Страницы истории
особенности денежного обращения
в период войны
б. И. СОКОЛОВ, доктор экономических наук, профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента E-mail: bisokolov@yandex.ru Санкт-Петербургский государственный университет
В статье рассматривается проблема взаимосвязи войн и денег. Раскрыта сущность денег как рыночной формы универсального требования на долю богатства общества. Дана классификация военных денежных знаков. Обобщены меры эффективной денежно-кредитной и ценовой политики в период Великой Отечественной войны.
Ключевые слова: денежное обращение, сущность денег, денежный знак, военные денежные знаки.
Введение
Война и деньги связаны неразрывно. Войны требуют денег. Много денег. Эта истина открылась миру в конце XV в. Крылатой фразой стал ответ маршала Джан-Якопо Тривульцио (1448—1518) на вопрос Людовика XII о том, какое снаряжение и какие припасы нужны для завоевания Миланского герцогства. Тривульцио сказал: «Для ведения войны нужны три вещи: деньги, деньги и опять деньги». Впоследствии авторство приписывалось графу Раймондо Монтекукколи (1608-1680) [19, с. 10], который в своих афоризмах о военном искусстве повторил это изречение, не упомянув Тривульцио, а также Наполеону Бонапарту, королю Пруссии Фридриху II.
Деньги требуют войн. Много войн. С созданием в США в ходе Второй мировой войны военно-промышленного комплекса стало понятно, что для получения больших денег нужны войны, войны и войны.
Круг замыкается, показывая, что сформировался целостный объект научного исследования.
Война и деньги не только воспроизводят друг друга, их конфликтная связь состоит в борьбе за первенство в обеспечении социального господства.
Необходимо отметить, что вопросы взаимосвязи войны и денег ранее становились объектом серьезных научных исследований в трудах А. М. Алексеева [1; 2; 3], Ю. В. Базулина [5; 6], М. И. Боголепова [7; 8; 9], П. П. Мигулина [14; 15], Б. В. Сенилова [18], И.А. Чуднова [21]. Однако многие вопросы в их работах оказались не затронутыми.
Война и сущность денег
В мирных условиях можно долго рассуждать о сущности денег, придерживаться того или иного мнения по вопросам связи денег с товарным миром, роли государства в их происхождении. При этом даже революционное учение К. Маркса способно предстать тихой ученой «заводью». «Главной задачей Маркса является... изучение исторического процесса развертывания обмена, начиная с отдельных, случайных актов его. вплоть. до денежной формы стоимости, когда этим определенным товаром, всеобщим эквивалентом, является золото», -писал В. И. Ленин накануне Первой мировой войны и революционных потрясений в России [12, с. 62]
В переломные политические моменты истории, к которым, несомненно, относятся мировые войны и политические революции, когда нужно быстро принимать ответственные решения, предо-
пределяющие сам факт существования или гибели государства, всегда ярче и отчетливее высвечиваются принципиальные аспекты сущности социально-экономических явлений. Война обнажает сущность денег, сбрасывает с денег фетишизированные и иррациональные наслоения.
