Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАГОЛОВКОВ В ГАЗЕТНОМ ДИСКУРСЕ НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТ "УФИМСКИЕ", "ОРЕНБУРГСКИЕ" И "ПЕРМСКИЕ ГУБЕРНСКИЕ ВЕДОМОСТИ" ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В'

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАГОЛОВКОВ В ГАЗЕТНОМ ДИСКУРСЕ НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТ "УФИМСКИЕ", "ОРЕНБУРГСКИЕ" И "ПЕРМСКИЕ ГУБЕРНСКИЕ ВЕДОМОСТИ" ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
243
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ТЕКСТ / ЯЗЫК СМИ / ГАЗЕТА / ЗАГОЛОВОК / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / ГУБЕРНСКИЕ ВЕДОМОСТИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Садыкова Н.А., Полякова Е.В.

В статье рассматриваются основные лингвистические особенности газетного дискурса, в частности показана роль газетных заголовков периодической печати второй половины xix - начала xx в. Особое внимание уделено функционированию лексических и семантических средств заголовков. Обсуждаемые категории иллюстрируются примерами из текстов газет «Уфимские», «Оренбургские» и «Пермские губернские ведомости».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL SEMANTICS AND LEXICAL FEATURES OF HEADLINES IN NEWSPAPER DISCOURSES ON THE EXAMPLE OF NEWSPAPERS SUCH AS “UFIMSKIYE” “ORENBURSKIYE” AND “PERMSKIYE GUBERNSKIYE VEDOMOSTI” IN THE SECOND HALF OF THE 19TH CENTURY - BEGINNING OF THE 20TH CENTURY

The authors of the article study the main linguistic features of newspaper discourse. The reflection of the linguistic picture of the world in the language of newspaper texts is shown. A special type of text in the structure of a newspaper - a headline - is considered. This article shows the role of newspaper headlines in the second half of the 19th - early 20th centuries. The discussed categories are illustrated with examples from the texts of the newspapers “Ufimskie”, “Orenburgskie” and “Permskie Gubernskie Vedomosti”. The authors also discuss the problems of defining a newspaper headline and bring the main definitions of a newspaper headline. Attention is paid to the technical features of the design of newspaper editions of the period under study. It was noted that the submission of the material and its organization was carried out in newspapers not thematically, but in one column, the articles followed each other. Unlike modern newspapers, the headlines of pre-revolutionary periodicals did not contain elliptical constructions and inversions. The titles of the articles were distinguished by sufficient volume and information content. Due to the lack of competition between publications due to their small number, especially in the provinces, the editors did not aim to attract the attention of the audience, so the headings of newspaper articles were distinguished by simple constructions. It is noted that one of the characteristics of the headlines of the periodical press of the period under review is the functioning of lexical and semantic means. In the Ufa and Perm provinces, during the studied historical period, intensive cultural contacts were observed. The readers and creators of newspaper texts were people of different nationalities with different ethnic and linguistic views of the world, which affected the choice of culture-specific (regional) lexical units in the headlines of the newspaper text. Headlines of newspapers of the second half of the 19th - early 20th centuries are characterized by the use of slavicisms belonging to archaic vocabulary. The headings of publicistic texts of the period under study also included such stylistic means as phraseological units originating from biblical texts.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАГОЛОВКОВ В ГАЗЕТНОМ ДИСКУРСЕ НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТ "УФИМСКИЕ", "ОРЕНБУРГСКИЕ" И "ПЕРМСКИЕ ГУБЕРНСКИЕ ВЕДОМОСТИ" ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В»

УДК 655.1/.3

DOI: 10.33184^^^-2021.2.39

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАГОЛОВКОВ В ГАЗЕТНОМ ДИСКУРСЕ НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТ «УФИМСКИЕ», «ОРЕНБУРГСКИЕ» И «ПЕРМСКИЕ ГУБЕРНСКИЕ ВЕДОМОСТИ» ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.

© Н. А. Садыкова1, Е. В. Полякова2*

1Уфимский государственный нефтяной технический университет Россия, Республика Башкортостан, 450062 г. Уфа, ул. Космонавтов, 1.

2Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (347) 229 96 52. *Email: fotodarr@mail. т

В статье рассматриваются основные лингвистические особенности газетного дискурса, в частности показана роль газетных заголовков периодической печати второй половины XIX - начала XX в. Особое внимание уделено функционированию лексических и семантических средств заголовков. Обсуждаемые категории иллюстрируются примерами из текстов газет «Уфимские», «Оренбургские» и «Пермские губернские ведомости».

Ключевые слова: дискурс, политический дискурс, текст, язык СМИ, газета, заголовок, языковая картина мира, губернские ведомости.

Вся имеющаяся у человечества информация о внешнем и внутреннем мире закрепляется средствами живых языков и концептуализируется в них. Совокупность концептуального содержания того или иного языка представляет собой картину мира. В языковую картину мира входят слова-концепты, словообразовательные, словоизменительные и синтаксические конструкции.

Одной из форм отражения языковой картины мира являются тексты средств массовой информации, в т.ч. газетные тексты. Газетные тексты в ме-диалингвистике относят к особым видам текста, находящимся на отдельной ступени сложной иерархической системы текста. Среди отличительных особенностей такого типа текста принято выделять заголовок как неотъемлемую категорию в структуре и композиции любого газетного текста. Заголовок играет значительную роль в структурной организации текста газеты, в первую очередь коммуникативную. Газетный заголовок чаще всего занимает самую сильную, акцентируемую позицию. Являясь неотъемлемым компонентом газетного текста, заголовок выполняет следующие функции: информативную - донесение до адресата информации, содержащейся в тексте (в сжатом, «концентрированном» виде), прагматическую - речевое воздействие на реципиента информации (как на интеллектуальную, так и на эмоциональную стороны), аттрактивную - привлечение внимания читателя.

Несмотря на то, что медиатекст является относительно новым типом текста, внимание исследователей уже длительное время приковано к лингвистическим и паралингвистическим особенностям заголовка (Д. А. Качаев, В. С. Мужев, А. М. Пешковский, З. М. Тураева). Однако, несмотря на столь пристальное внимание, ряд вопросов до сих пор вызывают дискуссии. Спорные точки зрения

можно встретить уже на этапе анализа определений заголовка, предлагаемых исследователями.

Давая определение заголовку, часть лингвистов склонны подчеркивать функции, выполняемые заголовком. Так, например, заголовком называют собственно название публикации, а именно - «предельно сжатое и меткое выражение главной идеи произведения» [6, с. 24]. Заголовок может рассматриваться в качестве целостной единицы речи, находящейся перед текстом и представляющей собой название «текста, указывающее на содержание этого текста и отделяющее данный отрезок речи от других» [4, с. 1].

Другие же исследователи особо подчеркивают структурную организацию заголовка. Однако и в этом случае мнения расходятся. Заголовком может считаться «слово или словосочетание» или «номинативное предложение» [9, с. 178, 330].

Двойственность природы заголовка является причиной существующего разнообразия определений. Если рассматривать заголовок как языковую структуру, предваряющую собственно текст, то заголовок должен восприниматься как самостоятельный речевой элемент, который располагается вне текста. Однако заголовок как полноправная составляющая текста должен считаться единой с текстом системой.

Не вызывает сомнений тот факт, что эффективность газетного текста зависит во многом от его заглавия. Профессиональные журналисты и медиа-лингвисты едины во мнении, что умело составленный заголовок имеет огромное влияние на читателя. Целый ряд психологических исследований показывает, что порядка восьмидесяти процентов адресатов уделяют внимание лишь заголовкам новостных изданий.

Одной из основных функций заголовка является ознакомление читателя, во-первых, с содержанием всего номера; во-вторых, с содержанием конкретной публикации. Заголовок помогает понять, какая информация содержится в предлагаемом материале, вычленить то, что может представлять для него особый интерес.

Еще одна немаловажная функция заголовка современного медийного текста - речевое воздействие на адресата. В любом высококачественном информационном продукте прослеживается интенсивное использование приемов эмоционального воздействия. Яркость, новизна публикации, ее образность, оригинальный дизайн издания, а также профессионально составленные заголовки являются средствами поддержки конкурентоспособности периодического издания.

