Научная статья на тему 'РОЛЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В СИСТЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ'

РОЛЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В СИСТЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
139
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / КАФЕДРА / МЕДОНОСНАЯ ПЧЕЛА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / TERTIARY EDUCATION INSTITUTIONS / DEPARTMENT / HONEYBEE / INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саттаров Венер Нуруллович, Борисов Иван Михайлович, Газизова Наиля Рифовна, Маннапов Альфир Габдуллович, Туктаров Варис Рафкатович

В статье представлены материалы об исторических моментах становления пчеловодства в России, рассмотрены некоторые фактические данные по реализации образовательных программ и научных исследований по пчеловодству в высших учебных заведениях: Российский государственный аграрный университет -МСХА им. К.А. Тимирязева, Башкирский государственный аграрный университет, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Самарский государственный аграрный университет, Таджикский аграрный университет им. Ш. Шотемура. Отмечается, что основная доля в развитии современного фундаментального и прикладного пчеловодства приходится на высшие учебные заведения, где научно-исследовательские работы проводятся в рамках кафедральных тематических планов, научных школ, возглавляемых ведущими учеными. Анализ деятельности ведущих вузов в области пчеловодства, позволяет отметить, что научно-практические и теоретические исследования, проводимые ими, наряду с достижениями научно-исследовательских учреждений играют доминантную роль в сохранении биоразнообразия подвидов медоносных пчел и в стратегии дальнейшего развития пчеловодства, как отрасли сельского хозяйства и образовательной программы в системе школа - вуз - аспирантура - производство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Саттаров Венер Нуруллович, Борисов Иван Михайлович, Газизова Наиля Рифовна, Маннапов Альфир Габдуллович, Туктаров Варис Рафкатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В СИСТЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, НАУКА, ПРАКТИКА

В.Н. Саттаров, И.М. Борисов, Н.Р. Газизова, А.Г. Маннапов, В.Р. Туктаров, А.И. Скворцов, В.Г. Семенов, Н.Е. Земскова, А.И. Ивашов, Т.О. Быкова, А. Шарипов, Н.Ш. Каххоров, О.П. Улугов

РОЛЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В СИСТЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ

Ключевые слова: высшие учебные заведения, кафедра, медоносная пчела, индивидуальная образовательная программа.

Аннотация: В статье представлены материалы об исторических моментах становления пчеловодства в России, рассмотрены некоторые фактические данные по реализации образовательных программ и научных исследований по пчеловодству в высших учебных заведениях: Российский государственный аграрный университет -МСХА им. К.А. Тимирязева, Башкирский государственный аграрный университет, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Самарский государственный аграрный университет, Таджикский аграрный университет им. Ш. Шотемура. Отмечается, что основная доля в развитии современного фундаментального и прикладного пчеловодства приходится на высшие учебные заведения, где научно-исследовательские работы проводятся в рамках кафедральных тематических планов, научных школ, возглавляемых ведущими учеными. Анализ деятельности ведущих вузов в области пчеловодства, позволяет отметить, что научно-практические и теоретические исследования, проводимые ими, наряду с достижениями научно-исследовательских учреждений играют доминантную роль в сохранении биоразнообразия подвидов медоносных пчел и в стратегии дальнейшего развития пчеловодства, как отрасли сельского хозяйства и образовательной программы в системе школа - вуз - аспирантура - производство.

Медоносная пчела (Apis mellifera) - эусоциальный организм, который является отраслевым объектом пчеловодства. Затрагивая исторические корни развития и становления пчеловодства Билаш Г.Д. (1993) писал: «В XVIII в. пчеловодство Российской империи было охвачено сильным кризисом, вызванным, прежде всего, массовой порубкой лесов, причиной которой были интенсивное развитие промышленности, нарастающие масштабы экспорта древесины и значительное расширение сельскохозяйственных угодий» [3]. Однако уже в течение XIX в. появляются деятели: Н.М. Витвицкий, П.И. Прокопович, А.И. Покорский-Жоравко, А.М. Бутлеров, Н.Н. Анучин, С.П. Глазенап, Н.Я. Шихманов, Г.П. Кондратьев и другие, обладающие незаурядной энергией и стремлением ускорить развитие пчеловодства, которые способствовали рационализации отрасли, благодаря переходу от примитивных ульев (колод и дуплянок) к рамочным, от ветхозаветных способов содержания пчелиных семей к самым прогрессивным для того времени [3]. Также Билаш Г.Д. отмечал организационные мероприятия: в 1891 году было организовано Всероссийское общество пчеловодства, а в дальнейшем появились региональные, губернские и уездные общества, в конце столетия начинают печататься несколько пчеловодных журналов [3]. Колбина Л.М. (2018) писала: «Заметный интерес к улучшению состояния пчеловодства в России появился во время правления Екатерины II. Обязанность по усовершенствованию пчеловодства была возложена на Министерство государственных имуществ. Молодых агрономов по приказу министра государственных имуществ обучали пчеловодной науке. В царствовании императора Николая I открылась первая школа пчеловодства. Громадное значение развитию сельского хозяйства придавал и император Александр III. По его повелению Министерство государственных имуществ преобразовали в Министерство земледелия и государственных имуществ. Оно стало оказывать содействие развитию не только земледелия, но и скотоводства, садоводства, огородничества, пчеловодства». В дальнейшем автор отмечает, что в 1857 году в Москве открылась Императорское русское общество акклиматизации животных и растений, состоящее из семи

пеппгогичесний журнал бпшнортостпнп м 5(84). 2010 gaSsSSs

отделений. При этом одним из этих отделений было пчеловодство, а в 1891 году было учреждено Русское общество пчеловодов [15].

