Научная статья на тему 'Финансовое оздоровление после второй мировой войны: общие подходы и национальные особенности'

Финансовое оздоровление после второй мировой войны: общие подходы и национальные особенности Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
182
23
Поделиться

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Чуднов Игорь Александрович

Обобщен опыт и дан анализ методики проведения денежных реформ в Европе и Азии после второй мировой войны.

Текст научной работы на тему «Финансовое оздоровление после второй мировой войны: общие подходы и национальные особенности»

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

УДК 336.745

И.А.Чуднов

ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОИ ВОИНЫ ОБЩИЕ ПОДХОДЫ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Денежная реформа должна создать широкие возможности для использования частной предпринимательской инициативы, направленной на развитие мирного хозяйства.

Правда. - 1948. - 24 июня

«Правда», призывающая в 1948 г. развивать частную предпринимательскую инициативу, - не страшный сон марксиста, а историческая реалия. Речь, правда, идет о денежной реформе в нашем оккупационном секторе в Германии. Для внутреннего применения советские руководители применяли другие рецепты.

В отечественной литературе долгие годы господствовала точка зрения, согласно которой советский опыт организации финансов в годы войны представлял собой некую уникальную модель, демонстрирующую преимущества социализма.

Неотъемлемой частью любого экономического анализа в советской историографии был тезис о коренном отличии социалистических финансов и их преимуществе перед капиталистическими Сегодня проблема видится не столь однозначно. Становится ясно, что для плановой экономики в военных условиях были пригодны многие стандартные рецепты.

Попробуем сопоставить подходы, применявшиеся в различных политических системах.

Советские исследователи выделили основные источники финансирования войны в капиталистически х странах:

- ограбление трудящихся посредством повышения налогов и роста цен;

- усиление нормы эксплуатации рабочего класса посредством интенсификации труда;

- сокращение вложений в производство предметов потребления и общее снижение затрат на воспроизводство основного капитала;

- чрезмерный выпуск в обращение бумажных денег [1] .

Все перечисленное можно в значительной мере отнести и к советской экономике. Как и во всех воевавших странах, в СССР вводились новые и повышались старые налоги, удлинился рабочий день, росла масса денег в обращении.

Мировая экономическая мысль и практика Х1Х-ХХ веков знали четыре источника покрытия чрезвычайных расходов:

- продажа государственного имущества;

- использование резервных фондов;

-повышение и/или введение

- новых налогов;

- заключение внутренних и внешних займов [2].

Первый путь был для нас неприемлем, финансовые резервы начали истощаться к началу 1942 г. Третий и четвертый источники использовались максимально. Займы покрыли 5070% расходов обеих воевавших коа- лиций и привели к резкому рос- ту государственного долга во всех странах. В Англии он вырос почти втрое, в СССР за 1941-1945 гг. - втрое, в США -

примерно в 4,5 раза, в Германии

- почти в 10 раз и т.п.[3, 4]

Процессы, происходившие в сфере денежного обращения в годы войны, также были в значительной степени общими. Все национальные банки прибегали к необеспеченной эмиссии для покрытия военных или оккупационных расходов. Война вызвала расстройство финансовых систем всех участвовавших в ней стран. Рост денежной за 1938-1945 гг. оценивается по-разному. В Англии она увеличилась в 2,9, Германии - в 5.5, США - в 4,6 раза, Бельгии, Голландии, Чехословакии - в 3-4, Финляндии, Норвегии, Румынии - в 7-8, Италии в 14-16 (по другим данным - в 19), Франции - в 3-5 раз.

Во Франции. Японии, Италии уровень инфляции достигал 50% в год. Рост денежной массы, сокращение гражданского производства и сжатие товарного рынка неизбежно привели во всех странах к образованию «лишних денег». Их вкладывали в кредитные учреждения (рост депозитов на 3 ападе и вкладов в сберкассы с 1942г. - у нас) использовали для приобретения товаров по высоким ценам на черном рынке.

Дефицит товаров и услуг, «лишние деньги» на руках населения велик росту цен. Высокие темпы инфляции и быстрый рост производстваобу-словливали так называемый

перегрев экономики. В этом случае правительства поднимали стоимость кредитов, сокращали государственные расходы. Для преодоления насту-

павшего вслед за этим спада кредиты удешевлялись и проводилась бюджетная экспансия. Политика поочередного применения двух методов (обычно именуемая как «stop and go») использовалась в середине 50-х в Англии.

Во всех странах от денежных реформ ждали повышения уровня жизни, который повсеместно снизился в годы войны! Угрожающие для экономики социальные явления наблюдались не только в нашей стране. В Германии шахтер за три смены в неделю зарабатывал только на фунт масла на черном рынке и поговаривал о том, а не лучше ли на время податься в деревню.[6, с.51] Во всех воевавших странах сложилась прослойка людей, нажившихся на войне. Это были коллаборационисты и спекулянты.

