Научная статья на тему 'Роль Водовозова в разработке методических канонов  литературного образования'

Роль Водовозова в разработке методических канонов литературного образования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
567
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль Водовозова в разработке методических канонов литературного образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.И. ВОДОВОЗОВА

Б.А. Ланин

Ключевые слова:

В.И.Водовозов, литература, образование, художественное произведение ,личность читателя.

РОЛЬ ВОДОВОЗОВА В РАЗРАБОТКЕ МЕТОДИЧЕСКИХ КАНОНОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается роль наследия В.И. Водовозова в разработке методических канонов литературного образования, показан развивающий потенциал литературы в контексте современного образования. Автором раскрыта новизна методических идей В.И. Водовозова на фоне становления и развития филологической науки XIX века.

Литература как школьная дисциплина обладает уникальными возможностями для человеческого, личностного развития учащихся. Можно утверждать, что развитие личности учащихся — одна из стратегических задач литературного образования.

Конечно, личность учащихся развивается не только на уроках литературы или во время домашнего чтения: этой цели подчинено все школьное образование. Специфика же литературы в том, что она воздействует на ребенка силой художественных образов (с точки зрения семиотики — знаков), неся ему не только информацию о мире, но и наслаждение от чтения, развивая его воображение, этические, нравственные представления, одним словом, — развивая личность ребенка.

Но как развивать личность, не теряя при этом специфики литературного образования? Не сводить же все к нравственным проповедям, к воспитательным беседам на темы прочитанных книг! Как донести представление

24

I Б.А. Ланин

0 поэтике художественного произведения, научить анализировать, и при этом не «засушить» литературу, не разъять ее безвозвратно на составные поэтические слагаемые?

Борьба (в лучшем случае — заочные споры) между «формалистами» и «воспитателями» — это и есть «основной вопрос» методики преподавания литературы. Конечно, и «формалисты» воспитывали, и «воспитатели» изучали формальную сторону литературных произведений, но что сделать основным? Ответы на этот вопрос — для чего я преподаю литературу — продвигали вперед методику. Свой вклад в решение этого «основного вопроса методики» внёс и один из зачинателей отечественной методики преподавания литературы В.И. Водовозов. Его методические взгляды выросли из практики.

В 1843 г. он поступил на филологический факультет Петербургского университета, после окончания которого был назначен младшим учителем Варшавской реальной гимназии. В 1851 г. он перешел в 1-ю Петербургскую гимназию. С 1860 по 1862 гг. Водовозов преподавал в Смольном институте. Одна из его учениц — Елизавета Николаевна Цевловская — стала женой педагога, преемницей его педагогических взглядов. Интереснейший мемуарный материал, посвященный В. И. Водовозову, содержится в ее книгах «На заре жизни» и «Грезы и действительность». Вот как описывает она самый первый урок, который провел в ее классе В. И. Водовозов. Он начал с чтения стихотворения А. С. Пушкина «Чернь». Затем он «заметил, что на ту же тему Некрасовым написано «Поэт и гражданин» (мы в первый раз услыхали имя этого поэта), и опять от начала до конца, так же прекрасно и тоже наизусть он произнес и это стихотворение, а затем приступил к объяснению... Последовательно объясняя стихотворения того и другого поэта, Василий Иванович дал краткое изложение идей, господствовавших в литературе с двадцатых до половины сороковых гг., и тех, которые возникли в ней с конца сороковых и в пятидесятых гг., перед крестьянскою реформою. Таким образом, в конце лекции перед нами само собою выяснилось содержание и смысл того и другого стихотворения» 1.

Преподавание литературы В.И. Водовозов связывал прежде всего с изучением самого художественного произведения. Свой принцип изучения литературы он называл «реальным», противопоставляя его «эстетическому методу». Реализовываться этот принцип должен был путем сравнения одних произведений с другими — по сходству или по контрасту. При этом усвоение теоретико-литературных понятий тесно увязывалось

1 Водовозова Е.Н. На заре жизни. М.-Л., 1934. — Т.2. — С.312.