Когда в начале 1918 г. в условиях Первой мировой войны и череды революционных потрясений встал вопрос о создании экономических основ советской власти трудящихся, все взгляды о мнимой связи денег с золотом остались в прошлом. Ленин отмечал, что «скопление денежных знаков в руках богатых и имущих классов, которые почти поголовно участвовали, и прямо и косвенно, в спекуляции на высоких ценах по военным поставкам и подрядам, — скопление большого числа денежных знаков является одним из главных способов накопления богатств и накопления власти имущих классов над трудящимися. В настоящее время экономическое положение России, — как и всякой, вероятно, капиталистической страны, пережившей трехлетнюю войну, — экономическое положение России характеризуется тем, что в руках небольшого сравнительно меньшинства буржуазии и имущих классов сосредоточены и спрятаны ими гигантские запасы денежных знаков, которые... представляют из себя и по сей час свидетельство на право взимания дани с трудящегося населения» [13, с. 134]. «Буржуазия хранит и прячет свои свидетельства на долю общественного богатства, свои свидетельства на взимание дани с трудящихся, хранит и прячет денежные знаки для того, чтобы обеспечить себе хотя бы некоторые шансы на сохранение своего положения и на возвращение старых привилегий в случае затруднений или кризисов военного и торгового характера, которые могут еще свалиться на Россию» [13, с. 135]
Иными словами, покупательную способность денег («свидетельств на право взимания дани с трудящегося населения», «свидетельств на долю общественного богатства») обеспечивают не затраты общественно необходимого труда, а те, кому предъявлены эти свидетельства. Такой новаторский подход Ленина к деньгам не как к товару особого рода (эта доктринерская позиция, основанная на положениях «Капитала» К. Маркса господствует в отечественной научной и учебной литературе до сих пор), не как к некоей строке в активе бухгалтерского баланса (этот откровенно ошибочный взгляд доминирует среди адептов англо-американских экономиксов [17, с. 16, 17]), позволяет дать концептуально емкое определение денег, отражающее
современные реалии. Деньги — это рыночная форма универсального требования на долю богатства общества. Из определения следует, что историческая природа и глубинная социально-экономическая сущность денег едина.
В приведенном определении следует выделить три момента:
1) суть денег составляет экономическое требование, независимо от того, исходит ли оно от человека или от государства, возникает ли по причине продажи продукции, связано ли с долговым обязательством или юридическим законом. Функционирование экономики в военный период, с одной стороны, обнажает эту суть, а с другой стороны, позволяет увидеть ее, снимая с денег вуаль товарного фетишизма. Истинные деньги не являются долгом эмитента, они не требуют никакого обеспечения; это их владелец является требователем, тогда как должниками становятся все владельцы богатства общества;
2) вся социальная эволюция денег, которая не прекращается и на сегодняшний день, технически и технологически соединяясь с компьютеризацией банковских систем, представляет собой процесс универсализации экономического требования. По форме денежные знаки множественны, они могут быть металлическими или бумажными, деньгами специального назначения или оккупационными, региональными или национальными. По своей сути они продвигают космополитизм, отказ от всех форм независимости, нацелены на беспрепятственное преодоление национальных границ;
3) специфическая история денег как экономического явления неразрывно связана с особой историей товарного хозяйства и рыночной экономики. Каждый новый этап в развитии товарного производства и обращения порождает особые денежные знаки. Военная экономика создает военные деньги.
До XVII в. важнейшим источником финансирования войн была оккупационная дань в виде контрибуций, реквизиций, конфискаций и прямого грабежа местного населения. Как считал Марк Порций Катон Старший (234—149 до н. э.), государственный деятель Древнего Рима, «война сама себя кормит».
Причины эмиссии военных денежных знаков
Появлению военных денег способствовало развитие международного права. Принятая на II Гаагской конференции Конвенция «О законах и
74
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
обычаях сухопутной войны» от 18.10.1907, безусловно воспрещала грабеж (ст. 47). А согласно ст. 52 «натуральные повинности должны быть по возможности оплачиваемы наличными деньгами; в противном случае они удостоверяются расписками». Поэтому эффективным способом обеспечения военных нужд были признаны военные деньги. Кроме того, как писал Г. Хольцгауэр, обосновавший фашистские планы эмиссии оккупационных денежных знаков, «каковы бы ни были эти деньги, их все же будут более охотно принимать, чем реквизиционные расписки» [3, с. 45]. Таким образом, благодаря оккупационным деньгам контрибуции, реквизиции, конфискации принимали форму рыночных закупок.
В период Второй мировой войны эмиссия военных денег производилась официально, а воюющие государства не делали из этого какого-либо секрета. На денежных знаках, как правило, указывалось: кто, где и когда выпустил их в обращение.
Военные денежные знаки
При рассмотрении вопроса о военных денежных знаках следует проводить различие между общим понятием «деньги» и их вещными формами «денежными знаками». Денежный знак — это форма наличных денег, имеющая чувственно воспринимаемое символическое выражение.
