Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЦЕЛОСТНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ФИЛОСОФИЯ / INTEGRATION PROCESSES / INTEGRITY OF EDUCATION / INTEGRATION / WORLDVIEW / PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кумахова Д.Б., Байдаева Ж.Р.

Аннотации: в данной статье авторы рассматривают компоненты интеграционных процессов в образовании. Авторы хотят показать их значимость для формирования у обучающих целостной картины мира, а так же духовной составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION PROCESSES IN MODERN EDUCATION

Annotations: in this article, the authors consider the components of integration processes in education. The authors want to show their importance for the formation of a holistic picture of the world among students, as well as a spiritual component.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 740

Кумахова Д.Б.

доцент Байдаева Ж.Р. студент магистратуры 1курса КБГАУим. Кокова КБР, г. Нальчик ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ

ОБРАЗОВАНИИ

Аннотации: в данной статье авторы рассматривают компоненты интеграционных процессов в образовании. Авторы хотят показать их значимость для формирования у обучающих целостной картины мира, а так же духовной составляющей.

Ключевые слова: интеграционные процессы, целостность образования, интеграция, мировоззрение, философия.

Kumakhova D.B.

Associate Professor, KBHOW them. V. M. Kokov, Nalchik, KBR

Baidaeva J.R. - graduate student of 1 course KBHOW them. Kokov, Nalchik, KBR INTEGRATION PROCESSES IN MODERN EDUCATION

Annotations: in this article, the authors consider the components of integration processes in education. The authors want to show their importance for the formation of a holistic picture of the world among students, as well as a spiritual component.

Keywords: integration processes, integrity of education, integration, worldview, philosophy.

Интеграция образования - фундамент создания системы образования в современном мире. Интеграция в образовании позволяет выстроить целостную картину мира, способствует развитию творческого потенциала, устраняет мозаичность в освоении как отдельного предмета, так и всей системы знаний в области приобретаемой специальности.

Под интеграцией будем понимать взаимопроникновение отдельных фрагментов знаний и установление связей между ними. Многие выдающиеся педагоги обращали внимание на необходимость интегрального подхода к формированию знаний. Так, например, И. Г. Песталоцци рассматривал процесс установления взаимосвязей между различными предметами в начальной школе. Я. А. Коменский, подчеркивая непрерывность и бесконечность образования, пришел к выводу о необходимости создания метода для комплексного формирования личности. Пример взаимно проникновенного изложения знаний о мире дан им в книге «Открытая дверь языков».

Схоластическая система разделения знаний ведет к переполнению

учебных планов большим разнообразием учебных дисциплин и к перегрузке учебных программ.

Многие педагоги сегодня в своих исследованиях останавливаются в основном лишь на изучении межпредметных связей. По этому поводу написано множество статей, монографий, защищены кандидатские и докторские диссертации по педагогическим наукам. Осмелюсь заметить, что это важный, но очень односторонний и частный взгляд на систему интеграции в образовательном процессе в силу приведенного выше понятия интеграции образования.

Система образования сегодня стала фундаментом обеспечения безопасности страны в целом, и в первую очередь безопасности общества. Реальное состояние общества, его развитие и поведение во многом (если не в основном) базируется на состоянии образования. Уровень дифференцированного образования даст многое, но основное влияние оказывает целостное 60 образование. Последнее рассматривает все процессы, происходящие в живой и неживой природе, в социуме и других объектах, как единое целое.

Только квалифицированные кадры, подготовленные на основе интегрального подхода к образованию, позволят обеспечить не только техническую безопасность, но и безопасность социального развития, экологическую безопасность и т. д.

В обществе до последнего времени существовала иллюзия, что благодаря развитию науки и технологии обеспечивается достаточный уровень безопасности. Но сегодня появляются новые и неизвестные для человечества угрозы и опасности, которые пока нет возможности упредить. В основе всей системы безопасности должен стоять человек. Кстати, в основе экологической безопасности лежит нравственная и духовная культура социума. Общество, лишенное реальных человеческих ценностей, может быть превращено в толпу со всеми ее деяниями.

Поэтому важным компонентом интеграции образования является воспитание. Вопросы воспитания в образовательном процессе сегодня должны доминировать.

В настоящее время преподаватель перестал быть единственным источником информации. И это очень важно. Технический прогресс подарил обществу телевидение, компьютер, интернет, с помощью которых можно получить информацию практически в любой сфере деятельности. Разнообразная информация по одному и тому же вопросу позволяет с различных точек зрения взглянуть на решаемую проблему. И здесь необычайно важна роль преподавателя для анализа различных возможностей и принятия аргументированного решения.

Безусловно, вина за неподготовленность системы образования для решения перечисленных задач лежит на всех членах общества, но ведь мы создали и финансируем специальные структуры: министерство образования, департаменты образования на всех уровнях управления, а заметного сдвига

ни в учебных планах, ни в практической реализации в деле воспитания подрастающего поколения не ощущается.

Современное развитие образования как системы должно реализовываться через системные же знания, необходимые для выработки целостного, системного мышления. Эти знания могут быть получены на основе интеграции гуманитарных, фундаментальных и технических наук и должны быть ориентированы на мировой уровень развития науки.

Такой подход предполагает, прежде всего, многомерность и единство образования, одновременное и равновесное функционирование трех его компонент: обучения, воспитания, творческого развития личности в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Интегративный подход к образованию делает принцип целостности, интегративности основополагающим при разработке его методологических основ.

В прогнозах о перспективах развития образования следует опираться на принципы взаимодополняемости естественнонаучной методологической традиции и гуманитарных способов познания.

Такой подход способствует восстановлению целостных представлений о мире, картине мира как единого процесса. Интеграция знаний на основе междисциплинарных связей дает возможность охватить линейные связи по горизонтали и точечные по вертикали, уловить не только последовательность, но и одновременность этих связей и воссоздать на новом, более высоком уровне целостное видение любых проблем, ситуации, явления во всей полноте многогранности, многоаспектности.

Одна из важнейших особенностей современного знания состоит в развернутом обсуждении фундаментальных, мировоззренческих, философских, познавательных и методологических проблем, которая является необходимым условием формирования новых идей науки. Различные способы освоения мира (искусство, философия, наука и т.д.) дают возможность многомерного видения проблемы. Именно поэтому сегодня определяющей тенденцией познавательного процесса является интеграция.

Использованные источники:

1. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические произведения. М. : Наука, 1963. Т. 2. 564 с.

2. Большая российская энциклопедия. М., 2005. Т. 1. 766 с.

3. Буза М. К. Образование и наука - главные составляющие инновационного роста // Информатизация образования - 2012 : материалы междунар. науч. конф. Минск : БГУ, 2012. С. 52-55.

Literature:

1. Pestalozzi I. G. Selected pedagogical works. M.: Science, 1963. T. 2. 564 p.

2. Great Russian Encyclopedia. M., 2005. T. 1. 766 p.

3. Buza MK Education and science - the main components of innovation growth // Informatization of education - 2012: materials of the Intern. scientific conf. Minsk: BSU, 2012. P. 52-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.