РАЗДЕЛ III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 336.748.5" 1947"(47+57)
В.А. Петренко
О НЕОБХОДИМОСТИ И РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕНЕЖНОЙ РЕФОРМЫ 1947 ГОДА
В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ
В статье раскрыты причины проведения денежной реформы в СССР в послевоенные годы, проанализирована целесообразность ее проведения. Раскрыты содержание реформы, основные ее направления и этапы проведения. В экономической литературе существует множество противоречивых мнений об итогах денежной реформы 1947 г., в связи с чем возникла необходимость детального изучения итогов и результатов проведенной денежной реформы с тем, чтобы объективно сформулировать ее значение для дальнейшего развития экономической системы страны.
Ключевые слова: денежная реформа, наличные деньги, эмиссия, доходы, послевоенное экономическое положение.
VA. Petrenko
ON NECESSITY AND RESULTS OF THE CURRENCY REFORM IN 1947
IN THE SOVIET UNION
The article reveals the reasons of the currency reform in the Soviet Union in the postwar years. The rationale for it is analyzed. The content, the main directions and stages of implementation of the reform are considered. In the economic literature there are many conflicting opinions on the outcome of the currency reform of 1947, so the need arises for a detailed study of the reform results in order to objectively formulate its importance for the future development of the economic system of the country.
Key words: currency reform, cash, introduction, income, post-war economic situation.
DOI: 10.17217/2079-0333-2018-43-96-100
Денежные реформы - это чрезвычайные меры, осуществляемые государством в целях приведения денежного обращения страны в нормальное состояние для обеспечения стабильности в экономике. Формы и методы проведения денежных реформ, как свидетельствует об этом история, разнообразны и зависят от экономического положения страны, уровня обесценения денег, целей и задач экономической и финансовой политики государства при осуществлении реформ. Особое место в истории нашей страны занимает денежная реформа 1947 г.
Необходимость проведения денежной реформы в послевоенные годы была обусловлена существенными изменениями, которые претерпело денежное обращение страны в годы Великой Отечественной войны. Денежное обращение в послевоенные годы характеризовалось следующими явлениями [1].
Во-первых, возросло количество денег в обращении (за 1941-1943 гг. - в 2,4 раза) в связи с увеличением военных расходов, сокращением объема производства товаров и услуг и доходов государственного бюджета. Так, военные расходы уже в 1942 г. составили 108,4 млрд руб., то есть увеличились в два раза; доходы Государственного бюджета СССР сократились со 180 млрд руб. в 1940 г. до 165 млрд руб. в 1942 г., что потребовало дополнительной эмиссии денег для финансирования военных расходов.
Во-вторых, сократился объем розничного товарооборота в два раза, в 1943 г. он составил 84 млрд руб. против 175,1 млрд руб. в 1940 г.
В-третьих, замедлилась скорость оборота денег в связи с переводом гражданского производства на военные рельсы, изменением структуры производства и потребления в стране. Военная промышленность была расширена за счет передачи ей предприятий других отраслей народного хозяйства. Существенно изменился ассортимент продукции во многих отраслях промышленности, повысилась доля продовольствия и вещевого довольствия для армии в продукции пищевой и легкой промышленности и т. д.
В-четвертых, увеличился объем наличных денег, реализуемых при покупке товаров на колхозном рынке.
В-пятых, на оккупированной врагом территории были выпущены в большом количестве фальшивые рубли.
Наличие излишних денег в обращении сопровождалось ростом цен на товары, работы и услуги, снижением покупательной силы рубля, реальной заработной платы, сокращением потребления товаров у населения и ослаблением материальных стимулов к повышению производительности труда.
Вместе с тем, денежная система - составная часть экономической системы страны, созданная в предвоенные годы, не была разрушена, несмотря на значительную эмиссию денег, вызванную необходимостью финансирования войны. Это было обусловлено сохранением твердых розничных цен на продовольственные и промышленные товары первой необходимости. Индекс розничных государственных цен на нормированные продовольственные и промышленные товары в годы Великой Отечественной войны почти не изменился и составлял в 1943 г. 100,5% по сравнению с довоенным уровнем [1].
Сохранение стабильности государственных розничных цен на вышеуказанные товары оказалось возможным благодаря устойчивым отпускным оптовым ценам на промышленные изделия, индекс которых в 1942 г. по сравнению с довоенным уровнем составлял 98%, в том числе на продукцию военной промышленности - 72%, на продукцию машиностроения - 87%, на продукцию тяжелой промышленности, не считая машиностроения, - 98% и на продукцию легкой и пищевой промышленности - 120% [2].
