Научная статья на тему 'РОЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ'

РОЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
633
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАНИЕ / МИРОВОЙ КРИЗИС ОБРАЗОВАНИЯ / РОССИЙСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ / ДЕМИЛИТАРИЗАЦИЯ / HIGHER SCHOOL / EDUCATION / WORLD CRISIS OF EDUCATION / RUSSIAN EDUCATIONAL SYSTEM / DEMOCRATIZATION / DEMILITARIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акбашева А.С., Кумахова Д.Б.

Известно, что современная система образования переживает глобальный системный кризис. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Для выхода системы из кризиса требуется как практические шаги, так и новые теоретические разработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF HIGHER EDUCATION IN MODERN CIVILIZATION

It is shown that the modern education system is experiencing a global systemic crisis. In the last decade, the world has changed its attitude to all types of education. Education, especially higher education, is considered to be the main, leading factor of social and economic progress. To get out of the crisis requires both practical steps and new theoretical developments.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»

аналитическое, изучающее чтение с проработкой лексических и грамматических особенностей текста.

Послетекстовый этап. Упражнения послетекстового этапа могут быть направлены на решение задач как, Закрепление терминологических единиц в речи, Обсуждение текста, дискуссия, в ходе которых задаются вопросы, требующие знания терминов и понимания текста и онтроль лексических навыков

Использованные источники:

1. Баценко И. В. Семантическое картирование как способ работы над лексическим материалом. Замежныя мовы у Рэспублщы Беларусь, № 2, 2002

2. Гвишиани Н. Б. Язык научного общения (вопросы методологии): Моногр.-М. : Высш. шк, 1986

3. Зырянова О. Б. Способы и приемы усвоения языкового материала при пересказе текстов. ИЯШ, 2004

УДК 378

Акбашева А. С. студент магистратуры 1 курса КумаховаД. Б., к.филол.н.

доцент

ФГБОУВО Кабардино-Балкарский ГАУ

КБР, г. Нальчик РОЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ

ЦИВИЛИЗАЦИИ

Аннотация. Известно, что современная система образования переживает глобальный системный кризис. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Для выхода системы из кризиса требуется как практические шаги, так и новые теоретические разработки.

Ключевые слова: высшая школа, образование, мировой кризис образования, российская образовательная система, демократизация, демилитаризация.

Akbasheva A. S.-master's student of 1 course FSBEIНЕ Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik, KBR Kumakhova D.B. - candidate of Philology, associate professor THE ROLE OF HIGHER EDUCATION IN MODERN CIVILIZATION

Annotation. It is shown that the modern education system is experiencing a global systemic crisis. In the last decade, the world has changed its attitude to all types of education. Education, especially higher education, is considered to be the main, leading factor of social and economic progress. To get out of the crisis requires both practical steps and new theoretical developments.

Key words: higher school, education, world crisis of education, Russian educational system, democratization, demilitarization.

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн. педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Высшее образование рассматривается как основной фактор экономического и социального прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

В последние годы стало осознаваться ограниченность и опасность дальнейшего развития человечества посредством чисто экономического роста и увеличение технического могущества, а также то обстоятельство, что будущее развитие больше определяется уровнем культуры и мудрости человека. По мнению Эриха Фромма, развитие будет определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, кто он есть, что он может сделать с тем, что имеет.

Все это делает совершенно очевидным тот факт, что в преодолении кризиса цивилизации, в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль должна принадлежать образованию. Так, в одном из документов ЮНЕСКО говорится: «Ныне общепризнано, что политика, направленная на борьбу с бедностью, сокращение детской смертности и улучшение здоровья общества, защита окружающей среды, укрепление прав человека, улучшение международного взаимопонимания и обогащение национальной культуры не дадут эффекта без соответствующей стратегии в области образования».

Следует подчеркнуть, что практически все развитые страны проводили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в них огромные финансовые средства. Реформы высшего образования обрели статус государственной политики, ибо государства стали осознавать, что уровень высшего образования в стране определяет ее будущее развитие. В русле этой политики решались вопросы, связанные с ростом контингента студентов и числа вузов, качеством знаний, новыми функциями высшей школы, количественным ростом информации и распространением новых информационных технологий и т. д.

