Научная статья на тему 'Роль зарубежного законодательства в формировании института власти прокурора в России'

Роль зарубежного законодательства в формировании института власти прокурора в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
161
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРУБЕЖНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИНСТИТУТ ВЛАСТИ ПРОКУРОРА / ФОРМЫ ЗАИМСТВОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / УЗАКОНЕНИЕ / ИССЛЕДОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН (ПОДДАННЫХ) / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ / КНИГОИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCHES OF FOREIGN CITIZENS (CITIZENS) / THE FOREIGN LEGISLATION / INSTITUTE OF THE POWER OF THE PUBLIC PROSECUTOR / THE FORM OF LOAN OF THE FOREIGN LEGISLATION / LEGALIZATION / USE OF FOREIGN SCIENTISTS / PUBLISHING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галузо В. Н.

На примере формирования одного из правовых институтов в России — института власти прокурора — определена роль зарубежного законодательства, установлены причины и формы его заимствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE FOREIGN LEGISLATION IN FORMATION INSTITUTE OF THE POWER OF THE PUBLIC PROSECUTOR IN RUSSIA

In article on an example of formation of one of legal institutes in Russia — institute of the power of the public prosecutor — the role of the foreign legislation is defined, the reasons and forms of its loan are established.

Текст научной работы на тему «Роль зарубежного законодательства в формировании института власти прокурора в России»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы теории государства и права

приставы в конфликтных ситуациях обычно применяют следующие приемы разрешения конфликта: снимают раздражение и беспокойство у другой стороны — 78%, избегают столкновений и сдерживают себя — 75, сохраняют терпение и спокойствие — 73, пытаются убедить другую сторону и показывают свое разочарование — 15,5, просят третью сторону (одного или нескольких людей) поддержать его позицию, помочь разрешить конфликт — 15,6%.

Успешному разрешению конфликтов мешают плохое знание законов и своих прав (32%), стремление сторон действовать исходя только из своих интересов (32), низкого уровня культуры общения (12), недоверия к судебной власти (12), падения морали и нравственности во всех сферах жизни (8%). Уровень социальной напряженности в служебном коллективе определяется состоянием некоторого дискомфорта (12%), преобладанием настроений апатии и разочарования (12), состоянием «пере-гретости», в любой момент чреватое взрывом непредсказуемых действий (8%).

Сотрудников службы судебных приставов не всегда устраивает отношение между членами коллектива (59%), социальное обеспечение (45), условия труда (36), заработная плата (36%). Причиной конфликтов в подразделениях службы судебных

приставов являются неоправданные амбиции сотрудников (40%), карьеризм сотрудников (12), борьба за руководящие должности (12%). Мешают более успешной работе сотрудников незаинтересованное отношение к труду большинства людей (27%), низкий уровень оплаты труда (21), угроза увольнения (12%).

По мнению 72% опрошенных, среди населения профессия судебного пристава пользуется авторитетом. Местные средства массовой информации удовлетворяют информационные потребности службы судебных приставов на 42%, в передачах по телевидению — 30, в передачах радиостанций — 45, в газетах — 25%. Роль местных средств массовой информации в повышении авторитета и снижения конфликтности в деятельности службы судебных приставов дают возможность для открытого и цивилизованного обсуждения конфликтной ситуации и путей выхода из нее (60%).

Таким образом, противоречия, возникающие в результате функционирования разных подсистем службы судебных приставов, обусловливают комплекс проблем, на решение которых должны быть направлены усилия руководства подразделений ФССП России, прежде всего становления профессионального правосознания.

РОЛЬ ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ИНСТИТУТА ВЛАСТИ ПРОКУРОРА В РОССИИ

В.Н. ГАЛУЗО,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Института международного права и экономики им. А. С. Грибоедова

E-mail: vgrmn@yandex.ru Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Аннотация. На примере формирования одного из правовых институтов в России — института власти прокурора — определена роль зарубежного законодательства, установлены причины и формы его заимствования.

