Научная статья на тему 'РОЛЬ ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ: НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И КИТАЯ В ЕВРАЗИИ'

РОЛЬ ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ: НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И КИТАЯ В ЕВРАЗИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
245
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ / РОССИЯ / КИТАЙ / ЕАЭС / ШОС / "ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гуань Гуйхай, Дай Вэйцзин

Великие державы играют особую роль в региональной интеграции, выступая ее лидерами, поставщиками международных политических благ, создателями правил, инициаторами региональных механизмов и государствами - учредителями региональных объединений. В евразийских интеграционных процессах такие роли выполняют Россия и Китай. Они по-разному используют возможности Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), инициативы «Один пояс - один путь». Например, ЕАЭС способствует повышению товарооборота между участниками, ШОС обеспечивает безопасную и стабильную внешнюю среду, а инициатива «Один пояс - один путь» ориентирована прежде всего на развитие инфраструктуры.Россия остается локомотивом постсоветской интеграции, особенно в сфере обеспечения безопасности. Трансрегиональность России позволяет ей заимствовать и перерабатывать опыт и экономические ресурсы Европы и Азии, объединяя эти два континента. При этом Россия выступает инициатором интеграционных проектов и создателем правил. Китай стремится усилить свою роль как инициатора и создателя правил региональной интеграции. В ходе сотрудничества с партнерами и фрирайдерами он готов взять на себя роль поставщика международных общественных благ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF GREAT POWERS IN REGIONAL INTEGRATION PROCESSES: THE CASE OF RUSSIA AND CHINA IN EURASIA

Great powers can play a central role in the process of regional integration, as a driving force of the integration, a provider of international public goods, a rule-maker, an initiator of regional mechanisms and as the founder of specific regional organizations. Russia and China are playing such a central role in the integration process in Eurasia through a selective use of opportunities provided by the Eurasian Economic Union (EAEU), the Shanghai Cooperation Organization (SCO), and the Belt and Road Initiative. Where the EAEU contributes to an increase in trade volume between its members, the SCO ensures a safe and stable external environment, and the Belt and Road Initiative is primarily focused on infrastructure development. Russia remains the driving force of post-Soviet integration, especially in the security sphere. The trans-regional nature of Russia allows it to borrow and process the experience and economic resources of both Europe and Asia, bringing together these two continents. At the same time, Russia is the initiator of integration projects and the rule-maker. China seeks to strengthen its role as an initiator and rule-maker of regional integration. Cooperating with partners and free-riders, it is ready to take on the role of a provider of global public goods.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ: НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И КИТАЯ В ЕВРАЗИИ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2020. № 5

Гуань Гуйхай,

кандидат политических наук, заместитель директора Института международных и стратегических исследований Пекинского университета, доцент школы международных отношений Пекинского университета (дорога Ихэюань, д. 5, район Хайдянь, 100871, Пекин, Китай), e-mail: ghguan@pku.edu.cn

Дай Вэйцзин,

научный сотрудник института международных и стратегических исследований Пекинского университета (дорога Ихэюань, д. 5, район Хайдянь, 100871, Пекин, Китай), e-mail: daiweijing@gmail.com

РОЛЬ ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ: НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И КИТАЯ В ЕВРАЗИИ

Великие державы играют особую роль в региональной интеграции, выступая ее лидерами, поставщиками международных политических благ, создателями правил, инициаторами региональных механизмов и государствами —учредителями региональных объединений. В евразийских интеграционных процессах такие роли выполняют Россия и Китай. Они по-разному используют возможности Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), инициативы «Один пояс — один путь». Например, ЕАЭС способствует повышению товарооборота между участниками, ШОС обеспечивает безопасную и стабильную внешнюю среду, а инициатива «Один пояс — один путь» ориентирована прежде всего на развитие инфраструктуры.

Россия остается локомотивом постсоветской интеграции, особенно в сфере обеспечения безопасности. Трансрегиональность России позволяет ей заимствовать и перерабатывать опыт и экономические ресурсы Европы и Азии, объединяя эти два континента. При этом Россия выступает инициатором интеграционных проектов и создателем правил. Китай стремится усилить свою роль как инициатора и создателя правил региональной интеграции. В ходе сотрудничества с партнерами и фрирайдерами он готов взять на себя роль поставщика международных общественных благ.

