Научная статья на тему 'Василий Иванович Водовозов – выдающийся  российский педагог-просветитель (к 190-летию со дня рождения)'

Василий Иванович Водовозов – выдающийся российский педагог-просветитель (к 190-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2324
961
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Василий Иванович Водовозов – выдающийся российский педагог-просветитель (к 190-летию со дня рождения)»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.И. ВОДОВОЗОВА

ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ВОДОВОЗОВ -ВЫДАЮЩИЙСЯ РОССИЙСКИЙ ПЕДАГОГ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ

(к 190-летию со дня рождения)

В статье охарактеризованы научно-педагогические и методические взгляды В.И. Водовозова. Представлена его общественно-педагогическая деятельность.

В истории образования так нередко случается, что одно яркое имя, завладевшее всеобщим вниманием, затмевает окружающих современников, зачастую очень незаурядных педагогов.

Все это в полной мере относится к Василию Ивановичу Водовозову (27 сентября (9 октября) 1825-17(29) мая 1886), выдающемуся педагогу и методисту - словеснику, переводчику, детскому писателю, а главное, общественному деятелю, внесшему большой вклад в развитие российского образования. Долгое время в отечественной истории педагогики его считали, скорее, не самостоятельной величиной, а соратником, последователем и страстным защитником идей К.Д. Ушинского, с именем которого олицетворялись все достижения отечественной педагогики 60-х гг. XIX века.

Такая оценка правомерна лишь отчасти. Системное исследование и актуализация педагогического наследия В.И. Водовозова не только раскрывает яркие, самобытные страницы истории становления и развития русской школы, педагогической и методической теории, но и обогащает современных педаго-

- }

М.В. Богуславский

Ключевые слова:

В.И.Водовозов, персоналистский подход, общественно -педагогическое движение, методика литературного образования.

9

Василий Иванович Водовозов - выдающийся российский педагог ... I

гов, руководителей образования, ученых-педагогов и методистов интересными и животворными идеями.

Василий Иванович Водовозов родился 27 сентября 1825 г. в Петербурге, в семье крупного коммерсанта. Однако отец вскоре разорился и умер, оставив на руках 42-летней вдовы четырех дочерей и трех сыновей, младшему из которых, Василию, было около трех лет. Семья осталась совершенно без средств к существованию, так как все имущество было описано и продано на уплату долгов.

Мальчик рос и воспитывался в обстановке нужды и бедности. Первоначальное обучение он получил на дому, а в возрасте 10 лет был определен пансионером Петербургской биржи в коммерческое училище. Здесь Василий обращается к книге. Читал он много, часто без разбора, но, главным образом, произведения художественной литературы - русской и зарубежной. И, несомненно, это чтение оказало большое влияние на развитие его склонностей и интересов. Уже в училище у Водовозова обнаруживаются несомненные литературные способности, которые пробивались через неблагоприятную семейную и образовательную среду. Его письменные работы высоко оценивались учителями, и иногда он «писал и товарищам подобные сочинения за гречневую кашу». В училище у Водовозова развивается страсть к сочинению стихов, которую он сохранил на протяжении всей последующей жизни [7].

После окончания в 1842 г. училища Василий Водовозов решил поступить в Санкт-Петербургский университет на филологический факультет. Он мечтал о приобретении серьезных знаний, которые помогли бы ему стать полезным народу. В связи с этим он писал одному из своих преподавателей: «Я желаю вступить не в университет, а в познание всего того, что там проходят по моему предмету. Польза общественная будет всегда моим девизом, и я надеюсь принести каплю пользы при стараниях, а у меня кроме стараний есть еще любовь к науке» [8, с.29]. Этому девизу В.И. Водовозов остался верен на протяжении всей своей жизни.

В 1843 г. он был принят в число студентов Петербургского университета, но как не владевший греческим языком был зачислен на юридический факультет. Только через год, после сдачи дополнительного экзамена по этому языку, был переведен на филологический факультет. Он тщательно готовился к реализации своего призвания и осуществлению возложенной на себя миссии. В учебной программе наибольшее внимание В.И.Водовозова привлекали русская словесность, греческая литература и всеобщая история. Он имел ярко выраженное дарование и выдающиеся лингвистические

10

I М.В. Богуславский

способности - свободное владение французским, немецким, итальянским, польским, греческим и латинским языками давало ему возможность знакомиться с обширной литературой. Всего же В.И. Водовозов владел десятью языками. Благодаря этому, еще будучи студентом, он написал исследования о Байроне и Софокле, перевел в прозе первую часть «Фауста» Гёте. Из произведений художественной литературы больше всего его увлекала поэзия. Внимательно изучая творения знаменитых поэтов, он продолжал писать стихи[1, с.6].

