Научная статья на тему 'О словарях и энциклопедическом знании'

О словарях и энциклопедическом знании Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
674
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВАРИ / ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ЭМПИРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЦИКЛЫ / ОНТОГЕНЕЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / DICTIONARIES / ENCYCLOPEDIC KNOWLEDGE / EMPIRICAL KNOWLEDGE / THEORETICAL KNOWLEDGE / DEFINITION OF NOTION / COGNITIVE CYCLES / ONTOGENETIC THINKING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Карякин Юрий Васильевич, Полонская Марина Сергеевна

Рассматривается понятие энциклопедического знания в современной культуре. Отмечается факт утраты явления энциклопедичности знания как результата исторического процесса дискретизации научного знания. Высказывается идея векторизации развития высшего образования в форме культивирования энциклопедического образования. Предлагается истолкование понятия энциклопедического знания в авторской онтогенезной парадигме, формируемой на современных представлениях о познании от биологии, психологии, логики. Декларируется проект создания инновационного словаря, концептария и демонстрируются его фрагменты в форме определения понятий по схеме трёхкритериальной онтогенезной дефиниции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON DICTIONARIES AND ENCYCLOPEDIC KNOWLEDGE

The article considers the notion of encyclopedic knowledge in modern culture. The authors note the fact of the loss of the encyclopedic knowledge phenomenon as a result of the historical process of scientific knowledge discretization. The idea of vectorizing the development of higher education in the form of encyclopaedic education cultivation is expressed. The interpretation of the notion of encyclopaedic knowledge in the authors’ ontogenetic paradigm is proposed, which is formed on the modern concepts of cognition from biology, psychology, and logic. The project of creating an innovative dictionary, a concept collection is declared. Its fragments are shown in the form of definition of notions according to the three-criteria ontogenetic definition scheme.

Текст научной работы на тему «О словарях и энциклопедическом знании»

https://doi.orq/10.30853/filnauki.2018-8-2.28

Карякин Юрий Васильевич, Полонская Марина Сергеевна О СЛОВАРЯХ И ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОМ ЗНАНИИ

Рассматривается понятие энциклопедического знания в современной культуре. Отмечается факт утраты явления энциклопедичности знания как результата исторического процесса дискретизации научного знания. Высказывается идея векторизации развития высшего образования в форме культивирования энциклопедического образования. Предлагается истолкование понятия энциклопедического знания в авторской онтогенезной парадигме, формируемой на современных представлениях о познании от биологии, психологии, логики. Декларируется проект создания инновационного словаря, концептария и демонстрируются его фрагменты в форме определения понятий по схеме трехкритериальной онтогенезной дефиниции. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2018/8-2/28.11^1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 8(86). Ч. 2. C. 345-350. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2018/8-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@aramota.net

тому, что в некоторой степени приобщился к смысловой сущности мира, которая положена в основу вселенной и является «разумом» природы. Материальное (звуковое) выражение смысловой сущности вещей и стало основой языка и сознания.

Речь возникла посредством подражания звуковому выражению явлений природы: подражание и игра актуализировали символичность (вторичность) используемых звуков, тем самым подняв на порядок возможности человека. Сначала он научился с помощью звуков искусно передавать воспринятые им смыслы, а со временем, усвоив возможность передачи смысла определённым звуковым сочетанием, стал искусственно связывать любой смысл с произвольным набором звуков, чем, собственно, и являются современные языки. Именно в процессе длительного становления языка слова обретают роль условных обозначений.

Список источников

1. Бураго С. Б. Музыка поэтической речи. К.: Дшпро, 1986. 180 с.

2. Бурлак С. Происхождение языка: факты, исследования, гипотезы. М.: Астрель, 2011. 458 с.

3. Григорьев В. П. Поэтика слова. М.: Наука, 1979. 344 с.

4. Донских О. А. Происхождение языка как философская проблема. Новосибирск: Наука, 1984. 128 с.

5. Журавлёв А. П. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1991. 177 с.

