Научная статья на тему 'РОЛЬ ВЗРОСЛЫХ В РАЗВИТИИ САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ'

РОЛЬ ВЗРОСЛЫХ В РАЗВИТИИ САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
928
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / ТРЕВОЖНОСТЬ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРИЧИНА ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вьюнова Н. И., Якимова М. С.

В статье раскрывается роль значимых взрослых (родители, учителя) в развитии личности ребёнка, а именно в формировании его самооценки и определенного уровня тревожности. Описаны причины, ведущие к повышению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста. Приведены результаты эмпирического исследования самооценки и уровня тревожности первоклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вьюнова Н. И., Якимова М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВЗРОСЛЫХ В РАЗВИТИИ САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ»

УДК 159.99

РОЛЬ ВЗРОСЛЫХ В РАЗВИТИИ САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

© 2020 Н. И. Вьюнова1, М. С. Якимова2

1докт. пед. наук, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии e-mail: vjnova@mail.ru

Воронежский государственный университет

2педагог-психолог e-mail: 4119998@mail.ru

Детский сад общеразвивающего вида № 177, г. Воронеж

В статье раскрывается роль значимых взрослых (родители, учителя) в развитии личности ребёнка, а именно в формировании его самооценки и определенного уровня тревожности. Описаны причины, ведущие к повышению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста. Приведены результаты эмпирического исследования самооценки и уровня тревожности первоклассников.

Ключевые слова: самооценка, тревожность, детско-родительские отношения, причина повышенного уровня тревожности.

Условия современного российского общества требуют от человека быть инициативным, самостоятельным, ответственным, активным, способным находить нестандартные пути решения различного рода проблем, быть готовым в сжатые сроки освоить новую профессию и т.д. Для того чтобы соответствовать таким высоким запросам общества, личность человека, живущего в этом обществе, должна быть целостной и гармоничной, способной переносить серьезные психические нагрузки. Людям, отличающимся определенными психологическими характеристиками, например, такими как заниженная самооценка и высокий уровень тревожности, реализовать себя в современных условиях постиндустриального российского общества будет достаточно сложно.

Формирование личности человека начинается в раннем детстве под влиянием значимых для него людей. В раннем возрасте такими людьми в первую очередь выступают родители ребёнка. В младшем школьном возрасте особую значимость приобретает личность учителя, в подростковом и юношеском возрасте - сверстники. Таким образом, личность человека, сформировавшаяся к периоду его собственной взрослости, во многом зависит от людей, которые окружали его на разных возрастных этапах, а также от особенностей взаимодействия с этими людьми.

Роль родителей и роль учителей в формировании личности детей младшего школьного возраста уже неоднократно описаны разными авторами, но сами родители и учителя, возможно, не до конца осознают всю значимость своего взаимодействия с ребёнком [Витушкина 2014].

Одной из ключевых составляющих личности ребёнка является его самооценка. В исследованиях А. И. Липкиной под самооценкой понимается элемент самосознания, который характеризуется эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, своих способностей, нравственных качеств и поступков, а также

выступает важным регулятором поведения [Липкина 1976]. Самооценка начинает формироваться в детстве, и здесь особую роль играет семейное воспитание.

На начальных этапах возрастного развития у ребёнка ещё не сформирована способность адекватно оценивать окружающих людей, события и самого себя. По мнению Э.В. Витушкиной, в этот период ребёнок особенно доверяет значимому взрослому и подражает ему. В связи с этим подобные взаимоотношения со взрослым отражаются на развитии ребёнка. Степень адекватности самооценки взрослых также является условием формирования самооценки ребёнка. «В различных жизненных ситуациях он наблюдает и перенимает от родителей некую модель поведения, реакцию на внешние раздражители. Повторяющийся опыт закрепляется в сознании ребёнка и переходит в его личный опыт» [Витушкина 2013: 46]. Таким образом, все оценки, которыми ребёнок оперирует при характеристике самого себя, других людей, событий, окружающей среды и т.д., - это интериоризированные оценки взрослого. Ребёнок наблюдает за тем, как взрослый взаимодействует с миром, а затем начинает действовать подобным образом.

По мнению Г.Г. Кравцова, безусловная родительская любовь является также важным условием формирования личности ребёнка, в том числе и его самооценки [Кравцов 1991]. Подобное отношение родителей позволяет ребенку чувствовать себя защищенным и уверенным в том, что его любят таким, какой он есть. «Следствием этого является оптимальный уровень тревожности ребёнка, что можно определить как центральное условие гармоничного развития личности в целом и основу для формирования адекватной самооценки» [Витушкина 2013: 47].

Вступая в младший школьный возраст, ребенок начинает осваивать новую ведущую деятельность - учебную. В его жизни появляется ещё один значимый взрослый - учитель. Теперь наиболее важным фактором развития личности ребёнка постепенно становится оценка учителя, его рекомендации и суждения.

