Научная статья на тему 'Роль ЗАО «Биржа Санкт-Петербург» в регулировании розничного рынка Forex в России'

Роль ЗАО «Биржа Санкт-Петербург» в регулировании розничного рынка Forex в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FOREX / ЗАО "БИРЖА "САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"" / CJSC "EXCHANGE "SAINT-PETERBURG" / ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CURRENCY REGULATION / БИРЖЕВЫЕ ТОРГИ / EXCHANGE TRADES / ПРОЕКТ FX+ / FX+ PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Катышев Владислав Андреевич

В статье рассматриваются законодательные вопросы регулирования деятельности участников рынка FOREX в Российской Федерации. Анализируются законодательные инициативы ЗАО «Биржа Санкт-Петербург» в данной сфере, а также описывается существующий проект Биржи по регистрации сделок на валютном рынке FOREX

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of CJSC Exchange Saint-Peterburg in regulation of FOREX market in Russia

The article deals with legal matters of regulation of activities on FOREX market in Russian Federation. Analyzes legal initiatives of CJSC Exchange Saint-Petersburg in this sphere, and also describes the existing project of The Exchange on registration of deals on FOREX currency market.

Текст научной работы на тему «Роль ЗАО «Биржа Санкт-Петербург» в регулировании розничного рынка Forex в России»

В.А. КАТЫШЕВ

Владислав Андреевич КАТЫШЕВ — аспирант кафедры денег и ценных бумаг СПбГУЭФ.

В 2008 г. окончил факультет экономики и финансов Тольяттин-ского государственного университета.

Область научной специализации — биржевая торговля, рынок ценных бумаг, валютный рынок.

^ ^ -Ф-

РОЛЬ ЗАО «БИРЖА "САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"» В РЕГУЛИРОВАНИИ РОЗНИЧНОГО РЫНКА FOREX В РОССИИ*

В настоящее время деятельность дилинговых центров, предоставляющих услуги на рынке FOREX в России, не регулируется законодательством РФ и не контролируется как со стороны ФСФР, так и другими государственными органами. Пользуясь этим, большая часть FOREX-операторов, оказывающих в России услуги по заключению сделок на валютные пары, являются нерезидентами. Обычно такие компании зарегистрированы в оффшорных зонах: Кипр, Сейшелы, Маврикий и т. д. Отсутствие контроля над рынком FOREX со стороны российских регуляторов делает невозможным судебную защиту интересов клиентов FOREX-операторов и привлечение их к ответственности за нарушение прав клиентов. Кроме того, FOREX-нерезиденты не осуществляют функции налоговых агентов и применяют различные схемы ухода от налогов. По оценке генерального директора NETTRADER.ru Д. Ма-тафонова, число физических лиц, вовлеченных в разное время в азартную игр}' под названием FOREX, составляет порядка 15 млн человек. Это минимум в 10 раз больше, чем число участников рынка ценных бумаг. «Существует целая теневая игровая индустрия, которая не платит налогов, не контролируется властями и устанавливает свои правила игры» [1, с. 16].

Большинство FOREX-операторов ведут недобросовестную работу, нацеленную, прежде всего, на собственное обогащение за счет финансовой неграмотности и неопытности участников, основную долю которых составляют физические лица, которых привлекает возможность моментального увеличения капитала в несколько раз. По словам управляющего директора ГК «Алор» С. Хестанова, часть операторов предоставляют не обеспеченное собственными средствами «кредитное плечо», другие грешат переводом средств клиентов на счет компании-нерезидента по сомнительным договорам. «Есть компании, которые, если вдруг попадается крупный выигравший клиент, спокойно банкротятся. Они грешат проведением операций постфактум и самолично устанавливаемыми котировками валют, которые всегда чуть-чуть против клиента. Более крупные компании применяют другие уловки, чтобы лишить клиента честно заработанных денег» [3, с. 14]. В результате в первые три месяца свои вложения теряют до 99 % клиентов. После этого людям сложно объяснить, чем FOREX отличается от фондового рынка, на котором происходит инвестирование в реальные секторы экономики.

В странах с развитыми рыночными отношениями деятельность на рынке FOREX контролируется со стороны государственных органов. Так, в США регулирование деятельности на рынке FOREX воз-

ГРНТИ 06.73.45 © В.А. Катышев, 2012

* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук проф. B.C. Торкановского.

