Социология образования
РОЛЬ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
М.В. Калинникова
Социологический факультет
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского ул. Астраханская, 83, 410026, Сарстов, Россия E-mail: KalinnikovaMV@info. sgu. ru
Преодоление современного экологического кризиса невозможно без осуществления коренной переориентации общественного сознания. Важной задачей при этом является формирование экологической культуры.
В современной российской науке нет единой трактовки понятия «экологическая культура» [11;4;6]. Множество подходов объясняется новизной изучаемой категории, сложностью и неоднозначностью исследований в области духовной сферы жизнедеятельности общества.
Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Экологическую культуру можно рассматривать как вектор гармоничного, устойчивого развития, гарантирующий соответствие социальной деятельности природной среде. Кроме того, экологическая культура рассматривается в своем большинстве как некий идеал, новый тип культуры, основанием которого может стать экологически ориентированное мышление и мировоззрение, органически включающие в себя в качестве нравственного идеала стремление к согласованному развитию человека, общества и природы, а также глубокое осознание самоценности и взаимозависимости природной и социальной среды обитания [2; 10].
Традиционно развитие экологической культуры связывается, прежде всего, с экологическим образованием. Однако развитие экологической культуры только на основе формального экологического образования оказывается недостаточно эффективным. К тому же, рамками формального экологического образования на сегодня охвачено лишь 30% населения России, в основном детского. По данным анкетных опросов, 80% молодежи не готовы проявлять личную активность в практических делах по охране окружающей среды.
Для решения такой сложной задачи необходимо разработать принципиально новую концепцию экологического образования. Не претендуя на ее создание, автор данной статьи лишь высказывает некоторые соображения на этот счет.
Рассматривая экологическое образование как составную часть общего образования и просвещения, необходимо охватить им все возрастные категории общества, распространять «экологическую грамотность», дав соответствующие знания о различных аспектах взаимодействия природы и общества на всех уровнях системы образования - от дошкольного до послевузовского [7;9]. Экологическое образование, по определению академика И.Д. Зверева,
- это «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды» [5,с.17.]. Только обеспечивая постоянное пополнение экологических знаний, можно разрешить противоречие между личным и общественно необходимым уровнями знаний людей.
Экологизация образования не является механическим добавлением к общему образованию, оно должно быть органичной частью системы образования в целом. В этом случае, экологическое образование выступает как подсистема общей системы непрерывного образования, складывающейся в России. Это исходное методологическое положение имеет конструктивный характер, так как открывает возможность использования системного подхода
при анализе как «внутренних» проблем экологического образования, так и его взаимосвязей с различными уровнями образования. В результате, непрерывное экологическое образование предстает как целостный системный объект, имеющий многоуровневую иерархическую структуру, которая включает обучающихся и обучаемых; цели и задачи обучения, воспитания и развития; средства и организационные формы учебно-воспитательного процесса; аппарат управления; содержание общего и содержание профессионального образования.
Современный этап в развитии системы непрерывного экологического воспитания и образования в стране, по мнению ученых [3,с.253.], во многом носит «рубежный» характер. От охраны природы и природоохранного просвещения через антропо- и биоцентризм общество приходит к осознанию мировоззренческой функции экологического образования, его особой роли в духовном, нравственном становлении личности.
Новое видение мира, понимание личной ответственности за его судьбу в условиях все возрастающих неустойчивости и изменчивости окружающей среды приводят к необходимости ориентации современного образования на непрерывное развитие творческой личности, обладающей экологическими знаниями и навыками, способной выносить экологически взвешенное суждение и предпринимать экологически оправданные действия. В декларации ЮНЕСКО «Международная стратегия действий в области образования и подготовки кадров по вопросам окружающей среды на 1990-е годы» отмечается, что процесс всестороннего развития личности протекает на протяжении всей жизни человека и направлен на наиболее полное раскрытие его способностей в интеллектуальном, физическом, моральном и духовном отношениях.
С этой точки зрения, экологическое образование можно считать направленным на интересы развития личности, если через него удается решить следующие задачи: гармонизировать отношения человека с природой; стимулировать интеллектуальное развитие человека и обогащение его мышления путем современных методов познания; социализировать человека через погружение его в существующую культурную, техногенную и информационную среду; создать условия для непрерывного самообразования и достижения им нового уровня научной грамотности.
Последняя задача особенно актуальна, так как владея ядром знаний, умениями учиться, человек сам может выбирать виды, темпы и сроки обучения, индивидуализировать процесс образования. Самообразовательную деятельность можно выразить через: самостоятельность познания (при этом помощь ограничивается лишь общим руководством); добровольность познания (самообразовательная деятельность идет навстречу свободно возникающим интересам и выступает дополнительной по отношению к основной учебной деятельности); избирательность познания (сочетание высокой специализации в одной из областей с широким кругозором).
Основные черты непрерывного экологического образования можно отразить в пяти установочных принципах: непрерывность - поступательность - плановость - интегративность
- преемственность [1,с.19.]. Они помогают конкретизировать содержание непрерывного экологического образования и раскрывают в иерархической последовательности основные грани проблемы.