Ключевые слова: зарубежное законодательство, институт власти прокурора, формы заимствования зарубежного законодательства, узаконение, исследования иностранных граждан (подданных), использование зарубежных ученых, книгоиздательская деятельность.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы теории государства и права

ROLE OF THE FOREIGN LEGISLATION IN FORMATION INSTITUTE OF THE POWER OF THE PUBLIC PROSECUTOR IN RUSSIA

V.N. GALUZO,

the candidate of jurisprudence, the senior lecturer of chair of criminally-legal disciplines of International law institution and economy of A.S. Griboedov

Annotation. In article on an example of formation of one of legal institutes in Russia — institute of the power of the public prosecutor — the role of the foreign legislation is defined, the reasons and forms of its loan are established.

Keywords: the foreign legislation, institute of the power of the public prosecutor, the form of loan of the foreign legislation, legalization, researches of foreign citizens (citizens), use of foreign scientists, publishing activity.

Процесс совершенствования законодательства России1 сопровождался (сопровождается и в настоящее время) активным заимствованием зарубежного законодательства. Это было предопределено более совершенным европейским (ныне американским) законодательством, на что обращалось и обращается внимание отечественными2 и зарубежными3 исследователями тенденций развития права. В этом отношении не является исключением и межотраслевой правовой институт — институт власти прокурора.

В подтверждение суждения о том, что зарубежное законодательство использовалось при формировании института власти прокурора в России, приведем несколько узаконений4. Так, анализ положений Именного указа «О призыве в Россию ученых и в правоведении искусных людей для отправления в коллегиях дел» от 20 августа 1715 г.5 позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, заимствование законодательства осуществлялось путем обмена учеными (точнее, использования зарубежных ученых). Во-вторых, не в пример нынешнему времени приоритетное использование достижений науки, в частности юридической, при реформировании управления в государстве Российском. Соответственно создавались достойные условия для деятельности ученых. Наконец, в-третьих, обеспечение оптимального соотношения науки и практики, что также фактически игнорируется в нынешнее время в России6.

Сенатский указ «О посылке в Кенигсберг подъ-ячих для научения немецкому языку и о сборе на содержание их денег с прочих подьячих» от 19 февраля 1716 г.7 подтверждает значимость немецкого законодательства при формировании правовой системы государства Российского.

Аналогичен по содержанию Именной указ «О посылке во Францию дворянских детей для получения морской службы», «данный Канону Зотову» 3 января 1717 г.8 Представляется необходимым обратить внимание на исторический персонаж государства Российского (Канон Зотов), сыгравшего значительную роль в формировании института власти прокурора. Вероятно, в этой связи автор одной публикации высказал следующее суждение: «Большую роль в истории создания института генерал-прокуратуры сыграли французский административный опыт и его знаток брат генерального ревизора Канон Зотов»9. Подробнее об учреждении «прокурорского надзора» во Франции изложено в другой публикации10.

1 В настоящей статье охвачен период развития государства с 1649 г. по нынешнее время, для наименования которого предложено использовать родовой термин «Россия» (Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119—123).

2 Так, в свое время и по этому поводу В.М. Грибовский писал: «Всякое какое бы то ни было заимствование по существу своему есть не что иное, как подчинение более слабой в культурном отношении общественной личности более сильной» (Грибовский В.М. Народ и власть в Византийском государстве. Опыт историко-догматического исследования. СПб.: Типография М. Меркушева, 1897. С. III).

3 Вагеманс Э. Петр Великий в Бельгии. СПб., 2007.

4 Именно этот термин предложен автором статьи для наименования всех нормативных правовых актов не только Российской Империи (1721—1917), но и для России (с 25 декабря 1991 г.) (Галузо В.Н. О системе узаконений в Российской Империи // Закон и право. 2009. № 9. С. 110—112).

5 ПСЗ РИ-1. Т. V. № 2928.

6 Галузо В.Н. Юридическая наука и правоприменение в Российской Федерации (проблема соотношения) // Право и государство: теория и практика. 2011. № 5. С. 116—123.