Но вместе с тем в последние 10-15 лет в мире все настойчивее дают о себе знать проблемы, которые не возможно разрешит в рамках реформ, т.е. в рамках традиционных и методических подходов, и все чаще говорят о всемирном кризисе образования. Сложившиеся образовательные системы не выполняют своей функции - это формировать созидающую силу,

созидательные силы общества. В 1968 г. американский ученый и деятель просвещения Ф. Г. Кумбс, пожалуй, впервые дал анализ нерешенных проблем образования: «В зависимости от условий, сложившихся в различных странах, кризис проявляется в разной форме, сильнее или слабее. Но его внутренние пружины в одинаковой мере проступают во всех странах - развитых и развивающихся, богатых и бедных, издавна славящихся своими учебными заведениями или с великим трудом создающих их сейчас». Почти через 20 лет в новой книге «Взгляд из 80-х годов» он же делает вывод об обострении кризиса образования и о том, что общая ситуация в сфере образования стала еще тревожнее.

Мрачную картину рисует доклад Национальной комиссии США по проблеме качества образования: «Мы совершили акт безумного образовательного разоружения. Мы растим поколение американцев, неграмотных в области науки и техники». Небезынтересно и мнение бывшего президента Франции Жискара Д'Эстена: «Я думаю, что главная неудача Пятой республики состоит в том, что она оказалась неспособной удовлетворительно разрешить проблему образования и воспитания молодежи».

Кризис западноевропейского и американского образования стал темой и художественной литературы. В качестве примера можно привести серию романов английского сатирика Тома Шарпа или роман «Четвертый позвонок» финского писателя Марти Ларни.

В отечественной науке вплоть до недавнего времени отвергалось само понятие «мировой кризис образования». По мнению советских ученых, образовательный кризис казался возможным лишь за рубежом, «у них». Считалось, что «у нас» речь может идти лишь о «трудностях роста». Сегодня наличие кризиса отечественной системы образования уже никем не оспаривается. Напротив, обнаруживается тенденция к анализу и определению его симптомов и путей выхода из кризисной ситуации.

Анализируя сложное и емкое понятие «кризис образования», авторы подчеркивают, что оно отнюдь не тождественно абсолютному упадку. Российская высшая школа объективно занимала одну из ведущих позиций, она обладает рядом достоинств, которые будут выделены.

Современное развитие общества требует новой системы образования -«инновационного обучения», что сформировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности и возможности влиять на это будущее.

В нашей стране кризис образования имеет двойную природу. Во -первых, он является проявлением глобального кризиса образования. Во-вторых, он происходит в обстановке и под мощным воздействием кризиса государства, всей социально-экономической и общественно-политической системы. Многие задумываются, правильно ли начинать реформы образования в России? Прежде чем ответить на этот вопрос, перечислим положительные «наработки» российской высшей школы: она способна осуществлять подготовку кадров практически по всем направлениям науки,

техники и производства; по масштабам подготовки специалистов и обеспеченности кадрами занимает одно из ведущих мест в мире; отличается высоким уровнем фундаментальной подготовки, в частности по естественнонаучным дисциплинам; традиционно ориентирована на профессиональную деятельность и имеет тесную связь с практикой.

Таковы преимущества российской образовательной системы (высшей школы).

Происходящие в обществе изменения все более выделяют недостатки отечественного высшего образования, которые, в свое время, рассматривались нами как его достоинства: в современных условиях стране требуются такие специалисты, которые не только не «выпускаются» на сегодняшний день, но для обучения которых наша образовательная система еще не создала научно-методическую базу; чрезмерное увлечение профессиональной подготовкой шло в ущерб общему духовному и культурному развитию личности. Это падение материализовалось в плеяде московских и прочих дворников с университетским образованием, как правило, личностей неординарных; тоталитарное управление образованием, сверхцентрализация, унификация требований подавляли инициативу и ответственность преподавательского корпуса; изолированность от мирового сообщества, с одной стороны, и работа многих отраслей промышленности по зарубежным образцам, импортные закупки целых заводов и технологий - с другой, исказили главную функцию инженера - творческую разработку принципиально новой техники и технологии.

Сегодня эти негативные характеристики особенно обострились и дополнились рядом других, которые подчеркивают кризисное состояние высшей школы в России. Таким образом, наблюдается устойчивая тенденция сокращения численности студентов; существующая система высшего образования не обеспечивает населению страны одинаковых возможностей для обучения в вузах; отмечено резкое сокращение численности преподавательского корпуса высшей школы (большинство из них уезжают работать в другие страны) и многое другое.

Необходимо подчеркнуть, что Правительством России предпринимаются немалые усилия, направленные на успешное реформирование высшей школы. В частности, главное внимание уделяется перестройке системы управления высшим образованием, а именно предоставление вузам более широких прав во всех сферах их деятельности; расширение академических свобод преподавателей и студентов.

