Научная статья на тему 'РОЛЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В РЕШЕНИИ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ПОЛИТИКОЙ ЗАДАЧИ ДОСТИЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА(К ФОРМИРОВАНИЮ ОПЫТА НАУЧНОЙ АРГУМЕНТАЦИИ)'

РОЛЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В РЕШЕНИИ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ПОЛИТИКОЙ ЗАДАЧИ ДОСТИЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА(К ФОРМИРОВАНИЮ ОПЫТА НАУЧНОЙ АРГУМЕНТАЦИИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ПРАВА / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ЮРИДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кюрджиев Валерий Александрович

В статье раскрывается проблема действенности правотворческой политики, обеспечивающей функциональность правовой системы государства, достижение в ее структуре необходимой определенности. Отмечается, что формирование и реализация правотворческой политики опирается на комплекс юридических средств и юридических технологий. Устанавливается, что важнейшая роль в этом деле принадлежит юридической технике как базовому ресурсу правотворческой политики, способствующему выполнению ею своего предназначения - созданию условий и механизма разработки и принятия качественных нормативных правовых актов. В работе приводятся понятия правотворческой политики, юридических средств, юридической техники. Обосновывается значение юридико-технического инструментария в процессе осуществления правотворческой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF LEGAL TECHNIQUE IN SOLVING THE PROBLEM OF ACHIEVING CERTAINTY IN THE LEGAL SYSTEM OF THE STATE BY LAW-MAKING POLICY (TO THE FORMING OF THE SCIENTIFIC ARGUMENTATION EXPERIENCE)

The article reveals the problem of the effectiveness of law-making policy, ensuring the functionality of the state legal system, achieving the necessary certainty in its structure. It is noted that forming and implementation of law-making policy is based on a complex of legal means and legal techniques. It is stated that the most important role in this matter belongs to legal technology as a basic resource of law-making policy, contributing to its fulfillment of its purpose - to create conditions and a mechanism for the development and adoption of high-quality regulatory legal acts. The work presents the concepts of law-making policy, legal means, legal technique. The importance of legal and technical tools in the implementation of law-making policy is substantiated.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В РЕШЕНИИ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ПОЛИТИКОЙ ЗАДАЧИ ДОСТИЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА(К ФОРМИРОВАНИЮ ОПЫТА НАУЧНОЙ АРГУМЕНТАЦИИ)»

DOI 10.20310/2658-5383-2021-4-433-439 УДК 340

РОЛЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В РЕШЕНИИ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ПОЛИТИКОЙ ЗАДАЧИ ДОСТИЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА (К ФОРМИРОВАНИЮ ОПЫТА НАУЧНОЙ АРГУМЕНТАЦИИ)

Валерий Александрович Кюрджиев

соискатель кафедры теории и истории государства и права

ФГБОУВО «Тамбовский государственный

университет имени Г. Р. Державина»

E-mail: Vaalera003@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3886-4798

Аннотация. В статье раскрывается проблема действенности правотворческой политики, обеспечивающей функциональность правовой системы государства, достижение в ее структуре необходимой определенности. Отмечается, что формирование и реализация правотворческой политики опирается на комплекс юридических средств и юридических технологий. Устанавливается, что важнейшая роль в этом деле принадлежит юридической технике как базовому ресурсу правотворческой политики, способствующему выполнению ею своего предназначения — созданию условий и механизма разработки и принятия качественных нормативных правовых актов. В работе приводятся понятия правотворческой политики, юридических средств, юридической техники. Обосновывается значение юридико-технического инструментария в процессе осуществления правотворческой политики.

Ключевые слова: право, правотворчество, государство, правотворческая политика, нормативные правовые акты, определенность права, правовая система, юридические средства, юридическая техника.