Конечно же, в современных реалиях, медоносная пчела с точки зрения фундаментальных и прикладных направлений относительно хорошо изучена. Однако, несмотря на значительную исследованность жизнедеятельности пчел, в настоящее время остается много не решенных вопросов: в области биологии, морфологии, физиологии, генетики медоносных пчел, а также некоторые проблемы, касающиеся технологий и методологий разведения, содержания и сохранения пчелиных семей, популяции и подвидов. Также стоит отметить, что с развитием отраслевых проблем пчеловодства актуальность и научно-практическую значимость приобретают изыскания в области лечения и профилактики болезней пчел, медоносных ресурсов, технологий производства продуктов пчеловодства, воздействия современных экологических условий на биоморфологию пчел [1, 4, 5, 10, 11, 13, 14, 20, 21, 22].

Известно, что все особи Apis mellifera аккумулируют токсические элементы и, в результате этого, являются биоиндикаторами состояния окружающей среды. При этом, объектами индикации, как уточняют некоторые специалисты, являются не только отдельные особи пчелиных семей, но популяции, являющиеся составляющими элементами подвидов, а также биологически активные продукты пчеловодства. В последнее время, региональные экологические и природно-климатические особенности настолько изменились, что приводят к сокращению численности энтомофильных растений [16], исчезновению их популяций и к трансформации почвенного плодородного слоя. Также стоит отметить, что территории пасек, большей частью располагаются на селитебных территориях, где происходит прямое воздействие пестицидами и другими антропогенными экотоксикантами [20, 21, 22].

В целом, стоит отметить, что, как отмечалось выше, несмотря на значительную исследованность подвидов медоносной пчелы в области внешней и внутренней морфологии, а также в ряде других направлений, существуют большое количество проблем и задач, связанных с необходимостью адаптации классических технологий содержания, разведения к изменяющимся условиям окружающей среды и микроэволюционными процессами в структурных единицах подвидов, темпы которых усиливаются в результате антропогенного влияния.

При рассмотрении исторических этапов становления и развития фундаментальных направлений в области пчеловодства необходимо отметить прикладной просветительский аспект, что связано с реализацией комплекса знаний через ступенчатую систему образования [5].

Например, еще великий химик БутлеровА.М. рекомендовал организовывать большое число «пусть даже небольших, но ведущих дело рационально пасек». Он отмечал, что для получения знаний в области пчеловодства нужно организовывать специализированные заведения (школы), куда необходимо вовлекать грамотных пчеловодов-любителей и профессионалов, упоминал о необходимости проводить съезды пчеловодов различных уровней. При этом Бутлеров А.М. полагал, что надо сеять знания на подготовленную почву, пользуясь всеми удобными случаями. Он рекомендовал обратиться «к той части интеллигенции, которая по своему развитию способна воспринимать пчеловодные знания и находится в близком общении с народом. Это - сельские учителя и духовенство, которые при поддержке земства могут распространять рациональные знания о пчеловодстве». Бутлеров А.М. надеялся, что большинство людей, получивших семинарское образование и переехавших работать в сельские школы, будут пользоваться полученными знаниями не только для себя, но и для создания пасек и вовлечения в работу будущих

аоапайъ ПРО<Р€ССИОНПЛЬНО€ ОБРПЗО НЯНИ€: ПРОБЛЕМЫ. НПИНП, ПРПКТИМП

обучающихся. Также он не раз писал, что введение преподавания пчеловодства в существующих духовных семинариях будет иметь только положительные результаты, такую форму перспективного обучения считал в дальнейшем обязательным. Конечным пунктом реализации образовательной стратегии в области пчеловодства, по его мнению, могло стать распространение классической, передовой и общедоступной научной и образовательной литературы в духовных семинариях и сельских школах, а также раздача семенного материала медоносных растений с инструкцией по их выращиванию и возделыванию. Конечно же, профессор Бутлеров А.М. считал, что перечисленные меры позволят организовать большое количество новых пасек на местах, а также улучшить работу уже существующих [1].

Анализ литературных источников позволяет отметить, что, несмотря на наличие исследований фундаментальной и прикладной направленности, образовательные технологии в классическом понимании не получили широкого распространения. Фундаментальные и прикладные исследования медоносной пчелы как энтомологического и сельскохозяйственного объекта проводят многие научно-исследовательские учреждения, лаборатории и центры на территории Российской Федерации (РФ). Например: НИИ пчеловодства является одним из специализированных учреждений по изучению медоносной пчелы на территории Российской Федерации. Данный институт создан в 1930 годы на базе Тульской опытной станции пчеловодства в системе ВАСХНИЛ. В 1934 году он был переведен в поселок Бутово под Москвой, а с 1955 года расположился в городе Рыбное Рязанской области. Как отмечает Шагун Я.Л. (1990), в разные годы здесь работали замечательные исследователи пчел, которые являются основоположниками классических научных направлений в пчеловодстве: В.В. Алпатов, В.В. Шаскольский, П.М. Комаров, С.А. Розов, Ф.С. Батталов, А.Ф. Губин, Г.С. Бочкарев, Г.Ф. Бухарев, Г.Ф. Таранов, М.В. Жеребкин, А.С. Михайлов, В.В. Тряско, С.С. Назарова, Н.М. Глушков, Г.Д. Билаш [17].

Однако стоит отметить, что основная доля в развитии современного фундаментального и прикладного пчеловодства приходится на высшие учебные заведения, где научно-исследовательские работы проводятся в рамках кафедральных тематических планов, научных школ, возглавляемых ведущими учеными в данной отрасли. К таковым высшим учебным заведениям, на современном этапе развития научно-образовательного общества относятся: Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева, Башкирский государственный аграрный университет, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Самарский государственный аграрный университет и ряд других.