Ключевые слова: евразийская интеграция, великие державы, Россия, Китай, ЕАЭС, ШОС, «Один пояс — один путь».

Guan Guihai,

Kandidat of Political Sciences, Executive Vice President, Institute of InternationaI and Strategic Studies, Peking University; Associate Professor, School of International Relations, Peking University (No. 5 Yiheyuan Road, Haidian District, 100871 Beijing, China), e-mail: ghguan@pku.edu.cn

Dai Weijing,

Research Assistant, Institute of InternationaI and Strategic Studies, Peking University (No. 5 Yiheyuan Road, Haidian District, 100871 Beijing, China), e-mail: daiweijing@gmaiI. com

THE ROLE OF GREAT POWERS IN REGIONAL INTEGRATION PROCESSES: THE CASE OF RUSSIA AND CHINA IN EURASIA

Great powers can play a central role in the process of regional integration, as a driving force of the integration, a provider of international public goods, a rule-maker, an initiator of regional mechanisms and as the founder of specific regional organizations. Russia and China are playing such a central role in the integration process in Eurasia through a selective use of opportunities provided by the Eurasian Economic Union (EAEU), the Shanghai Cooperation Organization (SCO), and the Belt and Road Initiative. Where the EAEU contributes to an increase in trade voIume between its members, the SCO ensures a safe and stabIe externaI environment, and the Belt and Road Initiative is primarily focused on infrastructure development. Russia remains the drivingforce of post-Soviet integration, especially in the security sphere. The trans-regional nature of Russia allows it to borrow and process the experience and economic resources of both Europe and Asia, bringing together these two continents. At the same time, Russia is the initiator of integration projects and the rule-maker. China seeks to strengthen its role as an initiator and ruIe-maker of regionaI integration. Cooperating with partners and free-riders, it is ready to take on the role of a provider of global public goods.

Key words: Eurasian integration, great powers, Russia, China, EAEU, SCO, BeIt and Road.

Роль великих держав в региональных интеграционных процессах заслуживает особого внимания, как полагают многие исследователи регионализма. Датский политолог Т. Педерсен, автор теории кооперативной гегемонии (cooperative hegemony), считает, что многие аспекты региональных действий лучше всего объясняются интересами и стратегиями региональных держав. В рамках теории кооперативной гегемонии региональная институционализация рассматривается как типичный продукт большой стратегии, выбранной

относительно слабыми или угасающими державами1. Германский ученый Д. Нольте рассматривает, каким образом возможно измерить влияние региональных держав в конкретных регионах2. Китайский ученый Ли Сянъян пишет, что соперничество между великими державами превращается в соперничество между региональными экономическими организациями. США и европейские державы уже создали свои региональные организации, в которых заняли доминирующее положение3. В исследовании Института сравнительных исследований в области региональной интеграции Университета ООН (ики-СЯК), посвященном внешним державам в региональной интеграции, доказывается, что основными мотивами участия великих держав в региональных процессах являются либо геополитические расчеты, либо экономические интересы, либо и то и другое4.

Роль великих держав в региональной интеграции:

теоретические подходы

На основании теории международных отношений и региональной интеграции мы оцениваем роль региональных держав и малых стран, используя следующие измерения: общие характеристики, международные политические блага, создание правил, региональные механизмы, правовой статус.

В международных отношениях широко отмечается «эффект ярмарочного вагончика» (bandwagoning): малые страны примыкают к державе и действуют в русле ее политики. Американский политолог Дж. Миршаймер рассматривает «эффект ярмарочного вагончика» как один из способов избежать прямого воздействия агрессора5, что применимо и к региональным интеграционным процессам. Как показывает история Европейского союза, НАФТА, ЕАЭС и «Один пояс — один путь», во всех интеграционных механизмах лидируют региональные державы. Малые страны могут создать свои субрегиональные группы без участия держав, однако такие группы или не

1 Pedersen T. Cooperative Hegemony: Power, Ideas and Institutions in Regional Integration // Review of International Studies. 2002. Vol. 28. No. 4. P. 677-696.

2 Nolte D. How to Compare Regional Powers: Analytical Concepts and Research Topic // Review of International Studies. 2010. Vol. 36. No. 4. P. 881-901.

3 ^ЙИ [Ли Сянъян]. [Новый регионализм и стратегия великих держав] // HHS^^W"^ [Международное экономическое обозрение]. 2003. № 4. P. 5-9.