Под военными денежными знаками понимают специфические денежные знаки, которые эмитируются во время войны и в послевоенный период до момента стабилизации национального денежного обращения. Первыми деньгами такого рода были фальсифицированные монеты уменьшенного веса.
Переход к бумажно-денежному обращению расширил возможности эмиссии особых военных денежных знаков. К ним, в частности, относятся:
а) оккупационные деньги;
б) деньги освобождения;
в) частные военные платежные инструменты.
Оккупационные денежные знаки эмитируются
как в местных единицах оккупированных территорий, так и в валюте оккупирующих стран для обращения на захваченных территориях с целью их экономического подчинения. В обращение на территорию метрополии оккупационные деньги не допускаются.
Как утверждает А. Щелоков, «впервые оккупационные деньги в широких масштабах выпускались в период Первой мировой войны кайзеровской Германией и ее союзницей Австро-Венгрией для
использования их в захваченных районах Франции, Бельгии, Италии, Румынии, Сербии, России» [22].
Во время Второй мировой войны на территории самой Германии обращались рейхсмарки, заменившие 30.08.1924 бумажную марку (papiermark), которая в условиях гиперинфляции 1914—1923 гг. была резко обесценена.
На оккупированных Германией территориях в обращение вводились «билеты имперских кредитных касс». Ими наделялись имперские кредитные кассы, учрежденные для финансирования германских вооруженных сил на захваченной территории. Закон об учреждении имперских кредитных касс был принят 03.05.1940 и чуть позже был дополнен правительственным распоряжением. Организационно имперские кредитные кассы входили в систему Рейхсбанка наряду с Германской расчетной кассой, производившей клиринговые расчеты, Кассой иностранных долгов и Золотоучетным банком. Кредитные кассы были открыты в Польше, Бельгии, Голландии, Югославии, Люксембурге, Франции, Греции и в других оккупированных немцами странах. В конце 1942 г. в странах Европы насчитывались 52 кассы: 11 — во Франции, 5 — в Бельгии, 1 — в Голландии, 1 — в Польше, 2 — в Югославии, столько же в Греции, а остальные — на оккупированной территории СССР (на Украине, в Белоруссии и Прибалтике). Главным управлением имперских кредитных касс руководил административный совет (в составе представителей министерства хозяйства, министерства финансов, верховного командования вооруженных сил и др.), председателем которого был директор Рейхсбанка [1, с. 298, 299].
В ряде случаев после завершения оккупации и установления коллаборационистских политических режимов в стране налаживался выпуск местных денежных знаков. Так произошло, например, в протекторате Богемия и Моравия, Словакии, Генерал-губернаторстве оккупированных польских областей, Хорватии, Сербии и др. На временно занятых в период Великой Отечественной войны территориях Советского Союза обращались оккупационные карбованцы номиналом от 1 до 500 ед., выпускавшиеся с 01.06.1942. Все купюры имели водяные знаки, собственный номер и серию. Так, на одной из купюр было написано: «Пять карбованцев. Выпущено на основании предписания от 5 марта 1942. Ровно. 10 марта 1942. Центральный эмиссионный банк Украины» («^nf Karbowanez. Ausgegeben auf Grund der Verordnung von 5, Мдге 1942. Rowno, dtn 10 Мдге 1942. Zentralnotenbank Ukraine») [16].
Если принять в качестве эталона пять экономических функций денег: мера стоимости, включая масштаб цен и средство счета, средство обращения, средство накопления, средство платежа, мировые деньги [10, с. 24—38], то оккупационные деньги выполняют лишь функции средства счета, средства обращения и средства платежа, да и то достаточно условно. Фактически применительно к ним действовал принцип: бери, сколько дают.
В целом для оккупационных денег характерен относительно непродолжительный период обращения. Поэтому с ними неразрывно связан эффект «бегства от денег», массового сброса при первой возможности.
Денежные знаки освобождения эмитируются странами-победителями в целях создания условий для восстановления экономики страны.
