СЫЧЁВ в. И., ШИЛИН М. Б., НОВОПАШЕННЫЙ И. В.
Роль капитана П. А. Новопашенного в открытиях Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана 1913-1915 гг.
SYCHEV V. I., SHILIN M. B., NOVOPASHENNY I. V.
The role of captain P. A. Novopashenny in discoverings of the Hydrographie expedition to Polar Ocean in 1913-1915
Сведения об авторах:
Сычёв Виталий Иванович, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры океанологии Российского государственного гидрометеорологического университета (Санкт-Петербург) [email protected]
Шилин Михаил Борисович, доктор географических наук, кандидат биологических наук, профессор кафедры экологии и биоресурсов факультета экологии и физики природной среды Российского государственного гидрометеорологического университета (Санкт-Петербург) [email protected]
Новопашенный Игорь Вадимович, кандидат технических наук, технический директор лаборатории электронной науки университета Бремена (Бремен, Германия)
[email protected] Authors:
Sychev Vitaly Ivanovich, PhD in Physics and Math, professor of Oceanology Department
of Russian state Hydrometeorological University (st. Petersburg)
Shilin Michail Borisovich, Dr. of Geographical sciences, Candidate of Biological sciences, Professor of the Ecology and Bioresources' Department of Ecology and Physics of Natural Environment Faculty of russian state Hydrometeorological University (st. Petersburg) [email protected]
Novopashenny Igor Vadimovich, PhD in Technical sciences, CTO in escience Lab at
University of Bremen (Bremen, Germany)
Аннотация
В статье раскрывается роль капитана 2-го ранга П. А. Новопашенного в открытиях Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана 1913-1915 гг., в изучении новых земель и их границ, в организации зимовки, продолжавшейся более 400 суток, и в успешном прохождении Северного морского пути с востока на запад. Кратко описывается история присвоения названий землям, открытым Гидрографической экспедицией и присоединённым Россией к своим территориям в 1916 г. Abstract
This article touches on the role of captain P. A. Novopashenny during the Hydrographic expedition to Polar ocean in 1913-1915 in discovering new territories near the Northern coast of Russia, in wintering near the newly-discovered islands and in the successful overcoming the Northern Marine Route from East to the West. The history of giving names to territories founded by Hydrographic expedition and joined to Russia in 1916 is postulated.
Ключевые слова:
Новопашенный, Вилькицкий, Северная Земля, Новосибирские острова, Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана, Земля Императора Николая II. Keywords:
Novopashenny, Vilkitsky, Severnaja Zemlja, New Siberian Islands, Hydrographic expedition to Polar ocean, Emperor Nicholas II Land.
Мы утверждаем, что звёздным периодом жизни морского офицера Петра Алексеевича Новопашенного были два с половиной года участия в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) 1913-1915 гг.
Новопашенный являлся участником Русско-японской войны 1904-1905 гг. К 1913 г. он имел орден Св. Анны 4-й ст. (1904), орден Св. Станислава 3-й ст. (1906), орден Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (1907). В 1907-1908 гг. он служил в должности старшего флаг-офицера штаба командующего 2-м отрядом минных судов Балтийского моря, в 1908-1910 гг. - слушатель гидрографического отделения
Николаевской морской академии, в декабре 1910 г. произведён в старшие лейтенанты. В 1911-1913 гг. прикомандирован к Николаевской главной астрономической (Пулковской) обсерватории для занятий; получил звание «гидрограф-геодезист»1.
Старший лейтенант П. А. Новопашенный (рис. 1) 18 (31) марта 1913 г.2 был переведён в Сибирский флотский экипаж с назначением командиром транспорта «Вайгач», где сменил капитана 2-го ранга К. В. Ломана, и помощником начальника ГЭСЛО, учреждённой при Морском министерстве России.
Основной задачей ГЭСЛО под руководством полковника (с 1912 г. - генерал-майора корпуса гидрографов) Ивана Семёновича Сергеева было исследование высоких широт Северного полушария. Экспедиции было поручено картографирование северо-восточных и северных границ Российской империи, а также изучение условий плавания по Северному морскому пути (СМП).
Для этих задач на Невском судостроительном заводе Санкт-Петербурга были построены ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач» - первые научно-исследовательские суда, приспособленные к работе в ледовых условиях. Весной 1909 г. оба ледокола сошли со стапелей завода. Работы было решено начать с востока, от Берингова пролива, поэтому «Вайгач» (командир - А. В. Колчак) и «Таймыр» (командир - Ф. А. Матисен) с 28 октября 1909 г. по 3 июля 1910 г. совершили через Суэцкий канал переход во Владивосток. В плавании Ф. А. Матисена сменил А. А. Макалинский. Вскоре во Владивосток прибыл и начальник экспедиции полковник И. С. Сергеев. Там же в августе была сформирована ГЭСЛО. «Вайгач» и «Таймыр» стали её базовыми судами, а их плавание явилось первой в истории мореплавания и океанографии научной полярной экспедицией, выполнившей комплекс гидрографических, метеорологических и биологических работ в арктических морях3.
В первые три навигации 1910-1912 гг. ГЭСЛО успешно провела работы у северо-восточного побережья России. Первое полярное плавание длилось с 30 августа по 30 ноября. В 1910 г. командиром «Таймыра» был назначен Б. В. Давыдов. По возвращении во Владивосток командир «Вайгача» А. В. Колчак был отозван в Петербург для
1 Who is mister Novopashenny? [Электронный ресурс]. URL: https://alex-lw-65. livejournal.com/34660.html (дата обращения: 29.06.2018).
2 Даты приведены по новому стилю.
3 Смирнов В. Г. Арктический подвиг российских гидрографов // Записки по гидрографии. 2015. № 293. С. 61-74.
продолжения службы в Морском генштабе и сдал командование капитану 2-го ранга К. В. Ломану. Второй (с 4 августа по 28 октября 1911 г.) и третий (с 13 июня по 23 октября 1912 г.) экспедиционные походы ГЭСЛО были также завершены успешно. Ледоколы впервые применили радио в Арктике для осуществления между собой радиосвязи на дальности до 150 миль.
За три года работ ГЭСЛО была обследована восточная часть СМП, изучены и картографированы береговая черта и прилегающие к ней острова, получена информация о ледовой обстановке в летние месяцы в Чукотском, Восточно-Сибирском морях и море Лаптевых до полуострова Таймыр.
В следующие походы в 1913-1915 гг. основная тяжесть работ экспедиции легла на плечи молодых морских лейтенантов, которые в течение последних трёх лет плавания ГЭСЛО в сложной ледовой обстановке полярных морей приобретали необходимый опыт для решения задач, поставленных Морским министерством и Главным гидрографическим управлением (ГГУ).
В состав экипажа ледокола «Вайгач» в 1913 г. входили офицеры лейтенанты флота Николай Александрович Гельшерт, Константин Константинович Неупокоев и Николай Иванович Евгенов, инженер-механик лейтенант Эрнест Эрнестович Петерсон, мичман Александр Григорьевич Никольский, судовой врач Эдуард Егорович Арнгольд, 38 нижних чинов (среди них - старший телеграфист, водолазный унтер-офицер и вольнонаёмный кок)1.
