УДК37.032
Панцева Елена Юрьевна
кандидат педагогических наук.
Сызранский филиал Самарского
государственного экономического университета
Тойшева Ольга Анатольевна
кандидат экономических наук.
Сызранский филиал Самарского
государственного экономического университета
Борисова Елена Анатольевна
Сызранский филиал. Самарский государственный
экономический университет
Elena Ju. Pantseva
Candidate of Pedagogic
Syzran Branch of Samara State University of Economics
Olga A. Toisheva
Candidate of Economics
Syzran Branch of Samara State University of Economics toj [email protected] Elena A. Borisova
Syzran Branch of Samara State University of Economics [email protected]
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ -ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
MATHEMATICAL THINKING - THE BASIS OF PROFESSIONAL
THINKING
Аннотация. Статья раскрывает содержание понятия «математическое мышление», рассматривается триада: мышление -профессиональное мышление - математическое мышление. В связи с интеллектуализацией общественного труда термин «профессиональное мышление» стал входить в практический и научный обиход. Выявлена и обоснована теория качества современного образования по критериям образованности, общей и профессиональной культуры.
Ключевые слова: культура и качество, профессиональное мышление, математическое мышление, компетентностно - ориентированный подход, информационные модели и технологии.
Abstract: The article reveals the content of the term «mathematical thinking», considers the triad: thinking - professional thinking - mathematical thinking. In the context of intellectualization of social labor the term «professional thinking» is in practical and scientific use. A theory of modern education quality on the criteria of accomplishment, general and professional culture is identified and justified.
Key words: culture and quality, professional thinking, mathematical thinking, competence-oriented approach, information models and technology.
Культура и качество - сложнейшие категории, которые не могут существовать вне зависимости друг от друга. Н.К. Рерих описывает связь этих понятий: «не думающий о качестве своего труда пусть не помышляет о культуре». Эти понятия находятся в постоянном развитии вместе с человеком. Характеристика качества современного образования как результата образовательного процесса определяется по критериям образованности, профессиональной компетентности, общей и профессиональной культуры. Требованием общества к специалисту является не профессионализм, а профессиональная культура. Формирование профессиональной культуры наряду с решением задач подготовки специалиста позволяет ему осознать себя как личность, свое место и роль в обществе, развивать потребности в непрерывном образовании и в проектировании своего жизненного пути.
Образование в России становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий. «Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности» [3].
В связи с изменяющимися социально-экономическими условиями жизни нашей страны происходят серьезные перемены в системе российского образования, вообще, и в системе высшей школы, в частности. Экономика рыночного типа требует воспитания личности, умеющей жить и работать в постоянно меняющихся условиях, способной совершенствовать свое образование в течение всей жизни. В связи с этим происходит коренная модернизация системы обучения студентов. Цель ее в том, чтобы студент усвоил не только сумму знаний, но и развился как личность. Этих целей невозможно добиться, реализуя знаниевую парадигму образования, ей на смену приходит компетентностно - ориентированный подход, который предполагает, что студентов необходимо учить продуктивно решать различные, в том числе и нестандартные жизненные ситуации в опоре на сформированную систему компетенций и иерархию ценностных ориентаций.
Таким образом, в системе преподавания любого предмета, в том числе и математики, преподавателю необходимо формировать так называемые ключевые компетенции. То есть, необходимо подчеркнуть, что все
компетенции формируются на базе прочных знаний и умений студента. В решении этих задач необходима определенная технология. Такой технологией является технология уровневой дифференциации. В каждой педагогической технологии выделяются последовательно осуществляемые преподавателем аналитическая деятельность, завершающаяся постановкой диагноза, прогностическая и проектно - творческая деятельность. Анализ, прогноз, проект - неразрывная триада при решении любой педагогической задачи.
Под профессиональным развитием личности понимаем процесс развития студента как субъекта профессиональной деятельности, причем заметное воздействие на профессиональное развитие личности происходит в основном на начальном этапе обучения. Необходимо:
• создать систему дисциплин, помогающих студенту - первокурснику адаптироваться к условиям обучения в вузе;
• разработать и внедрить системы мониторинга уровня профессионального становления студента.
Под математическим мышлением понимается «способность к оперированию совокупностью математических, логически взаимосвязанных понятий и суждений, различными структурами, знаковыми системами математического языка, а также способность к пространственным представлениям, запоминанию, систематизации и воображению» [3].
Мы считаем, что математическое мышление является частью профессионального мышления. Термин «профессиональное мышление» в практический и научный обиход стал входить в связи с интеллектуализацией всего общественного труда.
