Центру образования № 641 имени Сергея Есенина — 50 лет
Демидова Екатерина Владимировна
заместитель директора по воспитательной работе ГБОУ Центр образования № 641 им. С. Есенина E-mail: Demidova641@yandex.ru
г. Москва
J ^
роль ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
И УКЛАДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
в социализации учащихся
Какую роль воспитательная среда и уклад образовательного учреждения играют в социализации учащихся?
S_________________________._____________________Г
Аннотация: Статья посвящена системе работы школы по социализации учащихся с целью формирования у детей определенных личностных качеств и навыков поведения. В статье приводятся примеры школьных мероприятий, способствующих успешной социализации детей, интеграции их в обществе.
Ключевые слова: воспитание, воспитательная среда, социализация, успех.
Одной из основополагающих проблем наук, занимающихся изучением личности, является изучение процесса социализации, т.е. исследование широкого круга вопросов, связанных с тем, как и благодаря чему человек становится деятельным общественным субъектом.
Понятие «социализация» шире традиционных понятий «образование» и «воспитание». Образование предполагает передачу определенной суммы знаний. Воспитание понимается как система целенаправленных, сознательно спланированных действий, цель которых -формирование у ребенка определенных личностных качеств и навыков поведения. Социализация включает в себя и образование, и воспитание, и сверх того, всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности, на процесс ассимиляции индивидов в социальные группы.
Прежде всего, обратимся к определению «социализации».
В «Словаре прикладной социологии» дается следующее определение: «Социализация - сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности, посредством выполнения определенной роли в практической деятельности... »
Другое определение: «Социализация личности -процесс вхождения (интеграции) её в общество, в различные типы социальных общностей (группа, коллектив, организация и др.) посредством усвоения культуры, социальных ценностей и норм, на основе которых формируются общественно значимые черты личности».
Актуальность проблемы социализации заключается в том, что современное общество заинтересовано помочь ребенку развить свой потенциал, сохранить и улучшить его здоровье.
Жизнь ребенка в школе упорядочена и организована, а внешкольная среда противоречива, специфична, в определенной мере стихийна. В школе и дома у ребенка есть свои конкретные обязанности, он под контролем. На улице же он чувствует себя свободным от контроля и от обязанностей. Поэтому учет обстановки в городе и контроль за проведением детьми часов досуга имеют большое значение. Местожительство надо рассматривать как часть микросреды школьника, активно влияющей на формирование и развитие его личности. Еще задолго до прихода в школу ребенок включается в определенные отношения с людьми. Поэтому и работу с детьми надо начинать с младшего школьного возраста, и в первую очередь с организации свободного времени, с развития интересов и способностей детей.
8
Эксперимент и инновации в школе 2012/5
Центру образования № 641 имени Сергея Есенина — 50 лет
Школа призвана координировать совместные усилия семьи и общественности по формированию социально благоприятной среды воспитания детей и взрослых. В ней создаются условия, которые снимают противоречия между целями воспитания и естественными потребностями нормально развивающегося человека. Сегодня фактор взаимодействия, взаимозависимости процесса воспитания с социальной средой, в которую погружен школьник, приобрел особую остроту и актуальность. Проблемы ребенка и семьи заставляют учебное заведение и учителя стать реальным защитником детей. Способность видеть и понимать, спокойное дружелюбие, искренний уважительный тон, умение заражать своей корректностью обладает большой силой воздействия, формирует мотивы созидания, утверждает жизнеспособность ребенка. Это становится щитом от отрицательных эмоций и реакций среды.
Усиление акцента на использование воспитательных возможностей внешкольной среды в современных условиях чрезвычайно важно. Необходимо искать новые формы и методы работы с детьми.
Для решения задач воспитания, развития и социализации личности в школе введены новые профессии: педагог-психолог, педагог дополнительного образования, социальный педагог. Роль открытой среды в социализации личности огромна. Она формирует первоначальное представление об обществе, его укладе, традициях, нравах. Именно здесь ребенок познает жизнь, приобретает первый опыт социального общения. Сегодня мало разрозненных усилий и эпизодических мероприятий,чтобы удовлетворить все обостряющуюся социальную потребность. Ей отвечают идеи социальной педагогики, в частности, компетентность одного из ее конкретных субъектов - социального педагога. Он может успешно действовать при условии, если включен в целостную систему общественного по своей сущности воспитания. Вне такой системы он бессилен, как впрочем, и она резко ослаблена без него. Социальное воспитание как система включает все то, что формирует человека, образует целостность разного.