На конференции руководителей СССР, США и Великобритании, состоявшейся в 1943 г. в Тегеране, были приняты принципиальные положения об организации послевоенного устройства Европы, в том числе о выпуске денежных знаков для обращения на освобожденных от фашизма территориях Германии и Австрии. В соответствии с ними было решено сохранить традиционные названия валютных единиц: для Германии — марки, для Австрии — шиллинги.
Всю техническую сторону подготовки к выпуску (разработку дизайна, системы нумерации и подготовку печатных форм) взяла на себя американская сторона. Во всех зонах оккупации (советской, американской, английской и французской) денежные знаки имели одинаковые номиналы, форму и несли на себе не названия государств, их выпускающих, а единое обозначение: «Союзные военные власти» («Alliierte MiHtдrbehцrde»). Чтобы различать, какая из союзных стран выпустила деньги в обращение, были заложены отличия в системе нумерации банкнот. Серия, начинавшаяся с 1, свидетельствовала, что ассигнации принадлежат финансовым органам военной администрации США, начинавшаяся с 0 — Великобритании, начинавшаяся с 00 — Франции. Советская военная администрация выпускала банкноты, перед номером серии которых стоял знак «—» (минус) [23]. Период обращения этих денежных знаков («деньги освобождения») длился до учреждения новой национальной валюты. Переход с военных денег на собственную государственную денежную единицу произошел в Австрии в 1945 г., в Западной Германии это случилось 20.06.1948, в Восточной Германии — 24.06.1948.
«Деньги освобождения» выполняли гораздо больше функций, нежели «деньги оккупации».
Они уже являлись мерой стоимости в восстанавливаемой национальной экономике, средством обращения и средством платежа, отчасти средством накопления.
Частные военные платежные инструменты представляли собой военные платежные средства и боны для лагерей военнопленных.
Боны для лагерей военнопленных находились в обращении в 1940—1944 гг. исключительно в лагерях военнопленных, концентрационных и пересыльных лагерях оккупированных территорий. Их использование за пределами этих сфер обращения не разрешалось и строго контролировалось [16].
Если оккупационными деньгами и «деньгами освобождения» снабжались наступающие армии и гражданские организации, то военные платежные средства предназначались для обслуживания личного состава вооруженных сил, находящихся за рубежом. Так, в закрытых платных торговых и других учреждениях, обслуживавших части вермахта в 1940—1942 гг. на захваченных гитлеровцами территориях, использовались «вспомогательные платежные сертификаты немецких вооруженных сил» («behelfszahlungsmittel fur die Deutsche Wehrmacht»). В 1944 г. эти знаки заменили на «расчетные банкноты немецких вооруженных сил» («Verrechnungsschein fur die Deutsche Wehrmacht»)
Военные платежные средства по сути дела являются разновидностью так называемых частных денег, имеющих особую сферу обращения. В этом качестве они в полной мере выполняют функцию средства платежа и в ограниченной мере средства накопления.
советские фальшивые деньги: факт или политический ход?
Рассмотрение форм военных денег позволяет перейти к анализу такого спорного вопроса, как продекларированный в 1947 г. выпуск фальшивых денег на территориях Советского Союза, временно оккупированных фашистской Германией. «Использование советских денег для финансирования своих затрат на оккупированной территории и для «легального» ограбления населения дало возможность фашистским оккупантам на широкую ногу поставить операции по централизации и распределению через свою банковскую сеть фондов советской валюты. Но они этим не довольствовались и в целях ограбления населения прибегали также к выпуску в обращение фальшивых советских денежных знаков», — писал З. В. Атлас [4, с. 294].
Конечно, мероприятия по проведению экономических диверсий против стран — потенциальных противников, в том числе выпуск фальшивых денежных знаков, широко практиковались в новейшей истории еще Наполеоном, который накануне войны 1812 г. с Россией имитировал фальшивые бумажные ассигнации. Однако это мероприятие не достигло своей цели (подрыва экономики державы противника).
