Научная статья на тему 'Роль Защитника граждан в правозащитном механизме Республики Сербия'

Роль Защитника граждан в правозащитном механизме Республики Сербия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
154
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОМБУДСМАН / СЕРБСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 2006 ГОДА / КОНСТИТУЦИОННОСТЬ И ЗАКОННОСТЬ / ЗАЩИТНИК ГРАЖДАН / ЗАКОН О ЗАЩИТНИКЕ ГРАЖДАН / СТАТУС ЗАЩИТНИКА ГРАЖДАН / КОМПЕТЕНЦИЯ ЗАЩИТНИКА ГРАЖДАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Половченко Константин Анатольевич

Институт уполномоченного по правам человека существует более двухсот лет. Так, возникнув в начале XIX века в Швеции, институт омбудсмана (в буквальном переводе со шведского представителя, уполномоченного на защиту прав иных лиц) на современном этапе становится непременной составляющей демократических правовых систем почти ста сорока стран Мира. Не исключением, является и современная Сербия, в которой этот институт существует более пятнадцати лет. В данной статье автор исследует правозащитный арсенал Защитника граждан в Республике Сербия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PROTECTOR OF CITIZENS IN THE SYSTEM OF HUMAN RIGHTS PROTECTION IN THE REPUBLIC OF SERBIA

The institution of Commissioner for human rights exists more than two hundred years. Originating in the early nineteenth century in Sweden, Ombudsman (literally translated from Swedish the representative authorized to protect the rights of other persons) nowadays has become an indispensable component of democratic legal systems in almost one hundred and forty countries of the World. Modern Serbia is not an exception. This institution has been existings for more than fifteen years. In this article the author studies human rights protecting powers of the Protector of citizens in the Republic of Serbia.

Текст научной работы на тему «Роль Защитника граждан в правозащитном механизме Республики Сербия»

4.3. РОЛЬ ЗАЩИТНИКА ГРАЖДАН В ПРАВОЗАЩИТНОМ МЕХАНИЗМЕ РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ

Половченко Константин Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного права Место работы: МГИМО (У) МИД России

kpolovchenko@gmail.com

Аннотация: Институт уполномоченного по правам человека существует более двухсот лет. Так, возникнув в начале XIX века в Швеции, институт омбудсмана (в буквальном переводе со шведского - представителя, уполномоченного на защиту прав иных лиц) на современном этапе становится непременной составляющей демократических правовых систем почти ста сорока стран Мира. Не исключением, является и современная Сербия, в которой этот институт существует более пятнадцати лет. В данной статье автор исследует правозащитный арсенал Защитника граждан в Республике Сербия.

Ключевые слова: Омбудсман. Сербская Конституция 2006 года. Конституционность и законность. Защитник граждан. Закон о Защитнике граждан. Статус Защитника граждан. Компетенция Защитника граждан.

THE ROLE OF PROTECTOR OF CITIZENS IN THE SYSTEM OF HUMAN RIGHTS PROTECTION IN THE REPUBLIC OF SERBIA

Polovchenko Konstantin A., PhD in Law, Associate Professor. Position: Associate Professor, Department of Constitutional Law Place of employment: MGIMO University, Moscow

kpolovchenko@gmail.com

Abstract: The institution of Commissioner for human rights exists more than two hundred years. Originating in the early nineteenth century in Sweden, Ombudsman (literally translated from Swedish - the representative authorized to protect the rights of other persons) nowadays has become an indispensable component of democratic legal systems in almost one hundred and forty countries of the World. Modern Serbia is not an exception. This institution has been existings for more than fifteen years. In this article the author studies human rights protecting powers of the Protector of citizens in the Republic of Serbia.

Keywords: Ombudsman. Serbian Constitution of 2006. Constitutionality and legality. Constitutional Court. The Law on the Protector of Citizens. Status of the Protector of Citizens. Competence of the Protector of Citizens.

