Научная статья на тему 'Математическое мышление - основа профессионального мышления'

Математическое мышление - основа профессионального мышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
652
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА И КАЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панцева Елена Юрьевна, Тойшева Ольга Анатольевна, Борисова Елена Анатольевна

Статья раскрывает содержание понятия «математическое мышление», рассматривается триада: мышление профессиональное мышление математическое мышление. В связи с интеллектуализацией общественного труда термин «профессиональное мышление» стал входить в практический и научный обиход. Выявлена и обоснована теория качества современного образования по критериям образованности, общей и профессиональной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панцева Елена Юрьевна, Тойшева Ольга Анатольевна, Борисова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Математическое мышление - основа профессионального мышления»

УДК37.032

Панцева Елена Юрьевна

кандидат педагогических наук.

Сызранский филиал Самарского

государственного экономического университета

lena-panceva@ya.ru

Тойшева Ольга Анатольевна

кандидат экономических наук.

Сызранский филиал Самарского

государственного экономического университета

toj sheva@yandex.ru

Борисова Елена Анатольевна

Сызранский филиал. Самарский государственный

экономический университет

elan_51@mail.ru

Elena Ju. Pantseva

Candidate of Pedagogic

Syzran Branch of Samara State University of Economics

lena-panceva@ya.ru

Olga A. Toisheva

Candidate of Economics

Syzran Branch of Samara State University of Economics toj sheva@yandex.ru Elena A. Borisova

Syzran Branch of Samara State University of Economics elan_51@mail.ru

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ -ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

MATHEMATICAL THINKING - THE BASIS OF PROFESSIONAL

THINKING

Аннотация. Статья раскрывает содержание понятия «математическое мышление», рассматривается триада: мышление -профессиональное мышление - математическое мышление. В связи с интеллектуализацией общественного труда термин «профессиональное мышление» стал входить в практический и научный обиход. Выявлена и обоснована теория качества современного образования по критериям образованности, общей и профессиональной культуры.

Ключевые слова: культура и качество, профессиональное мышление, математическое мышление, компетентностно - ориентированный подход, информационные модели и технологии.

Abstract: The article reveals the content of the term «mathematical thinking», considers the triad: thinking - professional thinking - mathematical thinking. In the context of intellectualization of social labor the term «professional thinking» is in practical and scientific use. A theory of modern education quality on the criteria of accomplishment, general and professional culture is identified and justified.

Key words: culture and quality, professional thinking, mathematical thinking, competence-oriented approach, information models and technology.

Культура и качество - сложнейшие категории, которые не могут существовать вне зависимости друг от друга. Н.К. Рерих описывает связь этих понятий: «не думающий о качестве своего труда пусть не помышляет о культуре». Эти понятия находятся в постоянном развитии вместе с человеком. Характеристика качества современного образования как результата образовательного процесса определяется по критериям образованности, профессиональной компетентности, общей и профессиональной культуры. Требованием общества к специалисту является не профессионализм, а профессиональная культура. Формирование профессиональной культуры наряду с решением задач подготовки специалиста позволяет ему осознать себя как личность, свое место и роль в обществе, развивать потребности в непрерывном образовании и в проектировании своего жизненного пути.

Образование в России становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий. «Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности» [3].

В связи с изменяющимися социально-экономическими условиями жизни нашей страны происходят серьезные перемены в системе российского образования, вообще, и в системе высшей школы, в частности. Экономика рыночного типа требует воспитания личности, умеющей жить и работать в постоянно меняющихся условиях, способной совершенствовать свое образование в течение всей жизни. В связи с этим происходит коренная модернизация системы обучения студентов. Цель ее в том, чтобы студент усвоил не только сумму знаний, но и развился как личность. Этих целей невозможно добиться, реализуя знаниевую парадигму образования, ей на смену приходит компетентностно - ориентированный подход, который предполагает, что студентов необходимо учить продуктивно решать различные, в том числе и нестандартные жизненные ситуации в опоре на сформированную систему компетенций и иерархию ценностных ориентаций.

Таким образом, в системе преподавания любого предмета, в том числе и математики, преподавателю необходимо формировать так называемые ключевые компетенции. То есть, необходимо подчеркнуть, что все

компетенции формируются на базе прочных знаний и умений студента. В решении этих задач необходима определенная технология. Такой технологией является технология уровневой дифференциации. В каждой педагогической технологии выделяются последовательно осуществляемые преподавателем аналитическая деятельность, завершающаяся постановкой диагноза, прогностическая и проектно - творческая деятельность. Анализ, прогноз, проект - неразрывная триада при решении любой педагогической задачи.

Под профессиональным развитием личности понимаем процесс развития студента как субъекта профессиональной деятельности, причем заметное воздействие на профессиональное развитие личности происходит в основном на начальном этапе обучения. Необходимо:

• создать систему дисциплин, помогающих студенту - первокурснику адаптироваться к условиям обучения в вузе;

• разработать и внедрить системы мониторинга уровня профессионального становления студента.

Под математическим мышлением понимается «способность к оперированию совокупностью математических, логически взаимосвязанных понятий и суждений, различными структурами, знаковыми системами математического языка, а также способность к пространственным представлениям, запоминанию, систематизации и воображению» [3].

Мы считаем, что математическое мышление является частью профессионального мышления. Термин «профессиональное мышление» в практический и научный обиход стал входить в связи с интеллектуализацией всего общественного труда.