25

Роль Водовозова в разработке методических канонов ... I

с изучением конкретных литературных произведений.

Лучшие стороны его методического наследия — упор на анализ художественного текста, последовательное изучение произведений в курсе словесности, активизация читательских ассоциаций путем предлагаемых учителем сравнений, взаимосвязанное усвоение учениками исторических сведений и историко-литературных понятий — делают его методические работы актуальными и сегодня. Чтобы побыстрее добиться чисто просветительских целей, Водовозов предлагал прибегать к взаимному обучению, что было особенно важно при образовании взрослых людей. Он с некоторым недоверием относился к роли писательского воображения в литературном творчестве, полагал, что «идею» произведения формирует сама действительность, писателю же остается только зафиксировать ее и художественно выразить. Поэтому в основу изучения литературных произведений им кладется идейно-тематический принцип.

Он настаивал на изучении в школе «новой», т.е. современной ему литературы и требовал не выбирать ни «Слово о полку Игореве», ни произведения Державина, ни другие «тому подобные сочинения, имеющие лишь исторический интерес».

Сегодня удивительно слышать от формально квалифицированных методистов, имеющих непосредственное отношение к разработке ЕГЭ, что чтение не должно быть ребенку ни приятным, ни радостным, ни увлекательным, а вот только «серьёзным, глубоким, аналитичным». Для чего же мы читаем, как не для радости и удовольствия? Что ж такого плохого в читательском гедонизме? Люди, никогда радости от чтения не испытывавшие, нам вряд ли ответят на эти вопросы. А вот для В.И. Водовозова радость и удовольствие ученика от литературы была превыше других методических задач. Он заклинал не утомлять «подробностями там, где эти подробности легко и быстро усваиваются», соблюдать разумную меру между количеством изученных произведений и глубиной, как бы мы сейчас выразились, «погружения в текст».

Известно, что первое издание «Новой русской литературы» вышло в свет в 1866 г., а пятое, последнее при жизни автора - в 1886. В мае того же года Василий Иванович скончался. 6-е издание повторило пятое, а вот седьмое (1908 г.) оказалось наиболее точным. Были изданы новые собрания сочинений Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Гоголя, Кольцова, изданы стихотворные сборники с более точными текстами. Были уточнены цитаты, сделаны поправки к хронологическим пометам и проч.

В этой лучшей книге Водовозов пишет о Жуковском, Батюшкове,

26

I Б.А. Ланин

Крылове, Пушкине, Грибоедове, Лермонтове, Кольцове, Гоголе - о золотом веке русской литературы. Но вывод его печален: «... нашими писателями первой половины XIX века, несмотря на их возвышенный художественный идеализм, не совсем ясно были усвоены и общечеловеческие идеи, какие, например, представляют Шекспир, Шиллер, Гёте и Байрон в своих созданиях»1.

Мы чувствуем, как коротка временная дистанция: еще и 20 лет не прошло со смерти Пушкина. Он еще не сложился в читательском сознании в абсолютного гения, в «наше всё»1 2, можно обсуждать его творческую манеру, подмечать недостатки, а не только восхищаться. Вообще, школьное литературное образование много проигрывает, когда концентрируется прежде всего на «гениях» или на «вершинных произведениях». Живая жизнь литературы, с ошибками, промахами и очень редкими блистательными удачами оказывается за пределами школьной литературы.

Водовозов выводил дух русской литературы не из древнерусской, с ее летописностью, хронологичностью, каноничностью и религиозностью, а из просветительских идей французских писателей Вольтера, Руссо, Монтескьё, Даламбера, Дидро и др. Влияние этих писателей на русскую культуру он формулирует тремя тезисами, выражающими дух XVIII века, века философского:

Право человека самостоятельно рассуждать и мыслить, не следуя рабски принятым на веру учениям. Великие открытия таких умов, как Ньютон, тогда сильно пробудили пытливость мысли; каждое исследование предмета теперь начинали с сомнения.