Одновременно с Новопашенным в марте 1913 г. вместо капитана 2-го ранга Б. В. Давыдова на должность командира ледокола «Таймыр» назначение получил капитан 2-го ранга Борис Андреевич Виль-кицкий. Ранее он участвовал в боевых действиях в Русско-японской войне на броненосце «Цесаревич» и подводном минном заградителе, в рукопашной схватке с японцами получил сквозное ранение в грудь и был отмечен за храбрость орденами Св. Станислава 3-й ст. и Св. Анны 4-й ст. После обучения в Николаевской морской академии с 1908 г. Вилькицкий служил в должности флагманского штурмана штаба командующего морскими силами Балтийского моря.
Из вахтенного журнала ледокола известно, что в состав команды «Таймыра» были назначены офицеры лейтенанты флота В. В. Ни-лендер, А. Н. Жохов и А. М. Лавров, мичман В. Н. Гойнинген-Гюне,
1 Евгенов Н. И., Купецкий В. Н. Экспедиция века. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на судах «Таймыр» и «Вайгач» в 1910-1915 годах. СПб., 2012. С. 28-29.
инженер-механик старший лейтенант А. Г. Фирфаров, судовой врач Л. М. Старокадомский и 37 нижних чинов1.
Оба командира ледоколов впервые вышли в арктическое плавание, но начальник ГЭСЛО генерал-майор И. С. Сергеев, принимавший участие в походе, предпочёл держать свой брейд-вымпел не на «Таймыре», как в предыдущие годы, а на «Вайгаче», командиром которого был более опытный и один из самых старших по возрасту участников П. А. Новопашенный, которого товарищи уважительно называли «стариком».
Во Владивостоке суда загрузились необходимым и взяли на борт полуторагодовой запас провизии (на случай возможной зимовки). 26 июня (9 июля) 1913 г. «Таймыр» и «Вайгач» покинули Владивосток. Перед экипажами была поставлена главная задача - пройти в Ледовитом океане из Владивостока в Архангельск.
Спустя две недели после начала экспедиции после случившегося инсульта И. С. Сергеева на «Вайгаче» срочно доставили в Петропавловск-Камчатский. Дождавшись из Петербурга приказа морского министра, 20 июля (2 августа) 1913 г. он передал руководство экспедицией командиру «Таймыра» капитану 2-го ранга Б. А. Вилькицко-му. Далее Сергеева отправили пароходом «Аргунь» во Владивосток, а экспедиции была подтверждена задача - следовать ранее намеченному плану.
Б. А. Вилькицкий возглавил экспедицию как старший по чину. Кроме того, его лично знал морской министр И. К. Григорович - командир броненосца «Цесаревич», на котором во время Русско-японской войны служил Б. А. Вилькицкий. Отец Вилькицкого, Андрей Ипполитович, - известный полярный исследователь, начальник Главного гидрографического управления и инициатор ГЭСЛО. Это по его предложению была создана комиссия, по рекомендации которой начались высокоширотные морские исследования на специально построенных стальных экспедиционных судах. Членами комиссии были также океанограф Ю. М. Шокальский, кораблестроитель А. Н. Крылов, другие известные русские учёные и моряки.
Получивший назначение Б. А. Вилькицкий считал, что для этой должности более подходил П. А. Новопашенный, который был на четыре года его старше, имел основательную подготовку и обладал большим морским опытом. Об этом новый начальник ГЭСЛО писал
1 Евгенов Н. И., Купецкий В. Н. Экспедиция века. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на судах «Таймыр» и «Вайгач» в 1910-1915 годах. СПб., 2012. С. 26-27.
Новопашенному, а спустя несколько лет, в 1919 г., уже находясь в эмиграции, и его супруге1.
У Вилькицкого и Новопашенного был сплочённый предыдущими плаваниями ГЭСЛО состав экспедиции, были опытные и умелые подчинённые, к советам которых они прислушивались и с которыми у них была единая цель. В походе Б. А. Вилькицкий предоставил больше самостоятельности командиру ледокола «Вайгач». Тем самым он избавил себя от постоянного контроля над действиями своего опытного коллеги и сохранил с ним доверительные деловые отношения. В свою очередь, Новопашенный согласовывал с начальником экспедиции свои действия и выполнял его распоряжения по экспедиции.
Выйдя в Чукотское море, суда выполняли гидрографические и гидробиологические работы, детальное описание береговой черты. «Вайгач» приступил к подробному исследованию острова Врангеля с севера, а «Таймыр» в Восточно-Сибирском море направился к Новосибирским островам. Командиры постоянно согласовывали своё местонахождение и план действий по радиосвязи и периодически сближались до визуальной видимости.
Однако из-за неисправности передатчика на «Таймыре» Новопашенный был вынужден повернуть обратно, и после встречи судов 16 августа было принято решение продолжить раздельное плавание. «Таймыр» обошёл с севера Новосибирские острова и в группе островов Де-Лонга, южнее острова Беннетта, 7 (20 августа) обнаружил небольшой островок (в координатах 75°43' с. ш. и 152°24' в. д.). Б. А. Вилькицкий предложил назвать этот остров в честь первого командира «Таймыра» А. В. Колчака. Но в Морском министерстве не согласились, и остров назвали в честь его отца генерала А. И. Вилькиц-кого, скончавшегося в феврале 1913 г. Впоследствии с карт в названии острова убрали слово «генерал».
«Вайгач» исследовал наиболее опасные участки плавания, где часто встречаются отмели и ледовые ловушки, вдоль береговой черты Восточно-Сибирского моря и моря Лаптевых. В бухте Нордвик 22 августа был заложен астрономический пункт.
В скупых строках дневников и мемуаров участников четвёртого и пятого походов ГЭСЛО (1913-1915) можно найти только
1 Шилин М. Б., Новопашенный И. В. Сто лет нотифицирования последнего присоединения к России вновь открытых крупных полярных территорий // Арктика: история и современность. Труды Второй научной конференции / Под ред. Н. И. Диденко. Политехнический университет Петра Великого, 19-20 апреля 2017. СПб. С. 101-102.
несколько упоминаний о командире «Вайгача»1. Даже при описании открытия острова, которому впоследствии дали его имя, а также о. Цесаревича Алексея и Земли Императора Николая II практически все публикации были отредактированы. В них оставлены упоминания только о ставших угодными властям лицах. Была переписана последовательность событий, переставлены акценты на ролях их участников. В эпизодах с открытиями не говорится о роли командира «Вайгача» старшего лейтенанта П. А. Новопашенного, хотя именно ему экспедиция была обязана точными координатами астрономических пунктов на новооткрытых островах, как, например, произошло в период с 24 августа по 4 сентября 1913 г. (рис. 2).
Согласно договорённости, суда намеревались встретиться 23 августа 1913 г. у о. Преображения в Хатангском заливе. Во время раздельного плавания у них не было связи, т. к. на «Таймыре» продолжал оставаться неисправным передатчик. Утром астрономические наблюдения показали, что «Таймыр» находится на 40 миль западнее места счисления. В полдень удалось восстановить связь, и вечером состоялась встреча судов. По согласованному плану «Вайгачу» предстояло определить три новых астрономических пункта; и первый из них 24 августа - на острове Преображения. На следующий день П. А. Новопашенный и мичман А. Г. Никольский произвели астрономические и магнитные наблюдения на мысу у входа в обширную неизвестную бухту2. Пройдя 14 миль вглубь бухты, «Вайгач» не нашёл её конца и во время отлива сел на мель. Только вечером 27 августа пришедший на помощь «Таймыр» помог «Вайгачу» сойти с мели. Из-за тумана и мелководья не удалось подойти к о. Петра, поэтому 28 августа Новопашенный произвёл астрономические наблюдения на о. Андрея (рис. 3), а затем 1 сентября - на острове, позднее получившем название остров Самуила.
