Нехай Сусанна Бачериевна
аспирант кафедры уголовного процесса Кубанского государственного университета (e-mail:susannanehai @ mail.ru)
Понятие и процессуальное положение гражданского истца
в уголовном процессе
Аннотация
Решение о признании гражданским истцом оформляется соответствующим процессуальным документом - постановлением дознавателя, следователя или судьи. Потерпевшим, гражданин может быть признан независимо от своего волеизъявления. В постановлении должны быть указаны конкретные действия, которыми был причинен вред, характер вреда, размер вреда, если речь идет о моральном вреде. Появление в деле гражданского истца допустимо уже тогда, когда размер понесенного им ущерба еще точно не определен (исчислен лишь приблизительно), а лицо, совершившее преступление, пока неизвестно. Это означает, что в начальный период расследования исковое заявление потерпевшего может и не содержать точного обозначения ответчика и указания цены иска.
Annotation
In the opinion of author, follows to take into account, differences between civil plaintiff and aggrieved. The decision on confession by civil plaintiff is arranged corresponding to trail by document - a resolution investigator, coroner or judges. Aggrieved, person can be recognized regardless of its desire. In resolution must be specified concrete actions, which was caused harm, nature of the harm, size of the harm if the questions is moral harm. The appearance in deal of civil plaintiff possible already then, when size incurred by him damage else exactly is not determined (is numbered only approximately), but person, perpetrated a crime while unknown. This means that at initial period of the investigation suit statement aggrieved can and not to contain the exact indication of the defendant and instructions of the price of the suit. In this and reveals itself one of the particularities a production on civil suit in criminal process and its change from suit, presented in order civil proceedings.
Ключевые слова: гражданский истец, гражданский иск, поддержание гражданского иска, предварительное расследование, производство следственных действий.
Key words: the civil claimant, the civil suit, maintenance of the civil suit, preliminary investigation, manufacture in investigation.
Гражданский истец в уголовном процессе - гражданин, учреждение, предприятие или организация, понесшие материальный ущерб от преступления и предъявившие требование о его возмещении в порядке, установленном законом [1, ст. 54 УПК]. Чтобы стать участником уголовного процесса, лицо, которому причинен материальный ущерб преступлением, должно быть признано в качестве гражданского истца определением суда или постановлением судьи, следователя или лица, производящего дознание.
Гражданским истцом может быть признано как физическое, так и юридическое лицо. Если гражданским истцом признается юридическое лицо, оно защищает свои интересы в уголовном
судопроизводстве через представителя. Гражданин, признанный гражданским истцом, может защищать свои права как лично, так и через представителя. Он может участвовать в уголовном процессе наряду со своим представителем.
Правовое регулирование в отечественном законодательстве вопросов возмещения вреда от преступлений, в том числе института гражданского иска в уголовном процессе, на различных этапах его развития менялось в зависимости от складывающейся социально-политической обстановки.
В России институт гражданского иска в уголовном деле появился в рамках Судебной реформы 1864 г., когда был принят Устав уголовного судопроизводства. С принятием этого
документа на смену инквизиционному розыскному процессу пришел процесс с целым рядом признаков состязательности, основанный на свободной оценке судом доказательств, рассмотренных в ходе гласного судебного разбирательства.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (1994 год) впервые разъяснил, что при производстве по уголовному делу применительно к ст. 29 УПК потерпевший вправе предъявить гражданский иск о компенсации морального вреда [7, с. 309].
Гражданский иск в уголовном процессе может быть предъявлен с момента возбуждения уголовного дела до начала судебного следствия [1, ч.1 ст. 29 УПК]. При этом по закону следователь (лицо, производящее дознание,
судья, суд), усмотрев из материалов дела, что преступлением причинен каким-то лицам ущерб (вред), обязан разъяснить им или их представителям право предъявить гражданский иск, фиксируя этот факт в протоколе, или путем направления уведомления [1,ст. 137 УПК].
Закон требует, чтобы о вынесении постановления (определения) по поводу признания гражданским истцом сообщалось соответствующему лицу или его представителю, а постановление об отказе в этом объявлялось заявителю под расписку. Отказ в признании гражданским истцом может быть обжалован.
Основанием для признания лица гражданским истцом являются данные о причинении ему непосредственно преступлением материального, а также морального вреда.