Свободное и естественное развитие человеческого чувства в известном сближении с природой.

Уважение к личности человека и равенство всех перед законом.

Западник по убеждениям, Водовозов строго осуждает адмирала Шишкова, главного оппонента Карамзина, за то, что, «не понимая разумных требований жизни, он желал играть видную роль и самолюбиво отстаивал свою литературную посредственность; для этого устроил он «Беседу любителей русского слова», где торжественно читались скучнейшие и без-

1 Водовозов В.И. Новая русская литература. М., 1908. Изд. 7-е. - С. 392.

2 Важная книга на эту тему: Рейтблат А.И. Как Пушкин вышел в гении: Историкосоциологические очерки о книжной культуре Пушкинской эпохи. М.: НЛО, 2001. Исследователь говорит лишь об одной задаче преподавателя литературы: «осуществление литературной социализации в школе» (С.6). См. также: Молок Ю. Пушкин в 1937 году: материалы и исследования по иконографии. М.: НЛО, 2000.

27

Роль Водовозова в разработке методических канонов ... I

дарнейшие произведения»1. А получилось так по причине весьма простой: «Шишков, подобно Державину, был человек мало развитый»1 2.

На круглом столе в Институте стратегии развития образования РАО известный историк педагогической мысли В.Г. Безрогов задал обоснованный и справедливый вопрос: «Почему в послереволюционное время Водовозова переиздавали довольно часто, четырежды, а Галахова, к примеру, только однажды?» Конечно, причин тому несколько. Во-первых, он много писал для малышей и для младших школьников, а такие вещи всегда хорошо переиздаются, на радость издателям и авторам. Во-вторых, демократизм В.И. Водовозова был привлекательным для властей. В лице В. Аранского он нашел заинтересованного популяризатора, комментатора и публикатора. Наконец, В.И. Водовозов всегда откликался на подлинные нужды учителя и помогал ему разобраться в школьных реформах, которые, однажды начавшись, никогда так и не закончились. Его книга «Словесность в образцах и разборах» стала основой методического канона. В его методических работах разворачивается воображаемый диалог между учителем и «идеальным учеником», идеальным - потому что всегда готов ответ, причем ответ идеально верный. Тяга к канону, к точнейшим способам выражения сопровождала его всю жизнь:

«Значит, нам необходимо определить с точностью, о чём мы именно мы будем писать, ограничить заданную себе тему сообразно с нашими силами и с количеством собранных нами наблюдений и уже в этом ограниченном кругу признаков дополнить наши наблюдения. <...> Если тема с точностью определена, то в сочинении не может быть ничего лишнего и находим лишь то, что необходимо для разъяснения предмета»3. Воспользуемся и мы этим советом и предложим читателю приложение, прежде опубликованное лишь в ротапринтном сборнике. Отец русского постмодернизма Дмитрий Александрович Пригов пародирует в этом приложении канон изложения жизни и творчества русских писателей. Постмодернисты никогда не пародируют мелких и неизвестных авторов. Вот и Пригов словно держит на своем столе книги Водовозова, Стоюнина, Острогорского, Буслаева, Галахова, когда пишет своё ироничное пособие - постмодернистский канон.

1 Водовозов В.И. Новая русская литература. М., 1908. Изд. 7-е. - С.380.

2 Водовозов В.И. Там же.

3 Водовозов В.И. Из книги «Словесность в образцах и разборах»// Водовозов В. И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1986. - С.354.

28

I Б.А. Ланин

ПРИЛОЖЕНИЕ

Д.А. ПРИГОВ1

В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ РУССКУЮ И СОВЕТСКУЮ

ЛИТЕРАТУРУ

Предуведомление

Всякому, кто возымеет желание изучать русскую и советскую литературу и написать что-либо по этому поводу (от школьного сочинения до исследовательской работы), предлагается этот набор вступлений и заключений, типичный для любой темы в пределах названного предмета. Пишущий может буквально воспользоваться одним из приведенных текстов, либо чуть-чуть модифицировать какой-то из них сообразно конкретной теме. Центральная часть сочинения может быть просто расшифровкой отдельных положений вступления и заключения, естественно, с небольшим наполнением конкретным материалом (цитаты, имена действующих лиц, описание эпизодов).

