Научная статья на тему 'Техническое оснащение гидрографических экспедиций Морского министерства в Северном Ледовитом океане на рубеже XIX–XX вв. (К 160-летию со дня рождения генерала Корпуса гидрографов А. И. Вилькицкого)'

Техническое оснащение гидрографических экспедиций Морского министерства в Северном Ледовитом океане на рубеже XIX–XX вв. (К 160-летию со дня рождения генерала Корпуса гидрографов А. И. Вилькицкого) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

98
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смирнов Валентин Георгиевич

В конце 1893 г. по постановлению Комитета Сибирской железной дороги было решено начать систематические гидрографические работы в устьях рек Обь и Енисей для обеспечения безопасного мореплавания из Сибири в Европу с целью развития торговли. Выполнение работ было поручено Главному гидрографическому управлению Морского министерства (ГГУ). С этой целью была сформирована специальная Гидрографическая экспедиция для исследования устьев рек Оби и Енисея и части Карского моря под командованием подполковника Корпуса флотских штурманов А. И. Вилькицкого (1858–1913). Основными транспортными средствами этой экспедиции стали два судна – пароход «Лейтенант Овцын» и плоскодонная парусная баржа «Лейтенант Скуратов». Участники экспедиции А. И. Вилькицкого были снабжены инструментами и приборами из ГГУ, Главного управления кораблестроения и снабжения (ГУКиС), а также из Кронштадтского и Санкт-Петербургского портов, Военно-топографического отдела Главного штаба и Главной астрономической обсерватории в Пулково. Гидрографические работы в устьях рек Оби и Енисея и части Карского моря продолжались в летние месяцы 1894–1896 гг. В конце 1897 г. было решено сформировать Гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) и приобрести для неё за границей новый пароход, т. к. «Лейтенант Овцын» не был приспособлен для работ в открытом море. Пароход был приобретён в Англии весной 1898 г. и получил название «Пахтусов». Летом 1898 г. А. И. Вилькицкий пришёл на этом судне в Архангельск, который стал главной базой ГЭСЛО. Пароход «Пахтусов» успешно работал в Северном Ледовитом океане в течение нескольких десятилетий. После первого полевого сезона (1898) в ГГУ возникла идея строительства второго парохода для ГЭСЛО. Специально разработанный проект был представлен в 1899 г. в ГУКиС, однако из-за экономии государственных средств постройка второго судна не была реализована на рубеже XIX–XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Смирнов Валентин Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technical equipment of hydrographic expeditions of the Navy in the Arctic Ocean at the turn of the XIX–XX centuries (To the 160th anniversary of the birth of the General Corps of hydrographers A. I. Vilkitskiy)

At the end of 1893, according to the decision of the Siberian Railway Committee, it was decided to start systematic hydrographic work in the estuaries of the Ob and Yenisei rivers to ensure safe navigation from Siberia to Europe with the aim of developing trade. The work was entrusted to the Main Hydrographic Department of the Navy (MHD). To this end, a special Hydrographic expedition was set up to study the mouths of the Ob and Yenisei rivers and parts of the Kara Sea under the command of lieutenant colonel of the Naval Navigator's Corps Vilkitskiy (1858–1913). The main vehicles of this expedition were two ships – the ship Lieutenant Ovtsyn and the flat-bottomed sailing barge Lieutenant Skuratov. Members of the expedition A. I. Vilkitskiy were equipped with tools and instruments from the State University, the Main Administration of Shipbuilding and Supply (МАSS), as well as from the Kronstadt and St. Petersburg ports, the Military Topographic Department of the General Staff and the Main Astronomical Observatory in Pulkovo. Hydrographic works in the mouths of the rivers Ob and Yenisei and parts of the Kara Sea continued in the summer months of 1894–1896. At the end of 1897, it was decided to form the Hydrographical Expedition of the Arctic Ocean (HEAO) and to acquire a new steamer for it abroad, since Lieutenant Ovtsyn was not fit to work on the high seas. The steamer was purchased in England in the spring of 1898 by Colonel A. I. Vilkitskiy, appointed chief of HEAO, and was named Pakhtusov. In the summer of 1898, A.I. Vilkitskiy came on the steamship Pakhtusov to Arkhangelsk, which became the main base of the HEAO. The steamer Pakhtusov successfully worked in the Arctic Ocean for several decades. After the first field season (1898), the idea to build a second steamship for the HEAO appeared at the MHD. A specially designed project was introduced in 1899 in the MASS, but because of the savings in public funds, the construction of the second vessel was not realized at the turn of the 19th century.

Текст научной работы на тему «Техническое оснащение гидрографических экспедиций Морского министерства в Северном Ледовитом океане на рубеже XIX–XX вв. (К 160-летию со дня рождения генерала Корпуса гидрографов А. И. Вилькицкого)»

СМИРНОВ в. Г

Техническое оснащение гидрографических экспедиций Морского министерства в Северном Ледовитом океане на рубеже XIX-XX вв.

(К 160-летию со дня рождения генерала Корпуса гидрографов А. И. Вилькицкого)

SMIRNOV V. G.

