Научная статья на тему 'Роль военных и оккупационных денег в экономической, социальной и политической жизни общества в период Второй мировой войны'

Роль военных и оккупационных денег в экономической, социальной и политической жизни общества в период Второй мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
186
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ОККУПАЦИОННЫЕ ДЕНЬГИ / СОВЕТСКИЙ РУБЛЬ / ЧЕРВОНЕЦ / ДЕНЕЖНЫЙ КУРС / ГОСБАНК СССР / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / STATE BANK`OF THE USSR / CURRENCY AND FINANCIAL SYSTEM / OCCUPATIONIST MONEY / SOVIET RUBLE / TCHERVONEC / MONEY COURSE / IIWW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мызина Елена Александровна

В статье изучается роль денежной системы в экономике оккупированных территорий Польши, Украины, Прибалтики, Белоруссии в годы Второй мировой войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the money system in the economy of territories occupied (Poland, Ukraine, Belorus, Baltic countries) during IIWW is studied in the article.

Текст научной работы на тему «Роль военных и оккупационных денег в экономической, социальной и политической жизни общества в период Второй мировой войны»

УДК 94(4)“1939/45“:336 ББК Т3(2)6

Е. А. Мызина

РОЛЬ ВОЕННЫХ И ОККУПАЦИОННЫХ ДЕНЕГ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА В ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Ключевые слова: валютно-финансовая система, оккупационные деньги, советский рубль, червонец, денежный курс, Госбанк СССР, Вторая мировая война.

В статье изучается роль денежной системы в экономике оккупированных территорий Польши, Украины, Прибалтики, Белоруссии в годы Второй мировой войны.

E. A. Myzina

THE ROLE OF MILITARY AND OCCUPATIONS MONEY IN ECONOMIC, SOCIAL AND POLITICAL SOCIETY LIFE IN THE PERIOD OF IIWW

Key-words: currency and financial system, occupationist money, Soviet ruble,

Tchervonec, money course, state Bank'of the USSR, IIWW.

The role of the money system in the economy of territories occupied (Poland, Ukraine, Belorus, Baltic countries) during IIWW is studied in the article.

В годы войны гитлеровская Германия, кроме насильственного захвата го-сударсвенного имущества, использовала валютно-финансовые методы ограбления оккупированных стран.

Во-первых, это выпуск военных оккупационных денег, ничем не обеспеченных, которыми формально оплачивались поставки сырья и продовольствия из этих стран в Германию; также правительство Германии активно получало товары различного потребления, столь необходимые для военных нужд, в кредит. В итоге долг по отношению к зависимым странам на конец войны составил 42 млрд немецких марок. В дополнение можно подчеркнуть тот факт, что Германия использовала достаточно завышенный курс марки, что позволяло ей за бесценок скупать товары в этих странах.

Чтобы четко отличать военные деньги от оккупационных, для начала необходимо определить эмитента, выпускающего данные денежные знаки, так как каждая эмиссия денежных знаков тесно связана со временем выпуска, территорией и эмитентом, выпускающим их в обращение.

Типичные примеры военных денег наблюдались во время Второй мировой войны (1939—1945), когда захватчик (агрессор) в основном выпускал ничем не обеспеченные денежные знаки с целью возможности их использования на вражеской территории, обязывая население принимать их обычно с сильно завышенным курсом по сравнению с официальными деньгами, обращавшимися на захваченной территории. По оформлению они в основном печатались на языке оккупанта, со всеми основными признаками: гербом, местом выпуска и т. п.

В то же время встречается совершенно иной вид денежных знаков, выпускаемых государствами-захватчиками. Это оккупационные деньги. Оккупировав страну, захватчик (оккупант, агрессор) создавал правительство, которому разрешалось выпускать денежные знаки с признаками характерными для эмиссии захваченной страны, но без основных национальных атрибутов.

