АНДРИЕНКО В.Г.
Недолгая история Убекосевера (1920-1935)
ANDRIENKO V.G.
A short history of the Agency of Navigation Safety in Northern Seas (Ubekosever) (1920-1935)
Сведения об авторе:
Андриенко Владимир Григорьевич, историк ледокольного флота (Санкт-
Петербург)
Author:
Andrienko Vladimir Grigorievich, historian of the icebreaker fleet (St. Petersburg) [email protected]
Аннотация
В статье рассказывается об Убекосевере, единственном военно-морском учреждении, вобравшем в себя всю материально-техническую базу, фонд служебных, казарменных и жилых зданий, плавсредства, портовое хозяйство и основные кадры расформированных военно-морских органов. Охарактеризована структура, кадровый состав Убекосевера, задачи его работы в 1923-1933 гг.
Abstract
The paper tells about Ubekosever, the only naval institution that known to embrace the entire material and technical base, a wide range of properties including housing stock, office buildings, barracks and quarters, as well as watercraft, port facilities and the main personnel of the disbanded naval bodies. The structure, personnel list of Ubekosever and its mission in 1923-1933 are also provided in the paper.
Ключевые слова:
Убекосевер, Морские силы Северного моря, гидрографическая служба. Keywords:
Ubekosever, Naval forces of the North Sea, the hydrographic service
С началом Первой мировой войны первостепенное значение получили экспортно-импортные морские перевозки грузов между Россией и её союзницами - странами Антанты через порты Русского Севера (и в первую очередь Архангельск). Эти перевозки осуществлялись по морскому пути через Баренцево и Белое моря.
Для обеспечения безопасности этого пути, защиты подходов к портам и самих портов была организована Флотилия Северного Ледовитого океана (ФСЛО), включающая в себя в 1917 г. до сотни единиц (в том числе 1 линкор, 2 крейсера, 6 эскадренных миноносцев и более 40 тральщиков). Базировалась флотилия на Архангельске и Мурманске (Романов-на-Мурмане).
После восстановления советской власти на Русском Севере ФСЛО и присоединённая к ней Северо-Двинская военно-речная флотилия формально оставалась довольно многочисленной. В марте 1920 г. их преобразовали в Беломорскую флотилию, а в апреле - в Морские силы Северного моря (МССМ), в составе которых насчитывалось 98 судов и плавсредств.
Если обратиться к известной всем «красной» Большой Советской энциклопедии (3-е изд.), то в статье «Северный флот» говорится, что к 1923 г. флот на Севере был ликвидирован, а в 1933 г. возрождён с созданием Северной военной флотилии. О том, что происходило с судами и моряками на Русском Севере в течение 1923-1933 гг., ничего не сообщалось. В эти годы действовали Убекосевер и пограничная флотилия.
После подписания Брестского мира и перехода флота на мирное положение Главное гидрографическое управление (ГГУ) Народного комиссариата по морским делам получило реальную возможность реорганизовать и расширить свою деятельность. С лета 1918 г. ГГУ приступило к организации на всех морских театрах самостоятельных органов гидрографической службы - управлений по обеспечению безопасности кораблевождения (сокращённо Убеко), подчинённых непосредственно ГГУ. Первоначально имеющиеся на морях гидрографические экспедиции в эти управления не включались, оставаясь отдельными службами в ведении того же ГГУ, т.к. создание Убеко преследовало, в первую очередь, цель обеспечения эксплуатации морского бассейна, а не его исследование.
Организовать соответствующее управление на Белом и Баренцевом морях предполагалось ещё в 1918 г., однако события Гражданской войны отодвинули его создание до момента восстановления советской власти на Русском Севере. Это произошло 15 февраля 1920 г. после освобождения Архангельска. Сегодня этот день считается днём основания Гидрографической службы Северного флота (ГС СФ).
Первое его название, по сложившейся в то время традиции, сокращалось как Убекобел1, но вскоре оно было заменено на более благозвучное -Убекосевер (Управление по обеспечению безопасности кораблевождения на северных морях).