Technical equipment of hydrographie expéditions of the Navy in the Arctic Ocean at the turn of the XIX-XX centuries

(To the 160th anniversary of the birth of the General Corps of hydrographers A. I. Vilkitskiy)

Аннотация

В конце 1893 г. по постановлению Комитета Сибирской железной дороги было решено начать систематические гидрографические работы в устьях рек Обь и Енисей для обеспечения безопасного мореплавания из Сибири в Европу с целью развития торговли. Выполнение работ было поручено Главному гидрографическому управлению Морского министерства (ГГУ). С этой целью была сформирована специальная Гидрографическая экспедиция для исследования устьев рек Оби и Енисея и части Карского моря под командованием подполковника Корпуса флотских штурманов А. И. Вилькицкого (1858-1913). Основными транспортными средствами этой экспедиции стали два судна - пароход «Лейтенант Овцын» и плоскодонная парусная баржа «Лейтенант Скуратов». Участники экспедиции А. И. Вилькицкого были снабжены инструментами и приборами из ГГУ, Главного управления кораблестроения и снабжения (ГУКиС), а также из Кронштадтского и Санкт-Петербургского портов, Военно-топографического отдела Главного штаба и Главной астрономической обсерватории в Пулково.

Гидрографические работы в устьях рек Оби и Енисея и части Карского моря продолжались в летние месяцы 1894-1896 гг. В конце 1897 г. было решено сформировать Гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) и приобрести для неё за границей новый пароход, т. к. «Лейтенант Овцын» не был приспособлен для работ в открытом море. Пароход был

приобретён в Англии весной 1898 г. и получил название «Пахтусов». Летом 1898 г. А. И. Вилькицкий пришёл на этом судне в Архангельск, который стал главной базой ГЭСЛО. Пароход «Пахтусов» успешно работал в Северном Ледовитом океане в течение нескольких десятилетий.

После первого полевого сезона (1898) в ГГУ возникла идея строительства второго парохода для ГЭСЛО. Специально разработанный проект был представлен в 1899 г. в ГУКиС, однако из-за экономии государственных средств постройка второго судна не была реализована на рубеже XIX-XX вв. Abstract

At the end of 1893, according to the decision of the Siberian Railway Committee, it was decided to start systematic hydrographic work in the estuaries of the Ob and Yenisei rivers to ensure safe navigation from Siberia to Europe with the aim of developing trade. The work was entrusted to the Main Hydrographic Department of the Navy (MHD). To this end, a special Hydrographic expedition was set up to study the mouths of the Ob and Yenisei rivers and parts of the Kara Sea under the command of lieutenant colonel of the Naval Navigator's Corps Vilkitskiy (1858-1913). The main vehicles of this expedition were two ships - the ship Lieutenant Ovtsyn and the flat-bottomed sailing barge Lieutenant Skuratov. Members of the expedition A. I. Vilkitskiy were equipped with tools and instruments from the State University, the Main Administration of Shipbuilding and Supply (MASS), as well as from the Kronstadt and St. Petersburg ports, the Military Topographic Department of the General Staff and the Main Astronomical Observatory in Pulkovo.

Hydrographic works in the mouths of the rivers Ob and Yenisei and parts of the Kara Sea continued in the summer months of 1894-1896. At the end of 1897, it was decided to form the Hydrographical Expedition of the Arctic Ocean (HEAO) and to acquire a new steamer for it abroad, since Lieutenant Ovtsyn was not fit to work on the high seas. The steamer was purchased in England in the spring of 1898 by Colonel A. I. Vilkitskiy, appointed chief of HEAO, and was named Pakhtusov. In the summer of 1898, A.I. Vilkitskiy came on the steamship Pakhtusov to Arkhangelsk, which became the main base of the HEAO. The steamer Pakhtusov successfully worked in the Arctic Ocean for several decades.

After the first field season (1898), the idea to build a second steamship for the HEAO appeared at the MHD. A specially designed project was introduced in 1899 in the MASS, but because of the savings in public funds, the construction of the second vessel was not realized at the turn of the 19th century.

Ключевые слова:

гидрографические экспедиции, XIX-XX вв., Северный Ледовитый океан, А. И. Вилькицкий, Обь, Енисей, Карское море, техническое оснащение. Keywords:

hydrographical expeditions, XIX-XX centuries, Arctic Ocean, A. I. Vilkitskiy, Ob, Yenisei, Kara Sea, technical equipment.

История арктического мореплавания насчитывает несколько столетий. Однако системное, на государственном уровне, исследование северного побережья России началось только в 1733-1743 гг., когда была осуществлена Великая северная экспедиция. Труды её участников легли в основу первого Атласа Российской империи, изданного в 1745 г.

В 1821-1828 гг. штурманами И. А. Бережных, И. Н. Ивановым, Н. М. Рагозиным и П. К. Пахтусовым была произведена опись западной части берега Сибири от мыса Канин Нос до устья реки Обь, основанная на 61 астрономическом пункте.

После 1828 г. в течение 66 лет у берегов Сибири специальных гидрографических работ не производилось, а сведения поступали от различных научных экспедиций (Миддендорфа, Норденшёльда, Де-Лонга, Толля и др.), которые выполняли эпизодические попутные описи.

