H.H. Костюк*
Роль юрисдикционных органов в реализации способов защиты субъектов гражданского правоотношения
Разделим органы в зависимости от направления функций, выполняемых ими при обеспечении реализации защиты субъективных прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Условно можно выделить следующие направления.
I. Установление фактологического материала о нарушении прав граждан и юридических лиц, что является необходимым и достаточным основанием для возмещения ущерба из средств предлагаемого нами государственного внебюджетного фонда.
2. Непосредственное возмещение.
3. Деятельность, направленная на формирование доходной части бюджета государственного внебюджетного фона реализации защиты субъективных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
4. Контроль государственных органов в целях недопущения нецелевого использования средств государственного внебюджетного фонда.
Остановимся более подробно на анализе функций государственных органов в рамках каждого из названных направлений.
Механизм реализации защиты граждан и юридических лиц начинает свою работу с момента подачи заявления (а в некоторых случаях и при наличии определенных фактов) от лица, чьи права нарушены.
При этом, если речь идет о правонарушениях, состав которых подпадает под признаки преступлений, такие заявления поступают в органы внутренних дел.
Согласно ст. 141 УПК РФ, заявление как повод для возбуждения уголовного дела представляет собой не просто просьбу о начале уголовного процесса, а адресованное компетентным органам (должностным лицам) официальное (т.е. с соблюдением всех правил и формальностей) обращение, содержащее информацию о совершенном или готовящемся преступлении. Заявление может поступить от очевидца или лица, пострадавшего в результате преступления, от частного лица или, например, руководителя (представителя) коммерческой организации1. В любом случае сообщение информации, содержащей, по мнению заявителя, признаки преступления, должно рассматриваться в качестве повода для возбуждения уголовного дела. Особо оговаривается в законе порядок возбуждения уголовного дела частно-публичного обвинения, когда в качестве заявителя может выступать лишь сам потерпевший (ч. 1 ст. 147 УПК РФ).
Заявление, сделанное в письменном виде, должно быть подписано заявителем, т.е. содержать данные о фамилии заявителя, месте его жительства и т.д. Если заявитель осуществляет представительские функции, это соответствующим образом подтверждается прилагаемыми документами.
Устное заявление о совершаемом или подготавливаемом преступлении может быть сделано:
- лицом, специально для этого обратившимся в соответствующую инстанцию;
- участником следственного действия;
- участником судебного разбирательства.
Обращение с устным заявлением в соответствующую инстанцию производится при личной явке либо иным путем, например по телефону.
В соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК, анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Употребляемый в данном случае термин «анонимное заявление» в УПК не расшифровывается. Тем не менее таковыми признаются обращения, не содержащие сведений о фамилии и месте жительства заявителя либо содержащие ложные данные о заявителе. Обычно такие заявления остаются без рассмотрения, но при наличии в них сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях такие обращения направляются в соответствующие правоохранительные органы2 .
В приказе МВД России от 1 марта 1999 г. № 150 «Об организации делопроизводства и порядке работы с обращениями граждан в центральном аппарате и подчиненных подразделениях МВД России» говорится, в частности, что «обращения граждан, в которых не указана или неразборчиво написана фамилия и которые не содержат данных о месте жительства заявителя (либо о его работе или учебе), признаются анонимными. Как правило, они не регистрируются и подлежат уничтожению. В исключительных случаях анонимные обращения, содержащие конкретные сведения о готовящихся или совершенных правонарушениях, без регистрации направляются в соответствующие подразделения
* Докторант кафедры гражданского права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (30) 2006
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (30) 2006
Министерства для использования в оперативных целях»3. Допустимость проверки их оперативным путем предусмотрена также приказом ФСБ РФ от 4 декабря 2000 г. № 613 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах федеральной службы безопасности»4.
Если в результате проверки будут установлены признаки преступления, то поводом к возбуждению уголовного дела становится уже не заявление, а рапорт о непосредственном обнаружении признаков преступления соответствующим органом или должностным лицом.
Остальные правонарушения в качестве средств восстановления нарушенных прав предполагают подачу искового заявления в порядке гражданского судопроизводства - т.е. данные заявления принимают суды общей юрисдикции.
Исковое заявление подается в суд в письменной форме. Закон предусматривает, какая информация должна содержаться в исковом заявлении, хотя и не предписывает обязательную его форму.
