Научная статья на тему 'Роль внеаудиторных форм работы с обучающимися в политехническом вузе'

Роль внеаудиторных форм работы с обучающимися в политехническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внеаудиторная деятельность / формирование компетенций / новые формы внеаудиторной работы / активизация самостоятельной работы обучающихся / extracurricular activity / non-traditional forms of educational activity formation of competences / new forms of extracurricular activities / activation of independent activities of students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. В. Хохлова, О. В. Рымкевич, В. В. Головина

Статья посвящена вопросу введения на кафедрах внеаудиторной деятельности для повышения уровня усвоения знаний обучающихся, а также для формирования стойкого повышенного интереса к вопросам, рассматриваемых во время основных аудиторных занятий. Анализ положительного влияния внеаудиторной деятельности на уровень подготовки обучающихся проводится на основе многолетнего опыта использования дополнительных возможностей кафедры физики в формировании общепрофессиональных компетенций по направлению подготовки. В работе представлены предложения по организации и методике проведения внеаудиторных мероприятий, направленные на активизацию самостоятельной работы обучающихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES WITH STUDENTS AT A POLYTECHNIC UNIVERSITY

The article is dedicated to introduction of extracurricular activities in departments to improve the level of learning of students, as well as to form a strong increased interest in the issues considered during the main classroom sessions. The analysis of the positive impact of extracurricular activities on the level of training of students is carried out on the basis of many years of experience in the use of additional capabilities of the Department of physics in the formation of universal and professional competencies of the military specialist of the space industry. The paper presents proposals for the organization and methodology of extracurricular activities aimed at enhancing the independent work of students, as well as a comparative analysis of the impact of extracurricular activities on the extent of learning

Текст научной работы на тему «Роль внеаудиторных форм работы с обучающимися в политехническом вузе»

Библиографический список

1. Ленин В.И. О войне, армии и военной науке: в 2-х т. Москва: Воениздат, 1965; Т. 2.

2. Чичканов А.В. Социальные отношения в современном российском обществе (социологический анализ). Диссертация ... доктора социологических наук. Москва, 2008.

3. Разгонов В.Л. Ценностные ориентиры профессионального воспитания курсантов в учебно-воспитательном процессе военного вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2016.

4. Добреньков В.И. Государственная идеология и высшее образование. Стенограмма круглого стола «Философия политики: государственная идеология и высшее образование». Русский журнал. Available at: http://russ.ru/pole/Gosudarstvennaya-ideologiya-i-vysshee-obrazovanie

5. Ильинский И.М. Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений. Персональный сайт Available at: http://www.ilinskiy.ru/publications/sod/konts-vosp-5.php

6. Хомяков О.В. Процессы либерализации общественных отношений в России как фактор изменения социокультурных ценностей личности. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Архангельск, 2006.

7. Нурмеев Ю.Р Идейные основы и базовые принципы либерализма. Ученые записки Казанского государственного университета. 2008; Т. 150, Кн. 7: 209 - 218.

8. Макаренко О. Либеральная армия США. Live Journal. Available at: https://olegmakarenko.ru/778901.html

9. Дамаскин О.В. Правовые аспекты развития военной науки и профессионального образования в сфере обеспечения национальной обороны и безопасности. Военное право России. Available at: https://millaw.ru/ru/posts/naucnye-stati/334-pravovye-aspekty-razvitia-voennoj-nauki-i-professionalnogo-obrazovania-v-sfere-obespecenia-nacionalnoj-oborony-i-bezopasnosti

10. Ромах О.В., Ларкин Л.Г. Военная культура в культуре социума. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014; Ч. 1, № 11: 92 - 95.

11. Романова Е.Н. Военная культура и ее основные характеристики. Вестник Самарского государственного университета. 2008; № 1 (60): 213 - 218.

12. Шульгина Д.Н. Глобализация и культурная идентичность. Диссертация ... кандидата философских наук. Воронеж, 2010.

