Научная статья на тему 'СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ИЗУЧЕНИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ: БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. АКМУЛЛЫ И КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО'

СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ИЗУЧЕНИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ: БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. АКМУЛЛЫ И КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДОНОСНАЯ ПЧЕЛА / HONEY BEE / ПРОБЛЕМЫ ПЧЕЛОВОДСТВА / РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН / REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / REPUBLIC OF CRIMEA / БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. АКМУЛЛЫ / КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО / BASHKIR STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER M. AKMULLA / CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY NAMED AFTER V.I. VERNADSKY / BEE PROBLEM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саттаров Венер Нуруллович, Ивашов Анатолий Васильевич, Быкова Тамара Олеговна

В статье представлены материалы о развитии творческого научного сотрудничества между башкирским и крымским университетами; рассмотрены перспективы исследований в области биоразнообразия представителей семейства пчелиных на территориях Башкортостана и Крыма, а также подготовка совместных научных проектов инновационного характера с предполагаемой поддержкой грантов по развитию пчеловодства в Крыму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Саттаров Венер Нуруллович, Ивашов Анатолий Васильевич, Быкова Тамара Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION IN STUDYING HONEYBEES: BASHKIR STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER M. AKMULLA CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY NAMED AFTER V.I. VERNADSKOGO

The article presents the development of scientific cooperation between the creative and the Bashkir Crimean universities; the prospects for biodiversity research members of the family of bees on the territory of Bashkortostan and Crimea, as well as the preparation of joint research projects with the innovative nature of the proposed support grant for the development of beekeeping in the Crimea.

Текст научной работы на тему «СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ИЗУЧЕНИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ: БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. АКМУЛЛЫ И КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО»

В.Н. Саттаров, А.В. Ивашов, Т.О. Быкова

СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ИЗУЧЕНИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ: БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. АКМУЛЛЫ И КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО

Ключевые слова: медоносная пчела, проблемы пчеловодства, Республика Башкортостан, Республика Крым, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского.

Аннотация: В статье представлены материалы о развитии творческого научного сотрудничества между башкирским и крымским университетами; рассмотрены перспективы исследований в области биоразнообразия представителей семейства пчелиных на территориях Башкортостана и Крыма, а также подготовка совместных научных проектов инновационного характера с предполагаемой поддержкой грантов по развитию пчеловодства в Крыму.

Республика Башкортостан на сегодняшний день является одним из главных медоносных регионов и основным научным центром по изучению медоносной пчелы как биологического объекта. В регионе успешно функционируют занимающиеся проблемой научно-образовательные учреждения: Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, Башкирский государственный аграрный университет, Башкирский государственный университет, Институт пчеловодства и апитерапии, Институт биохимии и генетики. В течение ряда десятилетий в данных учреждениях сформировались и функционируют научные школы в области изучения морфологии, популяционной биологии, болезней и вредителей медоносных пчел; энтомофильных сельскохозяйственных и дикорастущих растений.

Становление и развитие науки по изучению медоносной пчелы в республике связано с именем такого ученого, как Джигардан Тагирович Шакиров (1914-2006), который являлся инициатором и основателем (1963 г.) единственной в СССР кафедры пчеловодства и зоологии при Башкирском государственном аграрном университете.

У истоков развития школьного пчеловодства в Республике Башкортостан стоит Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, на базе которого впервые в истории изучения пчел была разработана логико-смысловая модель сохранения башкирской популяции медоносной пчелы, позволившая перевести изучение данного объекта в научно-образовательную сферу. Практическая реализация данной модели обеспечила разработку полного учебно-методического комплекса по преподаванию дисциплины «Пчеловодство» в общеобразовательных учреждениях.

