Научная статья на тему 'Формирование целостного восприятия младших школьников на уроках естествознания'

Формирование целостного восприятия младших школьников на уроках естествознания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the total perception of primary school children on the natural science lessons

The highest psychical functions development of primary school children and especially creative mentality in higher degree depends on sensor perception. On the Natural Science lessons sensor systems are embed into knowledge process of primary school children attention is concentrated on the objects of observation at processes and phenomena, discussion and understanding of the processes and phenomena assist the formation of whole perception.

Текст научной работы на тему «Формирование целостного восприятия младших школьников на уроках естествознания»

Л. В. Ахметова, Л. Г. Карпицкая. Формирование целостного восприятия младших школьников...

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

УДК 373.1.02.372.8

Л. В. Ахметова, Л.Г. Карпицкая

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Томский государственный педагогический университет

Естественнонаучные знания содержат в себе огромную информацию о природе, ее законах, многообразии форм и взаимоотношений. Объекты природы непрерывно излучают поток различных энергий-стимулов (звуков, цветов, запахов и пр.), которые также непрерывно оказывают воздействие на органы чувств, стимулируют умственную деятельность, развивают нрав-ственно-этическое мировоззрение, влияют на духовное формирование личности, ее творческую активность.

Предмет «естествознание» в начальной школе представляет собой синтез множества наук (биологии, географии, химии, физики, астрономии и пр., адаптированных к младшему школьному возрасту, способствует развитию многогранных и в то же время целостных картин мира, осознанию себя как части природы, установлению духовно-нравственной связи между собой и окружающей природой.

Резервы развития восприятия очень велики, но оно целенаправленно формируется только у дошкольников и в меньшей степени у младших школьников. В настоящее время в системе школьного образования организация обучения в плане активизации перцептивной сферы считается малосущественной и второстепенной. Однако, по мнению психологов [1-3], спектр переживаемых восприятий, содержащих в основе своей множество стимулов окружающей среды, отражается непосредственно в творческой деятельности учащихся. Многообразие и многократность стимулов, воздействующих различными способами на психику ребенка, развивают и совершенствуют сенсорные органы, формируют новые сенсорные эталоны, которые, в свою очередь, усиливают и обогащают эмоционально-чувственные, нравственно-этические, эстетические, интеллектуальные, субъективно-личностные и прочие восприятия [4]. Ребенок открывает для себя в мире много нового, способен в большей степени дифференцировать предметы и явления, ранее не воспринимаемые, и вместе с тем находить между ними взаимосвязи [5]. Уроки естествознания дают

богатейший материал для развития восприятия учащихся, и это в первую очередь восприятие объектов живой и неживой природы на всех сенсорных уровнях. В связи с этим предмет естествознания является не только источником знаний, но и средством развития сенсорно-перцептивных способностей, имеющих существенное значение в развитии продуктивного мышления младших школьников.

В качестве примера рассмотрим опыт изучения раздела «Вода» на уроках естествознания в начальной школе. В процессе разработки данного раздела и при обсуждении его содержания мы пришли к мнению о возможности изучения в 3-м классе начальной школы в разделе «Вода» основных понятий, которые рассматриваются также в теме «Вода» на уроках химии в 8-м классе: вода-растворитель, растворимость веществ в воде, растворы, насыщенные и ненасыщенные растворы, жесткость воды и пр. Целесообразно вместе с этим знакомство учащихся с химической посудой, необходимой для приготовления растворов, выполнение лабораторных и практических заданий.

В основе метода обучения были положены возрастные особенности познавательной активности младших школьников, а именно способность к живому восприятию, богатому воображению, ассоциациям и аналогиям.

Раздел «Вода» рассчитан на 12 ч, изучается в курсе «Естествознание» для начальных классов, 3-й год обучения, включает 10 тем [6].

Тема 1. Вода такая разная. Образы воды.

Урок 1. Вода известная. (Образы воды: родник, ручей, река, озеро, море, океан, водопад; дождь, снег, лед, пар; вода волшебная, вода целебная и пр.)

Урок 2. Вода неизвестная. (Символический смысл воды; вода - источник всего сущего; образ воды в мифах, сказках, легендах, русских народных преданиях; творческие работы.)