4 Wu Lunting. External Great Powers as Drivers for Regional Integration and Cooperation: A Comparative Study on Central Asia and Southeast Asia. Bruges: UNU Institute on Comparative Regional Integration Studies, 2018. URL: https://cris.unu.edu/sites/cris. unu.edu/files/W-2018-3.pdf

5 Mearsheimer J.J. The Tragedy of Great Power Politics. New York; London: W.W. Norton & Company, 2001.

могут противостоять региональной организации во главе с региональной державой, или присоединяются к большой группе.

Международные политические блага можно изучать как систему, процесс и политику (policy). Международные политические блага включают в себя содействие росту, благосостоянию и торговле за рубежом, национальную безопасность, регулирование международных конфликтов, уважение к автономии других стран, поощрение внутренней свободы6. Региональные державы поставляют многие виды из вышеуказанных благ на уровне региона с помощью региональных организаций, в этом случае региональные державы и малые страны выступают поставщиками и фрирайдерами (freerider) соответственно. Китайский ученый Чжан Цзяньсинь подходит к этому вопросу, основываясь на методологии глобализма и регионализма. По его мнению, глобализм и регионализм служат способом сохранения безопасности и стабильности, наряду с гегемонией. На фоне падения гегемонии общественное благо, которое ранее предлагалось гегемоном, неизбежно сократится, и сокращенная часть будет восполнена глобальным и региональным институтами7.

При создании региональных организаций часто между державами возникает борьба за право создания правил8. Детлеф Нольте отмечает, что для сильных стран — создателей правил региональные институты являются более рентабельными и надежными институтами для доминирования; для слабых стран, принимающих правила, региональные институты предлагают возможность ограничивать свободу сильных стран посредством установленных правил и процедур, заявлять о своих интересах на более широкую аудиторию и тем самым заручаться поддержкой других стран9. Китайский ученый Мэнь Хунхуа рассматривает процесс создания правил на примере участия Китая в инициативе «Один пояс — один путь». По его мнению, в таких сферах, как инфраструктура и финансы, Китай должен ввести новшества в существующие правила10.

6 Almond G.A., Powell Jr. G.B. Evaluating Political Goods and Productivity // International Political Science Review. 1982. Vol. 3. No. 2. P. 173-181.

7 ^ШШ[Чхсан Цзяньсинь]. Щ^^Ш'ШШ&^Х--

[Гегемония, глобализм и регионализм — диверсификация предложения международных общественных благ на фоне глобализации] // Ш-^ШУп [Мировая экономика и политика]. 2005. № 8. P. 31-37.

8 ^ЙИ [Ли Сянъян]. [Новый регионализм и стратегия великих держав] // [Международное экономическое обозрение]. 2003. № 4. P. 5-9.

9 Nolte D. Op. cit.

10 П^ [МэньХунхуа]. [Стратегическое мышление о праве создания правил «Одного пояса — одного пути»] // Ш^&Ш^ Ш^а [Мировая экономика и политика]. 2018. № 7. P. 19-40.

Для привлечения малых стран региональные державы должны предлагать эффективные региональные механизмы, прежде всего в сфере экономики и безопасности11, что связано и с ролью поставщика общественных благ. Новые региональные механизмы создаются обычно по инициативе таких держав, которые обладают более значительными политическими и экономическими ресурсами и организационными способностями.

Наконец, различным может быть и правовой статус участников региональных объединений: государство-учредитель, государство-участник, государство-наблюдатель, потенциальный член-учредитель12 и др. Соответственно, разные участники имеют разные обязанности и права — от взноса в бюджет до права вето. Региональные державы как инициаторы региональных механизмов обычно получают высшие полномочия и более весомое право голоса.

Вышесказанное иллюстрируется в табл. 1, где суммируются роли региональных держав и малых стран в региональной интеграции.