7 ПСЗ РИ-1. Т. V. № 2997.

8 Там же. № 3058.

9 Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого. СПб., 1997. С. 260.

10 Лакиер В. Учреждение прокурорского надзора в связи с различными формами уголовного судопроизводства // Журнал Минюста. 1863. Т. XV. № 3—4. С. 507—525.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы теории государства и права

Использование шведского законодательства подтверждается следующими узаконениями:

♦ Именным указом «О сочинении регламента всем коллегиям на основании шведского устава по пунктам и о составлении проекта по тем предметам, которые в шведском уставе определены исходно с положением Российского государства и о поднесении по сему доклад Царскому Величеству» от 28 апреля 1718 г.11;

♦ высочайшей резолюцией на доклад юстиц-коллегии «Об устройстве судебных мест по примеру Швеции, о переводе шведского уложения и об учинении Свода российских узаконений со шведскими» от 9 мая 1718 г.12;

♦ Именным указом «О заимствовании из Уложения и уставов шведских устройства юстиц-коллегии» от 9 мая 1718 г.13;

♦ Именным указом «О своде шведского регламента во всех коллегиях с русским; о представлении Сенату разногласий и о подписывании рапортов президентам и вице-президентам» от 11 июня 1718 г.14;

♦ Именным указом «Об определении в губерниях должностных людей согласно с шведским земским управлением; о даче им инструкции и о введении в Санкт-Петербургской губернии нового управления с 1 июля» от 26 ноября 1718 г.15;

♦ Именным указом «О зачатии везде с 1719 года приема и отдачи денег по шведскому манеру», «данном президенту ревизион-коллегии Князю Долгорукому» 10 декабря 1718 г.16

Заимствование зарубежного законодательства осуществлялось и путем использования исследований иностранных граждан (подданных), проведенных непосредственно в государстве Российском. Об этом способе заимствования речь идет в Высочайших резолюциях на мемориал иноземца Фике «О назначении жалованья служителям коллегий и о выдаче патентов о деньгах на дорогу, о квартирах вновь определенным служителям, об учреждении почт, о земском управлении, об установлении градских магистратов, об учреждении академий и о переводе книг по юриспруденции» от 11 июня 1718 г.17

Заимствование зарубежного законодательства осуществлялось посредством книгоиздательской деятельности. В этой связи актуален сенатский указ «О присылке в Сенат из Санкт-Петербургской ти-

пографии всех гражданских и прочих книг, которые будут печатаны, по два экземпляра» от 30 апреля 1719 г.18

Заимствование зарубежного законодательства, безусловно, предполагало (предполагает и в нынешнее время) учет национально-исторических особенностей государства, допускающее это за-имствование19. Ш.-Л. Монтескье отмечал: «Так как гражданские законы находятся в зависимости от государственного строя, ибо они предназначаются для общества, то было бы полезно, прежде чем ввести закон одного народа у другого, предварительно рассмотреть, имеют ли оба народа одинаковые установления и одинаковое государственное право»20. Аналогично суждение В. Лакиера: «Не подражанием, особенно излишним, а творчеством отличается то законодательство, которое, уступая современному развитию общественной жизни, отвечая желанию личности оградить себя от произвола и предоставляя ей участие и гарантию в охранении своих интересов, в дело преобразования судебной части вносит выработанныя наукою начала и добытыя опытностью других народов истины, очищая те и другия от лжеучений и злоупотреблений»21. Об этом же пишет и В.И. Веретенников: «Должность» была выработана самостоятельно в своей конструкции; ткань была создана Петром и его сотрудниками постепенным самостоятельным творчеством в ее целом; но это... не отрицает возможности такого создавания под влиянием чужих идей и не своих элементов. Вот эти-то чужие, — западноевропейские, идеи, эти-то не свои элементы несомненно оказали огромное влияние на «Должность генерал-прокурора»22.

11 ПСЗ РИ-1. Т. V. № 3197.

12 Там же. № 3202.