Тема 2. Вода и живая природа. (Роль воды на всех биологических этапах развития животных и растений: рождение - рост - созревание - размножение.)

Вестник ТГПУ. 2000. Выпуск 9 (25). Серия: ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Тема 3. Вода и неживая природа. (Вода как часть неживой природы: вода и твердые вещества, вода и воздух, вода и климат.)

Тема 4. Незаменимая вода. (Вода живая - полезная и мертвая - загрязненная, вредная; жизнь без воды; вода и наши чувства: цвет, запах, звук, вкус, телесные ощущения.)

Тема 5. Жизнь и характер воды. (Рождение воды; «три великих жизни» воды; «родственники» воды; «ты волна, моя волна! Ты гуллива и вольна»; вода противоречивая: бурная - спокойная, твердая - жидкая, пресная - соленая и пр.; разные голоса воды - аудиозаписи.)

Тема 6. Презентация воды. (Творческое шоу, посвященное воде; театр «водяных» масок; «водяные» игры.)

Тема 7. Вода в гостях у юного химика. (Химическая посуда. Знакомство с основной химической посудой: колба, пробирка, воронка, спиртовка, держатель, шпатель и пр. Реклама химической посуды. Творческие работы.)

Тема 8. В стране растворов.

Урок 1. Маленькие капризы воды. (Растворимые и нерастворимые вещества. Романтика химических исследований в лаборатории: растворение, фильтрование.)

Урок 2. Загадки растворов. (Что значит «растворение»? Куда исчезают вещества? Нагревание, выпаривание, взвешивание.)

Тема 9. Анатомия воды.

Тема 10. Рожденные водой... кристаллы. (Кристаллы в природе; совершенство, красота, гармония кристаллов; кристаллы в лаборатории - дитя фантазии; «магическое» искусство юного химика - каменный цветочек; творческие работы.)

Перед изучением раздела нам было интересно выявить общий уровень осведомленности учащихся о воде. С этой целью мы провели анкетирование. Вопросы анкеты были подобраны таким образом, чтобы на основе интерпретации ответов можно было сформировать представление об уровне знаний учащихся по данному разделу. Знания, которые показали учащиеся при ответах на вопросы анкеты, удивили своей информативностью и оригинальностью. Приведем несколько примеров ответов учащихся:

- «Можно ли слабый раствор сделать сильным?» - «Да, если добавить чего-нибудь», «Да, но не знаю как», «ЕсМ убрать воду», «Да, если подействовать огнем» и др.

- Что такое вода? Дать определение. «Вода - это жидкость, необходимая для жизни», «Мать всего живого и неживого», «Вода - это то, без чего Земля не живет», «Вода - это микроорганизмы» и пр.

- Как в жидкой воде молекулы связаны друг с другом? - «Спинками». - «Руками». - «Пальчи-

ками». - «Приклеены друг к другу». - «Находятся под давлением». - «Молекулы воды совмещаются» и т.д.

Таким образом, исходя из результатов анкетирования, мы еще раз пришли к выводу о достаточно высоком уровне потенциальных возможностей восприятия младших школьников.

Цель изучения раздела «Вода» в курсе «Естествознание» в начальной школе подчинена общей цели-формированию интегрированной, целостной системы знаний учащихся о природе с учетом особенностей возрастного развития, активизации восприятия учащихся посредством совершенствования их сенсорных систем, а так же развитию аналитического восприятия при выполнении различных перцептивных действий.

Мы подчеркиваем огромную роль предмета «естествознание» в развитии чувственного восприятия объектов природы учащимися младших классов. Например, при изучении трех основных агрегатных состояний воды дети с удовольствием используют ассоциации типа:

- ВОДА - ЖИДКОСТЬ - гибкая, активная, разнообразная: бурная, как водопад, либо спокойная, как озеро, а может быть таинственной, неизвестной и опасной как болото;

- ВОДА - ЛЕД - хрупкая, твердая, острая, грубая, уязвимая, боится растаять, сломаться, а потому лучший способ самозащиты - прекратить всякое движение: «лед все сковал», «окоченели руки на морозе», Снежная королева мечтает о вечном покое для всех и т.д.;

- ВОДА - ПАР - легкая, неуловимая, свободная, лохматая; ее трудно «поймать» и не всегда видно; она везде и в то же время нигде.

