Научная статья на тему 'РОЛЬ ЯПОНСКОЙ ИДЕОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ БИЗНЕСОМ'

РОЛЬ ЯПОНСКОЙ ИДЕОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ БИЗНЕСОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашитко Виктория Александровна

Рассмотрены особенности японского менеджмента и основные принципы формирования японской стратегии управления бизнесом. Подытожена возможность использования опыта японской системы управления в формировании российской идеологии управления производством

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE JAPANESE BUSINESS MANAGEMENT IDEOLOGY

Explains the features of Japanese management and basic principles of Japanese business management strategy formation. Summarises the possibility of using the experience of Japanese management system in shaping the production management in Russia.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЯПОНСКОЙ ИДЕОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ БИЗНЕСОМ»

тие региона // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. -2014.-№ 3 (29).-С89-92.

2. Арсланова Г.Х., Хисматуллин М.М., Галяутдинов З.З. К вопросу развития и экономической эффективности коллективных средств размещения: проблемы, пути их решения //Вестник Казанского университета культуры и искусств. - 2015. - №2, ч.1. - С.71-75.

3. Итоги работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму за 2014 год.

4. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме; учеб. для студ. высш. учеб. заведений / М.А.Морозов. - 5-е изд., -М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 288 с.

5. Методы научных исследований в туризме: учеб. пособие для вузов / И.С.Барчуков. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 224с.

РОЛЬ ЯПОНСКОЙ ИДЕОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ БИЗНЕСОМ

Ашитко Виктория Александровна

Старший преподаватель ФГБОУ ВПО «Дальрыбвтуз», г. Владивосток

THE ROLE OF THE JAPANESE BUSINESS MANAGEMENT IDEOLOGY Viktoriya Ashitko, Senior Lecturer, Dalrybvtuz, Vladivostok, Russia АННОТАЦИЯ

Рассмотрены особенности японского менеджмента и основные принципы формирования японской стратегии управления бизнесом. Подытожена возможность использования опыта японской системы управления в формировании российской идеологии управления производством ABSTRACT

Explains the features of Japanese management and basic principles of Japanese business management strategy formation. Summarises the possibility of using the experience of Japanese management system in shaping the production management in Russia.

Ключевые слова: идеология; управление; японская система Keywords: ideology; the Office; Japanese system

Исследователи Японской экономики считают, что успехи японской экономики стали следствием оформления и функционирования специфической японской системы управления.

Многие авторы считают, что японское управление является исключительно специфичным методом, непохожим на европейские и американские, и по сути своей считают его нетрадиционными, присущими восточной специфике. Именно не традиционность подхода к управленческим отношениям обеспечивает японской школе управления высокую эффективность в достижении целей японского бизнеса.

Высокая эффективность японского управления, его секреты повсеместно изучают, пытаясь зачастую копировать и приспосабливать их к своим условиям, не всегда учитывая национальные особенности, общественно родовой уклад жизни японцев, их идеологию. В результате японская система управления не давала ожидаемых успехов в других государствах.

Глубокое изучение социальных, политических и национальных особенностей Японии позволяет сделать вывод о существенном отличии японского управления от других заданных форм и методов управления, и особенно в области инновации.

В основу японского типа управления положен человеческий фактор, в котором кроется глубокий родовой общинный уклад жизни японского народа, из которого можно выделить следующие особенности: пожизненный найм, основанный на японских традициях и национальном характере; трудолюбие и аккуратность, высокая исполнительская дисциплина,патриотизм.

Основными принципами, на которых базируется японская система управления, являются:

1) пожизненный найм рабочих и служащих;

2) построение роста зарплаты в зависимости от возраста и выслуги лет работника при должном качестве и конкурентоспособности продукции;

3) чувство «гири» благодарности рабочего в ответ на заботу о нем фирмы и т.д.;

4) инновационный характер развития научно-технического прогресса — постоянное обновление техники, средств труда, технологии;

5) конкуренция за самую качественную и самую дешевую продукцию в мире;

6) патриотизм и национальная гордость японцев за свою родину.

Именно эти принципы являются основными активаторами улучшения управления его результативности и эффективности производства. Следует отметить отдельные идеологические особенности, которые японцы тщательно насаждают в сфере производства и ориентируются на них.

В качестве таких особенностей японского управления следует выделить отношение к субординации, которое складывается в процессе управления, где исходной проблемной концепцией является руководство — подчинение — долг перед фирмой. Здесь субъект и объект управления как бы слиты в единое целое, которое неразрывно связано в процессе управления и которое развивается в тесной связи субъекта и объекта управления.