В мае 1918 г. последовало назначение директором гидрографического и штурманского отдела этого управления военмора А.П. Екимова. Ему было поручено сформировать Убеко из всех имеющихся на бассейне служб, относящихся к гидрографии: Дирекции маяков и лоции, Службы связи Белого моря, лоцмейстерской (бывшее общество архангельских лоцманов, затем лоцманский отдел Управления морским транспортом Белого моря и Северного Ледовитого океана (Белмортран) и гидрометеорологической службы Белмортрана. Первоначально гидрографические экспедиции Белого моря и Северного Ледовитого океана в состав управления не вошли.
В составе Убеко было четыре отдела: гидрографический и штурманский (дирекция гидрографии и штурманского дела), маячно-технический (дирекция маяков и технического дела), гидрометеорологический и распорядительный, а также медицинская часть.
Район действия новой организации охватывал огромную территорию: от финской (финляндской) границы на западе (Вайда-губа, полуостров Рыбачий) до западного побережья полуострова Ямал, о. Вайгач, и архипелага Новая Земля (включительно) на востоке.
Начальник Убеко был непосредственно подчинён Главному гидрографическому управлению, а в период войны и мобилизации - начальнику МССМ (в оперативном отношении).
В 1922 г. после расформирования гидрографической экспедиции при Гидрографическом и штурманском отделе создали гидрографический отряд, состоявший из партий Белого моря и Северного Ледовитого океана.
В связи с общим сокращением вооружённых сил страны, начавшемся в эти годы, значительно уменьшился судовой состав флотов на морях, а его моряки демобилизовывались. Наиболее кардинальное решение приняли в отношении МССМ, которые в конце 1922 г. попросту ликвидировали. Причём командующий (наморси) МССМ П.П. Михайлов возглавил Убекосевер, которое в результате такой «реорганизации» осталось единственным военно-морским учреждением на Белом и Баренцевом морях. Управлению были переданы вся материально-техническая база МССМ, фонд служебных, казарменных и жилых зданий, плавсредства, Архангельский и Мурманский военные порты со всеми сооружениями и имуществом, а также основные кадры расформированных военно-морских
Убекобел - Управление по обеспечению безопасности кораблевождения на Белом и Баренцевом морях.
органов. Начальник нового управления стал именоваться старшим морским начальником Севера. Снабжение и ремонт судов на Севере теперь осуществлялось через Управление.
Конечно, только что организованное управление не было в состоянии подменить такую сложную и многоцелевую военную структуру, как флот. Речь главным образом шла о сохранении хотя бы формального присутствия (обозначения) военно-морских сил на бассейне. Недаром почти одновременно на Севере была создана пограничная флотилия, в которую вошли суда, переданные из МССМ и того же Убекосевера, а личный состав состоял из военморов тех же морских сил.
После передачи Службы связи в ведение ГПУ в 1922 г. все вопросы поддержания связи на Севере между маяками, гидрометеорологическими станциями, радиостанциями и внутри учреждения перешли в непосредственное ведение Убеко. Выполнение этих задач было возложено на часть связи, созданную при Маячно-техническом отделе.
В результате реорганизаций в 1923 г. сложилась несколько изменённая структура Убекосевера, сохранившаяся с минимальными изменениями до создания Северной военной флотилии (табл. 1, 2; рис. 1).
Рис. 1. Маяки на берегах Белого и Баренцева морей
Все отделы Убекосевера удалось сконцентрировать в одном здании Полуэкипажа в Соломбале (рис. 2).
На Убеко возлагалось множество задач: производство гидрографических исследований; составление морских карт и лоций; издание временных карт; устройство и содержание береговых и плавучих маяков, предостерегательных огней, знаков, а также полярных радиостанций;
Таблица 1. Структура Убекосевера в 1923-1932 гг.