Оздоровлению финансовой и общеэкономической ситуации в послевоенном мире должны были способствовать денежные реформы, прошедшие в большинстве из воевавших стран. В англо-американской экономической литературе уже с 1943 г. шло активное обсуждение послевоенных валютно-финансовых отношений [7-9]. Обсуждение в целом носило открытый характер. По этим проблемам проводились конференции и :импозиумы.[10]

Между тем в Москве тоже читали Кейнса и других архитекторов послевоенной экономики. Начальник валютного правления Минфина И.Д. Злобин не мог не отметить, что планы его американского коллеги Г.Д.Уайта (начальник отдела валютных исследований Минфина США) и Дж. М. Кейнса, «исходя из признания неизбежности послевоенного хаоса, стремятся предупредить хаос планом международных мер для поддержания равнове-

сия».[11]

Третья мировая валютно-фи маисовая система была официально конституирована в г. в Бреттон-Вудсе на специальной конференции ООН.

Новые принципы мировых валютно-финансовых отношений формулировались в Соглашении (Уставе МВФ), вступившем в силу 27 декабря 1945 г.

Документ предусматривал введение взаимной обратимости валют. Конвертируемость осуществлялась на основе валютных паритетов, выраженных в американских долларах. Таким образом, доллар США становился базой для валютных паритетов, основным средством международных расчетов и резервных активов. Вводился не столько золото-валютный, сколько золото-долларовый стандарт.

ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

Денежные реформы в послевоенной Европе в значительной степени проводились с учетом новых реалий. Они следовали за освобождением и чаще всего проводились летом- осенью, в период сезонного снижения цен на продовольствие. Как правило, обмен денег проходил в условиях экономической разрухи и дефицита бюджета, вызванных войной.

В 1944-1946 гг. денежные-реформы прошли уже в 15 государствах. Быстрое проведение столь ответственных мероприятий часто свидетельствовало об их недостаточной подготовке. В этом было их существенное отличие от реформ после первой мировой войны, которые растянулись до конца 20-х годов. Тогда многие правительства стремились восстановить золотой стандарт, т. е. обмен банкнот на золото. Сейчас такой вопрос даже не ставился.

Всем реформам были присущи общие черты. С их помощью сокращалась сумма пла-

тежных средств, уменьшалась или ликвидировалась инфляция. В странах, где обращались разные валюты, их обменивали на одну. Послевоенные финансовые мероприятия были призваны учесть также количество валютных ценностей, вывезенных оккупантами.

В ходе войны, нормальное функционирование государственных финансов во всех странах было нарушено, образовались денежные накопления, о происхождении которых хозяева предпочитали умалчивать. Именно поэтому во многих странах, особенно Восточной Европы, реформы свелись к мерам по экстренному изъятию излишней денежной массы из обращения. Необходимость этого осознавали в научных и деловых кругах не только Европы, но даже США, где также ставился вопрос о ликвидации «инфляционного разрыва». Общие цели финансовых мероприятий предопределили схожие методы их проведения. В большинстве стран правительства применили стандартный набор мер включавший в себя:

- обмен, чаще всего неэквивалентный или ограниченный, старых денежных знаков на новые;

-блокирование вкладов и депозитов в старых деньгах;

- превращение блокированных счетов и вкладов или их части в принудительные зай-мы.[12]

Первой европейской страной, где после войны прошла денежная реформа, была Бельгия, ставшая если не образцом, то примером для многих европейских государств. Ее опыт использовали и обобщали многие финансисты. [13,14]

Разработка этого важного мероприятия началась еще в период оккупации К. Гуттом, впоследствии директором- распорядителем МВФ.

Декретом от 6 октября 1944 г. все банкноты, находившиеся на руках у населения или у предприятий и учреждений,

должны были быть предъявлены в течение пяти дней - с 9 по 13 октября 1944 г. С этой даты они теряли законную платежную силу. Исключение было сделано для казначейских билетов в 50 бельгийских франков (ББ).

Национальным банком Бельгии были выпущены новые банкноты в ограниченном объеме из расчёта 2 тыс. ББ на душу населения. Новые банкноты выдавались населению в обмен на старые.

С 3 ноября все ранее предъявленные к обмену старые деньги. сумма которых превышала ограниченную сумму обмена на новые, были помещены во вклады в банки и в почтовые сберегательные кассы. Из этой суммы 3 тыс. франков с каждого объявленного счета были обменены на новые деньги в соотношении 1:1; 40% оставшейся суммы было временно блокировано, а 60% - блокированы окончательно.

То же мероприятие было проведено в отношении банковских депозитов, котдрые были разделены на три обособленных вида:

- свободный счет, равный 10% всего счета или сумме на 9 мая 1940 г. (всякий раз большей

сумме);

- временно блокированный в сумме 40% остатка счёта;

- постоянно блокированный,

- 60% остатка счёта.

Мероприятия бельгийского

правительства базировались на основе довоенного уровня денежной массы, количества платежных средств, включая депозиты. Обесценивание валюты рассчитывалось относительно-фунта стерлингов. Золотое содержание франка было зафиксировано МВФ 18 декабря 1946 г. на уровне 0,0202765 г золота.

Похожая денежная реформа была проведена в Нидерландах. После освобождения осенью 1944 г. 1$ = 2,65 гульдена.

С 9 июля 1945 г.: были изъяты и помещены на блокиро-

ванные счета банкноты в 100 гульденов. В июле-октябре 1945 г. прошел обмен старых денег, в пределах 110 гульденов на одно лицо по курсу 1:1. Монета обмену не подлежала. Остальные средства до 1950 г. были заблокированы на специальных счетах. Золотое содержание гульдена было зафиксировано МВФ в конце 1946 г. на уровне 0,334987 г.