Если потерпевшим гражданин может быть признан независимо от своего волеизъявления, то гражданским истцом он либо юридическое лицо могут стать только в случае заявления соответствующих требований. Лицу, понесшему материальный и моральный вред от преступления, должно быть разъяснено право на предъявление гражданского иска. Разъяснение такого права является обязанностью дознавателя и следователя при производстве по уголовному делу [2, с. 211].
Решение о признании гражданским истцом оформляется соответствующим процессуальным документом - постановлением дознавателя, следователя или судьи. Такое решение принимается только в том случае, если в материалах уголовного дела имеются доказательства, свидетельствующие о причинении непосредственно преступлением материального или морального вреда.
В постановлении должны быть указаны конкретные действия, которыми был причинен вред, характер вреда, его размер, если речь идет о материальном вреде. Если исковые требования заявлены о компенсации морального вреда, то в постановлении указывается, в чем конкретно
выразились нравственные и физические страдания, сумма, которой заявитель желает компенсировать причиненный моральный вред. Поскольку степень физических и нравственных страданий связана с индивидуальными особенностями лица, то в постановлении могут быть указаны те обстоятельства и особенности личности, которые свидетельствуют о тяжести перенесенных страданий.
Если лицо предъявляет требование только о возмещении материального вреда, причиненного преступлением, и по этому основанию признается гражданским истцом, то суд не вправе принять решение о компенсации морального вреда [4, с. 16.].
Материальный ущерб или моральный вред как основание признания лица гражданским истцом должен быть реальным и причиненным непосредственно преступлением. Связь между преступным посягательством и вредом не должна быть опосредована какими-либо побочными обстоятельствами. Например, если похищенное имущество изымается у лица, которое приобрело его, не зная, что оно было похищено, то это лицо терпит определенный материальный ущерб. Однако оно не может быть признано гражданским истцом, поскольку материальный ущерб хотя и связан определенным образом с хищением, но наступил непосредственно не в результате хищения, а в результате правомерных действий по изъятию ранее похищенного.
Таким образом, гражданским истцом является потерпевший от преступления, который предъявил требование о возмещении имущественного, физического или морального вреда, причиненного ему преступлением. Требовать возмещения ущерба, причиненного преступлением, т.е. быть гражданскими истцами в уголовном деле, вправе:
при совершении преступлений, выразившихся в хищении или ином противоправном изъятии, уничтожении или повреждении имущества, -собственник имущества либо его законный владелец, поскольку его права охраняются на тех же основаниях, что и права собственника;
при совершении преступлений, выразившихся в причинении вреда здоровью либо в посягательстве на свободу, честь и достоинство личности, - лица, понесшие имущественный ущерб в результате утраты доходов, расходов на лечение или иного уменьшения их имущества;
_210
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 5 (32)
при совершении преступлений, повлекших смерть лица, являвшегося кормильцем, - лица, состоявшие на иждивении умершего либо хотя и не состоявшие на его иждивении, но имевшие право на получение от него содержания, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти, и лица, фактически понесшие расходы на погребение [5, а 87].
Появление в деле гражданского истца допустимо уже тогда, когда размер понесенного им ущерба еще точно не определен (исчислен лишь приблизительно), а лицо, совершившее преступление, пока неизвестно. Это означает, что в начальный период расследования исковое заявление потерпевшего может и не содержать точного обозначения ответчика и указания цены иска. Конечно, в дальнейшем следователь вправе предложить гражданскому истцу устранить эти недостатки и подать новое исковое заявление в дополнение к первому. Но орган расследования не может оставить заявление истца без рассмотрения на том лишь основании, что оно не соответствует требованиям ст. 131 ГПК РФ.
В этом проявляется одна из особенностей производства по гражданскому иску в уголовном процессе и его отличие от иска, предъявляемого в порядке гражданского судопроизводства, где исковое заявление оставляется без движения, если в нем не обозначены ответчик и цена иска (ст. 131 ГПК РФ).
Гражданский иск о возмещении (компенсации) вреда, причиненного преступлением, подлежит рассмотрению в уголовном деле в том случае, если вред: а) причинен преступлением; б) является непосредственным результатом преступления; в) является по своему характеру материальным (имущественным) или моральным.
Интерес гражданского истца при производстве по уголовному делу связан с установлением факта причинения материального ущерба и морального вреда действиями обвиняемого (подсудимого). Предоставленные законом права служат защите данного интереса. Права гражданского истца по своему содержанию схожи с правами потерпевшего, но особенность в том, что их реализация связана с обоснованием исковых требований гражданского истца [6, а 4].