В интеллектуальных кругах России осознаются возможные последствия происходящего свертывания образования и снижения социальной защищенности студентов и педагогов. Приходит понимание того, что неправомерное распространение на сферу образования рыночных форм деятельности, игнорирование специфической природы образовательного процесса могут привести к утрате наиболее уязвимых слагаемых общественного богатства - научно-методического опыта и традиций

творческой деятельности.

Итак, основные задачи реформирования системы вузовского образования сводятся к решению проблемы содержательного и организационно-управленческого характера, выработке взвешенной государственной политики, ее ориентации на идеалы и интересы обновляемой России. И все же, в чем основа вывода российского образования из кризиса?

Очевидно, что проблема долговременного развития высшего образования не может быть решена только за счет реформ организационно -управленческого и содержательного характера.

В связи с этим все настойчивее встает вопрос о необходимости смены парадигмы образования.

Мы остановили свое внимание на концепции, разработанной учеными Международной академии наук высшей школы. По их мнению, научные истоки новой образовательной политики следует искать в трех сферах: философии образования, науках о человеке и обществе и «теории практики».

Философия образования должна дать новое представление о месте человека в современном мире, о смысле его бытия, о социальной роли образования в решении ключевых проблем человечества.

Науки о человеке и обществе (психология образования, социология и др.) нужны, чтобы иметь современное научное представление о закономерностях поведения и развития человека, а также модель взаимодействий между людьми внутри образовательной системы и самой системы образования - с обществом.

«Теория практики», включающая современную педагогику, социальное проектирование, менеджмент системы образования и др., даст возможность представить в совокупности новую систему образования: определить цели, структуры системы, принципы ее организации и управления. Она же явится инструментом реформирования и адаптации системы образования к изменяющимся условиям жизни.

Итак, главными направлениями реформы российского образования должны стать поворот к человеку, обращение к его духовности, борьба со сциентизмом, технократическим снобизмом, интеграция частных наук.

Основные направления реформирования в области науки это повернуться к человеку, бороться с технократическим снобизмом, интегрировать частные науки, необходимые условия, возрождение престижности образования, активное восприятие наук о человеке и обществе, демократизация, демилитаризация, девдеологизация, ориентация на технологии постиндустриального развития.

Так же выдвигаются основные федеральные интересы, такие как гармоничное и свободное развитие членов общества; подъем и обогащение нравственного и интеллектуального потенциала нации; обеспечение рыночной многоукладной экономики профессионалами высокого уровня. При всем при этом российская программа развития образования должна содержать механизмы, которые гарантируют единство федерального

образовательного пространства и открытое восприятие и понимание всей палитры мирового культурно-исторического и образовательного опыта.

Использованные источники:

1. https://studfiles.net/preview/6214726/

2. Архангельский СИ. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высшая школа, 2001.

3. Безрукова В. С. Педагогика. - Екатеринбург, 1994.

4. Берак О., Шибаева Л. Установка на развитие личности студента // Вестник высшей школы. 2007. № 10.

5. Гершунский Б. С. Россия: образование и будущее. Кризис образования в России на пороге XXI века.

Акбашева А.С. студент магистратуры 1 курса Дадашев А.А., к.ф.н.

профессор КБГАУим В.М. Кокова КБР, г. Нальчик ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ Аннотация: Авторы данной статьи рассматривают весьма актуальный вопрос, связанный со сходством и различием между Философией и Наукой. В статье отмечены следующие схожести Науки и Философии: категориально-понятийный аппарат, доказательную базу, поступательный процесс познания. Авторы отмечают также следующие различия Науки и Философии: научное знание верифицируемо, а философское -неверифицируемо. Также отмечено, что научное знание фальсифицируемо, философское - нефальсифицируемо. Таким образом, целью данной работы является исследование понятий Философия и Наука, иллюстрация их значения и значимости в жизни человека.

Ключевые слова: философия, наука, природа, верификация, фальсифицируемость.

Akbasheva A. S.-master's student of 1 course KBSAU after V. M. Kokov, Nalchik, KBR Dadashev A. A. - candidate of philosophical Sciences, Professor

KBSAU after V. M. Kokov, Nalchik, KBR PHILOSOPHY AND SCIENCE: SIMILARITIES AND DIFFERENCES

Annotation: The authors of this article consider a very topical issue related to the similarity and difference between Philosophy and Science. The article notes the following similarities of Science and Philosophy: categorical and conceptual apparatus, evidence base, progressive process of cognition. The authors also note the following differences in Science and Philosophy: scientific knowledge is verifiable, and philosophical knowledge is unverifiable. It is also noted that

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.