Научная статья на тему 'Роль заголовка в публицистических портретных материалах региональной прессы конца ХХ века (на примере архангельской областной газеты «Правда Севера»)'

Роль заголовка в публицистических портретных материалах региональной прессы конца ХХ века (на примере архангельской областной газеты «Правда Севера») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
34
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
заголовок / газета / публицистика / словосочетание / журналистский материал / headline / newspaper / journalism / phrase / journalistic material

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сергей Владимирович Незговоров

В статье рассматривается роль и функции заголовка в текстах журналистских материалов рубрики «Твои люди, Север» архангельской областной газеты «Правда Севера» в период 70–90 годов ХХ века. Заголовки характеризуются с точки зрения их структуры и семантики, рассматриваются особенности взаимодействия заголовков с текстами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Сергей Владимирович Незговоров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the headline in the journalistic portrait materials in the regional press of the late twentieth century (by Arkhangelsk regional newspaper “Pravda Severa”)

The article examines the role and functions of the headline in the texts of journalistic materials of the rubric “Your people, the North” of Arkhangelsk regional newspaper “Pravda Severa” in the period of 70–90 years of the twentieth century. The headlines are characterized from the point of view of their structure and semantics; the features of the interaction between headlines and texts are considered.

Текст научной работы на тему «Роль заголовка в публицистических портретных материалах региональной прессы конца ХХ века (на примере архангельской областной газеты «Правда Севера»)»

Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 5 (116). С. 188-199. Cherepovets State University Bulletin, 2023, no. 5 (116), pp. 188-199.

Научная статья УДК 811.161.1

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-5-116-15 EDN: NUWHSV

Роль заголовка в публицистических портретных материалах региональной прессы конца ХХ века (на примере архангельской областной газеты «Правда Севера»)

Сергей Владимирович Незговоров

Северный (Арктический) федеральный университет,

Архангельск, Россия s.nezgovorov@narfu.ru

Аннотация. В статье рассматривается роль и функции заголовка в текстах журналистских материалов рубрики «Твои люди, Север» архангельской областной газеты «Правда Севера» в период 70-90 годов ХХ века. Заголовки характеризуются с точки зрения их структуры и семантики, рассматриваются особенности взаимодействия заголовков с текстами. Ключевые слова: заголовок, газета, публицистика, словосочетание, журналистский материал Благодарность. Работа выполнена под руководством доктора филологических наук, профессора кафедры русского языка и речевой культуры Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова А. В. Петрова.

Для цитирования: Незговоров С. В. Роль заголовка в публицистических портретных материалах региональной прессы конца ХХ века (на примере архангельской областной газеты «Правда Севера») // Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 5 (116). С. 188-199. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-5-116-15

The role of the headline in the journalistic portrait materials in the regional press of

the late twentieth century (by Arkhangelsk regional newspaper "Pravda Severa")

Sergei V. Nezgovorov

Northern (Arctic) Federal University Arkhangelsk, Russia s.nezgovorov@narfu.ru

Abstract. The article examines the role and functions of the headline in the texts of journalistic materials of the rubric "Your people, the North" of Arkhangelsk regional newspaper "Pravda Severa" in the period of 70-90 years of the twentieth century. The headlines are characterized from the point of view of their structure and semantics; the features of the interaction between headlines and texts are considered.

Keywords: headline, newspaper, journalism, phrase, journalistic material

Незговоров С. В., 2023.

©

Acknowledgments. The research was conducted under the supervision of A. V. Petrov, Doctor of Philological Sciences, Professor of the Russian Language and Speech Culture Department, Northern (Arctic) Federal University.

For citation: Nezgovorov S. V. The role of the headline in the journalistic portrait materials in the regional press of the late twentieth century (by Arkhangelsk regional newspaper "Pravda Severa"). Cherepovets State University Bulletin, 2023, no. 5 (116), pp. 188-199 (In Russ.). https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-5-116-15

Введение

В публицистическом тексте заголовок в большинстве случаев является неотъемлемым элементом и может рассматриваться как репрезентант текста для читателя. Отмечается, что заголовки средств массовой информации могут относиться к тексту статьи прямо (отражать ее основную мысль и содержание), или косвенно, периферийно (быть простым дополнением содержания статьи)1. По мнению В. А. Торопкиной, журналисты стремятся создать заголовок таким образом, чтобы читатель остановил на нем свой взгляд, заинтересовался прочтением публикации, даже если в процессе чтения окажется, что заголовок по смыслу слабо связан с текстом или содержит ложный концептуальный посыл2.

