УДК 37.014.53 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10079
Suslov D.V., Cand. of Sciences (Military), Head of Department of Tactics, Novosibirsk Higher Military Command School(Novosibirsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Lopoukha T.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Humanitarian and Social and Economic Sciences, Novosibirsk Higher Military Command
School (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Sadykov I.M., Deputy Head of Novosibirsk Higher Military Command School (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
MILITARY EDUCATION: THE IDEOLOGY AND CULTURE. The article actualizes problems of the development of military education during the period of social reform of Russian society. It is noted that their solution in the modern period is not connected systematically with the restructuring of social relations and measures to overcome their crisis state. These measures are the external environment that affects the development of all aspects of military education. The lack of a nation-wide ideology and adequate officially recognized values are negatively affecting military education. This makes it impossible to fully educate officers. The possibilities of psychological manipulation of the social behavior of officers today are significantly undermined. Ideology, as a system of higher values, reflecting the interests of society forms a single vector of education of its citizens. In the absence of ideology, it is replaced by various (ethnic, religious, professional) ideologies. An important factor in the formation of professional personality traits of an officer is military culture, including, among other things, the national behavior matrix and the specifics of defense consciousness, which forms the professional identity of Russian officers.
Key words: ideology of military education, values of ideology, features of the officer's military culture, professional education.
Д.В. Суслов, канд. воен. наук, нач. каф. тактики, Новосибирское высшее военное командное училище, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
Т.Л. Лопуха, канд. пед. наук, зав. каф. гуманитарных и социально-экономических наук, Новосибирское высшее военное командное училище,
г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
И.М. Садыков, зам. нач. Новосибирского высшего военного командного училища, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЕГО ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА
В статье актуализируются проблемы развития военного образования в период социального реформирования российского общества. Отмечено, что их решение в современный период не связано системно с перестройкой общественных отношений и мерами по преодолению их кризисного состояния. Эти меры являются внешней средой, которая влияет на развитие всех сторон военного образования. На военное образование негативно воздействует отсутствие общегосударственной идеологии, адекватных ей официально признанных ценностей. Это делает невозможным полноценное воспитание офицеров. Возможности психологического манипулирования социальным поведением офицеров сегодня существенно подорваны. Идеология как система высших ценностей, отражая интересы общества, формирует единый вектор воспитания его граждан. В условиях отсутствия идеологии ее подменяют различными (этническими, религиозными, профессиональными) идеологемами. Важным фактором формирования профессиональных черт личности офицера является военная культура, включающая, в том числе, национальную матрицу поведения и особенности оборонного сознания, формирующая профессиональную идентичность российских офицеров.
Ключевые слова: идеология военного образования, ценности идеологии, особенности военной культуры офицера, профессиональное воспитание.
Армия, как утверждал В.И. Ленин, - зеркало общественных отношений, их результат и, одновременно, один из важнейших участников [1]. С одной стороны, как государственный институт Вооруженные Силы Российской Федерации выступают субъектом государственного управления (государственной организации) общественных отношений. С другой стороны, они принадлежат и к сфере общественного самоуправления (общественной самоорганизации) этими отношениями «... вбирающего в себя подсистемы общественных организаций, общественной собственности, общественного сознания и общественного мнения (в том числе общественной поддержки или общественного протеста) и сосуществующая с системой государственного управления» [2, с. 11]. Тем не менее, проблемы развития военного образования не часто исследуются в связи с кризисом и перестройкой общественных отношений современной России, в чем мы усматриваем методологическую ошибку. Действительно, целевые, содержательные и технологические проблемы и противоречия развития военного образования на современном этапе глобальной перестройки общественных отношений - зачастую лишь симптомы. Если революция 1917 г «породила» принципиально новую армию [1], с ее инновационными и преемственными подходами к формированию военного специалиста, офицера, то не меньшее влияние на развитие военного образования в итоге окажет нынешний этап формирования новых господствующих социальных отношений. Трудность оценки его влияния в том, что он далеко не окончен, и нынешнюю ситуацию вполне можно трактовать как продолжающийся кризис общественных отношений (Арутюнян К.С., Левашов В.К., Афанасьев В.А., Новоженина О.П., Шушпанова И.С., Рассказов Л.Д.).
