Научная статья на тему 'Роль звуков в происхождении языка'

Роль звуков в происхождении языка Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
266
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗВУЧАНИЕ / SOUND / ИСТОЧНИК / SOURCE / ИНФОРМАТИВНОСТЬ / INFORMATIVITY / ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА / ORIGIN OF A LANGUAGE / МЫШЛЕНИЕ / THINKING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кадимов Руслан Гаджимурадович

Целью данной работы является характеристика звучания как природного явления, обладающего уникальными свойствами, которые стали причиной и легли в основу появления членораздельной речи и мышления. Исследование основано на следующих методах: дедуктивный, сравнительно-исторический и наблюдательный. Результат. Множество факторов подтверждает связь звука и смысла. Выводы. В основе появления естественных языков лежит способность звука нести объективную информацию о своем источнике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SOUNDS IN THE ORIGIN OF A LANGUAGE

The paper is aimed to characterize sounding as a natural phenomenon with unique properties that caused and formed the basis of the articulate speech and thinking. The research is based on the following methods: deductive, comparative-historical ones and observation. As a result, there are many factors confirming the relationship between the sound and its meaning. Thus, we may conclude: the origin of natural languages is based on the peculiarity of the sound to carry objective information about its source.

Текст научной работы на тему «Роль звуков в происхождении языка»

Филологические науки / Philological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 80

DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-2-47-50

Роль звуков в происхождении языка

© 2018 Кадимов Р. Г.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: yazik-kultura@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Целью данной работы является характеристика звучания как природного явления, обладающего уникальными свойствами, которые стали причиной и легли в основу появления членораздельной речи и мышления. Исследование основано на следующих методах: дедуктивный, сравнительно-исторический и наблюдательный. Результат. Множество факторов подтверждает связь звука и смысла. Выводы. В основе появления естественных языков лежит способность звука нести объективную информацию о своем источнике.

Ключевые слова: звучание, источник, информативность, происхождение языка, мышление.

Формат цитирования: Кадимов Р. Г. Роль звуков в происхождении языка // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. Т. 12. № 2. 2018. С. 47-50. 001: 10.31161/1995-0667-2018-12-1-47-50

The Role of Sounds in the Origin of a Language

© 2018 Ruslan G. Kadimov

Dagestan State Pedagogical University Makhachkala, Russia; e-mail: yazik-kultura@mail.ru

ABSTRACT. The paper is aimed to characterize sounding as a natural phenomenon with unique properties that caused and formed the basis of the articulate speech and thinking. The research is based on the following methods: deductive, comparative-historical ones and observation. As a result, there are many factors confirming the relationship between the sound and its meaning. Thus, we may conclude: the origin of natural languages is based on the peculiarity of the sound to carry objective information about its source.

Keywords: sound, source, informativity, origin of a language, thinking.

For citation: Kadimov R. G. The Role of Sounds in the Origin of a Language. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2018. Vol. 12. No. 2. Pp. 47-50. DOI: 10.31161/ 1995-0667-2018-12-1-47-50. (In Russian)

Введение

Роль и значение языка в жизни человека трудно переоценить, поскольку это сущность, которая формирует у человека сознание и составляет базу его духовности. Язык закрепляет все достижения народа и создает в словах и в устойчивых выражениях языковую картину мира, которая отражает психологию, философию и мировоззрение конкретного социума.

Вопрос о происхождении языка является одним из наиболее сложных и до конца не решенных. Имеющиеся же теории - религиозная, эволюционная, междометная, теория

трудовых команд, звукоподражательная - в известной мере гипотетичны. Последняя содержит долю рациональности, однако остается достаточно поверхностной. По нашему мнению, происхождение языка имело в своей основе глубокие и содержательные особенности физического мироустройства.

Известно, что в материальном мире нет ничего, что бы находилось в состоянии абсолютного покоя. Любой покой только относителен, все в мире находится в движении, которое есть форма существования материи:

это касается всех уровней микро- и макромира - от молекул и атомов до планет и иных космических тел.

Материал и методы исследования

В качестве непреложного следует отметить закон природы, в соответствии с которым мы можем наблюдать удивительную особенность мироустройства: ничему сущему в мире не позволено двигаться и «не говорить» об этом - т. е. любое движение сопровождается звучанием. И что особенно важно - это является абсолютным правилом существования всего материального. Отмеченная особенность принимает характер закона, накладывающего табу на допустимость действия без оповещения о нем. Таким образом, это лишает все сущее возможности жить «скрытно».