Административно-распорядительный отдел (включая юрисконсультскую часть) 1) Канцелярия 2) Амбулатория 3) Приёмная комиссия 4) Хозчасть 5) Административная часть 6) Финансовая часть
Гидрографическо-штурманский отдел: 1) Картографическая часть 2) Инструментальная камера и депо карт 3) 4 лоцдистанции: Мурманская, Онежско-Двинская, Горловско-Мезенская, Кандалакшская, Новоземельная 4) 3 лоц-вахты: Архангельская, Онежская и Кольская 5) Астрономическая часть
Гидрометеорологический отдел 1) часть гидрометеостанций 2) часть Службы погоды 3) часть гидрологических и аэрологических наблюдений
Центр управление отдела в Архангельске. 36 гидрометеостанций, большой частью при маяках, 9 из них ведают только наблюдениями за ледовым покровом, и ещё 30 пунктов по наблюдению за замерзанием и вскрытием рек северного бассейна, и 5 аэрологических (Архангельск, Александровская, Вайгач, Юшар и Матшар. На отдел возлагалось снабжение станций, аналогично маякам и замена наблюдателей каждое лето, а также — ежедневный выпуск бюллетеня погоды
Техническо-хозяйственный отдел (включая финансово-счётную часть на правах отдела и отделы бывшего Архангельского военного порта, а также соответствующий хозяйственный аппарат Убеко).
Маячно-технический отдел 1) Маячное отделение 2) Техническая часть а) маячная мастерская, б) ацетиленовый з-д, в) судоремонтные мастерские г) отделение технического снабжения 3) Маячно-строительная часть 4) Часть по заведыванию радиостанций 5) Суда
К моменту организации Убекосевер в 1920 г. на бассейне имелось: 19 маяков, 1 плавмаяк, 40 шхерных огней, 19 створных знаков (освещаемых), 4 сирены и 6 туманных предостерегательных станций
(в ведение отдела входит также организация спасательного дела и заготовка техснабжения)
При начальнике Убеко - строевая часть и политсекретариат Северного флота, как при старшем морском начальнике Севера
Рис. 2. Здание Полуэкипажа в Архангельске (Соломбала), где размещалось Убекосевер (фотоснимок 1899 г.)
своевременное оповещение мореплавателей о состоянии фарватеров и банок, устройство астрономических, компасных и гидрометеорологических обсерваторий и станций и руководство их работой; устройство и содержание спасательных станций и судов, использование судовых
Таблица 2. Маяки, огни, знаки, сирены и станции в ведении Убекосевер (на 1920-1921 гг.)
Акватория Маяки
Белое море 11 классных маяков (почти на всех керосиновое освещение): Городецкий, Орловский, Сосновец, Жужмуйский, Чесменский, Жижгинский, Мудьюгский, Зимнегорский, Инцы, Абрамовский, Моржовский 3 мелких: Ромбакский, Летне-Орловский, Унской губы 22 шхерных огня 17 створных знаков (служители только на Мудьюгских башнях) 2 сирены (одна при Городецком маяке) 1 плавмаяк (Северо-Двинский) 5 туманных предостерегательных станций
Северный Ледовитый океан 1 классный маяк — на Святом Носе 5 малых маяков: Вайдо-губский, Цып-Наволоцкий, Сеть-Наволоцкий, Седловатый, Териберский 18 шхерных огней 2 створных знака 2 сирены и 1 туманная станция
навигационных журналов, снабжение судов военного и торгового флота по штурманской и гидрографической частям, заведывание лоцманской службой.
Кроме того, на управление легла ответственность за сохранение выведенных из состава флота кораблей и судов, обслуживание и охрану различных военных складов и т.п. до пожарной безопасности береговых объектов и содержания автопарка и конюшни.
Ни о какой военно-морской роли управления говорить не приходилось. Почти весь его личный состав был вольнонаёмным, и только руководство представляли военморы-специалисты.
Осознав ошибочность ликвидации гидрографических экспедиций на бассейне, уже в 1923 г. был создан Отдельный Северный гидрографический отряд (ОСГО), который в 1923-1924 гг. успешно выполнил важное правительственное задание - построил полярную обсерваторию в проливе Маточкин Шар. В мае 1924 г. на базе ОСГО под руководством Н.Н. Матусевича была организована Северная гидрографическая экспедиция (СГЭ), разделённая на два, а потом три отряда, каждый их которых работал, соответственно, у Мурманского побережья и в районах Белого и Баренцева морей и Новой Земли. СГЭ работала, напрямую подчиняясь Гидрографическому управлению (ГУ). А вот основанную «обсерваторию» на Матшаре после вступления в строй в том же 1924 г. благополучно передали в ведение Убекосевер (радиостанции в карских проливах изначально обслуживались «убековцами»).