С самооценкой ребёнка тесно связан уровень его тревожности. В исследованиях В.С. Мерлина тревожность определяется как высокая эмоциональная возбудимость в угрожающей ситуации. В исследованиях К. Изарда тревожность выступает как комплекс отрицательных эмоций - гнев, страх и печаль. По определению Ч.Д. Спилбергера, тревожность рассматривается как выраженное эмоциональное свойство личности, которое провоцирует частые проявления состояния тревоги (беспокойства) в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают [Ильин 2001].

Каждый человек обладает собственным оптимальным уровнем тревожности, которая получила название «полезная тревожность». Именно благодаря ей обеспечивается безопасность субъекта на личностном уровне. Беспокойство заставляет человека проявлять активность, предпринимать определенные действия, достигать поставленных целей. Уровень тревожности является неким индикатором отношения ребенка к различным ситуациям, что даёт определённую информацию о взаимоотношениях его со взрослыми и сверстниками. В школьном возрасте тревожность выступает условием ситуации открытия нового знания. Таким образом, определенный уровень тревожности необходим человеку [Костина 2003].

Когда этот уровень становится выше его индивидуального «полезного значения», то можно говорить о наличии повышенного уровня тревожности личности, который дезорганизует человека. Чрезмерное беспокойство «захватывает» его настолько, что он становится неспособен действовать. Это, в свою очередь, порождает общую установку на неуверенность в себе, в своих силах. Тревожного человека можно охарактеризовать как замкнутого и малообщительного, он не проявляет инициативу в деятельности, боится вступать в контакты. Люди с высоким уровнем тревожности

постоянно находятся в состоянии «напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости» [Сизова 1996: 237].

Большинство исследователей сходятся во мнении, что основная причина повышенного уровня тревожности кроется в детско-родительских отношениях. Воспитание, основанное на завышенных требованиях, с которыми ребёнок не может справиться, авторитарность и гиперопека, отсрочка подкрепления, большое количество ограничений и запретов - всё это может выступить причиной повышения уровня тревожности детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Также часто высокотревожных детей воспитывают родители с высокой личной тревожностью.

Такие родители постоянно пытаются оградить своего ребенка как от реальных, так и от мнимых опасностей, тем самым часто ограничивают его активность и самостоятельность. Оставаясь без матери или отца, ребёнок с высокой тревожностью волнуется, легко теряется и боится. «Каналом передачи беспокойства служит такая забота матери о ребенке, которая состоит из одних предчувствий, опасений» [Захаров 1993: 85]. Однако речь не всегда идёт о гиперопеке и чрезмерном уровне заботы. Это может быть также формальная забота обезличенного характера, которая делает ребёнка зависимым и пассивным.

Помимо родителей на возникновение и закрепление в структуре личности ребёнка определенного уровня тревожности могут оказывать влияние другие значимые взрослые - воспитатели и учителя. К повышению уровня тревожности ведут такие особенности взаимодействия ребёнка с воспитателем или учителем, как авторитарный стиль общения, непоследовательность предъявляемых к ребёнку требований и оценок, зависимость поведения учителя от его настроения. Е.Н. Савина и Н.Н. Шанина отмечают, что эмоциональная лабильность воспитателя влечёт за собой растерянность у ребенка, который не может решить, как ему следует поступать в том или ином случае [Савина, Шанина 1996].

Можно предположить, что оценка личности ребёнка взрослыми и уровень тревожности ребёнка определённым образом связаны. При этом значение имеет не именно конкретная оценка взрослым ребёнка, а то, как эту оценку осознаёт и воспринимает ребёнок. Дети, которые считают, что взрослые оценивают их самих, их возможности и способности достаточно высоко, будут испытывать меньше тревог и беспокойства, предъявляя себя другим людям в общении и деятельности. Дети, которые не так позитивно оцениваются взрослыми, не будут иметь такого внешнего источника положительной оценки, определенной «исходной точки» уверенности в себе и своих силах, соответственно, будут чаще беспокоиться и испытывать чувство тревоги.

Для подтверждения выдвинутого предположения было проведено исследование самооценки и уровня тревожности у первоклассников. В исследовании приняли участие 76 учащихся 1-х классов школы №88 г. Воронежа. С целью диагностики использовались методика «Лесенка» Г. Щур (для определения уровня самооценки первоклассников) [Кухтерина, Кукуев 2014] и методика «Шкала тревожности» А.М. Прихожан [Прихожан 2000] (для определения уровня тревожности). С целью статистической обработки эмпирических данных применялся критерий ранговой корреляции Спирмена [Харченко 2008].

Анализ результатов, полученных по методике «Лесенка», позволил установить (рис. 1), что большинство первоклассников - 77,6% (59 человек) обладают высокой самооценкой; у 14,5% первоклассников (11 человек) самооценка адекватная и у 7,9% (6 человек) самооценка заниженная, низкая или резко заниженная. Следует отметить, что полученные результаты совпадают с возрастной нормой. Так, в исследованиях

Л.Ф. Чукмаровой, завышенная самооценка характерна для детей младшего школьного возраста [Чукмарова 2017].