Заголовок выполняет как номинативную, так и предикативную функцию. В парадигме взаимодействия «автор - читатель» заголовок прогнозирует смысловое развитие текста и влияет на первоначальное читательское восприятие публикации, а в конечном итоге на желание или нежелание адресата знакомиться с текстовым материалом. Заголовок может служить в качестве определенного символа или первой интерпретацией текста. «Заголовок должен не просто назвать, обозначить тему, он должен сообщить о факте, событии, формировать отношение к нему, передавать авторскую позицию»3.

«Это первый знак произведения, с которого начинается знакомство с текстом. Заглавие активизирует восприятие читателя и направляет его внимание к тому, что будет изложено далее». Так описывает функции заглавия Н. А. Николина. В то же время она рассматривает заголовок как тему сообщения, а текст, по мнению исследователя, всегда находится на втором месте по отношению к названию и чаще всего является ремой4.

Другой исследователь - О. И. Таюпова - отмечает как наиболее важную из всех функций заголовка - информативную функцию5.

1 Некрасова А. С. Виды, типы, функции газетного заголовка и его место в тексте статьи СМИ // Актуальные проблемы филологии: Материалы III Международной научной конференции, Казань, 20-23 мая 2018 года. Казань: Молодой ученый, 2018. С. 27-31.

2 Торопкина В. А. Функции новообразований в заголовках электронных средств массовой информации // Научный диалог. 2019. № 5. С. 154-168. DOI 10.24224/2227-1295-2019-5-154168

3 Житенева Л. И. Ориентиры газетного номера // Русская речь. 1984. № 3. С. 71.

4 Николина Н.А. Филологический анализ текста. Москва: Академия, 2003 С. 168.

5 Таюпова О. И. Заголовок в публицистическом дискурсе // Евразийский союз ученых. 2015. № 6-4 (15). С. 137-139._

Исследованием заголовков публицистических материалов также занимаются О. В. Ломакина, А. А. Иванова, Ю. Ю. Аксенова и др. В частности, Ш. Пэй, изучая структурно-семантические функции заголовка, пишет: «Коммуникативная задача автора газетной статьи является ведущим фактором построения заголовка в соответствии с темой и ситуацией общения»1. В. Н. Чумак в статье «Языковые особенности газетных заголовков (на материале региональной прессы)» отмечает, что различные языковые средства помогают сделать заголовки более выразительными и разнообразными, привлечь внимание читателей скрытой в них загадкой2. Метафорическое определение заголовка дает Н. А. Кожина: «это своего рода изобретение, которое, как ключ, открывает весь последующий текст»3.

Основная часть

Материалом настоящего исследования являются портретные журналистские материалы, опубликованные в архангельской областной газете «Правда Севера» в период с 1970 по 1999 год в рубрике «Твои люди, Север». Проведена сплошная выборка публикаций под указанной рубрикой, изучено 8119 номеров газеты, для исследования выбрано 322 материала с заголовками. Обращает на себя внимание заглавие рубрики, выраженное безглагольным неполным предложением с обращением: газета как будто бы запросто, непринужденно представляет Северу северян, прославляющих свой край, номинация края при этом олицетворяется.

В 70-е годы обнаружено 134 заголовка, наибольшее количество представлено в виде словосочетаний - 75. Чаще всего использовались словосочетания со связью управления, в которых главное слово в именительном падеже, а зависимое - в родительном, таких заголовков - 23, например: Человек долга; Дым Отечества; Арктики рядовой; Хозяин стройки; Огонь души; Дорогой поиска; Счастье матери. Немного меньше - 19 заголовков - в виде словосочетаний с согласованием в именительном падеже, например: Дружба фронтовая; Рабочий человек; Последний день; Шуркина смелость; Живая память; Старший брат; Счастливая судьба.

Предложения в качестве заголовков использовались в указанный период времени 33 раза, при этом чаще всего это были двусоставные предложения с глагольным сказуемым, например: Товарищи гордятся им; Парни возвращаются в тундру; Течет Двина без устали; Земля силу чувствует; Гордился б отец сыновьями.

Еще одна структурная разновидность заголовков 70-х годов ХХ века - это слово. В указанные годы для номинирования журналистского материала авторы обычно применяли конкретное одушевленное существительное: председатель, наставник, мастер, селькор, онежанин, ветеран. Нередко заголовки повторялись, одними и те-

1 Пэй Ш. Структурно-семантические функции заголовка в публицистике // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 91, № 2. С. 87-92. DOI 10.18522/2070-1403-2022-91-2-87-92

2 Чумак В. Н. Языковые особенности газетных заголовков (на материале региональной прессы) // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики: сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 27-28 мая 2021 года. Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2021. С. 73-77.

3 Кожина Н. А. Нечто большее, чем название // Русская речь. 1984. № 6. С. 26.