1 Вилькицкий Б. А. Последнее плавание и открытия экспедиции Ледовитого океана (Открытие Земли Императора Николая II) // Армия и флот. 1914. № 10. С. 19-29; Евгенов Н. И., Купецкий В. Н. Научные результаты полярной экспедиции на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» в 1910-1915 годах. Л., 1985; Евгенов Н. И., Купецкий В. Н. Экспедиция века; Саватюгин Л. М., Дорожкина М. В. Архипелаг Северная Земля: история, имена и названия. СПб., 2010; Старокадомский Л. М. Открытие новых земель в Северном Ледовитом океане. Пг., 1915.
2 Мыс у входа в бухту был назван по предложению Новопашенного в честь жены Прончищева. На карте мыс был отмечен как «м. Прончищевой». Из документов архива Музея Арктики и Антарктики стало известно, что в начале 1920-х гг. эту надпись расшифровали как «бухта Марии Прончищевой», но только в 1983 г. удалось узнать подлинное имя Прончищевой (Татьяна) и её биографию.
рис. 1. Командир ледокола «вайгач» старший лейтенант Пётр Алексеевич новопашенный. 1913 г.
рис. 2. Фрагмент карты плаваний судов ГЭСЛо и положение астрономических пунктов, определённых с 24 августа по 4 сентября 1913 г.
Схема плавания
ЗТ^&Р'О &рьедф г(Л«ск.о-й- Э кслг-гЭ-ииу-и/ &ер И15СЙ О с1ЬвЭо{> МНГПХ1€'0 "О к ^лЛ КлЛ ' в-ь 1913 году. О'& О ! :
—— Луггъь трклх-егьорггкх*» Тплс^АырЪ "
- //гут/II, „ у "
—•—{ о сг>1>< г>1.. а^ошсФ
/гг <>/г\,
^ г<<уи?{Лг<.<
Л -е Зъ .
Подойти к мысу Челюскин мешали сплошные неподвижные льды. Суда повернули на север и в 20-25 милях северо-восточнее от пролива 2 сентября обнаружили не обозначенный на картах остров, который 19 января 1914 г. по высочайшему повелению получил название «остров Цесаревича Алексея». Уже начиная с 20-х гг. XX в. в официальных советских хрониках об этом не упоминалось, и можно было встретить, например, свидетельства о том, что «это был остров, получивший впоследствии название Малый Таймыр».
В продолжение плавания на север с судов увидели много айсбергов и плавающих морских льдов. В утренние часы 3 сентября почти одновременно с обоих ледоколов были обнаружены скалистые берега неизвестной земли (Земли Императора Николая II - на островах юго-восточной части архипелага Северная Земля). В вахтенных журналах остались записи. «Таймыр»: «5 часов 20 минут <...> открыли землю на северо-западе. Подпись: мичман Гейнинген-Гюне». «Вайгач»: «Идём в кильватер транспорту "Таймыр" между льдинами в полыньях переменными курсами, близкими к западу и юго-западу <...> 3 часа 55 мин открылся в северо-западном направлении берег, высокий и обрывистый. Подпись: лейтенант Евгенов»1. В дневнике лейтенанта А. М. Лаврова и записках судового врача «Таймыра» Л. М. Старока-домского утверждалось, что и врач был одним из первых, увидевших неизвестный берег. По мере приближения суда оказались у гористого побережья, которое только через 15 лет определили как берег острова, впоследствии получившего название Большевик в архипелаге Северная Земля.
«Таймыр» приступил к описанию восточного побережья новооткрытой земли. «Вайгач» тем временем попытался подойти к берегу с южной стороны, но из-за сплошного льда пробиться в юго-западном направлении не удалось. В ночь на 4 сентября ветром расширило прибрежную полынью. В 7 ч утра с «Вайгача» сообщили, что ледокол намеревается зайти за прибрежную косу, стать на якорь и определить астрономический пункт. Через три часа суда на глубине 26 м стали рядом на ледовые якоря у берегового припая, почти вплотную примыкавшего к берегу. Высадившись на берег, П. А. Новопашенный, как самый опытный офицер экспедиции, определил первый на открытой земле астрономический пункт. Астрономические наблюдения, которыми занимался Новопашенный, служили основой для морской
1 РГАВМФ. Ф. 870. Оп. 1. Д. 53030. Л. 71. Цит. по: Евгенов Н. И., Купецкий В. Н. Экспедиция века. С. 168.
Рис. 3. Определение астрономического пункта на острове Андрея 28 (15) августа 1913 г. В центре - П. А. Новопашенный, вдали - ледокол «Вайгач»
Рис. 4. Первый астрономический пункт, определённый П. А. Новопашенным 4 сентября (22 августа) 1913 г. на открытом берегу (позднее названном Землёй Императора Николая II)
съёмки и составления карт. Он же проводил все важнейшие астрономические определения при описи берегов. Командиру «Вайгача» обязаны точными координатами на картах и в лоциях острова и побережья открытой земли, которые оставались единственными в течение многих лет.
Вот как Н. И. Евгенов описывал это событие: «Выглянувшее солнце позволило П. А. Новопашенному определить астрономический пункт (рис. 4). Оказалось, что суда находятся в точке с координатами 80°4' с. ш. и 97°12' в. д. На месте производства наблюдений врыли большой столб с обозначением даты и названия экспедиции, а невдалеке укрепили в каменистом грунте высокий флагшток». Этот первый на открытом берегу астрономический пункт был определён по мысу, который впоследствии был назван мысом Берга на северо-восточной оконечности острова, носящего сейчас название остров Октябрьской Революции. «В 18 часов 4 сентября весь свободный от вахты и судовых работ личный состав выстроился на берегу около флагштока. Оставшиеся на судах построились на верхней палубе. Перед фронтом моряков на берегу и судах был прочитан приказ Б. А. Вилькицкого за № 25 1913 г.»1 Это был приказ о присоединении новооткрытой земли к владениям России, после чего под крики «Ура!» на мачте был поднят национальный флаг. На фотографии из архива Н. И. Евгенова запечатлено это событие (рис. 5).
Провести детальное исследование открытой земли из-за сложной ледовой обстановки не удалось. Сильный ветер, достигавший накануне 8 баллов и создавший благоприятные условия для прохода на север, прекратился. Поэтому, достигнув 81°7' с. ш. и 95° 46' в. д., 5 сентября суда повернули на юг к мысу Челюскин в поисках пути с востока на запад в Архангельск. В 1933 г. Н. И. Евгенов писал: «В 1913 г. экспедиции удалось описать с моря лишь восточное побережье Северной Земли и определить один астрономический пункт на мысе Берга»2. Но этих имён в 1913 г. ещё не было, они появились незадолго до публикации Н. И. Евгенова. Единственные точные координаты астрономического пункта на открытой земле были определены П. А. Новопашенным (см. рис. 2 выше).