Одним из старейших заведений, занимающихся изучением медоносной пчелы, является Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева (рис. 1). По данному поводу А.Г. Маннапов в публикации, посвященной 150-летнему юбилею учебно-опытной пасеке РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева, писал: «Пчеловодческая отрасль на территории России в конце XIX века носила примитивный характер. 90 % и более пчелиных семей содержались в неразборных ульях (колодах и дурлянках), при этом их медовая продуктивность не превышала 3-4 кг, несмотря на богатую кормовую базу. Также остро стоял вопрос о нехватке квалифицированных кадров. После создания Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Российский государственный аграрный университет - Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева) известные ученые русской сельскохозяйственной науки обратили внимание на необходимость организации научно-педагогической работы в области пчеловодства в созданном учебном центре. Основоположником этого направления стал И.Н. Чернопятов. В 1868 году он организовал учебно-опытную пасеку, где в течение 11 лет

аепагогичесний журнал Башкортостана N 5(84). 2019 ⧧§э®5

проводил курсы по пчеловодству. Обучение данной отрасли в те годы также связано с классиками русской зоотехнической науки Н.П. Чирвинским и П.Н. Кулешовым. Другие профессора академии также вели исследовательскую деятельность. Так, А.В. Леонтович изучал физиологию и анатомию пчел, В.И. Талиев - медоносные растения, И.А. Каблуков -свойства меда, воска, прополиса. В дальнейшем В.Н. Веприков, А.Ф. Губин, Г.А, Аветисян и другие проводили опыты по опылению сельскохозяйственных культур. П.Н. Кулешов, будучи заведующим кафедрой частного животноводства, во многом способствовал увеличению экспонатов, организовал на пасеке сравнительное изучение ульев разных типов и систем, разрабатывал передовые методы содержания и разведения пчел. Итак, в XIX веке на пасеке обучали новейшим системам содержания и разведения пчел, что и положило начало научно-исследовательской работе [19].

Рис. 1. Главный корпус Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева

А.Г. Маннапов также писал: «В XX в. при пасеке создали музей пчеловодства, а основателем его был крупнейший естествоиспытатель, академик ВАСХНИЛ Н.М. Кулагин. С 1894 по 1940 гг. он являлся заведующим кафедрой зоологии, где под его руководством проводились исследования по биологии пчел, их содержанию в различных ульях и практическим вопросам пчеловодства. В 1930-1933 гг. пасека была передана Институту животноводства, а музей закрыт. В дальнейшем благодаря стараниям Н.М. Кулагина пасеку вернули в ведение академии, а музейные экспонаты и имущество возвращено на прежнее место. Отрадно, что ряд исследований, начатых Н.М. Кулагиным, продолжили Г.А. Аветисян, В.А. Губин, Ю.А. Черевко. Параллельно с изысканиями Н.М. Кулагина возникла другая научная тенденция: использование медоносных пчел для опыления энтомофильных растений. Начало ей положил выпускник академии - известный ученый И.Н. Клинген. На протяжении всего XX столетия эта тема оставалась одной из приоритетных, ею занимались такие ведущие специалисты, как А.Ф. Губин, П.Н. Веприков, А.С. Кочетов. В настоящее время музей пчеловодства им. Г.А. Аветисяна, и,

аоапайъ ПРО<Р€ССИОНПЛЬНО€ оерпзовпние: ПРОБЛЕМЫ, нпинп, практики

соответственно, кафедра аквакультуры и пчеловодства располагаются в одном здании, построенном в 1970 году. Несмотря на негативное развитие российской экономики в конце XIX - начале XXI в., учебно-опытная пасека сохранила преемственность в подготовке высококомпетентных кадров для агропромышленного комплекса благодаря материально-технической базе. Прежде всего, это 50-70 пчелиных семей карпатской, среднерусской и серой горной кавказской пород, а также современное оборудование» [19].

Результатом фундаментальных научных исследований в академии явилось выведение, создание и официальное признание породного типа «Московский» карпатской породы пчел (сформированы и разводятся три селекционные линии). Как отмечают авторы, данные пчелы предназначены для опыления «трудноопыляемых» сельскохозяйственных культур, формирования сверхранних пакетов и производства большего количества товарного меда, по сравнению с другими таксономическими группами пчел, в субъектах Российской Федерации с любым типом медосбора. Отрадно отметить, что изысканиями в данном направлении ученые РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева занимались с 1986 по 2016 годы. При этом авторы отмечают, что мероприятия велись по следующей схеме: индивидуальный отбор - создание линий - разведение по линиям - создание и консолидация типа [11 ].

Несомненно, что название Башкирского государственного аграрного университета связано с исследованиями медоносной пчелы на территории Республики Башкортостан (рис. 2).

Рис. 2. Башкирский государственный аграрный университет

Функционирующая ныне кафедра пчеловодства, частной зоотехнии и разведения животных, берет начало с кафедры анатомии, гистологии и зоологии, организованной еще в 1930 году. Как самостоятельная образовательная структура кафедра пчеловодства и зоологии была организована в 1963 году, была создана группа для подготовки специалистов по направлению «Зооинженер со специализацией по пчеловодству». Первым заведующим был Д.Т. Шакиров - кандидат биологических наук, доцент, заслуженный зоотехник РФ, почетный член-корреспондент Академии наук Республики Башкортостан. В разные годы кафедру возглавляли известные ученые - это доценты Шакиров Д.Т.,

педагогический журнал Башкортостана м 5(84). 2010 gasssgs

Шокуров А.Е., Пырялин Г.Л., Гиниятуллин М.Г., Маннапов А.Г., Чернов Н.С., Ишемгулов А.М [7, 30].

Длительное время на кафедре успешно работали видные ученые биологического профиля - Никифорук К.С., Казадаев В.И., Бурзянцев А.В., Шафиков И.В. и др. В настоящее время сотрудниками кафедры ведутся фундаментальные и прикладные исследования, в том числе при выполнении магистерских, кандидатских и докторских работ, по следующим направлениям: биологические циклы, морфофункциональные, биохимические закономерности онтогенеза организма и феромонной коммуникации Apis mellifera; морфофункциональные, и содержания пчелиных семей в защищенном грунте; теоретико-практические технологические закономерности разведения аспекты комплексного использования пчел; профилактика и лечение их болезней на основе новых экологически безопасных препаратов [7, 30].

