Научная статья на тему 'Роль занимательных задач на нестандартное мышление в формировании и развитии логического математического мышления личности в системе непрерывного образования'

Роль занимательных задач на нестандартное мышление в формировании и развитии логического математического мышления личности в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1810
151
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСТАНДАРТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / АНАЛИЗ / СИНТЕЗ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИИ / INDEPENDENT WAY OF THINKING / ANALYSIS / SYNTHESIS / DESIGNING / SITUATION MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахманова Юлдузхон Амановна

В данной статье рассматриваются вопросы применения различных занимательных задач для повышения качества образования путём развития логического математического мышления и использования мировых инновационных тенденций на уроках. Математическое мышление оказывает весьма серьезное влияние на интеллектуальное развитие и превращается в процесс воспитания разработки средств логического отражения, как средств познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of entertaining problems on an independent way of thinking in formation and development of logic mathematical thinking of the Person in system of continuous formation

In the article questions of application of various entertaining problems for improvement of the quality of formation by development of logic mathematical thinking and use of world innovative tendencies at lessons are considered. The mathematical thinking makes rather serious impact on intellectual development and turns to process of education of working out of means of logic reflexion, as knowledge means.

Текст научной работы на тему «Роль занимательных задач на нестандартное мышление в формировании и развитии логического математического мышления личности в системе непрерывного образования»

Section 7. Pedagogy

Внутренними мотивам можно считать:

1) профессионально значимый мотив — мотив профессионального становления, желание получить качественные профессиональные знания;

2) познавательные интересы;

3) потребности в приобретении новых знаний;

4) чувство долга;

5) необходимость самосовершенствования;

6) желание быть первым;

7) стремление к личному успеху;

8) мотивы планирования будущей жизнедеятельности - стремление к материальному благополучию;

9) наклоны, предпочтения, способности [7, 16].

Главным заданием педагогических ВУЗов есть обеспечение высокого уровня педагогических и дидактических условий усвоения знаний, формирование у будущих учителей географии позитивной мотивации, которая бы в будущем определяла краеведческую сторону профессиональной деятельности через мотивы, а именно: стремление знать о природных и социально-экономических особенностях своего края, любовь к Родине, позитивное отношение к работе учителя-географа.

Список литературы:

1. Гончаренко С. У Украшський педагопчний словник/С. У. Гончаренко. - К.: Либщь, - 1997. - 374 с.

2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы/Е. П. Ильин. - СПБ.: Питер, - 2002. - 512 с. - (Серия «Мастера психологии»).

3. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике/Г М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - Москва: ИКЦ « МарТ »; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», - 2005. - 448 с.

4. Мешков Н. И. Ценносный подход к проблеме мотивации учебной деятельности студентов/Н. И. Мешков, Н. Е. Садовникова//Вектор науки ТГУ З (б), - 2011. - с. 199-201.

5. Немов Р. С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч./Р. С. Немов - М.: Изд-во Владос-Пресс, - 2003. -Ч. 1. - 304 с.

6. Новая философская энциклопедия: В 4 т./Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В. С. Степин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. - М.: Мысль, - 2010. - Т. II. - 634 с.

7. Огурцов А. П. Як навчити студеныв учитись: монографiя/А. П. Огурцов, В. В. Залiщук. - Дншродзер-жинськ: Вид. ДДТу - 2009. - 325 с.

8. Строев К. Ф. Краеведение/К. Ф. Строев. - М.: Изд-во Просвещение, - 1967. - 143 с.

9. Шапошникова I. В. Вищий навчальний заклад як середовище первинно! професшно! сощал1зацн: монографш/I. В. Шапошникова. - Херсон: Видавничий дiм «Гельветика», - 2013. - 308 с.

10. Щукина Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учеб. пособие для слушателей ФПК директоров общеобразоват. шк. и в качестве учеб. пособия по спецкурсу для студентов пед. ин-тов/Г И. Щукина, В. Н. Липник, А. С. Роботова и др., Под ред. Г. И. Щукиной. - М.: Просвещение, - 1984. - 176 с.

Rakhmanova Yulduzhon Amanovna, 1-Akadem. lyceum of Samarkand State University, The teacher of mathematics and computer science E-mail: yulduz.amanovna@mail.ru

Role of entertaining problems on an independent way of thinking in formation and development of logic mathematical thinking of the Person in system of continuous formation

Abstract: in the article questions of application of various entertaining problems for improvement of the quality of formation by development of logic mathematical thinking and use of world innovative tendencies at lessons are considered. The mathematical thinking makes rather serious impact on intellectual development and turns to process of education of working out of means of logic reflexion, as knowledge means.

