педагогов и педагогов-наставников, что возможно только в процессе непрерывного образования. Мы не можем не согласится с мнением О.В. Павловой, которая отмечает, что компетентный специалист «должен не только хорошо владеть профессиональными навыками, но и быть достаточно развитым в культурном, нравственном, психологическом отношениях, в полной мере ощущать себя полноценной личностью, полноправным членом общества, общины, семьи» [ 6].
Таким образом, сопровождение наставниками молодых педагогов на первом этапе личностно-профессионального развития является ключевым условием обеспечения качества образования и будет эффективным, если будет осуществляться непрерывно, носить акмеологический характер и запускать механизмы самосовершенствования.
Список литературы
1. Дыбина О.В. Моделирование методической работы дошкольной образовательной организации в условиях инновационной деятельности // Научное мнение. - 2016. - № 11. - С. 97-102
2. Задворная М.С. Повышение квалификации молодых педагогов дошкольных образовательных организаций в условиях стажировочной площадки я // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам LII Международной научно-практической конференции. - М.: Изд. «Интернаука», 2016. - № 7(52). - С. 83-90
3. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273 - ФЗ // Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. — М.: Просвещение, 2012. - 144 с.
4. Макаренко А.С. Некоторые соображения о школе и наших детях // Соч.: В 7 т. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957-1958. - Т.7.
5. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 26.04.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=297062&fld=134&dst=100001,0&r nd=0.405814094756507#015709222256383137 (дата обращения 02.07.2018)
6. Павлова О.В. Включение информального образования в жизненные стратегии взрослых // Человек и образование. - 2011. - № 4 (29). - С. 64-67.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -М.: УЦ Перспектива, 2014. - 32 с.
УДК 377.8
РОЛЬ ВЕБ-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО
ИННОВАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Саидов И.Д., 2018
Азербайджанский государственный экономический университет, соискатель, Баку
Аннотация: в данной статье охарактеризована группа категорий, отражающая социально-образовательный аспект использования, веб-ориентированных технологий и обоснованы технические средства, с помощью которых функционирует сеть, что является основой для внедрения современного инновационного обучения.
Ключевые слова: веб-технологии, интернет, сайт, облачные технологии, теги.
THE ROLE OF WEB-ORIENTED TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF MODERN
INNOVATION TRAINING
Saidov I.D., 2018 Azerbaijan State Economic University, applicant, Baku
Abstract: this article describes a group of categories reflecting the social and educational aspect of using web-oriented technologies and substantiates the technical means by which the network functions, which is the basis for the introduction of modern innovative teaching.
Keywords: web technologies, internet, site, cloud technologies, tags.
Положительный педагогический потенциал ИКТ, в частности веб-ориентированных технологий, освещены в работах Бахметова Ю.Н. [3], Губина Л.В. [7], Егорова Е.Н. [3], Казиахмедов Т.Б. [10], Марек В.П. [12], Микушев В.М. [12], Чирцов А С. [12] и др.
Вопросами психолого-педагогических и гигиенических требований к использованию средств информационно-коммуникационных технологий учебного назначения занимались Гернет И.Н. [15], Колодий Н.Г. [15], Невзоров М.Н. [14], Парфенов И.Г. [15], Редников Д.В. [21], Хаснутдинова С.Л. [15], Хлестова Д Р. [21] и др.
Ученые Великанова С.С. [5], Родионова Е.А. [17], Симонова О.А. [18], Удовик Е.Э. [19], Хамраева Е.А. [20] посвятили свои диссертационные исследования отдельным аспекам формирования информационно-образовательной среды и внедрения информационно-коммуникационных технологий. В данных раблотах рассмотрены вопросы информатизации системы образования и разработаны методические основы формирования умений по использованию ИКТ в ходе изучения различных предметных областях.
Современные ученые дали определения и систематизировали базовые понятия, касающиеся использования Интернет-сети в образовательной деятельности, в частности:
• «веб-технологии - комплекс технических, коммуникационных, программных методов решения задач организации совместной деятельности пользователей с применением сети Интернет [6];
• веб сайт - набор связанных веб-страниц, размещенных в одном домене, которые представляют собой совокупность веб-страниц, размещенных на любом сервере в сети Интернет, объединенных и связанных между собой по смыслу или помощью ссылок [13];
• облачные технологии (облачные вычисления) - технологии, которые предоставляют пользователям Интернета доступ к компьютерным ресурсам сервера и использования программного обеспечения как онлайн-сервиса [24].
