Научная статья на тему 'Роль Военно-морского флота России в океанографических исследованиях Северного Ледовитого океана в 1725–2018 гг.'

Роль Военно-морского флота России в океанографических исследованиях Северного Ледовитого океана в 1725–2018 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

223
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Навигацкая школа / российский военно-морской флот / Арктика / Северный Ледовитый океан / Северная гидрографическая экспедиция / военно-морские офицеры – гидрографы / Navigator School / Russian Navy / Arctic / Arctic Ocean / North Hydrographic Expedition / Navy officer-hydrographers

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Корнеев Олег Юрьевич, Леонов Андрей Олегович

В статье приводятся сведения об основных экспедициях российского военно-морского флота по океанографическому изучению Северного Ледовитого океана с 1725 по 2018 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of the Russian Navy in the oceanographic research of the Arctic Ocean in 1725–2018

The article contains the information about the main oceanographic expeditions of the Russian Navy to Arctic Ocean for 1725–2018

Текст научной работы на тему «Роль Военно-морского флота России в океанографических исследованиях Северного Ледовитого океана в 1725–2018 гг.»

КОРНЕЕВ О.Ю., ЛЕОНОВ А.О.

Роль Военно-морского флота России в океанографических исследованиях Северного Ледовитого океана в 1725-2018 гг.

O. KORNEEV, A. LEONOV

Role of the Russian Navy in the oceanographic research of the Arctic Ocean in 1725-2018

Сведения об авторах:

Корнеев Олег Юрьевич, заслуженный работник Высшей школы РФ, доктор технических наук, профессор, капитан 1 ранга запаса, заместитель начальника ФГБУ «Северо-Западное Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (Санкт-Петербург) [email protected]

Леонов Андрей Олегович, кандидат технических наук, доцент, капитан 1 ранга запаса, доцент Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова (Санкт-Петербург) [email protected]

About the authors:

Oleg Yuryevich Korneev, Honoured Worker of Higher Education of the Russian Federation, PhD, professor, captain of the 1st reserve rank, Deputy Head of the FSBI "North-West Administration for Hydrometeorology and environment monitoring" (Saint Petersburg) [email protected]

Andrej Olegovich Leonov, PhD, associated professor, captain of the 1st reserve rank, associated professor of Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping (Saint Petersburg) [email protected]

Аннотация

В статье приводятся сведения об основных экспедициях российского военно-морского флота по океанографическому изучению Северного Ледовитого океана с 1725 по 2018 гг.

Abstract

The article contains the information about the main oceanographic expeditions of the Russian Navy to Arctic Ocean for 1725-2018.

Ключевые слова:

Навигацкая школа, российский военно-морской флот, Арктика, Северный Ледовитый океан, Северная гидрографическая экспедиция, военно-морские офицеры - гидрографы. Keywords:

Navigator School, Russian Navy, Arctic, Arctic Ocean, North Hydrographic Expedition, Navy officer-hydrographers.

Систематические географические исследования окраинных морей Северного Ледовитого океана были организованы императором Петром I при помощи офицеров Российского Флота.

Для подготовки кадров соответствующего направления Пётр I 14 января (ст. ст.) 1701 г. организовал в Москве Школу математических и на-вигацких наук. В 1715 г. навигаторские классы Школы перевели в Санкт-Петербург и на их основе создали Морскую академию (Академию морской гвардии). В 1718 г. в Академии был открыт геодезический класс на 30 человек. В дальнейшем это первое военно-морское учебное заведение России прошло разные трансформации своего названия: Морской кадетский корпус, Морское училище, Морской корпус, Морское училище, Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе (с 1926), Морской корпус Петра Великого - военно-морской институт ВУНЦ ВМФ (настоящее время).

Одними из первых выпускников Морской академии, принявшими участие в картографическом описании пока не побережья Арктики, а верховьев реки Иртыш в Сибири, сразу после выпуска в 1719 г. стали Пётр Гаврилович Чичагов и Иван Захаров в экспедиции майора лейб-гвардии Семеновского полка Ивана Михайловича Лихарева.

С 1724 г. инструкции по производству гидрографических работ стала издавать Адмиралтейств-коллегия.