Другое дело, что человеческому уху доступно звучание определенного, сравнительно небольшого частотного диапазона. Иные движения, к примеру, рост растений, могут воспринимать и записывать только особо чувствительные микрофоны (здесь можно удивиться гениальности А. С. Пушкина, пишущего в своем программном стихотворении «Пророк» о способности услышать «дольней лозы прозябанье» (прозябать имело значение «произрастать»). Согласно сообщению NASA («Музыка планет: NASA показал звуки солнечной системы» от 08.02.2016), технически в космосе существует звук - он представляет собой электромагнитные колебания. Спроектированы инструменты, трансформирующие электромагнитные колебания в воспринимаемый человеком звук. «В то время как мы воспринимаем пространство как визуально мистическую среду и наслаждаемся удивительными снимками планет, галактик и солнечной системы, [мы] не обращаем внимания на звуковой аспект космоса» [1].

Результаты и их обсуждение

Особо важное значение для нашей темы имеет то обстоятельство, что любой звук информативен. Он несет полную информацию о своем источнике: о материале, его параметрах, составе и состоянии, а также о характере движения. По каждому звуку можно определить все данные о его носителе. Например, звук гитарной струны зависит от того, из какого материала сделана струна, какова ее длина, толщина, что собой представляет сама

гитара, какой она формы и из какого материала изготовлена, какой силы воздействие оказано на струну и т. д. То же самое можно сказать о других телах, механизмах и агрегатах. Двигатель автомобиля выдает всю информацию о своей работе: если он работает отла-женно, то извещает именно об этом; если же появляется какая неисправность - тут же сообщает о ней. Определенный звук для обывателя может говорить лишь о каком-то явлении, а для разбирающегося человека - не просто о явлении, но и о смысле происходящего. Таким образом, все, что существует, движется. Все, что движется, - звучит, т. е. возвещает о себе.

В природе ничему не позволено двигаться, а значит существовать «молча». Поскольку диапазон звучания разных объектов неодинаков и человеку доступны не все звуки, он прибегает к разного рода примитивным уловкам и «снабжает» звучанием те или иные объекты. Так человек привязывает к шее животных колокольчик для облегчения их поиска или же к шее кошки, чтобы она не могла незаметно подкрасться к птицам.

Для непосредственного восприятия человеческим ухом информация, получаемая через звук, неизменно остается актуальной, поскольку она имеет практически сиюминутный характер: человек воспринимает непосредственно ухом лишь те звуки, которые доходят до него за небольшой промежуток времени. Если человек слышит звук, значит, он произведен относительно недавно и источник находится сравнительно недалеко (на расстоянии до нескольких десятков километров).

Если человек осязанием и вкусом может воспринимать объект лишь при непосредственном соприкосновении, а обонянием чувствовать запах источника, находящегося на сравнительно небольшом расстоянии, то зрение и слух имеют более широкие возможности. Но даже по сравнению со зрением слух имеет ряд преимуществ: 1) слышать человек может как в светлое, так и в темное время суток; 2) глаза закрываются, а уши -никогда: они открыты днем и ночью, даже тогда, когда человек спит; 3) если зрением можно увидеть только то, на что направлены глаза, то звук воспринимается со всех сторон; 4) глазами можно воспринимать только объекты, находящиеся в зоне прямой видимости,

не отгороженные другими объектами, а слышать можно и то, что находится за различными перегородками и барьерами; 5) в отличие от света, звук распространяется в газообразной, жидкой и даже в твердой средах; 6) если зрением воспринимается только поверхность объекта, то посредством слуха можно получить информацию и о том, что происходит внутри некоторых объектов.

Голосом передается и та информация, которая недоступна зрению. К примеру, если мы потеряли близкого человека, голос напоминает его более живо, нежели безмолвное изображение на фотографии. Это обстоятельство связано со свойством звука быть постоянно актуальным и жить практически в одном с нами времени. В связи с указанными качествами голос человека и его фотография производят на нас разные впечатления: мир звуков - живой мир, в отличие от беззвучного (неслучайно в мифологии мертвый мир - мир без звуков).

Каждый звук несет в себе безусловную информацию о содержании звучащего объекта. Не нести эту информацию звук не может, потому что он весь и есть эта информация. Особенный характер звука и есть особые характеристики источника звучания. А раз звук несет информацию, значит, ее можно извлечь, распознать и осмыслить. Значит, все о мире можно узнать, исходя из звуков, каждый из которых всегда имеет своего носитель - источник, который его порождает.

Общеизвестно, что у птиц и многих других животных голос является приманкой, которая появляется именно в пору полового развития и привлекает особей противоположного пола для вступления в брачную связь. Значит, в животном мире голос является фактором, определяющим, какой особи продолжить род, а какой - нет: звук передает всю необходимую для естественного отбора информацию о субъекте. К примеру, количество самцов у жаб во много раз больше, чем самок. И самец имеет ограниченные возможности привлечения внимания самки к себе, причем именно голосом. У многих птиц такая же ситуация.