Таблица 1

Роли региональных держав и малых стран в региональной интеграции

Критерий Роль региональных держав в региональной интеграции Роль маленьких стран в региональной интеграции

Общие характеристики Лидер (leader) Ярмарочный вагончик (bandwagoner)

Международные политические блага Поставщик (provider) Фрирайдер (freerider)

Создание правил Создатель правил (rule-maker) Страна, принимающая правила (rule-taker)

Региональные механизмы Инициатор (initiator) Участник (member)

Правовой статус Государство-учредитель (founding member) Государство-участник (member state), Государство-наблюдатель (observer state)

11 Ш№ [Гу Вэй]. —ш&тмш ШШ^ФЯЙЙМ. [Региональная стратегия и конкуренция за соседние малые страны в период подъема великих держав: опыт России и уроки для Китая] //

[Мировая экономика и политика]. 2015. № 1. P. 40-60.

12 Потенциальный член-учредитель (prospective founding member) — статус в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций. Страны с таким статусом имеют право участвовать в работе по созданию правил банка.

Лидер региональной интеграции

Россия выступает в роли лидера евразийской интеграции, она придерживается трех основных принципов в отношениях с другими партнерами в Евразийском регионе. Во-первых, Россия считает необходимым свое участие в постсоветских интеграционных процессах. Как гласит Концепция внешней политики Российской Федерации, приоритетным направлением является «дальнейшее укрепление действующих на пространстве СНГ интеграционных структур с российским участием»13. В том, что касается стран с ориентацией на Европу, то «уважая право партнеров по Содружеству на выстраивание отношений с другими международными субъектами, Россия выступает за всеобъемлющее выполнение государствами — участниками СНГ взятых на себя обязательств в рамках региональных интеграционных структур с российским участием»14. В качестве примеров этого принципа на практике можно привести отношения России с Центрально-Азиатским сотрудничеством и Организацией за демократию и экономическое развитие.

Во-вторых, Россия традиционно считает участниками евразийской интеграции только постсоветские государства. Российский вариант евразийской интеграции имеет в виду СНГ, Евразийское экономическое сообщество — ЕАЭС, Организацию Договора о коллективной безопасности, Союзное государство России и Беларуси. Формирующийся Евразийский союз приветствует присоединение к себе «прежде всего стран Содружества»15. Концепция «Большой Евразии» изменила картину Евразии в представлении России, и она вольно или невольно начинает признавать участие внерегиональных игроков в евразийской интеграции.

В-третьих, в связи с разницей в уровне экономического развития, неготовностью одних стран к интеграции и европейской ориентацией других, постсоветская интеграция носит разноскоростной характер. Признав это, Россия заинтересована в укреплении интеграционного ядра. Раньше в роли ядра экономической интеграции выступало Евразийское экономическое сообщество, а в качестве ключевого инструмента поддержания стабильности — Организация Договора о коллективной безопасности. По мере развития ЕАЭС новая организация послужит центром дальнейших интеграционных процес-

13 Концепция внешней политики Российской Федерации, 30 ноября 2016 г. // Президент России. 2016. 30 ноября. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41451

14 Концепция внешней политики Российской Федерации, 12 февраля 2013 года // ГАРАНТ.РУ. 2013. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70218094/

15 Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня // Известия. 2011. 3 октября. URL: https://iz.ru/news/502761?page=2

сов. В долгосрочной перспективе Россия все-таки рассчитывает на интеграцию с участием всех государств — участников СНГ.

Китай, ранее являвшийся сторонником евразийской интеграции, с момента создания ШОС придает ей большое значение и пытается претендовать на статус лидера в этой организации наряду с Россией. ШОС — это первая международная организация, названная по имени китайского города. Кроме того, ее штаб-квартира находится в Пекине. Выступая за углубление региональной экономической интеграции в рамках ШОС, Китай выдвинул конкретные предложения, которые включают создание Зоны свободной торговли, Фонда развития (Специальный счет) и Банка развития ШОС. ШОС, несомненно, является для Китая самой важной площадкой сотрудничества с евразийскими странами и значимым инструментом обеспечения мира, безопасности, стабильности и развития в глобальном и региональном масштабах.

После того как Китай выдвинул инициативу «Один пояс — один путь», он получил новую площадку и больше ресурсов и для продвижения интеграционных процессов в Евразии.

Поставщик международных политических благ

Региональные объединения или сами региональные державы предлагают многие международные политические блага. В данном случае региональные державы играют роль поставщика общественных благ в Евразии. Если ЕАЭС как региональная экономическая организация повышает товарооборот между участниками и приносит экономические выгоды, а ШОС обеспечивает безопасную и стабильную внешнюю среду для развития участников, то инициатива «Один пояс — один путь» ориентирована прежде всего на развитие инфраструктуры.