Пишущим научную работу, конечно, придется несколько разработать и сами вступления и заключения в пределах заданной конструкции.

Желаем успеха в вашей учебной и научной деятельности.

А.С. ПУШКИН

Вступление:

1. Время жизни и творчества А.С. Пушкина приходится на яркий и сложный период русской истории. Это были годы, когда окончательно сложилась и укрепилась царская власть в России, годы тяжелой всенародной борьбы с французскими захватчиками, годы патриотического подъёма. В дворянском кругу под влиянием событий отечественной войны, показавшей силу и дух русского народа, и под влиянием французских освободительных идей возникли первые замыслы демократических преобразований в стране.

2. Со всей остротой встал вопрос демократизации жизни, освобождения народа, отмены крепостного права. Но царская власть, выражавшая интересы дворянской верхушки, крупных землевладельцев и нарождающейся буржуазии, и не помышляла об этом. После разгрома декабрьского восстания наступили годы реакции и жестокого полицейского режима.

1 Пригов Д.А. В помощь изучающим русскую и советскую литературу// Русская альтернативная поэтика. М.: МГУ, 1990. - С.80-87.

29

Роль Водовозова в разработке методических канонов ... I

3. А.С. Пушкин, выросший и воспитавшийся в кругу демократически настроенного передового дворянства, стоявший у истоков зарождения русской литературы и современного русского литературного языка, ярко запечатлел все эти идеи и настроения, изобразил все стороны тогдашней России в своих гениальных поэтических и прозаических произведениях.

Заключение:

1. Творчество А.С. Пушкина занимает выдающееся место в истории русской литературы. Он создал русский литературный язык, заложил основы реализма в русской прозе и поэзии, воспел идеи гуманизма и чистоты человеческого духа.

2. Влияние творчества Пушкина прослеживается во всей последующей русской литературе. У него литераторы учатся позиции высокой гражданственности, ясности и точности языка, внимательности и достоверности в изображении жизни и внутренних переживаний человека.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Вступление:

1. Время жизни и творчества М.Ю. Лермонтова приходится на мрачный и трагический период русской истории. Это были годы жестокой реакции и полицейского режима, наступившие после разгрома декабрьского восстания. Самодержавие пыталось уничтожить все ростки свободомыслия как в политической, так и в культурной жизни страны.

2. Со всей остротой встал вопрос о сохранения достоинства человека в этой удушающей атмосфере, возможности отстоять право русской литературы быть совестью нации и судьёй её душителей.

3. Творчество М.Ю. Лермонтова со всей яркостью и художественной силой отразило эти проблемы. Уже со времени первого, ставшего широко известным, стихотворения, где поэт, ещё юноша, заклеймил душителей русской культуры и свободомыслия, он предстаёт наследником славных традиций русской литературы и прогрессивных мыслителей предшествующего периода.

Заключение:

1. Творчество М.Ю. Лермонтова занимает выдающееся место в истории русской литературы. Он одним из первых воспел дух романтической свободы, глубину и силу внутренних переживаний человека. Его роман «Герой нашего времени» является замечательным произведением русской прозы,

30

I Б.А. Ланин

в котором во всей полноте отразился дух современной ему жизни России. Герой романа, Печорин - один из самых замечательных и трагических образов в русской литературе, один из первых образов «лишних людей», полных высоких и романтических порывов, но обреченных своим жестоким и душным временем растрачивать все свои незаурядные силы на мелкие интриги.

2. Влияние творчества Лермонтова прослеживается во всей последующей русской литературе. Бунтарский дух, позиция высокой гражданственности, яркий образный язык Лермонтова оказали большое влияние на все последующие поколения русских поэтов и прозаиков.