Первыми оккупационными денежными знаками во Второй мировой войне была охвачена территория Польши. В 1939 г., после вторжения германских войск, были

20 И экономическая ИСТОРИЯ

выпущены сначала билеты Имперских кредитных касс в купюрах номиналами '/2, 1, 2, 5, 20, 50 германских марок. В 1940 г. было принято решение о создании эмиссионного банка в г. Кракове, выпустившего в обращение новые банкноты, характерные для Польши, номиналами 1, 2, 5, 10, 20, 50, 100 и 500 злотых. По причине этого выпуска было решено изъять из обращения денежные знаки Имперских кредитных касс, а также все польские денежные знаки, имевшие обращение до наступления войны на территории Польши.

Закон об учреждении Имперских кредитных касс был принят 3 мая 1940 г. Он регулировал обязанности кредитных касс контролировать денежное обращение в оккупированных странах.

На захваченной территории СССР, как и во многих оккупированных странах Европы, немецкие власти выпускали военные деньги единого образца, сохранив при этом обращение советского рубля и червонца как законного платежного средства наравне с оккупационными марками. По приказу из Берлина одна марка приравнивалась к десяти рублям. Данный курс был крайне завышен, что было достаточно выгодно немецким войскам, которые скупали множество товаров за бесценок. Пытаясь сохранить курс оккупационных марок, захватчики активно скупали достаточно «твердые» советские рубли и червонцы. Денежные знаки СССР в больших количествах постоянно изымались из контор денежных касс отделений Госбанка, а также из различных учреждений.

Наиболее типичным примером обращения оккупационных денежных знаков, имевших хождение на территории оккупированных частей СССР, может служить г. Ровно — столица учрежденного в 1942 г. рейхскомиссариата Украины. Здесь был организован Центральный эмиссионный банк, выпускавший с 1 июня того же года собственные денежные знаки в карбованцах. Один карбованец равнялся одному советскому рублю. Всего было выпущено девять номиналов: от о 1 карбованца до 500. На всех банкнотах была проставлена дата «10 марта 1942». По заниженным данным, эмиссия этих денежных знаков составляла около 12 млрд карбованцев. Карбованцы

обращались на оккупированной территории Западной и Центральной Украины параллельно с немецкими марками (10 карбованцев = 1 рейхсмарка). Населению рейхскомиссариата предписывалось до 25 июля 1942 г. обменять советские купюры пятирублевого номинала и выше на карбованцы. Монеты всех номиналов и казначейские билеты СССР достоинством 1 и 3 рубля оставались в обращении.

Интересным остается тот факт, что бургомистрам и полицейским, тесно сотрудничавшим с немецкими оккупационными властями, в основном платили червонцами образца 1937 г. и рублями 1938 г.

Итак, в столь непростое для жизни народа время в Украинском рейхскомиссариате в обращении находились: официально — оккупационные рейхсмарки, карбованцы, советские казначейские билеты номиналом до 5 рублей, все советские монеты, немецкие монеты 1, 5 и 10 пфеннигов; неофициально — советские червонцы.

Выпущенные рейхскоммисариатом карбованцы имели несколько основных функций. Во-первых, они были необходимы для обеспечения войск продуктами и различным необходимым в военное время продовольствием. Чтобы оккупированное население принимало данные денежные знаки и, соответственно, отпускало товары, необходимо было в короткие сроки организовать обращение карбованцев. Также они символизировали смену власти в данном регионе. Изображения на них, вполне возможно, имели некий психологический характер с целью расположения настроений населения на свою сторону.

Курс оккупационных карбованцев несколько менялся как во времени, так и по территории обращения. Это связано с различными причинами. Так, например зима 1941—1942 гг. была особенно «голодной», что в свою очередь повлияло на активный рост цен на продукты. Также на изменение курса карбованца нередко влияла информация об успехах немецких войск. Тогда курс рос. В прифронтовой зоне предпочтения отдавали советскому рублю, что также влияло на курс и рубля, и карбованца.