В заявлении, согласно ст. 131 ГПК РФ, должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) наименование истца, его место жительства или, если истец - организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчик - организация, ее место нахождения;
4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;
5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых денежных сумм;
7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;
8) перечень прилагаемых к заявлению документов.
При этом в п. 4 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ говорится о требовании истца к ответчику об устранении нарушения права и его восстановлении. «Это конкретное материально-правовое требование, которое вытекает из спорного правоотношения и по поводу которого суд должен вынести решение. Указанное требование должно быть истцом обосновано юридическими фактами, т.е. обстоятельствами, которые создают, изменяют права и обязанности сторон или препятствуют их возникновению и реализации. При этом необходимо привести доказательства, подтверждающие данные обстоятельства»5 .
Под ценой иска понимается денежное выражение имущественных требований, заявленных истцом (по денежным требованиям - их суммой; по искам об истребовании имущества - его стоимостью и т.п.)6. Следует иметь в виду, что от цены иска зависит размер государственной пошлины, уплачиваемой в установленных законом случаях.
В случаях, когда закон предусматривает возможность объявления розыска ответчика (ст. 120 ГПК РФ), истец не обязан давать точный адрес ответчика, а может ограничиться указанием на последнее известное его место жительства.
Заявление подписывается истцом или его представителем. К исковому заявлению, поданному представителем, должна быть приложена доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.
Для принятия судьей решения установлен конкретный срок в 5 дней с момента поступления заявления в суд (ст. 133 ГПК РФ).
Не углубляясь в гражданский процесс, отметим лишь, что об отказе в принятии (ст. 134 ГПК РФ) или возвращении искового заявления (ст. 135 ГПК РФ) судья выносит мотивированное определение, которое должно быть в течение пяти дней со дня поступления заявления в суд вручено или направлено заявителю вместе с заявлением и всеми приложенными к нему документами.
Отказ в принятии искового заявления препятствует повторному обращению заявителя в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям.
ГПК РФ установил исчерпывающий перечень оснований к отказу в приеме заявления, т.е. судья не вправе отказать по каким-либо другим основаниям. В этом случае его действия неправомерны и могут быть обжалованы обратившимся гражданином (подается частная жалоба) в вышестоящий суд.
В целях усиления государственного контроля за деятельностью государственных органов по защите и восстановлению субъективных прав и законных интересов граждан и юридических лиц представляется целесообразным создание единого банка данных заявлений о правонарушениях (в т.ч. и преступлениях). Создание такого банка данных способствовало бы прозрачности при работе государственных органов. Каждому заявлению присваивался бы номер с выдачей гражданину или представителю юридического лица справки о том, что заявление принято. Помимо прочего, наличие такого банка данных способствовало бы деятельности предложенного нами государственного внебюджетного фонда.
Следующая стадия рассматриваемого направления деятельности государственных органов по обеспечению реализации защиты граждан и юридических лиц предполагает установление фактологического материала, необходимого для принятия решения о нарушении субъективных прав и законных интересов граждан и юридических лиц. В случае, когда в содеянном усматриваются признаки состава преступления, необходимо произвести расследование преступления.
Расследование преступлений в РФ имеет две формы: предварительное следствие и дознание. Их различие связано с категорией уголовного дела, главным образом с тяжестью преступления.
Ч. 3 ст. 150 УПК7 определяет круг дел, расследуемых в форме дознания (более 50 составов, в т.ч. кража, грабеж без отягчающих обстоятельств). Ч. 2 ст. 151 УПК устанавливает правила определения подследственности уголовных дел следователям прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ч. 3 ст. 151 - правила определения вида органа дознания.
В соответствии с п. 8 ст. 5 УПК, дознание - форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.
К органам дознания относятся:
- органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
- Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда и Высшего Арбитражного суда;
- командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
- органы Государственной противопожарной службы.
На органы дознания возлагаются:
- дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, - в порядке, установленном гл. 32 УПК;
- выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном ст. 157 УПК.
Сроки производства дознания установлены ст. 223 УПК РФ. Оно должно быть проведено в течение 20 суток со дня возбуждения уголовного дела. Прокурор вправе продлить этот срок, но не более чем на 10 суток.