THE ROLE OF LEGAL TECHNIQUE IN SOLVING THE PROBLEM

OF ACHIEVING CERTAINTY IN THE LEGAL SYSTEM OF THE STATE BY LAW-MAKING POLICY

(TO THE FORMING OF THE SCIENTIFIC ARGUMENTATION EXPERIENCE)

Valery A. Kurdzhiev

Applicant for the department of theory and history of state and law of the Tambov State University named after G. R. Derzhavin E-mail: Vaalera003@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3886-4798

Abstract. The article reveals the problem of the effectiveness of law-making policy, ensuring the functionality of the state legal system, achieving the necessary certainty in its structure. It is noted that forming and implementation of law-making policy is based on a complex of legal means and legal techniques. It is stated that the most important role in this matter belongs to legal technology as a basic resource of law-making policy, contributing to its fulfillment of its purpose — to create conditions and a mechanism for the development and adoption of high-quality regulatory legal acts. The work presents the concepts of law-making policy, legal means, legal technique. The importance of legal and technical tools in the implementation of law-making policy is substantiated.

Keywords: law, lawmaking, state, lawmaking policy, normative legal acts, certainty of law, legal system, legal means, legal technique.

В рамках современных модернизационных процессов реформирования и совершенствования законодательства как структурообразующего элемента правовой системы государства существенно возрастает необходимость в проведении последовательной и системной, научно обоснованной и эффективной государственной и муниципальной правотворческой политики, посредством которой возможно достигнуть ожидаемого качества и известной определенности как в создаваемом праве (законодательстве), так и в иных смежных правовых областях (правосознании, юридической практике и пр.).

Есть основания констатировать, что в настоящее время в этом плане не обходится без проблем. Все также высок процент законов и иных нормативных правовых актов с серьезными ошибками, на системный характер которых указывает их повторяемость в течение многих лет, что подтверждается зачастую избыточностью, противоречивостью, а также бессистемностью в подготовке проектов нормативных правовых актов. Если вести речь о российском законодательстве, то оно часто с заметным запозданием реагирует на уже сложившиеся общественные отношения, а также недостаточно способствует развитию новых социальных связей. Принимаемые нормативные правовые акты зачастую содержат дефекты, внутренние логические нестыковки, неопределенности и пр. Законодательство характеризуется нестабильностью, часто меняется за счет постоянных поправок и редакций, что даже специалистам бывает сложно уследить за этими процессами, осваивать производимые изменения, не говоря уже о простых обывателях1. Погрешности нормотворчества федерального уровня воспроизводятся на региональном и местном уровнях, множа проблемы в сфере правоприменения. Все это порождает и увеличивает состояние неопределенности в государственно-правовой системе в целом, негативно сказывается на процессах правоприменения и правореализации, защите прав, свобод и законных интересов граждан и социально-правовых организаций.

Ситуацию со всей очевидностью требуется менять в сторону улучшения, прежде всего, путем грамотной политики в области правотворчества. По мнению А. П. Мазуренко, правотвор-

1 См. подробнее: Малько А. В. Теория правовой политики. М., 2012.

ческая политика представляет собой «особое явление политико-правовой действительности, выражающееся в научно обоснованной, планомерной и системной деятельности государственных органов и негосударственных структур, направленной на определение стратегии и тактики правотворчества, осуществляемой на различных уровнях правового регулирования в целях обеспечения необходимых условий для создания непротиворечивой и целостной системы права»2. Это же, на наш взгляд, должно практиковаться и на муниципальном уровне власти, где происходят формирование и реализация муниципальной правотворческой политики.

В свою очередь, выстраивание и реализация правотворческой политики — процесс также не одномоментный и далеко не такой простой, как порой может показаться. Формирование и осуществление правовой политики в области принятия правотворческих решений (нормативных правовых актов) требует привлечения существенного объема интеллектуальных и материальных ресурсов, а также задействования масштабного арсенала юридических средств и технологий, которые способны решать текущие (тактические) и стратегические (перспективные) задачи правового развития.

По нашему мнению, под правотворческой политикой следует понимать научно обоснованную, последовательную, системную деятельность властных органов по определению стратегии и тактики правотворчества с учетом общественного мнения и экспертных оценок в целях обеспечения условий для эффективной правотворческой работы, процесса осуществления самой правотворческой деятельности с целью совершенствования системы права при помощи системы специальных правотворческих средств. Таким образом, правотворческая политика предстает как деятельность по обеспечению необходимых условий для эффективного правотворчества3 и собственно для осуществления правотворчества в формате эффективности и оптимальности, используя для организации данной деятельности соот-

2 См. об этом, например: Ткаченко Н. Статистический анализ федерального законодательства / Центр стратегических разработок; компания «Гарант». М., 2017.