В Дании, начиная с 23 июля 1945 г. была блокирована часть банкнот и небольшая сумма депозитов. Рост денег в обращении преодолевался ещё вовремя войны.

В Норвегии старые банкноты обменивались на новые в течение двух недель осенью

1945 г., причем новые выплачивались полностью только в пределах 100 крон; банкноты от 100 до 5000 крон обменивались в пределах 60%; остальные суммы помещались на блокированные счета.

Финская марка в 1945 г. была трижды девальвирована. С 1 января по 17 февраля 1946 г. был произведен обмен денег. Правительство не прибегло к блокированию ни счетов, ни денежных знаков. Исключение составили 50% банкнот номиналом более 500 Fmk, которые были обращен л в государственный 2% заем.

Денежная реформа во Франции началась с выпуска Займа освобождения, реализация которого сократила денежную массу в обращении. Обмен всех обращавшихся денежных знаков от 50 франков (F) по соотношению 1:1 без ограничения суммы был проведен с 4 по 15 июня 1945 г. В декабре 1945 г. франк был девальвирован и его курс составил 119,11F за 1$, чтосоответствовало золотому содержанию в 0,00746113 г чистого золота.

Вокруг денежной политики правительства в стране развернулась борьба. Министр экономики П.Мендес-Франс считал, что проведенная денежная ре-

форма крайне недостаточна, т.к. из обращения была изъята незначительная сумма, но был вынужден уйти в отставку из-за несогласия с политикой министра финансов Р.Плевена, автора проекта займа и реформы. Левое правительство де Голля стояло перед нелегкимвыбо-ром: глубокая дефляция и спровоцированное ею социальное недовольство или инфляция 40-50% в год, без «непопулярных» мер при относительной стабильности. Де Голлю была необходима поддержка, и правительство выбрало второй вариант. В соответствии с планом Мейера, в 1948 г. франк был девальвирован на 80%, без компенсации из обращения изымались банкноты в сумме 5000Б.

В Греции в ноябре 1944 г. вводилась в обращение новая драхма (От), которая обменивалась на 50 млрд. старых драхм. В Австрии после аншлюса в 1938 г. обращались рейхсмарки. В 1945 г. были выпущены военные деньги - шиллинги Союзного военного командования (СВК) с принудительным курсом - 1 руб.=2 шилл. и 1$ —10 шилл. Национальный банк Австрии начал эмиссию шиллингов (Б), которые заменили военные деньги (в купюрах свыше 58) и рейхсмарки в соотношении 1:1. По этому курсу обмен производился в пределах лимита -150Б, остальная сумма зачислялась на блокированный счет.

Вторая часть реформы проведена в декабре 1947г. Средства, блокированные на счетах в 1945 г., аннулировались. Обменивались оставшиеся в мелких купюрах шиллинги СВК, разменная монета в рейхспфеннигах и шиллинги 1945 г. По

соотношению! :1 обменивались:

-средства физических

лиц, не более 150Б;-

-наличные денежные

средства населения, более 150 Б ,

- денежные средства юридических лиц.

По оценкам самих австрийцев реформа была успешной, и шиллинг снова стал настоящей валютой».

[15]

ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ В ОККУПАЦИОННЫХ ЗОНАХ ГЕРМАНИИ

Особый интерес вызывают финансовые преобразования в послевоенной Германии11. В

1 Впервые единая валюта в Германии - золотая марка, содержащая 0, 358423 г чистого золота,

была введена в 1871 г. В 1873,г. на базе указанного золотого со-

держания марки был введен золо-томоиетный стандарт. С 4 августа

1914 г., сразу после начала первой мировой войны, размен банкнот на золото был прекращен. Инфляция, продолжавшаяся до

1923 г., привела к почти полному обесценению марки, курс которой упал до 4200 млрд. марок за

1$.

В 1923 г. создается Рентный

банк, выпускавший рентные марки, «обеспеченные всей Германской промышленностью и торговлей». Одна рентная марка была приравнена к 1 трлн. прежних марок. В октябре 1924 г. Рейхсбанк был реорганизован и начал эмитировать банкноты в рейхсмарках (КМ) с прежним довоенным золотым содержанием. 1КМ приравнивалась к 1 рентной марке. Был произведен обмен денег по соотношению 1КМ = 1 триллиону старых марок.

Золотодевизный стандарт,

введенный в 1923-1924 гг., продержался до 13 июля 1931 г., когда в Германии был установлен валютный контроль. Официальный курс рентной марки и рейхсмарки к доллару США с 1923-

1924 гг. поддерживался на уровне паритета - 4,2 М., а после деваль-

конце войны в министерстве хозяйства и Рейхсбанке существовали планы проведения некоего подобия денежной реформы. «Если около 25 млрд. марок будут изъяты у широких слоев населения, - писал Гитлеру Я. Шахт, - то в кошельках отдельных ремесленников и рабочих исчезнут лишние денежные знаки, которые внушают им чувство, что денежные билеты ничего не значат...».[4, с. 100]

При занятии Берлина в Рейхсбанке и других хранилищах было изъято более 80 млн. марок. Часть из них поступила в Полевую контору Госбанка СССР №132, часть была расхищена. По данным П.Н. Кнышев-ского, значительная часть этих денег пошла на личное обогащение некоторых советских генералов и их окружения. [ 16]

Администрация США в середине января 1944 г. запросила

В.М.Молотова, а затем через месяц - НКИД о планах выпуска на территории Германии военной валюты.