Очевидно, без школы не научиться жить среди людей, но ущербно и общественное воспитание вне органической связи со школьным. Социальная педагогика имеет свои цели, содержание, структуру. Ее место действия - не только школа, семья, двор, но в целом социум или микросоциум. Объектами педагогического влияния становятся не только школьник, его семья, но большие группы людей, часто разновозрастные объединения, т.е. клубы, секции, отряды. В таких объединениях все держится на добровольности, свободе, самодеятельности. В центре общественных интересов стоит личность.
Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной
жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Одной из базовых ценностей духовнонравственного воспитания школьника является семья.
Тесное взаимодействие школы и семьи способствует созданию гармонии и взаимопонимания. Ведь только общими усилиями можно воспитать у детей сопротивляемость злу, безнравственным поступкам. Школа учит защищать идеалы добра и бескорыстия, человеколюбия и честности. Поэтому так важно организовать нравственное поведение самого воспитанника, побуждать к совершению морально ценных поступков, включать их в коллективную, социальную, творческую деятельность, ставить их в ситуацию успеха. В результате такого подхода происходит переосмысление, переоценка ценностей, перестройка сознания, преобразование личности в процессе социализации. Этот факт обязывает педагогов школы, классных руководителей обратить серьезное внимание на семью, сделать ее союзницей в развитии ребенка.
Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Однако успешное решение многих возникающих проблем возможно только при условии взаимодействия семьи, школы и социума.
Кардинальное воздействие на развитие школьника оказывает сфера его материального бытия, образа жизни. Естественно, что положение семьи, окружающая бытовая атмосфера, организация жизни прямо сказывается и на здоровье, и на учение, и на нравственности детей. Этот фактор обязывает педагогический коллектив школы обратить серьезное внимание на семью, сделать ее союзницей в воспитании и развитии ребенка. Современные тенденции таковы, что воспитательные системы школ становятся системами, открытыми для диалога и конструктивного решения поставленных задач.
Одним из направлений построения школьных воспитательных систем, социализации ученика является развитие школьного ученического самоуправления. В Законе РФ «Об образовании» сказано: «Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право... на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений».
Самоуправление тесно связано с темой прав человека. Ученическое самоуправление своими корнями уходит во времена существования пионерской органи-
Эксперимент и инновации в школе 2012/5
9
Центру образования № 641 имени Сергея Есенина — 50 лет
зации. И именно поэтому мы имеем размытое представление о нем.
Термин «самоуправление» трактуется по-разному. Одни за основу берут руководство коллективом и рассматривают самоуправление как часть системы управления. Другие понимают самоуправление как форму организации коллективной жизни. Третьи - как возможность учащихся реализовать свое право на активное участие в управлении всеми делами школы. Но одно ясно точно -главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику - как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами.
Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.
Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. А это и есть важнейшие элементы социализации.
Воспитательная система нашей школы складывается из совместной деятельности учителей, учащихся, родителей, педагогов дополнительного образования, органов местного самоуправления, общественности. Инициатива должна исходить от школы как от наиболее стабильного и профессионального подготовленного института. Образование и социальный вопрос - два взаимосвязанных и взаимозависимых явления современной жизни. Жизнь востребовала социальную педагогику: педагогику среды, педагогику отношений в социуме, педагогику социальной работы. Школа выступает центром интеграции субъектов воспитания.
Цель совместной работы - создать ребенку социальную ситуацию развития, среду общения, поле деятельности, которое нельзя заменить даже очень интересным уроком. Такое сотрудничество направлено на социальную защиту и реализацию прав ребенка, на успешное разностороннее развитие и самореализацию.