6. Кадимов Р. Г. Язык и поэтическая семантика. М.: Парнас, 2015. 268 с.

7. Полотняная Л. Музыка планет: NASA показал звуки солнечной системы [Электронный ресурс]. URL: http://update.com. ua/likbez_tag925/muzyka-planet-nasa-pokazal-zvuki-solnechnoi-sistemy_n1389 (дата обращения: 11.04.2017).

8. Ульманн С. Семантические универсалии // Новое в лингвистике. М.: Прогресс, 1970. Вып. 5. С. 250-299.

PHYSICAL NATURE OF SOUND AS A BASIS FOR LANGUAGE ORIGIN

Kadimov Ruslan Gadzhimuradovich, Doctor in Philology, Professor Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala yazik-kultura@mail. ru

The debatable problem of language origin is still relevant. The article considers natural language and its acoustic texture and focuses on characterizing sound as a phenomenon with the unique features, which promoted the origin of articulated speech and thinking. Scientific originality of the paper involves the claim that sound's natural ability to bear objective information on its source imparted in the very form of matter existence became a basis for the origin of natural languages. It indicates the organic relation of language not only with the social sphere of human activity but also with the material element of the physical world.

Key words and phrases: sound; source; motion; informativeness; origin of language; thinking.

УДК 81'374.26:1 Дата поступления рукописи: 14.03.2018

https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-8-2.28

Рассматривается понятие энциклопедического знания в современной культуре. Отмечается факт утраты явления энциклопедичности знания как результата исторического процесса дискретизации научного знания. Высказывается идея векторизации развития высшего образования в форме культивирования энциклопедического образования. Предлагается истолкование понятия энциклопедического знания в авторской он-тогенезной парадигме, формируемой на современных представлениях о познании от биологии, психологии, логики. Декларируется проект создания инновационного словаря, концептария и демонстрируются его фрагменты в форме определения понятий по схеме трёхкритериальной онтогенезной дефиниции.

Ключевые слова и фразы: словари; энциклопедическое знание; эмпирическое знание; теоретическое знание; определение понятия; познавательные циклы; онтогенезное мышление.

Карякин Юрий Васильевич, к.т.н.

г. Томск

art-39-1@yandex.ru

Полонская Марина Сергеевна

Томский политехнический университет marps@mail.ru

О СЛОВАРЯХ И ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОМ ЗНАНИИ

Введение. Для научного исследования в какой-либо области характерно особое отношение к той части культуры, которая представлена в словарях и энциклопедических изданиях. В периодически переиздаваемых словарях и энциклопедиях отражаются этапы развития живого языка и культуры в целом. Общая тенденция

дискретизации научного знания порождает во всё более обширном многообразии словари, аккумулирующие знания в узких специфических разделах. Явление специализации толкования слов проникает постепенно и в словари общего назначения, энциклопедии.

Проиллюстрируем это явление на примере термина «толерантность». «Толерантность включает в себя такие человеческие качества, как: сострадание и терпимость; прощение и милосердие; восприятие ближнего со всеми его недостатками; уважение прав и свобод людей; желание сотрудничать; поддержание в среде людей духа партнерства и паритета» [13]. «В современной жизни понимание толерантности неоднозначно и неустойчиво, различно его понимание разными народами в зависимости от их исторического опыта. По этой причине понятие толерантность имеет довольно широкий диапазон интерпретаций» [11]. «Для нас особый интерес представляет широкий спектр значений перевода термина tolerance (англ.), который дается в англо-русском психологическом словаре: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этическая устойчивость; предел устойчивости, устойчивость к конфликту; предел устойчивости (выносливости) человека, устойчивость к стрессу, устойчивость к поведенческим отклонениям и т.п.» [12].