Вышеперечисленные функции заголовка отмечаются и в ряде работ исследователей. Манькова полагает, что заголовок, прежде всего, непосредственно подводит читателя к тексту статьи и излагает суть предоставляемой в статье информации. Далее отмечается, что заголовок публикации является и обязательным компонентом дизайна издания, т.к. от особенностей оформления заголовка в целом зависит имидж, а, следовательно, и рейтинг издания. Удачно сформулированный заголовок зачастую влияет на решение читателя либо полностью ознакомиться с материалом, либо проигнорировать его [3, с. 1-4.].

Немаловажную роль играют шрифты и расположение заголовка на странице. Заголовок может дифференцировать материал номера по степени значимости. Размер и локация заголовка дают адресату понять, относит ли сама редакция предоставленный материал к значимому и интересному или он второстепенен. В техническом оформлении заключается и воздействие заголовка на адресата: размещен ли он на газетной полосе над текстом публикации, в центре или сбоку от него. Немаловажны и такие особенности оформления, как деление заголовка на строки, гарнитура и кегль шрифта, цвет и насыщенность.

Технические особенности являются отличительной характеристикой изданий средств массовой информации. Принято считать, что каждый отдельно взятый газетный выпуск в определенной мере представляет собой единый текст. В таком тексте недопустимы случайные сочетания текстов, их спонтанное расположение относительно друг друга. При этом в каждом следующем номере издатель пытается воспроизвести традиционные для данного конкретного издания композиционно-стилевые приемы. Так, например, используются приемы, делающие узнаваемым определенное издание: рубрики, разбивающие материал по темам, постоянные полосы, распределение информации по рубрикам.

Рассмотрим далее особенности газетного текста и заголовка в таких газетах, как «Уфимские» и «Пермские губернские ведомости». Следует отметить, что подача материала и его организация в них производилась не тематически, а одной колонкой, статьи следовали друг за другом. Основной функцией заголовка была рубрикационная. Заголовки набирались мелким шрифтом, в расчет не принималось пропорциональное соотношение размера текста и заголовка, игнорировалось его расположение на страницах издания. В исследуемых газетах зачастую можно наблюдать, что на развороте выпуска материалы последней колонки одной страницы продолжаются в первой колонке последующей страницы, отсутствует указание о переносе текста статьи на следующую полосу. Размер заголовка и названия рубрик совпадает с размером колонки, что, несомненно, технически удобно для верстки выпуска. Мы предполагаем, что в тот период отсутствовала четкая дифференциация между функциями заголовка и газетной рубрики, их роль на страницах газет практически не различалась.

Аттрактивная функция как одна из самых важных функций газетного заголовка имеет своей целью привлечь внимание читателя. Для этого служат в т.ч. и разнообразные лексические и стилистические приемы. Однако следует отметить, что газетные тексты исследуемого периода, включая и заголовки, такими особыми приемами не отличаются. Так, например, в отличие от современных газетных изданий, заголовок периодических изданий дореволюционного периода не содержит эллиптических конструкций и инверсий. Однако названия статей отличаются достаточным объемом и информативностью, что в целом характерно для большинства публикаций изучаемого периода:

«Историческш очеркъ города Перми. Время учреждетя и перемены въ административномъ значены» [Пермские губернские ведомости. 1863. №37].

«О гражданскихъ начальникахъ когда и кате учреждаемы были, и о начальникахъ какъ они сначала города Уфы именовались и что особенно при каждомъ случилось и въ какихъ именно годахъ» [Оренбургские губернские ведомости. 1852. №12].

Еще одним интересным историческим фактом является отсутствие конкуренции между изданиями как следствие небольшого количества газет, особенно - в губерниях. Поэтому имеющиеся редакции не ставили цели привлечь внимание аудитории, а соответственно в заголовках отсутствуют призывные интонации и восклицательные/вопросительные знаки, довольно характерные для заголовков современных изданий. Заголовки статей дореволюционного периода отличаются простыми конструкциями:

«Дв' ночи за Ураломъ» [Оренбургские губернские ведомости. 185. №49].

«Слова мЪстно-употребляемыя в Оренбургско губернш». 1851. №50].

«Казанский телеграфу» Уфимские губернские ведомости. 1900. 22 июня].

«Минеральные воды Оренбургской губерши» [Оренбургские губернские ведомости. 1850. №37].