Общественные отношения - это внешняя среда, влияние которой на процессы развития военного образования обусловлено сложной ролью вооруженных сил в общественной сфере. Во-первых, вооруженные силы являются субъектом, обеспечивающим от имени государства защиту и обеспечение жизнедеятельности граждан (комплексный предмет социальных отношений) [2]. Во-вторых, они - один из важнейших объектов экономической сферы и серьезный потребитель ресурсов, военное строительство - объект экономической деятельности (и, соответственно, предмет экономических отношений). В-третьих, военная сила - инструмент государственной политики, ее организация, устройство и порядок использования - объект государственной военной политики (и, соответственно, предмет политических отношений). Однако педагогическая проблематика развития военного образования, на наш взгляд, в большей степени выявляется в двух других ракурсах исследования общественных отношений (уровень - личность -социальная группа): идеологическом и культурном. Два типа отношений выбраны нами как связанные с аксиологическими и смысловыми основаниями военного образования (эта связь раскрывается, например, в работе В.Л. Разгонова [3]).
В конечном итоге они - причина личностно-аксиологической проблематики развития военного образования.
Вопросы идеологических отношений современного российского общества - одни из самых сложных уже в силу необходимости постановки проблемы государственной идеологии вопреки ст. 13 Конституции Российской Федерации. Однако прямого запрета на модерацию идеологии нет ни у кого, кроме государства. Вместе с тем проблема подготовки военного специалиста, как и любого другого государственного служащего, принципиально не может быть решена без идеологических вопросов. Идеология - это, прежде всего, четко обозначенное пространство и механизмы трансляции коллективных смыслов, продукт деятельности всего общества, в том числе и государства, а уже потом - инструмент государственного управления (Ветров С.А., Жилина В.А. Летягин Л.И., Хорина ПП). «Идеология, - как утверждает, В. Добреньков, - это и есть система высших ценностей, которые формулируют социальный идеал, цели развития, наиболее фундаментальные ценности, которые должно исповедовать все общество в целом, вся нация. И в этом смысле идеология сейчас, как никогда ... востребована» [4]. «Воспитание и образование предполагают наличие идеологии, которая определяет: чему учить и что воспитывать? Как учить и как воспитывать? У кого учиться и кто воспитывает? - пишет, в свою очередь, И.М. Ильинский в авторских Основах концепции воспитания жизнеспособных поколений. - Речь не о политической идеологии типа «марксистско-ленинской или «буржуазной». Россия не может вновь позволить себе одностороннего взгляда на мир лишь через призму законов классовой борьбы и т.п. Ориентация ... на российскую идеологию воспитания как систему социальных ценностей, официально имеющих национальный статус, которых придерживаются члены всего общества и которые интерпретируются через систему идей в ходе общественного развития, охраняются законом как исходное начало интеграции и сохранения целостности общества и государства, как главные ориентиры движения в будущее» [5].
Динамично меняющееся идеологическое пространство современной России характеризуется непримиримой борьбой четырех идеологических платформ: коммунистической (социалистической), православной (традиционалистской, консервативной), националистической и либеральной (Коровникова Н.А., Солодовник Л.В., Субетто А.И., Молотков А.Е.), каждая из которых довольно успешно эксплуатирует идею патриотизма и присваивает себе право формировать общие взгляды на процессы военного строительства. Однако наиболее близко к позиции господствующих приближаются либеральные отношения, как раз в наибольшей степени противоречащие смыслам и ценностям военной службы. Либеральные идеи во власти, к сожалению, «скрываются» под официально-центристской позицией, предполагающей консерватизм и неприятие серьезных
общественных реформ, приоритет и незыблемость власти правящих элит, незаметное продвижение прозападных общественных отношений (особенно свобод и прав собственности) на фоне риторики о незыблемом национальном величии и необходимых масштабных культурно-социальных инновациях. Идеи либерализма чаще всего транслируются безыдеологичным образованием и образуют общественное сознание, которое несут в себе люди, приходящие в военное образование. Оценка либеральных идей в культурно-цивилизационном плане - не наша задача, однако, в военном плане трудно вспомнить победоносную армию какого-либо либерального государства (нынешние США - не исключение). Кроме того, российский либерализм сильно отличается от своего западного прообраза. Мы согласны с О.В. Хомяковым в том, что «в российских условиях при заимствовании либеральной идеи возникает не только «сжатие» периодов, но иной порядок «сборки» системы либеральных ценностей» [6, с. 6]. Сегодня, например, либеральные идеи сильно трансформированы угрозой национальной безопасности извне, что благоприятно сказывается на вооруженных силах, при этом они «отступают» и «маскируются», но не «сдают» своих позиций.
