DOI 10.47643/1815-1329_2023_10_125 УДК 347.9
РОЛЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ: ОПЫТ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК THE ROLE OF LEGAL PSYCHOLOGY IN ENSURING THE QUALITY OF LEGAL AID:
EXPERIENCE OF LEGAL CLINICS
АЗАМАТОВА Ленара Ленисовна,
старший преподаватель кафедры гражданского процесса Института права ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий». Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32. E-mail: azamatova-lenara@mail.ru;
СЕМЕНОВА Елена Юрьевна,
старший преподаватель кафедры гражданского процесса Института права ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий». Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32. E-mail: elena-127@mail.ru;
AZAMATOVA Lenara Lenisovna,
Senior Lecturer of the Department of Civil Procedure of the Institute
of Law Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Ufa University of Science and Technology». Republic of Bashkortostan, Ufa, Zaki Validi str., 32. E-mail: azamatova-lenara@mail.ru;
SEMENOVA Elena Yurievna,
Senior Lecturer of the Department of Civil Procedure of the Institute
of Law Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Ufa University of Science and Technology». Republic of Bashkortostan, Ufa, Zaki Validi str., 32. E-mail: elena-127@mail.ru
Краткая аннотация: В статье проводится анализ работы юридических клиник в контексте обеспечения качества юридической помощи через изучение юридической психологии. Юридическая психология является важным инструментом для обеспечения качества бесплатной юридической помощи и улучшения работы юридических клиник. Она помогает юристам лучше понимать проблемы своих клиентов и находить наиболее эффективные методы защиты их прав. Авторы подчеркивают, что довольно мало методического материала и прикладных учебников, в том числе по юридической психологии для студентов-консультантов юридической клиники. И это при условии, что студенты-консультанты работают с реальными кейсами. Авторы делают вывод о необходимости изучения азов юридической психологии в рамках работы студенческих юридических консультаций, так как основной программы недостаточно. По мнению авторов это обеспечит качество юридической помощи, повысит психологическую компетентность и подготовит юристов к дальнейшей практике.
Abstract: The article analyzes the work of legal clinics in the context of ensuring the quality of legal aid through the study of legal psychology. Legal psychology is an important tool for ensuring the quality of free legal aid and improving the work of legal clinics. It helps lawyers to better understand the problems of their clients and find the most effective methods of protecting their rights. The author emphasizes that there is quite a little methodological material and applied textbooks, including on legal psychology for students-consultants of the legal clinic. And this is provided that student consultants work with real cases.
Ключевые слова: юридическая клиника, юридическая психология, студент-консультант, психологическая компетентность, психологические знания.
Keywords: legal clinic, legal psychology, student-consultant, psychological competence, psychological knowledge.
Для цитирования: Азаматова Л.Л., Семенова ЕЮ. Роль юридической психологии в обеспечении качества юридической помощи: опыт юридических клиник// Аграрное и земельное право. 2023. № 10(226). С. 125-127. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_125.
For citation: Azamatova L.L., Semenova E.Yu. The role of legal psychology in ensuring the quality of legal aid: experience of legal clinics // Agrarian and Land Law. 2023. No. 10(226). pp. 125-127. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_125.
Статья поступила в редакцию: 11.08.2023
1. Юридическая психология возникла в результате межнаучной интеграции на стыке психологических и правовых знаний1. Именно в рамках изучения юридической психологии формируются основы психологической компетентности будущих юристов.
2. Уровень данной компетентности также влияет на качество юридической помощи, которая оказывается в юридических клиниках. Но как показывает практика, юридической психологии уделяется мало внимание в рамках клинического образования.
3. В России действует уже свыше 230 юридических клиник2. Массовое распространение данные организации получили после 2010 года в связи с закреплением в Федеральном законе «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»3. С 2022 года помимо вузов, право создания клиник получили также научные организации4. Соответственно, предполагается увеличение количества субъектов системы бесплатной юридической помощи.
4. Министерство образования и науки Российской Федерации в своем приказе от 28 ноября 2012 г. № 994 (далее - Приказ
1 Юридическая психология: учебник для вузов/ В.В.Романов, Л.Н. Котлярова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023. С. 15.