На формирование общественно-политических взглядов студента В.И. Водовозова влияли не только университетские лекции. Решающее воздействие на него оказывала сама жизнь, эпоха, общественное движение «сороковых - роковых» годов XIX века, особенно общественно - педагогические воззрения тогдашних кумиров молодёжи Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. Это было удивительное время, по выражению современника, «кто не жил в России в сороковые годы - тот вообще не жил». Заложенные в юности идеалы гражданственности, общественности, демократизма, народности, идеалы выполнения патриотической миссии служения делу расцвета Родины составят внутренний стержень и определят направленность личности Водовозова до конца жизни.

В 1847 г. В.И. Водовозов блестяще окончил университет. В том же году в реальной гимназии Варшавы в должности младшего учителя русского языка началась его педагогическая деятельность, в которой он обрел призвание. До появления в гимназии Водовозова у учащихся к русскому языку было самое прохладное отношение. К своей работе В.И. Водовозов относился с большой любовью и к преподаванию русского языка подходил творчески. Как учитель варшавской гимназии и преподаватель в частных домах он обнаружил выдающийся педагогический талант и был очень любим учениками. В это время В.И. Водовозов много переводил в стихах и прозе. Одновременно у него зародились планы работ по русской грамматике и преподаванию русской словесности.

Все это в дальнейшем помогло ему получить в 1851 г. место старшего учителя словесности в Первой Петербургской гимназии. Здесь В.И. Водовозов настойчиво ищет пути улучшения постановки преподавания русского языка и словесности. Разрабатывая свой курс, он прежде всего стремился к составлению такой программы обучения, которая способствовала бы развитию умственных сил и способностей учеников и давала бы гимназистам определенную систему знаний.

В этот период разворачивается энергичная литературно-педагогическая

11

Василий Иванович Водовозов - выдающийся российский педагог ... I

деятельность В.И. Водовозова, которая была неразрывно связана с передовым педагогическим движением, начавшимся в стране после выхода в свет в 1856 г. статьи Н.И. Пирогова «Вопросы жизни». Трибуной для пропаганды своих взглядов В.И. Водовозов избирает страницы передовых педагогических и литературно-художественных журналов. Педагогический мир впервые узнал и оценил Водовозова по его публикациям. Первой статьей были «Заметки о современном преподавании в Германии» (1856), опубликованные в возглавляемом К.Д.Ушинским «Журнале министерства народного просвещения», в котором Водовозов стал, благодаря главному редактору, одним из деятельнейших сотрудников. В журнале последовали его статьи «О преподавании русского языка и словесности в высших классах гимназии» (1856), «Существует ли теория словесности, и при каких условиях, возможно ее существование» (1859), «Тезисы по русскому языку» (1861) и др.

Общественный темперамент В.И. Водовозова был неиссякаем. В это время он руководил организованной им при Первой петербургской гимназии женской воскресной школой (1861-1862), преподавал в женской учительской семинарии (1863). К преподаванию в воскресной школе были привлечены его лучшие ученики из старших классов гимназии и воспитанницы Смольного института. Помимо обучения чтению, письму и счету в воскресной школе сообщались сведения из истории, естествознания, географии и художественной литературы. В образовательной работе доминировало домашнее чтение.

Также В.И. Водовозов активно участвовал в деятельности Петербургского педагогического общества, где решительно выступал за кардинальный пересмотр целей и задач воспитания в духе подлинной народности, за увеличение объема знаний по русской литературе, введение новых методов преподавания и коренную перестройку народной школы.

Плодотворная педагогическая деятельность В.И. Водовозова и талантливые литературно-педагогические статьи сделали его имя широко известным. Всего он опубликовал в известных журналах «Библиотека для чтения», «Отечественные записки», «Современник», «Вестник Европы», «Русское слово» свыше 120 статей по педагогической теории и практике, по истории античной литературы, по теории русской словесности, очерки о школах в европейских странах, критические статьи, переводы и произведения для детей[8, с.29].

Уже к началу 60-х годов он был известен как один из лучших словесников столицы; его выступления в печати привлекли внимание К.Д. Ушинского, проводившего тогда преобразования учебного дела в Смольном институте.