В 1725 г. Пётр I с учётом результатов экспедиции И.М. Лихарева организовал Нижнеобскую экспедицию во главе с купцом П. Миллером. В задачу экспедиции входило выяснение возможности морского сообщения между Европейской Россией и Камчаткой, что явилось первой попыткой систематического географического обследования Северного морского пути. За геодезическую часть исследований снова отвечал П.Г. Чичагов,

который прошёл с описью вдоль побережья Енисейского залива Карского моря до впадения р. Пясина (берег Петра Чичагова) и нанёс на карту России контуры полуострова Таймыр в Карском море.

23 декабря 1724 г. (3 января 1725 г.) был издан указ Петра I об организации Первой Камчатской экспедиции для поиска прохода между Азией и Америкой. Только через 3,5 года, 15 августа 1728 г., специально построенный на Камчатке бот Первой Камчатской экспедиции В. Беринга «Св. Гавриил» в тумане прошёл Берингов пролив и оказался по счислению в Чукотском море Северного Ледовитого океана. Однако берега пролива описаны не были.

После окончания Первой Камчатской экспедиции В. Беринг предложил в Адмиралтейств-коллегию проект новой экспедиции к берегам Северной Америки и Японии, в котором предусматривалось описание арктического побережья Сибири.

2 мая 1732 г. императрица Анна Иоанновна подписала представленный Сенатом Указ № 6042 «Об отправлении капитан-командора Беринга на морских судах для проведывания новых земель, лежащих между Америкою и Камчаткою». Экспедиция получила название Второй Камчатской или Великой Северной (Сибирской) экспедиции и проводилась в 1733-1743 гг. В результате деятельности экспедиции в течение 10 лет впервые была произведена опись побережья Северного Ледовитого океана, открыт американский берег и подтверждено наличие пролива между Азией и Америкой, открыты и нанесены на карту Южные Курильские острова, доказано отсутствие каких-либо земель между Камчаткой и Северной Америкой, обследованы побережья Камчатки, Охотского моря и отдельные участки побережья Японии.

14 мая 1764 г. Екатерина II подписала секретный указ о снаряжении экспедиции по отысканию более короткого северо-восточного морского прохода на Камчатку, т. е. мимо Шпицбергена и далее вдоль Гренландии, канадского побережья и Аляски, о котором ей лично доложил М.В. Ломоносов. По указанию императрицы назначенные в экспедицию суда назвали по фамилиям их командиров (выпускников Морской академии): «Чичагов» (капитан 1 ранга), «Бабаев» (капитан-лейтенант Василий Бабаев) и «Панов» (капитан-лейтенант Никифор Панов).

1 сентября 1764 г. экспедиция В.Я. Чичагова вышла из Архангельска и без потерь достигла Кольского полуострова, где расположилась на зимовку в Кольском заливе в Корабельной гавани, которую Василий Яковлевич тогда же переименовал в Екатерининскую, в честь императрицы, отправившей его в экспедицию.

9 мая 1765 г. суда вышли уже из Екатерининской гавани и двинулись на север. Уже 16 мая они миновали о. Медвежий,

за которым их встретили дрейфующие льды. 23 июля экспедиция достигла 80° 26' с. ш. в Гренландском море, превзойдя рекорд англичанина Генри Гудзона 1607 г., но дальше суда пройти не смогли из-за сплошных мощных дрейфующих льдов. В результате В.Я. Чичагов принял решение возвращаться в Архангельск.

Вторая попытка прорыва в 1766 г. также окончилась неудачей, что вызвало неудовольствие Адмиралтейства и Екатерины II. Несмотря на неудачу, опровергнувшую предположение М.В. Ломоносова, умершего к тому времени, В.Я. Чичагов сделал важное географическое открытие о том, что льды севернее архипелага Шпицберген дрейфуют с востока на запад, о чём до этого никто в мире ещё не сообщал.

В 1768 г. Екатерина II, оставив идею поиска Северо-восточного прохода, отправила для исследования архипелага Новая Земля в Баренцевом море экспедицию штурмана Ф. Розмыслова. В ходе экспедиции были впервые описаны и нанесены на карту прол. Маточкин Шар, разделяющий Северный и Южный острова архипелага, а также южная часть Баренцева моря от Семи Островов до Новой Земли.

