Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ'

ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2262
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / НАУКА / ПРИРОДА / ВЕРИФИКАЦИЯ / ФАЛЬСИФИЦИРУЕМОСТЬ / PHILOSOPHY / SCIENCE / NATURE / VERIFICATION / FALSIFIABILITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Акбашева А.С., Дадашев А.А.

Авторы данной статьи рассматривают весьма актуальный вопрос, связанный со сходством и различием между Философией и Наукой. В статье отмечены следующие схожести Науки и Философии: категориально-понятийный аппарат, доказательную базу, поступательный процесс познания. Авторы отмечают также следующие различия Науки и Философии: научное знание верифицируемо, а философское - неверифицируемо. Также отмечено, что научное знание фальсифицируемо, философское - нефальсифицируемо. Таким образом, целью данной работы является исследование понятий Философия и Наука, иллюстрация их значения и значимости в жизни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY AND SCIENCE: SIMILARITIES AND DIFFERENCES

The authors of this article consider a very topical issue related to the similarity and difference between Philosophy and Science. The article notes the following similarities of Science and Philosophy: categorical and conceptual apparatus, evidence base, progressive process of cognition. The authors also note the following differences in Science and Philosophy: scientific knowledge is verifiable, and philosophical knowledge is unverifiable. It is also noted that scientific knowledge is falsifiable, philosophical knowledge is not falsifiable. Thus, the aim of this work is to study the concepts of Philosophy and Science, to illustrate their importance and significance in human life.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ»

образовательного пространства и открытое восприятие и понимание всей палитры мирового культурно-исторического и образовательного опыта.

Использованные источники:

1. https://studfiles.net/preview/6214726/

2. Архангельский СИ. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высшая школа, 2001.

3. Безрукова В. С. Педагогика. - Екатеринбург, 1994.

4. Берак О., Шибаева Л. Установка на развитие личности студента // Вестник высшей школы. 2007. № 10.

5. Гершунский Б. С. Россия: образование и будущее. Кризис образования в России на пороге XXI века.

Акбашева А. С. студент магистратуры 1 курса Дадашев А.А., к.ф.н.

профессор КБГАУим В.М. Кокова КБР, г. Нальчик ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ Аннотация: Авторы данной статьи рассматривают весьма актуальный вопрос, связанный со сходством и различием между Философией и Наукой. В статье отмечены следующие схожести Науки и Философии: категориально-понятийный аппарат, доказательную базу, поступательный процесс познания. Авторы отмечают также следующие различия Науки и Философии: научное знание верифицируемо, а философское -неверифицируемо. Также отмечено, что научное знание фальсифицируемо, философское - нефальсифицируемо. Таким образом, целью данной работы является исследование понятий Философия и Наука, иллюстрация их значения и значимости в жизни человека.

Ключевые слова: философия, наука, природа, верификация, фальсифицируемость.

Akbasheva A. S.-master's student of 1 course KBSAU after V. M. Kokov, Nalchik, KBR Dadashev A. A. - candidate of philosophical Sciences, Professor

KBSAU after V. M. Kokov, Nalchik, KBR PHILOSOPHY AND SCIENCE: SIMILARITIES AND DIFFERENCES

Annotation: The authors of this article consider a very topical issue related to the similarity and difference between Philosophy and Science. The article notes the following similarities of Science and Philosophy: categorical and conceptual apparatus, evidence base, progressive process of cognition. The authors also note the following differences in Science and Philosophy: scientific knowledge is verifiable, and philosophical knowledge is unverifiable. It is also noted that

scientific knowledge is falsifiable, philosophical knowledge is not falsifiable. Thus, the aim of this work is to study the concepts of Philosophy and Science, to illustrate their importance and significance in human life.

Key words: philosophy, science, nature, verification, falsifiability.

Чем же является наука для современного человека? На этот вопрос сложно дать однозначный ответ, поскольку современная наука является чрезвычайно сложным и многогранным общественным феноменом. И, как говорилось выше, первое с чего мы начнем, - это с выяснения сущности данного социального феномена, определения самого понятия термина «наука».

Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся. С этого времени наука начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако она постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и в свою очередь - воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материализуется в ней.

Наука - это и творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их производства.

Всё возрастающая роль науки в развитии общества, изменение её социального статуса рост числа лиц, занятых трудом в научном производстве, наличие организационно-управленческих проблем в сфере научного труда свидетельствует об односторонности и ограниченности логико -гносеологической концепции.