«Историко-статистическое описате города Ирбита» [Пермские губернские ведомости. 1860. №4-5].

«Историческт очеркъ городовъ Верхотурья и Екатеринбурга» [Пермские губернские ведомости. 1863. №38].

«О водосточныхъ канавкахъ и тротуарахъ въ г. Перми» [Пермские губернские ведомости. 1863. №18].

«Описанге ключевскихъ сЬрныхъ водъ Красно-уфимскаго у^зда Пермской губернт (врача суксун-скихъ заводовъ А. Щербакова)» [Пермские губернские ведомости. 1863. №18].

Здесь, очевидно, следует отметить паратексту-альность, или внутритекстовую открытость, как одну из характеристик газетного текста, позволяющую разделить единый текст на его компоненты. В тексте газеты такая характерная особенность отражается во взаимоотношении заголовка или заголовочного комплекса (рубрики, подзаголовка, тематической полосы, подписи к фотографиям) и текста. Паратекстуальность, как вид интертекстуальности помогает постепенно раскрыть смысл текста, развить тему и идею, организовать взаимосвязь между текстами и их элементами в пространстве печатной полосы. Как пример можно указать, что в выпусках губернских ведомостей после неофициальной части следовала справочная информация статистического характера (например, о прибывших в губернию или выехавших из нее), данные о погоде или сведения о торгах на бирже. Так, к числу традиционных можно отнести рубрику «Подробная программа статистических описаний губерний и областей Российской империи».

Еще одной из характеристик заголовка изданий периодической прессы середины XIX - начала XX в. является его лексика. Несомненно, что выбор лексических единиц в медийных текстах происходит исходя из направленности данного текста на определенную, целевую, аудиторию. По мнению Т. Г. Добросклонской, этим же объясняется и распределение культуроспецифичных единиц в текстах средств массовой информации. Например, если текст направлен на массовую аудиторию, то в нем объясняются используемые культуроспецифичные лексические единицы, не являющиеся устойчивыми составляющими мирового информационного потока. Следовательно, в текстах, предназначенных для более узкой аудитории печатного издания, присутствует больше не требующих пояснения культу-роспецифичных единиц [2, с. 173].

Здесь, на наш взгляд, следует напомнить особенности региона, охваченного исследуемыми газетными изданиями. В Уфимской и Пермской губерниях в изучаемый исторический период наблю-

даются интенсивные культурные контакты, взаимодействуют и взаимопроникают разные культуры. Читателями и создателями газетных текстов являются люди разных национальностей, обладающие разными этническими и языковыми картинами мира. Этот факт, несомненно, сказывается и на выборе культуроспецифичных (региональных) лексических единиц в заголовках газетного текста.

Далее следует отметить, что текст газеты имеет наиболее тесную связь с экстралингвистическими факторами. Язык средств массовой информации точнее всего отражает общественно-политические и социально-культурные особенности региона и страны. В тексте газет можно также проследить за наиболее важными с научной точки зрения процессами, которые происходят в языке, за меняющимися формами речевого общения, практикуемыми различными социальными группами.

Так, например, заголовок газет второй половины XIX - начала XX в. явно характеризует такой этап развития русского языка, как повсеместное использование славянизмов, принадлежащих к архаичной лексике. Функцию славянизмов, заимствованных из старославянского языка, сложно переоценить: во-первых, историко-культурный потенциал этого слоя лексики огромен; во-вторых, к славянизмам относятся языковые элементы, входящие в ядро книжной лексики и фразеологии, что придает тексту возвышенную коннотацию, поэтичность и риторичность. Так, например, В. В. Виноградов полагает, что «усвоение старославянской лексики отвечало потребностям русской культуры и русского языка и отражало те культурно-исторические сдвиги, которые переживала Древняя Русь в связи с принятием христианства» [1, с. 513].

Заимствования из старославянского (церковнославянского) языка в значительной степени пополнили и обогатили лексический состав русского языка. Такие лексические единицы не однородны по происхождению и функционированию: часть лексики, претерпев семантико-стилистическое ассимилирование, составила единое целое с исконной русской лексикой; другие стали стилистическими синонимами нейтральной лексики. Славянизмы, например, составляют весомую часть лексического состава русского литературного языка, который в основном состоит из лексики, имеющей отвлеченную семантику. Такие лексические единицы относятся к сферам религии, морали, церковного быта, культуры, философии.