Китай четко объявил свою позицию в том, что касается отношений поставщика и фрирайдера. В 2014 г. председатель Си Цзиньпин во время своего визита в Монголию сказал: «Добро пожаловать в вагон поезда, следующего по пути развития. Вы можете ехать на нашем экспрессе или ехать рядом с ним на попутке — мы всех приветствуем!»16 Китай готов предоставить соседним странам возможность и пространство для общего развития.

Создатель правил

Россия и Китай внесли большой вклад в процесс формирования институциональной структуры и нормативной базы ЕАЭС

16 Добро пожаловать в вагон поезда, следующего по пути развития, — председатель КНР Си Цзиньпин // Russian.people.cn. 2014. 23 августа. URL: http://russian. people.com.cn/n/2014/0823/c31521-8773543.html

и ШОС, они играют роль создателей правил. В рамках ЕАЭС Россия выступает локомотивом интеграции, уделяя внимание формам оказания влияния, правовым основам и институционализации интеграционного процесса17. К примеру, в проект Декларации о формировании ЕАЭС Россия внесла больше предложений, чем Беларусь и Казахстан18. Кроме того, она обеспечивает большую часть финансирования, размещает на своей территории некоторые органы ЕАЭС и обеспечивает техническую работу организации. В рамках ШОС многие важные для развития организации документы были инициированы или подписаны на саммитах в России или Китае под их председательством. К примеру, Основные направления стратегии развития ШОС на среднесрочную перспективу были приняты на саммите в Пекине, Стратегия развития ШОС до 2025 г. была принята на саммите в Уфе. Правовые документы, проекты которых были предложены Россией и Китаем, занимают большую часть нормативно-правовой базы организации19.

Внутренняя политическая система двух стран находит свое отражение в структуре интеграционных институтов. Иерархия институтов ЕАЭС воспроизводит властную вертикаль всех трех основных стран-участниц. Президент во всех странах обладает наибольшими полномочиями, соответственно, в рамках ЕАЭС решения Высшего совета имеют наивысший приоритет. Правительства имеют меньше

полномочий, поэтому и решения Межправительственного совета

" 20 оказываются рангом ниже решений глав государств-участников20.

Это относится и к ШОС. ЕАЭС и ШОС имеют сходные иерархические структуры.

На интеграционные процессы оказывают влияние также и внешнеполитические и внешнеэкономические приоритеты двух стран. Различия в приоритетах создателей правил могут стать фактором, ограничивающим развитие интеграционных процессов. В рамках ШОС Россия как экспортер стремится к созданию энергетического клуба, а Китай отдает предпочтение Зоне свободной торговли, Фонду

17 Kaczmarski M. China and Russia: Two Approaches to Integration // The Diplomat. 2015. March 30. URL: https://thediplomat.com/2015/03/china-and-russia-two-approaches-to-integration

18 Декларация о формировании Евразийского экономического союза // Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.tsouz.ru/MGS/MGS-15/ Documents/P_88.pdf

19 гшш [Ван Тяньтянь].

[Создание правовой базы ШОС и ее демонстрационное значение] // Ш^ЖШЛ [Русские исследования]. 2016. № 5. P. 59-66.

20 Мещеряков К.Е., Трещенков Е.Ю. Евразийская интеграция и Россия. СПб.: Скифия-принт, 2014. С. 167-168.

развития и Банку развития. Следствием этих разногласий стало то, что ни один из предлагаемых механизмов не был реализован.

Инициатор региональных механизмов

Россия является инициатором основных процессов евразийской интеграции. Ей принадлежит идея Евразийского союза, она создала ЕАЭС и инициировала организацию Большого евразийского партнерства. В 2011 г. президент Путин опубликовал статью о новом интеграционном проекте для Евразии — Евразийском союзе. На основе Таможенного союза и Единого экономического пространства в 2015 г. был создан ЕАЭС. Что касается внешних связей, Россия работает над реализацией идеи Большого евразийского партнерства для наращивания интеграционного процесса.