3 Мазуренко А. П. Правотворческая политика: теоретические и прикладные проблемы // ISJ Theoretical & Applied Science. 2014. № 3 (11). С. 180.

ветствующий набор средств правотворческой политики.

Средства правотворческой политики — это те социально-юридические инструменты, которые позволяют реализовывать в конкретных правовых предписаниях идеи, концепции, программы и воздействовать на правовую жизнь в целях ее совершенствования. Система средств правотворческой политики придает ей реалистичный и действенный характер. Именно «благодаря средствам, и при наличии соответствующих условий и предпосылок правотворчества, способ позволяет определить конкретный путь достижения намеченного результата, и, тем самым, их интегрирование в некоторую систему образует метод действия субъекта, который, в свою очередь, формирует своеобразную тактику правового творчества»4.

Средства правотворческой политики — это совокупность инструментов и деяний, которые используются для достижения целей и задач правотворческой политики, для реального осуществления стратегических правовых идей. Следовательно, под средствами правотворческой политики следует понимать совокупность разнообразных политико-правовых, организационных, технических и других инструментов, действий и форм правотворческой политики, с помощью которых обеспечивается достижение цели (целей базовых и специальных), решение необходимых задач и соблюдение принципов и приоритетов данного вида правовой политики. По справедливому замечанию А. П. Мазуренко, правотворческая политика отличается системным характером, соединяющим многие инструменты правотворческого процесса во взаимосвязанный механизм5.

Проблема правовых средств, их своевременное и качественное совершенствование в правотворческом и правореализационном

4 На подобную направленность правотворческой политики обращают внимание ученые. См., например: Мазуренко А. П. Региональная правотворческая политика / под ред. А. В. Малько. Ставрополь; Минеральные Воды. 2006. С. 34; Лаврик А. Ю. Общефедеральный, региональный и муниципальный уровни правотворческой политики в современной России: теоретические аспекты взаимодействия: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 15.

5 Брызгалов А. И. Правотворчество в отечественной

науке: становление доктрины и современные представ-

ления. М., 2009. С. 83.

процессах все больше и больше становится актуальной, научно и практически значимой6. От ее компетентного решения зависит во многом успех правовой политики на всех уровнях и во всех формах, так как именно в силу применяемых средств, способов и приемов решаются конкретные задачи правового воздействия, осуществляются конкретные шаги в плане совершенствования правовой системы, достижения в ней той степени определенности, при которой все юридические действия и операции осуществляются с необходимым эффектом, характеризуемым прежде всего полноценной реализацией прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В системе средств правотворческой политики важное место занимает юридическая техника, которая представляет собой один из главных ресурсов формирования и реализации правотворческой политики, связанный с обеспечением эффективности как самой правотворческой деятельности, так и в конечном итоге — совершенства формы и содержания права.

Комплексное использование потенциала юридической техники во взаимосвязи с правотворческой политикой позволяет значительно повысить качество принимаемых правотворческих решений. Поскольку чем точнее определены цели и задачи правовых преобразований, за что «отвечает» правотворческая политика, тем эффективнее выбор формы и содержания проектов нормативных правовых актов, тем качественнее принимаемые в ходе правотворчества нормативно-правовые предписания. Разрыв между стратегией и тактикой правотворческого развития и технико-юридическим воплощением их реализации способны свести к минимуму любые правотворческие усилия. Выбор адекватного целям и задачам правового развития технико-юридического инструментария в правотворческой сфере позволяет существенно повысить качество правотворчества. Современная правотворческая политика России, чтобы стать действенной, должна быть снабжена соответствующими технико-юридическими ресурсами.

6 См.: Мазуренко А. П. Юридическая техника в системе средств правотворческой политики // Юридическая техника как важнейшее средство правовой политики: сборник научных трудов по материалам международного круглого стола / под ред. А. В. Малько, М. А. Костенко. Таганрог, 2010. С. 35.