Понятие «профессиональное мышление» употребляется в двух смыслах. В одном смысле, когда хотят подчеркнуть высокий профессионально -квалифицированный уровень специалиста, здесь речь идет об особенностях мышления, выражающих его «качественный» аспект. В другом смысле, когда хотят подчеркнуть особенности мышления, обусловленные характером профессиональной деятельности. Разработке проблемы профессионального мышления придается большое значение, развертываются исследования «технического мышления». Они ведутся в двух аспектах: в профессиональном аспекте: как «оперативное мышление» человека, включенного в управление большими системами [5], как особенности «конструкторского мышления», как особенности широкопрофильных специалистов. Проблема технического мышления ставится как теоретическая проблема «технического интеллекта» -«особого вида» интеллектуальной деятельности [2]. Для характеристики «умственного образа» вводятся понятия: в одном случае «динамической модели управляемого образа» и в другом - «концептуальной модели», которые по своему смыслу совпадают. Имея в виду, что «умственный образ» складывается в условиях деятельности с «информационными моделями». При рассмотрении особенностей технического мышления выделяют три тенденции:

1. Выделение отдельных признаков, характеризующих выполнение практической деятельности: самостоятельность в составлении и решении практических задач, большое разнообразие решаемых задач, творческий

характер их решения, выполнение с пониманием функциональных зависимостей между видимыми и невидимыми процессами.

2. Объяснение особенностей технического мышления запасом технических знаний и методов их усвоения.

3. Связывает основу технического мышления с некоторыми общими способностями человека в их выражении при решении технических задач, как-то: способность комбинировать, рассуждать, устанавливать логические связи, способности внимания и сосредоточенности, пространственного преобразования объектов.

Другой подход к пониманию механизмов мышления связан с концепцией поэтапного формирования умственных действий. Мышление - это одна из форм ориентировки. Специфические особенности мышления состоят не в том, что оно есть деятельность по решению задач «в уме», а в том, что эта деятельность регулируется в понятийной форме. Их усвоение и переход субъекта от ориентировки в одной системе понятий к другой означает переход к новому уровню интеллектуального развития. Профессиональное мышление является важным компонентом операционной сферы студента.

Студент должен быть достаточно подготовлен к самостоятельному анализу, сравнению и обобщению научных фактов и явлений. В процессе познания он должен строить свое мышление и речь в логической последовательности, при помощи которой достигается содержательность, точность и четкость рассуждений. Это значит, что преподавание требует обращения к творческому мышлению студентов, к организации их оптимальной мыслительной деятельности [4].

В качестве важнейших компонентов математической культуры рассмотрены математический язык и математическое мышление. Автор утверждает, что «... развитие математической культуры школьников связано, исходя из комплекса «культура - язык - познавательные процессы», с исследованием системы «знание - мышление - язык» и «язык учебника - язык учителя - язык ученика»[1]. Терминология считается основным компонентом языка. Особенностью математического языка является стремление к однозначности и краткости терминологии». Язык математики есть система символов, принятая в обществе для обеспечения коммуникации его членов. Человек, не владеющий языком математики, не имеет возможности воспользоваться тем богатейшим эвристическим потенциалом математики, на основе которого развивается логика мышления, строгость, последовательность, лаконичность и полнота рассуждений, ясность мысли.

Мыслительная деятельность, математическое мышление студентов формируется при изучении математики в вузе. Развитие техники, техническое усложнение среды обитания человека, появление новых профессий на основе внедрения научных и технических достижений почти ни у кого не оставляют сомнения в том, что современному человеку, а тем более будущему экономисту, требуется математическая подготовка. Программа математики не имеет утилитарных целей. Главная ее цель в высказывании Шпенглера: «Каждая культура имеет свою математику». Значит, будучи основой любой

культуры, математика призвана формировать свою - математическую культуру будущих специалистов. Литература

1. Белозерцев Е.П., Гонеев А. П. Педагогика профессионального образования [ТЕКСТ] : учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Педагогика, 2001.

2. Макаров С. И. Методические основы создания и применения образовательных электронных изданий (на примере курса математики) [ТЕКСТ]: дис. ...д-ра пед. наук. -М., 2003г.

3. Панцева Е. Ю. Специфика математического мышления. / Проблемы современной науки. 2013.Т.1 №7. с.154-159.

4. Панцева Е. Ю. Формирование профессиональных математических компетенций у курсантов военных вузов с использованием электронных образовательных ресурсов. [Текст]: дис.кандидата пед. наук: 13.00.08 / Е.Ю. Панцева. - г. Самара: 2007

5. Тойшева О. А. Сущность экономического образования в России. Альманах современной науки и образования. 2007. № 4. С. 178-180.

References

1. Belozertsev E.P., Goneev A.P. Pedagogics of professional education [TEXT]: a manual for students of the higher pedagogical educational institutions.M: Pedagogics, 2001.

2. Makarov S. I. Methodological bases of creation and application of educational electronic editions (in terms of mathematics) [TEXT]: dis. ...Dr. Ped. Sciences. - M, 2003.

3. Panceva E. Yu. Specifics of mathematical thinking. / Problems of modern science. 2013.Т.1 №7. с.154-159.

4. Panceva E. Yu. The formation of professional mathematical competences of military schools students with the help of electronic educational resources. [Text]: dis...candidate Ped. Sciences 13.00.08 / E. Yu. Panceva., Samara: 2007

5. Tojsheva O. A. The essence of economic education in Russia. The almanac of modern science and education. 2007. № 4. p. 178-180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.