В 1786-1792 гг. Адмиралтейств-коллегия для обследования и картографического описания арктического побережья от устья р. Колыма до Чукотского полуострова и выхода в Тихий океан организовала экспедицию под командованием капитан-поручика флота И. Биллингса. Помощником И. Биллингса стал капитан флота Г.А. Сарычев. Однако экспедиции не удалось пробиться на двух судах ни от устья р. Колыма к Берингову проливу, ни из Охотска из-за тяжёлых льдов. В результате И. Биллингс со спутниками на оленях пересёк зимой 1791-1792 г. Чукотский полуостров и описал его северные берега от Берингова пролива до Колючинской губы в Чукотском море.

В 1818 г. Адмиралтейств-департамент организовал Янско-Колымскую экспедицию для изучения арктического побережья и поиска земель в Северном Ледовитом океане (СЛО) севернее устьев рек Яны и Колымы, продолжавшуюся в 1820-1824 гг. Колымскую экспедицию возглавил лейтенант Ф.П. Врангель (первый по выпуску из Морского корпуса в 1815 г.). Янскую экспедицию возглавил его однокашник по выпуску лейтенант П.Ф. Анжу (второй по выпуску). Ф.П. Врангель впервые нанёс на карту России берег Сибири от устья р. Колыма до мыса Большой Баранов, а также часть Медвежьих островов. Трижды его экспедиция безуспешно направлялась по льду на север в Чукотское море в надежде найти обитаемую землю (ныне о. Врангеля, названный так американским китобоем Т. Лонгом в 1867 г.). П.Ф. Анжу, впервые, также при помощи астрономических наблюдений, была снята точная карта северного побережья Сибири от устья р. Оленёк до устья р. Индигирка. Также было доказано,

что на север от Новосибирских островов мифической Земли Санникова не существует (экспедицией пройдено около 14 тыс. км).

В 1821-1824 гг. в Баренцево море СЛО были организованы четыре экспедиции под командованием лейтенанта Ф.П. Литке (один из организаторов Русского географического общества в 1845 г., 1864-1882 гг. - президент Академии Наук) на 16-пушечном бриге «Новая Земля». В ходе экспедиций были описаны берега архипелага Новая Земля, горло Белого моря и глубины Белого моря. В 1828 г. Ф.П. Литке опубликовал книгу «Четырёхкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге „Новая Земля" в 1821-1824 годах». Таким образом, именно с 1828 г., благодаря Ф.П. Литке, океан на севере России получил название Северный Ледовитый, ранее называемый Сибирским, Ледовитым, Студёным и т. д.

В 1821-1827 гг. отрядами штурманов флота И.Н. Иванова и И.А. Бережных было произведено описание южных берегов Печорского и Карского морей. По результатам работ в 1828 г. И.Н. Иванов составил карту арктического побережья от Архангельска до Обской губы.

В 1832-1833 гг. под руководством подпоручика Корпуса флотских штурманов Петра Кузьмича Пахтусова (в 1817 г. окончил Кронштадтское штурманское училище) была произведена опись юго-восточного берега Новой Земли от прол. Петуховский Шар до восточного входа в прол. Ма-точкин Шар. В 1834-1835 гг. под его же командованием была организована вторая экспедиция к берегам Новой Земли.

В 1882-1884 гг. в рамках Международного полярного года (1882-1883) Адмиралтейств-коллегией были организованы интенсивные метеорологические и магнитометрические исследования на двух полярных станциях: в устье р. Лена (селение Сагастырь) и на острове Южный архипелага Новая Земля (ст. Малые Кармакулы). Руководили деятельностью станций соответственно гидрографы штабс-капитан Николай Данилович Юргенс и лейтенант Константин Петрович Андреев.

В 1894 г. Главным гидрографическим управлением России была учреждена Гидрографическая экспедиция для изучения устьев рек Обь и Енисей и части Карского моря. Командовал экспедицией капитан 2 ранга Л.Ф. Добротворский. За 1894-1896 гг. экспедиция обследовала с высокой астрономической точностью и нанесла на карту о-ва Виль-кицкого, Сибирякова и п-ов Явай. В экспедиции впервые проводились также магнитные, метеорологические, гравитационные и океанографические наблюдения. В 1898 г. экспедиция была переименована в Экспедицию Северного Ледовитого океана (ЭСЛО) и продолжила свою работу до 1904 г.