Несмотря на многоцелевую направленность деятельности Убекосе-вера, численность его судов практически не увеличивалась, а количество сотрудников до 1926 г. неуклонно уменьшалось. Так, если на 1 августа 1920 г. всего в управлении (Дирекция маяков и лоции, Служба связи, Гидрометеорологический отд.) числилось по штату 1065 чел. (в т.ч. 379 во-енморов), то в 1926 г. только 565 чел., в том числе 48 на полярных станциях в проливах архипелага Новой Земли и 185 чел. на судах. Ситуацию не изменило и включение в состав Убекосевера сначала личного состава гидрографических экспедиций, а потом и учреждений Архангельского военпорта.
Для обслуживания маяков и знаков, а также гидрологических и полярных станций управление имело бывшие суда дирекции маяков и лоции, гидрографических экспедиций, а также несколько тральщиков (рис. 3, 4). Кроме того, для повседневных нужд лоцмейстерств и вахт использовались буксиры, баржи, моторные и паровые катера. Учитывая не лучшее состояние судов, невозможность серьёзного ремонта, а также нехватку топлива (особенно в начале 1920-х гг.), использовали их порой не более 50 % возможного времени. Так, в 1922 г. были поставлены на сохранение
Рис. 3. Гидрографическое судно «Соломбала» (бывший финский пароход «Экспресс»)
Рис. 4. Гидрографическое судно «Пахтусов» под гидрографическим флагом
гидрографические суда «Таймыр», «Снежинка» (с 1918 г. - «Кия»), «Лейтенант Овцын» и «Моод» (бывший «Спасательный 1»). Малоприспособленные для гидрографических и лоцмейстерских работ тральщики сдавали в аренду.
В результате в кампанию 1923 г. работали лишь пять гидрографических судов - «Соломбала», «Мурман», «Батарейный», «Пахтусов», «Полярный», лоцсудно «Кузнечиха», плавмаяк «Северо-Двинский»1 (табл. 3), баржа Северо-Двинская, плавдок (рижский) и три буксира («Либава», «Меркурий», «Голландия»). Кроме того, имелось семь моторных и один паровой катер.
К 1925 г., в связи с переходом «Купавы» и «Мурман а» в Северный гидрографический отряд, а затем и в экспедицию, пришлось вернуть в строй «Таймыр». В 1922 г. для пополнения флота Убекосевера с Балтики перегнали гидрографическое судно «Мятель» («Метель»). После аварии и ремонта это судно ввели в состав Убекосевера. В 1924 г. для усиления судового состава СГЭ опять же с Балтики отправили гидрографическое судно «Азимут». К 1925 г. судовой состав управления стабилизировался: каждое лето и осень работали 7-8 гидрографических судов, пароход (гидрографический катер) «Кузнечиха», плавмаяк и 2-3 буксира (табл. 4).
На экипажи этих судов легла тяжелейшая работа по обслуживанию маяков, различных знаков и других гидрографических объектов. Как правило, моряки сами доставляли на шлюпках к береговой полосе необходимое снабжение, оборудование и материалы, ремонтировали
Таблица 3. Работа судов Убекосевера в кампанию 1924 г.
Тип судна Наименование Рейсов Миль Время плавания
Гидрографические суда «Соломбала» 5 5258 31.05—26.10
«Пахтусов» 5 3558 07.06—26.10
«Батарейный» 6 5301 07.06—15.10
«Полярный» 5 4621 06.06—16.09
«Мезень» 12 1007 21.06—30.11
«Мурман» 1 405 переданы СГЭ в июле 1924
«Купава» 1 --
«Кузнечиха» -- --
Плавмаяк «СевероДвинский» -- --
Плавмаяк устанавливался на баре Северной Двины, а пароход «Кузнечиха» использовался для ограждения бара и фарватера этой реки до Архангельска.
