Научная статья на тему 'Переход из начальной школы в неполную среднюю: его сложности и особенности'

Переход из начальной школы в неполную среднюю: его сложности и особенности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
78
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRANSITION FROM PRIMARY TO SECONDARY SCHOOL THE PROBLEMS AND SPESIFITY

This article interprets the problems of pupil’s transition from primary to secondery school. Some psychologists think that jounger juvenile age is only a part of indivisible juvenile period of development. We suppose: this age is separate period with special newmaked such as physiological changes, modification of social state, change of self-estimation.

Текст научной работы на тему «Переход из начальной школы в неполную среднюю: его сложности и особенности»

72 Вестник Томского государственного педагогического университета

РАЗДЕЛ 4. Цвет и культура (цвет в русской культуре и культуре разных народов, обряды, обычаи, праздники. Цвет и декоративно-прикладное искусство. Цвет в архитектуре, на производстве, в домашнем интерьере. Цвет и мода и пр.).

РАЗДЕЛ 5 Цвет здоровья (гармония тела, души, и духа).

РАЗДЕЛ 6. Цвет и человек (самопознание и цвет. Палитра чувств, палитра общения. Цвет и духовность).

РАЗДЕЛ 7. Цвет в мире фантазий.

Отдельные фрагменты или разделы курса можно Использовать в школьных обучающих программах по таким предметам, как ИЗО, естествознание [3, с. 105] ,русский язык, чтение и литература, музыка и т.д.

Таким образом, мы предполагаем, что совершенствование зрительного восприятия цвета младшими школьниками особенно на уроках естествознания, природоведения, спецкурсах (например: «В мире цвета») способствует в значительной степени активизации творческого потенциала, развитию познавательной и личностной сферы учащихся. %

Литература

1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. С.49.

2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.-Воронеж, 1996. С.59-158.

3. Ахметова JI.B. Учебная программа « Мир и человек» в системе начального образования // Сб. Психолого-антропологический и культурологический подходы в системе непрерывного образования. Томск, 1997. С. 105.

4. Венгер JI.A, Венев И.Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве // Формирование восприятия у дошкольников. М.: Просвещение, 1967. С.34-81.

5. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б., Боепитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1988. С. 3-12.

6. Запорожец A.B., Венгер JLA. Формирование восприятия у дошкольника-М.:Просвещение,1967. С. 4-12.

7. Степанов В.¡ .Психологические особенности перцептивной деятельности учащихся.М.: Просвещение, 1989.

8. Хомская Е.Д., Гасимов Ф.М. Особенности вербальных функций при различных типах полушарной организации мозга в норме.// Вестник Моск. гос. ун-та. Сер. 14. Психология. 1994. №1.

ПЕРЕХОД ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В НЕПОЛНУЮ СРЕДНЮЮ: ЕГО СЛОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ

В.Н. Петрова

This article interprets the problems of pupil's transition from primary to secondery school. Some psychologists think that jounger juvenile age is only a part of indivisible juvenile period of development. We suppose: this age is separate period with special newmaked such as physiological changes, modification of social state, change of self-estimation.

Младший подростковый возраст достаточно мало изучен, так как прочно утвердилось мнение, что он представляет собой лишь составную часть так называемого единого подросткового этапа в развитии. В современных научных исследованиях не уделяется достаточно внимания вычленению специфических возрастных особенностей младших подростков, им приписываются особенности вовсе для них не характерные, и не замечают многое из того, что встречается только в данном возрасте.

В этот период резко возрастает количество таких явлений как упрямство, противопоставление себя учителю, негативизм в высказываниях и поступках, бравирование недостатка-

ми. Именно в поведении младшего подростка-пятиклассника может впервые появиться «букет» отрицательных явлений, составляющих в своей совокупности содержание «проблемы пятых классов». Многие варианты асоциального поведения, проявляющиеся в старших классах, формируются именно в этот период. Анализируя причины возникновения этих явлений, следует особенно остановиться на физиологических изменениях в организме младшего подростка, смене его социального окружения и психологических новообразованиях этого возраста, которые и будут рассмотрены ниже.

