ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2011. № 1. С. 72-76.
М.А. Бутаева
РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Исследование гендерных отношений постепенно становится неотъемлемой частью большинства социальных и гуманитарных наук, при этом разные науки и научные сообщества обладают разной степенью чувствительности к включению гендерной тематики в свое интеллектуальное поле. Наиболее гендерно сензитивными оказываются антропология, психология, социология, отчасти филология и философия; гендерно нечувствительными - политология, история, экономика. Можно согласиться со следующими утверждениями: «в России среди сложившихся обществоведческих дисциплин наиболее интенсивно в последние годы осваивает гендерную проблематику именно социология», «достаточно очевидным является то, что самое интенсивное их (гендерных исследований) распространение происходит через социологию» (Клецин А., 1998. С. 188).
Проблема гендерного неравенства в течение долгого периода времени оставалась за полем изучения отечественных исследователей, несмотря на ее актуальность. Провозглашение новой властью после революции 1917 г. юридического равноправия мужчин и женщин в государстве и фиксирование их в Конституции 1918 г. во всех сферах социальной жизни, в общественных науках преобладало традиционное понятие «исследование женских проблем».
Особенностью исследования «женского вопроса» является изучение неравноправного положения женщин в обществе. В 80-е гг. прошлого столетия женские исследования перерастают в гендерные, и актуализируются подходы, согласно которым практически все аспекты общества, культуры и взаимоотношений людей пронизаны гендерной составляющей. Базу методологии гендерных исследований составляет не только изложение статусных различий, ролей, черт характера, нормы жизни мужчин и женщин, но и анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения. Иными словами, гендер рассматривается через призму социальной стратификации общества.
Развитие демократических принципов, пропаганда основ гражданского общества являются значимой социально-культурной задачей в любом обществе, следовательно, возникает необходимость в преодолении всех видов дискриминации и подавления свободного развития личности, в том числе и по признаку пола. Вышесказанное обусловливает актуальность исследований гендерного характера.
Преобладание традиционных гендерных стереотипов, пропагандирующих структурное социальное неравенство по признаку пола, в конечном счете, способствует сохранению невостребованности потенциала большинства женщин, в то время как достижение определенного социального статуса связано с возможностями карьерного роста. Надо отметить, что женщинам при этом приходится прилагать гораздо больше усилий, чем мужчинам, что обусловлено спецификой женской карьеры, и, что немаловажно, данный фактор не учитывался при исследовании условий труда. Изучение особенностей карьерного роста женщин является актуальным в современном российском обществе.
Ниша, занимаемая в российском обществе женщинами, не всегда соответствует их реальным возможностям, ибо сам статус женщины в условиях социально-экономических и политических преобразований российского общества довольно противоречив. Это проявляется в том, что, с одной стороны, у россиянок для реализации своих карьерных притязаний есть больше возможностей в экономической сфере, нежели в политической. Вместе с тем наблюдается усиление сегрегации и дискриминации женщин в некоторых областях экономики, что неизбежно вынуждает их искать свое место в нгформальной экономике.
Социальная политика в отношении женщин исходила из установки на их вовлечение в общественное производство, ибо считалось, что в социалистическом обществе с провозглашением принципа равенства мужчин и женщин «женский вопрос» юридически
решен. В 60-70-е гг. научное сообщество сформировало новые подходы в решении «женского вопроса». Огромна заслуга в этом В. Ядова, под руководством которого исследовалась динамика отношения к труду молодых рабочих и работниц, соответственно, ставился вопрос о дискриминации женщин. В дальнейшем вопросы специфики мужских и женских ролей в семейной и профессиональной сферах изучала А. Пименова, в то время как А. Харчев, С. Голод и другие исследовали мотивацию профессиональной деятельности работниц низкой и средней квалификации, Н. Римашевская рассматривала вопросы социального неравенства женщин в сфере труда, семьи и здоровья.
В конце 70-х - начале 80-х гг. XX в. внимание к семье и роли женщин в семье акцентируется. В этот же период в рамках социологии семьи ставится необходимость предоставления женщине выбора между профессиональной деятельностью и посвящением ее семье. Н. Захарова, А. Посадская, Н. Римашевская формулируют «принцип эгалитарно-сти» (равенства возможностей).
В перестроечный период интерес к женской проблематике усиливается. Более того, гендерная проблема становится предметом исследования во многих структурах, расширяется поле женских проблем, в частности, место и роль женщины в сфере политики, анализ женских движений и т.д.
Для современного российского общества важным является изучение механизма гендерного неравенства в экономической, политической и социальной сферах (невидимые социальные барьеры, уменьшение доли женщин по мере повышения уровня власти и управления и др.), выявление причин усиления дискриминации женщин в экономической (гендерная сегрегация занятости в формальной и в неформальной экономике) и политической сферах (социокультурные стереотипы, низкая степень самостоятельности женщин и др.), приводящих к снижению социального статуса женщин.
