ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.И. ВОДОВОЗОВА
КРУГЛЫЙ СТОЛ, ПОСВЯЩЁННЫЙ 190-летию В.И. ВОДОВОЗОВА: СТЕНОГРАММА
С.В. Иванова: Уважаемые коллеги, добрый день! С большим удовлетворением отмечаю внимание сотрудников лаборатории истории педагогики и образования к таким персоналиям, как Василий Иванович Водовозов. В.И. Водовозов - известный российский ученый, педагог, методист, общественный деятель. Его труды очень нужны современной науке и педагогической общественности. И подобные мероприятия, как сегодняшний круглый стол, помогают актуализировать такие значимые имена, возвращают нас к их богатому педагогическому наследию.
После открытия круглого стола были заслушаны доклады участников мероприятия: М.В. Богуславский выступил на тему «В.ИВодовозов - видный педагог и общественный деятель»; Б.А. Ланин охарактеризовал влияние В.И. Водовозова на разработку методических канонов литературного образования; Е.Е. Никитина представила вклад В.И. Водовозова в развитие методики обучения школьников чтению во второй половине Х1Х века. Материалы названных выступающих опубликованы в этом номере журнала «Отечественная и зарубежная педагогика».
После докладов состоялась активная творческая дискуссия научных сотрудников лаборатории истории педагогики и образования, Центра филологического образования и других участников круглого стола. Обсуждались следующие вопросы:
1. В.И. Водовозов - педагог, ученый, методист.
2. Развитие научных взглядов В.И Водовозова в системе образования XIX века.
3. Обучение чтению в XIX веке: методическая концепция В.И. Водовозова.
4. Воспитательное значение и педагогический смысл учебников В.И. Водовозова (аналитический обзор).
5. Опыт В.И. Водовозова в эпоху Нового времени.
6. Перспективы использования идей и методических подходов В.И. Водовозова в современном преподавании литературы.
Н.В. Беляева: Особенно хочу отметить вклад В.И. Водовозова в обучение учащихся написанию сочинений. Методист уделял большое внимание развитию мысли, самостоятельности учащихся, он раскрывал развивающийся потенциал живого русского слова. Сегодня это очень важно, так как произошло возвращение к школьному сочинению .
К.Ю. Милованов: Исследователю необходимо посмотреть на историческую эпоху, в которую происходило формирование научных взглядов
7
Круглый стол, посвященный 190-летию В.И. Водовозова: стенограмма I
В.И. Водовозова и которая оказала большое влияние на становление педагога как ученого.
В.Г. Безрогов: Чем можно объяснить особое признание среди плеяды отечественных методистов XIX века именно В.И. Водовозова?
Б.А. Ланин : Это объясняется во многом как объективными так и субъективными причинами. В.И. Водовозов действительно являлся основоположником отечественной методики литературного образования. Нельзя не отметить и роль его вдовы Е.Н. Водовозовой, которая в 20-30-е годы XX века очень активно пропагандировала педагогическое и методическое наследие своего супруга.
М.В. Богуславский : Не следует забывать и о том, что В.И. Водовозов органично вписывался в стандарты советской истории педагогики: он вырос в бедной семье, вдоволь пострадал от преследований «проклятого царизма». Он рассматривался как страстный сподвижник и продолжатель дела великого педагога К.Д. Ушинского. У Водовозова не было каких-то личностных и профессиональных высказываний, которые бы расходились с советской педагогикой.
В.Г. Безрогов : Хотелось бы отметить важные позиции, на которых можно сделать акцент:
1. Неординарность и красота стиля языка В.И. Водовозова.
2. Исследование понятийного аппарата терминов методической системы
B. И. Водовозова.
З.Обоснованность особой сочетаемости слов в учебниках Водовозова.
4. Личность В.И. Водовозова в контексте исторической эпохи.
C. В. Иванова: Спасибо, Виталий Григорьевич.
У меня вопрос: Чем различаются тексты книг для чтения Л.Н. Толстого и В.И. Водовозова?
Б.А. Ланин: Скорее всего, авторской аурой Л.Н.Толстого.
М.В. Богуславский: Следует учитывать, что в 60-70-е годы XIX века к Л.Н.Толстому как к писателю и тем более как к начинающему методисту и автору учебников еще не относились как к абсолютному классику . Критике подвергался его метод творческого чтения, а также система обучения грамоте. Н.В. Беляева: Думаю, что каждый из них был автором своей методики в обучении, потому и тексты разные. Но в то же время тексты обоих авторов носят воспитательный, поучительный характер.
М.В. Богуславский: Предлагаю продолжить практику совместной организации круглых столов и провести в 2016 году юбилейное мероприятие, посвященное 190-летию известного отечественного педагога-методиста
B. Я.Стоюнина.
C. В. Иванова: Коллеги, спасибо большое за активное, интересное обсуждение и организацию круглого стола. Благодарю за внимание.
8