За более чем двухсотлетнюю историю распространения этого института в различных «уголках» Мира в рамках различных правовых семей были сформулированы общие принципы организации и деятельности института уполномоченного по правам человека. В соответствии с этими принципами омбудсман является специальным sui generis органом, осуществляющим надзор за деятельностью органов государственного управления, публичных служб, органов местного самоуправления, т.е. органов и организаций, принимающих непосредственные решения относительно прав и свобод граждан, чьими действиями или бездействием могут быть нарушены гарантированные права и свободы личности. Так, согласно Конституции Республики Сербия 2006 года Защитник граждан является независимым государственным органом, осуществляющим защиту прав граждан и контроль за деятельностью органов государственного управления, органа, уполномоченного осуществлять правовую защиту имущественных прав и интересов Республики Сербия, а также иных органов и организаций, предприятий и учреждений уполномоченных на осуществление властных полномочий (ч. 1 ст. 138 Конституции PC).

Поскольку институт омбудсмана является институтом, осуществляющим контроль и ограничение власти в интересах защиты личности и ее прав, постольку компетенция Защитника граждан в Республике Сербия, по справедливому мнению профессора Ратко Марковича, напрямую связана с осуществлением двух классических для омбудсмана функций:

1. защита прав и свобод;

2. контроль законности и целесообразности деятельности органов управления [5; С. 495].

Сербский защитник граждан в рамках обозначенных функций обладает широкими полномочиями. Однако ключевым в его арсенале является контроль за соблюдением прав граждан путем фиксации нарушений законов, иных нормативных и общих актов, вызванных действиями или бездействием органов управления. При этом следует обратить внимание на то, что Защитник граждан в соответствии с частью 2 статьи 138 Конституции Республики Сербия и статьей 17 Закона о Защитнике граждан не уполномочен контролировать деятельность Народной скупщины, Президента Республики [8; С. 51], Правительства [7; С. 95], Конституционного суда [11; С. 207], судов [12; С. 316] и органов прокуратуры, что, по мнению профессора Пайванчич, является значительным ограничением полномочий Защитника граждан [3; С. 180]. Справедливости ради следует отметить то, что и в большинстве других европейских стран даже так называемые «сильные» омбудсманы не контролируют деятельность высших органов власти государства. В то же время контроль, осуществляемый Защитником граждан, не сводится только к правовому контролю. Так, по мнению профессора Марковича, контроль этого института не должен ограничиваться только контролем за законностью, но включает в себя и контроль целесообразности, эффективности, и даже справедливости [5; С. 496].

И действительно, помимо корректности в применении нормативно-правовых актов Защитника граждан Республики Сербия проверяет соблюдение в ходе профессиональной деятельности сотрудников органов управления правил поведения, которые характеризуют эффективное управление, включающее в себя уважение достоинства, этичность, добросовестность, про-

РОЛЬ ЗАЩИТНИКА ГРАЖДАН В ПРАВОЗАЩИТНОМ МЕХАНИЗМЕ РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ

фессионализм, беспристрастность.

Анализируя статус Защитника граждан Республики Сербия с точки зрения сравнительного правоведения, следует обратить внимание на то, что институт Защитника граждан в Республике Сербия является институтом смешанного типа. Так, с одной стороны, Защитник граждан является единоличным органом, осуществляющий правозащитную деятельность во всех сферах общественной жизни (армия, полиция, защита детей, защита национальных меньшинств.1 С другой стороны, Защитник граждан имеет четырех заместителей, оказывающих ему помощь в осуществлении его полномочий в пределах, установленных Защитником граждан. При этом, делегируя полномочия заместителям, Защитник граждан уделяет особое внимание обеспечению специализации при осуществлении ими его полномочий, особенно в отношении защиты прав заключенных, гендерного равноправия, прав детей, прав представителей национальных меньшинств и прав лиц с ограниченными возможностями (ст. 6 Закона о Защитнике граждан). Таким образом, каждый из заместителей осуществляет правозащитную деятельность в определенной сфере общественной практики под руководством Защитника граждан.