«При разграничении подследственности между органами дознания и предварительного расследования законодатель использует несколько критериев: категории преступлений, характер и степень общественной опасности, сложность в расследовании преступлений. При этом к подследственности органов дознания в основном относятся преступления категорий небольшой и средней тяжести, посягающие на менее ценные объекты уголовно-правовой охраны (характер общественной опасности), составы которых не содержат отягчающих обстоятельств (степень общественной опасности), менее сложные в плане расследования. Законодателем используются различные сочетания указанных критериев, но четкого их выражения во многих случаях не наблюдается»8.
В соответствии со ст. 151 УПК РФ, предварительное следствие производится:
- органами прокуратуры - например, по делам об особо тяжких преступлениях, а равно о преступлениях сотрудников правоохранительных органов (пп. «а», «б», «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ);
- органами внутренних дел - по делам, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ (например, преступления против собственности);
- ФСБ - по делам о преступлениях, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ (например, государственная измена);
- органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (например, о контрабанде наркотиков).
В ходе предварительного расследования производится ряд следственных действий (допросы, предъявление для опознания, очные ставки, экспертизы и др.), целью которых является получение доказательств по уголовному делу. Следственные действия производятся на основании постановления следователя и судебного решения для некоторой их части (например, контроль и запись телефонных и иных переговоров). При производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц.
Объем процессуальных полномочий и процессуальное положение следователя не зависят от его ведомственной принадлежности, они одинаковы. Следователь призван раскрыть преступление и изобличить виновных, т.е. установить, какое преступление, когда и каким способом совершено, выявить всех лиц, причастных к его совершению (исполнителей, подстрекателей, организаторов, пособников и т.д.), выяснить все признаки преступления, образующие его состав, все данные, характеризующие субъекта преступления, его субъективную и объективную стороны, причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Следователь должен принять меры к
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (30) 2006
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (30) 2006
обеспечению возмещения ущерба, причиненного преступлением, а также возможной конфискации преступно нажитого имущества, орудий и средств преступления.
Для выполнения этих задач следователь обязан в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения преступления и принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления и лиц, виновных в совершении преступления. С этой целью следователь вправе по находящимся в его производстве делам вызывать любое лицо для допроса или дачи заключения в качестве эксперта, производить осмотры, обыски и другие предусмотренные законом следственные действия; требовать от учреждений, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, требовать производства ревизии; на основаниях и в порядке, установленных законом, признавать лицо потерпевшим, гражданским истцом или ответчиком, задерживать лиц по подозрению в совершении преступления, привлекать в качестве обвиняемых и применять к ним меры пресечения, приостанавливать и прекращать предварительное следствие или направлять дело через прокурора в суд.
Предварительное следствие может быть закончено направлением дела с обвинительным заключением прокурору для последующей передачи в суд, или прекращением дела, или иным предусмотренным законом решением.
При проведении дознания и предварительного следствия, как совершенно справедливо отмечает Ю.Г. Архипов, «в системе способов судебной защиты прав и свобод граждан особое место принадлежит институту судебной проверки законности и обоснованности ареста, продления срока содержания под стражей, а также судебного контроля за ограничением прав и свобод, предусмотренных ст. 23 и 25 Конституции, таких как тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений»9. Однако данный аспект уже выходит за рамки нашего исследования.
Вне зависимости от того, какой орган занимался сбором фактологического материала, окончательное решение о наличии либо отсутствии основания для возмещения понесенного ущерба принимается судом.
В системе судов общей юрисдикции районный суд принято считать основным звеном судов общей юрисдикции. В районных судах рассматривается большинство гражданских и уголовных дел и дела об административных правонарушениях, по которым производилось административное расследование или с мерой наказания в виде административного выдворения за пределы РФ. К полномочиям районного суда относится, например, также рассмотрение жалоб на действия прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя (ч. 3 ст. 29 УПК РФ).
В соответствии со ст. 21 ФКЗ «О судебной системе», районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.
Ст. 25 Закона «О судоустройстве» устанавливает полномочия районного суда: рассматривать все уголовные и гражданские дела, за исключением дел, отнесенных законом к ведению субъекта РФ (например, уголовные дела о ряде особо тяжких преступлений, гражданские дела, связанные с государственной тайной) или мирового судьи (например, дела о преступлениях небольшой тяжести).