На кафедре успешно функционирует научная школа по физиологии, морфологии, разведению и лечению Apis mellifera. Благодаря многолетним исследованиям сотрудников кафедры был получен ряд патентов: способ определения степени развития жирового тела пчел: патент № 2337648 Российская Федерация (В.Р. Туктаров, З.Б. Ишмеева); средство для борьбы с бактериозами пчел: патент № 2121789 Российская Федерация (А.М. Смирнов, И.Б. Абдрахманов, Г.А. Толстиков, В.Р. Туктаров и др.) и др. [7, 30].

Фундаментальные и прикладные исследования, касающиеся медоносной пчелы, проводятся в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы относительно недавно, около 20 лет (рис. 3). При этом за этот период создана международная научная школа в области эйдономии медоносной пчелы, успешно развиваются межкафедральные (химии, биоэкологи и биологического образования) научные направления, связанные с апимониторингом окружающей среды, а также с особенностями морфологических и популяционных трансформаций Apis mellifera.

Рис. 3. Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

аоапайъ ПРО<Р€ССИОНПЛЬНО€ ОБРАЗ О НЯНИ €: ПРОБЛЕМЫ. НПИНП, ПРПКТИМП

Следует отметить, что в БГПУ им. М. Акмуллы, в 2006 году были открыты курсы «Школьное пчеловодство» по профессиональной переподготовке учителей общеобразовательных учреждений для ведения занятий по пчеловодству в предпрофильных и профильных классах. В настоящее время в Республике Башкортостан, учебный курс «Пчеловодство», разработанный совместно учеными БГПУ им. М. Акмуллы и БГАУ, внедрен в более чем в 40 школах [5].

Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы, благодаря научному потенциалу по изучению медоносной пчелы, в 2015 году был заключен договор с Крымским федеральным университетом им. В.И. Вернадского (г. Симферополь) о проведении совместных популяционно-морфологических изысканий медоносной пчелы на территории Крымского полуострова.

КФУ им. В.И. Вернадского занимается подробным изучением медоносной пчелы чуть более пяти лет (приоритет принадлежит кафедре экологии и зоологии), однако начальный исторический период становления университета связан с моментом создания Таврического университета, который является первым высшим учебным заведением на полуострове Крым. Известно, что Таврическое губернское земство ходатайствовало о создании университета в городе Симферополь еще в 1916 году, для этих целей было выделено миллион рублей, но царское правительство не утвердило законопроект.

Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (КФУ) является преемником первого высшего учебного заведения в данном регионе - Таврического университета, который был создан в 1918 году. (рис. 4).

Рис. 4. Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского

У истоков создания Таврического университета стояли ученые Киевского университета, которые и избрали его первый Совет во главе с ректором, профессором Р.И. Гельвигом. В дальнейшем, уже в 1920 г., после кончины Р.И. Гельвига, ректором стал академик В.И. Вернадский. После установления Советской власти в университете были проведены реорганизационные работы и 1 февраля 1921 года он был переименован в Крымский университет им. М.В. Фрунзе. В 20-30-х гг. на его базе были созданы: педагогический, медицинский и сельскохозяйственный институты. В феврале 1972 года он был реорганизован в Симферопольский государственный университет имени М.В. Фрунзе,

педагогический журнал Башкортостана и 5(84). 2019

а в 1925 году на базе университета создан Крымский государственный педагогический институт.

Первым ректором Таврического университета был назначен Гельвиг Роман Иванович. Следующим ректором университета с 1920 по 1921 годы стал известный советский учёный, основоположник геохимии и биогеохимии - академик В.И. Вернадский, а 4 августа 2014 года был создан Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского.

Университет, имея глубокие исторические корни и располагая богатым научно-практическим опытом, является инновационным, научно-образовательным и практико-ориентированным учреждением высшего образования в области изучения медоносной пчелы Крымского полуострова. Учитывая изложенное, в настоящее время Крымским федеральным университетом им. В.И. Вернадского совместно с Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы и Российским государственным аграрным университетом - МСХА им. К.А. Тимирязева проведена комплексная каталогизация морфологических признаков медоносных пчел на территории полуострова Крым, осуществлены экспедиционные исследования в горной части Южного берега Крыма.

В результате изысканий в 2014-2018 годах в районе Красных пещер в поселке Перевальное была обнаружена частная пасека, где с 1985 года ведется селекционно-племенная работа по принципу закрытой популяции. Последующие экспедиционные исследования позволили выявить изолированные пасеки в горной части Крыма, а проведенные морфологические исследования свидетельствовали о некоторых отличиях проб медоносных пчел, от существующих стандартов. В то же время дальнейшая каталогизация морфологических признаков позволила установить, что на территории полуострова Крым, в целом у медоносных пчел распространены три фенотипа: O - F, Ш - f и 2R - F. Данная ситуация, в виду присутствия в выборках пчел с разнородными признаками, свидетельствует о наличии процессов метизации, вызванных интродукцией [12, 13]. На базе кафедры экологии и зоологии КФУ им. Вернадского совместно с ФГБНУ «Всероссийского научно-исследовательского института племенного дела» также проводятся современные молекулярно-генетические исследования медоносной пчелы.