Keywords: Independent way of thinking, the analysis, synthesis, designing, situation modeling.

112

Role of entertaining problems on an independent way of thinking in formation and development of logic...

Рахманова Юлдузхон Амановна, 1-Академ. лицей при Самаркандском Государственном Университете, Преподаватель математики и информатики E-mail: yulduz.amanovna@mail.ru

Роль занимательных задач на нестандартное мышление в формировании и развитии логического математического мышления личности в системе непрерывного образования

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы применения различных занимательных задач для повышения качества образования путём развития логического математического мышления и использования мировых инновационных тенденций на уроках. Математическое мышление оказывает весьма серьезное влияние на интеллектуальное развитие и превращается в процесс воспитания разработки средств логического отражения, как средств познания.

Ключевые слова: нестандартное мышление, анализ, синтез, проектирование, моделирование ситуации.

Вступление и постановка проблемы. В данное время педагоги всего мира ищут новые методики преподавания и стараются применять на уроках различные логические задачи на нестандартное мышление. С появлением Интернета стал гораздо проще процесс поиска интересных занимательных задач, викторин на логику.

Логические задачи, так же как и математику, называют «гимнастикой ума». Но, в отличие от математики, задачи на логику — это занимательная гимнастика, которая в увлекательной форме позволяет испытывать и тренировать мыслительные процессы, иногда в неожиданном ракурсе. Для их решения нужна сообразительность, иногда интуиция, но не специальные знания. Решение задач на логику состоит в том, чтобы досконально разобрать условие задачи, распутать клубок противоречивых связей между персонажами или объектами.

Формирование логического мышления младших школьников — важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современной школы [2, 10].

Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Математика именно тот предмет, где можно в большой степени это реализовывать [1, 32].

Даже самые сложные задачи на логику не содержат чисел, векторов, функций. Но математический способ мышления здесь необходим: главное, осмыслить и понять условие логической задачи. Не всегда самое очевидное решение, лежащее на поверхности, является правильным. Но чаще всего, решение задачи на логику оказывается гораздо проще, чем кажется на первый взгляд, несмотря на путаное условие.

Интересные задачи на логику для детей по самым разным предметам — математике, физике, биологии — вызывают у них повышенный интерес к этим учебным дисциплинам и помогают в их осмысленном изучении. Логические задачи на взвешивание, переливание, задачи на нестандартное логическое мышление помогут и в повседневной жизни решать житейские проблемы нестандартным образом.

В статье Гончаровой О. С. обосновывается то, что основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи — отличный инструмент для такого развити [6, 330].

Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения разных форм работы над задачей. Это:

1. Работа над решенной задачей. Многие ученики только после повторного анализа осознают план решения задачи. Это путь к выработке твердых знаний по математике. Конечно, повторение анализа требует времени, но оно окупается.

2. Решение задач разными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за недостатка времени. Но это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения

113

Section 7. Pedagogy

другого способа решения сыграет большую роль в будущем. Но я считаю, что это доступно не всем ученикам, а лишь тем, кто любит математику, имеет особенные математические способности.

3. Правильно организован способ анализа задачи — по вопросу или от данных к вопросу.

4. Представление ситуации, описанной в задачи (нарисовать «картинку»). Учитель обращает внимание детей на детали, которых нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мнимое участие в этой ситуации. Разбивка текста задачи на части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.

5. Самостоятельное составление задач учениками.

Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятий специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в самых простых закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни [1, 42].

Т. о. преподавателям любых предметов рекомендуется использование логических и занимательных задач во время занятий таких задач расширяет математический кругозор учащихся, способствует развитию и повышает качество подготовленности.

При решении занимательных задач преследуются следующие цели [5, 235]:

• формирование и развитие мыслительных операций: анализа и синтеза; сравнения, аналогии, обобщения и т. д.;

• развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности;

• поддержание интереса к предмету, к учебной деятельности (уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности);

• развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, усидчивость, упорство в достижении цели, самостоятельность;

• подготовка учащихся к творческой деятельности (творческое усвоение знаний, способов действий, умение переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации и видеть новые функции объекта) [1, 43].