Техническое оснащение Гидрографической экспедиции для исследования устьев рек Енисея и Оби

3 мая 1894 г. на заседании Комитета Сибирской железной дороги было заслушано внесённое управляющим Морским министерством адмиралом Н. М. Чихачёвым «дело о производстве гидрографического исследования устьев р.р. Енисея и Оби и части Карского моря». В результате было принято решение сформировать экспедицию, для чего выделить в 1894 г. 52 353 руб., а в 1895 г. - 55 657 руб.1

Весной 1894 г. Главным гидрографическим управлением Морского министерства (ГГУ) была организована специальная гидрографическая экспедиция под руководством подполковника Корпуса флотских штурманов А. И. Вилькицкого2 (рис. 1) для исследования устьев рек Енисей и Обь и прилегающей к ним части Карского моря. В составе экспедиции было семь офицеров - производителей работ и 36 нижних чинов.

Какими же техническими средствами они располагали для выполнения поставленной задачи?

Экспедиция имела два судна - паровое судно «Лейтенант Овцын» и паровую баржу «Лейтенант Скуратов», которые в 1893 г. в составе

1 РГАВМФ. Ф. 404. Оп. 2. Д. 353. Л. 262 и об.

2 Вилькицкий Андрей Ипполитович (1858-1913) - генерал Корпуса гидрографов (1912), начальник Главного гидрографического управления Морского министерства (1907-1913), руководитель гидрографических экспедиций в Арктику на рубеже XIX-XX вв., автор труда «Северный морской путь» (1912).

Енисейской экспедиции под руководством лейтенанта Л. Ф. Добро-творского прибыли из Англии с грузом рельсов в устье Енисея, а затем зимовали в Енисейске1.

Пароход «Лейтенант Овцын» был построен в Думбартоне в 1893 г. из мягкой стали 0,3 дюйма толщиной. Он имел водоизмещение 370 т, два винта, усиленную обшивку в носовой и кормовой частях, максимальный ход - 11,5 узла. Кроме того, на пароходе было двухмачтовое, шхунское (с косыми парусами) вооружение и две шлюпки (трёхвёсельные вельботы). Длина парохода была 116 футов (35 м), ширина - 23 фута (7 м), осадка «в полном грузу» - 8 футов. Запаса английского угля хватало на 18 суток, а провизии - на семь месяцев. Помещение для команды было предназначено для 19-21 человека, имелись четыре офицерских каюты и кают-компания. Отопление во всех помещениях было паровое.

Плоскодонная парусная баржа «Лейтенант Скуратов» также была построена в Думбартоне в 1893 г. и имела водоизмещение 500 т. При этом её длина составляла 115 футов (35 м), ширина - 5,18 м, осадка - около 8 футов (2,5 м). Баржа имела две паровые лебёдки и брашпиль, двухмачтовое шхунское вооружение, паровой катер с машиной в четыре силы, трёхвёсельный вельбот и шлюпку-«нордланку». Баржа могла принимать до 300 т груза.

В ГГУ имелись многие приборы и инструменты для снабжения создаваемой экспедиции, однако некоторые важные инструменты и приборы отсутствовали. Для их получения начальник ГГУ вице-адмирал П. Н. Назимов вынужден был обратиться в другие научные и флотские учреждения. Так, например, для выполнения астрономических работ в Николаевской главной астрономической обсерватории с любезного разрешения её директора академика Ф. А. Бредихина весной 1894 г. был получен вертикальный круг Репсольда2.

5 мая 1894 г. начальник Военно-топографического отдела Главного штаба генерал-лейтенант И. И. Стебницкий в ответ на просьбу П. Н. Назимова сообщил ему, что распорядился передать Вилькицко-му одну «лёгкую мензулу» и одну буссоль Стефана3.

Ранее, 23 апреля 1894 г., Назимов направил главному инспектору морской артиллерии контр-адмиралу С. О. Макарову следующее письмо:

1 Подробнее см.: Семёнов В. И. Забытый путь из Европы в Сибирь / Сост. и науч. ред. к. и. н. Н. А. Кузнецов. М., 2017.

2 РГАВМФ. Ф. 404. Оп. 2. Д. 353. Л. 202-203.

3 Там же. Л. 209, 254.

«Милостивый государь Степан Осипович!

Года 4 тому назад испытывался в Артиллерийском классе дальномер Гербста и пригодным для артиллерийских наблюдателей, насколько это известно Гидрографическому управлению, признан не был; между тем при гидрографических исследованиях в Северном Ледовитом океане, каковые предполагаются текущим летом, он мог бы с пользою быть употребляем при нанесении на карту подробностей берега.

Ввиду изложенного я имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство передать названный дальномер на время Главному гидрографическому управлению, который в случае Вашего на то согласия может принять из Артиллерийского класса лейтенант Степанов 8-й.

О последующем я прошу Ваше Превосходительство благоволить меня уведомить в возможной скорости ввиду приближения срока отправки экспедиции, если таковая будет утверждена...»

Уже 29 апреля С. О. Макаров ответил, что не имеет «препятствий» к передаче ГГУ дальномера Гербста2.

Двумя днями ранее, 27 апреля 1894 г., П. Н. Назимов направил отношение главному командиру Кронштадтского порта вице-адмиралу Н. И. Казнакову. В нём он сообщил о предстоящей гидрографической экспедиции в Северный Ледовитый океан, которой был бы крайне полезен «прибор для микрометрических измерений угловой высоты», и просил «отпустить» в экспедицию два микрометра Люжоля. В ответной телеграмме Н. И. Казнаков выразил своё согласие3.