ми же словами могли быть озаглавлены разные материалы. Так, слово Председатель встречается в десятилетие 1970-1979 гг. три раза.

В Русском ассоциативном словаре приводится наиболее частотная ассоциация со словом Председатель - колхоз1. Вполне ожидаемо, что материалы под такими заголовками рассказывают именно о председателях колхоза: 26 апреля 1970 года опубликована заметка о председателе колхоза «Нарьяна ты» А. П. Хатанзейском, 20 октября 1974 года - о председателе колхоза «Память Ильича» Вельского района Архангельской области В. П. Фомине. А третий материал вышел в «Правде Севера» 22 августа 1976 года, в нем рассказывается о председателе сельского Совета из Онежского района Ф. А. Прибыловой. Слово совет в Русском ассоциативном словаре отмечается на втором месте по частотности ассоциаций.

В 80-е годы использование конкретных одушевленных существительных также преобладает над общим количеством слов, использованных в качестве заголовков: директор, наставник, наставница, бригадир, ветераны, капитаны. И среди них мы тоже находим слово Председатель, но в это десятилетие оно используются однократно - так озаглавлен материал от 5 февраля 1984 года о председателе колхоза «Россия» из Ненецкого автономного округа Г. В. Филиппове.

В следующий период, начиная с 1990 года, в качестве заголовков отдельные слова не используются. В 80-е годы в заголовках также преобладают словосочетания, однако на первое место выходят те, в которых способ подчинительной связи - согласование в именительном падеже, например: Добрые руки, Памятные даты, Рабочий талант, Народный учитель, Веский аргумент. Такой же тип словосочетаний остается приоритетным и в заголовках 90-х годов: Не мужская профессия, Сельский интеллигент.

Далее рассмотрим, как заголовок взаимодействует с текстом публикации. Н. А. Николина отмечает: «Заглавие по-разному соотносится с текстом произведения. Оно может отсутствовать в самом тексте, в этом случае оно возникает как бы «извне». Однако чаще всего заглавие неоднократно повторяется в произведении»2.

В заголовке статьи «Хозяин стройки», опубликованной в «Правде Севера» 29 августа 1979 года, слово хозяин раскрывается не в прямом значении - собственник, владелец, лицо имеющее власть распоряжаться чем-либо3. Здесь хозяин - человек ответственный, трудолюбивый.

Герой публикации - бригадир отделочников Вячеслав Георгиевич Трофимов: Неравнодушие, неуспокоенность, активность - главные черты характера Трофимова. <... > Женщины из его бригады шутят: Наш Трофимов главнее прораба! <... > Он советуется с прорабом, но на все имеет свой собственный взгляд. В конце статьи автор Нина Ремизова раскрывает читателю, кто такой, по ее мнению, хозяин:

1 Караулов Ю. Н. и др. Русский ассоциативный словарь. Книга 3. Прямой словарь: от стимула к реакции. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. Часть 2. Москва: ИРЯ РАН, 1996. С. 137.

2 Николина Н. А. Филологический анализ текста. Москва: Академия, 2003. С. 175.

3 Скворцов Л. И. Большой толковый словарь правильной русской речи. Москва: Мир и Образование, 2020. С. 963._

Вот так и живет этот неугомонный, инициативный и деятельный человек -настоящий хозяин стройки. Он весь в хлопотах и заботах, но всегда весел и неуны-вающ. Ибо в этой неугомонной деятельности он видит смысл жизни. С точки зрения тема-рематических отношений, в данном случае текст является темой, а заголовок - ремой.

По такому же принципу взаимодействует заголовок с текстом и в статье «Равновесие жизни», опубликованной 13 августа 1972 года. Герой публикации - экскаваторщик Главархангельскстроя Николай Васильевич Мотонин. В материале описывается стремление к постоянному профессиональному самосовершенствованию героя, который старается освоить как можно больше навыков и умений, стремится к постоянному профессиональному росту. В конце материала автор, бригадир Я. Попов, пишет: О самом Мотонине без ошибки можно сказать, что его первый шаг в жизни был уверенным. В сочетании с твердым характером, с высоким сознанием долга это привело его к устойчивому, прочному жизненному равновесию. Как видим, заголовочное словосочетание проявляется в тексте своим грамматическим синонимом: равновесие жизни - жизненное равновесие.

Приведем примеры материалов с подобным соотношением заголовка и текста. Герой публикации «Человек долга» (04.06.71) - народный судья Николай Яковлевич Самойлов характеризуется как советский юрист, человек долга и высокого профессионального достоинства. Неутомимую деятельность героя заметки «Подвиг ученого» (08.04.77) Ивана Александровича Перфильева называют его жизненным подвигом.