Крайне важно, что в Башкортостане создан и активно действует заповедник «Шульган-Таш», который занимается охраной и изучением уникальной популяции бурзянской пчелы, размещающихся в бортях и колодах. Использование человечеством пчел уходит корнями в глубокую древность; одним из первых свидетельств использования пчел является наскальный рисунок в пещере Арана вблизи Валенсии (Испания), возраст, которого определяется более чем в 10000 лет. В литературных же источниках пчела впервые упоминается у восточных народов. Так, в древнеиндийских мифах, «Ведах» многократно говорится о пчеле и меде: боги там носят имя «Мадар», что означает «рожденные из нектара». В древнеегипетских папирусах также часто упоминается пчела: установлено, что древние египтяне занимались пчеловодством уже в 200 г. до Рождества Христова. В Священном Писании евреев о меде говорится много раз; Иоанн питался кузнечиками и медом диких пчел. В Талмуде содержатся сведения о развитии и роении пчел, а также описываются различные жилища пчел из соломы и тростника. В Коране мусульман пчела также удостоилась внимания: в шестнадцатой суре говорится, что Всевышний поучал пчелу: «Строй дома свои в скалах гор и в деревьях лесов с таким же искусством, с каким это делает человек. Лети на все цветы и

плоды, которые дарует тебе Господь. Из плоти их исходит благостный мед, разный по цвету, но истинно целебное снадобье для человека» [4, 10].

Аборигенные медоносные пчелы (Apis mellifera L.) являются ценнейшим генетическим ресурсом. Не обладая высокой продуктивностью, они проявляют устойчивость к подчас крайне тяжелым экологическим условиям, в которых они формировались, отличаясь при этом высокой резистентностью к различным болезням и вредителям. Благодаря этим качествам они с успехом могут использоваться в селекционно-племенных программах. Следует помнить, что аборигенные виды и подвиды пчел (равно как и других животных) представляют и огромную историко-этнографическую ценность, являясь, в то же время, живыми памятниками культуры народов, самобытности и образа жизни коренного населения.

На сегодняшний день, будучи в естественной среде типичными представителями экосистем, пчелы широко распространились по всем континентам. Они - источник получения высококачественных продуктов; в двадцатом веке достойную оценку получила и опылительная деятельность, которая в десятки, а по некоторым видам сельскохозяйственных растений и в сотни раз, ежегодно превышает стоимость пчеловодных комплексов и получаемых от них продуктов [11 ].

К сожалению, в последние годы много говорят и пишут о массовой гибели (коллапс пчелиных семей - КПС) медоносных пчел в различных местах земного шара. По данным официальных источников, в настоящее время странам Европы не хватает 13 млн. пчелиных семей для опыления важнейших сельскохозяйственных растений. Дефицит опылителей оценивают в 33 %, а гибель пчел превышает принятые стандарты и нормы в 10-15 %. Ученые рассматривают сокращение численности пчел как реальную угрозу всему биоразнообразию, что приравнивается к таким явлениям, как опустынивание сельскохозяйственных угодий и глобальное потепление [2, 8].

Сегодня сохранение и дальнейшее рациональное использование генофонда аборигенных популяций пчел возможно при наличии федеральных и региональных программ, национальной стратегии и плана по их сохранению. Реализация этого требует проектирования и внедрения современных научных стратегий, в том числе разработки и проведения комплекса научных исследований; организационно-хозяйственных и правовых меры; выделения материально-технических и финансовых средств; использования возможностей современных образовательных технологий и выполнения инновационных разработок в средних и высших учебных заведениях, что, в конечном счете, изменит к лучшему традиционную стратегию селекции пчел [4, 7].

В рамках реализации вышеуказанной стратегии в педагогическом университете в 2006 году были открыты курсы «Школьное пчеловодство» по профессиональной переподготовке учителей для ведения занятий по пчеловодству в предпрофильных и профильных классах общеобразовательных учреждений. 27 июля 2011 года было подписано Распоряжение №949-р Правительства РБ: в целях сохранения и расширения ареала распространения башкирской породы медоносных пчел в рамках реализации Среднесрочной комплексной программы экономического развития Зауралья на 2011-2015 гг., утвержденной Постановлением Правительства РБ от 24 февраля 2011 г. №38, утвердить план развития пчеловодства в Зауралье на 2011-2015 гг. В дальнейшем, 18 мая 2012 года в Бурзянском районе РБ состоялось совместное зональное совещание «О выполнении Плана развития пчеловодства Зауралье на 2011-2015 гг.», утвержденного распоряжением Правительства РБ от 27 июля 20ll г. №949-р, и Календарного плана мероприятий по реализации данного распоряжения на 2012 г., также утвержденного Заместителем Премьер-министра Правительства Республики - Руководителем Аппарата правительства РБ 20 января 2012 г., где было принято решение: рекомендовать муниципальным органам управления образованием и образовательным учреждениям предусмотреть часы на преподавание элективных курсов в пред-профильных и профильных 9-11-х классах за счет компонента общеобразовательного уч-

педагогический журнал спшкортостпнп м 6(61). я015 аежааз

реждения (не менее часа в неделю в каждой параллели) при разработке учебных планов на 2012/2013 учебный год [5].