Учебная и внеучебная деятельность, насыщенная моделирующими жизненными ситуациями, приобретает в нашей школе разные формы, наиболее успешными из них, как показал наш опыт, являются инновационные проекты. Так одним из инновационных проектов является «Выездной учебный семинар», ставший хорошей традицией нашей школы. Главная задача семинара -адаптация десятиклассников к новым условиям жизни в старшей школе, посвящение в лицейское братство. Проходит семинар ежегодно в октябре, в течение трех дней. Все ученики 10-х классов выезжают в подмосковный пансионат. В течение всего времени их ждут заня-
тия по предметам не в традиционной форме, конкурсы смекалки, психологические тренинги и игры, спортивные соревнования, уроки этикета и многое другое. Апогеем семинара является лицейский бал XIX столетия, куда лицеисты приходят в бальных костюмах и танцуют вальс, мазурку, полонез... В последний день семинара проходит торжественное посвящение в лицеисты. Праздник становится незабываемой вехой в жизни каждого участника. Крепнет дружба между ребятами, они берут все новые вершины, они стремятся к новым свершениям. И очень значительно звучит название всего семинара -«Мы - будущее России». Как стали гордостью страны лицеисты того самого XIX века, такие как Пушкин, Дельвиг, Горчаков, Пущин и др., так, надеемся мы, будут гордиться и нашими выпускниками-лицеистами.
Так ученики нашего Центра образования сдают ЕГЭ не только без двоек, но и тройка является большой редкостью. Например, по русскому языку и математике школа показывает результат - 100-процентное качество, что говорит о ежедневном, кропотливом труде педагогов. Таким образом, выполняется главная задача школы.
Большая роль у нас в школе отводится традиционным мероприятиям. Здесь необходимо сказать об общешкольном проекте по музейной педагогике «Тропа к Есенину», реализуемом в нашем Центре. Еще в 1995 году был открыт музей Сергея Есенина в нашей школе. Вскоре школа получает имя великого поэта. С тех пор тема Есенина всегда отражается в нашей школьной жизни. Проект «Тропа к Есенину» реализуется комплексно:
10
Эксперимент и инновации в школе 2012/5
Центру образования № 641 имени Сергея Есенина — 50 лет
в учебной, воспитательной, экспериментальной деятельности. В начале октября ежегодно проходит Есенинская декада. И здесь нет определенного сценария. Каждый год это что-то новое: то поэтическая дуэль учащихся со знатоками творчества Есенина, то газеты-проекты по творчеству поэта. Например, «Цветы в стихах Есенина», «Народные праздники в творчестве поэта» и др. Проходят тематические фотоконкурсы («Ах, как не любить, как не любить мне вас, цветы», «Бушует вновь Есенинская осень»). Проходят вечера, концерты, поэтические гостиные, встречи с поэтами и артистами и многое другое. А в начальной школе мероприятия связаны с народными мотивами в творчестве С. Есенина.
В такого рода мероприятиях задействованными оказываются все жители нашей прекрасной школьной страны. Каждый чувствует себя частью целого, чувствует себя нужным. Таким образом, созданная и отлаженная система работы в нашем Центре образования позволяет реализовывать любые общешкольные проекты, независящие от темы, количества участников, формы представления. Недаром мы реализуем инновационный проект построения «Школы социального успеха», успеха каждого нашего ученика.
Подводя итоги, следует отметить, что процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой «Я»-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой «Я»-образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.
Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрос-
лый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.). Передача происходит не только и не столько на уроках и классных часах, через публичные выступления и задушевные разговоры учителей, сколько всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет. Только при взаимном соответствии содержания школьной жизни (связанной с тем, как коллектив учителей понимает цели образования вообще, своей школы и проч.) и выбранных организационных форм можно говорить об осознанном подходе к школе как к институту социализации. Рассогласование этих составляющих может привести к разнообразным нега-
тивным последствиям, способствовать формированию
«двойной морали», отрицанию нормативного поведения вообще, социальной апатии и др.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996.
2. Голоднова Л.В. «Образовательная среда Центра образования как фактор социальной адаптации школьников средствами инновационных и исследовательских проектов». Программа развития как инновационный проект построения «Школы социального успеха»: Сборник научнопрактического опыта.- М.: АПКиППРО, 2009.
3. Закон РФ «Об образовании», ст. 50, п.4.
4. Кадыкова О.М. «Общешкольный проект как механизм управления проектно-исследовательской деятельностью учащихся». Тропа любви к творчеству Сергея Есенина. М.: АПКиППРО, 2011.
5. Карпухин О.И. «Молодежь России: особенности социализации и самоопределения». Социологические исследования. 2000.- № 1.
6. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. М.: 2009.
7. Словарь прикладной социологии. Минск: Изд-во «Университетское», 1984.
Конкурсы плакатов, презентаций. Страничка в электрон. энциклопедию. Общешкольная проектная игра.
Эксперимент и инновации в школе 2012/5
11