Принцип непрерывности предполагает вовлечение каждого человека в сферу экологического образования на протяжении всей его жизни; предусматривает преемственность всех ступеней экологического воспитания, а также взаимосвязь учебных и воспитательных учреждений с общественными и государственными структурами, имеющими отношение к экологическим проблемам.
Принцип поступательности отражает развивающий характер образовательного процесса, обеспечивающего последовательное движение личности от одной ступени социальной, гражданской и профессиональной зрелости к другой, более высокой.
Принцип плановости обеспечивает достижение поступательности образовательного процесса. Его значение определяется тем, что при построении эффективной системы образования имеет значение строгая теоретическая обоснованность социального прогноза, точность предвидения общественных потребностей. Внесение планового начала в непрерывно развивающийся по восходящей линии образовательный процесс возможно только тогда, когда
он представляет собой не простую сумму базовой и последующей подготовки, а их интегральное целое.
Принцип интегрированности состоит в оптимальном выборе структуры непрерывного образования, то есть таком распределении общих и частных учебно-воспитательных задач между его различными ступенями, которое обеспечивает максимальный эффект образовательного процесса.
Принцип преемственности - важнейший фактор повышения эффективности образования, предполагающий максимальное использование на каждом этапе обучения достигнутого на предыдущих этапах. Это требует последовательности изучения отдельных дисциплин, разделов и тем, оптимального соотношения в содержании образования общетеоретических, специальных и прикладных дисциплин и т.д. Реализации преемственности непрерывного образования способствует также фундаментализация его содержания.
Преемственность и внутренняя согласованность содержания непрерывного образования на всех его уровнях и во всех его звеньях обеспечиваются развивающим характером обучения и воспитания, опорой на творческую активность личности.
Совокупность рассмотренных принципов, раскрывающих основные структурные и функциональные особенности непрерывного экологического образования, позволяет охарактеризовать его как процесс целенаправленного формирования целостной, всесторонне развитой личности, обеспечивающий поступательный и согласованный характер развития профессиональных способностей и гражданских качеств человека, процесс, состоящий из базового и последующего образования и предполагающий сочетание учебной деятельности в системе специально созданных учреждений с общественно-практической деятельностью в сфере профессионального труда.
Построение системы непрерывного экологического образования требует создания педагогической вертикали: детские дошкольные учреждения - школа - колледж (техникум) -вуз - послевузовское образование. Представляется, что центральным звеном в этой цепочке является вуз, особенно, классический университет.
Во-первых, университет ориентирует школу и средние специальные учебные заведения на себя. Преподаватели университета ведут экологическую подготовку в специализированных классах школ, лицеев, колледжей, на подготовительных курсах. Университет предоставляет школьникам учебно-научные лаборатории, музеи, компьютерные классы.
Во-вторых, всю работу по формированию экологической культуры университет ведет исходя из принципов междисциплинарности и взаимосвязанного раскрытия. Только университет может «перебросить мост через пропасть, разделяющую естественные и гуманитарные науки», показать, то принципиально новое, что должно быть свойственно современному гуманитарному образованию [8].
В-третьих, именно университет приучает студентов к самообразованию, которое преследует цели обретения человеком новых способностей, обеспечивает новые методологические программы.
Сошлемся при этом на опыт Саратовского государственного университета, где вот уже несколько лет строится система непрерывного экологического образования. Принятая в СГУ модель выглядит следующим образом:
1) первый этап: студенты первого и второго курсов всех факультетов и специальностей получают знания об окружающем мире. Это достигается чтением цикла естественнонаучных дисциплин и реализуется с помощью биологического, геологического, географического факультетов и общеуниверситетской кафедры охраны окружающей среды;
2) второй этап: студенты третьего курса всех факультетов и специальностей в обязательном порядке изучают курс социальной экологии (или экологической социологии), преподавание которого обеспечивает социологический факультет СГУ;
3) третий этап: студенты четвертого и пятого курсов изучают экологические проблемы на своих факультетах и кафедрах применительно к своей будущей специальности.
Завершающим звеном системы непрерывного экологического образования СГУ является многогранное послевузовское образование, представленное курсами повышения квалификации
и подготовки специалистов на базе Института дополнительного профессионального образования СГУ, подготовкой кандидатов и докторов наук через аспирантуру и докторантуру.
С целью реализации рассмотренной модели в Саратовском государственном университете среди большого числа схем подачи экологических знаний в высшей школе, основанных на различных, порой диаметрально противоположных по сути принципах и концепциях, была выработана общая для всех специальностей концепция преподавания экологии, как междисциплинарной многоплановой науки, имеющей собственную методологическую основу и предмет изучения.
Экологическое обучение рассматривается в ней как система трех основных частей: учения о биосфере, техногенеза и социальной экологии, которые в процессе обучения должны располагаться последовательно за методологическим разделом. Во вводном разделе рассматриваются основные понятия экологии как междисцмплинарной науки, охватывающей приоритетные направления фундаментальных и прикладных областей знания. Такой методологической основой служит системный подход, позволяющий провести анализ сложной ситуации и понять механизм развития процессов и явлений.