13. Раш К. Армия и культура. Русская государственность. Available at: http://gosudarstvo.voskres.ru/army/rash-arm.htm

14. Рекадзе А.Г. Современное оборонное сознание: логический аспект. Военная мысль. 1990; № 5: 2 - 5.

15. Лопуха А.Д., Разгонов В.Л. Оборонное сознание военнослужащих: монография. Новосибирск: «Архивариус-Н», 2013.

References

1. Lenin V.I. O vojne, armii i voennoj nauke: v 2-h t. Moskva: Voenizdat, 1965; T. 2.

2. Chichkanov A.V. Social'nye otnosheniya v sovremennom rossijskom obschestve (sociologicheskij analiz). Dissertaciya ... doktora sociologicheskih nauk. Moskva, 2008.

3. Razgonov V.L. Cennostnye orientiry professional'nogo vospitaniya kursantov v uchebno-vospitatel'nom processe voennogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2016.

4. Dobren'kov V.I. Gosudarstvennaya ideologiya i vysshee obrazovanie. Stenogramma kruglogo stola «Filosofiya politiki: gosudarstvennaya ideologiya i vysshee obrazovanie». Russkij zhurnal. Available at: http://russ.ru/pole/Gosudarstvennaya-ideologiya-i-vysshee-obrazovanie

5. Il'inskij I.M. Osnovy koncepcii vospitaniyazhiznesposobnyh pokolenij. Personal'nyj sajt. Available at: http://www.ilinskiy.ru/publications/sod/konts-vosp-5.php

6. Homyakov O.V. Processy liberalizaciiobschestvennyh otnoshenij vRossiikak faktorizmeneniya sociokul'turnyh cennostejlichnosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Arhangel'sk, 2006.

7. Nurmeev Yu.R. Idejnye osnovy i bazovye principy liberalizma. Uchenye zapiski Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008; T. 150, Kn. 7: 209 - 218.

8. Makarenko O. Liberal'naya armiya SShA. Live Journal. Available at: https://olegmakarenko.ru/778901.html

9. Damaskin O.V. Pravovye aspekty razvitiya voennoj nauki i professional'nogo obrazovaniya v sfere obespecheniya nacional'noj oborony i bezopasnosti. Voennoe pravo Rossii. Available at: https://millaw.ru/ru/posts/naucnye-stati/334-pravovye-aspekty-razvitia-voennoj-nauki-i-professionalnogo-obrazovania-v-sfere-obespecenia-nacionalnoj-oborony-i-bezopasnosti

10. Romah O.V., Larkin L.G. Voennaya kul'tura v kul'ture sociuma. Mezhdunarodnyjzhurnalprikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2014; Ch. 1, № 11: 92 - 95.

11. Romanova E.N. Voennaya kul'tura i ee osnovnye harakteristiki. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008; № 1 (60): 213 - 218.

12. Shul'gina D.N. Globalizaciya ikul'turnaya identichnost. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Voronezh, 2010.

13. Rash K. Armiya i kul'tura. Russkaya gosudarstvennost'. Available at: http://gosudarstvo.voskres.ru/army/rash-arm.htm

14. Rekadze A.G. Sovremennoe oboronnoe soznanie: logicheskij aspekt. Voennaya mysl'. 1990; № 5: 2 - 5.

15. Lopuha A.D., Razgonov V.L. Oboronnoe soznanie voennosluzhaschih: monografiya. Novosibirsk: «Arhivarius-N», 2013.

Статья поступила в редакцию 25.11.19

УДК 372.862 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10080

Khokhlova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Military Space Academy n.a. A.F. Mozhaisky (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: mvxox@mail.ru Rymkevich O.V., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Military Space Academy n.a. A.F. Mozhaisky (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: Olga.Rymkevich@gmail.com

Golovina V.V., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Military Space Academy n.a. A.F. Mozhaisky (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: victoria_gol@mail.ru

THE ROLE OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES WITH STUDENTS AT A POLYTECHNIC UNIVERSITY. The article is dedicated to introduction of extracurricular activities in departments to improve the level of learning of students, as well as to form a strong increased interest in the issues considered during the main classroom sessions. The analysis of the positive impact of extracurricular activities on the level of training of students is carried out on the basis of many years of experience in the use of additional capabilities of the Department of physics in the formation of universal and professional competencies of the military specialist of the space industry. The paper presents proposals for the organization and methodology of extracurricular activities aimed at enhancing the independent work of students, as well as a comparative analysis of the impact of extracurricular activities on the extent of learning.