Если создание ШОС было первой попыткой Китая выступить в качестве одного из инициаторов экономической интеграции в Евразии, то проект «Один пояс — один путь» стал самостоятельной китайской инициативой. В 2013 г. Китай выдвинул инициативу «Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь XXI века». Приоритетами сотрудничества в рамках этой инициативы будут политическая координация, взаимосвязь инфраструктур, бесперебойная торговля, свободное передвижение капиталов и укрепление единства между народами. Инициативу приветствуют страны Азии, Европы и Африки. Проект «Один пояс — один путь» станет для стран-участниц средством более эффективного использования и развития уже существующих двусторонних и многосторонних механизмов сотрудничества. В своем выступлении председатель Си Цзиньпин несколько раз упоминал страны Евразии (как страны Центральной Азии, так и страны Европы и Азии) как потенциальных участниц инициативы и призвал укреплять сотрудничество с ШОС и ЕАЭС21.

В качестве банка для инициативы «Один пояс — один путь» был организован Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), в создании которого приняли участие 57 государств-учредителей. Общий капитала банка составляет 100 млрд долл.

Государство-учредитель

Создавая свои механизмы региональной интеграции, великие державы могут получить статус государства-учредителя и

21 Выступление Председателя КНР Си Цзиньпина в Назарбаев Университете от 16 сентября 2013 года. URL: http://kz.china-embassy.org/rus/ztbd/XJPFWHSKST/ t1077192.htm.

привилегии в использовании новых механизмов. Китай служит примером перехода от роли государства, использующего созданные механизмы региональной интеграции, к роли учредителя новых механизмов.

В рамках АБИИ проводится различие между членами-учредителями и членами, не являющимися учредителями, а также между региональными и нерегиональными членами. Члены-учредители имеют 600 голосов. Кроме того, они обладают правом назначать в своем избирательном округе директора или заместителя директора, исполняющего обязанности постоянно или поочередно. Государство — региональный член имеет больше представителей (9) в совете директоров, чем нерегиональный член (3). Президентом АБИИ может быть только гражданин регионального члена. Установлены защитные положения о подписке на уставной капитал для региональных членов. Россия также не упустила возможность получить выгодный статус в АБИИ: она подала заявку на статус потенциального члена-учредителя и стала одним из 57 членов-учредителей.

Табл. 2 обобщает правовой статус России и Китая в механизмах евразийской интеграции.

Таблица 2

Правовой статус России и Китая в механизмах регионального сотрудничества в Евразийском регионе

Механизмы Тип Роль России Роль Китая

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций Банк Учредитель Инициатор, учредитель

Азиатско-Тихоокеанская зона свободной торговли Зона свободной торговли Сторонник Сторонник

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество Региональная организация Участник Участник

Форум «Азия — Европа» Форум Участник Участник

Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство Зона свободной торговли Нет Участник

Евразийский экономический союз Экономический союз Инициатор Нет

Шанхайская организация сотрудничества Региональная организация Учредитель Учредитель

Центрально-Азиатское сотрудничество Региональная организация Наблюдатель, участник Нет

Заключение

Россия остается локомотивом постсоветской интеграции, прежде всего в сфере обеспечения безопасности. Трансрегиональ-ность России позволяет ей заимствовать и перерабатывать опыт и экономические ресурсы Европы и Азии, объединяя эти два континента. При этом Россия выступает инициатором новых идей и играет роль создателя правил.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Китай стремится занять позицию инициатора и создателя правил региональной интеграции, предлагая использовать более свободные формы для объединения большего количества государств на евразийском континенте. Приветствуя партнеров и фрирайдеров в процессе совместного развития, он готов играть роль поставщика международных общественных благ и оставаться ответственной великой державой как на мировой арене, так и в евразийских интеграционных процессах.

ЛИТЕРАТУРА

Мещеряков К.Е., Трещенков Е.Ю. Евразийская интеграция и Россия. СПб.: Скифия-принт, 2014.

Almond G.A., Powell Jr. G.B. Evaluating Political Goods and Productivity // International Political Science Review. 1982. Vol. 3. No. 2. P. 173-181.

Kaczmarski M. China and Russia: Two Approaches to Integration // The Diplomat. 2015. March 30. URL: https://thediplomat.com/2015/03/china-and-russia-two-approaches-to-integration

Mearsheimer J.J. The Tragedy of Great Power Politics. New York; London: W.W. Norton & Company, 2001.

Nolte D. How to Compare Regional Powers: Analytical Concepts and Research Topic // Review of International Studies. 2010. Vol. 36. No. 4. P. 881-901.