В первой части предполагается изучение вопросов, связанных с процессами, происходящими в «оболочке жизни» - в биосфере. При этом биосфера характеризуется, с одной стороны, как особая земная оболочка, а с другой, - как наиболее сложно организованная экологическая система. Основную часть этого раздела должен занимать анализ этапности и характеристика отдельных этапов эволюции биосферы.
На втором этапе, при изучении техногенных процессов, делается упор на рассмотрение их с геологической точки зрения, в тесной взаимосвязи с геосферой. Здесь же рассматриваются причины и возможные пути предотвращения экологических катастроф, а также понятие экологического мониторинга. Такой подход позволяет дать прогноз развития процессов на основе опыта геологических наук и показать воздействие техногенеза на природную среду.
Третий раздел, посвященный проблемам социальной экологии, предполагает рассмотрение человека как компонента окружающей среды и всех вытекающих из этого взаимосвязей. В нем также рассматриваются социальные парадигмы: эгоцентризм, антропоцентризм и биоцентризм, основные методы и концепции экологического образования и воспитания, вопросы формирования экологического сознания.
Основное внимание в учебном процессе должно быть уделено освоению учащимися таких основополагающих знаний, как взаимосвязь и взаимозависимость между компонентами и элементами природы, целостность природы, ее изменение под влиянием природных и антропогенных факторов, взаимодействие общества и природы, рациональное природопользование, природные ресурсы, круговорот веществ и потоков энергии и др.
Стратегия концепции нацелена на воспитание у выпускников различных специальностей навыков глобального мышления, ограничение потребительства, понимания многогранности и сложной связи в биосфере, ее ограниченных возможностей к самовосстановлению, целостности и хрупкости жизни на Земле.
В результате реализации предложенной модели создается логическая цепь получения экологических знаний, не обрывочных - о природе, воде, земле, социальных аспектах, а именно система знаний, которая должна преломиться, воплотиться в профессиональные знания выпускников. Таким образом, особая ответственность ложится на выпускающие кафедры -именно они должны дать экологические знания применительно к той или иной специальности.
При этом отметим, что для успешной реализации системы непрерывного экологического образования СГУ ведет систематическую работы со школами. Основные звенья системы, в рамках которой реализуется рассматриваемый подход - это специализированный геоэкологический класс гимназии №1 города Саратова и отделение «Науки о Земле» Высшего Колледжа Прикладных Наук СГУ, экологохимический колледж, средние школы №№3, 6 города Саратова, №№1, 33 города Энгельса, лицей гуманитарных и социальных наук. Учебный процесс в спецклассах строится на преподавании «экологизированных» общепрофессиональных дисциплин (химия-экология, биология-экология, география-экология), специальных (фундаментальная экология, социальная экология, основы рационального природопользования) на базе учебно-научных лабораторий и НИИ СГУ, а также
мировоззренческих дисциплин (эволюция биосферы и палеоэкология, геоэтика, поэзия и природа).
Не претендуя на бесспорность предложенной концепции непрерывного экологического образования, думается, что она имеет право на существование и практическую реализацию в деятельности вузов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виненко В.Г. Построение содержания непрерывного образования педагога. Системносинергетический подход. - Саратов, 1999.
2. Винокурова Н.Ф., Колосова Н.И., Смирнова В.М. Геоэкология: Учебное пособие. -Н. Новгород, 2002.
3. Глазычев С.Н. Экологическая культура учителя: Исследования и разработки
экогуманитарной парадигмы. - М., 1998.
4. Залыгин С. Экология и культура // Новый мир.1992. №9.
5. Зверев И. Д. Приоритеты экологического образования // Развитие непрерывного
экологического образования: Материалы 1-ой Московской научно-практической
конференции по непрерывному экологическому образованию. - М., 1995.
6. Когай Е.А. Социальная экология. Культура и природа: этапы развития // Социальнополитический Журнал. 1998. №9.
7. Концепция непрерывного экологического образования и воспитания населения Саратовской облати // Саратовский вестник образования. 1994. №1-2.
8. Моисеев Н.Н. В раздумьях о будущем. - М., 1998.
9. Постановление Правительства Саратовской области о Межведомственной Комиссии по непрерывному экологическому образованию и воспитанию населения Саратовской области // Экологический вестник «Набат». 1996. №3.
10. Пуляев В. Г. Экология человека - путь к спасению к жизни на Земле // СоциальноГуманитарное Знание. 2001. №1.
11. Яницкий О.Н. Экологический аспект проблемы культурного прогресса. // Культурный прогресс: философские проблемы. - М., 1994.
M.V. Kalinnikova
The Department of Sociology
Saratov State University E-mail: KalinnikovaMV@info. sgu. ru
HIGH EDUCATION AND ECOLOGICAL CULTURE
Nowadays solution of global problems depends on type of a person will be formed by the society, on his level of individual perception, character, interpersonal relations, level of involvement in the life of the society. All these components play an important role in the formation of the ecological culture of an individual. The experience of Saratov State University proves that this problem may be solved by establishment of the lifelong ecological education where university education is a key element. With this aim in view, Saratov State University has developed the model of the ecological education representing the process of ecological knowledge acquisition.