При поддержке Правительства Республики Башкортостан, благодаря комплексу мер по модернизации общего образования учебный курс «Пчеловодство» внедрен в более чем в сорока школах Зауральской зоны РБ: Абзелиловский район (д. Абдульмамбетово и Каз-машево; с. Амангильдино, Ишкулово, Ташбулатово, Халилово); г. Баймак и район Баймак (д. Уметбаево, Нижнетагирово, Сосновка; с. Юмашево, Бекешево, Кусеево, Старый Сибай, Темясово); Бурзянский район (д. Абдулмамбетово, Аскарово, Байназарово, Иргизлы, Ста-ромунасипово, с. Старосубхангулово); Зилаирский район (д. Юмагужено, Юлдыбаево, Дмитриевка, с. Зилаир и Матраево); Зианчуринский район (д. Башкирская Ургинка, Ишемгу-лово, Ибраево и с. Абзаново,); Учалинский район (с. Комсомольск, Ахуново, Озерный, Ура-зово); Хайбуллинский район (д. Янтышево; с. Галиахметово, Большеабишево, Ивановка) и др. [5].

Исходя из имеющегося научно-педагогического потенциала по проблеме медоносной пчелы Башкирским государственным педагогическим университетом имени М. Акмуллы в 2015 году проводятся переговоры с Крымским федеральным университетом имени В.И. Вернадского (г. Симферополь) о совместных исследованиях медоносной пчелы на территории Крымского полуострова.

[Следует напомнить исторические вехи и имена ученых, связанные со становлением и развитием Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Университет расположен в городе Симферополе; это крупнейшее высшее учебное заведение Республики Крым, входящее в десятку федеральных университетов Российской Федерации. Свою историю Крымский федеральный университет ведет от создания в Крыму Таврического университета - первого высшего учебного заведения на полуострове. Таврическое губернское земство ходатайствовало об открытии в Симферополе университета еще в 1916 году, для этого был выделен миллион рублей, однако царское правительство не утвердило законопроект. Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского (КФУ) является преемником Таврического университета, созданного в 1918 года по инициативе С.С. Крыма.

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

В мае 1918 года на физико-математическом и медицинском факультетах, размещенных в Ялте, началось чтение лекций. С осени 1918 года все пять факультетов университета - историко-филологический, физико-математический, юридический, медицинский и агрономический - сосредоточились в Симферополе. Они были размещены в бывших зданиях военного госпиталя (ул. Студенческая, 10 и 12), женского епархиального училища (бульвар Ленина, 5/7), духовной семинарии (пер. Героев Аджимушкая, 9), в ряде частных домов. У истоков создания Таврического университета стояли ученые Киевского университета, которые и избрали его первый Совет во главе с ректором

- видным деятелем медицинской науки профессором Р.И. Гельвигом. 13 октября 1920 года, после кончины Гельвига, ректором был избран академик В.И. Вернадский.

Во время правления белогвардейцев и иностранных интервентов университет находился в исключительно трудных условиях. Его преподаватели, чтобы выжить, брались за любую работу: пилили дрова, шили сапоги и т. д. Более двадцати профессоров и преподавателей были лишены крова; многие студенты систематически голодали. После окончательного установления Советской власти была проведена реорганизация университета. 1 февраля 1921 года он был переименован в Крымский университет имени М.В. Фрунзе, а в 20-х - начале 30-х годов на его базе были созданы три высших учебных заведения - педагогический, медицинский и сельскохозяйственный институты.

В 1925 году на базе университета был создан Крымский государственный педагогический институт. Вторым ректором университета с 1920 по 1921 год был выдающийся советский ученый-естествоиспытатель, основоположник геохимии и биогеохимии - академик В.И. Вернадский. Гельвиг Роман Иванович - первый ректор Таврического университета.