Чувашская государственная сельскохозяйственная академия была открыта 1 сентября 1931 года (рис. 5). В 1941 г. была переименована в Чувашский сельскохозяйственный институт - вуз Наркомзема СССР. В 1970 году на его базе было открыто подготовительное отделение, которое сыграло важную роль в повышении общеобразовательного уровня рабочей и сельской молодежи. Статус академии вуз получил в 1995 году. Изучение медоносной пчелы и решение отраслевых проблем пчеловодства тесно связано с Чувашской государственной сельскохозяйственной академией, а именно с такими видными деятелями, как А.И.Скворцов, И.Н. Мадебейкин и ряд других ученых и специалистов, которые внесли большой вклад в популяризацию пчеловодства в Республике и становление данной структуры агропромышленного комплекса. При этом ими был сделан ряд перспективных открытий по методологии оценки медоносных ресурсов, проведены широкомасштабные мероприятия по акклиматизации дикорастущих, интродуцированных и «культурных» медоносных растений, реализованы комплексные морфологические и популяционные исследования медоносной пчелы в Чувашии [23, 24, 28].

aaooogn ПРО<Р€ССИОНПЛЬНО€ ОБРПЗОППНИ€: ПРОБЛЕМЫ. НПИНП, ПРПКТИМП

Рис. 5. Чувашская государственная сельскохозяйственная академия

С точки зрения ареалов Apis mellifera, территория Республики Чувашия некогда была полностью заселена среднерусским подвидом. Однако в настоящее время в республике наблюдаются некоторые изменения в популяции аборигенных пчел. А.И. Скворцов и другие ученые отмечают, что проведенные исследования морфотипной структуры медоносных пчел в Чувашии позволили выявить доминантное соответствие идентифицированных классов рабочих особей и трутней стандарту среднерусского подвида. При этом некоторые результаты, включающие анализ таксономической «чистоты» рабочих и трутневых особей Apis mellifera, позволяют отметить генетическую сохранность по материнской и отцовской линиям. В тоже время оценка морфологических отклонений особей медоносных пчел выявила цветовые отклонения глаз только у трутней. Все это позволило авторам зафиксировать появление негативных явлений в окружающей среде -мутационные процессы в организмах медоносных пчел. [23, 24].

Скворцов А.И., учитывая важность сохранения пчел среднерусского подвида, писал (2018): «Покупка маток за пределами Чувашии может стать причиной заражения пасеки. Начиная с 1998 года согласно Закону о пчеловодстве и об охране пчел и диких насекомых-опылителей Государственным советом Чувашской Республики от 27 ноября 1997 г. запрещен ввоз пчелиных семей и маток других пород в Чувашскую Республику». Скворцов А.И. также отмечал о необходимости организовать во всех районах Чувашии матковыводные пасеки, привлекая к этой работе специалистов зоотехнической службы районных управлений или отделов сельского хозяйства, специалистов ОАО «Агентство по пчеловодству», а также обеспечить соблюдение закона, запрещающего ввоз пчелиных маток, четырехрамочных пакетов пчел южных не зимостойких пород на данную территорию [24].

Самарская государственная сельскохозяйственная академия (с 2019 г. -Самарский государственный аграрный университет) изучением медоносной пчелы занимается относительно недавно, однако имеет исторические корни становления и развития (рис. 6). Затрагивая данные вопросы, специалистами отмечается, что в конце XIX века в Самарской губернии очень значимую роль играло сельское хозяйство. Для дальнейшего развития и процветания этой отрасли требовались люди, которые имели бы

пеппгогичесний ЖЯРНПЛ БПШНОРТОСТПНП N 5(84). 2019 ммаоо

необходимые знания. Однако передавать их жителям губернии никто не мог, так как не существовало специализированного учебного заведения. Ситуация начала меняться в лучшую сторону с момента открытия сельскохозяйственного училища в 1899 году. В 1918 году произошло весьма значимое для истории современной Самарской государственной сельскохозяйственной академии событие - в городе открыли классический университет с медицинским, физико-математическим и историко-филологическим факультетами, а через год в нем появилось аграрное отделение, которое заинтересовало жителей Самары. В 1920 году агрономический факультет был объединен с сельскохозяйственным училищем, благодаря чему у подразделения вуза появилась ранее отсутствовавшая материальная база - земля для хозяйственных посевов, пасека, садовый участок. В этом же году агрономический факультет получил статус самостоятельного Самарского сельскохозяйственного института. Период 60-х гг.- это время расцвета для института и его стабильной деятельности: вуз имел 5 факультетов, богатую библиотеку, учебно-опытное хозяйство, 5 общежитий. Преподавательский составе пополнялся специалиста с учеными степенями и званиями. В 90-х годах вузу был присвоен статус академии [29].

В последнее десятилетие кафедра частной зоотехнии Самарского государственного аграрного университета, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Башкирский государственный аграрный университет и Российским государственным аграрным университетом - МСХА им. К.А. Тимирязева совместно провели популяционно-морфологические исследования самарской популяции среднерусского подвида. Многолетними изысканиями установлено, что большая часть популяционной структуры аборигенных пчел самарской популяции потеряна и сегодня требуются кардинальные меры по восстановлению и дальнейшему разведению их на данной территории. Необходимо отметить, что результаты комплексных морфологических, биологических, физиологических, экологических изысканий пчел самарской популяции представлены в монографии «Морфологическая оценка медоносной пчелы Самарской области в интрогрессивном и антропогенном аспектах», изданной под авторством Н.Е. Земсковой, В.Н. Саттарова, В.Р. Туктарова, А.Г. Маннапова. В данной работе представлена база морфологических данных по пчелам всех административных районов Самарской области, результаты апимониторинга и оценка распространенности морфологических аномалий (или уродств) пчел [10].

Помимо высших учебных заведений, изучающих медоносную пчелу как энтомологический, сельскохозяйственный и образовательный объект, существует ряд вузов, среди которых можно выделить Таджикский аграрный университет им. Шириншох Шотемура, с которым Башкирский государственный педагогический университет (кафедра биоэкологии и биологического образования) и Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева (кафедра аквакультуры и пчеловодства) сотрудничают в области морфологии и методологии разведения и содержания медоносных пчел карпатского подвида.