12

I М.В. Богуславский

И не случайно, в числе первых вновь приглашенных в привилегированный институт педагогов оказался В.И. Водовозов. Это особенно показательно, так как при выборе своих помощников К.Д. Ушинский не считался с дипломами и с чинами - важно было, чтобы избираемый учитель имел дарование и «педагогическое чутье», был педагогом - новатором.

Характерно, что Константин Дмитриевич еще до приглашения Водовозова говорил воспитанницам: «У меня в виду имеется для вас превосходный преподаватель. И если в учителе вы ищете доброты — по-моему, одного ума достаточно, — так ваш будущий учитель в то же время и очень добрый человек... Он научит вас работать, заставит полюбить чтение, познакомит не только с названиями великих произведений, но с их содержанием и с идеями автора» [10, с.558].

Так с 1860 г., продолжая работу в 1-й Петербургской гимназии, Василий Иванович стал одновременно преподавать русскую словесность и в Смольном институте. Здесь среди смолянок он обретет свое личное счастье. В 1862 г. Водовозов женился на Елизавете Николаевне Цевловской, которая станет не только его верным спутником, но и незаурядным педагогом, талантливой писательницей. Но в то же время Василий Иванович возложил на себя ответственность за судьбу девушки в два раза младше его.

В официальной программе института не предусматривалось изучение произведений писателей-современников - Н.А. Некрасова, А.Н. Островского и других. Однако и на своих классных занятиях Водовозов находил пути, хотя бы для частичного ознакомления с их важнейшими произведениями, особенно с произведениями Некрасова. По свидетельству Е.Н. Водовозовой, «окончив читать стихотворение «Чернь», Василий Иванович заметил, что на ту же тему Некрасовым написано «Поэт и гражданин» (мы в первый раз услыхали имя этого поэта), и опять от начала до конца, так же прекрасно и тоже наизусть, он прочитал и это стихотворение, а затем приступил к объяснению. Последовательно объясняя стихотворение того и другого поэта, Василий Иванович дал краткое изложение идей, которые господствовали в литературе с двадцатых до половины сороковых годов, и тех, которые возникли в ней с конца сороковых и в пятидесятых годах, перед крестьянскою реформою. Таким образом, в конце лекции перед нами само собою выяснилось содержание и смысл того и другого стихотворения»[10].

Мастерское преподавание и более обстоятельный, чем в гимназии, анализ идейного содержания произведений Водовозов дополнял неофициальными беседами, проводимыми с воспитанницами во внеклассное вре-

13

Василий Иванович Водовозов - выдающийся российский педагог ... I

мя. Не ограниченный официальной программой во внеклассных беседах, Водовозов рассказывал подробнее о Н.А. Некрасове, А.Н. Островском, И.С. Тургеневе и Н.А. Добролюбове. Рассказывал он и о передовых русских журналах, о возникновении и развитии воскресных школ и их значении в распространении знаний и просвещения среди простого народа. Он делился со своими воспитанницами впечатлениями, полученными от посещения театра, никогда не забывая при этом познакомить их с идеями, которые вкладывались автором в пьесу, и с тем, насколько удачно были воспроизведены эти идеи в игре современных актеров.

Все это: и преподавание, и внеклассные беседы - как отмечала потом воспитанница института Н. Титова - «пробуждало в уме воспитанниц живой интерес к предмету, заставляло охотно выполнять каждое поручение и каждый совет любимого учителя. Если до Водовозова институтки почти не читали произведений классической литературы, то под его благотворным влиянием они стали читать много, главное, читать со смыслом. До Водовозова они почти вовсе не писали никаких сочинений, а при нем сочинения стали обычным явлением и во многих случаях писались весьма содержательно. Многое узнали воспитанницы от Водовозова и об усилении в стране общественного движения, о стремлении прогрессивной части русской интеллигенции оказать помощь народу в его образовании, иначе говоря, узнали о том, что до этого было для них закрытым миром» [1, с.7-8].

Как видно, В.И. Водовозов мастерски сопрягал литературные идеалы с внутренним миром смолянок, их актуальными интересами, пробуждал страстное желание послужить Отчизне, совершенствованию социально -общественных отношений.

Однако педагогическая деятельность В.И. Водовозова в Смольном продолжалась недолго. В 1862 г. был уволен из института К.Д. Ушинский, и в знак протеста В.И. Водовозов ушел оттуда. Вслед за ним Смольный покинули Д.Д. Семенов, М.И. Семевский и другие лучшие учителя [8, с.29].