С 1900 по 1902 г. по заданию Российской Академии наук в Северном Ледовитом океане работала Русская Полярная экспедиция

под руководством барона Э.В. Толля на шхуне «Заря». Задачами экспедиции было уточнение карты западного побережья Таймыра и Новосибирских островов и поиск Земли Санникова. Экипаж судна был укомплектован из военных моряков. Командный состав: лейтенанты Н.Н. Коломейцев, Ф.А. Матисен и А.В. Колчак. Кроме несения штурманских вахт офицеры выполняли гидрографические, геодезические, метеорологические и океанографические работы. После пропажи Э.В. Толля А.В. Колчак возглавил экспедицию по его поиску в 1903 г. и нашёл его следы на о. Беннетта.

В 1908 г. Главное гидрографическое управление выступило с проектом организации новой экспедиции по изучению окраинных морей Арктики. Для этого в Петербурге на Невском судостроительном заводе были построены специальные суда «Вайгач» и «Таймыр».

31 августа 1910 г. была учреждена Гидрографическая экспедиция для исследования Северного Ледовитого океана от Берингова пролива до устьев реки Лены, получившая краткое название Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО).

В 1910 г. суда с исследованиями дошли до Берингова пролива, в 1911 г. - до устья р. Колыма, в 1912 - до б. Тикси, а 3 сентября (21 августа по ст. ст.) 1913 г. (командир «Вайгача» капитан 2 ранга П.А. Новопашенный, командир «Таймыра» - начальник ГЭСЛО капитан 2 ранга Б.А. Вилькицкий) было сделано последнее крупнейшее географическое открытие в мире - открыт архипелаг Императора Николая II (ныне арх. Северная Земля). В 1914 г. суда, проводя комплекс исследований, впервые прошли Северным морским путём, сделав зимовку около м. Челюскин, и пришли в Архангельск 3 сентября 1915 г., где по условиям военного времени ГЭСЛО была расформирована. За пять лет было выполнено 5560 обсерваций различных географических пунктов, построено 34 геодезических знака на арктическом побережье, измерено 21 430 глубин вдоль Северного морского пути, оборудовано 25 магнитных пунктов.

2 июля 1918 г. Совет народных комиссаров Советской Республики принял постановление (подписано В.И. Лениным) об отпуске одного миллиона рублей на снаряжение Гидрографической экспедиции Западно-Сибирского района Северного Ледовитого океана. Начальником экспедиции был назначен предыдущий начальник ГЭСЛО Б.А. Вилькицкий. 16 августа 1918 г. суда «Таймыр» и «Вайгач» под руководством Б.А. Вилькицко-го убыли из Архангельска для проведения экспедиции к устью реки Енисей, где затем погибло судно «Вайгач», выскочив на камни. В 1920-1922 гг. экспедиция работала в Баренцевом и Карском морях под руководством Н.В. Розе.

13 мая 1924 г. на базе Гидрографической партии Белого моря Гидрографического отряда Убеко-Север и Отдельного северного гидрографического отряда (бывшая ГЭСЛО) была организована Северная гидрографическая экспедиция (СГЭ), которую возглавил инициатор её создания известный гидрограф Н.Н. Матусевич. СГЭ до Великой Отечественной войны продолжила гидрографическое изучение Белого и Баренцева морей, впервые использовав для промера эхолоты.

С 1951 г. по заданию Правительства СССР было выполнено гидрографическое обследование западного побережья архипелага Новая Земля, в том числе для проведения ядерных испытаний. В 1953 г. была осуществлена геодезическая связь архипелага Новая Земля с материком через о. Вайгач и через прол. Карские Ворота. К 1955 г. были завершены триангуляционные работы и произведена топосъёмка береговой полосы общей протяжённостью около 5 000 км. Прибрежным промером обследованы все проливы, бухты, заливы западного побережья островов, а морским промером - прибрежная полоса шириной 30-40 км. По результатам работ были изданы два тома лоции и коллекция карт.

В результате исследований Северной гидрографической экспедицией архипелага Новая Земля его самая высокая гора высотой в 1547 м была названа в её честь - горой СГЭ.

В 1960 г. гидрографы СГЭ на судне «Мурман», оснащённом вертолётом, впервые в мире выполнили детальный промер севернее широкого пролива между архипелагами Земля Франца-Иосифа и Шпицберген.

В 1961 г. на ледокольном дизель-электроходе «Байкал» также впервые в мире был выполнен промер в жёлобе Святая Анна, в проливе между о. Греэм-Бэлл Земли Франца-Иосифа и о-вами Ушакова и Визе в Карском море.