Итак, Защитник граждан вправе осуществлять контроль за деятельностью органов управления по жалобам заявителей или по собственной инициативе в порядке специального разбирательства. Он действует по собственной инициативе, когда на основе собственных знаний или информации, полученной из других источников, включая в порядке исключения и анонимные жалобы, считает, что актом, действием или бездействием органа управления нарушены права и свободы человека. Правом на подачу жалобы Защитнику граждан обладают граждане и иностранцы, юридические лица независимо от государственной принадлежности, считающие, что актом, действием или бездействием органа управления нарушены их права (ч. 1 ст. 25 Закона). Если речь идет о нарушении прав ребенка, то жалоба от имени несовершеннолетнего может быть подана родителем или иным законным представителем. Если же нарушены права юридического лица, то жалоба может быть подана лицом, уполномоченным на представительство соответствующего юридического лица (ч. 2 ст. 25 Закона).

При этом следует понимать, что правозащитная деятельность Защитника граждан является субсидиарной, т.е., по общему правилу она осуществляется только тогда, когда были исчерпаны все иные средства правовой защиты. Таким образом, Защитник граждан не подменяет существующие в государстве инструменты контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц и средства защиты прав граждан, но является дополнением к существующим механизмам правовой и институциональной защиты гражданских прав. Вот почему обязательным предварительным

1 Следует заметить, что наряду с Защитником граждан в Республике Сербия неюрисдикционную правозащитную деятельность осуществляют, в частности, Поверенный в защите равноправия в качестве самостоятельного и независимого института, осуществляющего специальную защиту от дискриминации, а также Поверенный в защите доступа к информации публичного значения и личных данных, который также является самостоятельным и независимым институтом, деятельность которого направлена на обеспечение доступа к информации публичного значения, а также защиту личных данных граждан. Статус и полномочия поверенных в Республике Сербия регулируются специальным законодательством.

условием подачи жалобы Защитнику граждан является попытка лица, права которого были нарушены, защитить их с помощью соответствующей юрисдикционной процедуры. При этом Защитник граждан обязан уведомить пострадавшее лицо о необходимости первоначального прохождения соответствующей юрисдикцион-ной процедуры, если таковая предусмотрена законодательством, поскольку он не вправе принимать дело к рассмотрению, пока не исчерпаны все средства правовой защиты (ч. 4 ст. 25 Закона о Защитнике граждан).

И все же в исключительных случаях части 5 статьи 25 Закона о Защитнике граждан Защитник граждан может начать разбирательство до исчерпания всех средств правовой защиты, если этим может предотвратить непоправимый ущерб, или если жалоба связана с нарушением принципов эффективного управления, а именно:

- некорректным отношением органа управления к подателю жалобы;

- нарушением сроков рассмотрения дела,

- иными нарушениями правил этического поведения административно-управленческого персонала.

Еще одним общим правилом в деятельности Защитника граждан является то, что он не проводит разбирательство по анонимным жалобам. При этом в исключительных случаях, если сочтет, что анонимная жалоба является основанием для разбирательства, Защитник граждан может инициировать разбирательство по собственной инициативе (ч. 7 ст. 25 Закона о Защитнике граждан).

Жалоба Защитнику граждан подается или в письменной форме или в устной форме на записывающее устройство. На практике жалобы, как правило, направляются письмом или непосредственно подаются в месте расположения Защитника граждан, но также принимаются по телефону и электронной почте. Секретариат Защитника граждан оказывает содействие в написании жалобы. За подачу жалобы и оказание помощи в ее написании не взимаются ни пошлина, ни другие виды платежей.

Жалоба должна содержать наименование органа, деяния которого оспариваются, описание нарушенного права, доказательства, подтверждающие факты, изложенные в жалобе, данные о том, какие правовые средства были использованы, а также данные о заявителе. В отношении обращения с жалобой к Защитнику граждан действует пресекательный срок. Так, жалоба должна быть подана в течение одного года с момента нарушения прав гражданина, соответственно, последнего действия или бездействия органа управления, которыми были нарушены права гражданина (ст. 26 Закона о Защитнике граждан).

Особое внимание в Законе о Защитнике граждан уделяется защите прав лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Так, они имеют право на подачу жалобы в запечатанном конверте. Во всех учреждениях, в которых содержатся лица, лишенные свободы, должны быть в свободном доступе соответствующие конверты, что должно быть обеспечено администрацией этих учреждений и контролироваться Министерством юстиции (ст. 27 Закона о Защите граждан).