Тогда Василием Ивановичем это было расценено как, конечно, неприятное, но временное обстоятельство. В отставке еще не виделась намечавшаяся в правительстве консервативная линия, которая через несколько лет уже бесповоротно изменит жизнь педагога. Впрочем, события не заставили себя долго ждать. В феврале 1865 г. была произведена ревизия работы Первой Петербургской гимназии. Правительственные ревизоры указали в отчете как на недопустимые явления, что многие гимназисты пристрастны к Н.А. Некрасову и знают наизусть его стихи. Подчеркивалось, что «вредно питать юношество иронией и сатирой или передавать ему политические и обще-

14

I М.В. Богуславский

ственные идеи, до которых ему нет дела, как и им до него». В.И. Водовозова обвинили в том, что он «развивал в учениках критические способности, останавливался на современной литературе и заставлял учеников знакомиться со всей грязью болезненной социальной обстановки» [9].

До весны 1866 г. В.И. Водовозов ещё продолжал педагогическую работу в 1-й Петербургской гимназии, совмещая эту работу с литературной и общественно-педагогической деятельностью. Педагог принимал деятельное участие в обсуждении проектов реформы начальной и средней школы. В связи с обсуждением проекта Устава низших и средних училищ В.И. Водовозов последовательно выступал с требованием всемерного развития сети школ, их доступности для широких слоев населения, улучшения содержания и всей постановки обучения. Он настаивал на том, чтобы в начальной школе, помимо чтения, письма и счёта, учащиеся получали обстоятельные сведения по естествознанию, географии и истории, а средняя школа давала учащимся разнообразные гуманитарные и естественнонаучные знания[1,с.9].

Удивительно, но, признанный знаток античности, В.И. Водовозов при обсуждении вопроса о постановке среднего образования в России выступил решительным противником классической системы. В статьях и рефератах В.И. Водовозов доказывал, что в отношении грамматической логики и лингвистических упражнений классические языки могут быть с успехом заменены тремя новыми иностранными и родным языком.

В данной связи он разработал учебный план восьмиклассной гимназии, где сокращалось изучение классических языков, и расширялась программа изучения родного языка и литературы, математики, естествознания, географии, истории, новых языков [6].

Принимая в 60-70-е годы активное участие в разработке насущных вопросов воспитания и обучения в русской школе, Водовозов одновременно пристально следил за постановкой образования и состоянием педагогической мысли на Западе. С этой целью он неоднократно совершал поездки за границу, где встречался с видными зарубежными педагогами, изучал иностранную педагогическую литературу и посещал лучшие школы. В.И.Водовозов критически перенимал то лучшее, что было в работе школ Западной Европы. В статье «Наука и нравственность» он патриотически восклицал: «Мы желаем одного: чтобы тысячелетняя Россия, наконец, сознала свои потребности и не тянулась перенимать все, что хорошо для немецкого народа» [7].

Однако в 1866 г. В.И.Водовозов без объяснения причин был отстранен от преподавания в Первой Петербургской гимназии как «политически небла-

15

Василий Иванович Водовозов - выдающийся российский педагог ... I

гонадёжный», а также уволен из Константиновского и Аудиторского училищ, где в это время он тоже состоял учителем словесности. Ему даже запретили преподавать и в частных учебных заведениях. Принц Ольденбургский, узнав, что начальница одной из частных гимназий предложила Водовозову место учителя литературы, указал ей: «Как могли Вы даже подумать о том, чтобы пригласить к себе такую политически скомпрометированную личность? Водовозов — Каракозов - обе фамилии недаром рифмуют друг друга» [8, с.31].

Дальше - больше. Воистину: пришла беда - отворяй ворота. Прошение В.И. Водовозова о назначении пенсии за выслугу лет, на которую он имел право согласно существовавшему тогда закону, не было удовлетворено. Не оправдалась надежда и на частные уроки. Родители боялись брать для своих детей «политически опасного» учителя. Тотальный запрет на педагога Водовозова распространился и на его жену. Ей также не давали преподавать. Разумеется, дело было не в самом Василии Ивановиче. В целом, после покушения Д.Н.Каракозова на императора Александра II и последовавшего снятия прогрессивного министра просвещения А.В. Головина курс образовательной политики резко изменился в худшую сторону.

Вторая половина 1860-х гг. для В.И. Водовозова была самым тяжелым периодом и в моральном, и в материальном отношении, тем более что второй сын был хронически больным ребенком, и постоянно требовались немалые деньги на докторов и дорогие лекарства. Все мало-мальски ценное, небольшие золотые и серебряные вещицы - все было продано[8, с.31].