С 8 сентября 1944 г. в обращение были выпущены отпечатанные в США, а затем и СССР, марки Союзного военного командования (С В К), обязательные к приему наравне с рейхсмарками и рентными марками. Обменный курс марки (всех видов) был установлен в

вации доллара в 1934 г. - 2,5 КМ за 1$. Этот курс формально существовал до вступления на территорию Германии союзников в 1944 г.

При Гитлере в Германии существовала практика множественных курсов на разные виды блокированных марок, которые в зависимости от режима использования их с блокированных счетов в банках котировались с разной степенью скидки с официального курса. С 1933 г. Германия прекращает открытую публикацию финансовой статистики. Данные об эмиссии и золотовалютных запасах исследователи приводили по американским и английским оценкам

размере 1 марка=50 коп, 10 ма-рок=1$.

С мая 1945 г. до 21 июня 1948 г. на территории западных зон оккупации и до 23 июня 1948 г. на территории советской зоны оккупации в обращении находились рейхсмарки, рентные марки и марки СВК. В западных зонах выпуск военных марок был прекращен раньше: в британской - с 1 августа, в американской - с 15 сентября 1946 г. Расчеты между военнослужащими производились платежными сертификатами и бонами.

В советской зоне эмиссия военных марок прекратилась к концу 1946 г. Минфин был против создания центрального эмиссионного института в Германии, «так как он мог бы лишить СССР самостоятельности в решении оперативного покрытия своих расходов».[ 17]

Объем эмиссии марок СВК не поддается точному учету. Это характерная черта военных денег. Так, эмиссию советских марок в Германии, советских военных денег в Корее современники и исследователи оценивали по ориентировочным американским данным.[18,19] Ю.В.Коречков указывает сумму, выплаченную войсковым частям за границей в иностранной и специальной валюте -14.505 млн. руб. Из них 42,3% составили военные марки.[20]

Пока существовала гипотетическая возможность сохранения единого германского государства, оставалась столь же призрачная -вероятность сохранения единой валюты. Начальник Валютного управления Минфина И. Д. Злобин подчеркивал необходимость «способствовать введению единой денежной единицы».[21 )

Союзники информировали Союзную военную администрацию в Германии (СВАГ) о проводимых мероприятиях, обычно ставя перед фактом уже свершившегося события. Когда в американской зоне 10 марта

1947 г. были аннулированы во-

енно-платежные сертификаты «Script», их надлежало обменять с 5 до 14 часов по берлинскому времени. В МИД СССР сообщение от американского посольства поступило утром того же дня. [22]

Финансовые преобразования в западных зонах были неизбежны. Рост цен и бартерных операций показывал падение доверия к деньгам. Американские и британские власти несколько расходились в подходах к экономической политике в Германии. Англичане были за усиление плановых начал, американцы больше склонялись к рыночной свободе. Оккупационные власти заморозили цены и зарплату на уровне 1936 г. Денежная масса в обращении в

1947 г. в четырех зонах и Берлине оценивалась в 10 раз выше, чем в 1936 г., а реальный национальный доход - соответственно в 2 раза ниже.[6,с.51] Идеологом финансовых преобразований стал архитектор «немецкого чуда» Л. Эрхард. Отдел по вопросам денег и кредита, который он возглавлял, разработал проект денежной реформы.

Денежная реформа в западных зонах, которая у нас всегда называлась сепаратной, началась неожиданно для советского командования. 21 июня 1948 г. маршал В. Д. Соколовский был уведомлен о готовящемся мероприятии за несколько часов до его начала.

Подробные правила обмена в плохом переводе поступили в Министерство финансов СССР. Закон №61 в американской, постановление №158 - во французской зонах предусматривали замену рейхсмарки (RM) новыми деньгами, сдачу всех средств платежа, декларирование всех счетов в RM. Предусматривалось предварительное снабжение населения, хозяйствующих субъектов и государственной власти новыми деньгами.[23] Эмиссия новых немецких марок (DM) производилась Банком немецких земель, учреж-

денным в феврале 1948 г. в связи с объединением трех западных зон и созданием правительства Западной Германии, именующейся с 7 сентября 1949 г. Федеративной Республикой Германии.

Обмен производился с 21 июня до конца августа 1948 г. по квоте в соотношении 1:1 и для остальной суммы - 10:1. Все сделки с 21 июня заключались только в новых деньгах. Вывоз старых денег был запрещен, а с 26 июня 1948 г. они аннулировались, и претензии по ним не принимались.

С 21 июня 1948 г. в качестве законного платежного средства вводилась немецкая марка (БМ), которая делилась на 100 пфеннигов (р!). Законными платежными средствами с 21 июня

1948 г. были также банкноты и монеты, выраженные в немецких марках или пфеннигах, выпущенные банком немецких земель.