В материале, опубликованном 20 марта 1970 года, заголовок «Капитан «Исполнительного» выполняет функцию прямой номинации. Герой публикации - капитан Северного речного пароходства, а в дальнейшем начальник Архангельского речного порта Евлампий Михайлович Барачевский: руководитель авторитетный, капитан -заботливый. Другая заметка, озаглавленная «Машинист тепловоза» (09.07.88), повествует о машинисте Исакогорского локомотивного депо Александре Сергеевиче Фатове. Автор - А. Чащин - рассказывает о встрече с машинистом во время планового комиссионного осмотра и ремонта локомотива, герой публикации является председателем приемочной комиссии локомотивов. Доверие было оказано не случайно, Александр Сергеевич - опытный специалист. <... > Сейчас Александр Сергеевич Фатов приступил к своей основной работе. Как и прежде, водит он тепловозы.

Основная задача подобных заголовков проинформировать читателя, о чем и о ком пойдет речь в публикации. Такие заголовки встречаются достаточно часто: Машинист земснаряда (09.08.1970), Бригадир Сигачев (05.01.1975), Наш директор (18.08.1985), Ровесница октября (26.12.1987), Фермер Анатолий Тюриков (16.02.1989) и др.

Рассмотрим словосочетания с согласованием в именительном падеже, которые лидируют в заголовках 80-х годов ХХ века. Герой статьи Г. Мелентьевой «Годы огневые», опубликованной 18 августа 1981 года, - ветеран пожарной охраны из Архангельска Ф. Т. Быков. О том, что он служил в пожарной охране, автор сообщает в первых строках текста, и у читателя может сложиться впечатление, что предполагается рассказ о служебной деятельности пожарного. Однако далее в тексте рас-

крывается совсем иная тема - служба в годы Великой Отечественной войны, именно эти годы автор называет огневыми. Таким образом, в заголовок вынесена метафора, которая связывает и профессиональную деятельность героя публикации, и его службу в годы Великой Отечественной войны. После описания момента встречи Ф. Т. Быкова с проходящими мимо детьми, автор подводит итог: Хочется от всей души Федору Терентьевичу, чтобы не задел их жизней безжалостный огонь ни войн, ни пожаров. В этом итоговом предложении и обозначается жизнь героя: постоянная борьба с огнем, вся жизнь - «годы огневые». Как видим, слово, вынесенное в заголовок, «по мере развертывания текста постепенно расширяет объем своего значения»1.

В статье «Бригадирский характер», опубликованной 18 апреля 1982 года, секретарь партийного комитета С. Богданов пишет о бригаде грузчиков портового района Бакарица и бригадире О. М. Зеньковиче. Вновь в тексте с самого начала обнаруживается связь с заголовком: используются ключевые слова бригада (14 раз) и бригадир (7 раз) - значит, прилагательное бригадирский вынесено в заголовок неслучайно. Однако слово характер лишь один раз упоминается в тексте: Трудился добросовестно, в силу характера...; при этом четко обозначаются профессиональные качества героя публикации: Три главных для бригадира качества: трудолюбие, доброжелательность и умение поднять людей на добросовестный труд. По данным Русского ассоциативного словаря наиболее частая ассоциация со словом характер -твердый, а твердость ассоциируется с понятием «принцип»2. Таким образом, заголовок в данной заметке выполняет презентационную функцию и представляет нам трудолюбивого, уверенного и принципиального бригадира: относительное прилагательное бригадирский приобретает качественное значение.

Аналогичным образом заголовок взаимодействует с текстом и в других журналистских материалах: герой публикации «Рабочий характер» (17.08.80) - старший авиаинженер М. К. Колбаско - является наставником молодежи; очерк «Теплый свет» (01.01.83) рассказывает о печнике Е. В. Пентюшенкове, благодаря его умелым и трудолюбивым рукам в новых домах зажигается теплый свет; в очерке «Поморские корни» (18.01.84) говорится о морском штурмане В. П. Корельском, который тщательно изучает свою семейную династию.

Если очерки и статьи чаще озаглавливаются словосочетаниями, то заголовки заметок на газетных полосах 70-80-х годов встречаются преимущественно в виде слова. Так словом «Мастер» обозначены в 70-х годах два материала. Один из них опубликован 3 декабря 1974 года. Герой публикации - каменщик В. М. Зайков - победитель соревнований «Лучший по профессии». Рассмотрим, как заголовок «Мастер» взаимодействует с текстом заметки. Автор публикации Ю. Шуков пишет: За смену каменщик выполнил норму выработки на 380 процентов, выложив десять с полови-

1 Николина Н. А. Филологический анализ текста. Москва: Академия, 2003. С. 173.