При подходе к о. Цесаревича Алексея был обнаружен маленький островок, получивший позже название «остров Старокадомского», в честь участника экспедиции, первым увидевшего его. Находясь в
1 Евгенов Н. И., Купецкий В. Н. Экспедиция века. С. 170.
2 Евгенов Н. И. Двадцатилетие открытия Северной Земли // Бюллетень Арктического института СССР. 1933. № 9-10. С. 290-293.
районе мыса Челюскин, суда встретили в проливе непроходимые ледяные поля и предпочли отложить решение главной задачи до следующей навигации.
На обратном пути у северного берега Чукотского полуострова 7 октября 1913 г. во время отбора гидробиологических проб у судовой лебёдки погиб кочегар В. С. Беляк. Он был похоронен на ограждающей вход в Колючинскую бухту косе Беляк, названной его именем. Это было единственное трагическое событие в навигацию 1913 г., связанное с гибелью людей.
Обогнув мыс Дежнёва, «Таймыр» и «Вайгач» вошли в Берингово море. По прибытии в Петропавловск-Камчатский 27 октября 1913 г. Вилькицкий телеграммой доложил начальнику ГГУ М. Е. Жданко подробную информацию о результатах плавания, а 13 ноября направил ему ходатайство о награждении офицеров ГЭСЛО, где, в частности, предлагалось: «Командир "Вайгача" старший лейтенант Новопашенный - передовой, образованный [офицер], главная научная сила экспедиции, заботливый командир. За открытые земли по пункту 9 статута орден Владимира 4-й степени»1.
18 ноября 1913 г. генерал М. Е. Жданко в докладе начальнику Главного морского штаба поддержал это ходатайство. 25 ноября суда ГЭСЛО прибыли во Владивосток, и вскоре офицеры и врачи поездом отправились в Петербург.
На этом завершилось четвёртое экспедиционное плавание судов ГЭСЛО 1913 г., которое ознаменовалось крупнейшим географическим открытием мирового значения первой половины XX столетия - Земли Императора Николая II (южной и восточной частей Северной Земли).
За успешное проведение навигации 1913 г. и открытие экспедицией новых земель личный состав ГЭСЛО был поощрён, а капитану 2-го ранга Б. А. Вилькицкому - командиру ледокола «Таймыр» и исполняющему обязанности руководителя экспедиции - было присвоено придворное звание флигель-адъютанта Его Императорского Величества с правом ношения вензеля императора. П. А. Новопашенный 19 декабря 1913 г. был произведён в капитаны 2-го ранга.
10 (23) января 1914 г. морской министр издал приказ № 14: «Государь Император в 6-й день января 1914 года по всеподданнейшему моему докладу отчета о плавании в 1913 году Гидрографической
1 Цит. по: Смирнов В. Г. Открытие Северной Земли: история, события, люди // Полярные чтения на ледоколе «Красин» - 2013-2014. Материалы международных научно-практических конференций (Санкт-Петербург, ледокол «Красин», 1 ноября 2013 г. и 29-30 апреля 2014 г.). М., 2015. С. 12.
экспедиции Северного Ледовитого океана высочайше повелеть соизволил: присвоить земле, расположенной к северу от мыса Челюскина, наименование: Земля Императора Николая II; острову, лежащему к северу от того же мыса, остров Цесаревича Алексея, и островку к юго-востоку от острова Беннетта - остров Генерала Вилькицкого».
В ходе подготовки к очередному плаванию в 1914 г. в составе экипажей судов больших изменений не произошло. Руководителем экспедиции и исполняющим обязанности начальника экспедиции оставался Б. А. Вилькицкий, являясь при этом командиром ледокола «Таймыр». Заместителем начальника экспедиции и командиром ледокольного парохода «Вайгач» остался произведённый в чин капитана 2-го ранга П. А. Новопашенный. Командный и технический состав «Вайгача» представляли старший офицер лейтенант Н. А. Гельшерт, лейтенанты Николай Александрович Транзе и К. К. Неупокоев, мичман А. Г. Никольский, инженер-механик - лейтенант Э. Э. Петерсон, инженер-механик - мичман А. Н. Ильинский, судовой врач Э. Е. Арнгольд, судовой фельдшер Василий Григорьевич Мизин, а также 39 нижних чинов.
7 июля 1914 г. «Таймыр» и «Вайгач» покинули бухту Золотой Рог и отправились в плавание, чтобы снова попытаться впервые пройти Ледовитый океан с востока на запад до Архангельска. Этот поход затянулся почти на 14 месяцев, с многомесячной зимовкой во льдах, которая стала проверкой моральных, психологических, физических человеческих возможностей для каждого члена экипажей судов, впервые находившихся в полярную ночь в условиях Ледовитого океана.
В это время на Русском Севере терпели бедствия экспедиции В. А. Русанова, Г. Я. Седова и Г. Л. Брусилова, а у северного побережья Аляски в море Бофорта в бедственном положении оказалась канадская экспедиция Вильярмура Стеффанссона. При длительном дрейфе во льдах затонула парусно-моторная шхуна «Карлук» (капитан шхуны Роберт Бартлетт). Некоторые члены её команды погибли, но спасшиеся дожидались помощи, добравшись до о. Врангеля. По просьбе правительства Канады в самом начале похода «Вайгач» был направлен к о. Врангеля на выручку канадской экспедиции, чтобы затем ждать там встречи с «Таймыром».
Б. А. Вилькицкий, зайдя на «Таймыре» в порт Ном на Аляске, узнал о начале 28 июля 1914 г. Великой войны (как называли Первую мировую) и объявлении Германией войны России 1 августа. Не зная о судьбе своих родных, покинутых в мирное время, а также пытаясь вернуться в экипажи боевых кораблей, некоторые члены экспедиции стремились в столицу. Для инструкций «Таймыр» спешно отправился в Анадырь,
где 10 августа получил приказ продолжить полярный маршрут на запад, и направился в Чукотское море. В это время «Вайгач» в суровых ледовых условиях у острова Врангеля потерял ход и вмёрз в лёд. Высвободить его из ледового плена оказалось нелёгкой задачей, но всё же удалось вывести судно на чистую воду. Затем почти две недели оба ледокола делали безуспешные попытки подойти к о. Врангеля, но пробиться сквозь сплошные льды так и не смогли.
Тем временем к острову шла канадская шхуна «Кинг и Уинг» под командой Олафа Свенсона. Прошло более месяца, и только в сентябре 1914 г. ей удалось эвакуировать оставшихся в живых членов экипажа «Карлука».
Узнав о следовании канадских спасателей к о. Врангеля, «Таймыр» направился к мысу Челюскин, а «Вайгач», выполняя научные исследования, ещё раз пытался обнаружить Землю Санникова севернее Новосибирских островов.
Затем 19 августа ледоколы встретились для загрузки угля с парохода «Тобол». Во время этой встречи 8 августа приказом начальника экспедиции лейтенант А. Н. Жохов был переведён на «Вайгач», а вместо него на «Таймыр» прибыл Н. А. Транзе, друг и однокашник Жохо-ва по Морскому корпусу, вступивший вместо него в должность старшего офицера.
В приказе причины этого перевода не объяснялись. Н. И. Евгенов заметил: «А. Н. Жохов, видимо, не сработался с Б. А. Вилькицким. Размолвка произошла сперва из-за штурманской части судна ещё в
1913 г., а затем из-за задержки в очистке якорных канатов при стоянке "Таймыра" в Анадыре»1. Но на Жохова случившееся подействовало угнетающе. В непростой ситуации оказался П. А. Новопашенный, принявший на борт пониженного в должности офицера (старшим офицером на «Вайгаче» был лейтенант Н. А. Гельшерт), что не способствовало улучшению морального климата на ледоколе, особенно после получения информации о начале войны.
