Научная статья на тему 'Смысловая субстанция языка и семантосфера'

Смысловая субстанция языка и семантосфера Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
131
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗВУЧАНИЕ / ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА / СЕМАНТОСФЕРА / СОЗНАНИЕ / ДИСКРЕТНОСТЬ / SOUNDING / ORIGIN OF LANGUAGE / SEMANTHOSPHERE / CONSCIOUSNESS / DISCRETENESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кадимов Руслан Гаджимурадович, Кадимова Маихалум Шамсудиновна

Целью статьи является исследование физической природы естественных языков. Материал языка звучание характеризуется как особый феномен, несущий достаточно полную информацию об источнике звука. Именно это обстоятельство стало основой появления естественных языков. Методы исследования: дедуктивный, сравнительно-исторический и наблюдательный. Выводы. Существование языков и способность человека мысленно оперировать явлениями природы в условиях их материального отсутствия свидетельствует о существовании (наряду с материальной) смысловой ипостаси мира семантосферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTIC SUBSTANCE OF LANGUAGE AND SEMANTHOSPHERE

The aim of the article is to research the physical nature of the language. The material of the language, sounding, is characterized as a special phenomenon, which carries enough information about the source of sound. This circumstance became the basis for the emergence of natural languages. Methods of research: deductive, comparative-historical and observational. Conclusions. The existence of languages and the ability of a person to mentally manipulate the phenomena of nature in conditions of their material absence testifies to the existence (along with the material) of the semantic sphere of the world, the semanthosphere.

Текст научной работы на тему «Смысловая субстанция языка и семантосфера»

Филологические науки / Philological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 811.1/8

DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-3-37-40

Смысловая субстанция языка и семантосфера

© 2018 Кадимов Р. Г. * Кадимова М. Ш. 2

1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: ruslankadimov@mail.ru 2 Конституционный суд Республики Дагестан, Махачкала, Россия; e-mail: yazik-kultura@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Целью статьи является исследование физической природы естественных языков. Материал языка - звучание - характеризуется как особый феномен, несущий достаточно полную информацию об источнике звука. Именно это обстоятельство стало основой появления естественных языков. Методы исследования: дедуктивный, сравнительно-исторический и наблюдательный. Выводы. Существование языков и способность человека мысленно оперировать явлениями природы в условиях их материального отсутствия свидетельствует о существовании (наряду с материальной) смысловой ипостаси мира - се-мантосферы.

Ключевые слова: звучание, происхождение языка, семантосфера, сознание, дискретность.

Формат цитирования: Кадимов Р. Г., Кадимова М. Ш. Смысловая субстанция языка и семантосфера // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2018. Т. 12. № 3. С. 37-40. 001: 10.31161/1995-0667-2018-12-3-37-40.

Semantic Substance of Language and Semanthosphere

© 2018 Ruslan G. Kadimov. 1 Maikhalum Sh. Kadimova 2

1 Dagestan State Pedagogical University Makhachkala, Russia; e-mail: ruslankadimov@mail.ru 2 Constitutional Court of the Republic of Dagestan, Makhachkala, Russia; e-mail: yazik-kultura@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to research the physical nature of the language. The material of the language, sounding, is characterized as a special phenomenon, which carries enough information about the source of sound. This circumstance became the basis for the emergence of natural languages. Methods of research: deductive, comparative-historical and observational. Conclusions. The existence of languages and the ability of a person to mentally manipulate the phenomena of nature in conditions of their material absence testifies to the existence (along with the material) of the semantic sphere of the world, the semanthosphere.

Keywords: sounding, origin of language, semanthosphere, consciousness, discreteness.