2 Караулов Ю. Н. Русский ассоциативный словарь. Книга 4. Обратный словарь: от реакции к стимулу. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. Часть 2. Москва: ИРЯ РАН, 1996. С. 136.

ной кубометров. По всем показателям комиссия вывела ему отличные оценки и единодушно присвоила звание «Мастер - золотые руки».

Другой материал, озаглавленный словом «Мастер», опубликован 20 июня 1978 года. Автор публикации - начальник планово-экономического отдела «Амдер-минского морского порта» В. Лобанов - повествует о строителе В. В. Емельяновой: До восьми утра «рубила» В. В. Емельянова бочки. <... > Через четыре месяца «возилась» с бочками только уже порожними, как мастер ремстройгруппы. Эти бочки расплющивали и крыли ими крыши - другого материала тогда не было. <... > Все здания будь то производственные или жилые построены здесь мастером Емельяновой...

В обоих случаях слово «Мастер» встречается в тексте. Слово мастер имеет несколько значений. Приведем некоторые из них, наиболее подходящие к представленным текстам. В первом случае это квалифицированный работник, занимающийся каким-либо ремеслом, а во втором - руководитель отдельного специального участка какого-либо производства1. Наиболее частотная ассоциация с этим словом - «золотые руки»2. Таким образом, заголовок в указанных заметках выполняет номинативную функцию и в то же время формирует у читателя восприятие героя как профессионала высшего уровня, мастера своего дела.

В 80-е годы ХХ века слово «Мастер» используется в качестве заголовка только один раз. Так названа заметка, опубликованная 8 апреля 1988 года, посвящена она животноводу колхоза «Костылевский» Владимиру Петрову. В тексте этой заметки герой публикации не называется непосредственно мастером, но отмечаются высокие надои молока, которых добился В. Петров: Лучшие мастера машинного доения признали успехи Владимира, приняли его в «Клуб передовых животноводов», который недавно организован в Устьянском районе - лучшие мастера признали героя публикации, получается, что он тоже мастер.

В этих текстах, кроме обозначенной номинативной функции, заголовок выполняет еще и оценочную функцию. С. Д. Погорелова пишет, что оценка является значением, которое автор наделяет какой-либо краской, выражая свое отношение3.

В некоторых случаях авторская оценка позволяет расширить значение слова, использованного в заголовке. Так, в материале, опубликованном 1 сентября 1987 года, журналист Т. Кулигина пишет о трактористе из Шенкурского района Н. Г. Шелегине. Еще до войны он работал трактористом, а с войны вернулся инвалидом без левой ноги. И победой для него было то, что вновь сел он на трактор и вернулся к прежней профессии: 26 лет отработал на тракторе Н. Г. Шелегин. До-

1 Большой академический словарь русского языка: в 17 т. / под редакцией Горбачевича. Москва: Наука, 2004. Т. 9. С. 571.

2 Караулов Ю. Н. Русский ассоциативный словарь. Книга 4. Обратный словарь: от реакции к стимулу. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. Часть 2. Москва: ИРЯ РАН, 1996. С. 136.

3 Погорелова С. Д., Яковлева А. С., Слуцкая К. А. Особенности средств выражения оценки в газетных заголовках (на материале газет "The Guardian" и «Российская газета») // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2020. Т. 11, № 4. С. 10.

велось ему быть комбайнером, бригадиром тракторных бригад, в посевную засевать по восемнадцать гектаров, спать по три часа в сутки... Но чем сильнее болели натруженные руки, тем радостнее пела душа: он победил, преодолел, казалось бы, невозможное.

Материал озаглавлен «Победитель». Автор в тексте показывает многозначность этого слова: вернулся с войны - победитель; преодолел физическую неполноценность - победитель; добился высоких производственных показателей - победитель.

15 декабря 1970 года в «Правде Севера» под рубрикой «Твои люди, Север» опубликован очерк Леонида Невзорова «На втором «витке» о сельском учителе Михаиле Александровиче Сенчукове из деревни Борок Виноградовского района Архангельской области, однако заголовок сам по себе вызывает ассоциации, далекие от содержания публикации: герой характеризуется как опытный и мудрый учитель, в молодые годы ему пришлось пережить ленинградскую блокаду, отмечается его жизнестойкость, духовная и физическая сила. Каким же образом в тексте проявляется заголовок? Автор пишет: ... деревенский учитель прошагал расстояние равное земному экватору. 25 лет учительствует М. А. Сенчуков в Борецкой восьмилетней школе. Каждый учебный день он затрачивает на дорогу около семи километров. Это запланированный минимум. Значит, он уже совершил первый виток вокруг Земли, подобно космическому аппарату, и сейчас находится на втором «витке», слово неслучайно заключено в кавычки. Таким образом, по значимости простой сельский учитель сопоставляется с космонавтом. Данный пример подтверждает наблюдение Н. А. Николиной: «Между заглавием и текстом существуют особые отношения: открывая произведение, заглавие требует обязательного возвращения к нему после прочтения всего текста, основной смысл названия всегда выводится из сопоставления с уже прочитанным полностью произведением»1.