Key words: extracurricular activity, non-traditional forms of educational activity formation of competences, new forms of extracurricular activities, activation of independent activities of students.

М.В. Хохлова, канд. пед. наук, доц., ФГБВОУ ВО «Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского» МО РФ (ВКА имени А.Ф. Можайского), г. Санкт-Петербург, Е-mail: mvxox@mail.ru№

О.В. Рымкевич, канд. техн. наук, доц, ФГБВОУ ВО «Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского» МО РФ (ВКА имени А.Ф. Можайского), г. Санкт-Петербург, E-mail: Olga.Rymkevich@gmail.com

В.В. Головина, канд. техн. наук, доц., ФГБВОУ ВО «Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского» МО РФ (ВКА имени А.Ф. Можайского), г. Санкт-Петербург, E-mail: victoria_gol@mail.ru

РОЛЬ ВНЕАУДИТОРНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Статья посвящена вопросу введения на кафедрах внеаудиторной деятельности для повышения уровня усвоения знаний обучающихся, а также для формирования стойкого повышенного интереса к вопросам, рассматриваемых во время основных аудиторных занятий. Анализ положительного влияния внеаудиторной деятельности на уровень подготовки обучающихся проводится на основе многолетнего опыта использования дополнительных возможностей кафедры физики в формировании общепрофессиональных компетенций по направлению подготовки. В работе представлены предложения по организации и методике проведения внеаудиторных мероприятий, направленные на активизацию самостоятельной работы обучающихся.

Ключевые слова: внеаудиторная деятельность, формирование компетенций, новые формы внеаудиторной работы, активизация самостоятельной работы обучающихся.

Подготовка высокопрофессионального специалиста, способного отвечать требованиям современного общества, стремящегося к профессиональному росту, адаптированного к жизни и работе, - задача многогранная и напрямую связанная с качеством образовательного процесса. Умение анализировать информацию, выделять главное, иметь стремление к саморазвитию, самообразованию, желание состояться в профессии - это те качества, которые должны быть у современного обучающегося. Формирование таких качеств является на сегодняшний день актуальной задачей современного высшего образования [1], [2] и требует выбора соответствующих форм и методов обучения.

Внеаудиторная деятельность как способ повышения эффективности учебного процесса

Важным аспектом в организации образовательной деятельности в русле компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на побуждение к самостоятельной работе, творческому мышлению непосредственно обучающихся и развитие тем самым у них требуемых компетенций в соответствии с основной профессиональной образовательной программой. Как показывает многолетний опыт, именно внедрение форм внеаудиторной деятельности приводит к повышению мотивации в освоении будущей профессии и, как следствие, к учебных показателей обучающихся. Формами такой деятельности являются организованные на кафедре физики академии факультативные занятия, исследовательская работа в курсантском конструкторском бюро «Фарадей», работа в клубе космических знаний, занятия по подготовке обучающихся к участию в олимпиадах по физике различного уровня и др. Все занятия проводятся в соответствии с планом методической деятельности академии. Как правило, к внеаудиторной работе на кафедре привлекаются обучающиеся младших курсов, которые еще не задействованы активно в научно-исследовательской работе на выпускающих кафедрах. По сути, на общеакадемических кафедрах, с дисциплинами которых обучающиеся сталкиваются на младших курсах, в рамках внеаудиторных форм занятий совершенствуется творческое мышление, повышается интерес к обучению, будущей профессии. Кроме того, в рамках таких занятий у обучающихся формируются первичные навыки научно-исследовательской деятельности, которые понадобятся им при обучении на старших курсах по дисциплинам профессионального цикла.

