Научная статья на тему 'Роль зрительного восприятия цвета в познавательной деятельности младших школьников'

Роль зрительного восприятия цвета в познавательной деятельности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
512
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF SPECTACLE PERCEPTION IN COGNITIVE ACTIVITY OF YOUNGER PUPILS

Following the conception by Ananjev B.G. [2, p. 123] and other outstanding scientists that the perception as an integral form and the actions’ (working, communicative, gnostic, playing, educational, etc.) regulator makes an obligatory and active component of the article pays attention to the fact that inspire of the huge reserves of perception it is purposefully used and formed with the children under school age and to some extent with the children of an elementary school. Development, improvement and activity of the colour’s visual perception promote, the activity of pupil’s personality’s knowledge and emothional sphere. The colour perceptions development ways of the are considered in the elementary study system.

Текст научной работы на тему «Роль зрительного восприятия цвета в познавательной деятельности младших школьников»

Вестник Томского государственного педагогического университета 69

К данным интеллектуальным играм мы относим и такие как: способы использования предмета, поиск противоположных предметов, поиск аналогов, закончи сказку и др. При проведении данных игр необходимо соблюдать следующие условия:

- не пресекать шутливых ответов, так как часто именно они являются проявлением нестандартности мышления;

- педагогу важно установить «золотую середину» между количеством и качеством ответов: с одной стороны стимулировать как можно больше разнообразных ответов, с другой - прежде всего поощрять оригинальные, творческие решения;

- обсуждение детьми всех предложенных вариантов и развернутое обоснование, почему данный вариант понравился им больше.

По нашему мнению, данные интеллектуальные игры имеют высокую продуктивность и показывают большую перспективность исследований в области использования игры на занятиях с дошкольниками для развития их творческих способностей.

Литература

1. Ильина Т.А. Педагогика - М.:Просвещение. 1984.

2. Селевко Г.К. Опыт системного исследования педагогических технологий //Школьные технологии.-1997,-№ 1. С.11-35

3. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. М.: Советская энциклопедия, 1965.

4. Российская педагог ическая энциклопедия -М.: Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993. Т. 1.

5. Федорова Е. Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников.// Дошкольное воспитание. 1996. № 3. С. 19-22.

6. Шмаков С. А. Игры учащихся - феномен культуры. М.: Новая школа, 1994. 204 с.

РОЛЬ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Л. В. Ахметова

Following the conception by Ananjev B.G. [2, p. 123] and other outstanding scientists that the perception as an integral form and the actions' (working, communicative, gnostic, playing, educational, etc.) regulator makes an obligatory and active component of the article pays attention to the fact that inspire of the huge reserves of perception it is purposefully used and formed with the children under school age and to some extent with the children of an elementary school.

Development, improvement and activity of the colour's visual perception promote, the activity of pupil's personality's knowledge and emothional sphere. The colour perceptions development ways of the are considered in the elementary study system.

Выдающиеся отечественные и зарубежные ученые в области психологии и педагогики считают, что сенсорно-перцептивное развитие является основой общего умственного развития. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие [4, с. 3].Полноценное восприятие необходимо для успешного обучения, развития познавательных способностей, формирования и совершенствования общих и продуктивных видов деятельности. Взаимосвязь восприятия с мышлением можно представить в виде схемы В-П-

70 Вестник Томского государственного педагогического университета

М, где П - переменная, включающая спектр познавательных способностей, интерес, мотивацию, установки ,личностные и психофизиологические особенности и пр., обусловливающие качество взаимосвязи В-М. Подтверждением данной мысли являются исследования Степанова В.Г. перцептивной деятельности учащихся в онтогенезе , в результате которых обнаружен зигзагообразный характер восприятия ахроматических цветов .Причина периодического повышения и понижения связана с переходом восприятия на более высокий уровень психической деятельности (формированием психических структур и связей ответственных за развитие познавательных функций высшей нервной деятельности) [7,с. 34].