Проиллюстрируем еще одно суждение исследователя: «Заглавие может быть связано с субъектно-речевой организацией произведения. Оно в этом случае выделяет или план повествования, или план персонажа. Так, заглавия текстов могут включать отдельные слова или развернутые реплики персонажей и выражать их оценки»2.

В качестве заголовка очерка К. Борисова «В море все красиво...» (08.07.73) взята фраза его героини - судового радиста Северного морского пароходства Раисы Васильевны Земских: - Знаете, будто в море вдруг образовалась огромная деревянная мостовая. И мостовая эта шевелится. Жалко досок, а все равно красиво... В море все красиво... - описание фотоснимка, запечатлевшего катастрофу с палубным грузом во время шторма. Здесь передается особое отношение героини к своему труду в море, ее особое восприятие жизни, в этой реплике по-особому проявляется ее характер.

Журналистка Нина Орлова публикацию «И все во мне - от родины моей» (01.01.70) полностью выстраивает как прямую речь своей героини - доярки, заведующей фермой колхоза «Заостровский» Лидии Ивановны Починковой, которая сама рассказывает о своем жизненном и трудовом пути. Реплика, вынесенная в заголовок,

1 Николина Н. А. Филологический анализ текста. Москва: Академия, 2003. С. 170.

2 Там же. С. 169.

в тексте отсутствует, однако она органично выводится из всего повествования, адекватно формулируя жизненное кредо героини: Значит, не зря жила, Лидия, есть что вспомнить, чем гордиться. Да и посмотри на себя - сорок пять лет тебе, а, как сосна, крепкая. Потому что среди людей не последняя. Вот он, орден-то, вот она, слава-то, вот они, дочери мои...

Немаловажную роль в привлечении внимания читателей играет выразительность, экспрессивность заголовка журналистского материала, хотя «не всегда такие заголовки сохраняют информативность, ясность, смысловую точность, стилевую специ-фику»1. Так, необычное словосочетание «Садовник в белом халате», вынесенное в заглавие публикации Е. Салтыкова об академике Н. Н. Приорове (10.06.75), оказалось метафорой, смысл которой раскрывается лишь в последнем абзаце очерка: .У травматологов и ортопедов есть очень символичная и выразительная эмблема: яблоня... Ствол ее изогнут, но бережная перевязь и опоры снова вернули ее к жизни, к плодоношению. Таким заботливым и удивительным садовником, садовником в белом халате был для многих людей и Николай Николаевич Приоров.

Экспрессивное инфинитивное предложение с тремя однородными предикатами «Трудиться, верить и любить...» стало заголовком очерка, рассказывающего о судьбе токаря из Мезенского района Николая Александровича Щепихина, с юности оставшегося без ног, но сумевшего добиться немалых успехов в труде и общественной деятельности, ставшего счастливым семьянином (автор В. Пята, публикация 19.01.86). Можно сказать, в заголовочной экспрессивной конструкции ёмко представлена жизненная позиция героя публикации, ставшая залогом его успехов: .стал он одним из тех специалистов, которых на селе с гордостью зовут «мастер на все руки»; И эту доброту окружавших его людей, поддержавших в трудные годы его молодости, научивших любить жизнь и верить в нее, Н. А. Щепихин старается передать другим.

Выводы

Основная задача заголовка - номинация публицистического материала. В то же время заголовок - это авторская интерпретация текста, он может тема-рематически соотноситься с текстом, когда название - тема, а текст - рема. При этом может возникнуть ситуация, когда по мере чтения текста темой становится содержание, а заголовок - ремой.

Заголовок, как правило, обращен к читателю, он чаще всего выполняет прогнозирующую функцию, определяя план повествования, соотношение текста с героем публикации, временем действия и т. п. Кроме того, он призван выполнять информативную и оценочную функции. Важную роль в привлечении внимания читателя играет его выразительность, экспрессивность.

Между заголовком и текстом устанавливаются определенные отношения. Чаще всего слова или словосочетания, составляющие заголовок, прямо или косвенно проявляются в тексте публикации, при этом возможно расширение их значения. Основ-

1 Житенева Л. И. Ориентиры газетного номера // Русская речь. 1984. № 3. С. 73.

ной смысл названия в полной мере проясняется в сопоставлении с содержанием озаглавленного текста.

