № 82-ФЗ «О банке развития»), Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»), Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»), Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ро-стехнологии» (Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии»), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Роса-том»).

В регионе присутствие ГК достаточно активное. Так, край, начиная с 2007 года, сотрудничает с Государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в организации финансирования инвестиционных проектов, направленных на устранение инфраструктурных ограничений экономического роста, включая развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, на повышение эффективности. В 2012 году Государственной корпорацией по атомной энергии «Роса-том» и Красноярским краем подписано соглаше-

ние о сотрудничестве в области устойчивого социально-экономического развития закрытых административно-территориальных образований края (ЗАТО) Зеленогорск и Железногорск, на территории которых расположены предприятия «Росатома».

В последнее время во многих программных документах особое внимание уделяется институтам микрофинансирования. В соответствии с классическим определением, используемым ООН, под термином «микрофинансирование» подразумевается предоставление субъектам малого предпринимательства и физическим лицам, имеющим ограниченный доступ к традиционным банковским услугам, финансовых и дополняющих их услуг, направленных с точки зрения макроэкономического эффекта на сглаживание социального неравенства в обществе, развитие частного предпринимательства, повышение уровня жизни населения, обеспечение занятости [19]. Основными задачами функционирования таких структур являются обеспечение доступности рабочего капитала для начинающих предпринимателей (start-up), содействие ускоренному развитию малого бизнеса, выравнивание диспропорций регионального развития, декриминализация малого бизнеса путем сокращения доли ростовщического и теневого финансирования начинающих предпринимателей.

Средний размер микрокредита/микрозайма составляет 120 тыс. рублей в небанковском секторе и 700 тыс. рублей у банков, средний срок от 2 мес. до 2 лет (до 1 года - 80 %). Объем портфеля микрозаймов на 31.12.2011 г. - 35-37 млрд руб. (примерно), из них: на развитие бизнеса - 60 % на потребительские нужды - 40 % (из них 10 % на PDL). Количество заемщиков на предпринимательские цели на 31.12.2011 г. - 200 000, около 20 % заемщиков - начинающие предприниматели 70 % микрозаймов выдается в малых городах и населению. Спрос на микрозаймы - 320 млрд руб., из них: на развитие существующего малого бизнеса - около 80 %, на start up - около 20 % [19].

В России по состоянию на 01.12.2012 в государственном реестре микрофинансовых организаций зарегистрировано 1004 организации, из них в Красноярском крае - 16 [21]. Преимущественно они представлены обществами с ограниченной ответственностью. В регионе поддержку малого и среднего бизнеса на условиях микрофинасиро-вания также осуществляет ОАО «Красноярское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса». Объем средств на 2009 г составил 83,3 млн руб., до 500 тыс. руб. по одному договору.

В рамках исследования инновационной восприимчивости регионов [4] был проведен анализ

формирования инновационной инфраструктуры, по итогам которого определено, что в Красноярском крае финансовый компонент инфраструктуры представлен такими институтами, как венчурные фонды и фонды поддержки малого предпринимательства.

Обобщая вышеизложенное, по мнению автора, следует отметить: в целом в институциональной среде ведущие позиции прочно удерживают государство и банки, что ограничивает реализацию потенциала рыночных институтов, отвечающих требованиям конкурентной инновационной экономики, и соответственно, создает благоприятные условия для формирования финансовых угроз и снижения финансовой безопасности. Очевидно, что вопросы наличия и способности финансовых институтов создавать механизмы защиты финансовой безопасности требую серьезных исследований и принятия адекватных мер по их развитию.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Арсентьев М. Финансовая безопасность России. URL: http://liber.rsuh.ru (Дата обращения: 04.03.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Белякова Г. Я., Владимирова О. Н. Формирование инновационной системы как фактор экономической безопасности региона // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 10.

3. Бурцев В. В. Финансовая безопасность государства // Аудиторские ведомости. 2001. № 9.

4. Владимирова О. Н. Инновационная восприимчивость региона: условия формирования и управление : монография. Красноярск : Изд-во Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т, 2011.

5. Дмитриева M. O. Безопасность финансового рынка России. URL: http://liber.rsuh.ru. (Дата обращения: 04.03.2013).

6. Об участии Красноярского края в государственно-частном партнерстве : Закон Красноярского края от 01.12.2011 №13-6633. URL: krasnoyarsk.allbusiness.ru/content/document_r_ 7A848882-F319-46E5-AAD8-43B08A41F916.html (Дата обращения: 04.03.2013).

7. Литвиненко А. Н., Феофилова Т. Ю., Воротнев А. С. Финансовая безопасность государства: проблема управления рисками. СПб. : ИВЭСЭП, Знание. 2006. С. 9.

8. Правительство Красноярского края и Государственная корпорация «Росатом» подписали соглашение о сотрудничестве. URL: http://www.24rus.ru/more.php?UID=80114. (Дата обращения: 04.03.2013).

9. Российский статистический ежегодник. 2011 : стат. сб. / Росстат. М., 2011. 795 с.

10.Шарипова Е. Анализ проектов Инвестиционного фонда Российской Федерации 2007-1010 гг. URL: http://www.pppinrussia.ru/userfiles/ up-load/iles/artikles/Analiz_porektov_invest_fonda_R F_2007-2011.pdf. Дата обращения: 04.03.2013).

11. О некоммерческих организациях : Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru/popular/nekomerz/ . (Дата обращения: 19.04.2013).

12. Финансовая безопасность: теория, методология и практика / Е. А. Филимонова. Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2010. 213 с.

13. Экономическая и национальная безопасность : учебник / под ред. Е. А. Олейникова. М : Экзамен, 2004. С. 171.

14. Экономическая безопасность России: общий курс : учебник. М., 2005. С. 73.

15.Центральный банк Российской Федерации : официальный сайт Банка России. URL: //www.cbr.ru. (Дата обращения: 09.05.2013).

16. Федеральная служба государственной статистики : официальный сайт Федеральной службы государственной статистики URL: www gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/. (Дата обращения: 21.05.2013).

17. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ economy. URL: //www.gov.ru. (Дата обращения: 09.05.2013).

18.Информационный портал Российской ассоциации венчурного инвестирования. URL: //www. rvca.ru . (Дата обращения: 09.05.2013).

19. Микрофинасирование в России : информационный портал. URL: //www.rusmicrofinance.ru/. (Дата обращения: 08.05.2013).

20. Государственно-частное партнерство в России : [Сайт]. URL: //www.pppinrussia.ru/main/ppp_in_russia/about. (Дата обращения: 09.05.2013).

21. Федеральная служба по финансовым рынкам : [Сайт]. URL: //www.fcsm.ru/ru/contributors/ mi-crofinance_org/ Reporting_MFIs. (Дата обращения: 10.05.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.