Развитие восприятия, в частности восприятия цвета, рассматривается как овладение различными видами перцептивных действий. Перцептивные действия функционально связаны с практическими действиями и складываются под влиянием задач, выдвигаемых различными видами практической деятельности. При проведении специального сенсорного обучения ориентировочные действия могут быть даны ребенку «извне» , включены в структуру его практической деятельности, с тем чтобы в результате последующей интериоризации они положили начало формированию соответствующих перцептивных действий [6, с.5]. Средствами осуществления перцептивных действий выступают «сенсорные эталоны», выработанные человечеством в ходе его общественно-исторического развития, в процессе производственной, художественной, творческой деятельности. Сопоставление сенсорных (цветовых) эталонов с цветовыми свойствами предметов способствует совершенствованию цветовос-приятия и развитию перцептивных действий, практической деятельности, познавательных способностей учащихся. Уже в дошкольный период дети должны научиться выделять цвет накапливать представления о цвете , выполнять элементарные продуктивные действия с цветом , осваивать навыки аналитического восприятия цвета [5, с.З], однако, развитие сенсорно-перцептивной сферы цветовосприятия не ограничивается вышеуказанными приобретениями и нуждается в дальнейшем совершенствовании в период обучения в начальной школе .На материале учебных предметов, особенно таких, например, как рисование, природоведение, естествознание, нравственно-эстетические циклы, курсы «Я познаю мир», «Мир и человек», «Уроки добрых знаний», «В мире цвета» и прочие происходит совершенствование перцептивных действий в области восприятия цвета, что оказывает существенное влияние на развитие личности младшего школьника, его познавательной сферы, на его нравственно-эстетическое формирование.

Исследования отечественных и зарубежных ученых показали, что образы зрительного восприятия - это активный целенаправленный процесс, включающий систему перцептивных действий, а отнюдь не пассивное отпечатывание на сетчатке внешних предметов (А.Н.Леонтьев, Н.Н.Ланге, Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, В.П.Зинченко, Дж. Гиб-сон, Т.Рибо, Ж.Пиаже, Даффи, Хебб). Зрительная система в процессе познания способствует формированию внутренних каналов связи между другими анализаторными системами, выступая в качестве органа - преобразователя воспринимаемых сигналов [1,с.49]. .Зрительная система работает как интегратор и преобразователь сигналов всех других модальностей , что позволяет переводить чувственные впечатления из одной модальности в другую , создавая новые впечатления (П.П. Блонский). Зрительное восприятие - активный, сложный, диалектически противоречивый процесс, включает в себя такие перцептивные действия как обнаружение, различение, сопоставление, узнавание (процесс логического осмысления и подведения под определенную категорию - вид, род и пр.) наблюдение и пр. Успешное овладение указанными действиями возможно при условии опоры на мышление, память , наблюдение, оперирование образами [7,с.20]. Следовательно, развитие, совершенствование и активизация зрительного восприятия способствует активизации познавательной сферы в целом. Овладение аналитическим цветовосприятием, а именно умение различать оттенки цветов в различных объектах окружающего мира, создавать различной сложности цветовые гаммы, цвето-

Вестник Томского государственного педагогического университета 71

вые образы, развивает эмоционально-чувственную сферу, отражающую личностные аспекты человеческой психики.

Цвет оживляет и активизирует структуры нервного аппарата человека, особенно в период раннего детства, возбуждает каждую эмоцию в отдельности, создает своеобразную палитру чувств, развивает определенное мировосприятие. Например, под влиянием красного цвета у человека повышается активность, возникает чувство веселья, радости, ощущение силы, уверенности. При более длительном воздействии данного цвета может возникнуть сверхактивность, проявляющаяся в агрессии. Таким же образом можно проследить воздействие других цветов на психические структуры человека.

С другой стороны, цветовое предпочтение отражает психологические особенности актуального состояния ребенка, его желания, потребности, личностную ориентацию, позволяет выявить глубинные, неосознаваемые эмоционально-чувственные отношения к окружающему миру, к людям, к себе, минуя при этом искажающие или недостаточно информативные средства вербальной сферы 7-9 -летнего ребенка. Хотя именно вербализация эмоционально-чувственных переживаний позволяет судить об интенсивности, силе, яркости, насыщенности восприятия. Потому мы и говорим «в глазах потемнело», «видеть в розовом цвете», «сгущать краски», «мрачный день, человек», «голубые мечты», «мастер-золотые руки» и т.д. В слове отражается цветовая символика, которая содержит в себе информацию, значительно превышающую смысл собственно самого слова как понятийного элемента. Но еще более богатую информацию, заключенную в цвете, несет в себе окружающий мир, природа.

Уроки природоведения, естествознания являются бесценным материалом для совершенствования цветовосприятия учащихся младших классов. Познавая язык цвета природы, учащиеся проникают в мир природы, постигают глубинный смысл окраски растений, животных, минералов. Постигая язык цвета природы, школьники учатся выстраивать сложные взаимосвязи между животным и растительным миром. Смысл окраски различных объектов живой и неживой природы не является случайным - это постоянный, непрерывный диалог. Любое изменение в цвете - это знак, смысл, превращение, переход из одного состояния в другое. Природа несет в себе неиссякаемый, богатейший материал познания, значительная часть которого проявлена в цвете. Одним из глубинных замыслов природы является ее «стремление» через многообразие красок пробудить эмоциональные струны души, научить чувствовать, воспринимать ее таинства, а вместе с тем открывать и себя.