Следует отметить, что ничто другое не оказывает такого воздействия на человека, так его не возбуждает, как основанные на звучании формы искусства - музыка, песня. Архитектура, скульптура, живопись и другие

виды, не связанные со звучанием, не могут так воодушевить человека, довести его до экстаза, до какого доходят слушатели музыки (ярким примером этого может служить оказываемое на людей воздействие военных маршей, гимнов и других музыкальных произведений, а также соответствующая музыке реакция слушателей на концертах).

Для того чтобы внушить человеку нечто и довести его до состояния гипноза, тоже большей частью воздействуют на объект звуком (голосом). Сопровождающая эпизоды фильмов музыка создает необходимый в конкретном случае смысловой фон, построенный на способности звуков нести содержательную информацию.

Музыкальные хиты становятся таковыми как ответ на потребность времени и общества. Привлекательность и польза, а также сущность музыки заключаются в том, что осваивающий мир человек посредством звучания приобщается к содержательно-смысловому плану материального мира, отчасти «употребляет» его и присваивает. Музыка есть возможность употребления предметов и явлений (в условиях реального отсутствия) в форме звука, выражающего их содержание и смысл.

Заключение

Таким образом, любой звук есть сущностное выражение вещи или предмета: это точная информация о его происхождении, форме, материале и характере действий производящих его агрегатов. Чем-то другим звук не может быть по определению, поскольку содержать что-то другое (кроме того, что и как его производит) звук не может. Так, барабан не может говорить: я не барабан. Звучание не может не иметь значение: каждый звук постоянно носит с собой свой смысл, заключающийся в характеристике им своего источника. Стихия звука - это стихия смысла. Оперировать, управлять и распоряжаться многообразием звуков - значит оперировать, управлять и распоряжаться всеми многообразными смыслами мира. Это богоподобная функция, которая доступна, к примеру, великим композиторам, не подчиняющимся кому бы то ни было из смертных, в том числе земным царям.

Звучание не обманывает никогда, потому что физически не может обмануть: иначе бы не было этого голоса или был бы другой - в

точности соответствующий своей реальной причине. Чтобы обманом привлечь дикую утку, охотник может использовать соответствующий свисток - и утка действительно попадается. Тем не менее звук свистка правдиво свидетельствует о том, что он исходит именно от свистка, а не от утки. В данном случае обманывается утка в своей оценке происходящего, а звук (голос) обмануть не может, поскольку он есть только результат действия источника. Он очень правдиво, один к одному, сообщает об особенностях

1. Музыка планет: NASA показал звуки солнечной системы [электронный ресурс]. Режим доступа: http://update.com.ua/likbez_tag925/muzyka-planet-nasa-pokazal-zvuki-solnechnoi-sistemy_ n1389 [дата обращения: 11.04.2017].

1. Muzyka planet: NASA pokazal zvuki solnech-noj sistemy [Music of the planets: NASA showed the sounds of the solar system]. Electronic resource. Access mode: http://update.com.ua/ lik-bez_tag925/muzyka-planet-nasa-pokazal-zvuki-solnechnoi-sistemy_n1389_[accessed 11.04.2017].

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Кадимов Руслан Гаджимурадович,

доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории русского языка, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: yazik-kultura@mail.ru

устройства: о свойствах материала, его качестве и организации, т.е. обо всех характеристиках источника. Каждый звук имеет причину, о которой «кричит». Поскольку любое восприятие есть интеграция внешних данных с внутренним опытом, каждый соотносит услышанное с известным ему носителем подобного звука. Если кто понимает и идентифицирует определенный звук неверно, это проблема, связанная с воспринимающим субъектом. Звук не может обмануть - в звуке можно обмануться.

2. Леонтьев А. А. Происхождение языка. М., 1990.

3. Якушин Б. В. Гипотезы о происхождении языка. М.: Наука, 1984.

2. Leontyev A. A. Proiskhozhdenie yazyka [Origin of language]. Moscow, 1990. (In Russian)

3. Yakushin B. V. Gipotezy o proiskhozhdenii yazyka [Hypotheses about the origin of language]. Moscow, Nauka, 1984.

THE AUTHOR INFORMATION Affiliation

Ruslan G. Kadimov, Doctor of Philology, professor, the head of the chair of Theory and History of Russian, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; email: yazik-kultura@mail.ru

Литература

References

Принята в печать 22.04.2018 г.

Received 22.04.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.