Еще одна функция старославянской лексики и лексики более позднего периода - сохранение в народной памяти реалий и понятий ранних эпох, выдающихся исторических событий, передача опыта, потерь и ошибок в истории человечества [7, с. 281].

Публицистические тексты исследуемого периода также используют в заголовках и такие стилистические приемы, как фразеологизмы, берущие начало в библейских текстах: «Возлюби ближняго

своего», «Да не оскуд'етъ рука дающаго», «Мн' возмездге - и азъ воздамъ».

«Положительная эмоционально-оценочная окраска создается за счет слов преимущественно книжных, высоких. В качестве таковых в заголовках выступают старославянизмы, которые традиционно относятся к высокому стилю. Эти слова в заголовках ярче реализуют свои экспрессивные возможности» [8, с. 10].

Славянизмы и регионализмы, являясь компонентами заголовка, также представляют собой и одну из важнейших составляющих национальной картины мира: религиозной и светской, языковой и антропоцентрической. Данный пласт лексических единиц, имея тесную связь с исторической, культурной и духовной сферами жизни русского народа, вписаны в национально-ориентированную систему ценностей, поскольку семантика такой лексики отражает характерные черты мировоззрения и мировосприятия носителей языка. Следовательно, языковая картина мира формируется под влиянием концептуализированных в языке духовных ценностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградов В. В. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX вв. М.: Наука, 1986. 356 с.

2. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (Соврем. англ. медиаречь). М.: Наука, 2008. 235 с.

3. Манькова Л. А. Специфика заголовков в различных газетных текстах // Ученые записки ТНУ. Симф.: изд-во ТНУ, 2005. №4. С. 1-4.

4. Мужев В. С. О функциях заголовков // Ученые записки МГПИИЯ им. М. Тореза. 1970. №55. С. 1-8.

5. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении: 7-е изд-е. М.: Гос. учебно-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1956. 512 с.

6. Разинкина Н. М. Функциональная стилистика английского языка. М.: Высшая школа, 1989. 182 с.

7. Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам: в 3-х тт. Т. 3. СПб.: Типография Императорской академии наук, 1912. 1684 с.

8. Сурова Д. А. Заголовок как компонент публицистического газетного текста в прагматическом аспекте: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Астана, 1997.

9. Шахматов А. А. Труды комиссии по истории Академии наук СССР. Вып. 3. Изд-во АН СССР. М.-Л., 1948. 476 с.

10. Оренбургские губернские ведомости. 1850. №37.

11. Оренбургские губернские ведомости. 1851. №50.

12. Оренбургские губернские ведомости. 1852. №12.

13. Оренбургские губернские ведомости. 1853. №49.

14. Пермские губернские ведомости. 1860. №4-5.

15. Пермские губернские ведомости. 1863. №18.

16. Пермские губернские ведомости. 1863. №37.

17. Пермские губернские ведомости. 1863. №18.

18. Уфимские губернские ведомости. 1900. 22 июня.

Поступила в редакцию 19.05.2021 г.

DOI: 10.33184/bulletin-bsu-2021.2.39

FUNCTIONAL SEMANTICS AND LEXICAL FEATURES OF HEADLINES IN NEWSPAPER DISCOURSES ON THE EXAMPLE OF NEWSPAPERS SUCH AS "UFIMSKIYE" "ORENBURSKIYE" AND "PERMSKIYE GUBERNSKIYE VEDOMOSTI" IN THE SE COND HALF OF THE 19TH CENTURY -BEGINNING OF THE 20TH CENTURY

© N. A. Sadykova1, E. V. Polyakova2*

'Ufa State Petroleum Technological University 1 Kosmonavtov Street, 450062 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

2Bashkir State University 32 Zaki Validi Street, 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (347) 229 96 52.