Физиологические изменения^

Именно в этом возрасте проявляется первый этап «гормональной бури». В это время повышенная возбудимость желез внутренней секреции еще не сбалансирована соответствующими перестройками в организме. Негативные последствия этого выражаются в форме эмоциональных нарушений - повышенной раздражимости, ранимости, утомляемости или, наоборот, сильном возбуждении.

Происходит усложнение функциональной структуры головного мозга, что, с одной стороны, тесно связано с качественным скачком в развитии мышления, с другой, приводит к временному снижению темпа запоминания, возникновению «вязкости» мышления, повышенной отвлекаемости. Все это, в свою очередь, сказывается на качестве учебной деятельности младшего подростка.

Известно, что у младшего подростка наиболее интенсивно функционируют гипофиз, щитовидная железа и половые железы. Передняя доля гипофиза стимулирует рост организма в длину и вместе со щитовидной железой усиливает обмен веществ в организме. Однако в самом начале этого возраста рост сердца несколько задерживается, кровяное давление снижается, что сопровождается часто общим малокровием, вялостью и повышенной утомляемостью.

Все вышеперечисленное объясняет то обстоятельство, что даже обычные нагрузки в младшем подростковом возрасте часто приводят к переутомлению учащихся, если не соблюдается соответствующий режим труда и отдыха. Переутомление же, в свою очередь, приводит к резкому увеличению количества проявлений у младших подростков раздражимости, нетерпимости, упрямства, нарушений дисциплины и т.д.

Социальные причины.

В это же время происходит изменение социального статуса школьника. Как известно, младшая школа обычно несколько изолирована от событий и жизни более старших классов, она проводит свои праздники и конкурсы, иначе организует деятельность школьников. К тому же за третьими - пятыми классами прочно закрепился статус «малышей», и переход в пятый класс требует от ученика адаптации к новой для себя роли «большого», происходит и переоценка внутригруппового статуса по новым критериям популярности.

С переходом в пятый класс происходит изменение типа учебной деятельности. Переход к предметному обучению означает, что младший подросток начинает ежедневно вступать в отношения с разными педагогами, у каждого из которых свой стиль общения с учениками, разная манера преподавания, личностные особенности, иной характер гребований. Существует довольно устойчивая зависимость между манерой поведения, которую позволяет себе педагог в общении с учащимися, и характером переживаний, которые при этом у учащихся-подростков возникают. Учителя, различающиеся стилем общения с учащимися, по-разному воздействуют на формирование характерологических качеств подростка.

Таким образом, разнообразие эмоциональных переживаний, возникающих у ребенка в

• и 1

школе, требует от него умения гармонично интегрировать их, формировать на основании порой противоречивых отношений к себе со стороны разных учителей целостную и непротиворечивую самооценку.

Обучение в начальной школе предполагает научение практическим навыкам письма, счета и т.п., польза от которых наглядна и несомненна. В начальной школе интересом к учебе движет любопытство. Обучение направлено на новизну вообще - все интересно, если ново. Школьника интересуют факть1 сами по себе, дети любят слушать занимательные примеры на уроках.

Переход к предметному обучению в пятом классе знаменуется качественным изменением самого материала и формы его подачи: от обучения конкретным приемам и навыкам к обсуждению теоретических проблем, к поиску закономерностей. Такой переход предполагает наличие достаточно зрелой мотивации учения - интерес к знаниям как таковым, к процессу их получения. Некоторые пятиклассники, не видя практической пользы от природоведения, истории и т.п., проявляют негативизм по отношению к ним вплоть до нежелания посещать уроки. Из третьего класса выходят обычно очень любопытные, но не любознательные дети. У пятиклассников предполагается наличие любознательности - интереса к причинам явлений, привлекательности процесса решения, выдвижения гипотез, догадок на основе анализа ситуации, а следовательно, и работы мысли.