Исходя из идеи формирования целостного восприятия младших школьников, на уроках естествознания мы использовали широкий спектр средств обучения.

1. Предметная наглядность, т.е. реальные объекты, активизирующие восприятие (собственно сама вода, твердые вещества, растворы, химическая посуда).

2. Изобразительная наглядность - художественные картины с изображением воды, фотографии, аудиозаписи, видеофильмы, изображение «образов воды» в рисунках и других творческих работах учеников.

3. Символическое изображение - схемы, условные знаки, таблицы и прочее.

4. Использование материалов, широко представленных в песнях, стихах, пословицах, поговорках, загадках, мифах, легендах, сказках, научно-популярной литературе.

5. Формирование элементарных приемов работы с химической посудой и веществами при выполнении лабораторных и практических зада-

Г. П. Пилипенко. Экономическая культура в профессиональной подготовке студентов педвуза

ний. Развитие способности наблюдать, сравнивать, сопоставлять, находить общее и различное.

6. Творческая работа учащихся - сочинение сказок, составление кроссвордов, разработка тестовых упражнений и рекламы, драматизация персонажей «образов воды», «водяные» маски, творческое шоу, посвященное воде, версии - расследования на предмет «исчезновения» веществ в воде и многое другое.

1 2

3

4

5

6

Социально-экономические условия в современной России претерпевают серьезные изменения. Происходит стремительный процесс преобразования производства, обмена, распределения и потребления, основанных на разных формах собственности. Создаются условия для развития творческих возможностей человека, его деловитости.

С другой стороны, часто закономерный интерес населения нашей страны к экономическим и социальным проблемам не находит опоры на собственные социально-экономические знания и культурные потребности.

Эта проблема тем более актуальна, что сами школьники и студенты ощущают недостаточность имеющихся экономических знаний.

Так, если в 1993 г. свой жизненный успех связывали с экономическими знаниями менее 40 % школьников старших классов, то в 1995-м их число возросло до 78 %. Вместе с тем 90 % старшеклассников, опрошенных в 1996 г., считали, что соблюдение морально-этических норм в рыночной экономике невозможно.

Эти цифры свидетельствуют о том, что если необходимость экономических знаний уже достаточно осознается населением, то значение экономической культуры недооценивается, а само понятие часто неверно истолковывается.

Определение экономической культуры как частного случая культуры вообще сосредотачи-

Мы считаем, что активное включение сенсорных систем в процесс познания младших школьников на уроках естествознания, концентрация внимания на объектах, наблюдение за процессами и явлениями природы с последующим обсуждением и осмыслением, использование ученического лабораторного эксперимента, несомненно, способствуют формированию целостного восприятия.

вается на убеждениях через воспитание. Это особенно важно в условиях педагогического вуза, так как студент - будущий учитель - является не только носителем культуры, но представляет собой пример для учеников.

Для того чтобы сформировать у подрастающего поколения культуру взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе, представления о самоменеджменте и коммуникативной культуре личности, зависимости продуктивности деятельности от культуры межличностных отношений, школьный учитель должен сам в полной мере обладать соответствующими знаниями и навыками.

Анализ работ психологов (К.А. Абульханова-Славская, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов и др.) и некоторых уче-ных-педагогов, а также материалы, полученные в результате исследования, проведенного автором, показывают, что подрастающее поколение (старшеклассники и студенты педвуза) не обладает суммой знаний, необходимой для формирования экономической культуры.

Возникает парадоксальная ситуация: для успешного развития общества необходимо воспитание у его членов творческой активности, ответственности за принимаемые решения, способности к риску, уважения к деловым партнерам и других качеств, входящих в понятие «экономическая культура», но эта потребность недооце-

Литература

Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960. С. 49. Выготский Л,С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

Запорожец A.B. Развитие восприятия и деятельность. Доклад на XVIII Международном психологическом конгрессе. М., 1966. Зинченко В.П, Восприятие и действие // Сообщения I, II. Докл. АПН РСФСР. 1961. № 2, 5. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1988. С. 278.

Ахметова Л.В. Учебная программа «Мир и человек» в системе начального образования // Психологоантропологический и культурологический подходы в системе непрерывного образования. Томск, 1997. С. 4-12.

УДК 37.014.5

Г. П. Пилипенко

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.