Конечно, Василий Иванович не сидел сложа руки. Он упорно пробивался к реализации своей высокой миссии вопреки политическим, социальным и личностным обстоятельствам. После отстранения от преподавания Водовозов работал в Комитете грамотности, выступал с публичными лекциями и рефератами, продолжал принимать активное участие в деятельности Петербургского педагогического общества. На его заседаниях он прочитал перед широкой аудиторией учителей рефераты «О дешевых пособиях для наглядного обучения», «О русских азбуках», «О влиянии немецкой педагогики на русскую школу» [8, с.31].

На проходивших в различных регионах учительских курсах В.И.Водовозов - высокообразованный, опытный педагог, замечательный лектор пользовался неизменным успехом среди их участников. Учителей поражала его глубокая убежденность, страстное желание донести до общества выстраданные им идеи. По свидетельству известного деятеля образования Н.Ф.Бунакова, В.И.Водовозов «сумел возбуждать в учительстве

16

I М.В. Богуславский

жажду знаний, стремление к самоусовершенствованию, теплое отношение к школе и к учащимся, оставив по себе самую лучшую память, как многосторонне образованный и гуманный педагог, подвижник» [5, с. 54]. Связь Водовозова с отдельными участниками съездов-курсов не прекращалась с окончанием работы. Многие учителя письменно обращались к нему за советами как по педагогическим вопросам, так и по личным. И он охотно отвечал на эти письма[1, с. 12]. Василий Иванович всегда находил понимание и признание у детей, учителей и деятелей общественного движения.

В конце 60-х годов Водовозов работал в редакции «Отечественных записок» и поддерживал близкие деловые отношения с Н.А. Некрасовым и М.Е. Салтыковым-Щедриным. Из его писем к Некрасову следует, что он участвовал в редактировании «Отечественных записок» в роли секретаря редакции и без участия Некрасова подготовил к печати августовский номер журнала за 1870 г.[1, с. 9].

Как видно, гонения и лишения не сломили дух педагога-подвижника. Отметим, что В.И. Водовозов отличался чрезвычайной работоспособностью. Он обычно трудился 12-14 часов в сутки, как правило, работая над двумя-тремя произведениями одновременно. Поэтому многие сочинения его выходили в свет одно за другим.

Хотя двери учебных заведений были перед ним закрыты, В.И. Водовозов не переставал думать и работать над совершенствованием гимназического курса по русскому языку и литературе и методике преподавания. Водовозов преследовал всегда одну цель - выработку для русской школы продуктивной педагогической системы на общечеловеческой основе. [6].

Много ценного и оригинального В.И.Водовозов внёс в методику преподавания русской литературы, по сути, обосновав новую парадигму литературного образования, в которой ценность художественного произведения определяется, главным образом, по его нравственному смыслу и общественному значению. Он выступал за превращение процесса обучения в действенное средство для решения воспитательных задач, прежде всего, нравственного воспитания, пробуждения сострадания к «униженным и оскорбленным». Литературе придавалась роль «наставницы жизни», направленной на воспитание гражданственности, отвечающей на насущные проблемы духовных исканий формирующейся личности.

Несущими основами новой парадигмы выступали такие принципы, как: насыщение процесса изучения художественных произведений идеями и смыслами современности; использование стимула жизненно-практического значения знаний; сознательное усвоение гимназистами содержания

17

Василий Иванович Водовозов - выдающийся российский педагог ... I

произведений; отход от самодостаточного чисто филологического усвоения знаний.

Собственно в методическом кластере акцент делался на самостоятельную работу учащихся. Он был убежден, что для того чтобы пробудить самодеятельность мысли ученика, развить ее самостоятельность, необходимо употребить все средства, доступные школе. К таким средствам Водовозов относил способы преподавания, заставляющие больше говорить учащегося, чем учителя, наглядность во всех видах, впечатления самих детей от природы, а также домашнее чтение, написание и последующий взаимный анализ и оценивание сочинений, подготовку рефератов на литературные темы.

В содержании литературного образования происходил стратегический сдвиг от истории древнерусской литературы к изучению современных произведений, вплоть до русских писателей 60-х годов XIX века. В основу школьного курса он положил идейно-художественный разбор образцов литературных произведений выдающихся русских писателей. Значительное место методист отводил сравнительному рассмотрению текстов художественных произведений (по сходству или по контрасту), благодаря чему активизировалась самостоятельная работа учащихся.