Годы существования университета (1918-1925 гг.) - это одновременно крымские годы жизни и деятельности целой плеяды выдающихся ученых. В разное время окончили вуз такие замечательные ученые, как академик Д.И. Щербаков (1922), академик И.В. Курчатов и академик АН УССР К.Д. Синельников (1923), члены-корреспонденты Академии наук СССР Г.М. Франк (1925), К.И. Щелкнин (1932). Многие из профессоров вуза составляют ныне гордость отечественной науки: академики В.И. Вернадский, В.А. Обручев, А.А. Байков, В.И. Палладин, А.В. Палладин, П.П. Сушкин, В.И. Смирнов, Н.М. Крылов, А.Ф. Иоффе, И.Е. Тамм, Б.Д. Греков, Е.П. Павловский. В феврале 1972 года университет был преобразован в Симферопольский государственный университет имени М.В. Фрунзе (СГУ).]

4 августа 2014 года указом Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева был создан Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского. В настоящее время в вузе обучаются более 35 тыс. студентов из разных регионов Российской Федерации, Украины, СНГ и зарубежных стран. Развитию данного университета как инновационного научно-образовательного учреждения по изучению медоносной пчелы Крымского полуострова способствует богатое историческое научное наследие и наличие биоразнообразия флоры и фауны средиземноморского происхождения.

Крымский полуостров - часть суши, располагающаяся на юге современной территории России. Он значительно вдается в северную часть Черного моря, а с восточной стороны омывается Азовским морем. Полуостров занимает площадь около 27 тыс. квадратных километров и отличается разнообразным климатом. В зависимости от климатических условий территорию Крыма делят на три части:

1. Степной Крым - северная его часть, на данной территории преобладает умеренно-континентальный климат, температура зимой редко опускается ниже 00С, летом обычно не превышает 300С, среднее количество осадков около 500 мм. год на севере полуострова, и около 1000 мм. год в горной его части.

2. Крымские горы - располагаются на севере, климат умеренно-континентальный, зимой температура не опускается ниже 00С, а летом не поднимается выше 250С, среднее годовое количество осадков 1200 мм.

3. Южный берег Крыма - зона субтропического климата, зимой средняя температура составляет 80С, а летом понимается до 400С и более. Осадков относительно немного -около 300мм. в год.

Характер ландшафта на полуострове идеален для развития пчеловодства на основе чистопородного разведения и обусловливает возможность наличия аборигенных форм пчел [9].

Известный естествоиспытатель профессор В.В. Алпатов (1948) сообщал, что на южном побережье Крыма живет пчела, заслуживающая выделения в особый подвид или породу. В 1938 году им же был опубликован материал по биометрии крымской пчелы, собранный из примитивных сапеточных ульев Байдарской долины. Относительная длина конечностей у крымской пчелы была больше, чем у северной лесной и украинской, и в целом соответствовала относительной длине конечностей пчелы Кавказа. По индексу первого членика лапки она приближалась к пчелам Закавказья, но не к пчелам Северного Кавказа, Абхазии и Главного Кавказского хребта (57,73±0,13). Кубитальный индекс (57,98±0,77) гораздо выше индекса украинских пчел, что сближает эту пчелу с пчелой Абхазии, но не Закавказья. В.В. Алпатов отмечал, что в отношении желтизны крымская пчела очень близка к серой

педагогический журнал спшкортостпнп м 6(61). sois аа^ажожб

горной кавказской пчеле. Так как по одним признакам крымская пчела близка к желтым пчелам Армении, а по другим - к пчелам Главного хребта; он сообщал, что изолированность ее распространения, «островное» расположение, дают основание считать пчелу южного берега Крыма особым подвидом Apis mellifera taurica Alpatov, 1935 [1].

К сожалению, несмотря на то, что в регионе развито пчеловодство, до сегодняшнего дня подробные популяционные исследования медоносной пчелы не проводились. Известны только точечные исследования, проведенные в предгорном Крыму на частной пасеке в Бахчисарайском районе по медоносным пчелам карпатской породы. В связи с этим необходимо отметить, что таксономический статус крымской пчелы остается не известным и она не входит в международные базы. Данная ситуация усугубляется также тем, что в последние десятилетия в связи с доминантным антропогенным влиянием произошли и происходят неконтролируемые интродукционные процессы (завоз украинской степной, карпатской пород), которые способствуют появлению и распространению медоносных пчел неизвестного происхождения в некогда локальные популяции [3, 6].