Приведем краткую характеристику перечисленных выше внеаудиторных форм занятий с обучающимися и более детально остановимся на одной из них. Факультативные занятия имеют целью расширить и углубить научные и прикладные знания обучающихся в области современной физики, формировать у них увлеченность к исследованиям, а также создать условия для наиболее полного удовлетворения их индивидуальных запросов в области физического образования.

При формировании замысла факультативных занятий учитывается содержание рабочей программы по физике, вопросы формируются с учетом направлений подготовки специалистов на выпускающих кафедрах. Следует отметить, что факультативные занятия не являются обязательными. Тем не менее, как показывает многолетний опыт, интерес к таким занятиям у обучающихся большой.

Другая форма - это работа в курсантском конструкторском бюро «Фарадей». Основная задача - привитие обучающимся первичных навыков изобретательской и рационализаторской деятельности, работы с техническими устройствами с целью их модернизации. Основное направление работы - модернизация, разработка, создание и внедрение в образовательную деятельность академии новых лабораторных установок. За последние 5 лет в соавторстве с обучающимися поданы 15 заявок на предполагаемые изобретения, получены более 10 патентов на изобретения по направлению кафедры.

За этот же период по результатам работы конструкторского бюро обучающиеся академии были удостоены высшей награды Всероссийской выставки НТТМ (премии Президента РФ), а также награждены медалями этой выставки. Кроме того, созданные совместно с обучающимися лабораторные комплексы, представленные на Международной выставке «Архимед» за последние четыре года, были удостоены золотой, двух серебряных и бронзовой медалями.

Следующая форма внеаудиторной работы с обучающимися - это клуб космических знаний. Именно на примере его работы рассмотрим роль внеаудиторных форм занятий с обучающимися в общей системе подготовки инженерных кадров. Не вызывает сомнения, что обучающиеся младших курсов быстрее втягиваются в учебный процесс, активнее и прочнее усваивают учебный материал, если их по-настоящему заинтересует сам предмет обучения. Вот почему необходимо с первых занятий предлагать обучающимся различные формы внеаудиторной деятельности, представляя им возможность выбора в соответствии с их интересами и увлечениями.

Основная задача клуба - повысить уровень знаний обучающихся по космической тематике с акцентом на ее физические аспекты и привить устойчивый интерес к освоению инженерных специальностей. Особенность участия в заседаниях клуба космических знаний - это доступность и, как следствие, массовое участие обучающихся. Форма участия - подготовка и выступление с докладами по космической тематике. В процессе подготовки к докладам студенты приобретают навыки самостоятельной работы с источниками информации и подготовки рефератов, грамотного изложения материала в форме доклада, опыт выступления перед аудиторией, умение отвечать на вопросы и др. К работе клуба, как правило, привлекаются обучающиеся младших курсов. Вместе с тем, как пока-

зывает практика, работу в нем продолжают старшекурсники. Следует отметить, что космическая направленность притягивает многих увлеченных космонавтикой вчерашних школьников. Такая ярко выраженная предметная заинтересованность обусловливает большой интерес обучающихся к работе клуба: они сами предлагают темы для обсуждения, часто опережают однокурсников в изучении программного материала. Физика космоса - одно из направлений, которое можно выбрать для осуществления внеаудиторной деятельности при подготовке специалистов в других политехнических вузах, что позволит повысить интерес и эффективность изучения таких предметов, как физика, математика, теоретическая механика и др.

Рассмотрим далее основные методические и организационные мероприятия, разработанные кафедрой физики для реализации поставленной задачи.