Таблица 4. Гидрографические суда Убекосевера и Северной гидрографической экспедиции
Название на начало 1920 гг. / первонач. название (год постройки) Водоизм., т, длина х ширина х осадка х мощность пармаш, л.с., ск., уз, дальн. плав, миль Переименования Примечания
В составе флота Убекосевера
«Соломбала» / Экспресс (1876) 750 т, 47,6 х 7,9 х - м, 500 л.с., 7,5 уз -- 17.1.1930 сдано для разборки на металл
«Батарейный» / «Толтик» (1911) 1010 т, 44,1 х 8,2 х 4,1 м, 850 л.с., 9/8 уз с 1925 г. «Помор» с 1.1.1932 -«Мензула» 26.6.1939 погибло во время шторма в Кандалакшском зал.
«Пахтусов» (1898) 1545 т, 53,1 х 7,9 х 4,4 м, 400 л.с., 8 уз. с 1.1.1932 -«Маяк» С лета 1933 в СВФ, 6.10.1943 погибло в Кувшинской салме от ударов ВВС противника. В 1944 поднято, после войны разобрано на металл
«Полярный» / «Кит» (1911) 1200 т, 52,5 х 8,5 х 5,2 м, 860 л.с., 8,5 / 7 уз., 5000 миль с 1.1.1932 -«Меридиан» Потоплено 24.07.1941 тремя герм. ЭМ у о. Харлов
«Мезень» / «Хубро», «Т4» с 1.1.1932 «Марка» В 1956 пошел на слом
«Кереть» / «Т-8» «Скум» (1912) 325 т, 32,3 х 5,9 х 3,2 м. 450 л.с. 10 уз., 1800 миль с 1.1.1932 -«Масштаб» С 1928 гидрографическое судно. С 1933 вошёл в состав СВФ. 29.04.1957 г. сдан для разборки на металл
«Кола» / «Т21» (1916) 500 т, 43,2 х 7,2 х 4,4 м, 500 л.с., 10,5 уз., 2640/3840 с 1925 - «Кола» в Убекосевер в 19241926. В 1927 передан в состав пограничной флотилии
«Таймыр» (1909) 1360 т, 60 х 11,9 х - м, 1200 л.с., 12 / 8 уз., 10000 миль с 1.1. по 26.5.1932 -«Метеоролог» С лета 1933 в СВФ. С 1941 в составе флота Главного управления СМП. Исключено из списков 1953 (?)
«Мятель» (Метель) / «Бойкий» (1916) 820 т, 53,2 х 8,6 х 4,3 м. 750 л.с., 12/8 узлов, 1900 миль «Метель» С лета 1933 в СВФ. В 1966 сдано для разборки на металл
«Кузнечиха» (1910) 190 т, 26,80 х 5,35 х 4,2 м. 2 х 100 л.с., 11/9 уз., 850 миль с 1.01.1932 -«Лоцман» С лета 1933 в СВФ. 8 08.1959 сдан для разборки на металл
«Зенит» (1913) 87 т, 17,63 х 4,26 х 2,58 м. 180 л.с., 8 уз. с 1.01.1932 -«Кренометр» Первоначально буксир, 1.01.1932 переклас. в ГИСУ. 27.03.1960 исключён из списков
Название на начало 1920 гг. / первонач. название (год постройки) Водоизм., т, длина х ширина х осадка х мощность пармаш, л.с., ск., уз, дальн. плав, миль Переименования Примечания
В составе СГЭ
«Мурман» / «Андрей Первозванный» (1899) 500 т, 46 х 7,9 х 3,6 м. 475 л.с. 9 / 7,5 уз., 3170 миль с 1.1.1932 -«Мгла» С 13.5.1924 в сост. СГЭ. С 1933 в сост. СВФ, 25.6.1959 сдан для разборки на металл
«Купава» «Сюрендальс-фиорд» (1915) 805 т, 46.1 х 7,0 х 4,4 м., 750 л. с., 10,5/8 уз., 2788 миль с 1.01.1932 «Мигалка» С 18.07.1924 г. в сост. СГЭ. с 9.08.1933 г. -в состав СВФ. 3.10.1957 г. для разборки на металл
«Азимут» 500 т, 45,3 х 8 х 2,8 м. 650 л.с., 11/9 узлов, 1584 мили с 1.1.1932 -«Мороз» 12.02.1960 г. сдан в отдел фондового имущества для разборки на металл
и сооружали знаки. И это при том, что численность экипажей из года в год сокращалась. Например, в 1920 г. на «Пахтусове», «Полярном» и «Соломбале» по штату должно было быть по 51 чел., в 1924 г. было по 39 чел., а в 1926 г. - только по 37 чел.