Учитывая представленные факты, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы и Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского в сентябре 2015 года заключили договор о перспективном сотрудничестве: в целях развития творческого научного сотрудничества между договаривающимися сторонами путем поддержания научных связей, научного кураторства и сотрудничества в сфере образовательной, научной, инновационной и природоохранной деятельности. При этом стороны договорились осуществлять научное сотрудничество в следующих областях: проведение совместных научных исследований в области изучения биоразнообразия представителей семейства пчелиных на территориях Башкирии и Крыма; обмен опытом работы по сохранению и использованию пород пчелы медоносной на территориях двух республик; оказание научно-методической помощи в области постановки лабораторно-практических занятий с учениками средних и высших учебных заведений в Республике Крым; подготовка совместных проектов научного и инновационного характера для получения грантов по развитию отрасли пчеловодства в Крыму, а также обмен студентами и аспирантами с целью выполнения исследовательских работ на территориях Крыма и Башкирии.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что консолидация научного потенциала Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы и Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского в области изучения медоносной пчелы будет охватывать два стратегических направления, заложенных в программах по сохранению локальных популяций [7]: работа по подготовке квалифицированных специалистов - общеобразовательные учреждения и высшие учебные заведения, и работа непосредственно с объектом, то есть пчелами - таксономическая идентификация, комплекс ветеринарно-санитарных мероприятий, создание племенных хозяйств по содержанию и разведению пчел, разработка локальных (региональных) программ разведения и создание криобанков.

1. Алпатов, В.В. Породы медоносной пчелы [Текст] / В.В. Алпатов. М. : МОИСП, 1948. - 183с.

2. Кичигин, Е.К. Коллапс пчелиных семей : возможная причина [Текст] / Е.К. Кичигин // Пчеловодство. - 2009. -№5. - С.26-28.

3. Острогляд, А.Н. О возможности воспроизведения карпатской породы медоносной пчелы (Apis mellifera carpatica) в условиях изолированной пасеки в Предгорном Крыму [Текст] / А.Н. Острогляд // Экосистемы, их оптимизация и охрана. - 2010. - Вып. 2. - С.135-139.

4. Саттаров, В.Н. Медоносная пчела : национальное достояние, экология, этика и педагогика [Текст] / В.Н. Саттаров, А.М. Смирнов, В.Р. Туктаров // Педагогический журнал. - 2008. - №6 (19). - С. 101-107.

5. Саттаров, В.Н. Сохранение медоносных пчел Apis mellifera и развитие школьного пчеловодства [Текст] / В.Н. Саттаров // Педагогический журнал Башкортостана. - 2012. - №4 (41). - С.35-39.

6. Саттаров, В.Н. Морфология медоносных пчел Apis mellifera L. и стратегия сохранения их в Республике Башкортостан : автореф. дис. ... д-ра биол. Наук : 06.02.01 / Венер Нуруллович Саттаров. - Уфа, 2011. - 33с.

7. Саттаров, В.Н. Комплексная стратегия сохранения башкирской пчелы и ее логико-смысловая модель [Текст] / В.Р. Туктаров, Е.М Иванцов // Педагогический журнал Башкортостана. - 2010. - №4 (29). - С. 248-258.

8. Саттаров, В.Н. Коллапс пчелиных семей (КПС) : возможная разгадка! [Электронный ресурс] / В.Н. Саттаров, В.Р. Туктаров, Л.Ф. Биглова // Современные научные исследования. Вып. 2. - Концепт. - 2014. - ART 54386. - URL : http://e-koncept.ru/2014/54386.htm - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

9. Тарасенко, Д.Н. Южный берег Крыма [Текст] / Д.Н. Тарасенко. Симферополь : Бизнес-Информ, 2012. - 376с.

10. Херольд, Э. Новый курс пчеловодства [Текст] / Э. Херольд, К. Вайс. М. : Аст : Астрель, 20о6. - 420с.

11. Черевко, Ю.А. Пчеловодство / Ю.А. Черевко, Г.А. Аветисян. - М. : АСТ : Астрель, 2007. - 367с.

12. apinews.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.