Однако не на все товары, покупаемые населением, цены были стабильными. По изделиям, которые приобретались на колхозных рынках и в комиссионных магазинах, цены были значительно выше довоенных. Так, индекс цен на колхозных рынках в 1943 г. по отношению к 1940 г. увеличился на продукты растениеводства и животноводства в 13 раз [2].
В то же время положительное влияние на денежное обращение в годы Великой Отечественной войны оказало осуществленное государством централизованное нормируемое распределение материальных ресурсов между предприятиями, организациями и учреждениями и товаров первой необходимости по карточкам среди населения. На государственном снабжении хлебом и другими видами нормируемого продовольствия находилось 76,8 млн чел., что сдерживало рост цен и эмиссию денег.
Рост денег в обращении сдерживался в результате проводимой государством политики отставания темпов роста заработной платы от темпов общего роста розничных цен на промышленные и продовольственные товары. Так, в 1944 г. среднемесячная заработная плата рабочих по предприятиям промышленности СССР составляла 573 руб., то есть увеличилась по сравнению с 1940 г. на 53%, соответственно, заработная плата инженерно-технического персонала составляла 1209 руб. и возросла на 57,4%. В итоге за первые три года Отечественной войны денежная масса выросла в 2,4 раза и превысила размеры товарооборота в стране [2].
Как известно, за три года Первой мировой войны количество денег в обращении в дореволюционной России увеличилось с 1,6 млрд руб. до 23 млрд руб., или в 14 раз, что привело к кризису экономики и финансов, катастрофе денежного обращения [2].
Эмиссия денег в годы Великой отечественной войны 1941-1945 гг. происходила в условиях не роста, а сокращения розничного товарооборота, что уменьшило их потребность в хозяйственном обороте и привело к замедлению скорости оборота денег.
Таким образом, следует признать, что в годы Великой Отечественной войны образовалось несоответствие между количеством денег, находящихся в обращении, и нормальной потребностью в них для хозяйственного оборота. Наличие излишних денег в обращении сопровождалось ростом цен на товары, снижало покупательную способность рубля, потребительский спрос населения на изделия, отрицательно влияло на социальное положение граждан и порождало спекуляцию. Однако основы денежного обращения в стране не были подорваны; деньги в течение
всего периода Великой Отечественной войны в основном выполняли свои функции и были средством учета и контроля, средством обращения, платежным средством, формой накопления в хозяйстве и формой сбережений населения. Все это обеспечивало относительную устойчивость денежного обращения в стране.
После анализа причин увеличения денег в обращении и факторов, которые сдерживали этот процесс, естественно возникает вопрос о количестве денег, которые находились в обращении к концу Великой Отечественной войны.
Если исходить из оценки, данной Н. Вознесенским в книге «Военная экономика СССР в период Отечественной войны» [1], за три первых года войны количество денег в обращении возросло в 2,4 раза, и их масса превышала размеры товарооборота. Учитывая данные о том, что объем розничного товарооборота в 1943 г. составлял 84 млрд руб., можно предположить, что в тот период в обращении страны находилось наличных денег 90-100 млрд руб., а в 1940 г., соответственно, - 38-42 млрд руб. К моменту окончания Великой Отечественной войны денежная масса в обращении примерно в четыре раза превышала количество обращавшихся денег накануне войны. Следовательно, в денежном обращении по этим оценкам могло находиться 152-168 млрд руб.
Представляется, что опубликованные данные о росте денег в обращении в годы войны являются заниженными. Это подтверждает установленное соотношение при обмене старых наличных денег на новые, которое составляло при проведении денежной реформы 1947 г. соотношение 10:1 [3]. С учетом обмена денег, находящихся во вкладах в сберегательных кассах в сумме до 3 000 руб. в соотношении 1:1, от 3 000 руб. до 10 000 руб. - в соотношении 3:2, свыше 10 000 руб. - в соотношении 2:1, количество денег в обращении за годы войны реально должно было увеличиться не менее чем в шесть раз, а не в четыре раза. Следовательно, перед реформой денег в обращении должно было находиться в действительности значительно больше. Если исходить из их довоенной величины (по расчетам финансистов - 38-42 млрд руб.), то к моменту проведения денежной реформы денежная масса в обращении составляла не менее 228-252 млрд руб.