12 мая 1894 г. экспедиция отправилась в Енисейск, где зимовали её суда. Маршрут был следующий: Петербург - Нижний Новгород (по железной дороге) - Пермь (на пароходе) - Тюмень (по железной дороге) - Томск (на пароходе) - Красноярск (на почтовых лошадях). При этом в Перми и Тюмени А. И. Вилькицким были выполнены магнитные наблюдения.

9 июня 1894 г. экспедиция благополучно прибыла в Енисейск, при этом инструменты и приборы оказались в целости и исправ-ности4. В распоряжении участников экспедиции имелись следующие основные инструменты и приборы: 12 столовых хронометров

1 Там же. Л. 210 и об.

2 Там же. Л. 237.

3 Там же. Л. 225-225 об., 235.

4 Отчёт о действиях Главного гидрографического управления Морского министерства за 1894 год. СПб., 1895. С. 66-70.

(Frodsham - 3, Dent - 1, Wiren - 5, Pilh - 1, Erikson - 2), коэффициенты компенсации которых были определены в Кронштадтской морской обсерватории, вертикальный круг Репсольда, универсальный инструмент Гербста (средней величины), отражательные инструменты (круги Пистора и Мартинса и секстаны последней конструкции), искусственные горизонты, магнитный теодолит системы Ламона и инклинатор системы Гамбея, маятниковый прибор (принадлежавший Императорскому Русскому географическому обществу), самопишущий анероид и малый анемометр, обыкновенные термометры, термометры Негретти и Замбра (рис. 2), «прибор стеклянных ареометров» и батометр, поплавки для наблюдения течения, механический лаг (для измерения течений более 2 узлов), ручные лоты (рис. 3), лоты Джемса, малый теодолит, мензула, мерная лента, микрометр Люжоля1.

В летние месяцы 1894-1896 гг. экспедиция для исследования устьев рек Енисея и Оби и прилегающей к ним части Карского моря под руководством подполковника А. И. Вилькицкого методом морской съёмки выполнила опись восточного берега Енисейского залива от острова Диксон до реки Гольчихи, острова Сибирякова, а также судовой промер на входе в Енисейский залив, проверку карт реки Енисей от реки Гольчиха до Туруханска с полуинструментальной съёмкой берегов и промером по фарватеру от Туруханска до Енисейска.

Этими работами была доказана доступность для океанских судов гавани у протоки Луковая реки Енисей и обеспечено плавание речных судов по Енисею до города Енисейск2. Была выполнена также опись Обской губы, плановой основой которой послужили 52 астрономических пункта.

Техническое оснащение Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (конец XIX - начало XX в.)

В 1897 г. экспедиционные работы гидрографами не производились. 10 декабря 1897 г. на заседании Комитета Сибирской железной дороги, проходившем под председательством императора Николая II, было решено «управляющему Морским министерством, по соглашению с министром финансов, озаботиться организациею в 1898 г.

1 Отчёт о действиях Главного гидрографического управления Морского министерства за 1894 год. СПб., 1895. С. 83-89.

2 Впоследствии был издан атлас: Атлас реки Енисея: от Енисейска до Енисейского залива / Сост. Гидрографической экспедицией под начальством подполковника А. И. Вилькицкого. СПб., 1900 (14 с.; 10 л. карт).

я

£

Рис. 3. Ручной лот и схема его действия

гидрографического исследования морского пути к устьям р.р. Енисея и Оби...»1

16 января 1898 г. управляющий Морским министерством вице-адмирал П. П. Тыртов направил министру финансов С. Ю. Витте следующие предположения об организации гидрографического исследования морских путей в реки Енисей и Обь: «. я полагал бы поручить экспедиции в ближайшем времени заняться исследованием Югорского Шара и берегов Карского моря, а также пролива Малыгина (между островом Белым и материком) и Карских Ворот, для чего произвести мензульную съёмку лишь проливов Югорского Шара, Карских Ворот и Малыгина, а съёмку берегов Карского моря произвести с судна, основав каждую из этих работ на астрономических пунктах, которых определить как можно более. Исследование дна шлюпочным промером допустить лишь только в указанных проливах, а в Карском море ограничиться судовыми, шлюпочный же произвести только в местах якорных стоянок, если таковые на берегах Карского моря найдутся <...> Для выполнения этих работ я полагал бы организовать гидрографическую экспедицию из 7 офицеров и 40 нижних чинов при одном паровом судне и небольшом парусном ботике...»2

Так как пароход «Лейтенант Овцын»3 и баржа «Лейтенант Скуратов» не соответствовали требованиям океанского плавания, П. П. Тыртов считал необходимым «приобрести такое паровое судно с углублением не большим 12 фут, которое могло бы на себя принимать запас угля не менее как на 3 или 2 У месяца, а равно также и парусный бот; пароход снабдить одним или двумя паровыми катерами». Он полагал, что «таковое судно, вероятно, удастся приобрести на сумму не свыше 120 т. рублей»4. С. Ю. Витте согласился с этим предложением.

Покупка и вооружение парохода «Пахтусов»

6 февраля 1898 г. вице-адмирал П. П. Тыртов одобрил предложение вице-адмирала П. Н. Назимова о командировании в Англию для покупки парохода «для надобностей учреждаемой Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана» полковника

1 РГИА. Ф. 1273. Оп. 1. Д. 210. Л. 126-127.

2 РГАВМФ. Ф. 404. Оп. 2. Д. 739. Л. 4-5.