Важной особенностью японского управления является то, что оно в высшей степени является идеологизированным, в котором каждый работник систематически и повседневно находится в не ослабляемой идеологической обработке, которой японские управленцы отводят решающую роль. Это необходимо для реализации, в первую очередь, японской идеологической концепции, обусловливающей незыблемость отношений руководства и подчиненных, основанных на безусловном подчинении руководству, доверии ему, долге перед фирмой, уважении и благодарности за заботу фирмы о работающих с пожизненным наймом; за систематический рост заработной платы и общего благосостояния.

Для поддержания этих отношений на должном уровне и направлена вся идеологическая обработка, которая восхваляет пожизненный найм, навязывает мысли и чувства уважения и благодарности руководству фирмой и фантастической преданности делу, идеям, процветанию фирмы и японской нации в целом.

Японская идеология управления построена на национальных чувствах преданности фирме и японскому государству.

Основу идеологического воздействия на работников в Японии составляет выработка у них лояльного отношения к организации, где он работает, как к единой семье всю жизнь. Идеологическая обработка насыщена глубоко продуманными разносторонними мероприятиями, направленными на поощрение и наказание, введение различных фирменных знаков и отличий и других ритуальных процедур (пение гимна перед началом работы, всеобщее обсуждение бракоделов, комнаты психологической разгрузки и т.п.

Таким образом, можно выделить следующие основные принципы формирования идеологии и японской стратегии управления бизнесом.

Инновационность японского бизнеса — его ориентация на постоянное обновление производственных фондов, технологии производства, выпускаемой продукции на экспорт.

Вся философия — идеология обновления пронизывает жизненную необходимость обновления, связанную с патриотическим духом в выживании японца и становлении Японии как передовой страны в мире. Эта идеология в совокупности с пожизненным наймом и чувством «гири» формируют техническую политику, стратегию и механизм воздействия на организацию и управление производством. Их девиз — постоянное обновление оборудования только новейшими в мире образцами; выпуск продукции только наивысшего в мире качества и более дешевой; в области подготовки кадров — только наивысшей квалификации. Подобная идеологическая обработка рабочих в духе патриотизма и преданности японской нации является мощнейшим средством насаждения жесткой дисциплины, смирения перед трудностями, высокую степень творческой активности, новаторство.

Важным принципом бизнеса является ориентация на конкуренцию, которая раскрывается на базе анализа вопросов номенклатуры, диверсификации и конкурентоспособности продукта, рассматриваемых в соответствии с рыночной конъюнктурой и стратегией, где особо учитывается влияние диверсификации на оргструктуру управления и рынок.

Выбор и реализация стратегии конкуренции позволяют японскому бизнесу постоянно находиться на острие обновления продукции в борьбе за конкурентное выживание и постоянный рост доходов. Такой подход является следствием: интенсивные капиталовложения в обновление и модернизацию оборудования, огромные усилия на повышение качества и снижение стоимости, цены выпускаемой продукции.

Третьим принципом, характерным для японской идеологии, является централизм и мягкость их организации. Главное, что учитывается здесь, так это связь структуры и стратегии компании: с изменением стратегии - меняется структура функции и методы управления.

Главное здесь - централизация власти и учет «человеческого фактора» как важнейшего ресурса, существенно влияющего на методы управления.

Четвертым принципом является особое отношение компании к своим рабочим. Сущность ее состоит в том, что единая семья, где все равны и фирма заботится о рабочих и служащих, помогают друг другу, и у них одни цели и заботы. То есть проповедуется, что японский бизнес самый эффективный и самый гуманный в мире бизнес и это во многом находит подтверждение в конкретных делах фирмы.

Наряду с идеологической обработкой в фирме широко представлена система подготовки и переподготовки кадров наивысшей квалификации, воспитание культуры производства, аккуратности, дисциплинированности, ответственности и умение быстро перестраиваться на новые виды продукции и системы управления. Повсюду насаждается взаимная вежливость и коммуникабельность и взаимопомощь в общении. Только благодаря такой идеологической обработки и ответственности за порученное дело, японцам все удается освоить, добиться высочайшего качества продукции и низких цен на нее. Этому в большей мере способствует насаждение в японских фирмах

инновационного климата, создающего благоприятные условия и доброжелательные отношения в коллективе к инновационной деятельности и всеобщего взаимопонимания.

Каждая, даже небольшая фирма, старается создать у себя что-нибудь новое, экстравагантное, выдающееся, чего нет у других, и что является предметом их гордости.