Учеными справедливо отмечается особая роль юридической техники в решении многих задач правового развития и особая взаимосвязь правотворческой политики и юридической техники7.

Уникальность и особая роль юридической техники заключается в ее способности решать важные для правовой сферы задачи — формировать эффективную правовую систему и минимизировать правотворческие риски. В этом плане юридическая техника, позволяющая систематизировать и структурировать право, очертить его формальную определённость и задать последовательность в этой области процедур, имеет все возможности для повышения качества и определенности правовой регуляции.

Мы согласны с позицией А. В. Малько, что юридическая техника — это система ресурсов (средств, способов, методов, приемов, правил и т.д.), используемых при подготовке, применении, толковании и упорядочении правовых актов (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных и прочих) в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности правовой регламентации8.

Правотворческая техника, которая используется в основе правотворческой политики, является важнейшей разновидностью юридической техники и представляет собой совокупность средств, приемов и методов, применяемых при составлении нормативных актов, а также в ходе систематизации права. При этом подвидами правотворческой техники, исходя из видов правовых актов, выступают: законодательная техника, техника подзаконного нормотворчества, техника подготовки и издания региональных и муниципальных правовых ак-

7 См.: Малько А. В. Проблемы правовых средств // Проблемы теории государства и права: учебное пособие / под ред. М. Н. Марченко. М., 2001. С. 354.

8 См., например: Мазуренко А. П. Вопросы взаимодействия правотворческой политики и юридической (законодательной) техники: теоретический аспект // Юридическая техника. 2007. № 1. С. 39-43.; Давыдова М. Л. Правотворческая политика и юридическая техника: проблемы соотношения понятий // Правотворческая политика в современной России: сборник научных трудов по материалам Всероссийского круглого стола (Минеральные Воды, 19 марта 2009 г. / под общ. ред. А. В. Малько, Н. В. Исакова, А. П. Мазуренко. Саратов, 2009. С. 118-127; Малько А. В., Костенко М. А. Правовая политика и юридическая техника: взаимодействие и взаимообусловленность // Юридическая техника. 2010. № 4. С. 352-356.

тов, техника подготовки и введения в действие индивидуальных правовых актов.

Задача юридической техники в области правотворчества состоит в обеспечении процесса правоформирования необходимыми ресурсами и способствует приданию совершенной формы его смысловой компоненте. Если правотворческая политика обосновывает цели, задачи и приоритеты правовых преобразований, то юридическая техника должна обеспечивать инструментальные ресурсы, требующиеся для осуществления правовых преобразований. Юридическая техника есть важный компонент научно-практических основ правовой правотворческой политики9.

Если рассматривать юридическую технику как одно из средств правотворческой политики, то ее роль заключается в создании реальных условий по доведению научного продукта до правотворческого «конвейера» и дальнейшее рассмотрение правовых предписаний с целью наиболее эффективного их применения и улучшения10. Это обуславливает саму сущность юридической техники как самостоятельную область знания, которая направлена на выполнение определенного социального заказа, перевод его в форму правовых предписаний и способствование эффективному их применению. Благодаря юридической технике устанавливается связь между законодательной стратегией и реализацией политических решений, которые должны основываться на познании социально-экономических процессов11. Благодаря ей решается задача по установлению определенности в правовой системе государства.

Особой значимости юридическая техника удостаивается из-за способности влиять на принятые решения в правовой сфере. Именно ради улучшения, совершенствования юри-

9 См.: Малько А. В. Правовая политика и юридическая техника // Юридическая техника как важнейшее средство правовой политики: сборник научных трудов по материалам международного круглого стола / под ред. А. В. Малько, М. А. Костенко. Саратов-Таганрог, 2010. С. 7-8.

10 См.: Трофимов В. В. О совершенствовании научных основ правовой политики в Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2005. № 2. С. 6-17.

11 См.: Костенко М. А. Правовая политика и юридическая техника: цели и принципы взаимодействия // Правовая политика: федеральный, региональный и муниципальный уровни: сборник научных трудов по материалам всероссийского научно-практического круглого стола. М., 2013. С. 125.