Первое в мире государство рабочих и крестьян всегда вызывало ненависть его врагов и стремление к нанесению открытого и скрытого вреда. В Германии еще во второй половине 1920-х гг. пытались организовать производство фальшивых советских денег. Но акция закончилась полным провалом [10]. Впоследствии немцы наладили выпуск фальшивых денежных знаков неоккупированных ими государств, например, английских фунтов стерлингов. Известно, что такими денежными знаками они расплачивались, например, со своими иностранными агентами. Но английскими фунтами можно было расплачиваться потому, что они были международной резервной валютой, конвертировавшейся во всем мире. Советский рубль не был международным платежным средством. Тогда на какой территории могли обращаться эти фальшивые деньги, кто и с какой целью их распространял?
При проведении в СССР денежной реформы 1947 г. одним из аргументов в пользу ее необходимости был выдвинут до сих пор повторяемый тезис о том, что важно было «изъять фальшивые деньги, выпускавшиеся немцами на оккупированных территориях» [11]. Однако этот аргумент при ближайшем рассмотрении оказывается лишенным какой-либо доли здравого смысла.
Во-первых, специальных судебных расследований дел фальшивомонетчиков, громких процессов, практиковавшихся в то время, не было. Факты, свидетельствующие о выпуске фальшивых денег на временно оккупированных фашистами территориях СССР, полностью отсутствуют. Ни одного экземпляра фальшивых купюр, выпущенных фашистами, никогда предъявлено не было.
Во-вторых, в период реформы 1947 г. об обмене фальшивых денег на новые настоящие речи никогда не велось.
В-третьих, фабрик ГОЗНАКа СССР на занятых территориях не было. Для организации производства фальшивых денег потребовались бы существенные затраты материальных ресурсов, которые пришлось бы отвлекать от военного производства.
В-четвертых, у фашистов не было никакой нужды в фальшивых деньгах, поскольку официально выпускались оккупационные денежные знаки. В условиях фактически существовавшего параллельного денежного обращения (1 оккупационная марка = 10 руб.), зачем было внедрять еще и фальшивки, которые должны были обращаться по заниженному курсу? Вряд ли кому-либо могла придти мысль о подрыве собственного налаживаемого денежного хозяйства.
Каков же тогда источник сведений о фальшивках? Впервые тезис о необходимости в ходе денежной реформы 1947 г. «изъять фальшивые деньги, выпускавшиеся немцами на оккупированных территориях» прозвучал в речи Л. М. Кагановича, занимавшего с декабря 1947 г. пост заместителя Председателя Совета Министров СССР. В своем выступлении, связанном с обоснованием предпосылок денежной реформы и разъяснением ее содержания, Л. М. Каганович как раз выдвинул этот «железный» аргумент. Для чего, с какой целью? На этот вопрос вряд ли можно дать достоверный ответ. Возможно, пробудилась зависть к английскому фунту и американскому доллару, фальсификация которых была действительно налажена. Возможно, сработало желание снять с себя ответственность за материальные и моральные издержки, вызванные денежной реформой, и переложить ее на врага. Германия оказывалась виновной стороной при осуществлении дополнительных расходов на реформу. Отметим, такой аргумент был достаточно стереотипным: диверсанты мерещились часто и всюду. Стоит лишь вспомнить, как Л. П. Берия «благодаря» Н. С. Хрущеву стал на XX съезде КПСС шпионом пятнадцати иностранных разведок.
Война и проблема поддержания стабильного денежного обращения
Выпуск бумажных денег для покрытия военных расходов был обусловлен не познанными экономическими закономерностями, а чрезвычайными политическими обстоятельствами, поэтому не находится ни в какой связи с потребностями национального товарного обращения, кредитования и финансирования. Когда в работу по финансированию расходов включается печатный станок, естественным следствием становится инфляция, значительный рост цен.
Существенными факторами инфляции в СССР в период Великой Отечественной войны стали:
1) уменьшение объема товарооборота в государственной и кооперативной торговле вследствие сокращения производства товаров народного потребления;
2) превышение установленных предприятиям фондов заработной платы вследствие нехватки кадров и необходимости использования сверхурочных работ.