Знаменательной вехой в деятельности Гидрографической экспедиции Северного флота стали комплексные океанографические работы на дрейфующем льду в центральной части Северного Ледовитого океана с 1961 по 1992 г., проводившиеся на основании постановления Правительства СССР о регулярном пространственном изучении Северного Ледовитого океана при помощи воздушных высокоширотных экспедиций «Север» (ВВЭ «Север»).

Главным отличием нового вида ледовых экспедиций от экспедиций «Северный полюс» ААНИИ было то, что они должны были производить комплексные исследования не только по линии дрейфа ледовой базы, но и вокруг неё по заданной регулярной схеме точек. Перелёты в данные точки-станции осуществлялись либо на лёгких самолётах с лыжами Ли-2 или Ан-2, либо на вертолётах. Все авиасредства базировались,

в отличие от экспедиций ААНИИ ВВЭ «Север», не на берегу, а непосредственно на дрейфующем льду рядом с основной ледовой базой. Время начала проведения ВВЭ определялось началом светового дня в марте, а окончание - началом активного таяния льда и динамических процессов в нём в середине - конце мая.

Основной целью ВВЭ было проведение в пространстве, независимо от дрейфа ледовой базы, различных регулярных исследований: гидрографических; астрогеодезических, а с 1981 г. и космогеодезических; гравиметрических; магнитометрических; сейсмологических; океанографических; метеорологических.

ВВЭ «Север-61» проходила с 21 апреля по 13 мая 1961 г. Первую посадку на лёд с оборудованием и частью членов экспедиции совершил Герой Советского Союза Илья Павлович Мазурук. Первые результаты были хотя и скромными (171 определение глубины, 15-суточная станция наблюдения за течениями и 135 проб воды на различных горизонтах), но всё же они превосходили результаты Ф. Нансена, измерившего в 1898-1899 гг. во время дрейфа судна «Фрам» восемь глубин; были больше, чем работы станции «Северный Полюс-1» (определено 33 глубины по ходу дрейфа ледовой базы). Перелёты с основной ледовой базы на станции наблюдений осуществлялись на лёгких самолётах Ан-2 и на вертолётах Ми-4.

В 1962 г. ВВЭ «Север-62» еще использовала инфраструктуру экспедиции ААНИИ ВВЭ «Север-14», но с 1963 г. воздушные высокоширотные экспедиции СГЭ стали проводиться самостоятельно.

В 1969 г. в районе Северного полюса в честь 50-летия Октябрьской революции точки, в которых были измерены глубины, образовали пятиконечную звезду.

Одним из главных географических открытий первого этапа исследований было открытие срединно-океанического хребта Гаккеля, минимальная глубина на котором составила 391 м. Данная подводная гора получила название горы Ленинского Комсомола в честь атомной подводной лодки СССР, первой достигшей подо льдом Северного полюса 17 июля 1962 г. и всплывшей в его районе.

Типовая организация проведения ВВЭ СГЭ состояла в следующем. В феврале оборудование и грузы экспедиции из Архангельска и Ленинграда постепенно собирались в арктических аэропортах: Диксон, Черский, Певек (Апапельгино), м. Шмидта, Анадырь, о. Средний, м. Коси-стый и др. В конце февраля начинались авиационные ледовые разведки на Ли-2, впоследствии на Ил-14 (в 1983-1984 гг. один из авторов статьи, О.Ю. Корнеев, принимал в них участие), по поиску подходящего ледяного поля, на котором можно было бы создать взлётно-посадочную

полосу длиной 2 км для приёма больших самолётов, таких как Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ил-18, Ил-76.

После выбора обширного ледяного поля в начале марта и оборудования ледового аэродрома на льдину высаживалась основная группа полярников с оборудованием. Необходимо отметить, что в ВВЭ использовались двухслойные овальные брезентовые палатки КАПШ-1 и КАПШ-2, которые отапливались не соляркой, как в предыдущих экспедициях ААНИИ, а бытовым газом. Общее число исследователей в ледовом лагере, включающее и офицеров-гидрографов, составляло от 60 до 120 человек. Рядом с лагерем исследователей разбивался лагерь лётчиков и обслуживающего персонала, в котором также располагалось от 80 до 120 участников экспедиции. У каждого лагеря был свой камбуз, столовая и свой продовольственный склад. Таким образом, в среднем, оба лагеря вместе насчитывали примерно 200-250 человек. Оба лагеря в полном составе обычно встречались только на демонстрациях на взлётно-посадочной полосе 1 и 9 мая.