В Узбекистане из-за переориентации общества на новые ценности необходимы существенные перемены в системе образования, и особенно в том ее звене, где формируется специалист высшей квалификации. Кроме высокого профессионального

уровня, современный специалист с высшим образованием должен обладать достаточно высоким уровнем коммуникативных умений для успешной профессиональной деятельности, включающей профессиональный рост на основе отечественных и зарубежных достижений, обмен опытом с коллегами, научные исследования и т. д. В связи с этим вопросы, связанные с проблемой формирования профессиональных коммуникативных умений, в последнее время широко исследуются как отечественными, так и зарубежными учеными. Практика подготовки специалистов в технических вузах показала, что обучение студентов в большинстве случаев проводится с использованием традиционных методов обучения, технология же игрового обучения в формировании профессиональных коммуникативных умений у студентов используется лишь эпизодически и не носит системного характера. Уровень обученности и уровень сформированности профессиональных коммуникативных умений студентов не удовлетворяет современным требованиям к качеству профессиональной подготовки специалистов [7, 4-9].

В процессе решения задач на логику учащиеся познакомятся с математической логикой — отдельной наукой, именуемой по-другому «математикой без формул». Логика как наука была создана Аристотелем, который был не математиком, а философом. И логика первоначально была частью философии, одним из методов рассуждений. В труде «Аналитики» Аристотель создал 20 схем рассуждений, которые назвал силлогизмами. Одним из самых известных его силлогизмов является: «Сократ — человек; все люди смертны; значит Сократ смертен». Логика (с др.-греч. Aojik^ — речь, рассуждение, мысль) — это наука о правильном мышлении, или, иными словами, «искусство рассуждения».

Существуют определенные приемы решения логических задач:

способ рассуждений, с помощью которого решаются самые простые логические задачи. Этот метод считается самым тривиальным. В ходе решения используются рассуждения, последовательно учитывающие все условия задачи, которые постепенно приводят к выводу и правильному ответу;

способ таблиц, применяемый при решении текстовых логических задач. Как следует из названия, решение логических задач заключается в построении таблиц, которые позволяют наглядно представить условие задачи, контролировать процесс рассуждений и помогают сделать правильные логические выводы;

114

Role of entertaining problems on an independent way of thinking in formation and development of logic...

способ графов состоит в переборе возможных вариантов развития событий и окончательном выборе единственно верного решения;

способ блок-схем — метод, широко используемый в программировании и решении логических задач на переливание. Он заключается в том, что сначала в виде блоков выделяются операции (команды), затем устанавливается последовательность выполнения этих команд. Это и есть блок-схема, которая по сути является программой, выполнение которой приводит к решению поставленной задачи;

способ бильярда следует из теории траекторий (один из разделов теории вероятности). Для решения задачи необходимо нарисовать бильярдный стол и интерпретировать действия движениями бильярдного шара по разным траекториям. При этом необходимо вести записи возможных результатов в отдельной таблице.

Каждый из этих методов применим к решению логических задач из разных областей. Эти, казалось бы, сложные и научные приемы вполне можно использовать в решении задач на логику на уроках в школе.

Для сравнения уровня логического мышления у студентов технического и гуманитарного направления, я провела сравнительный анализ работ учащихся. В Интернете представлены самые разнообразные логические задачи, которые интересны как для учащихся школ, так и лицеев, студентов ВУЗов, можно их скачать. Я подобрала для учащихся 1-Академического Лицея при Самаркандском Государственном Университете наиболее интересные задачи на логику, которые были интересны не только детям, но и их родителям для самостоятельной работы [10, 5-12].

Ученики лицея заинтересованно решали задачи, например Тесты Васло [10: 13, 28]. Применяя разные методы решения логических задач, они подробно описали ход мысли и логическое объяснение своего ответа.

Во время школьных занятий можно применять задачи тренирующие память, например:

Запомните слова: Вам дается 2 минуты для того, чтобы запомнить слова, изображенные на рисунке. Можете переписать их. Потом закройте рисунок и напишите по памяти, столько слов, сколько сможете вспомнить. Если Вы записали меньше пятнадцати слов, советуем Вам всерьез заняться тренировкой внимания, памяти.

Шесть кругов: 6 кругов разделены на части. Вам дается полминуты на то, чтобы решить, какие два круга разделены на наибольшее число частей. Если начать

заниматься подсчетами, Вы не уложитесь в отведенное время. Единственный выход — оценивать на глаз.