Следует обратить внимание на то, что помимо Защитника граждан Республики Сербия на территории Сербии действуют омбудсманы в автономных образованиях и единицах местного самоуправления, которые не находятся в иерархических связях с Защитником граждан и осуществляют правозащитную деятельность, осуществляя контроль за деятельностью орга-

нов управления автономного края или единицы местного самоуправления. Поэтому между Защитником граждан Республики Сербия и краевым омбудсманом, гражданскими защитниками-омбудсманами единиц местного самоуправления налажены конструктивные взаимоотношения направленные на консолидацию их правозащитных механизмов. Так, например, если Защитник граждан получает жалобу, касающуюся нарушений гражданских прав актом, действием или бездействием органа управления, связанных не с нарушением законов и республиканских подзаконных актов, но с нарушением нормативных актов органов автономного края или органов местного самоуправления, то он незамедлительно направляет такую жалобу краевому омбудсману и гражданскому защитнику местного самоуправления. Если же омбудсман автономного края или местного самоуправления получает жалобу, связанную с нарушением законодательства, республиканских подзаконных актов, то он незамедлительно направляет такие жалобы Защитнику граждан. Если же заявитель в жалобе указывает одновременно на нарушения как закона и республиканских подзаконных актов, так и нормативных актов автономного края и единицы местного самоуправления, то орган, в который была направлена жалоба (Защитник граждан, краевой омбудсман или гражданский защитник-омбудсман местного самоуправления) возбуждает процедуру и осуществляет необходимые действия в рамках своей компетенции, а копию жалобы направляется в иные компетентные органы (Защитнику граждан, краевому омбудсману или гражданскому защит-нику-омбудсману местного самоуправления) для осуществления ими действий во исполнение их полномочий (ст. 35 Закона о Защитнике граждан).

Итак, в соответствии с Законом о Защитнике граждан, он обязан принять к рассмотрению любую жалобу, за исключением случаев, когда:

1. предмет жалобы не относится к компетенции Защитника граждан;

2. жалоба подана по истечении окончательного срока ее подачи;

3. жалоба подана до использования всех имеющихся средств правовой защиты, и нет оснований к применению положений, касающихся «непоправимого ущерба» и «неэффективного управления» (см. ч. 5 ст. 25 Закона о Защитнике граждан);

4. если жалоба является анонимной;

5. если жалоба не содержат необходимых для разбирательства данных, и заявитель не устранит недостатки в течение времени, предусмотренном для их устранения, или не обратится в службу Защитника граждан за профессиональной помощью для устранения недостатков.

Таким образом, перечень оснований для отказа в приеме жалобы к рассмотрению Защитником граждан является закрытым. Во всех указанных выше случаях Защитник граждан отклоняет жалобу, о чем уведомляет заявителя с обязательным указанием причин ее отклонения (ст. 28 Закона о Защитнике граждан).

Защитник граждан уведомляет о начале и прекращении производства заявителя и орган управления, действия (бездействие) которого были обжалованы. Защитник граждан вправе в некоторых обоснованных случаях не раскрывать органу управления личность заявителя. При этом орган управления, деяния которого обжалованы, обязан реагировать на все требования Защитника граждан, а также предоставить всю запро-

шенную информацию и документы в установленные им сроки, которые не могут быть менее 15 и более 60 дней (ст. 29 Закона о Защитнике граждан).

Кроме того, органы управления обязаны сотрудничать с Защитником граждан и обеспечивать доступ в помещения и представлять все имеющиеся у них данные, представляющие важность для его расследования, соответственно, для достижения цели его превентивной деятельности, независимо от степени конфиденциальности данных, за исключением случаев, если это противоречит закону. Защитник граждан вправе опрашивать любого сотрудника органа управления, когда это имеет большое значение для разрешения дела, находящегося на его рассмотрении. Кстати, Защитник граждан обязан сохранять конфиденциальность информации, полученной как во время, так и после прекращения исполнения своих полномочий. Защитник граждан имеет право на свободный доступ в исправительные учреждения и другие места содержания лиц, лишенных свободы, как и право общаться с такими лицами вне чьего-либо присутствия (ст. 22 Закона о Защитнике граждан).