Такой подход обеспечивает настрой рабочих на совершенствование труда, культуры производства и инновационный прогресс в своей деятельности. Особенностью японских методов управления - это честность персонала управления участком, цехом, бригадой. Не бывает случаев, когда руководство компании обмануло рабочих и служащих, т.е. пообещало и не выполнило своих обязательств перед ними в области оплаты труда, социального обеспечения, продвижения по службе и т.п. Это вселяет уверенность у работников в справедливость руководства и заботе о них. Поэтому рабочие и сами работают самоотверженно, болеют за результаты своего труда и качество продукции цеха, завода. При этом они идут даже на отдельные жертвы своего благополучия, т.е. не требуют повышения зарплаты, когда видят, что у фирмы нет таких средств. Они остаются на сверхурочные работы, когда нужно своевременно выполнить план или закончить работу досрочно, не требуя при этом особых доплат, надеясь на своих руководителей, их справедливость, и которые, как правило, их никогда не обманывали.

Это позволяет максимально использовать потенциал человеческого фактора, трудовых и прочих ресурсов, легче, эффективнее осуществлять управление производством и достигать поставленные перед фирмой цели.

К сожалению, в России этим похвастаться не можем. Сплошные обещания, и недоверие к своему руководству привели к скрытым и явным протестам, и как следствие, безразличие к экономии и бережливости. Ряд специалистов утверждает, что высокой эффективности управления можно достичь без идеологизации управления. Главным в управлении экономикой являются здравый смысл, научный подход, обоснованное стимулирование труда.

Можно ли при этом снимать со счета и считать второстепенным человеческий фактор и идеологизарование управления государством и фирмой? Это еще вопрос.

Ведь по своей сущности управление всегда носило императивный - командный характер, выполняло волю господствующего класса, руководства фирмы, концернов, и осуществлялось в их интересах. Поэтому трудно представить управление, построенное против руководства фирмы, концерна, без учета человеческого фактора и четкого сочетания интересов и стимулов персонала рабочих и служащих. В современных рыночных отношениях в России управление производством построено без должного учета человеческого фактора и прогрессивной идеологии управления производством. Отношения между работниками и персоналом управления строятся на принципах

жесткого администрирования, без должного сочетания интересов трудящихся и стимулирования их труда. Поэтому на большинстве особенно малых и средних предприятиях процветают урезание социальных благ, занижение заработной платы и не достаточной защиты прав трудящихся.

В этой связи назрела объективная необходимость разработать высоко демократичную, эффективную идеологию управления производством, предусматривающую рост производительности труда, качества жизни и эффективности производства на основе сочетания интересов трудящихся и собственников средств производства, с широким использованием человеческого фактора, и защиты прав человека. Только в этом случае Россия сможет выйти из экономического кризиса и повысить качество жизни трудящихся. Опыт японской системы и идеологии управления заслуживают пристального внимания и использования в российской системе управления бизнесом и инновационной деятельностью.

Список литературы

1. Борисов, В.К. Этика бизнеса: учебник / В.К Борисов, Ю.Ю. Петрунин. - М.: Велби Проспект, 2007. -352 с.

2. Джеффри Лайкер, Майкл Хосеус Корпоративная культура Toyota: Уроки для других компаний - Аль-пина Паблишер, 2011. -354с. [Электронный ресурс] http://infomanagement.ru/knigi/156/1

w

ВЗАИМОДЕИСТВИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ У РАБОТНИКОВ НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Бакай Оксана Николаевна

БПОУ ОО «Омский авиационный колледж имени Н.Е.Жуковского», г.Омск

Вакау Oksana, Affordable professional educational institutions of Omsk Region, «Omsk Aviation College N.Zhukovsky», Omsk

АННОТАЦИЯ

В статье представлено формирование компетенций, полученных в ходе обучения в образовательном учреждении; и компетенций, необходимых для работника на предприятии, не только в целях личностного развития и карьерного роста, но и для конкурентоспособности организации. В статье выделены ключевые принципы новой образовательной парадигмы, проблемы, связанные с внедрением компетентностного подхода. Сравнивается развитие профессиональных компетенций у выпускника и современного молодого специалиста на нефтехимическом предприятия.

ABSTRACT

The article presents the intersection of competency obtained in the course of study at an educational institution; and competencies necessary for the employee in the enterprise, not only for personal development and career growth, but also for the competitiveness of the organization. The article highlights the key principles of the new educational paradigm, the problems associated with the introduction of competence-based approach. Compares the vision of professional competence of a graduate and a modern young professional at a petrochemical plant.

Ключевые слова: компетенция, профессиональная компетенция, компетентносто-ориентированное образование, результат-ориентированное образование, кадровое обеспечение, развитие нефтехимической отрасли.

Keywords: competence, expertise, competence-oriented education, the result-oriented education, human resources, development of the petrochemical industry.

Нефтехимическая отрасль играет очень важную роль в экономическом развитии Российской Федерации. Значимость нефтехимического комплекса подтверждается мобилизированными доходами в бюджет государ-

ства. А также поддержание добываемых объёмов и повышение качества являются главными задачами отрасли, что подтверждает «Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года» [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.