Наблюдения на вылетных станциях проводились на не оборудованном для посадки авиации льду, на удалении от основной базы до 200 км. Средняя ежегодная площадь акватории составляла 500 на 500 км, т. е. 250 000 кв. км.

При проведении гидрографических исследований (измерение глубины места) на вылетных станциях после посадки самолёта или вертолёта на лёд необходимо было проделать отверстие во льду для опускания вибраторов (излучателей) эхолота под лёд. Если толщина льда была меньше 100 см, то проводилось ручное бурение отверстия во льду, если же толщина льда была больше, то производился подрыв льда шашкой тротила 100-200 граммов. В образовавшееся отверстие опускался вибратор эхолота, и определялась глубина места. На момент измерения определялось местоположение станции астрономическим методом, что в условиях полярного дня и наличия на небе Солнца было весьма непростой задачей. В результате даже профессионалам под руководством многолетнего участника экспедиций капитана 3 ранга Л.П. Добряка требовалось на все обсервации на одном месте от 1,5 до 2 часов. С учётом времени на проделывание отверстия в ледяном покрове и времени на обсервации в сутки в среднем удавалось нескольким вылетным группам выполнить от 20 до 22 измерений глубин.

В 1980 г. капитан-лейтенантом В.В. Суровым был разработан, опробован и внедрён метод вмораживания вибратора эхолота в верхнюю поверхность льда, что позволило резко увеличить производительность работ в 2-2,5 раза. Масштаб съёмки рельефа дна различных районов

центральной части Северного Ледовитого океана был различным, но в последние годы стал достигать 1:500 000.

При проведении гравиметрических и магнитометрических наблюдений на вылетных станциях измерялись значение ускорения свободного падения (силы поля тяжести) и составляющие магнитного поля Земли. При выполнении этих наблюдений не требовалось проделывать отверстие во льду, что резко повышало производительность промерных работ, но оставались затраты времени на определение координат по звёздам.

В период дрейфа ледовых баз ВВЭ для сейсмических исследований использовался как метод отражённых волн (МОВ), так и метод преломленных волн (МПВ). В обоих методах в качестве возбудителя упругих акустических волн применялись взрывы малых объёмов взрывчатки (100-300 граммов - в зависимости от глубины места), опускаемых на верёвке под лёд. Метод МОВ реализовывался на вылетных станциях за счёт единичного взрыва и приёма отражённого сейсмического сигнала на две линии приёма длиной по 300 м каждая (гидрофоны были установлены через каждые 25 м), расположенные перпендикулярно друг другу. Метод МПВ реализовывался на основной ледовой базе, для чего раскатывалась приёмная линия длиной от 2 до 3 км и через каждые 4 часа (за это время база перемещалась за счёт дрейфа льда на расстояние от 400 до 1 000 м) и осуществлялся подрыв для возбуждения излучающего импульса.

Сложными по выполнению были океанографические исследования, которые включали в себя определения температуры воды и солености на стандартных горизонтах и отбор колонки донных отложений на вылетных станциях (один из авторов статьи, О.Ю. Корнеев, участвовал в данных исследованиях в 1982-1984 гг.). На основной ледовой базе экспедиции дополнительно к указанным измерениям определялись скорость и направления течений на различных глубинах (до 4 000 м) на протяжении 15 или 30 суток. Для устранения отрицательного воздействия низких температур воздуха, возможных снегопадов и вьюг над отверстием во льду устанавливалась палатка без дна, которая изнутри обогревалась бытовой газовой печкой. Океанографические наблюдения производились либо до дна, либо до заданной глубины. Глубина места определялась по длине вытравленного троса при отборе колонки донных отложений. На некоторых станциях, например, в котловине Амундсена, пробы воды и грунта отбирались с глубин более 4 000 м, при этом общее количество наблюдённых горизонтов достигало 25.

Метеорологические наблюдения в большинстве экспедиций были стандартными, но в 1982-1986 гг. дополнительно к основному комплексу измерений были добавлены ещё и актинометрические наблюдения.

Метеорологические наблюдения выполнялись как на основной ледовой базе, так и на вылетных океанографических станциях.