Как относиться нам к наблюдаемому явлению? Обозначим две возможные позиции. Первая - квалифицировать его как естественное состояние языка, отражающее лингвистические признаки изменяющегося мира и адаптироваться к нестабильности среды обитания, в частности в сфере языкотворчества. Вторая - квалифицировать явление как характеризующее точку на пути развития культуры, чреватую скачкообразным изменением её сущностных признаков с непредсказуемым качественным изменением. Мы позиционируем своё понимание явления в соответствии со вторым вариантом и отводим нашим исследованиям роль вектора, ориентирующего развитие языка в направлении формирования целостной картины мира в процессе развития мышления в сфере науки и образования. Как один из признаков такой векторизации научного мышления мы презентуем онтогенезный подход в статусе метода преобразования традиционного образования педагогической концептуальности в инновационную форму мышления [5].

Энциклопедическое знание, что это? Собственно термин «энциклопедическое знание» в нашем цифро-низирующемся мире выглядит неким анахронизмом, а в недавнем прошлом, когда наша российская школа выращивала королёвых и гагариных, этот термин был в почете. Мир стал иным и продолжает ускоренно изменяться. Мы приступаем к обсуждению энциклопедичности знания, питаемые надеждой возрождения этого понятия в культуре XXI столетия. Что такое энциклопедическое знание, насколько соответствует это словосочетание современному пониманию в науке и образовании? Задаваясь подобными вопросами, мы, как правило, обращаемся к словарям. Сетевой поисковик предлагает выборку трактовок, совокупное прочтение которых формирует представление об энциклопедическом знании как о неком собрании научных толкований терминов, охватывающем определённую область научной или практической деятельности в достаточной полноте сообразно современному состоянию науки и культуры в целом. Этимологический аспект исследования ориентирует на происхождение выражения «энциклопедия» от "enkyklios" и "paideia", что в переводе толкуется как «обучение по кругу знаний».

Отдавая предпочтение обстоятельствам зарождения термина против его социально-временного использования, сосредоточим внимание на «круге знаний» как существенном признаке исследуемого понятия. Каковым можно представить круг знаний, которым следует вести обучение, чтобы в итоге формировалось пресловутое энциклопедическое знание? Воображению доступны две формы такого «круга».

Легко приходит на ум представление круга, «очерченного» теми первопроходцами, которые составили одобренное профессиональным сообществом видение мира в рамках его означенного сектора. Пример такой формы представлений о «круге знаний»: «Еукок^ю^ naiSeia, ауюу^, еукокАш даб^дата, на языке Аристотеля означали как круг знаний, так и курс преподавания, считавшиеся обязательными для образованной и свободнорожденной молодежи» [1, с. 641]. Очевидно, что в данном случае речь идёт о некоей совокупности знаний, которая достаточно полно отражает опыт познания определенной области культуры на данный исторический момент. Чем является такой опыт в пространстве предметности исследования мира научным сообществом? Он воспринимается в этом пространстве как определенный сектор мироустройства в представлении современников. Таким образом, «круг знаний» в такой форме отражает, условно говоря, точку на эволюционном пути развития наших представлений о мире.

Иная форма представления «круга знаний» возможна, если обратиться к генезу знаний. Необходимо отметить, что в рамках традиционной педагогической трактовки знания не возникает вопрос о его генезе. Знание понимается в такой трактовке как некая специфическая информация, которую можно транслировать от одного индивида к другим. «Современный философский словарь» представляет знание как «информацию об окружающем мире и о самом человеке» [10, с. 241]. Вопрос о том, как зарождаются «знания» и каков механизм формирования знания, рассматривается в парадигме онтогенезного1 мышления. Онтогенезное мышление предполагает исследование объектов познания, не иначе как начинающееся с операции «встраивания» понятия, соответствующего исследуемому объекту, в целостную картину мира [4; 5]. В парадигме онтогенезного мышления «круг знаний» представляется натурально кругом, образованным двумя сопрягающимися дугами. Дуга эмпирического познания отражает опыт чувственных контактов познающего индивида с объектами материального мира, ведущий к формированию понятий. Дуга теоретического познания отражает опыт творения. Творение есть оперирование понятиями и установление связей и зависимостей между ними, способствующее

1 В некоторых ранее опубликованных авторских текстах термин «онтогенетический» следует читать «онтогенезный».