Вооруженные Силы Российской Федерации, как считает, например,
B.Л. Разгонов [3], неофициально, но формируют свою идеологию, используемую для профессионального воспитания военнослужащих, прежде всего, будущих офицеров, однако в отсутствие внятной национальной идеи пока используют для этого идейно-ценностные основы, по большей части относящиеся к культурно-историческому наследию российской культуры и армии. Они связаны с идеями патриотизма и практически не оспариваются, т.е. в какой-то мере являются предметом общественного согласия. Возьмем за основу описанные им идеи и идеалы современной военной службы. Автором, в частности, выделены четыре группы ее ценностных основ: общественно-государственные (государственности и социальности военной службы, единства общества и Армии), ментальные (принадлежность к национальной культуре, духовность и нравственность, оборонное сознание), корпоративные (воинская честь, служба по призванию, коллективизм и товарищество) и личностные (патриотизм, дисциплинированность, подчинение и ответственность, профессионализм и образование через всю жизнь) [3]. Военное образование призвано сформировать устойчивое, превалирующее над другими ценностями ценностное отношение будущего офицера к перечисленным идеям и идеалам. Ключевые принципы либеральной доктрины, на наш (и не только наш) взгляд, им противоположны: «... личная свобода; индивидуализм и защита индивидуальных прав; свободный рынок и частная собственность; либеральный демократизм» [7, с. 210]. Приведем не научное, но популярное мнение: «Либеральная армия - это в некотором роде нонсенс. Оксюморон. Сочетание несочетаемого. Не может быть вода сухой, сахар солёным, а армия - либеральной. Банда мародёров может быть либеральной, армия - не может. Почему? Потому что для либерала, как известно, главное - это права и свободы. Причём не абстрактные права и свободы, а права и свободы самого либерала» [8]. А вот другая, теперь уже научная цитата: «... либерализм как идеология, основой которой является индивидуализм, средством - конкурентная борьба, а целью -материальный успех в обществе потребления, не приемлет политические, социальные и экономические ограничения, налагаемые на индивидуальную свободу граждан Конституцией Российской Федерации (ст. 55). Главной отличительной чертой офицеров всегда была и должна быть идея бескорыстного служения обществу и государству, ценности которых ими разделяются и защищаются, жертвенности при исполнении воинского долга. Иной подход превращает офицерский корпус в обычную бюрократическую организацию, а офицеров - в военных чиновников» [9].
Несмотря на наше полное согласие с авторами цитат, другие подтверждения самого факта проблемы (Ю.А. Киршин, А.А. Кокошин, В.В. Серебрянников,
C.А. Тюшкевич), мы не нашли диагностических исследований, посвященных конфликтам идеологических установок, усвоенных личностью в либеральном идеологическом пространстве с ценностно-смысловыми основами военного образования, и поэтому можем оценивать возникающие противоречия лишь предположительно. Вместе с тем они, как правило, подтверждены эмпирически.
Культурные отношения внутри современной России также многообразны, как и сама культура, поэтому весьма сложно выделить все без исключения проблемы и противоречия развития военного образования на фоне изменения культурных отношений. Скажем, главное - проблематика развития военного образования в значительной степени возникает в связи с конфликтом национальной и формирующейся глобальной культурами. Одна - исторически точно отвечает потребностям военного образования, другая - противоположна им и компонентам военной культуры российского общества, обслуживает интересы глобализации и ослабления национальных государств.
Само понятие «военная культура» используется учеными далеко не для того, чтобы показать автономные черты социально-профессиональной группы, корпорации, а для того, чтобы выделить одну из граней национальной культуры российского общества [10]. Военная культура, разумеется, автономна, но она же - часть национальной культуры, ее стержень, что особенно заметно в России, чья история и государственность формировались в череде непрерывных войн и конфликтов за свою независимость, интересы и союзников. Военная культура в числе прочего включает в себя национальную психологическую матрицу поведения, проявляющуюся в ситуациях угрозы Отечеству, и в этих условиях она обладает способностью экстраполяции на всю культуру общества [11]. Человек,
принадлежащий российской национальной культуре, воспринимающий и разделяющий ее в силу воспитания и идентичности - это, по определению, представитель военной культуры, патриот, обязанный и способный в нужный момент встать на защиту Отечества. Важнейшая составляющая военной и, в целом, российской национальной культуры - патриотизм, который формируется на основе идентичности, а именно идентичность - проблемный вопрос трансформирующегося культурного поля.