Pedersen T. Cooperative Hegemony: Power, Ideas and Institutions in Regional Integration // Review of International Studies. 2002. Vol. 28. No. 4. P. 677-696.

Wu Lunting. External Great Powers as Drivers for Regional Integration and Cooperation: A Comparative Study on Central Asia and Southeast Asia. Bruges: UNU Institute on Comparative Regional Integration Studies, 2018. URL: https://cris.unu.edu/sites/cris. unu.edu/files/W-2018-3.pdf

ШШШ [Чжан Цзяньсинь]. --

[Гегемония, глобализм и регионализм — диверсификация предложения международных общественных благ на фоне глобализации] // ШШ^Ш.^п [Мировая экономика и политика]. 2005. № 8. P. 31-37.

^ЙИ [Ли Сянъян]. [Новый регионализм и стратегия

великих держав] // H^^^ff^ [Международное экономическое обозрение]. 2003. № 4. P. 5-9.

1ШШ [Ван Тяньтянь]. [Создание

правовой базы ШОС и ее демонстрационное значение] // Ш^ЖШЛ [Русские исследования]. 2016. № 5. P. 59-66.

[Мэнь Хунхуа]. ЯШ'ШМШ^Й^ [Стратегическое

мышление о праве создания правил «Одного пояса — одного пути»] // [Мировая экономика и политика]. 2018. № 7. P. 19-40.

ШШ [Гу Вэй]. —штшшуп

.ЙЖФНЙйЙЙ [Региональная стратегия и конкуренция за соседние малые страны в период подъема великих держав: опыт России и уроки для Китая] // Ш^а [Мировая экономика и политика]. 2015. № 1. P. 40-60.

REFERENCES

Meshcheriakov, K. E., and Treshchenkov, E. Iu. Evraziiskaia integratsiia i Rossiia. St. Petersburg: Skifiia-print, 2014.

Almond, G. A., and Powell Jr., G. B. "Evaluating Political Goods and Productivity," International Political Science Review, Vol. 3, No. 2, 1982, pp. 173-181.

Kaczmarski, M. "China and Russia: Two Approaches to Integration," The Diplomat, March 30, 2015, URL: https://thediplomat.com/2015/03/china-and-russia-two-approaches-to-integration

Mearsheimer, J. J. The Tragedy of Great Power Politics. New York; London: W.W. Norton & Company, 2001.

Nolte, D. "How to Compare Regional Powers: Analytical Concepts and Research Topic," Review of International Studies, Vol. 36, No. 4, 2010, pp. 881-901.

Pedersen, T. "Cooperative Hegemony: Power, Ideas and Institutions in Regional Integration," Review of International Studies, Vol. 28, No. 4, 2002, pp. 677-696.

Wu Lunting. External Great Powers as Drivers for Regional Integration and Cooperation: A Comparative Study on Central Asia and Southeast Asia. Bruges: UNU Institute on Comparative Regional Integration Studies, 2018, URL: https://cris.unu.edu/ sites/cris.unu.edu/files/W-2018-3.pdf

ШШШ [Zhang Jianxin]. --

Щт^^йШ^Ж^ ["Hegemony, Globalism and Regionalism: Diversification of International Public Goods Amid Globalization"], [World Economy and Politics], No. 8, 2005, pp. 31-37.

ЭДИ [Li Xiangyang]. ["New Regionalism and Great

Power Strategy"], Hfo^^ff^ [InternationalEconomic Review], No. 4, 2003, pp. 5-9.

IHH [Wang Tiantian]. ["The Legal

Basis of the Construction of the SCO and Its Demonstration Significance"], Ш^ЖШЛ [Russian Studies], No. 5, 2016, pp. 59-66.

[Men Honghua]. ЖШЙ^ЙЖЙ^ ["Strategic Thinking

on the Right to Make Rules for Belt and Road"], ШЩ-Ш-ШНШШ [WorldEconomy and Politics], No. 7, 2018, pp. 19-40.

ш [Gu Wei]. —штшшш

"УЩ^ФНЮЙЙ ["Regional Strategy and the Competition for Small Neighboring Countries in the Rise of Great Powers: Russia's Experience and Lessons to China"], "Щ [World Economy and Politics], No. 1, 2015, pp. 40-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.