For citation: Kadimov R. G., Kadimova M. Sh. Semantic Substance of Language and Semanthosphere. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2018. Vol. 12. No. 3. Pp. 37-40. DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-2-37-40. (In Russian)

Введение

Реальное положение вещей свидетельствует о том, что мир, в котором мы живем, существует в двух ипостасях - материальной (физической) и смысловой. Материальную (наблюдаемую) сторону мира человек ощущает различными чувствами или фиксирует приборами, которые

представляют собой не что иное как «продолжение» и «удлинение» чувств человека.

О существовании другой, смысловой ипостаси мира, т. е. о наличии у явлений природы смысловой сущности, свидетельствует их свойство быть представленными в условиях своего физического отсутствия, что создает возможность для существования человеческого сознания. Человек

мыслит и с помощью слов оперирует предметами и явлениями в ситуации их реального (материального) отсутствия: каждое слово языка есть не что иное, как увиденный и закрепленный в звуковой форме смысл определенного фрагмента мира. Все отдельные явления и мир в целом существуют одновременно в обеих ипостасях -как наблюдаемый объект и как ненаблюдаемое его содержание (смысл), которое человек передает посредством языка. Только назвав словом-обозначением свое представление об объекте, можно полноценно включить последнее в мыслительную деятельность.

Материалы и методы исследования

Материальной основой языка является звучание - особый феномен, который характеризуется как субстанция, не индифферентная к смыслу, поскольку содержит достаточно полную информацию о своем источнике: о материале, его параметрах, структуре и состоянии, а также о характере движения. Звучание обладает уникальными свойствами, которые и способствовали появлению членораздельной речи и мышления - природная способность звуков нести объективную информацию о своем источнике, заложенная в самой форме существования материи, и стала основой появления естественных языков. Звучание представляется инобытием материального объекта, т. е. бытием в ином плане - содержательно-смысловом.

Мир цел и неделим, а слова разрозненны и выражают смыслы лишь его отдельных фрагментов. Всю же смысловую сущность действительности - вторую (наряду с материальной) ипостась мира - можно назвать термином семантосфера, которым мы обозначаем не только малую толику освоенного человеком смыслового «пространства» (естественные языки, достижения науки, культуры и т.д.), но и всю бесконечность непознанной действительности.

Лексика любого естественного языка есть дискретное выражение сплошного мирового смысла. Слова только торчат из бесконечного содержания мира отдельными кочками. Обладай человек всей необходимой информацией о мире - для него не было бы неразрешимых вопросов. Дискретность языка, свидетельствующая о скудости информации о мире, является «проклятием» для человека: при мышлении он вынужден использовать имеющиеся в его запасе слова, которые, разумеется, далеко не покрывают смыслом всю реальную

действительность. С расширением человеческого опыта и развитием наук слов в языке становится все больше и больше, что способствует расширению освоенной человеком области семантосферы.

Если обычный человек, в чьей деятельности отсутствует творческое начало, ограничиваясь часто используемыми словами и достаточно освоенными смыслами, занимается повторением и цитированием того, что уже миллионы раз повторялось, то творческая личность - будь то лирик или физик -пытается выразить новый, еще не выраженный до него смысл. Как писал Вознесенский:

«Нету «физиков», нету «лириков» -Лилипуты или поэты!» По Вознесенскому, Ньютон и Галилей, Еврипид и Лобачевский, Эйнштейн и Бор -поэты. Любое гениальное открытие содержит в себе элемент поэзии. В отличие от ремесленников, которые идут по проторенным дорогам, творцы прокладывают новые пути в мировом смысловом пространстве. Поэты осваивают семантосферу необычными сочетаниями слов, между которыми устанавливаются новые семантические мосты посредством метафор и сравнений. Часто особый поэтический (не нашедший еще выражения) смысл выражается обладающим особое чутье поэтом посредством звуковых повторов, намекающих на определенный смысл и намечающих не совсем определенное смысловое «пятно», ложащееся, однако, в плоскости искомого смысла. Этими и множеством других способов поэты стремятся преодолеть ощущаемую ими трагическую разорванность мира и языка, в котором эта «негармоничность» мир находит свое выражение. Подобное трагическое восприятие жизни очень точно выразил выдающийся лирик и теоретик литературы И. Ф. Анненский, который тяготился расколом сознания, вызванным «абсурдом» мира. Поэзия заполняла для Анненского мучительные просветы языка, сознания, мира, которые он так болезненно воспринимал: «Как странно... просвет, а печальней // Сплошной и туманной гряды» («Просвет»).

