Научная статья на тему 'Роль воображения в развитии творческой личности'

Роль воображения в развитии творческой личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7153
598
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль воображения в развитии творческой личности»

С.В. Меньшиков

РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Воображение — психический процесс создания образа, предмета, ситуации путем перестройки имеющихся у человека представлений. Благодаря этому человек способен мысленно преодолевать расстояния, переноситься в далекое прошлое и будущее.

Психологи различают два вида воображения;

1. Воссоздающее, которое развертывается на основе описания, рассказа, схемы, наполняя исходный материал имеющимися данными образами. Например, чтение книги предполагает работу воссоздающего воображения.

2. Творческое воображение предполагает создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов. При этом необходимо различать объективную и субъективную новизну результата:

а) объективно новое, если идеи и образы не повторяют чьего-либо опыта;

б) субъективно новое, если идеи и образы повторяют ранее созданные, но

являющиеся новыми и оригинальными дая данного лица.

Деление воображения на воссоздающее и творческое до некоторой степени относительно, так как в каждом из них есть элемент другого.

Л.С.Выготский писал: "Творческое воображение, хотя оно и является в известной степени воспроизводящим, как форма деятельности не сливается с памятью. Оно рассматривается как особая деятельность, представляющая своеобразный вид памяти" [1].

Представление о том, что воображение первично по отношению к другим психическим процессам, легло в основу психоанализа, основанного

3.Фрейдом. Согласно учению Фрейда два принципа контролируют психическую деятельность: принцип удовольствия и принцип реальности.

Известный психолог писал, что, так как биологические потребности ребенка удовлетворяются взрослыми, сознание его развивается грезящим. У ребенка нет восприятия реальной действительности, поэтому сознание его галлюцинаторное.

З.Фрейд анализировал не все виды воображения, а только фантазии (мечту) и сновидения (грезы). Мечта проявляется в работе воображения, рождающего образы желаемого будущего, имеет яркую эмоциональную окраску, осознана, прочно закреплена в личности.

Динамика мечты в том, что, будучи первоначально простой реакцией на сильно возбуждающую ситуацию, она нередко становится внутренней потребностью личности.

Мечтание помогает человеку отступить от цели, заменяя реальное действие воображаемым, и в то же время оно мешает уйти от цели совсем или забыть ее.

Исследования психологов выделили несколько способов создания образов воображения.

Агглютинация — в одном образе соединяются разные части, любые свойства (шестирукий Шива).

Акцентирование —• выделяют часть или деталь и делают ее доминирующей или несущей смысловую нагрузку (дружеский шарж).

Типизация - это образ, который впитывает в себя массу аналогии, хотя и представлен как конкретный (типичный литературный герои, в котором

формируются черты людей его круга). ^__„

Воображение - это не выдуманная, а подлинная сила, необходимая

для осуществления самых, заветных желаний.

В словаре Уэбстора сказано, что "... воображение есть действие или усилие, направленное на создание мыслительных образов чего-то нового, ранее не встречавшегося, или направленное на создание новых образов, идеи с использованием накопленного опыта" [2].

Воображение является реальной силой, определяющей нашу неудачу или успех, так как сйла самовнушения основывается на способности создавать образы.

"Самовнушение — это влияние воображения на духовный и физический аспекты человеческого бытия. Когда воля и воображение вступают в конфликт друг с другом, всегда побеждает воображение — исключений тут быть не может!" — утверждает Эмиль Кюи [2].

"Сила воображения движет силой притяжения, когда наше воображение захватывает какая-то идея, нас неуклонно тянет к ней, несмотря на то, что иногда воля хочет противоположного" [2].

Самопоражение — это привычка к негативному самовнушению вкупе с богатым, но негативным воображением. Боязнь неудачи болезненно овладевает воображением, и оно подсознательно тянется к самопоражению. Если попытаться заменить страх храбростью, уверенностью в себе (мы в состоянии это сделать, охватив такими идеями воображение), то наши мысли и чувства будут усиливать волю. Об этом же писал В.Сатир: "Вооруженные волей и воображением, мы сумеем одолеть любого недруга, внести гармонию в нашу жизнь, обрести самоконтроль и достичь заветной цели" [3].