13 Там же. № 3201.

14 Там же. № 3207.

15 Там же. № 3244.

16 Там же. № 3254.

17 Там же. № 3208.

18 Там же. № 3361.

19 Следует согласиться с суждением ученого А.Ф. Смирнова о недопустимости «механического копирования зарубежных моделей государственно-правового устройства» (Смирнов А.Ф. Организационно-правовые факторы оптимизации управления в органах прокуратуры Российской Федерации: автореф. ... д-ра юрид. наук. М., 1997. С. 3).

20 Монтескье Ш.-Л. О духе законов. М., 1999. С. 498.

21 Лакиер В. Указ. соч. С. 552.

22 Веретенников В.И. Очерки истории генерал-прокуратуры в России доекатерининского времени. Харьков. Типография фирмы «Адольф Дарре», 1915. С. 27.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы теории государства и права

Аналогичное суждение высказано и современным исследователем прокуратуры: «Институт надзора, созданный Петром I, хотя и получил французское наименование, но не был похож на свой французский образец. Он явился результатом творческих усилий Петра и его соратников и включал элементы не только французской прокуратуры, но и шведских омбудсменов, немецких фискалов и чисто русские изобретения»23. Это же положение преподносится в качестве научной новизны одного исследования: «История развития отечественной прокуратуры за триста лет свидетельствует, что она, несмотря на свое сходство с иностранными аналогами, является уникальным российским государственно-правовым институтом, который вобрал в себя черты французских прокуроров, шведских омбудсманов, немецких и шведских фискалов»24. Отличается категоричностью суждение Д. Серова: «Вопреки господствовавшей в те годы тенденции, внешнюю оболочку и само наименование нового надзор-

ного учреждения заимствовали не из Швеции (где прокуроров не имелось), а из Франции, где прокуратура существовала с XIV в.»25.

Упрощенный подход при определении истоков формирования института власти прокурора применил известный американский историк Р. Уортман. В частности, он отмечал: «Досада Петра вылилась в учреждение новой должности — генерал-прокурора. Его обязанностью был надзор за Сенатом и всей гражданской администрацией»26.

Таким образом, формирование института власти прокурора в России во многом предопределено заимствованием зарубежного законодательства.

23 Дореволюционные юристы о прокуратуре: сб. ст. / науч. ред. и сост. С.М. Казанцев. СПб., 2001. С. 13.

24 Казанцев С.М. Прокуратура Российской империи (исто-рико-правовое исследование): автореф. ... д-ра. юрид. наук. СПб., 2003. С. 7, 8.

25 Серов Д. Фискалы и прокуроры Петра I / Петр Великий: сб. / сост. и ред. Е.В. Анисимов. М., 2007. С. 126.

26 УортманР.С. Властители и судии: Развитие правового сознания в императорской России: авторизов. пер. с англ. М.Д. Дол-билова при участии Ф.Л. Севастьянова. М., 2004. С. 61.

ОБЩИЕ НАЧАЛА СИСТЕМЫ РИМСКОГО ПРАВА

А.А. ИВАНОВ,

профессор кафедры истории государства и права Московского университета МВД России,

кандидат юридических наук, доцент Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве E-mail: alex.iv25@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются общие начала системы римского права, его отрасли, институты и нормы. Отмечается своеобразие и многогранность отдельных элементов системы римского права.

Ключевые слова: система права, структура права, норма римского права, императивные и диспози-тивные нормы права, партикуляризм права, сакральность права, римское классическое право.

THE COMMON ROOTS OF THE ROMAN LAW SYSTEM

A.A. IVANOV,

professor of the Chair of the History of State and Law of the Moscow University of the Ministry of Interior of Russia, Ph.D (Law), Assistant Professor

Annotation. The common roots of the Roman Law system, its branches, institutes and rule are being examined. The originality and variety of some separate elements of the Roman Law system are noted.

Keywords: the system of law, the structure of law, a legal rule of the Roman Law, imperative and dispositive rules of law, the Roman Classical Law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.