В современной философской, социологической и науковедческой литературе становится господствующим понимание науки как отрасли духовного производства, особого вида человеческой деятельности и социального института общества.

Известно, что в литературе целые десятилетия господствовала точка зрения, считавшаяся "официальной" и "единственно верной", согласно которой, философия объявлялась наукой о наиболее общих (всеобщих) законах развития природы, общества, познания и мышления. Однако здесь с помощью категории "закон" усиливается "научный" статус философии. Порой подобная точка зрения, но в ослабленной и модифицированной форме, встречается и в современной литературе.

В 60-70-e годы стали появляться работы, авторы которых в качестве предмета философии называют отношение человека к миру, мышления к бытию, всеобщее в системе "мир - человек". Так. П.В.Алексеев и А.В.Панин

в своем учебном пособии писали "Предметом философии является всеобщее в системе "мир - человек".

Философия - это наука. Конкретная наука, как определенный вид эмпирического и теоретического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. Любая наука, как в естественных, так и в гуманитарных областях знания имеет свой особый предмет. Все это в ходе развития науки может изменяться, отвергаться, и на месте ограниченных и тем более ошибочных теорий, возникают новые, более глубокие теории. У философии иной предмет - она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука этим не занимается.

"Философия - писал Н.А.Бердяев - возможна лишь в том смысле, если есть особый, отличный от научного путь философского познания. "Научная" философия есть отрицание философии, отрицание её первородства. Философия не есть наука, не есть даже наука о сущностях, а есть творческое осознание духом смысла человеческого существования".

Философия использует не только рациональные, научные средства и методы, но и ненаучные, художественные образы мифологию метафорический язык и пр. В этом плане философия сходна с искусством. Философ, как и художник, в значительной мере не только "отражает" мир, но и "творит" "конструирует" его. Придает ему какие-либо новые свойства, смыслы предлагает людям своё видение действительности, ориентирует общественное сознание на грядущие изменения.

Философия - это, прежде всего мировоззрение, выясняющее место человека в мире, его природу, смысл жизни, возможности и перспективы развития.

Философия опирается в основном на внутренние ощущения человека, его чувства и переживания. Наука признает конкретику и расчет. Сходство и науки и философии представлено в том, что и философия, и наука ищут ответы на поставленные вопросы, также они стремятся выработать рациональную систему знаний, и в отличие от мифологии, религии и обыденного мировоззрения истины которые не требует доказательств, научная и философская истины логически доказываются. А также и философия и наука имеют свой понятийно -категориальный аппарат. Философия и наука представляют собой рациональный тип знания. Это означает, что и философии, и наука получают новое знание путем проблематизации (постановка вопросов, разрешение которых ведет к новым вопросам, что обеспечивает поступательность процесса познания) действительности. Также можно выделить следующие черты, которые отличают философию от науки: философия не использует эмпирические методы познания, а наука наоборот - эксперимент, наблюдение и т.п.; философия может говорить о вещах как таковых, об их существовании, а наука говорит только о закономерностях, в соответствии с которыми проявляются частные свойства вещей; незакономерное явление, даже если все

его удостоверят, не может быть предметом научного исследования; научное знание верифицируемо, философское - неверифицируемо (Верификация -проверка на истину путем обращения к эмпирическому опыту); научное знание фальсифицируемо, философское - нефальсифицируемо (Фальсифицируемость - принципиальная возможность опровержения эмпирическим опытом).

Реалии сегодняшнего дня таковы, что остро стоит вопрос о том, что может дать наука для философии и философия для науки. Субъективная оценка автора предполагает то, что философия для науки может дать много больше того, что может получить взамен.

Философы науки уверены, что коренные изменения в науке всегда сопровождались более интенсивным углублением в ее философские основания, и всякий, кто хочет добиться удовлетворительного понимания современной науки, должен хорошо освоиться с философской мыслью.

Использованные источники:

1. Высказывания великих. М.:"Мысль", 1993. 244с.

2. История философии в кратком изложении. М.:"Мысль", 2004. 155с.

3. Смирнова Н.Н., Конспект лекций по философии; СПб.: ООО «Издательство "Альфа"», 2008г.

4. Суворова, А.Н. Введение в современную философию / А.Н. Суворова. - М., 2006

5. Шаповалов В.Ф., Основы философии. От классики к современности: Учеб. Пособие для вузов. - М.: «ФАИР-ПРЕСС», 2007г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.