Данный университет является единственным на территории Республики Таджикистан высшим учебным заведением, ведущим подготовку высококвалифицированных кадров для агропромышленного комплекса. Основной причиной для появления и дальнейшего успешного развития Таджикского аграрного университета им. Ш. Шотемура, послужило то, что в 20-х годах прошлого столетия в Таджикистане получила интенсивное развитие сельскохозяйственная отрасль и, соответственно, возникла необходимость обеспечить данную структуру квалифицированными кадрами. В 1931 году на базе Среднеазиатского государственного университета (г. Ташкент) был создан Среднеазиатский плодоовощной институт (САПОИ) в г. Ходженте. В 1933 году решением

аоапайъ ПРО<Р€ССИОНПЛЬНО€ оерпзовпние: ПРОБЛЕМЫ, нпинп, практика

Совета Народного Комиссариата Таджикской ССР данный институт был переименован в Таджикский сельскохозяйственный институт. Известно, что в начале сороковых годов в республике бурно начинают развиваться две отрасли - шелководство и животноводство. Для обеспечения их квалифицированными кадрами в 1943 году в институте было открыто зоотехническое отделение, а в 1944 году - отделение шелководства.

Рис. 6. Самарский государственный аграрный университет

В 1963 году в институте, в связи с потребностью животноводческой отрасли в ветеринарных врачах, начинается их подготовка, а в 1991 году создается образовательное подразделение «Защита растений», которое в дальнейшем было преобразовано в факультет «Плодоовощеводства и сельскохозяйственной биотехнологии». В 1992 году он получил статус университета и стал называться Таджикским аграрным университетом. В дальнейшем решением СНК Таджикской ССР и ЦК КП (б) Таджикистана от 7 августа 1944 году ТСХИ переведен в г. Сталинабад (позже был переименован в г. Душанбе) [28]. Первым ректором стал агроном-биолог Комили. В разные годы Таджикским аграрным университетом руководили: Булатов, Рахмат-заде У.К., Медведенко С.Ф., Полищук О.Ш., Долгополов Т.С., Лапин Ф.Я., Гулмамедов М.Г., Алиев Г.А., Шукуров О.Ш., Юсуфбеков Г.А., Носиров Ю.С., Тагоев Д.С., Мирзоев Д.М., Изатулло Саттори. С 2013 года ректором университета является профессор Салимов А.Ф.

В настоящее время в Таджикском аграрном университете функционируютдевять факультетов: агрономический, агробизнес, зооинженерный, ветеринарный, экономический, плодоовощеводства и сельскохозяйственной биотехнологии, механизация сельского хозяйства, гидромелиоративный, учетно-финансовый.

Республика Таджикистан, в связи с особенностями природно-климатических и физико-географических факторов, характеризуется развитым пчеловодством. Аборигенной пчелой для данной территории считается карпатский подвид. Фундаментальные и прикладные исследования медоносной пчелы в Республике выполнены сотрудниками Таджикского аграрного университета им. Ш. Шотемура - Шариповым А, Каххоровым Н.Ш., Улуговым О.П., Зубайдовым К.Ш. и другими учеными, которые внесли большой вклад в развитие регионального пчеловодства [14, 26, 27].

Рис. 7. Таджикский аграрный университет им. Ш. Шотемура

Для развития приоритетной отрасли пчеловодства в Таджикистане, Правительством Таджикистана было принято постановление №338 от 1 сентября 2005 г. «О Программе восстановления и дальнейшего развития пчеловодства на 2006 - 2010 гг.», а законодательную базу обеспечивает «Закон о пчеловодстве» [27].

Учеными и специалистами Таджикского аграрного университета, в рамках научно-тематических направлений кафедр, под руководством Шарипова А. реализуется комплекс мер по разработке и внедрению научно-обоснованных современных селекционно-племенных, ветеринарных, а также природоохранных мероприятий, как и технологий разведения пчел подвида Apis mellifera carpatica, предусматривающих увеличение продуктивности пчелиных семей, численности популяции и, как итог, создание генетически однородных массивов. Также под руководством ведущих ученых проводятся многочисленные изыскания, связанные с внедрением в практическую деятельность разнообразных экологически безопасных (соответствующих принятым нормативам стандарта безопасности продуктов пчеловодства) препаратов для проведения профилактики и лечения болезней и их возбудителей, стимулирования жизнедеятельности, повышения иммунитета и устойчивости к стрессовым факторам.

Таким образом, анализ монографической и периодической литературы позволяет отметить, что становление фундаментальных и прикладных направлений в области пчеловодства имеет историческое корни. Из архивных данных известно, что первая школа пчеловодства была открыта еще в годы царствования императора Николая I [15]. В дальнейшем данная отрасль претерпела множество изменений, связанных с методологией изучения; совершенствованием методов таксономических идентификаций, системы содержания и разведения; технологией разведения «культурных» медоносных растений и производства продуктов пчеловодства; совершенствованием системы санитарно-ветеринарных и лечебных мероприятий и так далее.

aaooogn ПРО<Р€ССИОНПЛЬНО€ ОБРПЗОППНИ€: ПРОБЛЕМЫ. НПИНП, ПРПКТИМП

В настоящее время существует ряд научных школ и направлений, которые работают на базе высших учебных заведений, они представлены научно-тематическими кафедральными направлениями. Изыскания ученых охватывают различные аспекты жизни подвидов медоносной пчелы - от классической энтомологии (современной отрасли сельского хозяйства) и до методологического объекта образовательного процесса. Все представленные методы познания пчел; рассмотрение пчел как разностороннего объекта; результаты научно-практических и теоретических исследований, сформированные и функционирующие научные школы и перспективные полинаправления научных изысканий (смежные кафедральные исследования) представляют собой действенный инструмент для сохранения эволюционно сложившегося биоразнообразия медоносной пчелы и реализации мер по разведению и распространению таксономически «чистых» групп (подвиды, породы) Apis mellifera.

Следует также отметить, что успех отрасли и дальнейшее его развитие связаны с сохранением классической системы получения знаний: общеобразовательная школа - вуз (бакалавриат, магистратура) - аспирантура как научная школа. Пчеловодство (с учетом классических разделов) необходимо рассматривать как индивидуальную образовательную программу, которая, как отмечает ряд авторов [2, 5, 6, 8, 9, 18, 25], позволяет индивидуализировать образовательный процесс школьников, бакалавров, магистрантов, аспирантов. С другой стороны, образовательные методики способствуют всестороннему изучению пчеловодства на основе компетентностного подхода. Все это позволило внедрить в образовательный процесс активные методы обучения для организации внеаудиторных (экскурсии, практики на пасеке) и аудиторных самостоятельных работ (камеральная обработка полевых и экспериментальных данных) [2, 5, 6].