дической деятельности разрабатываются правила юридической техники и «сложившееся пренебрежительное отношение юридической практики к результатам научных исследований приводит к тому, что для многих ученых внесение предложений по совершенствованию этой практики становится делом формальным.»12.

12 См.: Поленина С. В. Юридическая техника как социальный феномен в условиях модернизации // Государство и право 2011. № 9. С. 8.

В качестве вывода необходимо отметить, что юридическая техника имеет возможность формирования и осуществления правотворческой политики и реального воздействия на правотворчество. Указанное воздействие реализуется с целью обеспечения условий для создания внутренне согласованной и непротиворечивой системы права, в целом правовой системы, состоящей из тех компонентов, которые по отдельности и в совокупности отличаются достаточной мерой определенности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брызгалов А. И. Правотворчество в отечественной науке: становление доктрины и современные представления. М.: АКПиППРО, 2009. 104 с.

2. Давыдова М. Л. Закономерности как основа предмета теории юридической техники // Государственно-правовые закономерности: теория, практика, техника: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции «Четвертые Бабаевские чтения» (Нижний Новгород, 23-24 мая 2013 г.): в 2 т. / под ред. В. А. Толстика. Н. Новгород: НА МВД, 2013. Т. 1. С. 332-337.

3. Давыдова М. Л. Правотворческая политика и юридическая техника: проблемы соотношения понятий // Правотворческая политика в современной России: сборник научных трудов по материалам Всероссийского круглого стола (Минеральные Воды, 19 марта 2009 г. / Российская акад. наук, Саратовский фил. Ин-та государства и права РАН, Ассоц. юридических вузов России, Московский гуманитарно-экономический ин-т, Северо-Кавказский фил. МГЭИ; под общ. ред. А. В. Малько, Н. В. Исакова, А. П. Мазуренко. Саратов: Саратовский фил. Ин-та государства и права РАН; Минеральные Воды: Северо-Кавказский фил. МГЭИ, 2009. С. 118-127.

4. Костенко М. А. Правовая политика и юридическая техника: цели и принципы взаимодействия // Правовая политика: федеральный, региональный и муниципальный уровни: сборник научных трудов по материалам всероссийского научно-практического круглого стола. М.: РПА Минюста России, 2013. С. 123-131.

5. Лаврик А. Ю. Общефедеральный, региональный и муниципальный уровни правотворческой политики в современной России: теоретические аспекты взаимодействия: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 26 с.

6. Мазуренко А. П. Вопросы взаимодействия правотворческой политики и юридической (законодательной) техники: теоретический аспект // Юридическая техника. 2007. № 1. С. 39-43.

7. Мазуренко А. П. Правотворческая политика: теоретические и прикладные проблемы // ISJ Theoretical & Applied Science. 2014. № 3 (11). С. 178-183.

8. Мазуренко А. П. Региональная правотворческая политика / под ред. А. В. Малько. Ставрополь; Минеральные Воды: НЭАКС ГДСК, СКФ МГЭИ, 2006. 184 c.

9. Мазуренко А. П. Юридическая техника в системе средств правотворческой политики // Юридическая техника как важнейшее средство правовой политики: сборник научных трудов по материалам международного круглого стола / под общ. ред. А. В. Малько, М. А. Костенко. Таганрог: ТТИ ЮФУ 2010. С. 34-43.

10. Малько А. В. Правовая политика и юридическая техника // Юридическая техника как важнейшее средство правовой политики: сборник научных трудов по материалам международного круглого стола / под общ. ред. А. В. Малько, М. А. Костенко. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010. С. 6-13.

11. Малько А. В. Проблемы правовых средств // Проблемы теории государства и права: учебное пособие / под ред. М. Н. Марченко. М.: Юрист, 2001. С. 354-372.

12. Малько А. В., Костенко М. А. Правовая политика и юридическая техника: взаимодействие и взаимообусловленность // Юридическая техника. 2010. № 4. С. 352-356.

13. Поленина С. В. Юридическая техника как социальный феномен в условиях модернизации // Государство и право. 2011. № 9. С. 5-14.

14. Ткаченко Н. Статистический анализ федерального законодательства / Центр стратегических разработок; компания «Гарант». М., 2017. 60 с.