3 В 1907 г. переклассифицирован в портовое судно, в 1920 г. - в гидрографическое судно, в 1924 г. отправлен для разборки на металл (Бережной С. С. и др. Корабли и вспомогательные суда советского ВМФ (1917-1927). М., 1981. С. 293).

4 РГАВМФ. Ф. 404. Оп. 2. Д. 739. Л. 4-5.

А. И. Вилькицкого и старшего инженер-механика В. П. Ведерникова1 сроком на 21 день, с выдачей им прогонных денег, подъёмных и суточных по положению2.

С 16 февраля по 9 марта 1898 г. Вилькицкий находился в командировке в Англии, где был приобретён пароход для ГЭСЛО3.

В начале марта 1898 г. в ГГУ было решено, что именно полковник Вилькицкий возглавит новую экспедицию в Арктику, которая получила наименование «Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана» (ГЭСЛО). 14 марта он представил в ГГУ рапорт, в котором высказал пожелание назначить на вакансии помощников начальника ГЭСЛО «капитана 2-го ранга Варнека, штабс-капитана Корпуса флотских штурманов Сергеева, лейтенантов Виткова и Боткина и мичмана Белкина, первого с назначением командиром купленного для экспедиции парохода»4. 20 марта 1898 г. начальник ГГУ вице-адмирал П. Н. Назимов подписал соответствующее представление в ГМШ, в т. ч. и о назначении Вилькицкого начальником экспедиции5.

С. Ю. Витте и «Пахтусов»

20 марта 1898 г. управляющий Морским министерством направил отношение министру финансов С. Ю. Витте с просьбой об освобождении от уплаты таможенной пошлины приобретённого за границей парохода, который с разрешения императора Николая II назвали «Пахтусов» (рис. 4) в честь прапорщика Корпуса флотских штурманов П. К. Пахтусова6.

С. Ю. Витте, в свою очередь, 3 апреля представил по данному вопросу «всеподданнейший доклад» императору. Николай II освободил «от оплаты таможенною пошлиною, а равно актовым гербовым

1 Ведерников Владимир Петрович (1859-1929) - инженер-механик, генерал-лейтенант (1913). Окончил Техническое училище морского ведомства (1880) и механическое отделение Николаевской морской академии (1890). Старший судовой механик императорских яхт «Стрела» (1890-1896) и «Штандарт» (1896-1901). Начальник механического отдела Главного управления кораблестроения (1913-1917). Умер в Ленинграде.

2 РГАВМФ. Ф. 404. Оп. 2. Д. 739. Л. 9.

3 Там же. Ф. 406. Оп. 9. Д. 607. Л. 28.

4 Там же. Ф. 404. Оп. 1. Д. 301. Л. 3.

5 Там же. Л. 5 и об.

6 Пахтусов Пётр Кузьмич (1800-1835) - гидрограф, полярный исследователь, подпоручик Корпуса флотских штурманов (1831). В 1820-1832 гг. занимался гидрографическими работами на р. Печора, Мезень, Северная Двина, в Баренцевом и Белом морях. В 1832-1833 гг. возглавил на судне «Новая Земля» организованную по его инициативе экспедицию в Карское море и на острова Новая Земля. В 1834-1835 гг. руководил экспедицией в Карском море на шхуне «Кротов» и карбасе «Казаков».

сбором, приобретённого за границею парохода с инвентарем, катерами и всеми принадлежностями для предпринимаемой гидрографической экспедиции в Северном Ледовитом океане». 16 апреля 1898 г. С. Ю. Витте сообщил об этом управляющему Морским министерством и просил указать, в какую таможню будет доставлен пароход, с тем чтобы передать туда соответствующее распоряжение1. 18 апреля 1898 г. временно управляющий министерством вице-адмирал Ф. К. Авелан сообщил С. Ю. Витте, что приобретённый в Англии пароход «Пахтусов» придёт в г. Архангельск2. 25 апреля 1898 г. директор департамента таможенных сборов Министерства финансов известил ГГУ, что «Архангельской таможне предписано произвести в возможно непродолжительное время необходимые формальности над пароходом "Пахтусов"»3.

Деятельность А. И. Вилькицкого по подготовке парохода «Пахтусов»

Не ожидая официального назначения, Вилькицкий незамедлительно приступил к подготовке предстоящей экспедиции в Арктику. Главной его задачей было подготовить к плаванию пароход «Пахтусов».

Поскольку среди целей экспедиции было производство промеров, судно следовало обеспечить запасом стального троса. Запрос об этом был отправлен в Главное управление кораблестроения и снабжения (ГУКиС). 12 марта 1898 г. его начальник вице-адмирал В. П. Верхов-ский направил в ГГУ отношение, в котором просил командировать в Кронштадт лейтенанта А. С. Боткина для выбора 500 саженей стального троса (диаметром в % дюйма или в 1 дюйм), «требующегося для Гидрографической экспедиции Карского моря»4.

В тот же день, 12 марта, Вилькицкий представил в ГГУ рапорт с просьбой обеспечить пароход прожектором Манжена (30 или 40 см) с принадлежностями. Соответствующее отношение было отправлено в ГУКиС. 20 марта вице-адмирал В. П. Верховский сообщил в ГГУ, что «требующийся для парохода ПАХТУСОВ 30 см. прожектор Манжена с принадлежностью выслан из Кронштадта к С.-Петербургскому порту для передачи лейтенанту Белкину»5.