Кроме того, до 31 августа

1948 г., в размере 1/10 прежней номинальной стоимости, принимались союзные военные марки, выпущенные в обращение в Германии - 1 и % марки, банкноты Рентного банка в 1 марку, монеты в 50,10, 5 и 1 рейхспфенниг (Яр!).

Прием старых денег осуществлялся в финансовых институтах и обменных бюро. В главном обменном бюро открывались счета «заинтересованных лиц». Обменное бюро ставило на удостоверение личности специальную перфорацию.

Каждый житель получал в обмен на старую валюту наличные в размере, не превышающем 60 БМ (квота), из которых 40 БМ выдавались немедленно, а остальные - в течение двух месяцев. Квота выплачивается органами ответственными за выдачу продовольственных карточек.

Пенсии, зарплата, социальные выплаты и коммунальные платежи пересчитывались 1:1. Если первый срок выплаты зарплаты после 20 июня 1948 г.

приходился позже, чем на 29 июня, то дополнительная выплата в немецких марках производилась в размере 70% суммы в рейхсмарках, которая была получена в последнюю зарплату, за вычетом налогов, церковного налога и соцстраха.

Остатки средств на счетах в банках и сберкассах пересчитывались в немецкие марки по соотношению 10:1, причем 35% пересчитанной суммы было аннулировано. Предусматривалось, что физические лица и организации могут получить по их просьбе временную помощь для деловых целей.

За нарушение закона о денежной реформе или ложное декларирование устанавливается тюремное заключение на 5лет или штраф до 50.000 немецких марок, или и то и другое в совокупности.

Дефляционная политика, раскритикованная кейнсианцами в Германии и вне ее, проводилась властями ФРГ для сдерживания открытой инфляции, рабочих волнений и теневой практики в бизнесе.[б.с.3922]

24 июня были «отпущены» цены, ликвидировалась излишняя 1 регламентация хозяйственной жизни. Вместе с тем, реформаторы не отказались совсем от государственного регулирования. В печати публиковались каталоги «уместных цен». При введении марки ФРГ и был установлен ее официальный курс 3,33 БМ за 1$. Валютное землетрясение не обошло марку - 19 сентября

1949 г. её паритетный курс был снижен до 4,20 БМ за 1$. Соответствующее этому курсу золотое содержание БМ в

0,211588 г чистого золота было зарегистрировано МВФ 30 января 1953 г. В

СВАГ в ответ на действия, предпринятые союзниками, ограничивает передвижение населения через демаркационную линию, а 22 июня В. Д. Соколовский сообщает Робертсону о намерении провести денежную реформу в восточном секторе и

Большом Берлине.

Советское военное командование 23 июня 1948 г. провело денежную реформу в Восточной Германии. Ввоз старых денежных знаков из Запалной зоны был запрещен. В силу того, что советская сторона не успела изготовить новые денежные знаки для своей зоны, в обращение выпускались рейхсмарки с наклеенными на них специальными купонами . Обмен старых КМ на такие же с купоном производился в отношении 10:1. Через месяц КМ с купонами были обменены на марки Немецкого эмиссионного банка (создан 20 июля 1948 г.) в соотношении 1:1.

В ходе реформы рейхсмарки, рентные марки и марки СВК обменивались на новые марки в пределах 70 марок на каждого члена семьи по соотношению 1:1 и сверх этой суммы - 10:1.

Послевоенные сберегательные вклады переоценивались:

-до 100 марок по соотношению 1:1,

- от 101 до 1000 марок -

5:1,

-сверх 1000 до 5000 марок -10:1.

Пересчитывались средства на текущих счетах:

-бюджетных и общественных организаций и народных предприятий по соотношению 1:1,

- страховых организаций -

5:1,

- органов социального стра-хования-2:1.

Вклады и текущие счета, принадлежавшие нацистским военным преступникам, были аннулированы. В результате реформы по некоторым данным денежную массу в восточной зоне удалось сократить в 7 раз.[20, с. 115]

7 октября 1949 г. была образована Германская Демократическая Республика. Паритетный курс новой валюты - марки ГДР (М) к доллару США с 1 ноября 1953 г. составил 2,22 (М) за 1$.

За Западный Берлин развер-

нулась борьба. Его жителям было разрешено обменивать валюту на тех же основаниях, что жителям советского сектора. Там же союзниками были введены т.н. марки «Б», впоследствии замененные на БМ.

ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ

В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ

В странах Восточной Европы денежные реформы стали частью социалистических экономических преобразований. В Югославии, Чехословакии,

Польше, Болгарии была предусмотрена ликвидация остатков крупного помещичьего землевладения, проведение национализации стратегических отраслей промышленности, рудников, транспорта и крупных банков, а также установление системы прогрессивного налогообложения.

В Албании летом 1945 г. было проведено штемпелевание банкнот в 20 и 100 франков. В

1946 г. в ходе денежной реформы производился обмен денег в сумме квоты 5000 фр. на семью, а также пересчет вкладов и счетов в соотношении 5:1. Суммы сверх установленного лимита зачислялись на депозиты. Средства государственных, общественных организаций и кооперативов переоценивались без ограничения.

Третий этап реформирования денежного обращения прошел с 11 по 20 июля 1947 г. Франки обменивались на леки в соотношении 1:9. Также пересчитывались разного рода обязательства, цены и заработная плата.