Более значительный рост денег в обращении в СССР в годы Великой Отечественной войны косвенно подтверждают и данные увеличения денежной массы в обращении в США. За 1939-1946 гг. количество денег в обращении в этой стране, не испытавшей всех тяжестей Второй мировой войны и колоссальных разрушений, возросло в четыре раза.
Сегодня, спустя 70 лет, естественно, возникает вопрос: насколько обоснованно и оправданно было проведение денежной реформы именно в 1947 г., а не раньше и не позже?
Успешное развитие народного хозяйства страны после проведения денежной реформы подтвердило правильность выбранного момента ее осуществления. К 1947 г. в основном была завершена послевоенная перестройка народного хозяйства. Промышленные предприятия перешли на выпуск гражданской продукции. Объем выпуска промышленной продукции возрос за 1946 г. на 20%, в том числе производство хлопчатобумажных тканей - на 17%, шерстяных тканей -на 30%, кожаной обуви - на 28%, животного масла - на 69%, растительного масла - на 18% и т. д. Розничный товарооборот увеличился против 1945 г. на 30%, в том числе по продовольственным товарам - на 15%, по промышленным - на 85%. Более низкие показатели роста продовольственных товаров были связаны с падением производства зерновых культур и сахарной свеклы по сравнению с 1945 г. из-за засухи во многих областях страны [4].
Активному процессу восстановления народного хозяйства, росту производства товаров народного потребления, доходов государственного бюджета способствовало проведение мероприятий, направленных на укрепление хозяйственного расчета, денежного обращения, финансовых и кредитных отношений в стране. Так, был восстановлен фонд директора промышленных предприятий, введены новый порядок премирования предприятий и организаций по итогам всесоюзного социалистического соревнования и новая система премирования руководящих инженерно-технических работников за выполнение и перевыполнение производственных планов, в том числе заданий по снижению себестоимости продукции. Кредитные вложения Государственного банка СССР в народное хозяйство возросли на 18,6%, безналичный оборот в стране увеличился на 11%, поступления наличных денег в кассы Госбанка возросли на 40%, что произошло в основном за счет роста розничного товарооборота и превышения поступлений наличных денег в кассах Госбанка над их выплатами. Укрепилась финансовая, платежная и кредитная дисциплина в народном хозяйстве, что позволило снизить суммы просроченных платежей поставщикам по ссудам банкам
и бюджету. Общая сумма доходов Государственного бюджета СССР составила 322,7 млрд руб. и превысила сумму расходов на 18,6 млрд руб. Это оказало существенное влияние на денежное обращение страны. Рост доходов был в основном обеспечен за счет налога с оборота, сумма которого увеличилась по сравнению с 1945 г. на 67,9 млрд руб., или на 55,2%.
В 1947 г. по сравнению с 1946 г. валовая продукция промышленности увеличилась на 22%, розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли возрос на 17%, значительно увеличились доходы Государственного бюджета СССР, в том числе суммы налога с оборота и государственных налогов.
Процедура денежной реформы началась с принятием и опубликованием Постановления Совета Министров СССР и Центрального Комитета ВКП(б) от 14 декабря 1947 г. «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольствие и промышленные товары» [3] .
Документы, отражающие содержание денежной реформы, были разосланы до ее проведения на места, включая районные центры, по адресам учреждений органов государственной безопасности в специальных пакетах с надписью: «Вскрыть только по получении особого указания».
Содержание денежной реформы 1947 г. заключалось в следующем [3]:
- старые деньги обменивались на новые в соотношении 10:1, вклады и средства на текущих счетах в сберегательных кассах переоценивались в соотношении: 1:1 до 3 000 руб., 3:2 от 3 000 до 10 000 руб., 2:1 свыше 10 000 руб., средства кооперативов и колхозов - 5:4. Все обычные старые облигации, кроме займа 1947 г., обменивались на облигации нового займа в соотношении 3:1, а трехпроцентные государственные займы - 5:1;
- вклады населения в сберегательных кассах были переоценены на льготных условиях по сравнению с денежной наличностью;
- денежные средства предприятий и организаций, хранившиеся на счетах в банках, были полностью сохранены, средства кооперативных организаций и колхозов в банках также не претерпели существенных изменений;
- заработная плата рабочих и служащих, пенсии, стипендии, доходы колхозников и другие трудовые доходы всех слоев населения не затрагивались и выплачивались в новых деньгах в прежних размерах; заработная плата за ноябрь и платежи по сельскохозяйственным заготовкам были выданы за 10-15 дней до проведения денежной реформы с целью обеспечить населению возможность купить необходимые товары на старые деньги; все трудовые доходы за декабрь выплачивались в новых деньгах.
