Научная статья на тему 'РОЛЬ ВНУТРИФИРМЕННЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОВЕРОК'

РОЛЬ ВНУТРИФИРМЕННЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОВЕРОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВНУТРИФИРМЕННЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОВЕРОК»

Прочие активные операции, разнообразные по форме, приносят банкам за рубежом значительный доход. В нашей стране круг их пока ограничен. К числу прочих активных операций относятся: операции с иностранной валютой и драгоценными металлами, трастовые, агентские, товарные и др.

Использованные источники:

1.Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: учебник. - М.: Логос, 2014. - 402 с.

2.Буевич С.Ю., Королев О.Г. Анализ финансовых результатов банковской деятельности - М.: КНОРУС, 2012. - 160 с.

3.Букато В.И., Львов Ю.И. Банки, банковские операции в России - М.: Финансы и статистика, 2013 - 224 с.

4.Вешкин Ю.Г., Авагян Г.Л. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: учебное пособие. - М.: Магистр, 2013 - 347 с.

5.Петров А.Ю., Петрова В.И. Комплексный анализ финансовой деятельности банка. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 372 с.

Шатохина Л.А., к. э.н., доцент доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита

ФГБОУВО Воронежский ГАУ Россия, г. Воронеж Павлюченко Т.Н., доцент доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита

ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ Россия, г. Воронеж Бушуева Ю.А. магистр

РОЛЬ ВНУТРИФИРМЕННЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОВЕРОК

Процесс производства сельскохозяйственной продукции, а также затраты, непосредственно связанные с ним, оказывают влияние на качество и количество получаемой продукции. Цикл производства продукции является наиболее уязвимым местом для возникновения ошибок, так как именно на данной стадии наиболее вероятны потери сырья, кормов, горючего и других материальных ценностей, а также существует благоприятная основа для хищений и злоупотреблений.

Повышение эффективности производства невозможно без непрерывного контроля за производственными процессами и связанными с ними затратами. Данное обстоятельство подчеркивает необходимость внутреннего и внешнего аудита деятельности сельскохозяйственных организаций и особенно затрат на производство выпускаемой продукции [1].

Аудит такого сложного и многогранного раздела учета, каким является учет затрат и калькулирование себестоимости продукции, особенно в сельском хозяйстве с многоотраслевым характером земледелия и животноводства, где технологические процессы тесно переплетаются с биологическими, период производства не совпадает с периодом выхода продукции, а объекты учета затрат не совпадают с объектами калькулирования себестоимости в связи с выходом в результате единого технологического процесса разнообразных видов основной, сопряженной и побочной продукции, требует для его надлежащей организации разработки и использования специальных стандартов, методических и технических приемов аудита с учетом особенностей сельскохозяйственного производства.

Отношения, возникающие в процессе выполнения аудиторской проверки, регламентированы Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» и иными нормативными правовыми актами. В общем виде систему нормативного регулирования аудиторской деятельности можно представить следующими уровнями:

1 уровень > Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности»

¡5 н ей О и о 2 Е & Л К ч Ч а ь & и оч и и « 9? ® 2 уровень Международные стандарты аудита

3 уровень Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

К И И о к СР н о ев Н 2 5 о, ч о ^ ЙЙ Й 4 уровень ^^ Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ

5 уровень ^^ Иные документы, регулирующие аудиторскую деятельность

Рисунок 1. Уровни нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Начиная с 1 января 2009 года основным нормативным актом, закрепляющим правоотношения в процессе аудиторской деятельности, является Федеральный закон № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» [4]. Данный закон определяет понятие аудита, его цель и задачи, перечень сопутствующих аудиту услуг, права и обязанности участников аудиторской проверки, а также требования, предъявляемые к аудиторским организациям и качеству аудиторских услуг.

С 2017 года для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной за любые отчетные периоды, согласно Приказу Минфина России от 30.11.2016 № 220н «О внесении изменения в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 октября 2016 г. № 192н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации» [2,3], и Постановлению Правительства РФ от 11.06.2015 № 576 «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации» применяются международные стандарты аудита, введенные Приказом Минфина России от 09.11.2016 № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации». Международные стандарты аудита описывают порядок взаимодействия аудиторской организации и аудируемого лица, составления аудиторского задания и подготовки отчетности по результатам проверки.

3-й уровень включает Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Правительством РФ, которые содержат принципы и правила аудита, и федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные Минфином России.

На 4-м уровне находятся методические рекомендации, разъяснения по отдельным вопросам, одобренные Советом.