Подчеркнем, что, конечно, все педагогические и методические искания В.И. Водовозова диаметрально расходились со всей направленностью «толстовско-деляновской» официальной педагогики после 1866 г. И только мощная сила таланта и убежденность в правоте своих взглядов давала возможность Василию Ивановичу реализовать свою общественно-педагогическую миссию и методическую парадигму.

На протяжении второй половины 60-х - первой половины 80-х годов В.И Водовозов создал оригинальный и продуктивный методический комплекс. Еще до увольнения с работы он начал печатать в «Педагогическом сборнике» статьи под общим названием «Занятия русскою словесностью с воспитанниками среднего возраста». Впоследствии они составили книгу «Словесность в образцах и разборах с объяснением общих свойств сочинения и главных родов прозы и поэзии» (1868). Предложенная В.И. Водовозовым методика разбора художественных произведений была новой для того времени. Книга получила одобрение прогрессивно настроенных учителей и выдержала шесть изданий (последнее в 1905г.). Основные методические труды Водовозова - «Словесность в образцах и разборах» и «Предметы обучения в народной школе. Методика обучения грамоте, арифметике и другим предметам» (1873) - долгие годы являлись лучшими методическим пособиями для учителей и во многом не утратили своего значения и в наши дни.

18

I М.В. Богуславский

К этому же периоду относится выход в свет пособий В.И. Водовозова по истории литературы: «Древняя русская литература от начала грамотности до Ломоносова» (1872) и «Новая русская литература (От Жуковского до Гоголя включительно)» (1866; 7-е издание,1908), которые пользовались большой популярностью и выдержали несколько изданий. В них нашли свое наиболее полное выражение взгляды автора на историю литературы, определившиеся у него в основном уже в самом начале 60-х гг. (защита самобытного характера русской литературы, высокая оценка народного творчества, признание народности в качестве основного критерия художественности произведения, критика индоевропейской теории происхождения языка)[1, с.12].

Для учащихся средней школы В.И. Водовозов также написал учебное пособие «Очерки из русской истории XVIII века с приложением очерков из древнерусской жизни и из истории допетровского переходного времени» (1882) - одно из лучших популярных сочинений по истории России.

В 1871 г. вышла знаменитая «Книга для первоначального чтения в народных школах» (ч.1) В.И. Водовозова, которая за сравнительно небольшой период времени выдержала 20 изданий общим тиражом более 700 000 экземпляров. Пособие несло в себе большой познавательный материал, включавший строго обдуманный цикл элементарных данных из разных областей знания, а также грамматические упражнения. Ее содержание составляли рассказы из естественной истории, географии и этнографии России, сведения о важнейших промыслах, о лицах, событиях и обычаях древней русской жизни, а также повести, сказки, стихотворения, собрания пословиц, загадок, цель которых - правильное развитие воображения, чувства прекрасного и нравственного чувства. Автором большинства рассказов являлся В.И. Водовозов.

Одновременно в виде дополнения к пособию В.И. Водовозов издал в том же году «Книгу для учителей» - методическое руководство для работы с «Книгой для первоначального чтения». Обе книги были одобрены Учеными комитетами Министерства народного просвещения и Священного синода, отмечены Петербургским педагогическим обществом денежною премией имени К.Д. Ушинского, а в 1872г. Комитет грамотности Вольного экономического общества присудил за них В.И. Водовозову золотую медаль. Спустя три года Ученым комитетом Министерства государственных имуществ ему была присуждена золотая медаль в память графа Киселева[9].

В 1873 г. вышла «Русская азбука для детей» В.И. Водовозова, а в 1875 г. дополнение к ней - «Руководство к русской азбуке», содержащее образцы

19

Василий Иванович Водовозов - выдающийся российский педагог ... I

практических уроков, бесед, звукового разбора, письма и чтения в первый год обучения. Азбука была составлена на основе звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Особым отделом Ученого комитета Министерства народного просвещения «Русская азбука для детей» Водовозова была «причислена к числу лучших наших азбук как по мысли, так и по выполнению» и рекомендована для начальных училищ[1, с.13].

Его перу принадлежат также «Детские рассказы и стихотворения» (1871,1876), «Русские сказки в стихах» (1883) [2, с. 167].