Самым дорогим в указанный период было продовольствие. Например, заработная плата полицейского и бургомист-

ра, сотрудничавших с немецкими войсками, составляла 600—1 000 рублей/карбованцев. Килограмм хлеба стоил в среднем 100—170 карбованцев.

Следует отметить, что карбованцы, являясь оккупационными денежными знаками, также были практически ничем не обеспечены, но при этом имели относительно стабильный курс, даже по сравнению с советскими — обеспеченными — деньгами. Как отмечалось выше, курс мог меняться в зависимости от обстановки на линии фронта. Подобное явление, вызывающее увеличение или уменьшение ликвидности денежных знаков какой-либо из воюющих сторон, встречается в истории не впервые. Так, например, в сочинениях Я. Гашека описывалась ситуация, когда в 1920 г. некий капитан Гараньи, имея 200 000 советских рублей, старался сохранить вырученные им от продажи брюк и пиджака средства. Повинуясь слухам об обстановке перевеса в пользу Красной или белой армии, он обменивал имевшиеся у него наличные на соответствующие деньги. В итоге вследствие нескольких неудачных спекуляций он остался с одной-един-ственной эстонской маркой.

В 1944 г. немецкие войска, понесшие огромные потери, отступили из оккупированной территории Украинского рейхскомиссариата. Вследствие этого карбованец, навязанный к обращению на протяжении более чем двух лет, сначала начал стремительно терять стоимость, а чуть позже вышел из обращения.

Так как курс карбованцев и немецких марок был искусственно завышен, после их выхода из обращения цены на продукты и товары стали в два-три раза ниже, что, соответственно, положительно отразилось на населении.

Подобные случаи обращения оккупационных или военных, навязанных и практически ничем не обеспеченных денег — явление нередкое. На некоторых других оккупированных территориях, таких как Литва, Латвия, Эстония и Белоруссия, был создан рейхскомиссариат «Остланд», администрация которого находилась в Риге. Каждая страна образовывала генеральный округ. Германское правительство выпускало в обращение денежные знаки иного содержа-

ния. Это были рейхсмарки, имеющие различные номиналы — от 50 пфеннигов до 50 марок. На небольших номиналах в 50 пфеннигов и одну марку присутствовали лишь надписи и символика фашистской Германии. На более крупных номиналах появились изображения людей, подобно карбованцам, описанным выше. Все тексты на данных денежных знаках были исключительно на немецком языке.

Сохранилась информация и о том, что германским правительством была подготовлена новая эмиссия денежных знаков, имитирующих советские денежные знаки. Это были червонцы и рубли, подобные образцам 1937 и 1938 гг. соответственно. Отличие заключалось лишь в отсутствии советской символики, а также в некоторых текстах и дате. На невыпущенных банкнотах было прописано: «Издано на основании положения об эмиссионном банке». Значилась дата «1941 год Киев». В обращение данные денежные знаки не поступали. Советом директоров Имперских касс выдвигалось обсуждение о вводе в обращение уже напечатанных денежных знаков. Предложение было отклонено. Рассматривалась лишь возможность использования выпущенных знаков только на участках фронтовой зоны, желательно с находящимися там фронтовыми кассами и местами платежей.

Кроме упомянутых выше денежных знаков, германскими оккупантами были также выпущены различные денежные суррогаты, имевшие обращение в оккупированных территориях. К ним можно отнести, например, выпускавшиеся так называемые «текстильпункты», имевшие обращение в Беларуси, «пункты» — в Литве. В переводе с немецкого это талоны, выдававшиеся за сданное определенное сырье. Полученные талоны можно было отоварить в специальных пунктах. Или, например, в 1942 г. на территории Беларуси в немецких специальных военных магазинах имели обращение односторонние денежные знаки с номиналами, характерными для денежных знаков фашистской Германии.