На 5-м уровне правового регулирования деятельности аудиторов -правила, требования, разъяснения и другие нормативные акты, устанавливаемые саморегулируемыми организациями аудиторов и частными компаниями, оказывающими услуги аудита.

Именно от правильно разработанных внутрифирменных стандартов зависит качество проведения аудиторской проверки. Право разрабатывать собственные стандарты имеют как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы. Внутренние стандарты предполагают индивидуальный подход к выполняемым процедурам проверки по существу, и не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Одним из основных требований, учитываемых при разработке внутрифирменного стандарта, на наш взгляд, является построение его фундамента на основных принципах и методических подходах, охватывающих всю систему проведения аудиторской проверки. Для повышения качества проводимых аудиторских проверок в части формирования производственных затрат, считаем целесообразным разработать внутрифирменный стандарт «Аудит затрат на производство», который может содержать следующие разделы:

1) Общие положения;

2) Основные понятия и определения;

3) Цель и задачи проверки;

4) Нормативно-правовая база, используемая при аудите и источники информации:

5) Тестирование системы внутреннего контроля;

6) Методика проведения проверки;

7) Типичные ошибки и нарушения бухгалтерского учета.

Данный стандарт будет способствовать повышению качества аудиторской проверки, будет способствовать внедрению в деятельности проверяемого экономического субъекта достижений научной мысли в области учета и отчетности. Остановимся более подробно на основных разделах предложенного стандарта.

В первом разделе «Общие положения» следует привести описание нормативно-правовой базы, на основе которой разработан стандарт, определить цели стандарта, его состав и содержание, взаимосвязь с другими стандартами аудита. Целью стандарта является установление методов и подходов для проведения аудита затрат на производство.

Во втором разделе стандарта «Основные понятия и определения», следует привести перечень основных терминов, используемых аудитором при проверке, а также дать их характеристику.

В третьем разделе будут раскрыты цель и задачи проверки. Основная цель аудита затрат на производство заключается в установлении соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, требованиям нормативных документов. Задачи аудита могут затрат могут быть сформулированы следующим образом:

- проверка правильности включения произведенных в периоде расходов в состав затрат на производство продукции;

- оценка полноты и достоверности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности;

- проверка правильности оформления и отражения в учете прямых и косвенных затрат первичными документами;

- проверка правильно ведения синтетического и аналитического учета затрат на производство продукции;

- оценка обоснованности применяемого на предприятии метода учета затрат, а также распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов;

- арифметический пересчет показателей себестоимости по данным учета затрат на производство.

В четвертом разделе следует рассмотреть законодательно-нормативную базу бухгалтерского учета и отчетности, и источники информации, используемые аудитором в процессе проведения проверки.

В пятом разделе следует привести методику оценки системы внутреннего контроля: описать наиболее вероятные контрольные действия, а также элементы контрольной среды, применяемые с целью предотвращения

нарушений в учете. Целесообразно также привести типовые вопросы для тестирования системы внутреннего контроля и алгоритм оценки полученных при тестировании результатов.

В шестом разделе необходимо описать методику проверки: детально изложить перечень выполняемых аудитором действий в соответствии с составленным планом проверки.

В седьмом разделе будет приведен перечень типичных нарушений, которые могут быть выявлены в процессе проверки операций по формированию затрат на производство. Для выявления и анализа ошибок аудитор руководствуется требованиями федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности ФСАД 5/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита» [2,3].

Предложенная нами схема внутрифирменного стандарта «Аудит затрат на производство» будет способствовать повышению качества проводимых аудиторских проверок, снижению вероятности пропуска существенной ошибки или выражения некомпетентного мнения в следствии отсутствия достаточного уровня представления о специфике выполняемой организацией деятельности. Данный стандарт базируется на требованиях федеральных стандартов и одновременно обобщает применяемую практику контроля операций по учету затрат на производство.

Использованные источники: 1. Дунаева В.И. Особенности проведения внутренних аудиторских проверок в современных условиях // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. -2015. - № 1. - С. 75-78.

2.О введение в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации: Приказ Минфина РФ от 24.10.2016 г. № 192н // СПС Консультант-Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 3.О введение в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации : Приказ Минфина РФ от 30.11. 2016 г. № 220н // Справочно-поисковая система Консультант-Плюс. - Режим доступа: http: //www.consultant .ru

4.Об аудиторской деятельности: федеральный закон РФ от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СПС Консультант-Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.