Продолжалась напряженная работа и над «Книгой первоначального чтения». В 1878 г. была опубликована её вторая часть, предназначенная учащимся старшего возраста и взрослым. Здесь автор охватил уже более обширный круг знаний по естественной истории, физике, географии и этнографии; немало места было отведено отрывкам из сочинений лучших русских авторов. Однако эта книга вызвала критику у ученого комитета Министерства народного просвещения. Прежде всего потребовали заменить исторический материал из раздела «Как жили наши предки», повествующий о быте народа, официальным очерком о развитии в России государственности и самодержавия[9].

Осуществлялась и продуктивная переводческая деятельность В.И. Водовозова. Он переводил на русский язык произведения Анакреона, Софокла, Горация, Катулла, Лукиана, Дж.Байрона, И.В. Гёте, Г. Гейне, П.Ж. Беранже. Эти тексты позднее вошли в сборник «Переводы в стихах и оригинальные стихотворения», вышедший в 1888 г. в Санкт-Петербурге уже после его смерти. Кроме того, он выступал со статьями о зарубежной литературе[1, с. 12].

В результате такой напряженной деятельности положение В.И. Водовозова как материальное, так и статусное начало существенно меняться к лучшему. Он преподавал на Аларчинских женских курсах (1870). Его активно стали приглашать в качестве руководителя учительских курсов в различные регионы. Василий Иванович стал систематически выезжать за границу для изучения достижений передовой педагогической науки и практики. Кстати, характерная деталь, свидетельствующая о блестящих лингвистических способностях Водовозова. Оказавшись в Лондоне, он за две недели стал свободно говорить по-английски.

Очень активно участвовал В.И. Водовозов и в общественно-педагогической жизни, отстаивая земские школы от попыток замены их церковно-приходскими. Добродушно подтрунивая над той идеализацией крестьян, которая была свойственна писателям-народникам, он страстно выступал

20

I М.В. Богуславский

против «нигилистов» и особенно пропагандистов неославянофильских идей [8, с. 33].

Отзываться на практическую потребность образования, особенно народной школы, являлось характерной чертой творчества Водовозова. Он сформулировал высокие требования к профессиональному и личностному образу народного учителя. По его убеждению, для народной школы был нужен народный учитель-просветитель, обладающий разнообразными знаниями, включающими знакомство с сельским хозяйством, знание начал практической медицины (гигиены), примененной к условиям сельского быта, ветеринарные сведения и знания о производстве или промысле, доминирующем в данной местности (наряду с общим знанием технических промыслов и производств, распространенных в России). Водовозов последовательно проводил идею сочетания общероссийского с местным, краевым фактором как в содержании образования, так и в программе подготовки народного учителя[1, с. 14].

Таким образом, на протяжении 70-80-х годов продолжалась плодотворная деятельность В.И. Водовозова, который, несомненно, являлся выразителем и хранителем прогрессивной педагогической традиции, не только последовательно продолжавшей курс, намеченный К.Д. Ушинским, но и существенно его обогащавшей. Главный вклад Водовозова состоял в последовательном формировании теоретического и методического кластеров, без которых новая педагогика, провозглашенная Ушинским, не смогла бы состояться.

Воистину Водовозов «вез живую воду» жаждущим педагогам и учащимся, снимающую с курса литературы мертвящее схоластическое проклятие нелюбимого гимназистами предмета, устраняющую бессознательную зубрежку и долбление текстов произведений и грамматических правил.

Впрочем, было бы односторонне характеризовать Василия Ивановича только лишь как общественно-педагогического деятеля, методиста и переводчика. Он увлекался разведением цветов, очень любил работать руками, охотно чинил мебель, ремонтировал замки, в день рождения жены на даче всегда сам устраивал фейерверк [8,с.34].

Радушный дом Водовозовых привлекал лучших представителей интеллигенции. На «вторниках» у них бывали В.А. Слепцов, П.И. Якушкин, В.С. и Н.С. Курочкины, П.А. Гайдебуров и др.

Долгие годы истинный «шестидесятник» В.И. Водовозов оставался чист и юн душой, сохранял свою поэтическую, романтическую, идеалистическую натуру. Облысевший в двадцать лет, со столь идущей его лицу окла-

21

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Василий Иванович Водовозов - выдающийся российский педагог ... I

дистой бородой, он отличался удивительным здоровьем и крепкими нервами. Мог спать в невероятный шум, работал в самой неудобной обстановке, углубившись в себя и не обращая внимания на все происходящее вокруг. Обычно он писал свои произведения с 9 вечера до 5 утра, вследствие крайней близорукости (один глаз совсем не видел) низко наклоняясь к рукописи и затягиваясь из длинного чубука [8,с.34].