2 Пункты бесплатной юридической помощи: сайт АНО «Центр развития юридических клиник». URL: https://codolc.com/clinics/, свободный (дата обновления: 29.03.2023).
3 О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 [Электронный ресурс]: в ред. Федерального закона от 10 июля 2023 г. № 325-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.08.2023).
4 О внесении изменений в Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»: Федеральный закон от 28 июня 2022 г. № 215-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.08.2023).
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 10(226)
№ 994) регламентировала порядок создания и деятельности юридических клиник на базе образовательных учреждений. Данный приказ позволяет использовать клиники как площадки для формирования у студентов профессиональных компетенции1.
5. Как субъект бесплатной юридической помощи, юридические клиники в рамках своей деятельности должны обеспечивать надлежащее качество помощи. Качество зависит от уровня профессионализма преподавательского состава, степени подготовленности студентов к такого рода работе, уровня их профессиональных компетенций. В соответствии с п.10 Приказа № 994, к оказанию бесплатной юридической помощи допускаются студенты, обладающие необходимым уровнем общекультурных и профессиональных компетенций, сформированных в процессе освоения соответствующих образовательных программ.
6. При этом согласно пп.3 п. 5 Приказа № 944, цель юридической клиники формирование у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи. Таким образом юридические клиники должны отбирать студентов отвечающих ряду требований и предоставлять им возможность изучить основы консультирования, получается, что в том числе освоить юридическую психологию через практическую деятельность.
7. Е. Н. Доброхотова в своем исследовании акцентирует внимание на психологических задачах юридической клиники. В работе подчеркивается, что психологические задачи включают в себя установление контакта между участниками процесса, понимание целей клиента, установление доверительных отношений2. Студенты-консультанты, работающие в юридических клиниках, имеют дело с реальными юридическими проблемами, соответственно для работы с данными делами необходимо достижение всех ранее указанных психологических задач. Но для этого нужна подготовка студентов, что подчеркивается в п. 10 Приказа № 944. Процесс привлечения студентов к работе в юридической клинике варьируется в зависимости от вуза, поскольку не существует единых стандартов. В некоторых учебных заведениях прием студентов начинается со второго года обучения, в то время как в других - только на последних курсах. Дисциплина «Юридическая психология» осваивается на 3-4 курсе и она имеет общую направленность, то есть без учета специфики работы юридических клиник.
8. П.А. Смирнов в своем диссертационном исследовании подчеркнул, что «основным фактором развития психологической готовности юриста к профессиональной деятельности является специально организованное по деятельностному принципу образовательное пространство - юридическая клиника, включающая в себя определённое содержание, систему средств и методов, при помощи которых ведётся подготовка специалистов данной профессии»3. Участие в работе юридической клиники способствует приобретению многих практических навыков и является эффективным способом развития профессиональных компетенций. Однако, для формирования таких навыков необходим фундамент знаний. В контексте изучения основ юридической психологии, приобретение знаний в данной области происходит преимущественно на практической основе. Непосредственное изучение юридической психологии в рамках работы юридической клиники не происходит.
9. Нет учебников по юридической психологии, специально предназначенных для работы в таких клиниках. Существующие работы по юридической психологии ориентированы на следователей, адвокатов, судей, оперативных работников, таможенников и т. д., но нет ни одного полноценного исследования, посвященного работе студентов в юридических клиниках. Научных трудов, посвященных психологическим аспектам работы студентов, недостаточно, что может негативно сказываться на качестве оказываемой юридической помощи. Начинающий студент-консультант сталкивается с множеством конфликтов, дилемм и сложностей во взаимодействии с реальными жизненными проблемами. По мнению П.А. Смирного, «недостаток психолого-педагогических разработок по развитию мастерства будущего юриста на этапе его профессио-
4
нального становления лишает возможности использовать потенциальные ресурсы личности студента» .