После установления всех необходимых фактов и обстоятельств Защитник граждан оповещает заявителя или о том, что жалоба является необоснованной, или об установленных нарушениях в деятельности органа управления. О выявленных нарушениях уведомляется и соответствующий орган, в котором обязательно указываются рекомендации и сроки устранения нарушений. По общему правилу, установленному в Законе о Защитнике граждан, орган управления обязан в течение 60 дней с момента получения рекомендаций от Защитника граждан сообщить ему о том, принял ли к сведению его рекомендации и устранил ли в связи с этим нарушения в своей деятельности или о причинах того, почему данный орган не предпринял меры в соответствии с рекомендациями Защитника граждан. При этом, в исключительных случаях, если существует риск, что из-за отсутствия устранения нарушений в деятельности органа управления, право заявителя может быть в значительной степени нарушено, Защитник граждан в своей рекомендации соответствующему органу может определить более короткий срок для устранения нарушений, который должен составлять не менее 15 дней (ст. 31 Закона о Защитнике граждан).

Если орган управления, действия которого были обжалованы, самостоятельно устранит допущенные нарушения, то Защитник граждан вправе направить извещение об этом заявителю и предоставить ему право в срок от 15 дней определиться, удовлетворен ли он действиями, предпринятыми соответствующим органом. Если заявитель указывает, что он удовлетворен теми действиями органа управления, которые были направлены на устранение допущенного нарушения, или если заявитель не отвечает на извещение Защитника граждан, в течение установленного в нем срока, то прекращается производство по делу (ст. 30 Закона о Защитнике граждан).

Если же орган управления в указанный Защитником граждан срок не выполнит его рекомендации, то последний вправе оповестить об этом общественность, Народную скупщину и Правительство Республики Сербия. Кроме того, для оперативного решения проблем в сфере правозащитной деятельности Защитник граждан вправе беспрепятственно обращаться к Президенту Республики, председателю и членам Правительства, председателю Народной скупщины, председателю Конституционного

РОЛЬ ЗАЩИТНИКА ГРАЖДАН В ПРАВОЗАЩИТНОМ МЕХАНИЗМЕ РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ

суда и должностным лицам органов управления, которые обязаны принимать Защитника граждан по его требованию в течение 15 дней [9; С. 117].

Более того, предельно стимулирующим с точки зрения исполнения правозащитных требований Защитника граждан является принадлежащее ему право направлять официальные рекомендации к увольнению должностного лица, ответственного за нарушение прав граждан, привлечению к дисциплинарной ответственности сотрудника органа управления, несущего прямую ответственность за нарушение прав граждан, если последующими действиями должностного лица или сотрудника органа управления выражается отказ сотрудничать с Защитником граждан или в ходе разбирательства будет установлено, что противоправными действиями должностного лица или сотрудника органа управления, которыми были нарушены права гражданина, последнему был причинен значительный материальный или иной ущерб. Кроме того, если Защитник граждан считает, что в действиях должностного лица или сотрудника органа управления содержится состав преступления или иного правонарушения, он правомочен направить в компетентный орган представление о привлечении к уголовной, административной или иной ответственности (ст. 20 Закона о Защитнике граждан).

Наряду с осуществлением контрольно-правозащитной деятельности Защитник граждан может действовать превентивно в целях реализации защиты прав человека и совершенствования деятельности органов управления. Защитник граждан вправе в порядке превенции противоправной деятельности предоставлять услуги путем посредничества, консультирования и высказывания мнения по вопросам, относящимся к его компетенции. Причем в Законе о Защитнике граждан специально указано, что все эти превентивные меры предпринимаются в целях совершенствования работы органов управления и совершенствования защиты прав и свобод человека (ст. 24 Закона о защитнике граждан).