Через неделю после перевода на «Вайгач», находясь севернее открытого экспедицией в 1913 г. о. Генерала Вилькицкого, 27 августа
1914 г. вахтенный штурман Жохов первым увидел ещё один остров (в координатах 76°08' с. ш. и 152°43' в. д.). С «Вайгача» на берег съехала партия, которая вскоре подняла на острове российский флаг. Астрономические наблюдения успешно выполнил командир «Вайга-ча» П. А. Новопашенный. «С астропункта был взят азимут на остров
1 Евгенов Н. И., Купецкий В. Н. Экспедиция века. С. 221.
Вилькицкого для увязки его с вновь открытым островом». Команду «Вайгача» при встрече судов таймырцы «...сердечно поздравили с новым географическим открытием»1. Как и прежде, все важнейшие астрономические наблюдения при описи берегов продолжал производить П. А. Новопашенный (рис. 6).
16 сентября 1914 г. «Таймыр» и «Вайгач» встретились у мыса Челюскин. Им осталось преодолеть около 130 км пролива, чтобы войти в Карское море, а затем ещё около 2000 км до Архангельска.
Пройдя проливом, ледоколы вошли в Карское море, но в Таймырском заливе при нажимном дрейфе были вынуждены дрейфовать во льдах в юго-западном направлении. Они не смогли сблизиться и были затёрты льдами на расстоянии около 16 миль друг от друга в заливе Толля. Вынужденная зимовка стала реальностью с 22 сентября, и 1 октября 1914 г. на «Вайгаче» было объявлено о ней2. Связь между судами поддерживалась только по радио.
С первых дней руководства экспедицией Б. А. Вилькицкий был обязан командиру «Вайгача» доброжелательным микроклиматом экспедиции и ровным отношением к Жохову, с которым у Вилькицкого в четвёртом походе не складывались отношения. Поэтому Б. А. Виль-кицкий уверенно осуществлял общее руководство экспедицией. Вместе с П. А. Новопашенным, оказавшись в экстремальной обстановке, они действовали согласованно, поддерживая друг друга. Ежедневно велась связь по радио, и экипажи судов нередко контактировали между собой. Трудности не повлияли на отношения капитанов, и после завершения плавания они оставались в переписке друг с другом и членами их се-мей3. Во время зимовки, чтобы разнообразить быт полярников, организовывали для матросов общеобразовательные и профессиональные курсы, устраивали спортивные игры на открытом воздухе.
В то же самое время в районе мыса Вильда, у западного побережья полуострова Таймыр, в 150 милях западнее «Вайгача», зимовало судно «Эклипс» норвежской спасательной экспедиции Отто Свердрупа, в составе поисковой группы отправленное на поиски пропавших судов В. А. Русанова, Г. Я. Седова и Г. Л. Брусилова. На его более мощной радиостанции работал молодой русский телеграфист Дмитрий Иванов, с которым связались суда ГЭСЛО, а затем с его помощью после
1 Евгенов Н. И., Купецкий В. Н. Экспедиция века. С. 224.
2 Шилин М. Б., Новопашенный И. В. Сто лет нотифицирования. С. 100.
3 Шилин М. Б., Новопашенный И. В. Географическое и гидробиологическое открытие Северной Земли: новые акценты // Учёные записки Российского государственного гидрометеорологического университета. 2018. № 50. С. 202.
Рис. 5. Подъём национального флага на новооткрытой земле. Справа вдали виден астрономический пункт
Рис. 6. Русский флаг и закладка астрономического пункта 27 (14) августа 1914 г. на острове, увиденном Жоховым (позднее названном именем Новопашенного)
1 Евгенов Н. И., Купецкий В. Н. Экспедиция века. С. 169-171.
продолжительного отсутствия информации о себе стали слать сообщения в Петроград. Члены экипажа получили возможность посылать телеграммы своим близким, получать ответы. Связь обеспечивалась через «Эклипс» и промежуточные станции.
Копия одной из первых радиограмм, отправленных в Петроград через радиостанцию Югорский Шар на Новой Земле, находится в Музее Арктики и Антарктики в Петербурге, по соседству с сохранившимся штурвалом «Таймыра». В ней 9 (22) января 1915 г. указывались координаты обследованной части Земли Императора Николая II, а также содержалось следующее сообщение: «Экспедицией Вилькиц-кого... открыт новый остров близ Беннетта широте 76 град. 10 мин., долготе 153 град., величиной, видом похожий на Беннетта.» Так на Большой земле впервые узнали о новом острове, увиденном Жохо-вым южнее открытого в 1913 г. о. Генерала Вилькицкого и в мае 1916 г. названном именем Новопашенного.
О лейтенанте Жохове вспоминали, что во время зимовки «избалованный в пище, он никак не мог привыкнуть к консервам», а во второй половине февраля он «до того ослабел, что слёг». Врач «Таймыра» Старокадомский стал готовиться к походу на «Вайгач»: «Я с тремя матросами собирался выйти, как только утихнет ветер... А на другой день пришло печальное известие, что утром лейтенант Жохов скончался от уремии». Офицера похоронили на пустынном берегу недалеко от места стоянки «Таймыра». На кресте рядом с медной дощечкой вырезали три четверостишия умершего. Через 20 дней рядом с могилой Жохова похоронили кочегара «Вайгача» И. Ладоничева, умершего от перитонита. Мыс стал называться Могильным.
Во время похода 1914-1915 гг. случились смерти трёх членов ГЭСЛО из-за болезней: уже в июле 1915 г. также от перитонита скончался прибывший на «Эклипс» фельдшер «Вайгача» Василий Мизин.
В начале августа все суда вышли из ледового плена. «Вайгач» и «Таймыр» сблизились 11 августа, но при подходе к проливу Матисе-на «Таймыр» сел на мель. Сняться ему удалось в период наибольшего прилива, при этом экипажу пришлось в мешках на шлюпках перевезти 6 т угля на «Вайгач», а также откачать за борт 100 т воды. «Эклипс» 16 августа прибыл на Диксон и отправился к острову Уединения на поиски экспедиции Русанова. Ледоколы были на рейде Диксона 30 августа 1915 г., а 8 сентября вышли в Архангельск.
Хотя страна жила по законам военного времени, почти весь Архангельск собрался на Соборной пристани 16 сентября 1915 г. для встречи полярных мореплавателей. Ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» и
присоединившийся к ним барк «Эклипс» вошли на Архангельский рейд и в таком же порядке ошвартовались у пристани. Так завершилось первое в мировой практике сквозное плавание по Северному морскому пути с востока на запад двух ледоколов Российского Императорского флота. Произошло крупнейшее географическое открытие XX в. Земли Императора Николая II (переименованной в 1926 г.) - южного и восточного побережья архипелага Северная Земля, который был исследован впоследствии в 1930-е гг. экспедицией Г. А. Ушакова и Н. Н. Урван-цева. Во время плаваний были выполнены измерения морских глубин и собраны богатейшие материалы по ледовому, гидрометеорологическому и биологическому режиму морей по трассе Северного морского пути1.