Понятие «профессиональное мышление» употребляется в двух смыслах. В одном смысле, когда хотят подчеркнуть высокий профессионально -квалифицированный уровень специалиста, здесь речь идет об особенностях мышления, выражающих его «качественный» аспект. В другом смысле, когда хотят подчеркнуть особенности мышления, обусловленные характером профессиональной деятельности. Разработке проблемы профессионального мышления придается большое значение, развертываются исследования «технического мышления». Они ведутся в двух аспектах: в профессиональном аспекте: как «оперативное мышление» человека, включенного в управление большими системами [5], как особенности «конструкторского мышления», как особенности широкопрофильных специалистов. Проблема технического мышления ставится как теоретическая проблема «технического интеллекта» -«особого вида» интеллектуальной деятельности [2]. Для характеристики «умственного образа» вводятся понятия: в одном случае «динамической модели управляемого образа» и в другом - «концептуальной модели», которые по своему смыслу совпадают. Имея в виду, что «умственный образ» складывается в условиях деятельности с «информационными моделями». При рассмотрении особенностей технического мышления выделяют три тенденции:
1. Выделение отдельных признаков, характеризующих выполнение практической деятельности: самостоятельность в составлении и решении практических задач, большое разнообразие решаемых задач, творческий
характер их решения, выполнение с пониманием функциональных зависимостей между видимыми и невидимыми процессами.
2. Объяснение особенностей технического мышления запасом технических знаний и методов их усвоения.
3. Связывает основу технического мышления с некоторыми общими способностями человека в их выражении при решении технических задач, как-то: способность комбинировать, рассуждать, устанавливать логические связи, способности внимания и сосредоточенности, пространственного преобразования объектов.
Другой подход к пониманию механизмов мышления связан с концепцией поэтапного формирования умственных действий. Мышление - это одна из форм ориентировки. Специфические особенности мышления состоят не в том, что оно есть деятельность по решению задач «в уме», а в том, что эта деятельность регулируется в понятийной форме. Их усвоение и переход субъекта от ориентировки в одной системе понятий к другой означает переход к новому уровню интеллектуального развития. Профессиональное мышление является важным компонентом операционной сферы студента.
Студент должен быть достаточно подготовлен к самостоятельному анализу, сравнению и обобщению научных фактов и явлений. В процессе познания он должен строить свое мышление и речь в логической последовательности, при помощи которой достигается содержательность, точность и четкость рассуждений. Это значит, что преподавание требует обращения к творческому мышлению студентов, к организации их оптимальной мыслительной деятельности [4].
В качестве важнейших компонентов математической культуры рассмотрены математический язык и математическое мышление. Автор утверждает, что «... развитие математической культуры школьников связано, исходя из комплекса «культура - язык - познавательные процессы», с исследованием системы «знание - мышление - язык» и «язык учебника - язык учителя - язык ученика»[1]. Терминология считается основным компонентом языка. Особенностью математического языка является стремление к однозначности и краткости терминологии». Язык математики есть система символов, принятая в обществе для обеспечения коммуникации его членов. Человек, не владеющий языком математики, не имеет возможности воспользоваться тем богатейшим эвристическим потенциалом математики, на основе которого развивается логика мышления, строгость, последовательность, лаконичность и полнота рассуждений, ясность мысли.
Мыслительная деятельность, математическое мышление студентов формируется при изучении математики в вузе. Развитие техники, техническое усложнение среды обитания человека, появление новых профессий на основе внедрения научных и технических достижений почти ни у кого не оставляют сомнения в том, что современному человеку, а тем более будущему экономисту, требуется математическая подготовка. Программа математики не имеет утилитарных целей. Главная ее цель в высказывании Шпенглера: «Каждая культура имеет свою математику». Значит, будучи основой любой
культуры, математика призвана формировать свою - математическую культуру будущих специалистов. Литература
1. Белозерцев Е.П., Гонеев А. П. Педагогика профессионального образования [ТЕКСТ] : учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Педагогика, 2001.
2. Макаров С. И. Методические основы создания и применения образовательных электронных изданий (на примере курса математики) [ТЕКСТ]: дис. ...д-ра пед. наук. -М., 2003г.
3. Панцева Е. Ю. Специфика математического мышления. / Проблемы современной науки. 2013.Т.1 №7. с.154-159.
4. Панцева Е. Ю. Формирование профессиональных математических компетенций у курсантов военных вузов с использованием электронных образовательных ресурсов. [Текст]: дис.кандидата пед. наук: 13.00.08 / Е.Ю. Панцева. - г. Самара: 2007
5. Тойшева О. А. Сущность экономического образования в России. Альманах современной науки и образования. 2007. № 4. С. 178-180.
References
1. Belozertsev E.P., Goneev A.P. Pedagogics of professional education [TEXT]: a manual for students of the higher pedagogical educational institutions.M: Pedagogics, 2001.
2. Makarov S. I. Methodological bases of creation and application of educational electronic editions (in terms of mathematics) [TEXT]: dis. ...Dr. Ped. Sciences. - M, 2003.
3. Panceva E. Yu. Specifics of mathematical thinking. / Problems of modern science. 2013.Т.1 №7. с.154-159.
4. Panceva E. Yu. The formation of professional mathematical competences of military schools students with the help of electronic educational resources. [Text]: dis...candidate Ped. Sciences 13.00.08 / E. Yu. Panceva., Samara: 2007
5. Tojsheva O. A. The essence of economic education in Russia. The almanac of modern science and education. 2007. № 4. p. 178-180.