В Болгарии денежная реформа прошла в два этапа. 1016 марта 1947 г. из обращения были изъяты банкноты в 200,250,500,1000 и 5000 левов и 3% казначейские боны. Они обменивались в пределах до 2000 левов на одно лицо в соотношении 1:1. Остальные суммы зачислялись на специальные блокированные счета в банках.

Новый обмен, уже в соот-

ношении 100:1, был произведен с 12 по 15 мая 1952 г. Одновременно менялся масштаб цен 25:1 и отменялась карточная система. Вклады в сберкассах переоценивали по специальной шкале:

до 50000 левов - 100:3 ; от 50000 до 200000 - 100:2; более 200000- 100:1 . Средства юридических лиц на счетах в банках, заработная плата, пенсии, пособия и т.п. были пересчитаны по соотношению 25:1.

Золотое содержание лева устанавливалось в 0,130687 г золота.

В Венгрии к моменту выхода страны из войны денежное обращение было фактически разрушено инфляцией. Для ее ослабления в конце 1945 г. был введен 75% налог на крупные банкноты. На них ставился специальный штемпель, причем из четырех предъявленных купюр в 1000 пенге, штемпелевалась только одна. Это мероприятие не принесло желаемого результата.

В начале января 1946 г. в стране вводилась специальная единица - «налоговый пенге» -для расчетов с государственными органами. Его курс, по отношению к обычным пенге, устанавливался ежедневно.

Денежная реформа в Венгрии была проведена 1 августа г. Пенге обменивались на форинты (Б1) в соотношении 400х 1026 пенге и 200 млн. «налоговых пенге» за 1 Б!

Золотое содержание форинта устанавливалось в 0,075695 г, курс к доллару - 11,74 за 1$.

В Польше после освобождения «краковские злотые» и немецкие марки обменивались на банкноты Польского национального банка, выпущенные по декрету ПКНО от 24 августа

1944 г. Обмен осуществлялся в пределах лимита: для физических лиц - не более 500 злотых, для частных предприятий - 2000 злотых (21). Остальные суммы зачислялись на блокированные счета.

Повторный обмен был проведен в 1950 г. на следующих условиях:

- 100:3 - вклады до 100 тыс. 21, тарифы, цены, заработная плата, налоговые ставки.

- 100:1 - наличные деньги и вклады свыше 100 тыс. 21.

Золотое содержание злотого устанавливалось 28 октября

1950 г. на уровне 0,222168 г чистого золота.

В Румынии денежная реформа прошла с 15 по 22 августа 1947 г. Обмен старых денежных знаков на леи образца

1947 г. проходил по курсу 20000:1 в пределах лимита старых леев на одного человека:

- 3 млн. - для рабочих и служащих;

- 1 млн. - для членов их семей;

- 5 млн. - на крестьянское хозяйство + 2,5 млн., при условии ии выполнения плана обязательных государственных поставок;

- 1,5 млн. - для военных и лиц свободных профессий.

Производственные пред-

приятия и организации производили обмен в размере фонда заработной платы за июль 1947 г.

Вторая денежная реформа прошла в Румынии с 28 по 31 января 1952 г. Леи 1947 г. обменивались на леи 1952 г. в еле-дующих соотношениях:

- первая тысяча - 100:1;

- вторая и третья тысячи -200:1;

- более 3 тысяч - 400:1.

Банковские вклады населения переоценивались так:

- первая тысяча леев - 50:1;

- вторая и третья тысячи -100:1;

- четвертая и последующие тысячи - 200:1.

Пересчет цен, зарплаты и тарифов производился в соотношении 20:1.

Золотое содержание лея устанавливалось в 0,079346 г чистого золота.

На территории Чехии и Словакии в годы войны обращались кроны Протектората

Чехии и Моравии, словацкие кроны, немецкие марки, венгерские пенге, польские злотые.

Первая послевоенная денежная реформа в стране прошла с 29 октября по 4 ноября 1945 г. Старые денежные знаки обменивались на кроны (Kcs) в пределах лимита 500 Kcs в соотношении 1:1. Остальные суммы, как и средства на вкладах и счетах, блокировались.

Вторая денежная реформа была проведена в июне 1953 г. параллельно с изменением масштаба цен 5:1. Обмен денег проводился на следующих условиях:

- 5:1 - наличные до 300 Kcs на одно лицо и вклады до 5000 Kcs;

- 6,25:1 - вклады от 5000 до 10000 Kcs;

- 10:1 - вклады от 10000 до 20000 Kcs;

- 25:1 - вклады от 20000 до -50000 Kcs;

- 30:1 - вклады от 50000 Kcs;

- 50:1 - наличные более 300 Kcs на одно лицо.

Золотое содержание кроны устанавливалось в 0,123426 г золота.

Как и в Чехии, на территории Югославии в годы войны обращались рейхсмарки, болгарские леи, итальянские лиры, венгерские пенге, сербские динары. Как и в других оккупированных странах, устанавливался принудительный курс для национальной валюты. Динар обменивался на марку в соотношении 20:1.

В ходе денежной реформы 1945 г. обменивались только сербские динары и хорватские куны в соотношении 1 новый динар (Din) = 20 сербским ди-нарам=40 хорватским кунам. Золотое содержание динара устанавливалось в 0,0177734 г. золота.