*Email: fotodarr@mail. ru

The authors of the article study the main linguistic features of newspaper discourse. The reflection of the linguistic picture of the world in the language of newspaper texts is shown. A special type of text in the structure of a newspaper - a headline - is considered. This article shows the role of newspaper headlines in the second half of the 19th - early 20th centuries. The discussed categories are illustrated with examples from the texts of the newspapers "Ufimskie", "Orenburgskie" and "Permskie Gubernskie Vedomosti". The authors also discuss the problems of defining a newspaper headline and bring the main definitions of a newspaper headline. Attention is paid to the technical features of the design of newspaper editions of the period under study. It was noted that the submission of the material and its organization was carried out in newspapers not thematically, but in one column, the articles followed each other. Unlike modern newspapers, the headlines of pre-revolutionary periodicals did not contain elliptical constructions and inversions. The titles of the articles were distinguished by sufficient volume and information content. Due to the lack of competition between publications due to their small number, especially in the provinces, the editors did not aim to attract the attention of the audience, so the headings of newspaper articles were distinguished by simple constructions. It is noted that one of the characteristics of the headlines of the periodical press of the period under review is the functioning of lexical and semantic means. In the Ufa and Perm provinces, during the studied historical period, intensive cultural contacts were observed. The readers and creators of newspaper texts were people of different nationalities with different ethnic and linguistic views of the world, which affected the choice of culture-specific (regional) lexical units in the headlines of the newspaper text. Headlines of newspapers of the second half of the 19th - early 20th centuries are characterized by the use of slavicisms belonging to archaic vocabulary. The headings of publicistic texts of the period under study also included such stylistic means as phraseological units originating from biblical texts.

Keywords: discourse, political discourse, text, media language, newspaper, headline, linguistic picture of the world, Gubernskie Vedomosti.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Vinogradov V. V. Ocherki po istorii russkogo literaturnogo yazyka XVII-XIX vv. [Essays on the history of the Russian literary language of the 17th-19th centuries]. Moscow: Nauka, 1986.

2. Dobrosklonskaya T. G. Medialingvistika: sistemnyi podkhod k izucheniyu yazyka SMI (Sovrem. angl. mediarech') [Media linguistics: system approach to studying the media language (modern English media speech)]. Moscow: Nauka, 2008.

3. Man'kova L. A. Uchenye zapiski TNU. Simf.: izd-vo TNU, 2005. No. 4. Pp. 1-4.

4. Muzhev V. S. Uchenye zapiski MGPIIYa im. M. Toreza. 1970. No. 55. Pp. 1-8.

5. Peshkovskii A. M. Russkii sintaksis v nauchnom osveshchenii: 7 izd-e. [Russian syntax in scientific coverage: 7th ed.]. Moscow: Gos. uchebno-ped. izd-vo Ministerstva prosveshcheniya RSFSR, 1956.

ISSN 1998-4812

BecTHHK EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2021. T. 26. №2

501

6. Razinkina N. M. Funktsional'naya stilistika angliiskogo yazyka [Functional stylistics of the English language]. Moscow: Vysshaya shkola, 1989.

7. Sreznevskii I. I. Materialy dlya slovarya drevnerusskogo yazyka po pis'mennym pamyatnikam: v 3-kh tt. [Materials for the dictionary of the Old Russian language based on written monuments: in 3 volumes]. Vol. 3. Saint Petersburg: Tipografiya Imperatorskoi akademii nauk, 1912.

8. Surova D. A. Zagolovok kak komponent publitsisticheskogo gazetnogo teksta v pragmaticheskom aspekte: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Astana, 1997.

9. Shakhmatov A. A. Trudy komissii po istorii Akademii nauk SSSR [Proceedings of the Commission on the History of the Academy of Sciences of the USSR]. No. 3. Izd-vo AN SSSR. M.-L., 1948.

10. Orenburgskie gubernskie vedomosti. 1850. No. 37.

11. Orenburgskie gubernskie vedomosti. 1851. No. 50.

12. Orenburgskie gubernskie vedomosti. 1852. No. 12.

13. Orenburgskie gubernskie vedomosti. 1853. No. 49.

14. Permskie gubernskie vedomosti. 1860. No. 4-5.

15. Permskie gubernskie vedomosti. 1863. No. 18.

16. Permskie gubernskie vedomosti. 1863. No. 37.

17. Permskie gubernskie vedomosti. 1863. No. 18.

18. Ufimskie gubernskie vedomosti. 1900. 22 iyunya.

Received 19.05.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.