Многие специалисты рассматривают индивидуальную образовательную программу как единое целое образовательных траекторий (индивидуальных), включающих образовательные маршруты [5]. Разработаны и успешно реализуются на кафедрах биоэкологии и биологического образования и химии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, кафедре зоотехнии Самарского государственного аграрного университета следующие индивидуальные образовательные траектории: исследование медоносной пчелы, как объекта изучения моно- и полинаучно-образовательных дисциплин (биология, энтомология, химия, экология, биохимия, биофизика, медицина).

В рамках индивидуальной образовательной траектории формулируются индивидуальные образовательные маршруты как научные темы дипломных работ, магистерских диссертаций и так далее. Выбор тем научных изысканий аспирантов осуществляется с учетом научной новизны, практической и теоретической значимости: «медоносная пчела и газовые выбросы», «медоносная пчела и пестициды», «медоносная пчела и тяжелые металлы» и пр.

Следующая индивидуальная образовательная траекторияотносится, по нашему мнению, к производству продуктов пчеловодства и разведению медоносных пчел. Исследования в данном направлении успешно проводятся на базе Таджикского государственного аграрного университета и Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева. В данном направлении возможны следующие темы образовательных маршрутов: медоносная пчела и мед; медоносная пчела и пыльца; медоносная пчела и прополис; медоносная пчела и маточное молочко; медоносная пчела и пчелиный яд; медоносная пчела и технологические аспекты разведения и содержания.

Актуальным является также образовательная траектория по теме «Враги, вредители и болезни медоносных пчел». Следует отметить, что упомянутые образовательные направления успешно реализуются на базе кафедры пчеловодства, частной зоотехнии и разведения животных Башкирского государственного аграрного

аепагогичесний журнал Башкортостана N 5(84). яо19 ммаео

университета. Новизна направлений связана с вопросами экологии и здоровья не только пчел, но и человека, так как профилактика и лечение осуществляется с применением синтетических препаратов (антибиотики и т.д.). Содержание данной траектории весьма разнообразно, так как относится к экологической безопасности и зависит от ряда факторов: вредители, болезни медоносных пчел, многообразие препаратов и антибиотиков, региональные особенности (природно-климатические, физико-географические условия), таксономическая принадлежность медоносной пчелы, технологии содержания и так далее.

Об индивидуальных образовательных маршрутах, реализуемых на кафедре аквакультуры и пчеловодства Российского государственного аграрного университета -МСХА им. К.А. Тимирязева, пишет профессор Маннапов А.Г. - это методология «чистого» разведения; биология цветения и опыление энтомофильных растений в защищенном грунте и полевых условиях; влияние физиологически активных компонентов флоры, содержащихся в пыльце, нектаре и феромона пчелиной матки на биологические процессы, протекающих в пчелиных семьях; инструментальное (искусственное) осеменение пчелиных маток в ульях, изготовленных из синтетических материалов; гнездовые постройки при использовании вощины из различных материалов с параметрами оснований ячеек сотов, соответствующих природному стандарту [19].

Представленные индивидуальные образовательные траектории - лишь часть классических направлений, которые реализуются в данных высших учебных заведениях через систему подготовку бакалавров, магистров. Они же являются научно-теоретической базой для аспирантов по биологическим и сельскохозяйственным наукам, объектом которых является медоносная пчела. О необходимости сохранения природного биоразнообразия медоносных пчел писал А.В. Бородачев: «Одним из ведущих направлений научно-технического прогресса в отрасли является сохранение и совершенствование генофонда разводимых пород, популяций и типов пчел. Оно имеет первоочередное значение при выборе материала для чистопородного разведения и скрещивания с использованием эффекта гетерозиса». То есть, научно-практические и теоретические исследования, проводимые в высших учебных заведениях, как и в научно-исследовательских учреждениях, играют приоритетную, социально значимую роль в сохранении биоразнообразия подвидов медоносных пчел, в стратегии развития пчеловодства как отрасли сельского хозяйства (и образовательной программы в системе «школа - вуз - аспирантура - производство»).

1. Астафьев, Н. Пчеловодство представляет выгодную отрасль сельского хозяйства [Текст] / Н. Астафьев // Пчеловодство. - 2016. - №6. - С. 64-66.

2. Беляева, Л.А. Образовательная инноватика как актуальное направление философско-педагогических исследований [Текст] / Л.А. Беляева, М.А. Беляева // Педагогическое образование в России. - 2014. - №1. - С. 56-60.

3. Билаш, Г.Д. Российская программа по селекции пчел и матководству [Текст] / Г.Д. Билаш, А.В. Бородачев, Н.И. Кривцов и др., // Пчеловодство. - 1993. - №1 - С. 3-8.

4. Бородачев, А.В. Сохранение и совершенствование генофонда медоносной пчелы [Текст] / А.В. Бородачев, Л.Н. Савушкина, В.А. Бородачев // Пчеловодство. - 2015. - №10. - С. 13-15.

5. Борисов, И.М. Апимониторинг как индивидуальная образовательная программа в химическом образовании [Текст] / И.М. Борисов, В.Н. Саттаров, Р.А. Шарипов // Педагогический журнал Башкортостана. - 2017. -№2 (69). - С. 119-129.

6. Бочкарева, С.М. Методы, средства и технологии в тьюторском сопровождении индивидуальной траектории развития студента [Текст] / С.М. Бочкарева // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: сб. ст. 2-й Междун. научн-прак. кон. (Рязань, 7-9 октября 2010 г.). - Рязань. - 2010. - С. 320-325.