порождению новых знаний. Новые знания суть теоретические знания, они порождаются на основе понятий при актуализации ситуаций, возникающих под влиянием информирования.

Энциклопедизм как форма отображения опыта познания материального мира, в этимологии которого заложено представление о круговом движении познающей мысли, способен порождать новые формы этого движения, и эти новые формы представляют интерес в аспекте развития наших представлений о мире и о способах его познания.

О некоторых проявлениях онтогенезного мышления. Онтогенезное мышление формируется на фоне критического анализа истории становления педагогического мышления и зарождается в процессе совокупного осмысления современных научных представлений о познании в определенных областях антропологического спектра наук: биологии, психологии, логики [6-8]. Онтогенезное мышление зарождается в условиях методологического кризиса образования и претендует на развитие теоретического отображения образовательной практики в начале третьего тысячелетия, альтернативное традиционному педагогическому развитию. Онтогенезное мышление открывает новые способы и формы описания реальных процессов, сопровождающих образовательную практику. В частности, в парадигме онтогенезного описания образовательного процесса нет понятия «передачи знаний», суть процесса описывается как циклическая творческая деятельность по удовлетворению познавательной потребности индивида, направленная на формирование образа мира на основе чувственных контактов с его фрагментами. Опыт наблюдения индивидуальных познавательных движений учащихся, опыт самонаблюдения процессов познания творческими людьми склоняют к пониманию механизма познания как перманентного процесса отображения частных восприятий окружающего мира и формирования его целостного (в норме) отображения в сознании познающего. Такой взгляд на процесс познания изложен, как представляется, впервые А. Н. Леонтьевым, истолковавшим познание как непрерывный пожизненный процесс формирования образа мира как результата уникального опыта жизни в материальном мире [7].

Процесс познания в онтогенезной парадигме не минует при акте встречи с актуальным объектом познания вопроса «Что это?». Ответ на такой вопрос - первая и обязательная посылка в познавательном акте. Примечательно, что онтогенезный подход требует не привычного традиционного, зачастую применяемого в словарях ответа на этот вопрос. В онтогенезном мышлении культивируется не трактовка слов, обозначающих некие понятия, а представление понятия как идеального аналога познаваемого объекта. Более того, отвечая на вопрос «что это?», онтогенезно мыслящий индивид ставит три задачи, решение которых приводит к трём результатам: локализации актуального фрагмента в целостной картине мира, выделению актуального объекта среди его «близких родственников» и раскрытию его «внутреннего устройства», представленного совокупностью подчинённых понятий. Фиксация понятия в названных трёх координатах (родовая принадлежность, видовые отличия и внутреннее устройство) способствует формированию познающим индивидом целостной картины мира, где для каждого идеального образования известно его местоположение и раскрыта структура внутренних межпонятийных сопряжений.

Процесс познания в онтогенезной парадигме представляется состоящим из двух взаимно порождающих фаз, фазы эмпирического познания и фазы творения [4]. В фазе эмпирического познания происходит формирование понятий на основе чувственного восприятия. В фазе творения познающий манипулирует идеальными образованиями (понятиями и знаниями). При этом выполняются мыслительные операции логического и эвристического характера и творческие акты, состоящие в конструировании идеальных образований, в том числе таких, которые не возникают в опыте чувственного познания, а порождаются мысленно.

Индивид, владеющий основами онтогенезного мышления, позиционируется в любой реальной исследовательской операции не только как знающий. Одновременно с использованием знаний, усвоенных в предшествующей деятельности, он всегда открыт для восприятия нового, неизвестного, он всегда ученик, исследователь.