Увеличилась и зарплата военнослужащих. Здесь следует отметить и такой факт. Ветераны помнят, в отличие от периода ельцинско-гайдаров-ских реформ, что во время Великой Отечественной войны военнослужащие просто не знали, что такое массовые неплатежи, задержка денежного довольствия. Для нужд Красной Армии до конца 1941 г. было открыто 598 полевых учреждений Госбанка СССР. Полевые конторы, отделения и кассы Госбанка СССР работали непосредственно в составе фронтов, армий и дивизий. Они обеспечивали расчетно-кассовое обслуживание всех входящих в них воинских частей и подразделений, выдачу окладов и премий военнослужащим. Напомним, что рядовой боец всегда своевременно получал 30, гвардеец — 50, сержант — 100, офицерский состав — от 300 руб. и выше. Выплачивались и премии. В частности, они были установлены в соответствии с приказом № 0299 от 19.08.1941 «О порядке награждения летного состава Военно-Воздушных Сил Красной Армии за хорошую боевую работу и о мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков». А согласно положению «О наградах и премиях.» вне зависимости от представления к правительственным наградам выплачивались денежные премии, например, за потопление миноносца или подводной лодки противника летчику и штурману выплачивалось по 10 000 руб., каждому из остальных членов экипажа — по 2 500 руб.
Накануне битвы на Курской дуге на основании приказа Наркомата обороны СССР от 24.06.1943 «О поощрении бойцов и командиров за боевую работу по уничтожению танков противника» с 01.07.1943 устанавливался следующий порядок выплаты премий за каждый уничтоженный (подбитый, подожженный) танк противника:
а) расчету противотанковых ружей: наводчику противотанкового ружья — 500 руб., номеру противотанкового ружья — 250 руб.;
б) экипажу танка: командиру, механику-водителю танка и командиру орудия (башни) — по 500 руб. каждому, остальным членам экипажа по 200 руб.;
в) артиллеристам всех видов артиллерии: командиру орудия и наводчику — по 500 руб. каждому, остальному составу орудийного расчета по 200 руб.;
г) за уничтоженные танки индивидуальными средствами борьбы (мины, заряды, взрывчатые вещества, гранаты, зажигательные бутылки и т. п.) каждому бойцу (командиру), лично уничтожившему танк противника, выплачивалось по 1 000 руб. Если в уничтожении вражеского танка индивидуальными средствами борьбы участвовали два или более бойцов (командиров), то сумма премии повышалась до 1 500 руб. и выплачивалась всем участникам группы равными долями. Денежная премия в размере 1 500 руб. (независимо от числа уничтоженных танков) выплачивалась также группе саперов-минеров, управляющей минным полем, если эта группа привела в действие мины или «подняла» минное поле приборами управления в момент, когда танки противника оказались на минном поле и были подорваны. Премии за уничтоженные танки должны были выплачиваться в 3-дневный срок после выхода приказа по части.
Деньги можно было перевести домой (для этого родственникам выдавались специальные денежные аттестаты, по которым в военкоматах выплачивалась зарплата офицера), внести во вклад или потратить на фронте в подвижной автолавке.
Для того чтобы сбалансировать денежный спрос и денежное предложение, предотвратить неконтролируемый рост цен, в СССР были применены следующие важнейшие экономические, административные и пропагандистские меры, которые в комплексе составили содержание чрезвычайной денежно-кредитной политики:
• введена система распределения основных продуктов питания и промышленных товаров (цены на которые не повышались) по карточкам. На ударников производства, работников военных отраслей и тяжелой промышленности, доноров распространялись всевозможные надбавки и повышенные карточные нормы. Необходимо отметить, что к концу войны на нормированном снабжении находились 77 млн чел.;
• введена государственная ненормированная коммерческая торговля, в которой цены были ниже рыночных;
• в народном хозяйстве были отменены отпуска и введена денежная компенсация, перечисляемая на специальные вклады (общая сумма этих вкладов составила 11 млрд руб.);
• были повышены государственные цены на алкогольную продукцию, табак и парфюмерию;
• был введен военный налог, налог на бездетных, одиноких и малосемейных граждан, повышены ставки сельскохозяйственного налога;
• питание рабочих и служащих осуществлялось в заводских столовых;
• пропагандировались добровольные безвозмездные платежи населения. В частности, в созданный Фонд обороны СССР поступило свыше 17 млрд руб. наличными, 13 кг платины, 131 кг золота, 9 519 кг серебра, на 1,7 млрд руб. драгоценностей, свыше 4,5 млрд руб. облигациями государственных займов и др. [20]. Русской православной церковью было собрано пожертвований на сумму более чем 300 млн руб. (на эти деньги была изготовлена техника для танковой колонны имени Дмитрия Донского и авиационной эскадрильи имени Александра Невского);
• была введена практика планово-убыточных предприятий, которые принуждали реализо-вывать продукцию по ценам даже ниже себестоимости, вследствие чего они не располагали свободными денежными средствами;
• было выпущено за годы войны четыре военных займа, фактическая подписка на них составила около 90 млрд руб. Займы размещались среди населения, колхозов и промысловых артелей;
• было привлечено 12 млрд руб. от проведения денежно-вещевых лотерей;
• были привлечены значительные средства во вклады.