Творчество зиждется на свободе воли и воображения.

"Творчество — синоним оригинального мышления, то есть способности постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творческий ум — это ум активный, пйтливый, обнаруживающий проблемы там, где другие их не видят, считая, что на все есть готовый ответ; он чувствует себя как рыба в воде в-переменчивой ситуации, там, где другим мерещатся од ни опасности; он способен принимать свои решения, ни от кого не зависящие, он отрицает то, что ему навязывают, по-новому оперирует предметами и понятиями, не давая себя спутать никакими конформистскими соображениями. Все эти качества проявляются в процессе творчества. И процесс этот веселый, игровой, даже когда речь идет о строгой математике" [4].

"Творчество требует мужества, осознанный самоконтроль и уверенность в себе... Видение или мечтание — это побуждение к творчеству: вы стараетесь увидеть то, что дан вас желанно, затем подключаете волю и воображение к мечте и создаете то, к чему стремитесь" [2].

М.Беркинблит и АЛетровский обращают внимание на место воображения в структуре творческой деятельности. "Воображение выступает как временно исполняющее обязанности логического мышления... В строгом смысле мышление возможно только тогда, когда есть достаточно сведений или их можно добыть путем логических операций. А если этих сведений мало, то помогает творческое воображение. При его помощи создаются пропущен-шле звенья и факты увязываются в систему. Эти звенья нужны как строительные леса , при помощи которых будут найдены реальные факты и связи, подтверждающие или опровергающие работу воображения" [5]

Сознание — высший уровень психологического отражения и саморегуляции, выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно встающих перед субъектом в его "внутреннем опыте", предвосхищая его практическую деятельность.

Воображение — часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно, неповторимо отражается внешний мир. Оно позволяет программировать не только наше будущее поведение, но и представлять возможные условия, в которых это поведение будет осуществляться.

Независимое мышление удесятеряет силу личности, если имеет нужную направленность.

А.Н.Леогаъев в своей работе "Деятельность. Сознание. Личность" отмечал: "Личность действительно рождается дважды: первый раз, когда у ребенка проявляются в явных формах мотивированность и соподчиненность действий, второй раз — когда возникает его сознательная личность. Происходит особая перестройка сознания" [4].

Нередко эта перестройка сознания совпадает с переходом, по иерархии потребностей Маслоу, на верхние этажи (самоактуализация, стремление к реализации своих способностей, к развитию собственной личности).

Творческая самоактуализирующаяся личность должна иметь достойную цель (главный мотив, по Маслоу) в своей жизни.

В работе Г.Альтшуллера и И.Верткина "Жизненная стратегия творческой личности" приведены основные критерии достойной цели [6]:

цель обязательно должна быть положительной — направленной на развитие жизни;

цель должна быть бесконечной, то есть такой, чтобы ее можно было превратить в часть более общей подцели;

как правило, достойная цель опережает свое время и поэтому воспринимается гафужающимикак еретическая;

достойная цель лежит в области отсутствия конкуренции; для разработки достойной цели необходимо иметь обширный информационный фонд;

еще один критерий — независимость, то есть возможность разработки цели даже в экстремальных жизненных условиях.

Лук А.Н. сформулировал главные черты творческой личности:

смелость ума, сила духа, смелость работать ради создания лучшего;

смелость думать так, как не думает никто;

смелость целиком отдаваться внешней и внутренней жизни; смелость следовать своей интуиции вопреки логическим рассуждениям;

смелость воображения, позволяющая представить недостижимое, а потом достичь его;

смелость противопоставить себя большинству и, если нужно, вступить в конфликт с ним; смелость быть самим собой [7].

"Развитие личности начинается с того, что субъект действует рада поддержания своего существования, и приводит к тому, что субъект поддерживает свое существование ради того, чтобы действовать, делать дело своей жизни" [4].

А.Н. Леонтьев выделял три параметра личности:

1) богатство связи индивида с миром;

2) степень иерархшированности деятельностей и мотивов;

3) общий тип, ее строение и структура.

Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразо-вания. Развитие процесса целеобразования основывается на творческом воображении. _

Воображение по Выготскому — импульс к творчеству. Возникая как

идеальное удовлетворение потребностей, образы потребностей превращаются в образы желаемого будущего, в конкретные цели деятельности и тем самым __ в источники волевого поведения человека. "Воображение преобразует действительность в направлении потребностей, формируя конкретные пути

их удрвлегворения" [1].

Содержание образов С.Л.Рубинштейн связывает с направленностью личности, ее потребностями, интересами, желаниями, чувствами.

' "Высший уровень воображения, — пишет он, — сознательное формирование образов и их преобразование в соответствии с целями сознательной творческой деятельности человека" [8].

Творческие способности заложены и существуют в каждом человеке. Творчество скорее не вид, а стиль деятельности. Креативность не единый фактор, а совокупность разных способностей, позволяющих решать нестандартные задачи и находить необычные решения в обычных. А именно: зоркость в поиске проблем; легкость генерирования идей; умение управлять своим воображением.

Симпсон определял креативность как способность отказываться от стереотипных способов мышления.

Гилфорд ввел понятие "дивергентное мышление" — мышление, идущее в разных направлениях. Вот что он понимал под понятием креативность: "Креативность — система качественно различимых факторов (способностей), которые располагаются внутри общей модели интеллекта.

1. Оригинальность (необычность).

2. Семантическая гибкость (выделить функцию и предложить новое использование).

3. Образная адаптивная гибкость (способность изменять форму).

4. Спонтанная гибкость (все возможные способы)" [9].

Задача педагога — увидеть проявления креативности у детей и развить ее в творческой деятельности.

В школе обычно применяются задания "закрытого типа" с заданным набором элементов и с единым решением. А оригинальность и самостоятельность мышления, полет фантазии и идей может сложиться при решении задач "открытого типа", где полная самостоятельность в выборе решения.

Выявление творческого потенциала происходит в сопоставлении двух типов мышления: 1) дивергентного (открытого, креативного) и 2) конвергентного (репродуктивного) и двух типов личности — "креативов" и "интеллектуалов".

Вот какие признаки креативов приводит Ермолаева-Томина в своей статье [10]:

1. Открытость к опыту, чувствительность к новым проблемам. (Интеллектуалы способны решать сложные проблемы, а креативы способны сами видеть и ставить проблемы, выходить за рамки задачи)

2. Широта категоризации. (Креативы склонны к широкому обобщению явлении, не связанных между собой)

3. Беглость мышления — богатство идей и ассоциаций, возникающих по самому малому поводу.

4. Гибкость мышления — способность быстро переходить от одного способа к другому.

5. Оригинальность мышления — самостоятельность, необычность, остроум-ность решения.

Креативность можно регулировать через психические процессы: 1. Восприятие:

а) чувствительность к субсенсорным подсказкам;

б) умение увидеть неточность, необычность, дефекты, оригинальные свойства объекта;

в) способность видеть частное пересечение признаков предмета, где нет очевидной связи;

г) интуитивное видение главного, существенного;

д) спонтанность, свобода от фиксированной установки;

е) привлекают неопределенные, сложные объекты.

Восприятие как источник получения и хранения информации необходимо для творческой деятельности. Но, чтобы накопленный материал не лежал пассивно, балластом, нужно ориентировать восприятие на связь с установкой на последующее воспроизведение, актуализацию конкретной деятельности. "2. Воображение и фантазия различаются по направленности, силе и яркости. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазии детей в решение конкретной задачи. Два процесса обеспечивают контакт с действительностью и отход от нее, являются двумя взаимосвязанными процессами, определяющими главные черты креативности — умение видеть и ставить проблемы и гибкость, богатство ассоциативного ряда.

3. Эмоции и чувства — сфера саморегуляции и самоконтроля. У креативов наиболее часто встречаются два качества: стремление к доминированию (риск, независимость, нарушение порядка) и оптимизм (готовность прийти на помощь, чувство прекрасного, юмор)" [10].

Доминирование эмоции страха является препятствием для формирования черт креативности.