От словарей к концептариям. К сожалению, поисковики не предлагают источников, в которых была бы представлена этимология термина «словарь». Интуитивно напрашивается образование термина от множественного числа существительного «слово»: словарь - собрание слов. Рискнём, руководствуясь похожей схемой, создать термин, обозначающий собрание понятий. Привлечём еще один известный образец, термин «глоссарий». «Глоссарий», трактуемый как словарь терминов в какой-либо отрасли знаний, послужит нам образцом словообразования в отношении собрания понятий. Пусть будет термин «концептарий», подобно глоссарию, означать упорядоченный список понятий, другими словами - слов, которыми обозначены понятия с их толкованием в форме трёхкритериального онтогенезного определения. Рассмотрим некоторый произвольный набор слов в сопряжении с двояким толкованием, сочетающим тексты из современных словарей, с одной стороны, и онтогенезным толкованием обозначаемых ими понятий - с другой.

«Вектор (от лат. vector, "несущий") - в простейшем случае математический объект, характеризующийся величиной и направлением. Например, в геометрии и в естественных науках вектор есть направленный отрезок прямой в евклидовом пространстве (или на плоскости)» [2, с. 107]. «Вектор (в генетике) - молекула нуклеиновой кислоты, чаще всего ДНК, используемая в генетической инженерии для передачи генетического материала другой клетке» [Там же]. Доступны и другие толкования термина «вектор», встречающиеся в разных областях науки и практики. А вот онтогенезное определение понятия «вектор»: вектор - идеальный объект, обладающий свойствами содержания и направленности.

Прежде всего, обратим внимание на выбранную из словарей пару толкований вектора в математике и биологии. Сопоставление этих текстов интересно уже в том, что они представляют две противоположности: идеальность и материальность. Математические объекты - суть объекты идеальные, в них полностью отсутствует

какой-либо вещественный признак, а генетика, напротив, имеет дело с материальными объектами. Поэтому наше онтогенезное определение понятия «вектор» не похоже на вектор в математике лишь синтаксически. Но вектор в генетике, как и в любой другой области естествознания, есть пример частного явления, одна из возможных форм материализации понятия «вектор».

Обратимся к толкованиям понятия «деятельность». «Деятельность - способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с окружающим миром» [3, с. 186]. Онтогенезное определение понятия: деятельность - форма циклической связи индивида с фрагментами мира, включающая прямую (от субъекта к объекту) и обратную (от объекта к субъекту) виды. Смысловое сопоставление текстов позволяет отметить, что онтогенезное определение понятия включает все смыслы, фиксируемые в приведенном традиционном определении, а также допускает другие, следовательно, представляет более широкий объём понятия.

«Метафора, метафоричность (греч. metaphorá), риторический троп, сущность которого заключается в том, что вместо слова, употребляемого в прямом смысле, используется сходное с ним по смыслу слово, употребляемое в переносном смысле» [Там же, с. 387]. Онтогенезное определение понятия: метафора - сюжет, представленный в одной из множества форм.

«Политика - сфера человеческой деятельности, связанная с отношениями между людьми по поводу установления, функционирования и изменения власти в обществе» [Там же, с. 523]. Онтогенезное определение: политика - это деятельность, ориентированная на распределение в обществе благ.

«Познание - процесс получения и обновления знаний, деятельность людей по созданию понятий, схем, образов, концепций, обеспечивающих воспроизводство и изменение их бытия, их ориентации в окружающем мире» [Там же, с. 520]. Онтогенезное определение: познание - форма связи живой системы, в том числе индивида Homo sapiens с окружающим миром, формирующая образ оного как отражение опыта контактов с фрагментами мира.

«Понятие - отображение сущности предмета в человеческом мышлении; предмет при этом может трактоваться расширительно: как объект, группа объектов, отношения между ними, как связи свойств, абстрагированных от объектов» [Там же, с. 526]. «Понятие - целостная совокупность суждений, т.е. мыслей, в которых что-либо утверждается об отличительных признаках исследуемого объекта, ядром которой являются суждения о наиболее общих и в то же время существенных признаках этого объекта» [6, с. 456]. «Понятие - форма мысли, обобщённо отображающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств» [1, с. 641]. Обобщённое эмпирическое определение: понятие - результат познавательной деятельности индивида, заключающийся в формировании абстрактного сопоставления совокупных сведений, полученных в опыте контактов с актуализируемым материальным объектом. Онтогенезное определение: понятие - объект идеального мира, содержащий потенциал для проявления свойств и связей объектов в материальных мирах. В данном примере представлены две ступени преобразования эмпирического знания в теоретическое знание. На первой ступени происходит обобщение результата эмпирического познания, на второй - собственно онтогенезная трактовка как результат отрыва от эмпирики с перемещением в идеальность.