В целом, для Восточной Европы был характерен более жесткий, по сравнению с Западной, вариант проведения реформы. Во многих странах обмен проводился в два этапа. На

втором этапе ярко проявился классовый, политический подтекст мероприятия. .

Вместе с тем, страны «народной демократии» учитывали советский опыт. Ни в одной из этих стран не ставился вопрос об отмирании денег, свертывании товарно-денежных отношений и т. п. при «переходе от капитализма к социализму». Само собой разумеющимся считалось использование денег в процессе «социалистического строительства».

Все послевоенные денежные реформы имели общие черты. Одна из них - блокирование.

При его проведении, как правило, учитывался период возникновения депозитов, что позволяло особо выделить депозиты, возникшие в период оккупации.

Применялись различные методы блокирования. В Бельгии и других странах этому подверглись в разной степени и наличные деньги и депозиты. В Финляндии депозиты оказались совершенно не затронутыми, а крупные купюры были обращены в принудительный заем.

Эффективность мероприятий по блокированию счетов в значительной степени ослаблялась в результате давления деловых кругов, которые требовали освобождения блокированных сумм для потребностей фирм. «Поблажки крупному

капиталу, - по мнению

А.Эйдельнанта, - нейтрализовали усилия, направленные к сокращению денежной массы в обращении».[5, с.45] Вместе с тем, разблокирование средств для инвестиций или торгового оборота способствовало рост деловой активности и, в конечном счете, ускоряло процесс восстановления.

Иногда правительства разрешали использовать блокированные средства для уплаты налогов, помещения в государственные облигации. Государства покрывали из этих сумм текущие бюджетные расходы, что было одним из факторов

роста денежной массы, т. н. реэкспансии.

Другой общей чертой денежных реформ в европейских странах явилось декларирование размеров движимого и недвижимого имущества, сделок, совершенных во время оккупации, , продажи культурных

ценностей и т.д. Таким о6разом правительства анализировали распределение прибылей, полученных в военные годы.

ПОСЛЕВОЕННЫЕ

ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ В АЗИИ

Послевоенные денежные реформы в Азии также были призваны ликвидировать последствия войны.

К моменту появления Советской Армии в Маньчжурии в августе 1945 г., бумажный юань

- «фаби» стремительно обесценивался. В обращении находились также денежные знаки Маньчжоу-Го и других территорий. В этих условиях советское командование до мая 1946 г. выпускало на территории Китая свои военные деньги.

В 1948 г. был проведен обмен старых юаней - «фаби» на новые «золотые юани» в соотношении 3000000:1. После образования 1 декабря 1948 г. Народного банка Китая началось упорядочение денежного обращения, проводилась унификация денежной единицы. Местные валюты были обменены на юани к началу 1952 г. С 1 марта по 30 апреля 1955 г. был проведен завершающий этап денежной реформы: старые юани обменивались на новые в соотношении 10000:1.

В годы войны в Корее, оккупированной японцами, обращались корейские иены Чосон-банка и японские иены. Денежное обращение было в значительной степени расстроено.

После освобождения Северной Кореи были выпущены советские военные деньги. (Чо-сон-банк находился в американской зоне в Сеуле, и его иены более не могли использоваться

на севере). Эмиссию осуществляли полевые учреждения Госбанка. Интересно, что наши военные в донесениях в Правительство и Минфин писали о том, что общая сумма эмиссии им неизвестна и указывали американские данные о выпуске наших военных денег -3.225.000.000 иен.[241

Советское командование помогло организовать Центральный банк Северной Кореи.

В декабре 1947 г. он приступил к выпуску новой денежной единицы воны ^), которая обменивалась на старые денежные знаки 1:1 в пределах квоты:

- месячной зарплаты - для рабочих и служащих;

- 700 W - на хозяйство для крестьян;

- 500W - на главу семьи и

- 200W на каждого совершеннолетнего - для остальных слоев населения.

Государственные предприятия и организации меняли наличные без ограничения. Повторный обмен прошел в Северной Корее 12 февраля 1959 г. уже по курсу 100:1.

В Южной Корее с сентября

1945 по июнь 1949 гг. находились американские войска, которые с июня 1946 г. пользовались т. н. военным долларом, обращавшимся исключительно среди военнослужащих.[25]

Кроме денежных знаков продолжавшего эмиссию Чо-сон-банка, обращались американские военные деньги для Японии. Банк Кореи начинает выпуск корейских вон (^ в начале 1950 г. 17 февраля 1953 г. они были заменены на хваны в соотношении 100:1. В 1962 г. был проведен обратный обмен на воны, но уже 10:1.

Анализ денежных реформ, проведенных в странах- участницах второй мировой войны, позволяет сделать некоторые выводы. Главной целью этих мероприятий было сокращение фискальными методами объема денежной массы (платежеспособного спроса населения), приведение ее в соответствие с

уменьшившейся товарной массой.

После первой мировой войны только Чехословакия прибегла к радикальным дефляционным мерам. В остальных странах дефляция «осуществлялась не путем насильственного изъятия денег из обращения, но в значительной мере явилась продуктом естественного снижения потребностей в средствах обращения...».[5, с.47] Важную роль здесь сыграли отказ от политики «дешевых денег» и экономическая конъюнктура начала 1920-х годов.