Самооценка первоклассников

7,9%

14,5%

Ш Высокая

■ Адекватная

77,6% Низкая

Рис. 1. Уровни самооценки первоклассников

Методика «Лесенка» В. Г. Щур использовалась также для определения соотношения самооценки ребенка и его представлений об оценке взрослого (родителей и учителя). При выполнении методики детям предлагалось отметить на рисунке лесенки ступеньку, на которую поставил бы себя сначала сам ребёнок, а потом ступеньки, на которые его поставили бы мама, папа и учитель. То есть оценка ребёнка взрослым в нашем исследовании определялась косвенно, через собственные представления первоклассника об этой оценке, его субъективное восприятие.

На основе ответов детей (методика «Лесенка» Г. Щур) с помощью критерия ранговой корреляции Спирмена [Харченко 2008] была установлена сильная прямая связь между самооценкой ребёнка и тем, как, по мнению ребенка, его оценивает мама (р=0,634). Меньшая связь наблюдается между самооценкой ребёнка и оценкой отца (р=0,552), слабая прямая связь существует между самооценкой ребёнка и оценкой ребёнка учителем (р=0,316). То есть оценка родителей имеет большее значение для первоклассника, чем оценка его учителем. Можно предположить, что у детей в начале обучения в школе влияние родителей (в большей степени матери) является более сильным по сравнению с влиянием учителя, авторитет которого со временем повышается. Наряду с этим у первоклассников еще не сформировано представление о реальной оценке его учителем.

Для оценки уровня тревожности использовалась методика «Шкала тревожности» А.М. Прихожан [Прихожан 2000]. Из 3-х шкал методики нами были использованы 2 шкалы: учебная и межличностная тревожность (рис. 2, рис. 3).

Межличностная тревожность

■ Высокий

26,3% 23,7% уровень

■ Средний

50% уровень

Рис. 2. Уровни межличностной тревожности первоклассников

Учебная тревожность

14,5%

■ Высокий уровень

■ Средний уровень

Рис. 3. Уровни учебной тревожности первоклассников

У большинства первоклассников нормальный уровень межличностной и учебной тревожности - 50,0% (38 человек) и 44,7% (34 человека) соответственно. Высокий уровень межличностной тревожности был выявлен у 23,7% (18 человек) первоклассников, высокий уровень учебной тревожности у 14,5% (11 человек). Низкий уровень межличностной тревожности у 26,3% (20 человек) первоклассников, низкий уровень учебной тревожности у 40,8% (31 человек).

С помощью критерия ранговой корреляции Спирмена была установлена значимая обратная связь (р= -0,623) между уровнем самооценки и уровнем учебной тревожности у первоклассников. Подобная связь установлена и между уровнем тревожности и межличностной тревожностью (р = -0,549). Эти данные подтверждают взгляды большинства авторов о связи самооценки и уровня тревожности: высокая самооценка чаще всего связана с нормальным и низким уровнем тревожности, а низкая самооценка - с высоким уровнем тревожности.

Таким образом, на основе полученных эмпирических данных можно утверждать, что то, как оценивают ребёнка значимые взрослые, активно влияет на формирование его самооценки и приводит к развитию определенного уровня тревожности. Следовательно, основная задача взрослых в процессе обучения и воспитания ребёнка -это формирование и укрепление его самоценности и самопринятия [Витушкина 2013].

Полученные данные могут ориентировать современных педагогов-психологов, работающих в детских садах и школах, на разработку дифференцированных программ по развитию адекватной самооценки и корректировки уровня тревожности старших дошкольников и младших школьников.

Витушкина Э. В. Роль семейного воспитания в формировании адекватной самооценки младшего школьника // Начальная школа. 2013. №1. С. 45-50.

Витушкина Э. В. Роль учителя в формировании самооценки у младшего школьника // Начальная школа. 2014. №4. С. 31-36.

Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Наука,

Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.

Костина Л. К. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: Речь, 2003.160 с.

Кравцов Г.Г. Личность формируется в семье // Дошкольное воспитание. 1991.

Библиографический список

1993. 192 с.

№2. С. 17-24.

Кухтерина Г. В., Кукуев Е. А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2014. 180 с.

Липкина А. И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976. 64 с.

Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Моск.ов психол.-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2000. 304 с.

Савина Е. Н., Шанина Н. Н. Тревожные дети // Дошкольное воспитание. 1996. № 4. С. 11-14.

Сизова И. В. Взаимосвязь самооценки и тревожности у детей старшего дошкольного возраста // Специальное образование. 2015. № 21. С. 236-239.

Харченко М. А. Корреляционный анализ: учеб. пособие для вузов. Воронеж: Изд.-полиграф. центр ВГУ, 2008. 32 с.

Чукмарова Л. Ф. Взаимосвязь школьной тревожности и самооценки у младших школьников // Образование 2030: новая концепция развития. Казань: Ун-т управления «ТИСБИ», 2017. С. 329-334.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.