Советское правительство также выпускало оккупационные и военные денежные знаки. Достаточно интересной эмиссией советских оккупационных денежных знаков можно считать боны Союзных конт-

22 ■ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

рольных властей. Так, например, на Берлинской конференции 1945 г. был создан Контрольный совет из четырех главнокомандующих союзных стран. Для покрытия военных и оккупационных расходов союзников в Германии было решено ввести специальную валюту. Работу по ее производству и выпуску в обращение приняло на себя правительство США. Билеты на немецком языке достоинством от '/2 до 1 000 марок эмитировались от имени Союзных военных властей. Военные деньги начали выпускать в обращение 8 сентября 1944 г., они служили законным платежным средством во всех зонах Германии.

Для многочисленных сотрудников-воен-нослужащих, находившихся на денежном довольствии, для личных нужд на кофе, бутерброды, сигареты выдавали особые деньги — купоны. Эти частные боны были выпущены от имени Союзных контрольных властей (сокращенно СКВ). Такой собирательный термин использовался во всех официальных документах союзников, хотя за ним не было никакого конкретного органа. Как и в случае с банкнотами Союзных военных властей, внутренние денежные знаки Союзных контрольных властей были напечатаны в мае 1945 г. американцами, тоже заранее, когда еще не было ясно, как точно станет именоваться будущий верховный орган, и сразу поступили в обращение.

Денежные знаки СКВ достоинством 20, 10 и 5 центов (2, 1 п '/2 марки) были напечатаны на обыкновенной мелованной бумаге толщиной 0,098 мм без водяного знака, формат с корешком — 104,0 х 59,5 мм, без корешка — 87,0 — 93,5 х 59,5 мм. Они отрывались от корешка по перфорации, которая производилась на каждом листе на глаз, поэтому после каждой обрезки выходили разной длины. Боны были односторонними, изготавливались способом высокой печати в два краско-прогона: сначала был нанесен бледно-синий фон, представляющий собой рисунок здания, где располагался штаб Союзных контрольных властей (бывшего Каммергерих-та), затем по нему — черный текст. Бланк превращался в законченную купюру после постановки черного мастичного номера. Банкноты были сброшюрованы в книжку. После завершения подготовки виртуаль-

ный термин «Союзные контрольные власти» (СКВ) превратился в реальный орган, получивший название Союзный контрольный совет (СКС). Он взял бразды правления оккупированной Германией в свои руки 5 июня 1945 г. Купоны СКВ из-за одной буквы не стали перепечатывать, и они оставались в обращении1.

На Берлинской конференции 1945 г. был создан Контрольный совет из четырех главнокомандующих союзных стран. Для покрытия военных и оккупационных расходов союзников в Германии было решено ввести специальную валюту. Работу по ее производству и выпуску в обращение приняло на себя правительство США. Билеты на немецком языке достоинством от '/2 до 1 000 марок эмитировались от имени Союзных военных властей. Военные деньги начали выпускать в обращение 8 сентября 1944 г. Они служили законным платежным средством во всех зонах Германии.

Когда в 1944—1945 гг. Красная армия сильно теснила немецкие группировки войск в глубь территорий европейских держав, полевые учреждения и конторы Госбанка сильно нуждались в наличности для своевременного снабжения средствами действующей армии и флота. Обеспечение денежными знаками на различных территориях велось в двенадцати валютах, включая советские рубли.

Источники поступления денежных знаков были различны. На фабриках Гознака НКФ СССР в Москве и Краснокамске изготавливалась специальная валюта — военные пенго, военные леи и военные марки.

Военные шиллинги были изготовлены в Англии, доставлены в Архангельский порт, где были приняты и перевезены в специальное хранилище Управления полевых учреждений Госбанка в Москве.

Румынские леи, болгарские левы, сербские динары принимались полевыми конторами Госбанка по доверенностям военного командования от соответствующих правительств в Бухаресте, Софии и Белграде.