ложено на Комиссию по фьючерсной торговле товарами (US Commodity Futures Trading Commission). Регулирующие органы, в первую очередь, регламентируют правила взаимодействия между FOREX -операторами и их клиентами, для чего устанавливают конкретные требования к порядку и условиям предоставления услуг клиентам.

В настоящее время ФСФР всерьез намерена заняться регулированием данного рынка. Более того, вопрос о законодательном регулировании деятельности на рынке FOREX может быть решен до окончания 2012 г. Не вызывает сомнений тот факт, что деятельность FOREX-компаний будет лицензирована. Вопрос состоит лишь в том, какой вид лицензии необходим для ведения данной деятельности?

Деятельность таких компаний в Законе о рынке ценных бумаг называется дилерской деятельностью. Такой точки зрения придерживается председатель Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) А. Тимофеев [2]. В данном случае компаниям, предоставляющим услуги FOREX, предстоит иметь собственный капитал в размере 50 млн руб. в соответствии с нормативами достаточности собственных средств, установленных для дилерской деятельности. Однако некоторые участники рынка придерживаются иной точки зрения, в частности, по словам референта департамента финансовой политики Минфина А. Лозового, «это не брокерская и не дилерская деятельность, это — классические организаторы торговли». А деятельность организаторов торгов попадает в правовое поле уже с 1 января 2013 г., когда вступит в силу Закон об организованных торгах.

С большой долей вероятности можно сказать, что рынок FOREX в России в ближайшем будущем будет регулироваться. ФСФР, СРО, а также участники рынка предпринимают для этого все возможные усилия. Богатый опыт по упорядочиванию деятельности на рынке FOREX и противодействию недобросовестным FOREX-операторам в России накопило ЗАО «Биржа "Санкт-Петербург"». В июле 2008 г. на Бирже началось развитие проекта, получившего название "FX+", в рамках которого участники регистрируют на Бирже сделки, которые определяются как адресные сделки между FOREX -оператором и зарегистрированным на Бирже клиентом по расчетному (беспоставочному) валютному фьючерсу.

Одним из условий аккредитации FOREX-компаний на Бирже является наличие «российской прописки», поэтому все аккредитованные компании действуют в рамках российского законодательства, тем самым обеспечиваются соблюдение интересов и защита прав клиентов FOREX-операторов, отказ участников и их клиентов от оффшорных схем, предотвращение вывода капитала из России и отказ от применения схем «ухода от налогов».

Сделки на ЗАО «Биржа "Санкт-Петербург"» в рамках проекта "FX+" классифицируются как фьючерсные контракты, базовым активом которых является валюта. К операциям применяется действующий порядок налогообложения в соответствии со ст. 214 Налогового кодекса РФ. Работа участников рынка FOREX и их клиентов ведется исключительно в рублевом пространстве. Обязательства FOREX-оператора перед клиентом фиксируются путем регистрации на Бирже сделок FOREX-операторов с клиентами. Биржа выступает в качестве третьей стороны любой сделки, обеспечивая защиту интересов и прав клиентов при возникновении возможных конфликтов.

На сегодняшний день участниками проекта являются 9 FOREX-операторов, в том числе ведущие компании этой отрасли (Альпари, Форекс Клуб). При этом объем зарегистрированных FOREX-операторами на Бирже сделок за 2011 г. превысил 305 млрд руб. (на 323 % больше аналогичного показателя за 2010 г.). За прошедший период 2012 г. оборот уже составил 214,7 млрд руб. Данные по объему торгов и количеству заключенных сделок в рамках проекта за первое полугодие 2012 г. приведены в таблице.

Таблица

Динамика объема операций в рамках проекта 'ТХ+" за январь-август 2012 г.

Месяц Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август ИТОГО

Оборот (млрд руб.) 39,12 28,69 19,79 23,51 37,82 18,97 19,51 27,33 214,7

Сделки 42 746 47 488 39 734 36 095 65 618 22 595 35 045 32 989 322 310

С технической точки зрения организация доступа FOREX-оператора в торговую систему Биржи производится с помощью программного шлюза и модуля сопряжения MTL (см. рис.). Технические службы FOREX-компаний устанавливают на собственных серверах данное программное обеспечение Биржи для связи программного шлюза и используемой у оператора системы MetaTrader версии 4 либо версии 5. При помощи MTL данные о совершенных сделках передаются на Биржу и хранятся в базе данных ее программно-технического комплекса. Торги на валютные пары проходят с 10:00 до 9:15 следующего дня. По результатам торговой сессии Биржа формирует отчет о сделках и осуществляет рассылку результатов торгов всем участникам проекта "FX+".