Глобальная культура - следствие процессов глобализации, оценка которых далеко не однозначна. С одной стороны, нет и не будет культурных процессов, не имеющих отрицательных сторон, с другой стороны, мы принадлежим к числу людей, уверенных, что глобальная культура есть культура так называемого «прогрессивного западного модернизма» с его универсальными общечеловеческими ценностями, насильственно вытесняющая национальные культуры. «Кризис культурной идентичности человека, - пишет Д.Н. Шульгина, - связан с потерей «укорененности» («утрата онтологической почвы»); плюрализацией форм жизни; дистанцированием индивидуальных выборов от коллективных жизненных образцов в рамках нарушения традиционных типов связи, типов «близости» между социальными общностями, нарушением типов социальной идентификации в обществе; возникновением «виртуальных миров» со «своими» ценностями, формами коммуникации, дискурсивными практиками» [12]. Глобальная культура сама по себе предоставляет человеку множество иных идентичностей, вытесняющих традиционную национальную, с ее военным стержнем, а кроме того, обеспечивает возможность для деструктивных, контркультурных воздействий, разрушающих уже сформированные идентичности человека. «Человеку мира» незачем и не от кого защищать конкретную территорию сакральных смыслов, которую называют Родиной и Отечеством. Но военнослужащий России обязан это делать.
Глобализация мира - реальность, с которой не спорят, для России ее ценой являются и жертвы двух мировых войн. Проблемы развития военного образования возникают не столько в связи с ней, сколько на почве слабого учета конфликта идентичностей и проблематики их стихийного формирования. Среди педагогических способов их разрешения - развитие воспитательных систем, характерных для отечественной военно-педагогической школы. «Подлинная культура тяготеет .... к воспитанию. Культура есть то, что не имеет специализации, не поддается подсчету, неразложимо и чего нельзя приобрести с дипломом или степенью, а тем более с должностью. Потому крестьянин может быть глубоко культурен, а академик - хамом, офицер может быть высококультурен, а культуролог невежествен, а то и просто, по К. Марксу, «профессиональным кретином»» [13]. В этом смысле весьма существенная группа проблем и противоречий связана с ревизией национальной военной школы и, как это было недавно, насильственной заменой базовых идей и подходов в подготовке военных специалистов на западные модели. Этим моделям, по оценкам реформаторов, однозначно приписывалось полное превосходство в качестве и эффективности, однако такие оценки не только не имеют под собой эмпирического фундамента, но и нарушают педагогические принципы преемственности и культуросообразности. Отечественная военная школа, например (и это главное отличие), предполагает баланс обучения и воспитания военного специалиста, а в ряде вопросов - приоритет воспитания над обучением, поскольку процесс включения человека в национальную культуру - это воспитательный процесс. В свое время это убедительно доказал в период перехода России к капитализму М.И. Драгомиров.
На стыке культурных и идеологических отношений возникает проблема оборонного сознания российского общества, также весьма важная в развитии военного образования. Следует констатировать, что в современном российском обществе нет реальных представлений об угрозах, «.о сущности и характере войны, способах ее ведения, возможных последствиях и путях предотвращения, о деятельности различных политических институтов» [14]. Вынуждены констатировать, что сложнейшая современная геополитическая ситуация не воспринимается в обществе как предвоенная или даже угрожающая, отсюда появление в Вооруженных Силах Российской Федерации военнослужащих, даже офицеров, не задающих себе вопрос: «Если завтра война?» [15].