Список источников

Аксенова Ю. Ю., Прокопьева С. О. Способы выражения экспрессии в газетных заголовках // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 4 (108). С. 19.

Большой академический словарь русского языка: в 17 т. / под редакцией Горбачевича. Москва: Наука, 2004. Т. 9. 658 с.

Житенева Л. И. Ориентиры газетного номера // Русская речь. 1984. № 3. С. 70-74.

Иванова А. А. Игровые заголовки в современной художественной публицистике (на примере очерков В. Пескова) // Слово и текст в культурном и политическом пространстве (Сыктывкар, 24 апреля 2020 года). Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, 2020. С. 207-209.

Кожина Н. А. Нечто большее, чем название // Русская речь. 1984. № 6. С. 26-32.

Ломакина О. В. Серийность как черта заголовка современной российской публицистики (на материале статей 2000-2020 гг.) // Филология и культура. 2020. № 2 (60). С. 60-64. DOI 10.26907/2074-0239-2020-60-2-60-64

Марченко Е. П., Хусаинова А. А. Прецедентные тексты как заголовки газетных статей // Современные тенденции развития науки и технологии. 2016. № 3-4. С. 58-60.

Некрасова А. С. Виды, типы, функции газетного заголовка и его место в тексте статьи СМИ // Актуальные проблемы филологии: Материалы III Международной научной конференции, Казань, 20-23 мая 2018 года. Казань: Молодой ученый, 2018. С. 27-31.

Николина Н. А. Филологический анализ текста. Москва: Академия, 2003.

Погорелова С. Д., Яковлева А. С., Слуцкая К. А. Особенности средств выражения оценки в газетных заголовках (на материале газет "The Guardian" и «Российская газета») // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2020. Т. 11, № 4. С. 10.

Пэй Ш. Структурно-семантические функции заголовка в публицистике // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 91, № 2. С. 87-92. DOI 10.18522/2070-1403-2022-91-2-87-92

Караулов Ю. Н. и др. Русский ассоциативный словарь. Книга 3. Прямой словарь: от стимула к реакции. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. Часть 2. Москва: ИРЯ РАН, 1996.

Караулов Ю. Н. Русский ассоциативный словарь. Книга 4. Обратный словарь: от реакции к стимулу. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. Часть 2. Москва: ИРЯ РАН, 1996.

Скворцов Л. И. Большой толковый словарь правильной русской речи. Москва: Мир и Образование, 2020. 963 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таюпова О. И. Заголовок в публицистическом дискурсе // Евразийский союз ученых. 2015. № 6-4 (15). С. 137-139.

Торопкина В. А. Функции новообразований в заголовках электронных средств массовой информации // Научный диалог. 2019. № 5. С. 154-168. DOI 10.24224/2227-1295-2019-5-154168

Чумак В. Н. Языковые особенности газетных заголовков (на материале региональной прессы) // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики: сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 27-28 мая 2021 года. Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2021. С. 73-77.

References

Aksenova Iu. Iu., Prokop'eva S. O. Sposoby vyrazheniia ekspressii v gazetnykh zagolovkakh [Ways of expressiveness in newspaper headlines]. Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii [Modern scientific researches and innovations], 2020, no. 4 (108), pp. 19.

Bol'shoi akademicheskii slovar' russkogo iazyka [Big academic dictionary of the Russian language: in 17 vols.]. Moscow: Nauka, 2004, T. 9. 658 p.

Chumak V. N. Iazykovye osobennosti gazetnykh zagolovkov (na materiale regional'noi pressy) [Linguistic features of newspaper headlines (by the material of regional press)]. Aktual'nye problemy teoreticheskoi i prikladnoi lingvistiki : sbornik statei VII Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi kon-ferentsii, Penza, 27-28 maia 2021 goda [Topical issues of theoretical and applied linguistics: collection of articles of the VII All-Russian research and practice conference, Penza, 27-28 May 2021]. Penza: Penzenskii gosudarstvennyi agrarnyi universitet, 2021, pp. 73-77.

Ivanova A. A. Igrovye zagolovki v sovremennoi khudozhestvennoi publitsistike (na primere ocherkov V. Peskova) [Game headlines in modern art journalism (by essays of V. Peskov)]. Slovo i tekst v kul'turnom i politicheskom prostranstve (Syktyvkar, 24 April 2020) [Word and text in cultural and political space (Syktyvkar, 24 April 2020)]. Syktyvkar: Syktyvkarskii gosudarstvennyi universitet im. Pitirima Sorokina, 2020, pp. 207-209.

Karaulov Iu. N. Russkii assotsiativnyi slovar'. Kniga 4. Obratnyi slovar': ot reaktsii k stimulu. Assotsiativnyi tezaurus sovremennogo russkogo iazyka. Chast' 2 [Russian associative dictionary. Book 4. Direct dictionary: from stimulus to reaction. Associative thesaurus of the modern Russian language. Part 2]. Moscow: IRIa RAN, 1996. P. 136.