Отдаваясь с большим увлечением литературному труду, Водовозов не испытывал все же от него полного удовлетворения. Он страстно любил педагогическую работу с учащимися, его постоянно тянуло к ней, без нее он тосковал. И только в самые последние годы жизни ему удалось, хоть частично развеять эту тоску, хоть частично заполнить ту пустоту в душе, которую он ощущал после удаления из школы[2, с. 167].

За два года до смерти здоровье В.И. Водовозова начало убывать. Не сразу был распознан рак желудка, который тяжело и мучительно сводил его в могилу. Но даже в последние недели жизни он продолжал заниматься у себя дома с двумя детьми, проживающими по соседству. Занятия с ними доставляли Василию Ивановичу истинное удовольствие, «не было возможности отговорить его от них, он, рассказывал им, показывал картинки и глобус, придерживая его своими слабыми дрожащими руками»[2, с. 167]. Накануне смерти в нем открылся редкий дар - он запоминал прочитанные статьи и произносил их наизусть[8, с.34].

Умер Василий Иванович 17 мая 1886 г. без агонии, мгновенно. Похоронили его 19 мая на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга рядом с его старшим сыном (могила не сохранилась).

Его друг, сослуживец по Первой петербургской гимназии и Смольному институту, известный русский педагог Д.Д. Семенов в своей глубоко прочувствованной надгробной речи охарактеризовал Водовозова как человека, который «все свои высокие и разносторонние познания, свой яркий ум и горячее сердце патриота родной Отчизны отдавал без остатка бесконечно любимому педагогическому делу, как педагога-писателя, создавшего прекрасные сочинения, по которым учились благодарные ему миллионы детей и руководствовались в своей деятельности учителя, как благородного деятеля в области народного просвещения, светлая память о котором будет свято храниться в сердцах лучших людей страны»[1, с. 16].

В этот день появилась теплая заметка известного педагога В.П. Острогорского. В ней в частности отмечалось: «Сегодня хоронят одного из последних благороднейших и образованнейших идеалистов. Эти люди не гнались за сухой передачей формальных знаний, но развивали в

22

I М.В. Богуславский

молодежи любознательность и горячую любовь ко всему высокому и прекрасному, воспитывали в юноше человека. Такие цельные поэтические личности, до седых волос благородно трудящиеся с верой в лучшее будущее, в нашем обществе чрезвычайно редки, почему и утрата таких людей особенно тяжела» [3].

Чувство глубокой признательности и любви к умершему учителю выразил в своем стихотворении, написанном на смерть Водовозова, поэт В.Р. Щиглев. Поэт назвал Водовозова отцом, который ему «жизнь духа даровал», и обрисовал его путь как путь нелегкий, долгий, трудовой и безукоризненно прямой. Выражая свое собственное чувство и, несомненно, чувства большинства бывших учеников Водовозова, Щиглев в заключение подчеркнул: «Исчезнет прах, как исчезает дым, но имя чистое его храним» [1, с. 16].

Литература

1. ВодовозовВ.И. Избранные педагогические сочинения/Сост. В.С. Аранский; под ред. В. З. Смирнова. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. -632 с.

2. Семевский В. Василий Иванович Водовозов. Биографический очерк. - С-Пб.: тип. Ф.С. Сущинского, 1888. - 170 с.

3. Гречишникова А.Д., Водовозов В.И., Острогорский В.П.: Очерки по истории методики преподавания литературы. - М., 1941.

4. Аранский В.С. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды В.И. Водовозова. - М., 1953.

5. Бунаков Н.Ф. Как я стал и перестал быть учителем учителей. - Спб., 1905.

6. Аранский В.С. Водовозов В.И. // Педагогическая энциклопедия. Т. 1. -М.: Советская Энциклопедия, 1964.

7. Роткович Я.А. Вопросы преподавания литературы: Историкометодические очерки. - М.: Учпедгиз, 1959.

8. Богуславский М.В. В.И.Водовозов // Подвижники и реформаторы российского образования: Историко-биографические очерки. - М.: Просвещение, 2005. - С.28 - 34.

9. Богуславский М.В. В.И. Водовозов: выдающийся подвижник распространения грамотности // Russian-Amerikan Edukation Forum: an online journal www.rus-ameeduforum.com.2012. 01.12.2014. Том 11. № 1-2. На англ. и рус. яз.

10. Водовозова Е.Н. На заре жизни. Т. I. - М.-Л., 1934.

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.