Несмотря на то, что основным направлением деятельности Защитника граждан является правозащитный контроль за деятельностью органов управления, он обладает весомыми прерогативами и в сфере правотворчества. В частности, Защитник граждан обладает правом законодательной инициативы в пределах его компетенции, что, по справедливому мнению профессора Марковича, не часто, но встречается в арсенале омбудсмана в сравнительном правоведении [5; С. 498]. Так, Защитник граждан вправе вносить предложения Народной скупщине, Правительству о внесении изменений и дополнений в законы, иные нормативные акты, если считает, что причиной нарушения прав граждан явилось несовершенство нормативного регулирования. Кроме того, Защитник граждан вправе инициировать принятие новых законов, иных нормативных актов, если считает, что их принятие будет способствовать осуществлению и защите прав граждан. Правительство Республики Сербия, соответственно, ответственный комитет Народной скупщины обязаны рассмотреть предложения, представленные Защитником граждан (ст. 18 Закона о Защитнике граждан). Кроме того, в рамках права законодательной инициативы Защитник граждан вправе в процессе разработки и принятия актов представить свое мнение Правительству Республики Сербия и Народной скупщине о проектах законов и иных нормативных актов, если в них затрагиваются вопросы, имеющие большое значение для защиты прав

граждан. Защитник граждан обладает правом инициировать производство в Конституционном суде по контролю конституционности законов, иных нормативных актов (ст. 19 Закона о Защитнике граждан).

Согласно части 4 статьи 138 Конституции Республики Сербия Защитник граждан за свою деятельность отчитывается перед Народной скупщиной. Однако речь не идет о форме ответственности, а скорее о правозащитном контрольном полномочии Защитника граждан. Более того, по мнению профессора Марковича, это полномочие является наиболее действенным в арсенале средств Защитника граждан [5; С. 498]. В рамках этого полномочия Защитник граждан ежегодно представляет Народной скупщине очередной доклад, который должен включать в себя данные о его деятельности за прошедший год, данные о вскрытых недостатках в деятельности органов управления, а также предложения по улучшению положения граждан в их отношениях с органами управления.

Доклад должен быть представлен не позднее 15 марта следующего года и публикуется в «Официальном вестнике Республики Сербия « и веб-сайте Защитника граждан, а также распространяется средствами массовой информации. Кроме того, в течение года Защитник граждан вправе представлять и специальные доклады Народной Скупщине, если в этом возникает необходимость (ч. 1 ст. 34 Закона о Защитнике граждан).

Полномочием по рассмотрению отчета Защитника граждан наделен Комитет по делам правосудия, государственного управления и местного самоуправления. Статья 58 Закона о Народной скупщине предусматривает, что Парламент Республики Сербия рассматривает доклады, представляемые государственными органами, организациями и должностными лицами в соответствии с Законом, а порядок взаимоотношений Народной скупщины с государственными органами, представляющими доклады, регулируется Регламентом Народной скупщины.

Так, в статьях 237 и 238 Регламента Народной скупщины указывается, что спикер Народной скупщины все доклады органов, организаций и должностных лиц, направленные в соответствии с законом в Парламент Республики Сербия, представляет народным депутатам и ответственному комитету. Ответственный комитет рассматривает доклад в течение 30 дней со дня его направления в Парламент и после этого представляет доклад Народной скупщине, сопровождаемый проектом заключения, содержащим рекомендуемые меры, необходимые, по мнению Комитета для урегулирования проблем, изложенных в докладе Защитника граждан.

Проект заключения, предложенный ответственным Комитетом, Народная скупщина обязана рассмотреть на следующем очередном заседании. Народная скупщина по окончании рассмотрения выносит заключение большинством голосов присутствующих на заседании народных депутатов, если на нем присутствует более половины общего числа народных депутатов.

Итак, анализ полномочий Защитника граждан в Республике Сербия позволяет говорить о том, что с точки зрения сравнительного правоведения он относится к разряду, так называемых «сильных» омбудсманов, т.е. омбудсманов с широкими правозащитными полномочиями в сфере контроля за деятельностью органов государственного управления. При этом это не значит, что Защитник граждан обладает полномочиями по отмене или признанию недействительными управлен-