15. Трофимов В. В. О совершенствовании научных основ правовой политики в Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов-Москва, 2005. № 2. С. 6-17.

REFERENCES

1. Bryzgalov A. I. Pravotvorchestvo v otechestvennoy nauke: stanovleniye doktriny i sovremennyye predstavleniya [Lawmaking in Russian science: the formation of doctrine and modern ideas]. M.: AKPiPPRO, 2009. 104 p. (In Russ.).

2. Davydova M. L. Zakonomernosti kak osnova predmeta teorii yuridicheskoy tekhniki [Regularities as the basis of the subject of the theory of legal technique]. Gosudarstvenno-pravovyye zakonomernosti: teoriya, praktika, tekhnika: sbornik statey po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Chetvertyye Babayevskiye chteniya» [State legal regularities: theory, practice, technique: a collection of articles based on the materials of the International Scientific and Practical Conference "The Fourth Babaev Readings"] (Nizhniy Novgorod, May 23-24 2013): in 2 v. / pod red. V. A. Tolstika. N. Novgorod: NA MVD, 2013. V. 1. Pp. 332-337. (In Russ.).

3. Davydova M. L. Pravotvorcheskaya politika i yuridicheskaya tekhnika: problemy sootnosheniya ponyatiy [Lawmaking policy in modern Russia]. Pravotvorcheskaya politika v sovremennoj Rossii: sbornik nauchnyh trudov po materialam Vserossijskogo kruglogo stola (Mineral'nye Vody, 19 marta 2009 g. / Rossijskaya akad. nauk, Saratovskij fil. In-ta gosudarstva i prava RAN, Assoc. yuridicheskih vuzov Rossii, Moskovskij gumanitarno-ekonomicheskij in-t, Severo-Kavkazskij fil. MGEI; pod obshch. red. A. V. Mal'ko, N. V. Isakova, A. P. Mazurenko [Pravotvorcheskaya politika v sovremennoy Rossii: collection of scientific works based on the materials of the All-Russian Round Table (Mineralnye Vody, March 19, 2009 / Russian Acad. Sciences, Saratov Phil. Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Assoc. Law Universities of Russia, Moscow Humanitarian and Economic Institute, North Caucasian Aff. Br. of MGEI; under the general editorship of A. V. Mal'ko, N. V. Isakova, A. P. Mazurenko]. Saratov: Saratov Phil. Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences; Mineralnye Vody: North-Caucasian Aff. Br. of MGEI, 2009. Pp. 118-127. (In Russ.).

4. Kostenko M. A. Pravovaya politika i yuridicheskaya tekhnika: tseli i printsipy vzaimodeystviya [Legal policy and legal technique: goals and principles of interaction]. Pravovaya politika: federal'nyy, regional'nyy i munitsipal'nyy urovni: sbornik nauchnykh trudov po materialam vserossiyskogo nauchno-prakticheskogo kruglogo stola [Legal policy: federal, regional and municipal levels: a collection of scientific papers based on the materials of the All-Russian scientific and practical round table]. M.: RPA of the Ministry of Justice of Russia, 2013. Pp. 123-131. (In Russ.).

5. Lavrik A. Yu. Obshchefederal'nyy, regional'nyy i munitsipal'nyy urovnipravotvorcheskoy politiki v sovremennoy Rossii: teoreticheskiyeaspekty vzaimodeystviya: Avtoref. dis.... kand.yurid. nauk [Federal, regional and municipal levels of law-making policy in modern Russia: theoretical aspects of interaction: Author's abstract]. M., 2008. 26 p. (In Russ.).

6. Mazurenko A. P. Voprosy vzaimodeystviya pravotvorcheskoy politiki i yuridicheskoy (zakonodatel'noy) tekhniki: teoreticheskiy aspekt [Issues of interaction of law-making policy and legal (legislative) technology: theoretical aspect]. Yuridicheskaya tekhnika [Legal technology]. 2007. No. 1. Pp. 39-43. (In Russ.).

7. Mazurenko A. P. Pravotvorcheskaya politika: teoreticheskiye i prikladnyye problemy [Law-making policy: theoretical and applied problems]. ISJ Theoretical & Applied Science. 2014. № 3 (11). Pp. 178-183. (In Russ.).