С 1982 г. для координирования дрейфа ледовой базы экспедиции стали использоваться приёмоиндикаторы спутниковых навигационных систем (СНС). В результате такого подхода точность определения места возросла с 300 до 100-150 м. Более того, применение СНС в отличие от астрономического метода, зависящего от наличия облачности, позволило увеличить временную дискретность обсервации с одних суток до 1 раза в 2-3 часа. Такая высокая дискретность координирования впервые позволила детально изучить мезомасштабную временную структуру дрейфа льда и подлёдных течений, а также определить гармонические постоянные приливного дрейфа льда и течений (что стало темой кандидатской диссертации О.Ю. Корнеева).

За 30 ВВЭ с 1961 по 1992 г. (экспедиции не проводились в 1973 и 1991 гг.) был выполнен огромный объём наблюдений на общей площади около 4 320 564 кв. км (таблица 1):

- батиметрия - определено 19 560 глубин;

- гравика (измерение поля силы тяжести) - 25 935 пунктов;

- сейсмика (сейсмическое зондирование дна и определение глубины места) - 11 508 пунктов;

- магнитологические измерения со льда - 22 598 пунктов;

- магнитологические измерения с самолёта - 3,838 млн кв. км;

- океанографические станции - 251;

- океанографические станции наблюдения над течениями - 32.

Таблица 1. Количество наблюдений для всех видов исследований с дрейфующего льда в период ВВШЭ «Север» в 1961-1992 гг.

№ Год Батиметрия Гравика Сейсмика Магнитка Аэромагн., тыс. кв. км Океа-ногр. Площадь р-на, кв. км

1 1961 150 79 13 18 ? 8 58 000

2 1962 313 140 487 76 300 8

3 1963 514 187 500 124 400 3 112 500

4 1964 731 140 138 183 400 4 97 900

5 1965 824 436 204 263 160 5 210 000

6 1966 868 412 226 454 ? 12 270 000

7 1967 659 361 254 406 238 3 220 000

8 1968 769 366 241 370 232 7 240 000

9 1969 725 384 241 246 230 1 156 000

10 1970 272 529 480 493 530 9 234 000

11 1971 797 588 129 534 540 7 240 000

12 1972 486 537 454 454 236 7 154 000

13 1973 После высадки на лёд произошёл разлом ледовой базы и эвакуация

№ Год Батиметрия Гра-вика Сейс-мика Магнитка Аэромагн., тыс. кв. км Океа-ногр. Площадь р-на, кв. км

14 1974 259 683 577 512 322 9 200 000

15 1975 224 724 738 451 250 7 172 000

16 1976 223 689 386 436 - 7 131 000

17 1977 259 200 414 443 - 8 168 340

18 1978 311 893 524 572 - 5 198 145

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 1979 657 1 140 428 770 - 6 312 400

20 1980 891 1 652 678 1 330 - 6 212 000

21 1981 434 639 244 507 - 6 38 000

22 1982 1 047 1 245 250 1 030 - 8 200 214

23 1983 1 555 2 587 1008 2 626 - 17 378 700

24 1984 953 1 910 416 1 360 - 17 61 600

25 1985 724 1 539 860 503 - 17 48 500

26 1986 519 1 577 600 1 503 - 28 37 650

27 1987 676 1 778 499 1 668 - 8 42 900

28 1988 1 679 2 406 518 2 267 - 28 75 862

29 1989 887 981 - 2 999 - - 26 700

30 1990 311 610 - - - - 10 053

1991 Экспедиции не было

31 1992 456 523 - - - - 14 100

Итого 19 173 25 935 11 507 22 598 3 838 251 4 320 564

Примечание: ? - съёмка была, но данные не найдены

В удалённых и труднодоступных районах Северного Ледовитого океана, где невозможно было использовать авиадесантный метод из-за недостаточно крепкого льда, начиная с 1971 г. гидрографические исследования офицерами СГЭ проводились с атомных подводных лодок. До 2000 г. в 24 походах было обследовано более 700 тыс. км2 площади центральной части Северного Ледовитого океана.

В 1971 г. СГЭ Северного флота была переименована в 30-ю гидрографическую экспедицию Северного флота.