Пять пар кубиков: Перед Вами пять пар кубиков. Посмотрите на них внимательно. Найдите пары, в которых кубики совершенно одинаковы. Срок — две минуты.

Первенство по хоккею: В первенстве города по хоккею с шайбой, которое проводилось по круговой системе (каждая команда сыграла с каждой по одному разу), участвовали четыре команды: «Север», «Юг», «Восток» и «Запад». Согласно положению, за выигрыш команда получала два очка, за ничью — одно и за проигрыш — ноль очков. Последняя встреча окончилась неожиданно: «Север» проиграл «Востоку». Однако это не помешало «Северу» стать чемпионом, а «Восток» не улучшил своего турнирного положения. Как сыграли между собой «Восток» и «Запад»?

Применение компьютерных технологий в обучении не только не снизило актуальность педагогических исследований, — результат диаметрально противоположен. Первые успехи и первые разочарования породили процесс лавинообразного роста интересов и новых идей. Идущий параллельно с прогрессом информационных технологий, инновационный процесс в компьютерной педагогике и андрогогике не только развивается на путях, намеченных традицией этих наук с учётом новых реалий, но и черпает свежие идеи из самих информационных технологий [8, 57].

В психологии мышление определяется как психическая деятельность, направленная на обобщенное и опосредованное познание объективной действительности путем раскрытия связей и отношений, существующих между познаваемыми предметами и явлениями. По определению Ожёгова С. И. «Мышление — это способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

Развитие логического мышления — одна из главных задач всестороннего развития детей, которому следует уделять серьёзное внимание. Мышление — это высшая форма познавательной деятельности человека, процесс поисков и открытия существенно нового. Развитое мышление даёт возможность ребенку понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе, общественной жизни и межличностных отношениях. Логическое мышление является основополагающим при достижении успеха в жизни. С его помощью

115

Section 7. Pedagogy

человек способен проанализировать любую ситуацию и выбрать наилучший вариант действий в сложившихся условиях.

Логическое мышление необходимо постоянно тренировать, лучше всего — с раннего детства, чтобы избежать стереотипного мышления, которое свойственно основной массе людей. С помощью логического мышления вы сможете отделять существенное от второстепенного, находить взаимосвязи между объектами и явлениями, создавать умозаключения, искать и находить подтверждения и опровержения.

Развитие мышления возможно с помощью задач на логическое мышление. Они способствуют:

• увеличению скорости мышления;

• осмысленности мышления;

• повышению гибкости мышления;

• увеличению глубины мышления;

• развитию свободы и эффективности мышления.

Взрослые также могут тренировать мышление

с помощью игр на развитие мышления и задач на логическое мышление. Ведь возрастные проблемы с памятью и логикой — это результат бездействия и отсутствия умственных упражнений: человек либо использует свой мозг, либо деградирует.

Для определения уровня развития и качественных характеристик вашего мышления предлагаю пройти тест на логическое мышление. Качество мышления определяется следующими характеристиками:

• быстрота мышления — это способность находить правильные решения в условиях недостатка времени;

• гибкость мышления характеризует умение изменить намеченный порядок действий при смене обстоятельств;

• глубина мышления — это степень проникновения в суть ситуации или явления и способность уловить и выявить логические связи между объектами задачи.

Эти качества в разной степени присутствуют у всех людей. Некоторые из них более значимы для решения теоретических задач, другие — для решения практических вопросов.

В процессе роста человека, при вхождении его в социальную жизнь развитие мышления происходит последовательно в несколько стадий:

• предметно-действенное мышление, характерное для возраста от 1 до 3 лет — это мышление в виде практических действий. Дети в этом возрасте познают окружающий мир, пробуя предметы на вкус и запах, трогая руками, разбирая их и ломая;

• наглядно-образное мышление более развито в возрасте от 4 до 7 лет, но присутствует и у взрослых людей в виде наглядных образов и представлений: зрительных, слуховых, тактильных. Наиболее развит такой тип мышления у людей творческих профессий (художников, музыкантов и т. п.);

• абстрактно-логическое или отвлеченное мышление представлено в форме отвлеченных понятий, символов и цифр. К примеру, математические термины «интеграл» и «производная» — это абстрактные понятия, которые не могут восприниматься органами чувств человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процесс мышления включается, как правило, при возникновении какой-либо проблемы или задачи, решение которой может осуществляться различными способами в зависимости от уровня развития логического мышления. Самый примитивный приём — метод проб и ошибок, в процессе которого не происходит даже осознания проблемы, не говоря уже о построении тактики ее решения и проверки гипотез. У взрослых людей логическое мышление перерастает в умение исследовать поставленные задачи и определять цели, создавать план и способы достижения цели. Развитое мышление — это способность думать творчески, не пользоваться шаблонными знаниями, а изобретать и выдумывать что-то новое. Решение логических задач и игры на развитие мышления развивают не только логику, но и интеллект, фантазию, воображение.