Кроме того, при проведении денежной реформы была сохранена прежняя структура денежного обращения, состоящая из билетов Государственного банка, государственных казначейских билетов и разменной монеты; выпуск денежных знаков был произведен в соответствии с реальными потребностями хозяйственного оборота страны и розничного товарооборота, в частности с учетом товарного покрытия и товарного обеспечения денег, а также уровня цен на товары, работы, услуги в народном хозяйстве.
При проведении денежной реформы остались неизменными ставки налогов с физических лиц, были снижены пайковые цены на хлеб и крупу на 10-12%, коммерческие цены на продовольственные и промышленные товары - в среднем в 2,5 раза и т. д. В результате население получило экономию в расходах в сумме 57 млрд руб. [2].
Одновременно с денежной реформой была осуществлена отмена карточной системы на продовольствие и промышленные товары. Ее проведение стало возможным в результате успехов в восстановлении и развитии народного хозяйства, значительного роста производства товаров широкого потребления, увеличения рыночных товарных фондов. Этому в свою очередь способствовали принятые партией и правительством меры по ускоренному развитию легкой промышленности, подъему сельского хозяйства, увеличению производства товаров местными и кооперативными предприятиями и развертыванию кооперативной торговли продовольственными и промышленными товарами в городах и поселках страны.
Успешное экономическое и социальное развитие страны после проведения денежной реформы явилось убедительным подтверждением ее своевременности, обоснованности и целесообразности.
В результате денежной реформы был ликвидирован дисбаланс денежного обращения, изъяты излишние деньги из обращения, ликвидированы крупные денежные накопления, об-
разовавшиеся в период войны в основном у спекулятивных элементов, и восстановлен полноценный рубль в стране, что позволило ликвидировать карточную систему и перейти к торговле по единым регулируемым ценам.
Денежная реформа усилила значение денег в народном хозяйстве, повысила реальную заработную плату рабочих и служащих, увеличила обеспеченность товарами и услугами, доходы сельского населения и облегчила переход страны к торговле по единым ценам без карточек.
Проведение денежной реформы оказало благотворное влияние на рост производительности труда, сокращение текучести кадров, увеличение производства товаров и оказываемых услуг, укрепление хозяйственного расчета, расчетно-кредитных отношений, на финансовое состояние предприятий и организаций, использование оборотных средств, сокращение излишних запасов товарно-материальных ценностей, улучшила сбалансированность доходов и расходов Государственного бюджета страны, позитивно повлияла на рост денежных накоплений в народном хозяйстве, способствовала укреплению платежной, расчетной, кредитной и финансовой дисциплины на предприятиях, в организациях и учреждениях.
Денежная реформа сыграла важную роль в переводе курса рубля на золотую базу и повысила курс рубля в отношении иностранной валюты. С 1 марта 1950 г. Советское правительство перевело исчисление курса рубля с долларовой базы на более устойчивую золотую основу. При этом было установлено твердо зафиксированное золотое содержание рубля - 0,222168 г чистого золота.
Таким образом, денежная реформа в СССР 1947 г. имела огромное экономическое, политическое, социальное и международное значение. Она способствовала укреплению экономики денежного обращения страны, устранила отрицательные последствия войны в области денежного обращения.
Литература
1. Вознесенский Н.Н. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. - М.: Политиздат, 1978. - 192 с.
2. Сычев Н.Г. Финансовая система государства в годы Великой Отечественной войны. - М.: Финансы, 1996. - 496 с.
3. Постановление Совета Министров СССР и Центрального Комитета ВКП(б) от 14 декабря 1947 г. № 4004 «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольствие и промышленные товары» [Электронный ресурс] // Нормативно-правовые акты. - URL: http://ppt.m/newstext.phtml?id=42378 (дата обращения: 18.06.2017)
4. Зверев А.Г. Записки Министра. - М.: Политиздат, 1973. - 270 с.
Информация об авторе Information about the author
Петренко Виктор Андреевич - Управление финансово-бюджетной политики Администрации Ели-зовского муниципального района; 684000, Россия, Елизово; кандидат экономических наук; начальник Управления финансово-бюджетной политики; petrenkovikan@rambler.ru
Petrenko Viktor Andreevich - Fiscal Policy Department of Elizovo Municipal District Administration; Russia, Elizovo, 68400; Candidate of Economic Sciences; Head of Fiscal Policy Department; petrenkovikan@rambler.ru