«Знание - информация об окружающем мире и о самом человеке» [3, с. 241]. «Знание - целостная и систематизированная совокупность научных понятий о закономерностях природы, общества и мышления, накопленная человечеством в процессе активной преобразующей производственной деятельности и направленная на дальнейшее познание и изменение объективного мира» [6, с. 185]. Онтогенезное определение: знание - объект идеального мира, отражающий связи между определёнными понятиями, установленные в ходе эмпирического познания.

«Теория - 1) в широком смысле - вид человеческой деятельности, направленный на получение обоснованного объективно-истинного знания о природной и социальной реальности в целях его духовного и практического освоения; 2) в узком смысле - форма организации развивающегося научного знания» [1, с. 708]. «Теория - высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и о существенных (структурных, функциональных, каузальных, генетических) связях определённой области описываемой действительности» [3, с. 775]. Онтогенезное определение: теория - идеальное системное построение, включающее совокупность понятий, её внутренние связи, правила преобразования связей и критерии истинности.

«Язык - знаковая система, посредством которой осуществляется человеческое общение на самых различных уровнях, включая мышление, хранение и передачу информации и т.п.» [Там же, с. 839]. Онтогенез-ное определение: язык - форма материализации мысли, использующая знаковые конструкции световой, звуковой и иной природы.

«Субстанция (от лат. Static - стоянка, стояние; substantia - подстанция; то, на чём стоит и чем удерживается) -а) в алхимии вечные, неподдающиеся разложению и превращениям первичные вещества (субстраты), из которых образуются разные сложные вещи, реактивы; б) в философии - онтологическая категория, обычно обозначающая абсолютное основание всего сущего, безусловный субъект всех изменений» [Там же, с. 689]. Онтогенезное определение: субстанция - нематериальный аналог вещественной основы.

«Полюс (от лат. polos, букв. - ось) - 1) предел, граница, крайняя точка чего-либо; 2) что-либо, диаметрально противоположное другому» [1, с. 641]. Онтогенезное определение: полюс - часть целого, уникальная в избранном аспекте.

«Функция - (лат. function - совершение, исполнение) - 1) деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, которой он принадлежит; 2) вид связи между объектами, когда изменение одного из них влечёт

изменение другого, при этом второй объект также называется функцией первого» [Там же, с. 890]. Онтогенезное определение понятия: функция - форма выражения соотнесённости двух объектов (множеств, систем и т.п.), задающая её как преобразование состояния одного объекта (функции), определяемое состоянием другого объекта (аргумента).

«Сущность - внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве многообразных форм его бытия» [Там же, с. 695]. Онтогенезное определение: сущность - идеальный аналог материального объекта, включающий полный набор его свойств, как один из вариантов материализации.

«Счастье - субъективно переживаемое состояние единства сущности и существования личности, воспринимаемое в индивидуальной системе отсчёта как аксиологически-эмоциональный позитивный максимум» [Там же, с. 761]. Онтогенезное определение: счастье - состояние индивида, ощущающего своё единение с миром.

«Синергетика - (от греч. sinergos - совместное действие) - одно из ведущих направлений современной науки, репрезентирующее собой естественнонаучный вектор развития теории нелинейных динамик в современной культуре» [Там же, с. 677]. Онтогенезное определение: синергетика - фаза развития ортодоксальной науки в западной культуре, формирующая вектор поиска на основе совмещения математических, системных и методологических методов исследования.

«Симуляция - понятие постмодернистской философии, фиксирующее феномен тотальной семиотизации бытия вплоть до обретения знаковой сферой статуса естественной и самодостаточной реальности» [Там же, с. 676]. Онтогенезное определение: симуляция - способ моделирования мироустройства, включающий вид реальности, представленной знаками.