Рис. Схема технического взаимодействия ЗАО «Биржа "Санкт-Петербург"» и FOREX-операторов

В целях развития проекта на Бирже был сформирован Комитет по взаимодействию с компаниями — операторами рынка FOREX. В состав Комитета вошли как представители компаний, являющихся участниками проекта "FX+", так и отраслевой саморегулируемой организации участников рынка FOREX СРО НП ЦРФИН. Также в состав комитета были включены представители инвестиционного холдинга «ФИНАМ» и FOREX-оператора TELETRADE. Основным направлением деятельности данного Комитета является разработка стандартов деятельности российских FOREX-операторов, в том числе обеспечивающих защиту прав и интересов клиентов. В настоящее время ЗАО «Биржа "Санкт-Петербург"» активно взаимодействуют с контролирующими, надзорными и законодательными органами в финансовой сфере. Биржа участвует в совместной работе с ФСФР, Минфином РФ, Федеральной антимонопольной службой по вопросу регулирования деятельности участников рынка FOREX. Учитывая, что в действующем российском законодательстве статус сделок, заключаемых FOREX-операторами и их клиентами в ходе проведения операций на рынке FOREX, не определен, а также опираясь на богатый опыт, накопленный Биржей при взаимодействии с участниками розничного рынка FOREX, в целях перевода деятельности FOREX-операторов в регулируемое русло, ЗАО «Биржа "Санкт-Петербург"» предлагает к рассмотрению две модели регулирования такого финансового сегмента, как розничный рынок FOREX.

Модель № 1 предусматривает признание заключаемых на рынке FOREX договоров (контрактов) производными финансовыми инструментами (ПФИ), обращающимися на бирже. Это, в свою очередь, обеспечит судебную защиту требований, связанных с участием в сделках с такими ПФИ, и даст возможность налогового сальдирования результатов торговли по операциям с этими инструментами (аналогично фьючерсам). В случае признания заключаемых на рынке FOREX договоров (контрактов) биржевыми инструментами должна быть предусмотрена необходимость проведения клиринга по сделкам с такими инструментами, а также обязательная регистрация всех клиентов FOREX-операторов на бирже.

Модель № 2 предусматривает отнесение договоров (контрактов), заключаемых FOREX-операторами, к разряду внебиржевых инструментов с особым статусом и законодательное закрепление этого статуса в нормативных документах. В этом случае необходимо законодательно закрепить проведение репортинга (отчитывания) по сделкам с такими инструментами. Биржа в данном случае выступает в роли репозитария — хранителя информации. Применение подобной модели позволит регуляторам анализировать системные риски участников розничного рынка FOREX и при необходимости получать доступ к информации о договорах, заключенных отдельными участниками.

Вопрос о регулировании деятельности FOREX-операторов назрел давно. Возможно, уже с начала 2013 г. рынок FOREX и, прежде всего, та его часть, которая предназначена для частных физических лиц, будет обладать не только развитой инфраструктурой, но и зафиксированной законодательной основой. Немалую роль в вопросе о возможности регулирования розничного рынка FOREX играет ЗАО «Биржа "Санкт-Петербург"», предложившее участникам рынка свой вариант биржевого регулирования валютных операций. В данном направлении предстоит еще много работы, однако проекты регулирования, предложенные Биржей, уже реализуются на практике в рамках проекта "FX+". Преимущества данного проекта заключаются в защите интересов клиентов FOREX-операторов, регулировании финансовых потоков на неподконтрольном рынке FOREX, получении достоверной и целостной картины о процессах и участниках данного рынка.

ЛИТЕРАТУРА

1. МатафоновД. Регулирование FOREX // Рынок ценных бумаг. 2012. № 3. С. 16-18.

2. Предложения НАУФОР по вопросу регулирования розничного рынка FOREX. URL: http://www.naufor.ru/ tree.asp?n=9583 (дата обращения: 15.06.2012).

3. Хестанов С. FOREX: две стороны одной медали // Рынок ценных бумаг. 2012. № 3. С. 14-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.