Помимо всего вышеперечисленного переход в пятый класс, как известно, характерен значительными изменениями в режиме труда и отдыха: увеличивается количество уроков, возрастает объем учебных нагрузок, меняется характер требований, предъявляемых школой к учащимся, в связи с чем происходит «ломка» выработанных ранее динамических стереотипов.

Психологические изменения.

Именно в младшем подростковом возрасте самооценка ребенка становится особенно нестабильной. «Образ Я» утрачивает в этот период свою целостность, индивид особенно остро ощущает противоречивость, неупорядоченность своего Я, что обусловлено как неопределенностью уровня притязаний, так и трудностями переориентации внешней оценки на самооценку.

Важнейшей особенностью младшего подростка является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых в самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Другой особенностью самооценки в младшем подростковом возрасте является то, что она все больше начинает влиять на характер поведения. Самосознание младшего подростка начинает включаться в процесс управления поведением.

Именно в этом возрасте происходит смена референтной группы и общение младших подростков претерпевает значительный перелом по сравнению с общением младших школьников: первостепенное значение приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, они активно усваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, активно формируют свое видение мира.

Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы: с одной стороны, в общении, с товарищами ребята проявляют известный коллективизм, с другой - негативизм, готовность противопоставить себя коллективу; с одной стороны - стремление во что бы то ни стало быть таким же, как все, с другой - желание выделиться любой ценой; с одной стороны - стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками.

В общении со взрослыми младшие подростки еще сохраняют черты, которые были им присущи в младшем школьном возрасте: потребность в поддержке, авторитетности взрослого, некритичность в подражании некоторым чертам поведения взрослых. Но появляются уже и новые черты, вступающие в противоречие со старыми - стремление к независимости, к уважительному и серьезному отношению со стороны взрослых к личной жизни и правам подростка.

Присвоение социальных норм взрослых людей говорит о том, что у младших подростков возникает и крепнет субъективное переживание собственной взрослости - основное психологическое новообразование в этом возрасте. Чувство взрослости - это субъективное представление и не

всегда осознаваемое ощущение младшего подростка, его возникновение и проявление обусловлены характером отношений, формами общения подростков со взрослыми товарищами.

Нестабильность самооценки младших подростков порождает увеличение потребности в самоутверждении. Поэтому ведущим мотивом его поведения становится потребность в достойном положении в коллективе. Его отношение к учебе и любой другой деятельности определяется не столько сущностью самой деятельности, сколько тем, какое влияние может она оказать на их положение в коллективе сверстников.

Негативные поведенческие реакции младших подростков, рассмотренные с этой точки зрения, получают логическое объяснение и выглядят закономерными. Таким образом, агрессия в форме драчливости является способом прославиться, выиграть в глазах товарищей, занять ведущее положение в их среде. Негативизм же выступает в качестве защитной реакции на положение «худшего» в классе, которая проявляется тем ярче, чем чаще класс отказывает «худшим» в поддержке их стремления покинуть «задворки» классного коллектива, что подтверждается тем, что при изменении социального статуса к лучшему, учащиеся перестают быть негативистами. Своеволие - форма протеста против неравенства возможностей, стремление чувствовать себя равным среди равных. Младший подросток использует любую возможность занять в коллективе сверстников достойное место, поскольку считает себя в праве занимать в нем любое положение, какое только доступно любому из его товарищей. Способы при этом выбираются разнообразнейшие, но показательно, что к упрямству, негативизму, своеволию и многим другим уродливым средствам самоутверждения он прибегает лишь в том случае, когда лишен иных эффективных средств.

Таким образом, возраст 10-11 лет тоже можно считать критическим в силу проявления в нем кризиса самооценки и мотивационного кризиса, психологического новообразования в виде чувства зрелости, а также в силу того что именно в этот период школьником опробуются на практике различные методы социальной адаптации и способы повышения социального статуса, а те из них, которые получают подкрепление, становятся привычными, фиксируются в структуре личности как стереотипы поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.