Всего за 30 ВВЭ СГЭ и 24 похода гидрографических партий СГЭ на атомных подводных лодках, выполнивших 92 000 линейных километров промера, центральная часть Северного Ледовитого океана была обследована на 80 % (рис. 1).

В результате 30-летнего проведения ВВЭ «Север» удалось создать достаточно полную геоморфологическую картину дна центральной части Северного Ледовитого океана и его геофизических полей, обнаружить и описать более 150 географических объектов, 43 из которых получили имена гидрографов и судов Северного флота. Наиболее значимыми открытиями стали котловина Подводников, отрог Геофизиков, рифтовая долина Гидрографов и одна из самых крупных форм рельефа дна в районе хребта Гаккеля - гора Ленинского Комсомола.

Рис. 1. Схема гидрографической изученности Северного Ледовитого океана по результатам ВВЭ «Север» Гидрографической экспедиции Северного флота, а также походов атомных подводных лодок и гидрографических судов с офицерами экспедиции на борту

В 1986 г. наиболее отличившимся начальникам Гидрографической экспедиции Северного флота: капитанам 1-го ранга Леониду Сенчуре, Сергею Немилову, Николаю Тимошенко, Александру Макорте - была присуждена Государственная премия СССР.

По результатам отечественных и зарубежных работ Главным управлением навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации совместно с институтом ВНИИОкеангеология в 1998 г. была подготовлена батиметрическая карта с сечением рельефа 200 м на глубоководную часть Арктического бассейна.

В 2002 г. по результатам промера СГЭ и «прыгающих» экспедиций ААНИИ была издана батиметрическая карта «Центральный Арктический бассейн» масштаба 1:2 500 000 (на 4 листах, адмиралтейский № 91115). В 2013 г. эта карта была переиздана в цифровом виде с учётом новых отечественных данных, полученных в 2010 и 2011 гг. с использованием многолучевых эхолотов. Данная карта включена в мировую картографическую систему ОББСО.

В 2015-2018 гг. с участием офицеров 4-й Арктической океанографической экспедиции на гидрографических судах «Сенеж», «Горизонт» и «Визир» в Северном Ледовитом океане: выявлено более 24 значимых изменений на местности в районах архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа; выделены как новые географические объекты и картографированы 12 островов, 14 мысов, один пролив и шесть бухт. Общая площадь открытых островов превысила площадь Княжества Монако (более 2,1 кв. км). По результатам работ представлены в Росреестр и в Законодательное собрание Архангельской области 15 заявок на присвоение имён безымянным географическим объектам. Распоряжением Правительства РФ 2018 г. № 2354-р четыре объекта названы в честь военных гидрографов (А.В. Чернышёва, Н.Д. Коломийчука, А.А. Комарицына, А.И. Сорокина).

За комплекс океанографических исследований в районе архипелага Новая Земля в Баренцевом и Карском морях Северного Ледовитого океана Гидрографическая служба Северного флота в 2019 г. была удостоена национальной премии России «Хрустальный компас».

Всего же за всю историю исследования Северного Ледовитого океана офицерами российского военно-морского флота от Петра I до 2018 г. более чем 100 крупным географическим объектам Арктики присвоены имена офицеров ВМФ, в том числе военных гидрографов, гидрографических судов и ПЛА «Ленинский комсомол».

Архивные источники

Российский государственный архив Военно-Морского Флота. Фонды: Р-180 (Главное Гидрографическое управление), Р-457 (Убеко-Север), Р-548 (ОСГО), Р-552 (Гидрографическая экспедиция Белого моря), Р-739 (СГЭ) и Р-898 (ГЭСЛО, 1918-1922). Список литературы

Белов М.И. Советское арктическое мореплавание 1917-1932 гг. / Под ред. Я.Я. Гаккеля, М.Б. Черненко. М., 1959. 510 с.

Гидрографическая служба Российского флота (1917-1996) / [Б.Н. Болгурцев, И.Т. Бурейко, О.Л. Грибанов и др.]. СПб., 1997. Т. 2. 481 с. (История Гидрографической службы Российского флота: [В 4 т. / Редкол.: А.А. Комарицын (отв. ред.) и др.]. СПб., 1997.

Распоряжение Правительства РФ от 31 октября 2018 г. N 2354-р // Кодификация РФ [Электронный ресурс] URL: https://rulaws.ru/goverment/Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-31.10.2018-N-2354-r/ (дата обращения: 01.12.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.