«Знак - материальный, чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие или явление) выступающий в познании в качестве указателя, обозначения или представителя другого предмета, события, действия субъективного образования» [Там же, с. 280]. Онтогенезное определение: знак - имя предмета, идентифицирующее его отличие от прочих.

Жизнь - в неклассической философии - понятие, фундирующее собой идею и концепцию «жизненного мира» и обозначающее интуитивно постигаемую целостность реальности бытия; жизнь как естественное в противоположность сконструированному как искусственному [Там же, с. 264]. Онтогенезное определение: жизнь -процесс творения, ощущаемый и осуществляемый его творениями, то есть всеми сотворёнными Творцом.

«Тоталитаризм - (лат. totalitas - цельность, полнота) - понятие, обозначающее политическую (государственную) систему, осуществляющую или стремящуюся осуществлять ради тех или иных целей абсолютный контроль над всеми сферами общественной жизни и над жизнью каждого человека в отдельности» [Там же, с. 780]. Онтогенезное определение: тоталитаризм - способ управления, ориентированный на полный контроль состояния всех элементов управляемой системы.

«Ризома - (фр. rhizome - корневище) - понятие философии постмодерна, фиксирующее принципиально неструктурный и нелинейный способ организации целостности, оставляющий открытой возможность для имманентной автохтонной подвижности и, соответственно, реализации её внутреннего креативного потенциала самоконфигурирования» [Там же, с. 646]. Онтогенезное определение: ризома - модель развития материального мира, отражающая его потенциал проявления как самоорганизующегося, неограниченного ничем, нелинейного, но сохраняющего свою идентичность процесса организации целостности.

Закончим операцию сопоставления дефиниций обращением к обозначенному в начале текста понятию «толерантность». В стиле онтогенезного мышления оно определится приблизительно так: толерантность, это характеристика индивида, принимающего иное как полноправное существование.

Заключение. Наш экскурс в формирующееся направление онтогенезного подхода в науке и образовании с замахом на презентацию метода создания энциклопедического словаря нового типа, обозначенного как «концептарий», будет отнесён, видимо, к разделу дискуссионных публикаций. Авторов это вполне устраивает. Мы заинтересованы в привлечении ищущих к участию в поиске основ формирования нового порядка в грядущем мире, где само понятие «порядок» обретает новое содержание.

Список источников

1. Большой российский энциклопедический словарь. М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2003. 1219 с.

2. Большой энциклопедический словарь. Математика / гл. ред. Ю. В. Прохоров. Изд-е 3-е, репринтное «Математического энциклопедического словаря» 1988 г. М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2000. 847 с.

3. Всемирная энциклопедия: философия XX век / гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. М. - Мн.: АСТ; Харвест, Современный литератор, 2002. 976 с.

4. Карякин Ю. В. О механизме формирования знаний // WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS: сборник статей победителей XI международной научно-практической конференции: в 2-х ч. Пенза: Наука и Просвещение, 2017. Ч. 2. С. 253-257.

5. Карякин Ю. В., Тунда Е. А. Процесс образования в высшей школе: парадигмальность, концептуальность. Опыт педагогических исканий. Саарбрюккен: Lambert Academic Publishing, 2014. 300 с.

6. Кондаков Н. И. Логический словарь. М.: Наука, 1975. 721 с.

7. Леонтьев А. Н. Психология образа // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1979. № 2. С. 24-27.

8. Матурана У., Варела Ф. Древо познания / пер. с англ. Ю. А. Данилова. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 224 с.

9. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. Изд-е 3-е. М.: Советская энциклопедия, 1984. 1546 с.

10. Современный философский словарь / под ред. д.ф.н., проф. В. Е. Кемерова. Изд-е 3-е. М.: Академический проспект, 2004. 584 с.

11. http://studbooks.net/1814246/pedagogika/ponyatie_tolerantnosti (дата обращения: 15.04.2018).