Путь возможного преодоления этого раскола цельности, возможного заполнения бледных просветов в нашем сознании Анненский находит в Поэзии: Творящий дух и жизни случай В тебе мучительно слиты., И меж намеков красоты Нет утонченней и летучей...

В пустыне мира зыбко-жгучей, Где мир - мираж, влюбилась ты В неразрешенность разнозвучий И в беспокойные цветы.

Неощутима и незрима, Ты нас томишь, боготворима, В просветы бледные сквозя,

Так неотвязно, неотдумно, Что, полюбив тебя, нельзя Не полюбить тебя безумно. («Поэзия»)

Но слова также обособлены друг от друга - между ними, между определенными их значениями остаются просветы, которые не устраивают, мучают поэта. Он пытается заполнить промежутки между значениями слов. Вряд ли в русской литературе можно назвать другого поэта, у которого бы так часто встречались сложные слова с дефисным написанием, как у И. Анненского1. Эта особенность его поэтики непосредственно связана с философией поэта, для которого тема нераздельности-неслиянности является одной из самых важных.

Характерной чертой поэтического стиля Етима Эмина - одного из талантливейших лезгинских поэтов с трагическим восприятием мира - также является частое употребление сложных слов с дефисным написанием, удельный вес которых можно считать беспрецедентным2. По нашему мнению, склонность поэта к столь частому употреблению сдвоенных слов имеет глубокий подтекст, лежащий в области философии языка. Здесь мы наблюдаем попытки заполнить промежутки между словами, что есть стремление освоить неохваченное языком смысловое пространство действительности.

1 О, дали лунно-талые, О, темно-снежный путь,

выси мутно-лунны, сине-прозрачных высот, нетронуто-торжественном уборе, кротко-синие лучи, за-пыленно-зеленых кленах, раскатно-гулкие шары, бело-алые, пыльно-зыбкой позолотой, кристально-чистые, хмельно-розовым напитком, мучительно-черных крыла, безнадежно-больное солнце, уверенно-зыбкой постройки, линяло-ветхом небе, тучи дымно-далеки, грязно-бледных дней, высей бледно-безбрежных, дума-странница, флаг линяло-зеленый, обиженно-сердито, священнодействовал, кто-то жалостно-чуткий, искривленно-жуткий и мучительно-черный стручок, привольно-темно, убого-слабодушной нищете, памятник сладостно-воздушный, бело-тревожно дыханье, тихо-печальное, так сладко-непонятно, недвижно-бессонной ночи, томительно-душно, бумажно-бледна, тени нежно-желанны, гулко-каменных твердынях, в пустыне зыбко-жгучей, полусвет-полутьма, старуха-мать, Нева буро-желтая, ласково-зыбкий луч, грезы несбыточно-дальней и т.д. (Анненский, 1979).

Именно этой цели служат, собственно, и все поэтические фигуры, и тропы (метафоры, сравнения и т.п.). Более того, одним из основных путей расширения охватываемого языком смыслового пространства является переход метафор в разряд общеупотребительной лексики (ножка стула, дождь идет, время летит и т.д.). Естественно, происходит и постепенное увеличение количества слов в языке, что также является основным способом освоения семантосферы.