Посмотрим, как воображение появляется и развивается. "Если на начальных этапах развития игры требуется предмет-заместитель и относительное проговаривание (разговорное действие), то на поздних этапах предмет выступает как слово, а действия — как жесты. Они носят промежуточный характер, приобретая характер умственных действий со значением предметов. Этот путь развития к действиям, в уме оторванными от предметов значениями, является одновременно предпосылкой дня воображения", — писая Д.Б.Элькошш [11]. „ „

Воображение в раннем детстве носит воссоздающий характер. Ьго нельзя назвать активным: оно возникает не произвольно, без специального намерения, а под влиянием интереса к окружающим предметам и явлениям и

вызванных ими чувств. _ т__„„„

Слушая рассказы и сказки, ребенок начинает представлять их персонажи, описанные в них события. му Иногда при работе с маленькими детьми возншсает впечатление что их воображение отдается богатством и творческим характером, ошо^нное на легкости,.с которой дети продуцируют образы,^^п^ меком на сходство одних предметов с другими. В дсиствмюшгздесьпро является не богатство, а склонность связывать все по случайным обстоятель ствам и отсутствие стереотипов.

Возникновение воссоздающего воображения, при всей его ограниченности, имеет огромное значение для познания ребенком окружающего мира. Воображение выводит ребенка за узкие рамки/дачного опыта, дает возможность знакомиться с предметами и явлениями, ¡ которых он сам никогда не воспринимал.

Отличительная особенность образов воображения у дошкольников — их яркость и эмоциональность, легкость возникновения и смены. Жизнь ребенка значительно больше насыщена воображением, чем жизнь взрослого.

В среднем дошкольном возраст«? У детей начинается свободное фантазирование — сочинение сказок по образцу услышанных ими от взрослых.

В старшем дошкольном возрасте активное воображение ребенка приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает ее претворять. Вместе с тем оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним при решении познавательных задач.

Приобретая активный характер, воссоздающее воображение ребенка значительно полнее и точнее, чем раньше, воспроизводит действительность. Ребенок перестает путать действительное и вымышленное, реальное и фантастическое.

Существуют мечты-игры, мечты-планы.

"Учитывая большой удельный gee в жизни ребенка мечты-игры, учителя должны научиться использовать дх дня развития поведения, нравственности. Например, первоклассник изобретает лекарство, которое избавит мир от всех болезней. Чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько выражает его направленность, сколько формирует ее. В этом и состоит формирующая функция мечты" [12].

Воображение ребенка не сильнее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни и ему меньше мешает психологическая инерция мышления, приобретаемая вместе со знаниями.

В школе детское воображение становится важной предпосылкой обучения и эстетического воспитания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Когда воображение не воссоздает заданное описание или изображение, а направлено на построение собственного замысла, оно приближается к творческому воображению. Пока это творчество для себя, но оно имеет огромное значение для развития самих действий воображения, подготовки к настоящему творчеству в будущем.

Главная школа активного воображения — сюжетно-ролевая игра.

Дети строят замысел, придумывают сюжет. Доля активного воображения в задумывании и развертывании игры увеличивается при переходе ребенка к режиссерским играм, где весь замысел схроит и реализует он сам.

В значительной мере воспитание воображения совпадает с воспитанием мышления. Однако к воображению предъявляются дополнительные требования: конкретность и оригинальность. Поэтому нужны и дополнительные методы, состоящие в поощрении самостоятельных поисков ребенка, преодолении установившихся шаблонов, нахождении оригинальных решений.

Попадая в первый класс, ребенок шеста лет сталкивается с требованием использовать точное воссоздающее воображение. Жесткое проведение этого требования вредит развитию творческого воображения, отучает от самостоятельности и оригинальности в создании новых образов. Правильный путь — постепенное разведение воссоздающего и творческого воображения приучение детей к тому, что в одаих случаях можно и нужно фантазировать придумывать свое, а в других следует строго придерживаться имеющихся указаний

"Дети — прирожденные художники, ученые, изобретатели — видаг мир во всей своей красоте, свежести и первозданности; каждый день заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать... однако их творческие способности в подавляющем большинстве разбиваются о стену общепринятых норм, взглядов, догм, выдаваемых за знания и опыт", — написал в своей книге "Грамматика фантазии" Джанни Родари [13].