1 РГАВМФ. Ф. 404. Оп. 1. Д. 301. Л. 36.

2 Там же. Л. 34.

3 Там же. Л. 45.

4 Там же. Л. 2.

5 Там же. Л. 1, 41.

1 апреля 1898 г. Вилькицкий подал в ГГУ пять рапортов. В первом из них он просил о снабжении парохода «Пахтусов» для ГЭСЛО сервизами, столовым бельём, столовыми и кухонными принадлеж-ностями1. Во втором рапорте Вилькицкий просил распоряжения ГГУ об отпуске под расписку баталера Толстоперстова на пароход «Пахтусов» для ГЭСЛО книг и бланков, необходимых «для ведения отчётности в текущем году по всем частям судового хозяйства»2, в третьем - об изготовлении флагов для парохода «Пахтусов»3, в четвёртом - о снабжении его водолазным аппаратом Денейруза и брандспойтами Даутона «с принадлежностями»4, в пятом - об отпуске пушек Энгстрёма, сигнальных ракет, фальшфейеров, спасательных средств, ружей и револьверов и об их отправлении в г. Архан-гельск5. 9 апреля Вилькицкий подал ещё один рапорт - об отпуске на пароход «Пахтусов» 40 спасательных поясов по числу команды «ввиду особенности плавания»6. Отношения в ГУКиС и Санкт-Петербургскую портовую контору по этим рапортам были отправлены только 11 апреля 1898 г. Их подписал новый начальник ГГУ генерал-лейтенант К. И. Михайлов7.

Во второй половине апреля стали поступать ответы на эти просьбы. Так, например, 22 апреля 1898 г. вице-адмирал В. П. Верховский сообщил в ГГУ о том, что, согласно личной просьбе полковника Виль-кицкого, спасательные пояса предложено выдать лейтенанту Белки-ну8. К этому времени уже состоялся (20 апреля) «высочайший» приказ по морскому ведомству о назначении Вилькицкого начальником ГЭСЛО9.

24 апреля Верховский сообщил в ГГУ, что из Кронштадта будет выслано в Санкт-Петербургский порт 300 саженей стального 1-дюймового троса для парохода «Пахтусов», и просил предложить лейтенанту Белкину принять этот трос для отправки по назначению10.

16 мая Верховский уведомил ГГУ о том, что на пароходе «Ломоносов» из Санкт-Петербурга в Архангельск отправлены для парохода

1 РГАВМФ. Ф. 404. Оп. 1. Д. 301. Л. 10.

2 Там же. Л. 11.

3 Там же. Л. 12.

4 Там же. Л. 13.

5 Там же. Л. 14.

6 Там же. Л. 16.

7 Там же. Л. 14, 21-23, 25, 26.

8 Там же. Л. 43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Там же. Ф. 406. Оп. 9. Д. 607. Л. 23 об.

10 Там же. Ф. 404. Оп. 1. Д. 301. Л. 44.

«Пахтусов» две пушки Энгстрёма «с установками и принадлежностью», 17 трёхлинейных боевых винтовок, 10 револьверов Смита и Вессона и спасательные средства. Кроме того, по железной дороге отправлены для того же парохода по 80 боевых и 20 холостых патронов на каждую пушку, сигнальные ракеты, фальшфейеры, фитиль, боевые патроны для винтовок и револьверов1.

Ранее, 4 мая 1898 г., начальник отдела заготовлений ГУКиС сообщил в ГГУ, что Ижорским заводам предложено «отпустить из наличия» и выслать в Санкт-Петербургский порт для парохода «Пахтусов» один водолазный аппарат и два брандспойта Даутона «со всеми принадлежностями». Так как запасных частей к ним не оказалось, то генерал сообщал, что Ижорским заводам потребуется ещё некоторое время на их изготовление и покупку2.

11 мая 1898 г. полковник Вилькицкий отправился в Англию, в шотландский город Данди, для подготовки «Пахтусова» к переходу в Архангельск и первому полевому сезону. Ранее (5 мая) туда же выехал лейтенант А. А. Витков с двумя нижними чинами («самостоятельными машинистами»), а следом за Вилькицким - 12 мая 1898 г. -в Англию отправился лейтенант Ф. М. Белкин вместе с командой парохода «Пахтусов» (28 чел.). 22 мая в Данди прибыл лейтенант В. В. Дьяконов, через несколько дней - капитан 2-го ранга А. И. Вар-нек3 (рис. 5). Для проведения испытаний пароход «Пахтусов» перешёл в Мидлсбро4.

2 июня 1898 г. помощник начальника ГМШ контр-адмирал Я. А. Гильтебрандт сообщил в ГГУ, что для испытания и приёма парохода «Пахтусов» от фирмы W. HARKESS and SON Shipbuilders назначена комиссия под председательством морского агента в Англии, капитана 1-го ранга И. К. Григоровича, в составе членов: командира парохода «Пахтусов» капитана 2-го ранга А. И. Варнека, «двух офицеров означенного парохода» и находящегося в Англии старшего инженер-механика Ф. Я. Поречкина5. Длина парохода составляла 168 футов (51 м), водоизмещение - 1140 т. Пароход имел две паровых и четыре гребных шлюпки6. Мощность паровой машины равнялась 400 л. с.

1 РГАВМФ. Ф. 404. Оп. 1. Д. 301. Л. 69.

2 Там же. Л. 53.