При решении задач на логическое мышление или в играх на развитие мышления необходимо соблюдать этапность:

• Мотивация, то есть желание победить;

• Анализ условий задачи или игровой ситуации;

• Поиск решения задачи на основе логических рассуждений, аналогий, эвристических и эмпирических приёмов. В играх на развитие мышления иногда победе способствует простое озарение;

• Доказательство и обоснование правильности решения;

• Проверка решения; при необходимости — его коррекция.

Вывод

Наши учащиеся должны владеть приёмами логического математического мышления и научиться нестандартно мыслить применяя навыки анализа, сравнения, синтез, абстрагирование, измерение, координация, структурирование, проектирование, систематизация и др. в профессиональной и научной деятельности в будущем.

116

Some aspects of humanitarization of the content of the professional training of Students at a technical university

Список литературы:

1. Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырёх летней начальной школы./Под ред. Л. Е. Журовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Вентана - Графф, - 2002.

2. Игры - обучение, тренинг, досуг. /Под ред. В. В. Петрусинского. - М.: Издательский центр «Академия», -2004. - 238 с.

3. Истомина Н. Б., учебное пособие, «Методика обучения математике в начальной школе», - 2000.

4. Лавриненко Т. А. Как научить детей решать задачи: Методические рекомендации для учителей начальных классов. - Саратов: Лицей, - 2000. - 64 с.

5. Стойлова Л. П. Математика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», - 2002. - 424 с.

6. Библиографическое описание: Гончарова О. С. Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах [Текст]/О. С. Гончарова//Молодой ученый. - 2012. - № 10. - с. 329-331.

7. Абдрахманова Л. В. Формирование профессиональных коммуникативных умений у студентов технического ВУЗа при использовании технологий игрового обучения.://Вестник самар. гос. тех. университета. -2007. - № 7 (1). - с. 4-9.

8. Дьяконов Г. Н., Козырская Л. А., Удальцова Е. Г. Компонентное моделирование межличностного и человекомашинного диалога в учебном процессе://Вестник самар. гос. тех. университета. - 2007. - № 7 (1). - с. 51-58.

9. Интернет-сайт Эльмиры Давыдовой, директора центра профориентации «ПрофГид», кандидата психологических наук, консультант по карьере и профориентации, измерения IQ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.profguide.ru/test/category/proforient

10. Слоун Пол и Дес Мак Хейл. Занимательные задачки на нестандартное мышление. Перевод с англ. Н. Чупе-ева; ил. Мирона Миллера. - М.: АСТ; Астрель, - 2007.

Prikhodko Vyacheslav Mikhailovich, correspondence member of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Technical Sciences, Professor, Rector, Moscow State Automobile аnd Road Technical University (MADI).

E-mail: rector@madi.ru. Atamanenko Natalya Vladimirovna, master teacher of the Chair «Machine parts and theory of mechanisms», MADI

E-mail: natalia6807@mail.ru Karelina Maria Yurievna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Chair"Machine parts and theory of mechanisms”, MADI

E-mail: karelinamu@mail.ru

Some aspects of humanitarization of the content of the professional training of Students at a technical university

Abstract: the present article deals with questions of planning the substantial part of the disciplines of basic educational programs at technical universities with consideration of the professionalization of the higher school.

Keywords: general cultural and professional competences, professional training, teaching and educational process, educational discipline, syllabus, educational and methodical complex.

The main purpose of university education is the general and professional development of the personality of a future specialist and mastering integral professional activity by the latter [2]. Modern teaching and educational process at higher educational institutions represents a

system of formation of the personality of a future specialist in compliance with the guidelines set out by the federal state educational standards. One of the most important pillars in making up the personality of the future specialist is, in our opinion, formation of the professional

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.