Польские злотые и чехословацкие кроны изготавливались в Москве Гознаком НКФ СССР по заказам иностранных правительств и принимались специальным хранилищем УПУ на фабрике.

Финские марки советское правительство первоначально покупало, а впоследствии они поступали в основном от финского правительства по соглашению о передаче местной валюты на содержание Союзной (Советской) контрольной комиссии в Финляндии.

В дополнение можно отметить, что в освобожденной Венгрии использовалась местная валюта из трофейных запасов. Такое разнообразие источников и мест получения валют, дальность транспортировки при огромной протяженности линии фронта требовали от УПУ и полевых учреждений Госбанка большой оперативности в работе. Несмотря на эти трудности, полевые учреждения Госбанка с задачей бесперебойного снабжения действующей армии и флота денежной наличностью справились успешно2.

Часто вместе с войсковыми соединениями и частями в 1941—1942 гг. в окружении оказывались и полевые банки. Единой инструкции, регламентирующей действия полевых денежных банков, не было. Приходилось организовывать свою деятельность, руководствуясь отдельными письмами Правления Государственного банка.

«Инструкцию по ведению операций в полевых учреждениях Государственного банка СССР» под номером 227 полевые денежные банки получили только в октябре 1942 г. В этой инструкции определялись многие положения, разработанные при использовании полученного опыта деятельности полевых учреждений Госбанка в первые месяцы войны. В частности, определялись многие организационные вопросы, порядок подчинения, порядок обслуживания войск.

В большинстве случаев деятельность полевых учреждений Госбанка сопровожда-

лась высокой подвижностью, связанной с их перемещением вместе с войсками, выполнением функций в прифронтовой полосе, нередко в зоне активных боевых действий.

Деятельность полевых учреждений Госбанка СССР в годы Великой Отечественной войны показала, что они явились наиболее удобной, целесообразной и эффективной формой банковского обслуживания войск в условиях ведения боевых действий. Полевые банки бесперебойно обеспечивали воинские части денежной наличностью, своевременным расчетнокассовым обслуживанием, осуществляли безналичные расчеты по вкладам и почтовым переводам, кредитным операциям, выплачивали войскам иностранную валюту на территориях освобожденных стран, выполняли большой объем операций с трофейной валютой и ценностями3.

Следует отметить, что во всех странах, кроме СССР, сразу же после прекращения военных действий немецкие оккупационные деньги изымались путем обмена на национальную валюту. В СССР же они оставались в обращении до конца войны, тем самым увеличивая денежную массу, что приводило соответственно к росту цен и инфляции, оставляющей отрицательные последствия как экономике в целом, так и гражданам СССР.

Оккупационные денежные знаки, в силу происхождения, тесно связаны с военными действиями и различными конфликтами. Являясь пусть и незначительными, но все же инструментами в экономике войны, они несут в себе достаточное количество полезной информации, используя которую можно попробовать восстановить некоторые пробелы в истории.

Примечания

См.: Теребов В. Н. Денежные знаки СКВ (1945—1948) / В. Н. Теребов. Изд. 2-е, испр. и доп. Саранск, 2008.

См.: Малышев А. И. Бумажные денежные знаки России и СССР / А. И. Малышев, В. И. Тараканов, И. Н. Смиренный; под ред. В. И. Тараканова. М., 1991.

См.: Тхоржевский Р. И. Рец. на: Алексеев A. M. Военная валюта. М., 1948 // Нумбон. 1998. №3. C. 1—6.

Поступила в редакцию 07.02.2011.

Сведения об авторе

Мызина Елена Александровна — аспирант кафедры истории Отечества Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва (г. Саранск). Область научных интересов: финансовая история. Автор 10 научных статей и учебно-методических разработок.

Тел.: (8342) 29-06-45. e-mail: Raganina@yandex.ru

24 ■ экономическая история

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.