П. А. Новопашенный был одним из главных действующих лиц экспедиции, благодаря опыту и самообладанию которого ГЭСЛО завершилась успешно. Отличное знание им астрономии позволило во время плавания достаточно точно нанести на карту новые географические объекты и очертания берегов. Радиостанция на «Вайгаче» в походе находилась в исправном состоянии и обеспечивала связь с «Эклипсом» и материком.
После возвращения личный состав ГЭСЛО был награждён орденами, медалями и памятным знаком из серебра, утверждённым приказом по Морскому ведомству № 510 от 22 ноября 1915 г. Для нижних чинов знаки были изготовлены за казённый счёт, офицеры сами оплачивали их изготовление. Знак был также вручён морскому министру адмиралу И. К. Григоровичу, помощнику морского министра вице-адмиралу П. Н. Муравьёву, начальнику ГГУ генерал-лейтенанту М. Е. Жданко, бывшему начальнику экспедиции генерал-майору И. С. Сергееву и первым командирам «Таймыра» и «Вайгача» капитанам 1-го ранга А. В. Колчаку и Ф. А. Матисену.
Ввиду военного времени в стране спустя месяц после завершения экспедиции, 16 октября 1915 г., ГЭСЛО была расформирована. Офицеры одновременно с присвоением очередных воинских званий получили назначения на боевые корабли, нижние чины были расписаны по экипажам для участия в военных действиях.
Так как ГЭСЛО завершила плавание в Архангельске спустя год после открытия нового острова в составе Новосибирских островов, до высочайшего соизволения на карте плавания экспедиции
1 Шилин М. Б., Новопашенный И. В. Географическое и гидробиологическое открытие Северной Земли: новые акценты // Учёные записки Российского государственного гидрометеорологического университета. 2018. № 50. С. 100.
1914-1915 гг. между островами Беннетта и Генерала Вилькицкого указывался «о-въ, открытый въ 1914 г.».
В 1916 г. в докладе по ГГУ морской министр письменно испросил у императора Николая II соизволения на присвоение этому острову наименования «остров Новопашенного». В верхней части документа указано: «Высочайше соизволено. В Леванте, 12 мая 1916 г.»1
Географическая часть ГГУ 16 (23) мая 1916 г. уведомила командира эскадренного миноносца «Константин» капитана 2-го ранга П. А. Новопашенного, что «по всеподданнейшему докладу морского министра государь император соизволил наименование острова, открытого Вами в Северном Ледовитом океане 14 августа 1914 года, "Остров Новопашенного"»2.
В послании к правительствам иностранных государств от 20 сентября 1916 г., хранящемся в Архиве внешней политики Российской империи, правительство России подвело итог экспедиции, указав в нём также имя Новопашенного.
«...В течение 1914 года капитан Вилькицкий, сделав новые и важные исследования, открыл другой остров близ острова Беннетта. Название "остров Новопашенного" было дано этому острову.
Императорское Российское Правительство имеет честь нотифицировать настоящим Правительствам союзных и дружественных держав включение этих земель в территорию Российской империи».
В ноте правительства всем воюющим странам сообщалось о присоединении к России Земли Императора Николая II и прилежащих островов, открытых в ходе морской гидрографической экспедиции 1913-1915 гг. Это стало последним присоединением к России значительных территорий в результате географического открытия3.
На некоторых картах 1916 г. уже были нанесены эти наименования (и «остров Новопашенного»). Например, в 1916 г. вышло шестое издание 300-вёрстной карты, «напечатанной для общих потребностей» отделом статистики и картографии Министерства путей сообщения. За подписью управляющего отделом, члена Инженерного совета Ти-монова указано: «Настоящее шестое издание является значительно дополненным против предшествующих как путями сообщения, так населёнными пунктами и другими подробностями». Среди «других
1 Шилин М. Б., Новопашенный И. В. Географическое и гидробиологическое открытие Северной Земли: новые акценты // Учёные записки Российского государственного гидрометеорологического университета. 2018. № 50. С. 101.
2 РГАВМФ. Ф. 404. Оп. 2. Д. 2000. Л. 108.
3 Евгенов Н. И., Купецкий В. Н. Экспедиция века. С. 295.
Рис. 7. Фрагмент Карты путей сообщения Российской империи1 с новыми географическими названиями (пролив Цесаревича Алексея и о. Новопашенного)
1 Карта путей сообщения Российской империи 1916 г.: Картографическое издание № 286. Пг., 1916.
подробностей» на карте появились пролив Цесаревича Алексея и о. Новопашенного (рис. 7).
Временным правительством 28 июля 1917 г. Новопашенный был произведён в капитаны 1-го ранга «за отличие по службе» и назначен начальником службы связи Балтийского флота.
После событий октября 1917 г. и заключения Брестского мира по поручению начальника морских сил Балтфлота капитана 1-го ранга А. М. Щастного Новопашенный возглавил делегацию России на переговорах с германской стороной в Ганге (Ханко) 3-5 апреля 1918 г. В заключённом договоре были определены условия сохранения кораблей Балтийского флота в Гельсингфорсе в случае занятия его немецкими частями, которые помогали «белофиннам». Но ещё до их вступления в Гельсингфорс в составе 3-го отряда кораблей Новопашенный перешёл в Кронштадт. Летом 1918 г. офицеров спасённого флота, с которым в Кронштадт вернулись участники ГЭСЛО Б. А. Вилькицкий, Н. А. Гельшерт, А. М. Лавров, Н. А. Транзе, накрыла волна репрессий. По обвинению в измене в мае был арестован Щастный, которого 22 июня 1918 г. расстреляли.
В апреле 1918 г. Новопашенный был назначен начальником гидрографической экспедиции Восточно-Сибирского района Северного Ледовитого океана. Поездка к месту назначения не состоялась из-за сложившейся обстановки на восточном фронте. Выполнить задание удалось Б. А. Вилькицкому в июле того же года, когда он был назначен начальником гидрографической экспедиции Западно-Сибирского района Северного Ледовитого океана для обеспечения вывоза хлебных грузов в европейскую часть России. В Архангельске Вилькицкий оказался в распоряжении Временного правительства Северной области и в 1919 г. был произведён в чин контр-адмирала. В феврале 1920 г. он командовал ледоколом «Минин», на котором части Северной армии генерала Е. К. Миллера были эвакуированы из Архангельска в Тромсё.
В семье Новопашенных, оставшихся в Петрограде, в 1918 г. родилась дочь Светлана, а в следующем году - дочь Ирина.
П. А. Новопашенный 24 июня 1918 г. приказом по флоту № 463 был назначен начальником Управления по обеспечению безопасности кораблевождения в Восточном океане с оставлением в должности начальника гидрографической экспедиции Восточно-Сибирского района Северного Ледовитого океана. Но 30 августа 1918 г. предписанием члена коллегии Народного комиссариата по морским делам ГГУ было приказано расформировать гидрографическую экспедицию, личный состав распустить, а имущество сдать в порт. С целью сохранения
накопленного в полярных плаваниях опыта было оставлено «ядро» из восьми человек во главе с Новопашенным. Ядро занималось научной разработкой имеющихся от предыдущих экспедиций материалов, могущих послужить основой при работах в будущем году.