3 Там же. Л. 54, 58, 59, 61, 73, 76 об.

4 Там же. Л. 80-81 об.

5 Там же. Л. 85.

6 Отчёт о действиях Главного гидрографического управления Морского министерства за 1898 год. СПб., 1899. С. 100.

рис. 4. Пароход «Пахтусов»

рис. 5. А. И. варнек

25 июня 1898 г. на пробном испытании близ Мидлсбро полный ход парохода «Пахтусов» был определён в 9,5 узла при углублении ахтер-штевня 13 футов и форштевня 10 футов1.

После проведения всех испытаний «Пахтусова» Вилькицкий с экспедицией вышел 27 июня 1898 г. из Англии в норвежский порт Бер-ген2. После прихода туда судна паровая машина «Пахтусова» была тщательно осмотрена, и 1 июля 1898 г. Вилькицкий телеграфировал в ГГУ о выходе из Бергена3.

В Архангельске, куда через несколько дней прибыл «Пахтусов», судно встречали штабс-капитан И. С. Сергеев и 19 нижних чинов команды судна, которые 25 мая прибыли в Соломбалу4. В Архангельске «Пахтусов» стоял в течение июля 1898 г. Там на него загрузили продовольствие, различные запасы и установили две пушки Гочкиса5. Орудия на судне нужны были для того, чтобы он мог выполнять дополнительную функцию, которая ему вменялась, - охрана промыслов в Русской Арктике от иностранных браконьеров.

Полевой сезон ГЭСЛО 1898 года

В начале августа 1898 г. ГЭСЛО под руководством полковника КФШ А. И. Вилькицкого на пароходе «Пахтусов» отправилась в Арктику.

4 августа 1898 г. «Пахтусов» прибыл в пролив Югорский Шар, где экспедиция успела по всему проливу произвести триангуляцию и в большей части - мензульную съёмку в масштабе 1 миля в дюйме. В ходовых местах и на подходе к селу Никольскому был выполнен промер. Всего было выполнено 105 линейных вёрст топографической съёмки и 214 линейных вёрст промера. Командир парохода капитан 2-го ранга Варнек составил наставление для безопасного плавания в проливе Югорский Шар.

Так как входы в пролив были малозаметны издали, экспедиция поставила два навигационных знака: у восточного входа на о. Вай-гач (высотой 10 саж.) и перед западным входом, в 29 милях от него, на о. Матвеева (высотой 5 саж.). Попытка поставить знак на о. Белом оказалась неудачной, т. к. при подходе к острову «Пахтусов» попал в ледяное поле6.

1 РГАВМФ. Ф. 404. Оп. 2. Д. 809. Л. 57-59 об.

2 Там же. Оп. 1. Д. 301. Л. 94.

3 Там же. Л. 95.

4 Там же. Л. 74, 79.

5 Отчёт о действиях Главного гидрографического управления Морского министерства за 1898 год. СПб., 1899. С. 101.

6 Там же. С. 100-102.

Проект второго парохода для ГЭСЛО

После первой кампании «Пахтусова» в ГГУ рассматривался вопрос отправки судна на ремонт в Англию. А. И. Варнек написал в компанию W. HARKEss and sON shipbuilders соответствующее письмо. 7 марта (23 февраля) 1899 г. владельцы компании направили в Петербург ответ, в котором, в частности, указали следующее: «Для нас было бы удобно, если бы пароход [«Пахтусов»] по окончании работ в Карском море пришёл в Мидлсбро в наступающем октябре, и тогда он будет готов в январе или феврале будущего (1900. - В. С.) года. Если бы Ваше Превосходительство признало более полезным построить специальное судно, которое вполне соответствовало условиям гидрографических работ, мы охотно обсудим это дело и представим проект, т. к. теперь мы хорошо знаем, какого сорта судно вам нужно, и мы могли бы дать что-нибудь более соответствующее требованиям, чем пароход "Пахтусов", и если получим скорый заказ, такое судно будет готово ко времени начала работ будущего года»1.

Идея постройки второго судна для ГЭСЛО нашла понимание у командования ГГУ. В связи с этим капитаном 2-го ранга Варнеком были сформулированы следующие требования к проекту его постройки: корпус, котлы (2), механизмы (2 лебёдки), рангоут (две мачты-однодеревки с косыми парусами и бриком), помещения для офицеров (каюты начальника экспедиции, командира, их общая столовая - чертёжная, шесть офицерских кают, кают-компания, фотокаюта, каюта для хранения коллекций, ватерклозет и ванная) и команды (на 50 чел., лазарет на 2 чел., помещения для провизии (14-месячный запас, шкиперская, малярная, фонарная, помещение для хранения чемоданов и коек), рубки, шлюпки (паровой катер и шлюпки на 58 чел., три шлюпки должны быть с воздушными ящиками), водоизмещение судна - 1200-1300 т в полном грузу; скорость - не менее 10 узлов; запасов угля при экономическом ходе (7Уг - 8 узлов) на 14 000 миль плавания2.

Эти требования были одобрены Морским техническим комитетом. Уже 14 марта 1899 г. вице-адмирал начальник ГУКиС В. П. Верховский в своем отношении № 8494 просил ГГУ сообщить, «по возможности в самом непродолжительном времени, когда будут доставлены данные для заказа парохода взамен парохода "Пахтусов"». 16 марта начальник ГГУ К. И. Михайлов предложил Вилькицкому «поспешить с доставлением данных»3.