Как отмечает З.Х. Каримова, «современной женщине предлагается новая модель поведения, в которой высоким статусом обладают такие позиции, как самореализация, образование, карьера, экономическая независимость. Профессиональная занятость становится нормой поведения женщины и определяет ее жизненную стратегию. Женщины старшей репродуктивной группы длительное время имели единственный статус - профессиональный, поскольку «семейная карьера» была для них закрыта. Стиль жизни с ориентацией на профессиональные и социальные достижения плохо соотносится с материнством. Рождение ребенка, как новая социальная ситуация в жизни женщины, предполагает появление новых установок, представлений, ценностей. Очевидно, что матерям старшей возрастной группы трудно кардинально сменить профессиональную деятельность на семейную карьеру и перестроить устоявшуюся систему ориентации с внесемейных ценностей на семейные» (Каримова З.Х., 2007. С. 131).
Несомненно, что для проведения сбалансированной политики и принятия социально важных решений необходимо увеличение числа женщин в органах представительной и исполнительной власти. Исследователи подчеркивают, что формирование профессиональной карьеры женщин в значительной степени ограничено гендерными отношениями в обществе.
В современном российском обществе за последнее десятилетие общее положение и социальный статус женщины имеют явно выраженный противоречивый характер. С одной стороны, они получили возможность более активно участвовать в решении важных государственных задач (их участие в политике и реализация своих возможностей в такой сфере, как предпринимательство). С другой стороны, отмечается усиление дискриминации женщин во всех сферах общества. Эта тенденция прослеживается и в ряде международных документов. Так, в Программе развития ООН за 1999 г. подчеркнуто «значительное усиление гендерного неравенства в политической, экономической и социальной сферах» в России в процессе социально-экономических и политических трансформаций.
4 марта 1993 г. был принят Указ Президента РФ «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин», в котором отмечена приоритетность обеспечения россиянкам реального участия в деятельности государственных органов и обще-
ственных организаций. Для этого признано необходимым сохранить временную меру правового характера - наличие квот (условно 30% представительства лиц обоего пола в законодательных органах всех уровней Федерации и ее субъектов). Обязательным является также квотирование по половому признаку списков кандидатов в депутаты, выдвигаемых политическими партиями и предвыборными блоками, а также включение в Закон о государственной службе норм об установке квот на занятие руководящих должностей лицами обоего пола в органах государственного управления (Зубкова Т.С., Тимошина Н.В., 2004. С. 27).
Немаловажной проблемой является социальное положение женщины в современной России. Ее социальный статус включает в себя положение женщины как социальной группы в социальной системе по отношению к другим группам. Как известно, женщины составляют большинство населения России, соответственно, и больше половины ее трудовых ресурсов. В возрастной структуре преобладание женского населения начинается уже с 35 лет. В 1995 г. на 1000 мужчин трудоспособного возраста приходилось 935 женщин. С 35 лет доля трудоспособных женщин становится преобладающей.
В промышленности в неблагоприятных условиях труда работает 3,5 млн. женщин. Каждая 5-я занята на особо тяжелых и вредных производствах. Лишь третья часть тружениц сельского хозяйства, выполняет механизированные работы, остальные заняты тяжелым физическим трудом. С 1992 г. запрещено использовать женщин до 35 лет в растениеводстве, животноводстве, птицеводстве и звероводстве, если в этих отраслях используются ядохимикаты, пестициды и т.д. Однако этот закон зачастую не соблюдается.
Удельный вес женщин в ряде сфер деятельности очень высок: 82% - в сфере торговли и общественного питания; 85% - в здравоохранении и социальном обслуживании; 79% - в народном образовании; 73% - в сфере культурного обслуживания.
В легкой промышленности, в основном, работают женщины. В среднем по народному хозяйству зарплата у них более чем на одну треть ниже, чем у мужчин. Женщины составляют более половины лиц, официально безработных. Остается острой проблема трудоустройства женщин до 30 лет (в 1995 г. 30% всех безработных составляли женщины) (Зубкова Т.С., ТимошинаН.В., 2004. С. 31).
Примерно половина женщин (52%) имеют несовершеннолетних детей, из них 12% -матери-одиночки, 11% - многодетные матери.
Женщины и дети составляют большинство бедного населения с доходами ниже прожиточного минимума. Усилилась двойная занятость женщин. С перестройкой произошло резкое сокращение сферы услуг, детских дошкольных учреждений, поэтому женщине приходится сочетать работу и домашние проблемы, что требует значительных физических и духовных сил. Остается мало времени на восстановление работоспособно -сти, в результате подрывается здоровье.
В современной семье женщина выполняет множество функций: хозяйственнобытовую (домашний труд для удовлетворения материально-бытовых потребностей семьи - приготовление пищи, ремонт одежды, услуги внутри дома); воспитательную; социализации и первичного социального контроля. Главная функция женщины - репродуктивная.
Политическая роль женщины в обществе очень низка. Практически она вытеснена из всех структур власти. До перестройки представительство женщин в государственных структурах составляло 33%, после перестройки, к примеру, в Федеральном Собрании доля женщин - 11,4%, в правительстве - одна женщина-министр, среди председателей верховных судов субъектов Федерации женщин - 16%. Женщины в государственных структурах занимают в основном технические и исполнительские должности.