Оставшись в Петрограде, П. А. Новопашенный организовал 3 сентября 1918 г. «небольшой приём» в честь 5-летия открытия экспедицией Земли Императора Николая II. В квартиру командира «Вай-гача» были приглашены соратники Новопашенного по экспедиции А. М. Лавров и Н. А. Гельшерт и подруга его жены Вера Валериановна Седова, супруга полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова, урождённая Май-Маевская. На вечере состоялось знакомство Седовой с Гельшертом, который стал её гражданским мужем и в дальнейшем приезжал к ней при каждой возможности.
В мемуарах сослуживцев Новопашенного есть упоминания о последствиях встречи в его квартире в сентябре 1918 г. Дядя Веры Седовой генерал Владимир Зенонович Май-Маевский, начальник Дроз-довской дивизии, с мая 1919 г. возглавлял Добровольческую армию во время её наступления на Москву и проявлял жестокость в отношении пленных большевиков и лиц, заподозренных в сочувствии им. Его портрет в это время висел в гостиной квартиры Седовой. Хотя она давно не поддерживала связи с родственником, чекисты регулярно посещали её квартиру. В очередной приход они застали у неё Н. А. Гельшерта, арестовали его, и 25 ноября 1919 г. он был расстрелян. Череда арестов и расстрелов участников ГЭСЛО и сослуживцев Новопашенного продолжалась.
В ноябре 1918 г. Новопашенного командировали в Астрахань в распоряжение командующего Астрахано-Каспийской флотилией С. Сакса «для производства магнитных наблюдений, определения астрономического пункта и магнитного азимута створа для определения девиации». Приказом РВСР по флоту и морскому ведомству № 238 от 2 апреля 1919 г. на П. А. Новопашенного возлагалось редактирование журнала «Морской сборник».
Отправляясь в очередную командировку в Астрахань, Новопашенный понимал опасность новой встречи с комфлота С. Саксом - тем самым прапорщиком, который был свидетелем в деле А. М. Щастно-го, расстрелянного в июне 1918 г. Полагают, что, не дожидаясь неминуемого ареста, по пути в Астрахань 29 июня 1919 г. Новопашенный с группой сослуживцев отправился в Эстонию, в Северо-Западную армию генерала Юденича. В эту армию шли не только офицеры, но и рыбаки Чудского озера, составившие, по названию своего острова,
Талабский полк. При отступлении под натиском красных полк не пропустили в Эстонию: на границе его расстреляли эстонские части.
Выбравшись в Эстонию, Новопашенный возглавил службу наблюдения и связи в военно-морском управлении Северо-Западной армии, а затем был назначен начальником Оперативной части этого управления. Примерно в конце 1920 г. его жена, по рассказам родственников, бежала с дочерьми на санях через покрытый льдом Финский залив, и Новопашенные соединились в Ревеле. После получения Эстонией независимости с частями Юденича они покинули её, переправились в Англию, жили в Лондоне, а затем переехали в Германию.
В наши дни капитан атомного ледокола «Таймыр» Александр Витальевич Скрябин занимается поиском документов командира ледокольного парохода «Вайгач», военного деятеля, капитана 1-го ранга, и наконец, учёного-криптоаналитика, профессора Петра Алексеевича Новопашенного. Вот что он пишет о годах эмиграции Новопашенного. «По официальным архивным документам, с осени 1922-го до 1939 г. он работал криптоаналитиком в Шифровальном бюро при рейхсвере, заведовал русским сектором. С 1939 г., после реорганизации в Вермахте в области военной связи и радиоразведки, и до весны 1945 г. профессор Новопашенный П. А. руководил подотделом по криптоанализу советского радиотрафика в Шифровальном Бюро Верховного Командования Вермахта (OKW/Chi). Как эти общие, так и многие другие детали удалось получить из рассекреченных архивных документов реализованного США в конце Второй мировой войны проекта TICOM по розыску и добыванию немецких разведывательных активов»1.
После занятия Германии советскими войсками, 14 июня 1946 г. П. А. Новопашенный был арестован в г. Ринглебене (Тюрингия, Германия) органами Смерш, 19 августа осуждён военным трибуналом г. Берлина по ст. 58-2 на 10 лет лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях. После пяти лет заключения, в 1950 г., он скончался в пересылочном лагере под белорусским городом Орша2.
П. А. Новопашенный был реабилитирован 9 февраля 2001 г. (Справка Генеральной прокуратуры РФ № 4-укс-172-2001 от 28 февраля 2011 г.). Местоположение его могилы до сих пор неизвестно3.
В новой советской стране суда продолжали плавать по изданным до революции картам и лоциям до конца 1920-х гг., когда стали
1 См. подробнее: Who is mister Novopashenny?
2 Цит. по: Шилин М. Б., Новопашенный И. В. Сто лет нотифицирования. С. 102-103.
3 См. подробнее: Who is mister Novopashenny?
высказываться самые разнообразные предложения о переименовании Земли Императора Николая II и о. Цесаревича Алексея, но их имена продолжали оставаться на картах и в лоциях. После эмиграции в июле 1919 г. Новопашенный стал неугодным новой власти, и его имя стало одним из первых среди исчезнувших с карт.
Судовой врач «Таймыра» Л. М. Старокадомский в переизданной в 1946 г. книге «Экспедиция Северного Ледовитого океана» писал: «Сначала остров получил наименование Новопашенного. Это название было обозначено на карте. Впоследствии, когда бывший командир "Вайгача" Новопашенный изменил Родине и эмигрировал за границу, в Гидрографическом управлении вспомнили, что соседний остров Вилькицкого замечен впервые вахтенным начальником лейтенантом Жоховым. Остров Новопашенного был переименован в остров Жохо-ва, этим почтили память офицера, умершего в 1915 году во время зимовки экспедиции»1.
В «Материалах по лоции Сибирского моря», написанных в 1922 г. К. К. Неупокоевым2 - участником экспедиции ГЭСЛО и подчинённым Новопашенного на «Вайгаче» в 1913-1915 гг., встречаются как название «Земля Императора Николая II», так и «Земля Николая II»3. В тексте и на карте в «Записках по гидрографии», где в 1923 г. были опубликованы материалы К. К. Неупокоева, неоднократно упоминаются названия «остров Цесаревича Алексея» и «остров Генерала Вилькиц-кого», но уже нет острова Новопашенного, который был назван именем Жохова4. Хотя практически во всех публикациях можно увидеть ссылки на его переименование только в 1926 г.
Командиру «Вайгача» и судьбе острова его имени были посвящены книги и несколько публикаций Н. Черкашина в журнале «Вокруг
1 Старокадомский Л. М. Экспедиция Ледовитого океана (1910-1915). М., 1946.
2 К. К. Неупокоев командовал «Таймыром» в 1916-1917 гг., затем служил в гидрографической экспедиции Западно-Сибирского района Северного Ледовитого океана под началом Б. А. Вилькицкого, с 1922 г. возглавлял Управление по безопасности кораблевождения в Карском море и устьях сибирских рек (Убекосибирь) с базированием в Омске.
3 Неупокоев К. К. Материалы по лоции Сибирского моря // Записки по гидрографии. 1923. Вып. 46. Приложение [1922]. С. 28, 44, 45, 48, 49, 51, 53.