Программа клуба космических знаний составляется на два года. Она затрагивает широкий спектр вопросов, связанных со строением Вселенной, с физическими явлениями, которые протекают в космосе. Вначале разбираются темы общего характера устройства Вселенной. Это, например, современные представления о строении Вселенной, зарождение и развитие галактик, отдельных звезд. Рассматриваются вопросы, связанные с положением Солнечной системы в нашей Галактике и т.п. Далее уже рассматриваются детально вопросы, связанные с Солнечной системой. Это этапы образования Солнечной системы, строение и характеристики больших и малых планет, их спутников. На следующем этапе изучается планета Земля. Сначала ее общая характеристика (форма, строение, экология и т.п.). Отдельно рассматриваются вопросы, влияющие на полеты в космос. Это - параметры земной орбиты, атмосфера и ионосфера Земли, гравитационное, электрическое и магнитное поля, радиационные пояса. Во второй раздел включены вопросы, относящиеся к теории космических полетов, вопросы, связанные с их технической реализацией. Здесь же рассматриваются наиболее интересные и важные полеты в космос. Обучающиеся знакомятся с вкладом наших ученых-соотечественников, в том числе представителей нашей академии, в развитие мировой космонавтики. На заключительном этапе рассматриваются вопросы, связанные с историей формирования орбитальных группировок космических аппаратов разнообразного назначения, вопросы современного состояния орбитальных группировок, различные космические системы, наземные комплексы запуска и управления космическими аппаратами.

В целом знания, полученные в клубе, - это своего рода дополнение к введению в специальность, необходимое для становления будущего высококвалифицированного инженера [3]. Программа клуба допускает возможность её расширения. Это может быть и по инициативе обучающихся. В заседаниях клуба постоянно принимают участие студенты старших курсов, предлагая свои темы докладов, обусловленные их потребностями и ориентированные на опыт обучения на выпускающих кафедрах.

Работа в клубе космических знаний проводится в соответствии с планом мероприятий методической деятельности академии. Все вопросы, связанные с деятельностью клуба, освещаются на кафедральном стенде, тематика планируемых заседаний доводится до обучающихся не позднее, чем за месяц до планируемого срока заседания, чтобы все желающие имели время и возможность подготовиться к заседанию.

Основная форма работы клуба - ежемесячные дни космических знаний (как правило, это третий четверг каждого месяца, исключая сессии). В эти дни на заседаниях заслушиваются доклады курсантов по вопросам, выбранным ими в соответствии с утверждённой программой. Доклады обсуждаются: обучающиеся задают выступающему вопросы, высказывают свою точку зрения по рассматриваемой теме. Кроме того, на заседаниях заслушиваются сообщения ведущих преподавателей по проблемным вопросам темы.

Обучающиеся самостоятельно подбирают требуемый материал. Это формирует устойчивый навык поиска, отбора и систематизации информации, что в дальнейшем повышает эффективность изучения дисциплин профессионального цикла. В случае затруднений обучающиеся могут обратиться к преподавателю за консультацией. С целью повышения наглядности и содержательности доклада приветствуется коллективное (в группе из 2 - 3 человек) изложение материала в дискуссионной форме.

При подготовке и изложении докладов широко используются возможности современных мультимедийных технологий. На первых заседаниях, в начале учебного года, основная часть докладов готовится обучающимися второго курса, первокурсники являются слушателями. Для активных участников клуба, представивших наиболее интересные и содержательные доклады, в дальнейшем разрабатываются индивидуальные планы работы [4].

В рамках работы клуба возможна организация различных тематических конкурсов, которые проводятся в несколько этапов. Первый этап - конкурс рефератов. Лучшие работы в рамках второго тура озвучивают и защищают перед аудиторией участники конкурса. На заключительном этапе конкурса победитель или команда-победитель выявляются по результатам дискуссии между претендентами на победу. Победителя определяет конкурсное жюри.

Руководит работой клуба совет, в который входят представители от каждого курса, его председателем является преподаватель кафедры физики. Совет помогает наладить обратную связь между обучающимися и преподавателями кафедры, а также сделать заседания наиболее интересными и информативными для участников. С другой стороны, обучающиеся получают навыки организационной

работы, которая является необходимым элементом в их будущем становлении как специалистов в своей предметной области.