ческих актов государственных органов. Вовсе нет, его полномочия сфокусированы на том, чтобы подвергнуть критике недостатки в деятельности органов управления, направить рекомендации о том, как устранить эти недостатки. В то же время, Защитник граждан в случае нарушения прав человека, вправе инициировать освобождение от должности, привлечение к дисциплинарной, а в определенных случаях и уголовной ответственности должностных лиц. В рамках превентивной деятельности Защитник граждан Республики Сербия вправе выступать посредником, направлять советы и мнения, иным образом влиять на совершенствование деятельности органов управления и защиту прав и свобод личности. Кроме того, Защитник граждан обладает правом оказывать влияние на правотворчество, обладая, в частности, правом законодательной инициативы, в целях защиты прав граждан и совершенствования деятельности органов управления. Наконец, важнейшим направлением деятельности Защитника граждан является его обращения к высшим органам государственной власти, информирование общественности о результатах правозащитной деятельности через средства массовой информации, направление очередных и внеочередных докладов Народной скупщине о вскрытых недостатках в деятельности органов управления и путях их преодоления. Если попытаться оценить значимость правозащитной деятельности Защитника граждан в Сербии за время его существования на республиканском уровне в цифрах, то статистика за десять лет (с 2007 по 2017 год) говорит о следующем:

1. Контакты с гражданами: 116045;

2. Общее количество жалоб: 37901;

3. Количество письменных жалоб: 37152;

4. Количество собственных инициатив Защитника граждан: 749;

5. Количество завершенных производств по делам: 35185;

6. Количество дел, находящихся на рассмотрении: 2716;

7. Количество возбужденных производств: 10389;

8. Органы устранили недостатки в ходе производства по делу: 3528;

9. Количество рекомендаций: 3974;

10. Количество выполненных рекомендаций: 2568;

11. Количество невыполненных рекомендаций: 806;

12. Количество рекомендаций в ходе исполнения: 600;

13. Количество законодательных и иных инициатив: 229;

14. Принятые законодательные и иные инициативы: 54;

15. Непринятые законодательные и иные инициативы: 145;

16. Законодательные и иные инициативы на рассмотрении: 30;

2

17. Количество мнений и позиций: 141 .

Конечно, представленные выше цифры можно интерпретировать по-разному, но в любом случае эти цифры красноречиво говорят о той весомой роли, которую играет Защитник граждан на широком поле правозащитной деятельности в Республике Сербия.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 95,19%.

Список литературы:

1. М. Па]ванчиК Омбудсман у уставном систему Срби]е - од иде]е до реализаци]е / Зборник радова Правног фа-култета у Новом Саду. 2003. Бр. 1-2.

2. М. Па]ванчиЬ. Заштита чудских права у про]ектима устава Срби]е / Зборник радова правног факултета у Новом Саду. 2004. Бр. 2.

3. М. Ра^апсю. Котеп1аг Ц^ауа РеЬиЬИке вгЬце. Вео-дга<± 2009.

4. М. Па]ванчиЬ. Уставно право. Нови Сад. 2014.

5. Р. Маркович. Уставно право и политичке институте. Београд. 2014.

6. Д. Сто]ановиЬ. Уставно право. Ниш. 2009.

7. Половченко К. А. Особенности формирования и ответственность Правительства Республики Сербия // Пробелы в российском законодательстве. 2016. №5.

8. Половченко К. А. Особенности правового статуса Президента в системе органов государственной власти Республики Сербия // Право и управление. XXI век. №2. 2015.

7. Половченко К. А. Конституционная юстиция в России и Украине (сравнительно-правовой анализ). Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Московский государственный институт Международных отношений. Москва. 2003.

8. Половченко К. А. Конституционный контроль в Республике Сербия // Конституционный контроль в зарубежных странах : коллективная монография / [Ю. И. Лейбо и др.]; под ред. Е. Я. Павлова, Е. А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет, 2015.

9. Половченко К. А. Институт судебного конституционного контроля в постсоветских государствах // Вестник МГИМО. №3. 2013.

11. Половченко К. А. Избирательные споры как объект конституционного правосудия: на примере Сербии // Социально-политические науки. №4. 2016.

12. Туманов В. А. Половченко К. А. Конституционные основы судебной власти / Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. - 4-е изд., переаб. и доп. - М.: Норма, ИНФРА-М. 2016.

13. Ракитская И. А. Конституционный контроль в странах Северной Европы // Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю. И. Лейбо и др.]; под ред. Е. Я. Павлова, Е. А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.

2 Представленные данные взяты с официального сайта Защитника граждан Республики Сербия: адмш.отЬис^тап.гз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.