На основании изученной литературы по проблеме цвета и влиянию цветовосприятия на развитие познавательной и личностной сферы была разработана программа спецкурса «В мире цвета» для учащихся начальных классов. Исследовательские работы по внедрению спецкурса проводились на базе средней школы № 43, школы-интерната № 15, школы-лицея № 18.

Задачи данного курса: 1) овладение "различными способами перцептивных действий в процессе зрительного восприятия цвета; 2) совершенствование «сенсорной культуры» младших школьников на основе социально-исторического опыта человеческой перцепции; 3) совершенствование способности аналитического цветовосприятия; 4) развитие познавательных способностей от ощущений до мыслительных процессов через средства зрительного цветовосприятия; 5) повышение уровня и качества продуктивной деятельности, активизация творческого потенциала, формирование нравственно-эстетической направленности личности младших школьников.

Курс «В мире цвета» рассчитан ориентировочно на 60 часов, включает следующие разделы.

РАЗДЕЛ 1. Общие представления о цвете (загадочные краски, цветная математика и пр.).

РАЗДЕЛ 2. Цвет - язык природы (краски живой природы, краски в мире неживой природы, единство и взаимосвязь цвета животного, растительного и неорганического мира и пр.).

РАЗДЕЛ 3. Цвет в звуке и слове (цветные звуки, цветная азбука, поэзия в цвете и пр.).

72 Вестник Томского государственного педагогического университета

РАЗДЕЛ 4. Цвет и культура (цвет в русской культуре и культуре разных народов, обряды, обычаи, праздники. Цвет и декоративно-прикладное искусство. Цвет в архитектуре, на производстве, в домашнем интерьере. Цвет и мода и пр.).

РАЗДЕЛ 5 Цвет здоровья (гармония тела, души, и духа).

РАЗДЕЛ 6. Цвет и человек (самопознание и цвет. Палитра чувств, палитра общения. Цвет и духовность).

РАЗДЕЛ 7. Цвет в мире фантазий.

Отдельные фрагменты или разделы курса можно Использовать в школьных обучающих программах по таким предметам, как ИЗО, естествознание [3, с. 105] ,русский язык, чтение и литература, музыка и т.д.

Таким образом, мы предполагаем, что совершенствование зрительного восприятия цвета младшими школьниками особенно на уроках естествознания, природоведения, спецкурсах (например: «В мире цвета») способствует в значительной степени активизации творческого потенциала, развитию познавательной и личностной сферы учащихся. %

Литература

1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. С.49.

2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.-Воронеж, 1996. С.59-158.

3. Ахметова JI.B. Учебная программа « Мир и человек» в системе начального образования // Сб. Психолого-антропологический и культурологический подходы в системе непрерывного образования. Томск, 1997. С. 105.

4. Венгер JI.A, Венев И.Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве // Формирование восприятия у дошкольников. М.: Просвещение, 1967. С.34-81.

5. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б., Боепитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1988. С. 3-12.

6. Запорожец A.B., Венгер JLA. Формирование восприятия у дошкольника-М.:Просвещение,1967. С. 4-12.

7. Степанов В.¡ .Психологические особенности перцептивной деятельности учащихся.М.: Просвещение, 1989.

8. Хомская Е.Д., Гасимов Ф.М. Особенности вербальных функций при различных типах полушарной организации мозга в норме.// Вестник Моск. гос. ун-та. Сер. 14. Психология. 1994. №1.

ПЕРЕХОД ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В НЕПОЛНУЮ СРЕДНЮЮ: ЕГО СЛОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ

В.Н. Петрова

This article interprets the problems of pupil's transition from primary to secondery school. Some psychologists think that jounger juvenile age is only a part of indivisible juvenile period of development. We suppose: this age is separate period with special newmaked such as physiological changes, modification of social state, change of self-estimation.

Младший подростковый возраст достаточно мало изучен, так как прочно утвердилось мнение, что он представляет собой лишь составную часть так называемого единого подросткового этапа в развитии. В современных научных исследованиях не уделяется достаточно внимания вычленению специфических возрастных особенностей младших подростков, им приписываются особенности вовсе для них не характерные, и не замечают многое из того, что встречается только в данном возрасте.

В этот период резко возрастает количество таких явлений как упрямство, противопоставление себя учителю, негативизм в высказываниях и поступках, бравирование недостатка-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.