8. Mazurenko A. P. Regional'naya pravotvorcheskaya politika / red. A. V. Mal'ko [Regional law-making policy / ed. A. V. Mal'ko]. Stavropol'; Mineral'nyye Vody: NEAKS GDSK, SKF MGEI, 2006. 184 p. (In Russ.).

9. Mazurenko A. P. Yuridicheskaya tekhnika v sisteme sredstv pravotvorcheskoy politiki [Legal technique in the system of means of law-making policy]. Yuridicheskaya tekhnika kak vazhneysheye sredstvopravovoy politiki: sbornik nauchnykh trudov po materialam mezhdunarodnogo kruglogo stola / pod obshch. red. A. V. Mal'ko, M. A. Kostenko [Legal technique as the most important means of legal policy: a collection of scientific papers based on the materials of the international round table / under total. ed. A. V. Mal'ko, M. A. Kostenko]. Taganrog: TTI SFU, 2010. Pp. 34-43. (In Russ.).

10. Mal'ko A. V. Pravovaya politika i yuridicheskaya tekhnika [Legal policy and legal technique]. Yuridicheskaya tekhnika kak vazhneysheye sredstvo pravovoy politiki: sbornik nauchnykh trudov po materialam mezhdunarodnogo kruglogo stola / pod obshch. red. A. V. Mal'ko, M. A. Kostenko [Legal technology as the most important means of legal policy: a collection of scientific papers based on the materials of the international round table / under total. ed. A. V. Mal'ko, M. A. Kostenko]. Taganrog: TTI SFU, 2010. Pp. 6-13. (In Russ.).

11. Mal'ko A. V. Problemy pravovykh sredstv [Problems of legal means]. Problemy teorii gosudarstva i prava: uchebnoye posobiye / red. M. N. Marchenko] [Problems of the theory of state and law: textbook / ed. M. N. Marchenko]. M.: Yurist, 2001. Pp. 354-372. (In Russ.).

12. Mal'ko A. V., Kostenko M. A. Pravovaya politika i yuridicheskaya tekhnika: vzaimodeystviye i vzaimoobuslovlennost' [Legal policy and legal technique: interaction and interdependence]. Yuridicheskaya tekhnika [Legal technique]. 2010. No. 4. Pp. 352-356. (In Russ.).

13. Polenina S. V. Yuridicheskaya tekhnika kak sotsial'nyy fenomen v usloviyakh modernizatsii [Legal technique as a social phenomenon in the context of modernization]. Gosudarstvo ipravo [State and Law]. 2011. No. 9. Pp. 5-14. (In Russ.).

14. Tkachenko N. Statisticheskiy analiz federal'nogo zakonodatel'stva / Tsentr strategicheskikh razrabotok; kompaniya «Garant» [Statistical analysis of federal legislation / Center for Strategic Research]. M., 2017. 60 p. (In Russ.).

15. Trofimov V. V. O sovershenstvovanii nauchnykh osnovpravovoy politiki v Rossiyskoy Federatsii [On improving the scientific foundations of legal policy in the Russian Federation]. Pravovaya politika i pravovaya zhizn [Legal policy and legal life]. Saratov — Moscow, 2005. No. 2. Pp. 6-17. (In Russ.).

Для цитирования:

Кюрджиев В. А. Роль юридической техники в решении правотворческой политикой задачи достижения определенности в правовой системе государства (к формированию опыта научной аргументации) // Государственно-правовые исследования. 2021. Вып. 4. С. 433-439.

For citation:

Kurdjiev V. A. Rol'yuridicheskoj tekhniki v reshenii pravotvorcheskoj politikoj zadachi dostizheniya opredelennosti v pravovoj sisteme gosudarstva (k formirovaniyu opyta nauchnoj argumentacii) [The role of legal technology in solving the problem of achieving certainty in the legal system of the state by law-making policy (towards the formation of the experience of scientific argumentation)]. Gosudarstvenno-pravovyye issledovaniya [State Legal Research]. 2021. Issue 4. Pp. 433-439. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.