В результате в СССР удалось избежать неконтролируемой инфляции. Цены неорганизованного рынка возросли к 1943 г. лишь в 13 раз, что вдвое меньше роста цен за «мирный» 1992 г. ельцинско-гайдаровских реформ.
В целом, анализ военных денег позволяет сделать вывод о том, что они непосредственно раскрывают суть самих денег как способа присвоения богатства общества, находящегося как в состоянии мира, так и в состоянии войны.
Список литературы
1. Алексеев А. М. Военные финансы капиталистических государств. Изд. 2-е, доп. М.: Госполитиздат. 1952.
2. Алексеев А. М. Специальные деньги военного времени // Внешняя торговля. 1947. № 7. С. 31—35.
3. Алексеев А. М. Военная валюта. М.: Госфиниз-дат. 1948.
4. Атлас З. В. Социалистическая денежная система. М.: Финансы. 1969.
5. Базулин Ю. В. Происхождение и природа денег. СПб.: Изд-во СПбГУ. 2008.
6. Базулин Ю. В. Происхождение денег в процессе социогенеза // Вестник СПбГУ. Сер. 5. Экономика. 2006. Вып. 2.
7. Боголепов М. И. Война и финансы капиталистических стран // Плановое хозяйство. 1939. № 11.
8. Боголепов М. И. Война, финансы и народное хозяйство. 1914.
9. Боголепов М. И. Финансы, правительство и общественные интересы. — СПб.: Изд-во О. Н. Поповой. 1907.
10. Вермуш Г. Аферы с фальшивыми деньгами. Из истории подделки денежных знаков. М.: Международные отношения. 1990.
11. Захаров В. С. Очерки банковской системы СССР. М.: Финансы и статистика. 2007.
12. Ленин В. И. Карл Маркс (краткий биографический очерк с изложением марксизма). Полн. собр. соч. Т. 26.
13. Ленин В. И. Первоначальный вариант статьи «Очередные задачи Советской власти». Полн. собр. соч. Т. 36.
14. Мигулин П. П. Война и наши финансы. Харьков. 1905.
15. Мигулин П. П. Война и деньги // Новый экономист. 1915. № 34.
16. Музей денег Феодосии. URL: http://www. museum-of-money.org.
17. Селищев А. С. Деньги. Кредит. Банки. СПб.: Питер. 2007.
18. Сенилов Б. В. Военные деньги Второй мировой войны. М.: Финансы и статистика. 1991.
19. Туган-Барановский М. И. Откуда берутся деньги для войны. 1917.
20. Фонд обороны. URL: http://ru.wikipedia. org/ wiki/ %D0 %A4 %D0 %BE %D0 %BD %D0 %B4_ %D0 %BE %D0 %B1 %D0 %BE %D1 %80 %D0 %BE %D0 %BD %D1 %8B.
21. Чуднов И. А. Денежная реформа 1947 г. Кемерово, 2002.
22. Щелоков А. Деньги оккупации // Независимое военное обозрение. 16.01.2009.
23. Щелоков А. Деньги специального назначения // Независимое военное обозрение. 27.02.2009.