Итак, идеологические и культурные отношения как часть формирующихся господствующих отношений современного российского общества мы находим не в полной мере благоприятными в решении перспективных задач военного образования на современном этапе его развития. Влияя на индивидуальное отношение личности к военной службе, Вооруженным Силам Российской Федерации и военно-профессиональной деятельности, господствующие общественные отношения современной России создают определенные (однозначно негативные) условия развития военного образования, которые проявляются в противоречиях:
- личной свободы и необходимых самоограничений субъектов военного образования, проблема приоритета приказа;
- смысложизненных ориентаций и ведущих ценностей военной службы, проблема военно-профессиональной направленности личности;
- личного индивидуализма и коллективного характера военной службы, проблема принятия норм, правил и традиций взаимоотношений Вооруженных Сил Российской Федерации;
- конфликта глобальной мировой и национальной культур на фоне контркультурных проникновений и деструкций, проблема идентичностей;
- лояльного отношения к потенциальному противнику и отсутствия идеологических образов войны и врага, проблема оборонного сознания.
Библиографический список
1. Ленин В.И. О войне, армии и военной науке: в 2-х т. Москва: Воениздат, 1965; Т. 2.
2. Чичканов А.В. Социальные отношения в современном российском обществе (социологический анализ). Диссертация ... доктора социологических наук. Москва, 2008.
3. Разгонов В.Л. Ценностные ориентиры профессионального воспитания курсантов в учебно-воспитательном процессе военного вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2016.
4. Добреньков В.И. Государственная идеология и высшее образование. Стенограмма круглого стола «Философия политики: государственная идеология и высшее образование». Русский журнал. Available at: http://russ.ru/pole/Gosudarstvennaya-ideologiya-i-vysshee-obrazovanie
5. Ильинский И.М. Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений. Персональный сайт. Available at: http://www.ilinskiy.ru/publications/sod/konts-vosp-5.php
6. Хомяков О.В. Процессы либерализации общественных отношений в России как фактор изменения социокультурных ценностей личности. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Архангельск, 2006.
7. Нурмеев Ю.Р Идейные основы и базовые принципы либерализма. Ученые записки Казанского государственного университета. 2008; Т. 150, Кн. 7: 209 - 218.
8. Макаренко О. Либеральная армия США. Live Journal. Available at: https://olegmakarenko.ru/778901.html
9. Дамаскин О.В. Правовые аспекты развития военной науки и профессионального образования в сфере обеспечения национальной обороны и безопасности. Военное право России. Available at: https://millaw.ru/ru/posts/naucnye-stati/334-pravovye-aspekty-razvitia-voennoj-nauki-i-professionalnogo-obrazovania-v-sfere-obespecenia-nacionalnoj-oborony-i-bezopasnosti
10. Ромах О.В., Ларкин Л.Г. Военная культура в культуре социума. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014; Ч. 1, № 11: 92 - 95.
11. Романова Е.Н. Военная культура и ее основные характеристики. Вестник Самарского государственного университета. 2008; № 1 (60): 213 - 218.
12. Шульгина Д.Н. Глобализация и культурная идентичность. Диссертация ... кандидата философских наук. Воронеж, 2010.
13. Раш К. Армия и культура. Русская государственность. Available at: http://gosudarstvo.voskres.ru/army/rash-arm.htm
14. Рекадзе А.Г. Современное оборонное сознание: логический аспект. Военная мысль. 1990; № 5: 2 - 5.
15. Лопуха А.Д., Разгонов В.Л. Оборонное сознание военнослужащих: монография. Новосибирск: «Архивариус-Н», 2013.
References
1. Lenin V.I. O vojne, armii i voennoj nauke: v 2-h t. Moskva: Voenizdat, 1965; T. 2.
2. Chichkanov A.V. Social'nye otnosheniya v sovremennom rossijskom obschestve (sociologicheskij analiz). Dissertaciya ... doktora sociologicheskih nauk. Moskva, 2008.
3. Razgonov V.L. Cennostnye orientiry professional'nogo vospitaniya kursantov v uchebno-vospitatel'nom processe voennogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2016.
4. Dobren'kov V.I. Gosudarstvennaya ideologiya i vysshee obrazovanie. Stenogramma kruglogo stola «Filosofiya politiki: gosudarstvennaya ideologiya i vysshee obrazovanie». Russkij zhurnal. Available at: http://russ.ru/pole/Gosudarstvennaya-ideologiya-i-vysshee-obrazovanie
5. Il'inskij I.M. Osnovy koncepcii vospitaniyazhiznesposobnyh pokolenij. Personal'nyj sajt. Available at: http://www.ilinskiy.ru/publications/sod/konts-vosp-5.php
6. Homyakov O.V. Processy liberalizaciiobschestvennyh otnoshenij vRossiikak faktorizmeneniya sociokul'turnyh cennostejlichnosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Arhangel'sk, 2006.