О сложности определения и описательный характер категорий, касающихся деятельности в Интернет-сети, отмечает в своих исследованиях Данилов О.Е. [8]. Рассмотрим зарубежные подходы к определению сущности понятий веб-технологии и возможности их применения в учебном процессе. Частично эта проблема освещена в работах отечественных ученых. Так, например, по определению российских ученых [2; 6 и др.], Всемирная паутина (World Wide Web) — это метафорическое определение Интернет сети, характеризующее систему Интернет-серверов, которые поддерживают специально отформатированные документы языке гипертекстовой разметки HTML (Hyper Text Markup Language), что дает возможность ссылки на другие документы, аудио-, видеофайлы и графическое изображение. Это означает, что пользователь может перейти от одного документа к другому, просто нажав на соответствующий значок.
Веб 1.0 — это ретроним, то есть новое название Всемирной паутины. Создателей контента веб 1.0 было мало, подавляющее большинство пользователей выступало как потребители контента.
Термин Веб 2.0 (Web 2.0) введено для описания Всемирной паутины второго поколения, которое отражает способность людей к сотрудничеству и обмену информацией в Интернете.
Термин Веб 2.0 был впервые использован в январе 1999 года Дарси Ди Нуччи (Darcy DiNucci), специалистом по информационной архитектуре. По ее мнению, Интернет, который мы теперь знаем, загружается через окно браузера преимущественно в форме статического экрана и является зародышем того интернета, который должен прийти. Первые проблески Веб 2.0 только начинают появляться, и мы начинаем видеть, как может развиваться этот эмбрион. Веб будет осознаваться не только как текст или графическое изображение на экране, но и как транспортный механизм, эфир, через который будет происходить взаимодействие. Вы заметите это на экранах компьютера, телевизора, мобильного телефона, игрового автомата и, возможно, вашей микроволновой печи.
Веб 2.0 в основном касается перехода от статических веб-страниц HTML к более динамичной сети, которая является более организованной, которая базируется на обслуживании веб-приложений для пользователей.
Преимущества Веб 2.0 заключаются в улучшении функций, включающих открытое общение, в первую очередь, веб-сообществ пользователей и более открытый обмен информацией. Термин Веб 2.0 широко используется в маркетинге. Блоги, вики и веб-сервисы — это компоненты Веб 2.0. Такое определение Веб 2.0 дала Ванги Билл (Vangie Beal) - канадская исследовательница, которая активно публикует работы, посвященные изучению Интернета, компьютерам, информационным технологиям, а также их применению в бизнесе.
Широкое использование термина Web 2.0 - понятие, описывающее сайты Всемирной паутины, обеспечивающие удобное пользование контентом, который размещен на них, началось с 2004 года, когда на веб 2.0 - конференции Тим О'Рейли (Tim O'Reilly) и Дейл Доэрти (Dale Dougherty) дискутировали по вопросу значения этой категории. Веб 2.0 позволяет пользователям взаимодействовать и сотрудничать друг с другом, участвовать в диалоге и выступать создателями контента, формирующегося в виртуальных сообществах.
Примерами Веб 2.0 выступают сайты социальных сетей, блогов, вики, передачи видео и др. Терри Флу (Terry Flew) в третьем издании книги «Новые медиа» (New Media) охарактеризовал различия между Веб 1.0 и Веб 2.0. По его мнению, перейти от Веб 1.0 до Веб 2.0 — это значит перейти от личных веб-сайтов к блогам, от публикации к участию, от устойчивого веб-контента к интерактивному процессу изменения контента, от системы управления контентом к ссылкам, которые основываются на отметках.
Веб 2.0, как правило, характеризуется по трем направлениям: богатые Интернет-приложения (RIA), веб-ориентированная архитектура, социальный Интернет. Таким образом, Веб 2.0 объединяет возможности клиентцентрованого и серверного программного обеспечения, содержание синдикации и использования сетевых протоколов. Стандарт-ориентированные веб-браузеры могут использовать расширенное программное обеспечение для обработки контента и взаимодействия с пользователем.