7. Гвбитое, И.И. Научно-образовательный потенциал пчеловодства Башкортостана [Текст] / И.И. Габитов, М.Г. Гиниятуллин, Ф.Р. Валитов и др., // Пчеловодство. - 2017. - №4. - С. 6-9.

8. Гончарова, Е.В. Организация индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров [Текст] / Е.В. Гончарова, Р.М. Чумичева // Вестник НГТУ. - 2012. - №2. - С. 3-11.

9. Зеер, Э.Ф. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования [Текст] / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Педагогическое образование в России. - 2014. - №3. - С. 74-82.

a°iSäsi профессиональное оерпзовпние: проблемы, нпинп, практика

10. Земскова, Н.Е. Морфотипы рабочих пчел и трутней Самарской области [Текст] / Н.Е. Земскова, В.Н. Саттаров, В.Р. Туктаров // Пчеловодство. - 2015. - №10 - С. 22-24.

11. Золина, Г.Д. Породный тип пчел «Московский» занесен в Государственный реестр селекционных достижений [Текст] / Г.Д. Золина, А.Г. Маннапов // Пчеловодство. - 2017. - №8. - С. 6-10.

12. Ивашов, А.В. Состояние и сохранность Apis mellifera taurica на территории Крыма [Текст] / А.В. Ивашов, Т.О. Быкова, В.Н. Саттаров, А.Г. Маннапов // Пчеловодство. - 2016. - №9. - С. 20-22.

13. Ивашов, А.В. Резерват медоносных пчел на Южном берегу Крыма [Текст] / А.В. Ивашов, Т.О. Быкова,

B.Н. Саттаров, В.Р. Туктаров // Пчеловодство. - 2016. - №1. - С. 22-24.

14. Каххоров, Н.Ш. Хозяйственно-полезные признаки пчелиных семей для вывода пчеломаток при

использовании подкормки, содержащей пробиотический препарат субтилбен: автореф. дис.....канд. с. -х. наук:

06.02.10 / Н.Ш. Каххоров. - Душанбе 2017. - 22 с.

15. Колбина, Л.М. У истоков создания Удмуртской пчеловодной конторы [Текст] / Л.М. Колбина // Пчеловодство. - 2018. - №9. - С. 56-57.

16. Корж, А.П. Жизнеобеспеченность медоносной пчелы [Текст] / А.П. Корж // Пчеловодство. - 2013. - №8. -

C. 16-18.

17. Кривцов, Н.И. Пчеловодство. Научно-исследовательскому институту пчеловодства - 60 лет [Текст] / Н.И. Кривцов, Л.В. Прокофьева, Я.Л. Шагун // Пчеловодство. - 1990. - №9. - С. 2-5.

18. Лабунская, Н.А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия [Текст] / Н.А. Лабунская // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. - 2002. - №3. - С. 79-90.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Маннапов, А.Г. Учебно-опытной пасеке РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева 150 лет [Текст] / А.Г. Маннапов // Пчеловодство. - 2018. - №10. - С. 6-7.

20. Саттаров, В.Н. Влияние автотранспорта на среду обитания медоносных пчел в Республике Башкортостан [Текст] / В.Н. Саттаров, И.М. Борисов, В.Р. Туктаров, Р.А. Шарипов, М.Г. Мигранов, Т.Г. Ведерникова, Л.Ф. Биглова, З.К. Амирова // Пчеловодство. - 2011. - №3. - С. 10-11.

21. Саттаров, В.Н. Влияние стационарных экотоксикантов на среду обитания медоносных пчел в Республике Башкортостан [Текст] / В.Н. Саттаров, В.Р. Туктаров, И.М. Борисов, Р.А. Шарипов, М.Г. Мигранов, Т.Г. Ведерникова, Л.Ф. Биглова, З.К. Амирова // Пчеловодство. - 2011. - № 2. - С. 8-9.

22. Саттаров, В.Н. Влияние пестицидов на медоносных пчел [Текст] / В.Н. Саттаров, И.М. Борисов, Р.А. Шарипов, В.Р. Туктаров, Л.Ф. Биглова // Пчеловодство. - 2011. - № 4. - С. 7-9.

23. Скворцов, А.И. Морфотипы и некоторые морфологические изменения у Apis mellifera в Чувашской Республике [Текст] / А.И. Скворцов, В.Н. Саттаров, В.Г. Семенов // Пчеловодство. - 2018. - №1. - С. 19-21.

24. Скворцов, А.И. Сохранение среднерусской пчелы - первостепенная задача пчеловодов Чувашии [Текст] / А.И. Скворцов, В.Н. Саттаров, В.Г. Семенов // Пчеловодство. - 2018. - №6. - С. 13-15.

25. Туркина, А.В. Исследование готовности студентов к выбору индивидуального образовательного маршрута [Текст] / А.В. Туркина // Человек и образование. - 2006. - №6. - С. 68-71.

26. Улугов, О.П. Хозяйственно-полезные признаки пчелиных семей, при использовании стимулирующих подкормок с белковыми наполнителями в условиях Центрального Таджикистана: автореф. дис. ... кан. с-х. наук 06.02.10 / О.П. Улугов. - Душанбе, 2016. - 24 с.

27. Шарипов, А. Повышение воспроизводительных продуктивных свойств, разработка эффективной системы управления жизнедеятельностью медоносных пчел в РТ: диссертация д.с -х. наук: 06.02.04 / А. Шарипов. -Москва, 2012. - С.1 33 - 134.

28. Таджикский аграрный университет имени Шириншох Шотемур [Электронный ресурс]. - URL : https://tajagroun.tj/ru/istoriya-tau.html.

29. Самарский ГАУ. Страницы истории [Электронный ресурс]. - URL : http://www.ssaa.ru/akademiya/stranitsy-

istorii.

30. Факультет биотехнологий и ветеринарной медицины Башкирского государственного аграрного университета [Электронный ресурс]. - URL : https://www.bsau.ru/education/faculties/bvm/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.