По результатам рассмотрения уголовного дела суд постановляет приговор именем Российской Федерации (ст. 296 УПК РФ). Постановленный судом от имени государства и вступивший в законную силу приговор получает силу закона, т.е. становится для данного дела таким же обязательным, как и закон, и ни частные лица, ни учреждения, ни органы государственной власти и их должностные лица не могут не подчиниться его предписаниям, поскольку он их касается10. Согласно ст. 299 УПК РФ, при постановлении приговора суд в совещательной комнате помимо прочих разрешает следующие вопросы:
- подлежит ли удовлетворению гражданский иск, в чью пользу и в каком размере;
- как поступить с имуществом, на которое наложен арест для обеспечения гражданского иска или возможной конфискации;
- на кого и в каком размере должны быть возложены процессуальные издержки.
Помимо этого, согласно требованиям ч. 2 ст. 309 УПК РФ, при необходимости производятся
дополнительные расчеты, связанные с гражданским иском, требующие отложения судебного разбирательства. При этом суд может признать за гражданским истцом право на удовлетворение гражданского иска и передать вопрос о размере возмещения гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.
Наконец, в течение 5 суток со дня провозглашения приговора его копии вручаются осужденному или оправданному, его защитнику и обвинителю. В тот же срок копии приговора могут быть вручены потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям при наличии ходатайства указанных лиц (ст. 312 УПК РФ).
В рамках гражданского судопроизводства при принятии итогового постановления, которым дело разрешается по существу, суд анализирует исследованные в судебном заседании доказательства, дает им оценку и на основе этого делает выводы о фактических обстоятельствах, имеющих значение для дела, о характере спорных правоотношений и их юридической квалификации, а также о том, подлежит ли иск удовлетворению. Данная процессуальная деятельность суда как органа государственной (судебной) власти, осуществляющего правосудие по гражданским делам, находит отражение в
письменном акте, именуемым решением (ст. 194 ГПК РФ)11. В случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда (ст. 204 ГПК РФ). Немаловажно отметить и тот факт, что по заявлению взыскателя или должника суд, рассмотревший дело, может произвести индексацию взысканных судом денежных сумм на день исполнения решения суда (ст. 208 ГПК РФ). Решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование, если они не были обжалованы (ст. 209 ГПК РФ). При этом суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда (ст. 212 ГПК РФ).
Как было указано выше, динамика всего механизма реализации защиты субъективных прав и законных интересов граждан и юридических лиц проявляется в том, что надлежащее завершение предыдущей стадии является необходимым условием для наступления последующей. Так и в данном случае, в соответствии с предложенным нами механизмом, за принятием судебного решения в пользу лица, понесшего ущерб, следует непосредственное возмещение из средств государственного внебюджетного фонда реализации защиты субъективных прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Как отмечает М.Д. Шиндяпина, «стадия реализации является заключительной стадией правоотношения юридической ответственности, с завершением этой стадии прекращается и само правоотношение. Она заключается в фактических действиях по реализации меры ответственности, определенной в решении суда»12. Вступивший в законную силу судебный акт суда обладает свойством общеобязательности13. Принцип обязательности распространяется на все без исключения органы государственной власти и органы местного самоуправления. Ограничения, исключения, иммунитеты, которые установлены законодательством для имущества публичных образований в связи с его собой природой, делают взыскание за счет казны весьма специфической процедурой, которую затруднительно осуществить на основании общих правил14. Поэтому в литературе отмечается, что, несмотря на законодательное наделение судебных приставов широчайшими полномочиями в отношении всех без исключения органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории России, действующая система исполнения решений о возмещении вреда, причиненного органами власти, остается неотлаженной и неотработанной15.
Предложенный нами механизм значительно повышает оперативность возмещения причиненного вреда, а, следовательно, и оперативность реализации защиты субъективных прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Благодаря предложенной нами схеме, потерпевший (гражданин или юридическое лицо) не должен дожидаться окончания исполнительного производства, а сразу же получает эквивалентное возмещение своих нарушенных прав. В этом и проявляется объективная ответственность государства, которое берет на себя бремя взыскания в порядке регресса с виновного - а значит, обяжет свои органы повысить эффективность своей работы.