10. Изучая юридическую психологию, будущий юрист познает законы взаимодействия человека с окружающей средой, особенности формирования социально адаптированного и отклоняющегося поведения личности, а также психологические факторы, способствующие криминализации личности5. В процессе работы студенты-консультанты могут столкнуться с различными конфликтными ситуациями, поскольку люди, обращающиеся за помощью, обычно находятся в сложных жизненных обстоятельствах. Если студент не обладает необходимыми навыками для разрешения конфликтов, это может привести не только к организационным проблемам, но и к эмоциональным переживаниям студента. В связи с этим куратор должен разъяснить, что конфликты являются неотъемлемой частью профессии юриста. В своей работе Н.В. Гришина отмечает, что «конфликт — это распространенная черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а потому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни»6.
11. В рамках исследования был проведен опрос среди 30 студентов-консультантов Юридической клиники Института права Башкирского государственного университета (ныне. Уфимский университет науки и технологий) по поводу эмоций, которые преобладают при встрече с гражданами, которые пришли на прием. Результаты опроса показали следующую ситуацию: 12 студентов - волнение, 8 студентов -интерес, 5 студентов - сочувствие, 3 студента - раздражение, 2 - спокойствие. Данный опрос не может отвечать критерием абсолютной истины, так как каждый студент-консультант отвечал на вопрос, учитывая свой ранний опыт общения с гражданами, с эмоциональным состоянием на сегодняшний день и пр.
1 Приказ Минобрнауки России от 28 ноября 2012 № 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи» // Российская газета. 2012. № 298.
2 Профессиональные навыки юриста: учебник для вузов (под общ. ред. Доброхотовой Е.Н. М.: Юрайт, 2023. С. 145-146.
3 Смирнов П.А. Динамика психологической готовности будущих юристов к профессиональной деятельности в условиях юридической клиники: автореф. дис. ... канд.псих.наук. Казань, 2004. С. 20.
4 Смирнов П.А. Динамика психологической готовности будущих юристов к профессиональной деятельности в условиях юридической клиники: автореф. дис. ... канд.псих.наук. Казань, 2004. С. 10.
5 Гефеле О.Ф. Юридическая психология: учебное пособие / О.Ф. Гефеле. Тверь: Тверской государственный технический университет, 2020. С. 11.
6 Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. С. 51.
12. Но разнообразный спектр эмоций показывает, что необходимы базовые психологические знания, чтобы консультирование оказывалось без сильного раздражения и волнения. К примеру, С.С. Юрьев, доктор юридических наук, председатель коллегии адвокатов «Межрегион», профессор Российской академии адвокатуры и нотариата, делал предположение по поводу необходимости психологических знаний для адвокатов: «адвокат, служащий общему благу путем защиты прав и свобод граждан и организаций, не может обойтись без психологических знаний - о себе самом, о своих доверителях, о возможностях специалиста-психолога в судебном процессе»1. Нам кажется, данное положение применимо в отношении студентов-консультантов.
13. В контексте рассматриваемой темы следует отметить один из подходов к работе, используемых юридической клиникой Уральского государственного юридического университета. С 2014 года, в юридической клинике организованы тренинги по развитию коммуникативных навыков. В рамках тренингов консультанты обучаются тонкостям общения с различными группами граждан, наиболее часто обращающимися за помощью. Психологи университета делятся своим профессиональным опытом и обучают будущих юристов методам установления эффективной коммуникации. Опыт Уральского государственного юридического университета представляет собой, на наш взгляд, удачную модель работы со студентами в контексте юридической клиники.
14. В Юридической клинике Института права Башкирского государственного университета (ныне. Уфимский университет науки и технологий) также организовываются различные лекции и тренинги, направленные на повышение психологических компетенций. Но данная практика носит не системный характер, мы видим необходимость пересмотра данного опыта, так как данный подход способствует повышению уровня психологической компетентности будущих юристов.
15. Таким образом, на основании проведенного теоретического исследования, а также анализа реальной практики по организации клинического обучения в Юридической клинике Института права Башкирского государственного университета (ныне. Уфимский университет науки и технологий) сделаны следующие выводы:
16. - имеется психологическое влияние работы в юридической клинике на студентов. Эмоциональное состояние студентов-консультантов при взаимодействии с гражданами, обращающимися за помощью, представляет собой смешанные чувства. Важно отметить, что результаты данного опроса не могут рассматриваться как абсолютно достоверные, поскольку эмоции, испытываемые индивидом, зависят не только от его знаний в области юридической психологии, но также от личностных особенностей, внутреннего состояния и т. д. Однако даже базовые знания в области юридической психологии могут способствовать улучшению психологического состояния студента-консультанта в процессе оказания юридической помощи.