Следует отметить, что образовательный уровень у работниц выше, чем у мужчин. Из лиц с высшим образованием женщины составляют 52,8%, со средним специальным -57,5% (Зубкова Т.С., ТимошинаН.В., 2004. С. 32).
В России правовые нормы охраны здоровья матерей, преимущества по воспитанию детей зафиксированы в Кодексе законов о труде Российской Федерации (КЗОТ РФ), к числу которых относятся: 1) запрещение труда женщин на тяжелых работах и на работах
с вредными условиями труда; 2) установление предельных норм переноса и передвижения тяжестей (ст. 160); 3) ограничение труда женщин в ночное время (ст. 161); 4) установление облегченных условий труда беременным (запрещение ночных, сверхурочных работ, командировок, перевод на более легкую работу - ст. 161, 162, 163, 164).
Нельзя сказать, что положению женщин в российском обществе не уделяется никакого внимания. Принять ряд мер, направленных на улучшение их положения в сфере труда, в частности, законодательно запрещены ночные, сверхурочные работы, работы в выходные дни и направление в командировки женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет (ст. 162). В отношении тех, кто, имеет детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов до 16 лет), допускается привлечение на ночные и сверхурочные работы только с согласия самих женщин (ст. 163). Также по ее желанию (равно как и любого другого родственника), находящейся в отпуске по уходу за ребенком, она может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия в период частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком (ст. 167). Перерывы для кормления ребенка, предоставляемые матери, имеющей детей в возрасте до полутора лет, включаются в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку (ст. 169). На предприятиях и в организациях с широким применением женского труда организуются детские ясли и сады, комнаты для кормления грудных детей (ст. 172). По желанию матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет, администрация обязана устанавливать им неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, и при этом оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Подобный режим труда не влечет каких-либо ограничений в отношении стажа работы и продолжительности отпуска (ст. 49). Матерям, имеющим детей в возрасте до 3 лет, и матерям-одиночкам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, предоставляются особые гарантии при приеме на работу и увольнении: запрещается отказывать им в приеме на работу и снижать заработную плату по мотивам, связанным с наличием детей. Увольнение этих категорий работниц по инициативе администрации не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, при этом предусматривается обязательное трудоустройство увольняемых женщин (ст. 170).
Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» предоставляет дополнительные гарантии занятости многодетным родителям с несовершеннолетними детьми, женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (дополнительные рабочие места, организация по обучению специальным программам и т.д. - ст. 13).
Постановление Министерства труда о занятости населения Российской Федерации «Временное положение о порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, нуждающихся в социальной защите» от 11 мая 1992 г. № 216 предусматривает квоты для приема на работу категорий населения, особо нуждающихся в социальной защите, испытывающих трудности в поиске работы (одинокие и многодетные матери с детьми дошкольного возраста, с детьми-инвалидами).
В настоящее время в российском обществе наблюдается сужение доступа женщин к сфере оплачиваемой занятости, сокращение их доли в законодательных органах власти, изменение традиционного распределения социальных ролей в семье. Видимо, для разрешения сложившейся ситуации в экономике необходимо принять ряд мер по легализации неформальной экономики и обеспечению ей стабильного правового климата, впрочем, как и упрощение порядка регистрации и отчетности в отношении предприятий неформального сектора и т.п.
Становление женского предпринимательства в России является на данный момент наиболее актуальным по ряду объективных причин, в частности, наличию изначального различия стартовых возможностей у мужчин и женщин, существованию в обществе стереотипного понятия, не признающего женского лидерства.
Видимо, для успешного вовлечения женщин в общественное развитие необходимы программы, направленные их на переквалификацию, вовлечению в систему предпринимательства, упорядочение принципов налогообложения малого бизнеса, что позитивно отразится на уровне женской занятости.
Современная социальная сфера испытывает влияние гендерных отношений в обществе, например, проблема занятости связана с конкурентной борьбой за рабочие места, требующие профессионализма, знаний и мастерства. В этих условиях процесс профессиональной карьеры выступает как борьба за достижение определенного «желаемого» социального статуса.
В политической сфере отсутствие квот для женщин привело к значительному сокращению их доли в органах представительной и исполнительной власти. Очевидно, что для проведения сбалансированной политики необходимо ее присутствие во властных структурах на уровне принятия социально важных решений. В большинстве стран женщины составляют более 50% населения, только в некоторых государствах их чуть меньше половины. Женщины должны иметь равный доступ в политическую сферу, т.к. это может способствовать улучшению социального положения не только самих женщин, но и общества в целом. Приоритетными должны стать принципы стабильности, преемственности, ориентации на долгосрочную перспективу - особенности женской составляющей в политике.
БИБЛИОГРАФИЯ
Зубкова Т.С., Тимошина Н.В., 2004. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. М
Каримова З.Х., 2007. Жизненные ценности одиноких матерей // Социологические исследования. № 9.
Клецин А., 1998. Дилеммы гендерной социологии // Гендерные исследования: Феминистская методология в социальных науках. Под ред. ЖеребкинойИ Харьков.