В связи с этим считаем необходимым внести определенные изменения в гражданско-процессуальный кодекс, а именно дополнить п. 5 ст. 198 ГПК РФ следующим содержанием: «..., а также указание на непосредственное возмещение ущерба из средств государственного внебюджетного фонда реализации защиты субъективных прав и законных интересов граждан и юридических лиц, с последующим взысканием данных средств с виновного в доходную часть бюджета указанного государственного внебюджетного фонда».
При этом на федеральную службу судебных приставов-исполнителей необходимо возложить ряд новых функций. Необходимо, чтобы незамедлительно после принятия судом решения в пользу физического или юридического лица, чьи права нарушены, копия такого решения была направлена в органы государственного внебюджетного фонда реализации защиты субъективных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Непосредственные выплаты осуществляются через Федеральное казначейство, которое находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Согласно положениям Бюджетного кодекса РФ, исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством16. При этом, согласно Положению о Федеральном казначействе17, оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями (ст. 4 Положения).
Согласно ст. 5 вышеназванного Положения, Федеральное казначейство обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе, а также получает в установленном порядке от главных распорядителей
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (30) 2006
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (30) 2006
средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации18.
Таким образом, на данном этапе ущерб, причиненный гражданам или юридическим лицам, возмещается в полном объеме, что значит для них фактическое восстановление нарушенного права, этим и завершает свое действие механизм реализации защиты.
1 См.: Ст. 23 УПК РФ // Российская газета. 2001. 18 декабря.
2 См.: Комментарий к УПК РФ (постатейный) / Под общ. ред. В.И. Радченко. М., 2004. С. 125.
3 П. 71.2 Приказа МВД России от 1 марта 1999 г. № 150 «Об организации делопроизводства и порядке работы с обращениями граждан в центральном аппарате и подчиненных подразделениях МВД России» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 9.
4 См. также: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 декабря 1998 г. № 90 «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» // Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации. М., 1999; П. 50 Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 января 1999 г. № 8 «Об утверждении временной Инструкции по делопроизводству в районном суде» и др.
5 Комментарий к ГПК РФ / Отв. ред. Г.П. Ивлиев. М., 2002. С. 96.
6 П. 6 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ // Российская газета. 2002. 14 ноября.
7 Ч. 3 ст. 150 УПК РФ // Российская газета. 2006. 9 января.
8 Лукин В.М. Уголовно-процессуальная деятельность органов дознания: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2003.
С. 6.
9 Архипов Ю.Г. Судебный контроль за актами органов дознания и предварительного следствия, ограничивающими права граждан // В мире права. 2001. № 1. С. 27.
10 См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под общ. ред. В.И.Радченкою М., 2004. С. 116.
11 См.: Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Г. А. Жилина. ТК «Велби», 2004. С. 85.
12 Шиндяпина М.Д. Стадии юридической ответственности. М., 1998. С. 49.
13 В соответствии с п. 1 ст. 6 ФКЗ «О судебной системе РФ» вступившие в законную силу постановления федеральных судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Аналогичное правило закреплено в ст. 7 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ», в п. 1 ст. 16 АПК РФ.
14 Кроме того, при существующем регулировании неясно, какие нормы законодательства об исполнительном производстве должны применяться к государству - общие или правила взыскания с должника-организации. Разрешение этого вопроса оказывается важным, поскольку правила об обращении взыскания на имущество организаций устанавливают ряд существенных особенностей, связанных, в частности, с очередностью обращения взыскания (ст. 59 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
15 См.: Камфер Ю. Стоит ли спорить с государством // ЭЖ-Юрист. 2000. № 50. С. 8.
16 Ст. 148 Бюджетного кодекса РФ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
17 Положение о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 // Российская газета. 2004. 8 декабря.
18 Ст. 5 Положения о Федеральном казначействе.
И.В. Куртяк*
Законодательство, регулирующее правотворческую деятельность органов исполнительной власти
Законодательство, регулирующее правотворческую деятельность, структурно состоит из системы законодательства и субъектов, которая:
- во-первых, включает законодательство, регулирующие правотворческую деятельность органов исполнительной власти;
- во-вторых, нормативные правовые акты, регулирующее нормотворческую деятельность органов внутренних дел.
Итак, законодательство, регулирующее правотворческую деятельность органов исполнительной власти системно включает: Конституцию РФ, Федеральный конституционный закон РФ «О Правительстве РФ», в ст. 23 которого закреплены нормы права, которые определяют правовую
* Кандидат юридических наук, доцент.