Опыт проведения заседаний клуба показал большой интерес обучающихся к такой нетрадиционной форме образовательной деятельности, что позволяет рекомендовать ее в качестве инструмента формирования у обучающихся общепрофессиональных компетенций, а также усиления прикладной направленности преподавания курса общей физики в политехническом вузе [5].

В заключение следует отметить, что анализ результатов степени влияния указанных форм внеаудиторной деятельности на последующий уровень усвоения курса общей физики показал следующее. Обучающиеся, активно работающие в рамках программы внеаудиторной деятельности, учатся с большим желанием, мотивацией. Показывают хорошие результаты в освоении не только курса общей физики, но и других дисциплин математического и естественнонаучного цикла.

Библиографический список

1. Калинин В.Н. Основные направления формирования и критерии оценивания общекультурных и профессиональных компетенций в цикле математических и естественнонаучных дисциплин. Информационный бюллетень. № 121. Санкт-Петербург: ВКА имени А.Ф. Можайского. 2014.

2. Алтухов А.И., Калинин В.Н., Чебурков М.А. Об опыте формирования и оценивания компетенций по дисциплинам профессионального цикла в системе военного образования. Труды Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. Санкт-Петербург: ВКА имени А.Ф. Можайского. 2016; Выпуск 650: 204 - 209.

3. Алтухов А.И., Головина В.В., Калинин В.Н. Формирование и критерии оценивания общекультурных и профессиональных компетенций в цикле математических и естественнонаучных дисциплин. Труды Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. Санкт-Петербург: ВКА имени А.Ф. Можайского. 2014; Выпуск 642: 210 - 215.

4. Калинин В.Н., Коцкович А.В., Хохлова М.В. Методика промежуточного контроля уровня сформированное™ компетенций курсанта с использованием компьютерного тестирования. Труды Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. Санкт-Петербург: ВКА имени А.Ф. Можайского. 2015; Выпуск 645: 198 - 204.

5. Коцкович А.В., Хохлова М.В. Основные пути усиления прикладной направленности преподавания курса физики в военном вузе. Современное образование: содержание, технологии, качество: материалы XXIV Международной научно-методической конференция, Санкт-Петербург. 2018; Т. 1: 114 - 117.

References

1. Kalinin V.N. Osnovnye napravleniya formirovaniya i kriterii ocenivaniya obschekul'turnyh i professional'nyh kompetencij v cikle matematicheskih i estestvennonauchnyh disciplin. Informacionnyj byulleten'. № 121. Sankt-Peterburg: VKA imeni A.F. Mozhajskogo. 2014.

2. Altuhov A.I., Kalinin V.N., Cheburkov M.A. Ob opyte formirovaniya i ocenivaniya kompetencij po disciplinam professional'nogo cikla v sisteme voennogo obrazovaniya. Trudy Voenno-kosmicheskoj akademii imeni A.F. Mozhajskogo. Sankt-Peterburg: VKA imeni A.F. Mozhajskogo. 2016; Vypusk 650: 204 - 209.

3. Altuhov A.I., Golovina V.V., Kalinin V.N. Formirovanie i kriterii ocenivaniya obschekul'turnyh i professional'nyh kompetencij v cikle matematicheskih i estestvennonauchnyh disciplin. Trudy Voenno-kosmicheskoj akademii imeni A.F. Mozhajskogo. Sankt-Peterburg: VKA imeni A.F. Mozhajskogo. 2014; Vypusk 642: 210 - 215.

4. Kalinin V.N., Kockovich A.V., Hohlova M.V. Metodika promezhutochnogo kontrolya urovnya sformirovannosti kompetencij kursanta s ispol'zovaniem komp'yuternogo testirovaniya. Trudy Voenno-kosmicheskoj akademii imeni A.F. Mozhajskogo. Sankt-Peterburg: VKA imeni A.F. Mozhajskogo. 2015; Vypusk 645: 198 - 204.