После окончания кампании почти все вольнонаёмные моряки увольнялись, а оставшиеся военморы, зачастую самостоятельно, занимались текущим ремонтом судов. В 1924 г. на судах СГЭ оставили по семь человек! (рис. 5, 6).
С 1924 г. все суда ходили под кормовым флагом гидрографических и лоцмейстерских судов, включая плавмаяк. Начальник Убеко поднимал свой брейд-вымпел - синий с эмблемой, в головке флаг ВМФ (рис. 7, 8, 9).
С 1920 по 1933 гг. возглавляли Управление последовательно семь моряков.
Первым начальником (1920-1922 гг.) был бывший капитан 1 ранга Анатолий Петрович Екимов, на одну кампанию (1923 г.) его сменил бывший капитан 2 ранга и бывший начальник МССМ Пётр Петрович Михайлов. Некоторое время (05.10.1923-21.06.1924) руководил управлением известный гидрограф Николай Иванович Евгенов. Его сменил ещё один специалист - Василий Николаевич Чичагов, который с 1920 г. возглавлял Дирекцию маяков и лоции Белого моря, а затем Маячно-тех-нический отдел Убеко. Он был начальником Убекосевер в 1924-1926 гг. и в 1927-1928 гг. В 1923-1929 гг., при других руководителях управления, Чичагов неизменно оставался в должности заместителя начальника по технической части (рис. 10).
Очередные руководители Управления были т.н. «выдвиженцами» и являлись не только начальниками, но и комиссарами Убекосевера: Иван
Рис. 5. Гидрографическое судно «Мятель»
Рис. 6. Гидрографическое судно «Мезень»
Рис. 7. Кормовой флаг гидрографических и лоцмейстерских судов, если командиром был военный моряк (военмор)
Рис. 8. Кормовой флаг гидрографических и лоцмейстерских судов, если командир вольнонаёмный (гражданское лицо). Вместо военно-морского флага в крыже изображались золотые серп и молот на красном фоне
Рис. 9. Брейд-вымпел Начальника Убеко
Рис. 10. В.Н. Чичагов на борту британского линкора (фотоснимок 1915 г.)
Борисович Богачёв (26.04.1926 (факт. 15.06.1926) - 08.10.1927 и 09.07.192823.04.1929); Бертольд Андреевич Зарин (27.05.1929-26.11.1932) и Александр Андреевич Утенькин (26.11.1932-01.06.1933).
В 1933 г. была сформирована Северная военная флотилия (в дальнейшем ставшая Северным флотом) и Убекосевер перешёл в прямое подчинение её командования, сохранив в специальном отношении подчинение к ГУ. А зимой 1935 г. управление реорганизовали в Гидрографический отдел флотилии, который был передислоцирован из Архангельска в Мурманск.
Источники и литература:
РГАВМФ. Дела фондов: р-180 (оп. 1, 2), р-457 (оп. 1), р-739 (оп. 1, 2). Боевая летопись Военно-Морского Флота. 1917-1941. Военно-исторический справочник / Авторы-составители Н.Ю. Березовский, С.С. Бережной, З.В. Николаева. М., 1992. 270 с.
Наумов И.В. Четыре этапа в истории Гидрографической службы Северного флота // 190 лет гидрографической службе военно-морского флота России. СПб., 2017 (Записки по гидрографии; № 303). С. 29-33.