Веб-сайты 2.0 обеспечивают пользователям сохранение, преобразование и распространение информации, что не было возможным в условиях веб 1.0. Веб-сайты 2.0 включают следующие функции:
- поиск (нахождение информации с помощью ключевых слов);
- объединение (сбор информации в единой смысловой информационной экосистеме, использующий модель сети и обеспечивает доступны в пользовании инструменты)
- авторство (возможность создавать и обновлять содержание позволяет выполнять совместную работу многим, а не просто нескольким веб-авторам. Например: в вики пользователи могут расширить, отменить и заблокировать работу друг друга; в блогах сообщения и комментарии пользователей могут пополняться в течение долгого времени);
- теги (короткие фразы, которые, как правило, содержат одно слово, обозначение для облегчения пользователям поиска, отбора и классификации содержания, независимо от готовых категорий. Набор тегов, созданных многими пользователями в рамках единой системы, может называться «folksonomies» (то есть народных таксономий);
- расширение программного обеспечения, которое создает веб платформой приложений. Они включают программное обеспечение, такое как: Adobe Reader, Adobe Flash, Microsoft Silverlight, ActiveX, Java Oracle, QuickTime, Windows Media и т.д.;
- сигналы (использование сигнальных технологий, таких как RSS, чтобы сообщить пользователям об изменениях содержания).
Охарактеризуем Веб 2.0 как социальный интернет, то есть как третье важное направление его использования. Социальный веб состоит из ряда интерактивных технологий, с помощью которых люди делятся своими взглядами, мыслями, точками зрения и опытом. Веб-приложения 2.0, как правило, предоставляют возможности взаимодействия с конечным пользователем. Таким образом, конечный пользователь не только применяет приложения, но и становится активным участником: подкасты, блоги, маркировка, отслеживание с RSS, социальные сети, оценки веб-контента.
Популярность термина Web 2.0 вместе с увеличением использования блогов, вики и технологий социальных сетей привело многих пользователей в научных и деловых кругах к разработке новых концепций и сфер исследования, в том числе Библиотека 2.0, Социальная работа 2.0, Предприятие 2.0, PR 2.0, Класс 2.0 , Публикация 2.0, Охрана здоровья 2.0, Путешествия 2.0 и т.д.
Пол Миллер (Paul Miller) утверждает, что блоги, вики и RSS часто приводят примерные проявления Веб 2.0. Читателю блога или вики предоставляются инструменты, чтобы добавить комментарий или даже в случае вики редактировать содержание. Это то, что мы называем Read / Write Web (чтение / писание интернета). Библиотека 2.0 означает использование такого типа операции, в результате чего библиотеки смогут получить выгоду от резко повышенных и обогащенных совместных усилий каталогизации, таких как: взаимодействие с библиотеками-партнерами, а также совершенствование и пополнение информации, такой как обложки книг, фильмы, аннотации от издателей и другие.
Дискуссионным остается вопрос по поводу использования веб-технологий 2.0 в системе общего образования [22]. Рассматриваемые вопросы включают понимание различных форм обучения учащихся; конфликты между идеями в неформальных онлайн общинах и взглядами образовательных учреждений на продуцирование формального знания; вопрос о праве собственности, плагиат, совместное авторство на знания и информацию, произведенную и / или опубликованную в сети. Проблеме использования технологий Веб 2.0 в образовательных практиках посвящено исследование К. Фрэнкса (C. Franks) «Что такое Веб 2.0? И что он может предложить педагогам», а также работы других ученых.
Современные ученые [11; 23 и др], подчеркивают, что сеть имеет потенциал, чтобы радикально изменить наши мысли о преподавании и обучении, и это дает нам важные вопросы для размышления: что нужно изменить в нашей учебной программе, когда наши ученики имеют возможность контактировать с аудиторией далеко за пределами стен нашей классной комнаты. Веб 2.0 необходим в классе, чтобы подготовить учащихся и преподавателей к изменениям в организации учебного процесса. Помнению Исхакова Р.Х. [24] самостоятельная печать, а также скорость, с которой результаты их работы становятся доступными для распространения, дает возможность преподавателям предоставить ученикам самоконтроль знаний. Эти умения могут помочь обучающимся действовать успешно, выходя за пределы классной комнаты.