В комплексе прав гражданского истца особое место принадлежит праву просить орган дознания, следователя и суд о принятии мер обеспечения гражданского иска и праву поддерживать гражданский иск. Просьба или ходатайство о принятии мер обеспечения гражданского иска могут быть заявлены одновременно с требованием о возмещении
материального ущерба и компенсации морального вреда. Мерой обеспечения гражданского иска в уголовном процессе является наложение ареста на имущество. Принятие мер по обеспечению заявленного или возможного в будущем гражданского иска является обязанностью лица, производящего дознание, и следователя.
Поддержание гражданского иска - это деятельность гражданского истца, направленная на обоснование предъявленных исковых требований: характера и размера причиненного материального ущерба, содержания морального вреда и суммы его компенсации. С этой целью гражданский истец на всех этапах производства по уголовному делу участвует в доказывании: представляет доказательства, заявляет ходатайства о проведении соответствующих следственных и судебных действий, в судебном разбирательстве участвует в исследовании доказательств - задает вопросы допрашиваемым лицам, осматривает вещественные доказательства и документы, ставит на разрешение экспертов вопросы, которые имеют отношение к гражданскому иску.
При обжаловании судебных решений объем прав гражданского истца
ниже, чем у потерпевшего. Он вправе подать жалобу лишь на ту часть решения (приговора, определения), которая относится непосредственно к гражданскому иску.
Права гражданского истца расширены благодаря тому, что он может обжаловать приговор в порядке надзора [1, ст. 44 УПК].
Гражданский истец обязан при наличии соответствующего требовании представлять имеющиеся в его распоряжении документы, связанные c предъявленным иском [1, ч. 3 ст. 54 УПК].
Согласно УПК РФ, гражданскому истцу принадлежат следующие процессуальные права: представлять доказательства; заявлять ходатайства; участвовать в судебном разбирательстве; просить орган дознания, следователя и суд о принятии мер обеспечения, заявленного ими иска; поддерживать гражданский иск; знакомиться с материалами дела с момента окончания предварительного следствия; заявлять отводы; приносить жалобы на действия лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда, а также приносить жалобы па приговор, определение суда и постановление судьи в части, касающиеся гражданского иска [2].
Следует также отметить, что реализация предоставленных гражданскому истцу и его
211
УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО представителю прав в рамках действующего УПК в ряде случаев затруднена. Так, п. 3 ч. 4 ст. 44 УПК РФ предоставляет гражданскому истцу
право давать объяснения по предъявленному иску, а п. 5 ч. 4 ст. 44 УПК РФ - право давать показания и объяснения в соответствии с принципом национального языка. Согласно ч. 3 ст. 45 УПК РФ, указанными процессуальными правами пользуются законные представители и представители гражданского истца.
Само производство следственных действий, производимых с участием данных участников уголовного процесса, необходимо в целях доказывания характера и размера вреда, причиненного преступлением (п. 4 ч. 1 ст. 73 УПК РФ). Однако уголовно-процессуальный закон не признает в качестве доказательств ни показаний гражданского истца, ни показаний его представителя [1, ч. 2 ст. 74 УПК РФ]. Затрудняет предварительное расследование по уголовным делам и отсутствие типового бланка протокола допроса представителя гражданского истца [3,с.27].
1.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в ред. от 30.12.2008) // Российская газета. 20008. 31 дек.
2. Комментарий к Уголовно- процессуальному кодексу российской Федерации / под. ред. И.Л. Петрухина. М.: Велби, Проспект, 2008. 486с.
3.Антонов И. Процессуальная функция поддержания гражданского иска и защиты от него и ее развитие в ходе досудебного производства по уголовным делам / И. Антонов, Д. Берова, В. Горленко // Арбитражный и гражданский процесс, 2009, №3. С.26 - 28.
4.Антонов И.А. Развитие процессуальной функции поддержания гражданского иска и защиты от него в ходе досудебного производства по уголовным делам / И.А, Антонов, Д.М. Берова, В.А. Горленко // Юридический мир. 2008. С. 12 - 23.
5.Белозеров Ю.Н. Обеспечение прав и законных интересов личности в стадии возбуждения уголовного дела / Ю.Н. Белозеров, П.Г. Марфицин. М.: БЕК, 1994. С.87.
6.Дубровин В.В. Из истории развития правового регулирования института гражданского иска в уголовном процессе России // История государства и права, 2009, №4. С.3 - 5.
7.Сборник постановлений по гражданским делам. М.: Юристъ, 2006. С.309.
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 5 (32)
212