Заключение

Таким образом, наряду с очевидной материальной стороной мира приходится констатировать и наличие его смысловой ипостаси, которая создает условия для существования человеческого сознания и оперирования предметами и явлениями мира в ситуации их реального (материального) отсутствия. Смысловая ипостась вещей заявляет о себе посредством звучания - уникального явления, распространяющего полную информацию о своем источнике. Именно физическая особенность звука нести объективную информацию о своем источнике, заложенная в самой форме существования материи, и стала основой появления естественных языков (хотя в последующем связь звука и смысла в языке становится условной). Освоение смысловой сущности вещей производится человеком посредством языка, который есть не что иное, как выражение закрепившегося за условными звуковыми комплексами (словами) содержания семантосферы - мирового смыслового пространства. Разумеется, язык - лишь дискретное выражение сплошного мирового содержания, на все более и

2 Чуру-кьил (борода и голова), зумруд-мержан (изумруд-коралл), дамагъ-чагъ (хорошее настроение в одержимом состоянии), инсаф-мервет (жалость-справедливость), яр-ашна (возлюбленная-любовница), женнет-багъ (райский садсир-савда (тайна-сделка), зар-либас (вышитая золотом одежда), дерди-гьал (забота-печаль), сабур-кьарар (сдержанность-терпение), сифет-нур (лик-луч), шем-чирагъ (свеча-лампа), дил-жаваб (устный ответ), наз-дамах (кокетливость-горделивость), дугуриз-рахкуриз (послать повторно), даях-арха (опора-поддержка), ери-мескен (местожительство), гьарай-афгъан (крик-вой), дяве-къал (конфликт-скандал), даим-эбед (постоянно-вечно), эгьли-аял (стар и млад), кеф-леззет (удовольствие-наслаждение), василу-жанан (быть счастливым с возлюбленной), агь-фагъан (крик-стон), чара-эрзиман (выход из положения - мечта, цель), аял-хзан (ребенок-семья) и д.р. (Етим Эмин, 1995).

более широкое освоение которого направлена вся человеческая деятельность.

Литература

1. Анненский Ин. Лирика. Л.: Художественная литература, 1979. 368 с.

2. Бурлак С. Происхождение языка: факты, исследования, гипотезы. М.: Астрель, 2011. 458 с.

3. Етим Эмин. Не нагляжусь на мир... Махачкала: Дагкнигоиздат, 1995. 263 с.

1. Annensky In. Lyrics. Leningrad, Khudozhestvennaya literature Publ., 1979. 368 p. (In Russian)

2. Burlak S. Proishozhdenie yazyka: fakty, issle-dovaniya, gipotezy [Origin of language: facts, research, hypotheses]. Moscow, Astrel Publ., 2011. 458 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Кадимов Руслан Гаджимурадович, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории русского языка, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: ruslankadimov@mail.ru

Кадимова Маихалум Шамсудиновна, кандидат юридических наук, профессор, судья-секретарь, Конституционный суд Республики Дагестан, Махачкала, Россия; e-mail: yazik-kultura@mail.ru

Принята в печать 07.08.2018 г.

4. Кадимов Р. Г. Физическая природа звука как основа возникновения языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 8. Ч. 2. С. 341-345.

3. Etim Emin. Ne naglyazhus' na mir... [I only have eyes for the world.]. Makhachkala, Dagkni-goizdat Publ., 1995. (In Russian)

4. Kadimov R. G. Fizicheskaya priroda zvuka kak osnova vozniknoveniya yazyka [The physical nature of sound as the basis for the emergence of language]. Philological Science. Aspects of theory and practice. 2018. No. 8. P. 2. Pp. 341-345. 414 p. (In Russian)

THE AUTHORS INFORMATION Affiliations Ruslan G. Kadimov, Doctor of Philology, professor, the head of the chair of Theory and History of Russian, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: ruslankadimov@mail.ru

Maikhalum Sh. Kadimova, Ph. D. (Jurisprudence), professor, judge-secretary, Constitutional Court of the Republic of Dagestan, Makhachkala, Russia; e-mail: yazik-kultura@mail.ru

Received 07.08.2018.

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.