Давая доступ к Веб 2.0, учителя оказывают ученикам потенциальную возможность поделиться тем, что они изучают со сверстниками. Авторы коллективной монографии [1] обеспокоены тем, что эти технологии могут препятствовать личному взаимодействию студентов: «Сайты социальных сетей беспокоят многих педагогов и родителей, потому что они часто приносят результаты, которые не являются положительными: нарциссизм, сплетни, потери времени, чувство обиды, разрушение репутации, а иногда и сомнительные даже опасные виды деятельности».
Веб 2.0 может привести к серьезным изменениям на пути организации образования. Одно из крупнейших сдвигов, на который обращает внимание Шевцов В.И. [25], является то, что образование должно быть построено на принципах сотрудничества. Это означает, что от учащихся в классе Веб 2.0 будет ожидаться сотрудничество со своими ровесниками. Внедряя в классе, Веб 2.0, учителя могут создать более открытую атмосферу, в которой учащиеся будут активно вовлечены в обучение, а также участвовать в дискуссиях и обсуждениях.
На самом деле, есть много способов для педагогов, чтобы использовать Веб 2.0 технологии в своих классах. Блоги строятся не на статических компонентах контента. Вместо этого они состоят из рефлексий и обсуждений, которые во многих случаях дискутируются ежедневно и требуют взаимодействия. Результаты наблюдений по содержанию блогов прямо говорит, почему блоги хорошо подходят для организации дискуссий в классах. В течение всего времени, когда ученики участвуют в проекте, в блогах достаточно общественного пространства для взаимодействия друг с другом.
Например, внедрение использования блогов для преподавания истории в дополнение к общему улучшению качества обучения используется в качестве демонстрации синтеза уровней активности его учеников.
Некоторые научные исследования [13; 16 и др.] также отметили потенциал Web 2.0 углубленного понимания гражданской роли науки, что, в частности, положительно влияет на политические решения правительств. В 2012 году исследователями из Университета Висконсин-Мэдисон было установлено, что Интернет может быть важным инструментом для повышения уровня научной грамотности широкой общественности. Это углубление взаимопонимания может привести к
лучшей коммуникации между исследователями и общественностью, более предметному обсуждению и более основательному принятию политических решений.
Пространство, создающее Веб 2.0, способствует активному взаимодействию между учеными, исследователями и общественностью, а также может оказаться более эффективным в быстром распространении нового научного знания, чем традиционные средства массовой информации и средства обучения.
Различные виды Web 2.0 используются в образовании с целью сохранения информации, обмена данными для проведения исследования, сотрудничества и обмена опытом, в преодолении отдельных научных проблем, а также в здоровьесберегательном образовании. На основе анализа зарубежных источников нами предложена сравнительная терминология, применяемая для различных видов Интернет (Веб 1.0, Веб 2.0, Веб 3.0, Веб 4.0). В основу классификации положены функции каждой из веб-платформ.
Веб 2.0, как правило, ассоциируется с такими технологиями, как блоги (блоги здоровья), социальные закладки, вики, подкасты, RSS-каналы, социальное программное обеспечение и программирование веб-приложений интерфейсов (API).
Веб 3.0 - термин, используемый для описания эволюции Интернета как расширение веб 2.0. Это определение Веб 3.0 является популярным и приводится Тим О'Рейли. В отличие от этого, Нова Спивак (Nova Spivack) определяет Веб 3.0 как сочетающую интеллектуальную систему, которая объединяет данные, концепции, программы и людей. По мнению Н. Певец, семантический веб является одной из конвергенционных технологий и тенденций, определяющих Веб 3.0.
Темин Веб 4.0 - используется для описания прогнозируемого взаимодействия человеческого и искусственного интеллектов в глобальном информационном пространстве.
Таким образом, подытожив, сформулируем следующие выводы. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта была сформулирована основная категория исследования: веб-ориентированные технологии поддержки обучения — это технологии целенаправленного использования Интернет-сети для улучшения доступа к информационным сообщениям в сети Интернет, создания и функционирования поддерживающих виртуальных сообществ, с помощью которых можно создавать субъективно значимые знания и обмениваться ими.