После второй мировой войны этим путем пошли страны, экономика которых менее пострадала от войны или позволяла выйти из финансовых затруднений без принудительного изъятия платежных средств из оборота.

Тезис о необходимости проведения жестких фискальных мер по сокращению платежеспособного спроса населения неоднократно повторялся не только в Москве. На Западе эти меры связывали со стабилизацией цен и общим финансовым оздоровлением.

Вместе с тем, денежные реформы во многих странах, а в Восточной Европе практически во всех, прошли в два этапа.

Первый, относительно умеренный, решал задачу изъятия из оборота оккупационных денежных знаков, преодоления множественности

Авторы советской денежной реформы в определении необходимой для обращения денежной массы шли эмпирическим путем. В Бельгии, Нидерландах и некоторых других странах за «нормальную потребность обращения» был принят довоенный уровень. При его определении учитывалась сумма платежных средств, депозитов, а также обесценивание национальной валюты по отношению к фунту стерлингов.

Принято считать, что денежные реформы в Европе выполнили поставленные перед

ними задачи. Особенно часто упоминается «немецкое чудо».

Вместе с тем, так же, как и у нас, послевоенную финансовую стабилизацию можно скорее объяснить успешным восстановлением и, в значительной степени, влиянием Плана Маршалла.

США, нуждаясь в мерах по санированию денежного обращения, тем не менее, не проводили денежной реформы. В годы войны печатный станок и там работал достаточно интенсивно. «Лишние» доллары потекли в Европу с американской армией, затем 4 млрд.$ было перечислено Великобритании в

качестве стабилизационногок-редита. И, наконец, 16 европейских стран получили, по Плану Маршалла около » 13 млрд.$ на закупку американских товаров. Таким образом, Федеральная резервная система избавилась от значительной части «лишних» денег в обращении.

В результате обесценивания европейских валют, в ходе «валютного землетрясения» 1949 г. товары Старого света подешевели и стали более привлекательны для американцев. В Европу, постепенно нарастая,

хлынул поток частных инвестиций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Во второй половине 50-х годов формируется рынок евродолларов. К 1978 г. за границами США оказалось уже 373 млрд.$. С.Викторов полагает, что План Маршалла все же дошел до нас в середине 70-х, когда излишек долларов позволил повысить цены на нефть, от чего СССР получил ощутимые выгоды.[26]

Сегодня все большее количество экспертов говорят о мировом рынке долларов, как с грандиозной пирамиде. Позиции рубля от этого, однако, существенно не меняются.

1. Советская экономика в период Великой Отечественной войны. - М., 1970. - С.418.

2. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. - М., 1996 - С.52.

3. Финансовая система советского государства в годы Великой Отечественной войны. - М., 1996.

С.13,46.;

4. Алексеев A.M. Военные финансы капиталистических государств ....

5. Эйдельнант А. Особенности денежных реформ после второй мировой войны // Советские финансы. - 1947.- №6. -C.43.

6. Car tin W. Economic reconstruction in West Germany 11 Reconstruction in post-war Germany. Brittish orcupation policy and the Western zones 1945-1955. / Ed. by I. D. Turner. -N.Y., 1989. - P.51.

7. Riddle J. British and american plans for international currency stabilisation. - N.Y.: National bueeray of economic research, 1943.;

8. LeonR. Money in the postwar world. - Princeton. N.J., 1943. j

9. Williams J.H. Postwar monetary plans and other essays - N.Y., 1944 и др.

10. Postwar monetary tandarts (a symposium). - N.Y. 1944 и др.

11. Злобин И.Д. Вторая мировая война и проблемы международных валютно-кредитных отношений.

- М.,1949. - С.67.

12. .Triffin R. Monetary reconstruction in Europe. - N.Y.: Carnegie, 1952; Sherwm S. Monetary policy in continental Western Europe 1944-1952. - Madison, 1952.

13. Dupriez L. Monetary econstruction in Belgium. - N.Y.,1947.

14. Sherwin S. Monetary policy in continental Western Europe 1944-1952. - Madison, 1952

15. The book of Austria. - Vienna, 1948. - p.428.

16. Кнышевский П.Н. Добыча. Тайны германских репараций... - С.132-133.

17. РГАЭ.Ф.7733.0п.32.Д.

18. РГАЭ.Ф.7733.0п.32.Д.

19. Сенилов Б. В. Военные деньги Второй мировой войны - М.,1991. - С.94-95.

20. КоречковЮ.В. Полевым учреждениям Госбанка СССР... - С.99.

21. РГАЭ.Ф.7733.0п.32.Д.1420. Л.88..

22. РГАЭ.Ф.7733.0п.32.Д.1415. Л.96.

23. РГАЭ.Ф.7733.0П.ЗЗ. Д.1102.Л.37.

24. РГАЭ.Ф.7733.0п.32.Д.1420.Л.З.

25. РГАЭ.Ф.7733.0п.32.Д.1420. Л.З.

26. Коммерсантъ. -1997.- 3 июня.-С.36

□ Автор статьи:

Чуднов

Игорь Александрович - кандидат исторических наук, доцент каф. отечественной истории, теории и истории культуры