17. - с целью повышения качества работы юридических клиник и повышения психологической компетенции студентов, можно предложить разработку специализированных учебных пособий по юридической психологии либо проведение дополнительных занятий и курсов, направленных на формирование и развитие психологической компетентности.
18. Вышеуказанные меры будут способствовать повышению качества бесплатной юридической помощи и подготовке специалистов-юристов к будущей профессиональной деятельности.
Библиография:
1. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 [Электронный ресурс]: в ред. Федерального закона от 10 июля 2023 г. № 325-Ф3 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.08.2023).
2. О внесении изменений в Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»: Федеральный закон от 28 июня 2022 г. № 215-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.08.2023).
3. Приказ Минобрнауки России от 28 ноября 2012 № 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи» // Российская газета. 2012. № 298.
4. Гефеле О.Ф. Юридическая психология: учебное пособие / О.Ф. Гефеле. Тверь: Тверской государственный технический университет, 2020. 88 с.
5. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 544 с.
6. Профессиональные навыки юриста: учебник для вузов / Под общ. ред. Доброхотовой Е.Н. М.: Юрайт, 2023. 326 с.
7. Пункты бесплатной юридической помощи: сайт АНО «Центр развития юридических клиник». URL: https://codolc.com/clinics/, свободный (дата обновления: 29.03.2023).
8. Скабелина Л. А. Психологические аспекты адвокатской деятельности: монография. М.: Федеральная палата адвокатов, 2012. 229 с.
9. Смирнов П.А. Динамика психологической готовности будущих юристов к профессиональной деятельности в условиях юридической клиники: ав-тореф. дис. ... канд.псих.наук. Казань, 2004. 24 с.
10. Юридическая психология: учебник для вузов / В.В.Романов, Л.Н. Котлярова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023. 478 с.
References:
1. On Free Legal Aid in the Russian Federation: Federal Law No. 324-FZ of November 21, 2011 [Electronic resource]: ed. Federal Law No. 325-FZ of July 10, 2023. Access from help.-legal system "ConsultantPlus" (date of application: 01.08.2023).
2. On Amendments to the Federal Law "On Free Legal Aid in the Russian Federation": Federal Law No. 215-FZ of June 28, 2022 [Electronic resource]. Access from help.-legal system "ConsultantPlus" (date of application: 01.08.2023).
3. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 994 dated November 28, 2012 "On Approval of the Procedure for the Establishment of legal clinics by educational institutions of higher professional education and the procedure for their activities within the framework of a non-state system of providing free legal aid" // Rossiyskaya Gazeta. 2012. No. 298.
4. Gefele O.F. Legal psychology: textbook / O.F. Gefele. Tver: Tver State Technical University, 2020. 88 p.
5. Grishina N. V. Psychology of conflict. 2nd ed. St. Petersburg: St. Petersburg, 2008. 544 p.
6. Professional skills of a lawyer: textbook for universities (under the general ed. Dobrokhotova E.N. M.: Yurayt, 2023. 326 p.
7. Points of free legal aid: the website of the ANO "Center for the Development of Legal clinics". URL: https://codolc.com/clinics /, svobodny (date of update: 03/29/2023).
8. Skabelina L. A. Psychological aspects of advocacy: monograph. Moscow: Federal Chamber of Lawyers, 2012. 229 p.
9. Smirnov P.A. Dynamics of psychological readiness of future lawyers for professional activity in the conditions of a legal clinic: abstract. dis. ... candidate of psycho sciences. Kazan, 2004. 24 p.
10. Legal psychology: textbook for universities / V.V.Romanov, L.N. Kotlyarova. 7th ed., reprint. and additional M.: Yurayt, 2023. 478 p.
1 Скабелина Л. А. Психологические аспекты адвокатской деятельности: монография. М.: Федеральная палата адвокатов, 2012. С. 5.