7. Nurmeev Yu.R. Idejnye osnovy i bazovye principy liberalizma. Uchenye zapiski Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008; T. 150, Kn. 7: 209 - 218.
8. Makarenko O. Liberal'naya armiya SShA. Live Journal. Available at: https://olegmakarenko.ru/778901.html
9. Damaskin O.V. Pravovye aspekty razvitiya voennoj nauki i professional'nogo obrazovaniya v sfere obespecheniya nacional'noj oborony i bezopasnosti. Voennoe pravo Rossii. Available at: https://millaw.ru/ru/posts/naucnye-stati/334-pravovye-aspekty-razvitia-voennoj-nauki-i-professionalnogo-obrazovania-v-sfere-obespecenia-nacionalnoj-oborony-i-bezopasnosti
10. Romah O.V., Larkin L.G. Voennaya kul'tura v kul'ture sociuma. Mezhdunarodnyjzhurnalprikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2014; Ch. 1, № 11: 92 - 95.
11. Romanova E.N. Voennaya kul'tura i ee osnovnye harakteristiki. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008; № 1 (60): 213 - 218.
12. Shul'gina D.N. Globalizaciya ikul'turnaya identichnost. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Voronezh, 2010.
13. Rash K. Armiya i kul'tura. Russkaya gosudarstvennost'. Available at: http://gosudarstvo.voskres.ru/army/rash-arm.htm
14. Rekadze A.G. Sovremennoe oboronnoe soznanie: logicheskij aspekt. Voennaya mysl'. 1990; № 5: 2 - 5.
15. Lopuha A.D., Razgonov V.L. Oboronnoe soznanie voennosluzhaschih: monografiya. Novosibirsk: «Arhivarius-N», 2013.
Статья поступила в редакцию 25.11.19
УДК 372.862 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10080
Khokhlova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Military Space Academy n.a. A.F. Mozhaisky (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: [email protected] Rymkevich O.V., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Military Space Academy n.a. A.F. Mozhaisky (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Golovina V.V., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Military Space Academy n.a. A.F. Mozhaisky (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
THE ROLE OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES WITH STUDENTS AT A POLYTECHNIC UNIVERSITY. The article is dedicated to introduction of extracurricular activities in departments to improve the level of learning of students, as well as to form a strong increased interest in the issues considered during the main classroom sessions. The analysis of the positive impact of extracurricular activities on the level of training of students is carried out on the basis of many years of experience in the use of additional capabilities of the Department of physics in the formation of universal and professional competencies of the military specialist of the space industry. The paper presents proposals for the organization and methodology of extracurricular activities aimed at enhancing the independent work of students, as well as a comparative analysis of the impact of extracurricular activities on the extent of learning.
Key words: extracurricular activity, non-traditional forms of educational activity formation of competences, new forms of extracurricular activities, activation of independent activities of students.
М.В. Хохлова, канд. пед. наук, доц., ФГБВОУ ВО «Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского» МО РФ (ВКА имени А.Ф. Можайского), г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]№
О.В. Рымкевич, канд. техн. наук, доц, ФГБВОУ ВО «Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского» МО РФ (ВКА имени А.Ф. Можайского), г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
В.В. Головина, канд. техн. наук, доц., ФГБВОУ ВО «Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского» МО РФ (ВКА имени А.Ф. Можайского), г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
РОЛЬ ВНЕАУДИТОРНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Статья посвящена вопросу введения на кафедрах внеаудиторной деятельности для повышения уровня усвоения знаний обучающихся, а также для формирования стойкого повышенного интереса к вопросам, рассматриваемых во время основных аудиторных занятий. Анализ положительного влияния внеаудиторной деятельности на уровень подготовки обучающихся проводится на основе многолетнего опыта использования дополнительных возможностей кафедры физики в формировании общепрофессиональных компетенций по направлению подготовки. В работе представлены предложения по организации и методике проведения внеаудиторных мероприятий, направленные на активизацию самостоятельной работы обучающихся.
Ключевые слова: внеаудиторная деятельность, формирование компетенций, новые формы внеаудиторной работы, активизация самостоятельной работы обучающихся.