Н.А. НЕКРАСОВ

Вступление:

1. Время жизни и творчества Н.А. Некрасова приходится на мрачный и трагический период русской истории. Это были годы жестокой реакции и полицейского режима, наступившие после разгрома декабрьского восстания. Самодержавие пыталось уничтожить все ростки свободомыслия как в общественной, так и в культурной жизни страны.

2. Со всей остротой встал вопрос возможности сохранения достоинства человека в этой удушающей атмосфере, возможности отстоять право русской литературы быть совестью нации и судьёй её душителей. Встал вопрос об отношении литературы к жизни и страданиям крестьянской России, о ее роли в борьбе народа за право на лучшую, достойную жизнь.

3. Н.А. Некрасов, выросший в деревне и с детства знакомый с жизнью и нуждами крепостного крестьянина, остро сопереживает ему в своих поистине народных произведениях. В яркой, высокохудожественной форме отразил он тяготы и ужасы крепостного быта, мечты и чаяния русского крестьянина, его веру в светлое будущее.

Заключение:

1. Творчество Н.А. Некрасова занимает выдающееся место в истории русской литературы. Он одним из первых с глубоким знанием жизни воспел простой народ, его жизнь, страдания, неиссякаемую силу духа и веру в светлое будущее.

2. Влияние творчества Некрасова прослеживается во всей последующей русской литературе, которая унаследовала от поэта внимание и любовь к простому человеку, глубокое чувство сострадания ему и пафос борьбы за его освобождение.

А. М. ГОРЬКИЙ

31

Роль Водовозова в разработке методических канонов ... I

Вступление:

1. Время создания романа «Мать» приходится на яркий и сложный период русской истории. Россия вступила в пору империализма. Резкое обнищание народных масс и сосредоточение несметных богатств в руках сильных мира сего поставило Россию на грань катастрофы.

2. Со всей остротой встал вопрос демократических и революционных преобразований, но царское правительство, выражавшее волю крупных землевладельцев и промышленников, не могло и не хотело пойти на эти изменения. Оно лишь усиливало репрессии против народа. Народные массы отвечали на это восстаниями и забастовками. На первый план вышло новое действующее лицо - рабочий класс. Ленин, во всей полноте осознавший его роль, значение и возможности в ходе исторической борьбы за освобождение народа, призвал художников повернуться лицом к пролетариату.

3. А.М. Горький первый среди писателей, образно выражаясь, услышал этот призыв. Его роман «Мать» - первый роман в русской литературе, где главным героем стал рабочий, представитель пролетариата, осознавшего свою историческую миссию.

Заключение:

1. Роман Горького «Мать» занимает выдающееся место в истории русской и советской литературы. Его значение непреходяще. Это первый роман социалистического реализма, первый роман в русской литературе, со страниц которого во весь голос прозвучал голос нового героя - рабочего, пролетария, человека будущего.

2. Влияние романа «Мать» прослеживается во всей последующей советской литературе, для которой человек труда, строитель нового общества, стал основным героем. С духовным и нравственным обликом этого героя связаны основные проблемы и искания советской прозы и поэзии.

В. В. МАЯКОВСКИЙ

Вступление:

1. Время наибольшего расцвета таланта В.В. Маяковского приходится на яркий и сложный период советской истории. Это были первые годы советской власти, когда только что отгремели залпы гражданской войны, когда страна только-только вставала из разрухи, восстанавливала промышленность и сельское хозяйство.

2. Со всей остротой встал вопрос воспитания нового человека - строителя коммунизма. Только упорный труд, революционная сознательность,

32

I Б.А. Ланин

беспощадная борьба с врагами и пережитками прошлого могли вывести страну из тяжелого состояния и заложить основы нового общества. В связи с этим вставала проблема создания новой социалистической культуры, не оторванной от народа, но живущей в самой гуще событий, живо откликающейся на все проблемы жизни страны и государства.