Karaulov Yu. N. Russkii assotsiativnyi slovar'. Kniga 3. Priamoi slovar': ot stimula k reaktsii. Assotsiativnyi tezaurus sovremennogo russkogo iazyka. Chast' 2 [Russian associative dictionary. Book 3. Direct dictionary: from stimulus to reaction. Associative thesaurus of the modern Russian language. Part 2]. Moscow: IRIa RAN, 1996. P. 137.

Kozhina N. A. Nechto bol'shee, chem nazvanie [Something bigger than a headline]. Russkaia rech' [Russian speech], 1984, no. 6, pp. 26-32.

Lomakina O. V. Seriinost' kak cherta zagolovka sovremennoi rossiiskoi publitsistiki (na materiale statei 2000-2020 gg.) [Seriality as a feature of headlines in modern Russian journalism (based on the articles of 2000-2020)]. Filologiia i kul'tura [Philology and Culture], 2020, no. 2 (60), pp. 60-64. DOI 10.26907/2074-0239-2020-60-2-60-64

Marchenko E. P., Khusainova A. A. Pretsedentnye teksty kak zagolovki gazetnykh statei [Precedent texts as headlines of newspaper articles]. Sovremennye tendentsii razvitiia nauki i tekhnologii [Current trends in science and technology], 2016, no. 3-4, pp. 58-60.

Nekrasova A. S. Vidy, tipy, funktsii gazetnogo zagolovka i ego mesto v tekste stat'i SMI [Types, types, functions of the newspaper headline and its place in the text of the media article]. Aktual'nye problemy filologii: Materialy IIIMezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, Kazan', 20-23 maya 2018 goda [Topical Issues of Philology: Proceedings of the III International Scientific Conference]. Kazan': Molodoi uchenyi, 2018, pp. 27-31.

Nikolina N. A. Filologicheskii analiz teksta [Philological analysis of the text]. Moscow: Akade-miia, 2003. P. 168.

Pei Sh. Strukturno-semanticheskie funktsii zagolovka v publitsistike [Structural-semantic functions of the title in journalism]. Gumanitarnye i sotsial'nye nauki [The Humanities and social sciences], 2022, Vvol. 91, no. 2. pp. 87-92. DOI 10.18522/2070-1403-2022-91-2-87-92

Pogorelova S. D., Iakovleva A. S., Slutskaia K. A. Osobennosti sredstv vyrazheniia otsenki v gazetnykh zagolovkakh (na materiale gazet "The Guardian" i "Rossiiskaia gazeta") [Features of the means of expressing evaluation in newspaper headlines (based on the material of the Guardian and Rossiyskaya Gazeta newspapers)]. Mir nauki. Sotsiologiia, filologiia, kul'turologiia [World of Sci-

ence. Series: Sociology, Philology, Cultural Studies], 2020, vol. 11, no. 4, p. 10.

Skvortsov L. I. Bol'shoi tolkovyi slovar' pravil'noi russkoi rechi [Big explanatory dictionary of correct Russian speech].Moscow: Mir i Obrazovanie, 2020. 963 p.

Taiupova O. I. Zagolovok v publitsisticheskom diskurse [The headline in the media discourse]. Evraziiskii soiuz uchenykh [Eurasian union of scientists], 2015, no. 6-4 (15), pp. 137-139.

Toropkina V. A. Funktsii novoobrazovanii v zagolovkakh elektronnykh sredstv massovoi infor-matsii [Function of neologisms in electronic mass media headlines]. Nauchnyi dialog [Scientific Dialogue], 2019, no. 5, pp. 154-168. DOI 10.24224/2227-1295-2019-5-154-168

Zhiteneva L. I. Orientiry gazetnogo nomera [Focuses of a newspaper issue]. Russkaia rech' [Russian speech], 1984, no. 3, pp. 70-74.

Сведения об авторе

Сергей Владимирович Незговоров - аспирант, s.nezgovorov@narfu.ru, Северный (Арктический) федеральный университет (17, набережная Северной Двины, 163002 Архангельск, Россия); Sergei V. Nezgovorov - Postgraduate Student, s.nezgovorov@narfu.ru, Northern (Arctic) Federal University (17, nab. Severnoi Dviny, 163002 Arkhangelsk, Russia).

Статья поступила в редакцию 11.05.2023; одобрена после рецензирования 07.06.2023; принята к публикации 11.07.2023.

The article was submitted 11.05.2023; Approved after reviewing 07.06.2023; Accepted for publication 11.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.