12. https://studflles.net/preview/6341189/page:3/ (дата обращения: 15.04.2018).

13. https://sunmag.me/sovety/22-03-2014-tolerantnost-chto-eto-vidy-tolerantnosti.html (дата обращения: 15.04.2018).

ON DICTIONARIES AND ENCYCLOPEDIC KNOWLEDGE

Karyakin Yurii Vasil'evich, Ph. D. in Technical Sciences Tomsk art-39-1 @yandex. ru

Polonskaya Marina Sergeevna

Tomsk Polytechnic University marps@mail. ru

The article considers the notion of encyclopedic knowledge in modern culture. The authors note the fact of the loss of the encyclopedic knowledge phenomenon as a result of the historical process of scientific knowledge discretization. The idea of vectorizing the development of higher education in the form of encyclopaedic education cultivation is expressed. The interpretation of the notion of encyclopaedic knowledge in the authors' ontogenetic paradigm is proposed, which is formed on the modern concepts of cognition from biology, psychology, and logic. The project of creating an innovative dictionary, a concept collection is declared. Its fragments are shown in the form of definition of notions according to the three-criteria ontogenetic definition scheme.

Key words and phrases: dictionaries; encyclopedic knowledge; empirical knowledge; theoretical knowledge; definition of notion; cognitive cycles; ontogenetic thinking.

УДК 81'373:553.98 Дата поступления рукописи: 18.04.2018

https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-8-2.29

Статья посвящена актуальным для современного терминоведения проблемам создания терминов. Поставленную задачу автор рассматривает в рамках терминологической системы нефтегазовой геологии, которая анализируется в синхронии с точки зрения сравнительного языкознания. Это предполагает выявление наиболее продуктивных способов образования терминов данной терминосистемы в русском и английском языках на современном этапе ее развития. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что термины нефтегазовой геологии в обоих языках чаще всего образуются морфологическим способом.

Ключевые слова и фразы: термин; терминология; типологическое изучение языков; сопоставительное тер-миноведение; терминологическая система нефтегазовой геологии; терминообразование.

Кукасова Диляра Газизовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Башкирский государственный университет, г. Уфа sgaziz61@ufanet.ru

СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССОВ ОБРАЗОВАНИЯ АНГЛИЙСКИХ И РУССКИХ ТЕРМИНОВ НЕФТЕГАЗОВОЙ ГЕОЛОГИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Поступательное развитие современного российского общества тесно связано с нефтегазовым хозяйством страны, когда добыча полезных ископаемых становится одним из гарантов процветания. Важным показателем развития отрасли в целом и каждой из составляющих ее специализаций является развитие терминологической системы каждого конкретного подъязыка, в связи с чем актуальным представляется изучение словообразовательного аспекта одной из «молодых» и значимых для нефтяной отрасли терминосистемы нефтегазовой геологии. Исследование современного состояния терминологии нефтегазовой геологии, которая оформилась в отдельную дисциплину к концу ХХ века, в настоящее время, когда экономически и социально важным становятся добыча и поиск полезных ископаемых, является весьма актуальным, особенно с точки зрения сравнительного языкознания, конкретного типологического изучения терминов русского и английского языков.

Новизна исследования обусловлена предпринятым в статье анализом состояния терминологической системы нефтегазовой геологии - части терминосистемы нефтяного дела, которая ранее не была объектом изучения терминологов. Целью статьи является выявление наиболее продуктивных способов образования терминов нефтегазовой геологии в русском и английском языках, поскольку «терминосистема любой области научного и технического знания... отражает как ее состояние в конкретный промежуток времени, так и является инструментом ее последующего развития» [8, с. 133]. Полученные результаты станут базой для построения терминов исследуемой терминосистемы, находящейся на стадии своего развития.

Сформированность терминологической системы во многом зависит от продуктивности образования ее единиц - терминов. При этом подтверждается мнение Р. Г. Пиотровского о том, что при образовании новых терминов не используется какая-то особая специальная терминологическая грамматика. По мнению исследователя,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.