"Роль учителя не сводится к передаче знаний в расфасованном виде по столько-то в день; учитель — не укротитель необъезженных коней и не дрессировщик тюленей. Это взрослый человек, находящийся с детьми для того, чтобы передавать им лучшее, что есть в самом себе, чтобы развивать у себя навыки творчества и воображения, конструктивно участвовать в различных видах деятельности, теперь уже оцениваемых как равноправных: тут и живопись и пластика, и театр, и музыка, область чувств и нравственности, знания, науки, техника, игра. И ни один из всех этих видов деятельности не рассматривается как просто времяпровождение или развлечение, в отличие от других, считающихся более почтенными..." [13].

Именно на это направлен курс развития творческого воображения (РТВ), который проводится по материалам теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

В работе С. Литвина [14] выделены цели курса РТВ:

1. Развивать творческий стиль мышления:

а) системность мышления (не работать в одной системе, выходить в над-систему, в подсистему, рассматривать прошлое и будущее);

б) диалектичность мышления (умение выявлять и ликвидировать противоречия);

в) внешаблонность мышления (умение бороться с психологической инерцией).

У каждого человека, в том числе и ребенка, существует психологическая инерция, устоявшаяся привычка, когда действие выполняется механически, а мысль течет как по проторенной дороге, без обдумывания направления. Психологическая инерция бывает нескольких видов:

функциональной направленности (пример: коробочка с гвоздями и свеча, как закрепить ? ответ: прибить коробку); специальных терминов; привычной формы (дырка — круглая);

привычного измерения (соединить четыре точки тремя линиями); привычки облика — внешнего вида; типовых обстоятельств применений; привычной значимости; лишняя информация. Задача приемов и методов РТВ — в нужный момент уменьшить психологическую инерцию;

г) управляемость мышления:

целенаправленность (думать в нужную сторону, где возможно правильное решение);

координированность

динамичность (разные подходы по обстоятельс смелость решения (не бояться идей); творческая интуиция.

2. Моделирование.

3. Анализ реальных проблем, опережающий реализм.

(включать нужный уровень воображения);

В специальной литературе опубликованы следующие рекомендации педагогам:

1. Внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активно-

ста детей. Позволять высказывать свои творческие идеи и находить для этого время, слушать ребенка.

2. Изменять внутренний настрой по отношению к каждому ученику. Видеть в каждом потенциальные творческие способности.

3. Педагоги должны суметь увидеть результаты деятельности не только на уроках, но и вне школьной жизни. Поощрение способствует формированию индивидуального стиля у учащегося.

4. Формировать достаточно высокую самооценку у учащихся, которая стимулировала бы к деятельности, подготавливая почву для позитивного успеха.

5. Воспитывать собственную креативность. Преодолевать в себе силу инерции, шаблона, формальности в преподавании. Преподаватель должен стремиться к поиску наиболее оптимальных и всегда новых путей развития творческих способностей детей.

В ШКОЛЕ НЕОБХОДИМО:

1. Расширить круг дисциплин, непосредственно связанных с творчеством.

2. Расширить связи между дисциплинами.

3. Ввести в программы творческие задания.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Собр. соч. — Т.2. — М.: Педагогика, 1982.

2. Байнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. — М.: Щогоесс.

1990. хг*

3. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М.: Педагогика, 1992.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.

5. Беркинблит М., Петровский А. Фантазия и реальность. — М.: Политиздат,

1968.

6. Альтшуллер Г.С., Верткий И.М. Жизненная стратегия творческой личности

// Грани творчества. — Свердловск: Сред.-Урал.кн.изд-во, 1989.

7. Лук А.Н. Юмор. Остроумие. Творчество. — М.: Искусство, 1977

8. Рубинштейн С.Л. Воображение// Основы общей психологии — Т 1 .......М •

Педагогика, 1992.

9. Гилфорд. Изучение творческого мышления. Тесты / Под ред.

О.К.Тихомирова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

10. Ермолаева-Томина Л Б. Проблемы развития творческих способностей у детей (за рубежом) // Вопр.психологии. — 1974 — № 4

11. ЭльконинД.Б..Развитие игры в дошкольном возрасте// Избр. психолог, тр. —М.: Педагогика, 1989. *

12. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. — М., 1978.

13. Родари Д. Грамматика фантазии. — М.: Прогресс 1978

14. Литвин С. Развитие творческого воображения — Л 1981

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.