5. Kockovich A.V., Hohlova M.V. Osnovnye puti usileniya prikladnoj napravlennosti prepodavaniya kursa fiziki v voennom vuze. Sovremennoeobrazovanie: soderzhanie, tehnologii, kachestvo: materialy XHIV Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferenciya, Sankt-Peterburg. 2018; T. 1: 114 - 117.

Статья поступила в редакцию 25.11.19

УДК 378.811 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10081

Shchelikova N.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Head of Department, Dagestan State University (Makhachkala, Russia),

E-mail: nshelikova@mail.ru

TRANSFORMATION OF A LINGUISTIC PERSONALITY IN A MULTILINGUAL SOCIETY. The relevance of the problem is due to the specific features in the development of a linguistic personality in a poly-ethnic educational environment. The layering of the term leading to multiplicity of interpretations is considered from the specifics of influence of mental and linguistic complexes on the formation of generalized personality, which is characterized by collective cognitive spaces and their own psycho-physiological qualities. On the example of the researcher's own experience working with Dagestani students representing over thirty ethnicities, the author defines stages and factors both contributing and inhibiting the modification of students' conceptualization of reality, of restructuring their national-and-cultural linguistic consciousness on the path to the formation of a completely new linguistic personality subject to coherence of the acculturation of "aliens" and the interference of dominant cultures.

Key words: linguistic personality, multicultural society, worldviews, cultural specifics of linguistic consciousness.

Н.А. Щеликоеа, канд. филол. наук, доц., зав. каф. немецкого языка, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

E-mail: nshelikova@mail.ru

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИЛИНГВОКУЛЬТУРНОМ СОЦИУМЕ

Актуальность обсуждаемой в статье проблемы определяется особенностями развития языковой личности в условиях полиэтнического образовательного пространства. Многослойность данного термина, приводящая к множественности толкований, рассматривается с позиции выявления специфики влияния ментально-лингвистических комплексов на формирование обобщенной личности, которой присущи коллективные когнитивные пространства и собственные психофизиологические качества. На примере собственного опыта работы со студентами-дагестанцами, представителями более тридцати этносов, автор определяет этапы как способствующие, так и тормозящие факторы модификации концептуализации действительности обучающимися, перестройки их национально-культурного языкового сознания на пути формирования абсолютно новой языковой личности при условии согласованности аккультурации «чужих» и интерференции доминантной культур.

Ключевые слова: языковая личность, мультикультурный социум, картины мира, национально-культурная специфика языкового сознания.

Понятие «языковая личность», являясь многоуровневым, многообразным явлением в силу множественности подходов к дефиниции самого термина и определения его объёма, многоаспектности научных сфер, предметом изучения которых оно является, привлекает к себе внимание ученых именно сложностью и разнообразием объекта изучения.

Получивший особое распространение термин «языковая личность» нашел толкование в определении его предметно-изобразительной, выразительной, конативно-аттрактивной, фатической, эстетико-поэтической, металингвистической функций [1], в разработке трехуровневой модели, включающей в себя вербально-семантический, когнитивный и прагматический уровни [2], в рассмотрении ее сложной структуры по четырехаспектной схеме с выделением мыслительного, языкового, речевого и коммуникативного компонентов [3] или в характеристике личности как функциональной системы с выделением в ней языковой компетенции как способности владения языком, коммуникативной как спосо-

ба осуществлять речевое взаимодействие и тезауруса - как знание мира [4] и др.

В. А. Маслова, изучая языковую личность с позиции лингвокультурологии, подчеркивает обязательность включения в содержание языковой личности таких компонентов, как ценностный, мировоззренческий, определяющих систему жизненных смыслов, являющихся фундаментом формирования национального характера; культурологического, способствующего формированию навыков адекватного употребления и эффективного воздействия на партнёра по коммуникации; и личностного компонента, включающего в себя строго индивидуальные качества личности [5, с. 119].

Языковая личность не может сложиться вне человеческого сообщества. Она обязательно предполагает отождествление / неотождествление себя с другими, определенный анализ других и себя на фоне других, что, в свою очередь, обязательно предполагает сложное переплетение коллективного, преломленно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.