4 Там же. С. 29: «О. Жохова. На N от о. Ген. Вилькицкого в 26 милях в 1914 году открыт новый остров, названный о. Жохова. Размер острова по параллели около 8 миль и по меридиану около 6 миль, по фигуре он напоминает о. Беннетта. На SO-й оконечности острова определён пункт ш = 76°06'30" N L=152°56'00" Ost. Остров возвышен, имеет три горных вершины. Берега острова обрывисты, кроме северной оконечности, которая оканчивается низким пологим мысом, переходящим в косу. На южном берегу между береговым обрывом расположены за косою небольшие лагуны. Все четыре острова возвышаются над морем с ровными глубинами в 22-27 саж., при грунте ил».
света» в 1996 г.1 В статье В. Рыкова указывалось, что на карте «Часть Северного Ледовитого океана от устья Колымы до устья Лены» нанесён остров Жохова и имеется надпечатка «Большая коррекция 1921 г.». Это позволило автору утверждать, что о. Новопашенного был переименован в Главном гидрографическом управлении при корректировке карты Северного Ледовитого океана ещё в 1921 г., и с этого времени название «остров Новопашенного» исчезло с карт2.
Постановлением Президиума ВЦИК (протокол № 36 заседания от 11 января 1926 г.) «О наименовании группы островов в Северном Ледовитом океане» были переименованы «Земля Николая II» и «остров Цесаревича Алексея»3. Это постановление в кратком изложении 22 января 1926 г. было опубликовано в «Известиях ВЦИК». Но в данных документах нет информации о переименовании о. Новопашенного, и до настоящего времени не удалось найти официальных документов о дате смены этого названия.
В дальнейшем с карт исчезли имена почти всех участников ГЭСЛО, а заодно и неугодные властям фамилии Новопашенных. Имя однофамильца командира «Вайгача» известного советского учёного-астрометриста Бориса Владимировича Новопашенного в 1921 г. было присвоено леднику на Новой Земле во время полярной экспедиции под руководством известного арктического исследователя, гидролога, геомагнитолога Н. В. Розе, которая по иронии судьбы осуществлялась на борту знаменитого ледокола «Таймыр». Публикации А. В. Скрябина позволили более подробно узнать о судьбе названия ледника, носившего неугодную властям фамилию и переименованного в конце 30-х гг. XX в.4
В 1924 г. пришлось вспомнить официальное название о. Новопашенного, когда американцы заявили претензии и подняли на о. Врангеля свой флаг. Нарком иностранных дел Г. В. Чичерин в меморандуме заявил: «В сентябре 1916 г. Российское правительство известило все союзные и нейтральные державы, что нижеперечисленные острова составляют неотъемлемую часть российской
1 Черкашин Н. Человек без острова // Вокруг света. 1996. № 3. С. 68-80; № 4. С. 75-80.
2 Рыков В. Арктические миражи или метаморфозы топонимики // Вокруг света. 1998. № 2. С. 54-56.
3 Декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета от 11 января 1926 г. «О наименовании группы островов в Северном Ледовитом океане» [Электронный ресурс]. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2796.htm (дата обращения: 29.06.2018).
4 Необычная судьба названия географического объекта - «ледник Новопашенного» [Электронный ресурс]. URL: https://alex-lw-65.livejournal.com/35345.html (дата обращения: 29.06.2018).
территории, а именно: остров Генерала Вилькицкого, Земля Императора Николая II, остров Цесаревича Алексея, острова Старокадом-ского, Новопашенного... »
Экспедиция Г. А. Ушакова и Н. Н. Урванцева спустя 18 лет определила, что Земля Императора Николая II оказалась архипелагом; его назвали Северной Землёй. Исследователи нашли столбик, отметивший астрономический пункт на мысе Берга, определённом Новопашенным, и 4 мая 1931 г. привязали свой маршрут к этому астрономическому пункту.
Ушаков писал: «Мы вышли на небольшой мысок, потом повернули к югу и увидели перед собой узкую бухточку. В ней нетрудно было опознать бухту Новопашенного. Мыс, видимый километрах в четырёх к югу, мог быть только мысом Берга... Пустынный мыс, окружённый с трёх сторон льдами, но отличавшийся от других мест двумя столбиками, поставленными человеком, казался нам обжитым. Здесь казалось даже теплее, чем где бы то ни было на всей Северной Земле. Руки невольно тянулись погладить эти столбики - первые и единственные следы человека, которые мы встретили на нашей Земле. Для нас это была также живая память о первооткрывателях Земли, свидетельство славы русских моряков, ознаменовавших начало двадцатого столетия крупнейшим географическим открытием... Первый замеченный нами столбик оказался обломком бамбуковой мачты, на которой когда-то реял русский флаг... Второй столбик - знак на астрономическом пункте. И над этой отметкой медведи потрудились не меньше. На столбике вырезана надпись: "1913 г. 29 августа . СЛО"1. Последнее надлежало читать: ГЭСЛО (Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана). Две первые буквы исчезли. Их содрали медведи»2.
Это было последнее упоминание о бухте Новопашенного в публикациях 1930-х гг. Экспедиция Ушакова двинулась на север и к середине мая достигла крайней северной точки архипелага - её назвали мысом Молотова (ныне мыс Арктический).
В 1938-1939 гг. были переименованы в соответствии с представленными списками многие географические объекты, носившие фамилии людей, считавшихся «врагами народа». Среди переименований
1 На месте производства астрономических наблюдений П. А. Новопашенным в точке с координатами 80°4' с. ш. и 97°12' в. д. 22 августа 1913 г. был врыт большой столб с обозначением даты и названия экспедиции. Поэтому в тексте вместо «29 августа» должно быть: «1913 г. 22 августа ...СЛО».
2 Ушаков Г. А. По нехоженой земле. Л., 1990. С. 183-574.
того времени: бухта Новопашенного - Тройная, мысы Евгенова - Вай-гач, Никольского - Мурманца, Ниллендера - Фигурный. Мыс Жохова сначала получил имя Молотова, а впоследствии стал называться мыс Арктический.
Все же имена многих участников ГЭСЛО 1913-1915 гг. сохранились или появились в последние годы на картах Северной Земли и Новосибирских островов. В названии острова осталось имя лейтенанта Жохова, отмечены заслуги участников экспедиции (пролив Бориса Вилькицкого, острова Старокадомского, Арнгольда, Лаврова, Транзе, мыс и пролив Евгенова, мысы Неупокоева, Анцева и др.).
К настоящему времени на карте нет имени одного из руководителей плаваний ГЭСЛО тех далёких лет П. А. Новопашенного. В честь него были названы остров в Восточно-Сибирском море (ныне о. Жохова) и бухта в море Лаптевых (ныне бухта Тройная). Современные исследователи считают: «...наименования, данные при открытии географического объекта Северная Земля в 1913-1914 гг., равно как и в 1930-1932 гг., представляют собой историческое и культурное наследие. Основываясь на исторических фактах, законодательстве Российской Федерации, примерах из мировой практики и на здравом смысле, проблемы топонимики Северной Земли можно успешно разрешить»1. Нас не оставляет уверенность, что их следует разрешить не только в отношении Северной Земли. Тогда высшей справедливостью стало бы возвращение истории имён Новопашенных, посвятивших годы жизни исследованиям Арктики.
1 Котляков В. М., Жохов А. Д., Жохова Н. В., Ушакова М. Г. Архипелаг Северная Земля - география с историей на сломе времён // Лёд и снег. 2014. № 1 (125). С. 141.