3. В.В. Маяковский был одним из первых и талантливейших представителей этой новой зарождающейся культуры. Он жил с народом, боролся вместе с ним против общих врагов, радовался общим победам и достижениям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение:

1. Творчество Маяковского занимает выдающееся место в истории советской литературы, его значение непреходяще. Маяковский был одним из первых представителей новой социалистической культуры, принимавшей как свои личные все проблемы, трудности и достижения рабоче-крестьянского государства. Своими яркими и высокохудожественными произведениями он, как и весь советский народ, боролся за построение нового, справедливого общества, за воспитание нового человека.

2. Влияние творчества Маяковского прослеживается во всей последующей советской литературе. Его страстная гражданственность, непобедимая вера в победу нового над старым, отжившим, его огромная художническая сила и смелость оказали громадное воздействие на все поколения советских литераторов.

Н. А. ОСТРОВСКИЙ

Вступление:

1. Время жизни и творчества Н.А. Островского приходится на яркий и сложный период советской истории. Это были годы революционной борьбы, гражданской войны и первых лет строительства советской власти. Беднота, рабочие и крестьяне, сбросив иго царизма, строили первое в мире социалистическое государство.

2. Со всей остротой встал вопрос о восстановлении разрушенной страны. Это был вопрос жизни и смерти. Это время требовало высшего напряжения всех сил страны и каждого коммуниста в отдельности, требовало не меньшего, чем в годы гражданской войны, героизма и самоотверженности. В этой борьбе с разрухой, голодом, бандитизмом и саботажем рождался новый человек - человек высокой идейной сознательности, мужества и нравственной чистоты.

3. Островский, непосредственный участник всех этих событий, создал,

33

Роль Водовозова в разработке методических канонов ... I

пожалуй, самое романтическое произведение советской литературы о ярких и трагических событиях того времени, главный герой которого, Павел Корчагин, стал воплощением самых лучших и высоких черт человека нового времени, стал символом не только своего поколения, но и вечной молодости революционного духа, пафоса строительства светлого будущего.

Заключение:

1. Роман Островского «Как закалялась сталь» занимает выдающееся место в истории советской литературы. Его значение непреходяще. Этот роман одним из первых явил образ коммуниста-революционера, страстного борца против эксплуататорского общества, строителя новой социалистической жизни, образ нового, идейно-сознательного, духовно богатого и нравственно чистого человека.

2. Влияние этого романа прослеживается во всей последующей советской литературе. Но его влияние не ограничивается одной литературой. Молодые строители Комсомольска-на-Амуре, герои Отечественной войны, первопроходцы целины, строители БАМа, покорители космоса несли и несут в своем сердце образ Павки Корчагина - вечно живого соратника и друга молодых борцов за светлое будущее.

М.А. ШОЛОХОВ

Вступление:

1. Время создания романа «Поднятая целина» приходится на яркий и сложный период советской литературы. Это были первые годы советской власти, когда только что отгремели залпы гражданской войны, когда страна вставала из разрухи, восстанавливались промышленность и сельское хозяйство.

2. Во всей остроте вставал вопрос крестьянства, составлявшего основную массу населения тогдашней России. Только переход сельского хозяйства на социалистические рельсы, перевоспитание крестьянина в духе социализма, уничтожение пережитков реакционного прошлого в сознании сельского труженика могли вывести страну из тяжелого положения и заложить основы нового общества.

3. М.А. Шолохов, непосредственный участник всех этих событий, одним из первых среди писателей осознал и в яркой художественной форме в романе «Поднятая целина» отразил сложный процесс поворота крестьянства к социализму.

Заключение:

34

I Б.А. Ланин

1. Роман Шолохова «Поднятая целина» занимает выдающееся место в истории советской литературы. Его значение непреходяще. Это первый роман во всей жизненной и художественной полноте отразивший решительный перелом в сознании крестьянина, процесс воспитания нового человека на деревне, строителя социалистического государства.

2. Влияние этого романа прослеживается во всей последующей советской литературе. Советские писатели следуют его традиции четкого классового подхода ко всем происходящим событиям, традиции внимательного прослеживания сложного процесса воспитания нового человека, участника исторических событий революционного преобразования всей жизни человечества.

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.