1 РГАВМФ. Ф. 404. Оп. 2. Д. 848. Л. 5.

2 Там же. Л. 1-2.

3 Там же. Л. 6.

22 марта 1899 г. Вилькицкий представил в ГГУ подробную программу для выработки проекта судна для ГЭСЛО (на 7 листах) с «инвентарем» для него (на 7 листах) и рапортом их разработчика - капитана 2-го ранга Варнека, в котором он указал следующее: «По приблизительному подсчёту, исполнение всех требований, изложенных в программе и инвентарях, приведёт к водоизмещению 1350 тонн, предполагая, что длина судна будет 198 фут, ширина 33 фута, среднее углубление 11 фут и скорость хода 11 узлов. Проектированный пароход будет брать достаточное количество угля на 11 000 миль плавания экономическим ходом 7У узлов. При детальной разработке проекта, может быть, удастся уменьшить это водоизмещение, но большого облегчения веса судна ожидать нельзя, если не будет ослаблен корпус, на прочность которого обращено главное внимание при составлении программы»1.

В тот же день, 22 марта 1899 г., К. И. Михайлов направил проект судна в ГУКиС2.

Только девять месяцев спустя, в декабре 1899 г., вице-адмирал В. П. Верховский сообщил в ГГУ, что «на днях» управляющим Морским министерством были посланы министру финансов и государственному контролеру письма относительно внесения в Государственный Совет вопроса «об ассигновании кредита на постройку этого судна в размере 300 000 рублей по финансовой смете на 1900 год»3.

Однако финансово-экономическая ситуация в России на рубеже ХК-ХХ вв. была неблагоприятной. 14 августа 1900 г. председателем Департамента государственной экономии Государственного Совета, министром финансов и товарищем государственного контролера был представлен «всеподданнейший» доклад о необходимости сокращения расходов, который император Николай II утвердил. Поэтому в 1900 г. заказ нового судна для ГЭСЛО стал невозможен. Ситуация не изменилась и в 1901 г. Когда 9 ноября ГУКиС запросило разрешение управляющего Морским министерством на заказ «описного судна» для ГЭСЛО, то, памятуя о «Высочайше» одобренном докладе от 14 августа 1900 г., адмирал П. П. Тыртов «заказа этого судна за границею не разрешил». 13 августа 1901 г. В. П. Верховский сообщил об этом в ГГУ, указав, кроме того, что «вопрос о том, состоится ли разрешение заказать его в России, где постройка обойдётся намного больше, чем ассигнования по смете, остался открытым»4.

1 РГАВМФ. Ф. 404. Оп. 2. Д. 848. Л. 7-8.

2 Там же. Л. 24.

3 Там же. Л. 27.

4 Там же. Л. 30.

Таким образом, надежды руководства ГГУ на строительство второго судна для ГЭСЛО не оправдались. 15 ноября 1901 г. генерал-лейтенант К. И. Михайлов в своём отношении № 3709 сообщил об этом полковнику Вилькицкому и предложил ему «представить соображения о программе работ в связи с отрицательным решением вопроса о постройке судна»1.

6 декабря 1901 г. полковник А. И. Вилькицкий был награждён орденом Св. Владимира 3-й ст. и назначен исправляющим должность помощника начальника ГГУ2. В последующие годы А. И. Вилькицкий, являвшийся с 1907-го по 1912 г. начальником ГГУ, уделял огромное внимание проблеме исследования Севера и был одним из инициаторов учреждения новой ГЭСЛО (1910-1915), для которой специально в Петербурге, на Невском заводе, были построены два ледокольных судна, «Таймыр» и «Вайгач». Однако ГЭСЛО, которой в 1898-1901 гг. он сам руководил, продолжала в течение нескольких лет работать на пароходе «Пахтусов». Это судно сыграло выдающуюся роль в исследовании и освоении Севера. В 1907 г. оно было переклассифицировано в транспорт, в 1915 г. - в гидрографическое судно, в 1932 г. - переименовано в «Маяк», в 1939 г. стало плавучей базой с бортовым № 105 Северной военной флотилии. 6 октября 1943 г. в проливе Кувшинская Салма потоплено германской авиацией. В 1944 г. поднято и в качестве отопителя включено в состав кораблей Охраны водного района Главной базы Северного флота. После Великой Отечественной войны разобрано на металл3.

Выводы

На рубеже Х1Х-ХХ вв. военные гидрографы России начали систематически исследовать арктические моря в западной части будущей трассы Северного морского пути. Для этой цели в Англии было приобретено и оборудовано судно «Пахтусов» и сформирована специальная экспедиция (ГЭСЛО). Эта экспедиция была снабжена современными инструментами, которые имелись в ГГУ, Военно-топографическом депо Главного штаба, в Кронштадтском и Санкт-Петербургском портах, Главной астрономической обсерватории в Пулково, в Императорском Русском географическом обществе. После первого полевого сезона в 1898 г. был разработан проект для постройки второго экспедиционного судна, однако необходимые средства на его строительство правительством выделены не были.

1 РГАВМФ. Ф. 404. Оп. 2. Д. 848. Л. 31.

2 Там же. Ф. 406. Оп. 9. Д. 607. Л. 24.

3 Бережной С. С. и др. Указ. соч. С. 294.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.