Список литературы
1. Азиатова Г.Ш., Белоусова Р.Ю., Гундырев В.Б., Лосев В.А., Морозова Т.В., Королева Е.Н., Гундырева А.М., Климова Т.В., Локтионова Т.Е., Калантарян Л.А., Краснощеченко И.П., Скрипова Н.Е., Щепкина Н.К., Яковлева Г.В.Концепции стратегического развития системы образования. -Красноярск, 2012.
2. Асфаров О.В., Харченко Л.Н.Технология формирования креативности студентов. -Ставрополь, 2012.
3. Бахметова Ю.Н., Егорова Е.Н. Интерактивные методы обучения студентов как часть практико-ориентированного подхода в образовании // Культурная жизнь Юга России. 2014. № 3 (54). С. 61-63.
4. Белова Т.В., Микрюкова Е.Ю., Микрюков В.И. Некоторые аспекты формирования единой информационно-образовательной среды для оптимизации управления учебно-воспитательным процессом // Актуальные вопросы современной педагогики Материалы VI Международной научной конференции. 2015. С. 258-261.
5. Великанова С.С. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки // автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2005
6. Владимирова Т.Н. Структурно-многофакторный анализ как инновационный инструмент определения ресурсов повышения качества подготовки будущих специалистов в области журналистки и массмедиа // Инновации и инвестиции. 2014. № 2. С. 227-229.
7. Губина Л.В. Об использовании систем управления контентом для создания электронно-образовательных ресурсов // Современные проблемы горно-металлургического комплекса. Наука и
производство материалы тринадцатой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 20-23.
8. Данилов О.Е.Изучение интерференции с помощью компьютерного моделирования // Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. № 9 (75). С. 50-58.
9. Исхаков Р.Х. Практика как основа формирования профессиональной мобильности студентов вуза // Педагогическое образование в России. 2014. № 4. С. 17-21.
10. Казиахмедов Т.Б. Интеллектуализация информационных систем в образовании // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы Материалы II Всероссийской научно -практической конференции. Ответственный редактор А.В. Коричко. 2013. С. 122-123.
11. Калинкина К.Е., Бакланова Л.Д., Асяева Э.А. Актуализация магистерских программ университета с учетом требований профессиональных стандартов // Банковские услуги. 2016. № 11. С. 38-43.
12. Марек В.П., Микушев В.М., Чирцов А.С. Использование информационных технологий при создании инновационной образовательной среды на физическом факультете классического университета // Международный журнал экспериментального образования. 2009. № 6. С. 23-26.
13. Михалёв Ю.А. Роль интернета в политике государств современного мира // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Общественные науки. 2015. № 26 (737). С. 147-154.
14. Невзоров М.Н. Концепция института педагогики и образования проектирование образовательной среды института 1-й этап (2008-2010)-проектирование подготовки бакалавра педагогики. - Владивосток, 2008.
15. Парфенов И.Г., Хаснутдинова С.Л., Колодий Н.Г., Гернет И.Н.Физкультурно-оздоровительные, спортивно-ориентированные и информационные технологии в оптимизации физической активности студентов СГМУ // Инновационные методы и технологии обучения и воспитания в медицинском вузе Материалы. 2009. С. 97-101.
16. Пятибратова И.И., Киселёва Г.В., Алексеева Г.Ю. Показатели и шкалы оценивания компетенций бакалавра педагогического образования // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании Материалы 20 Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 134-137.
17. Родионова Е.А.Адаптация студентов в многопрофильном колледже // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Оренбург, 2002.
18. Симонова О.А.Лингводидактическая среда как фактор формирования готовности студентов к межкультурной коммуникации (на примере факультета лингвистики) // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Сургут, 2008.
19. Удовик Е.Э.Непрерывная подготовка кадров системы кооперации в области изучения информационных и коммуникационных технологий и их применения в образовательной и профессиональной деятельности // Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - Москва, 2008.
20. Хамраева Е.А. Формирование коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка (в аспекте моделирования учебных средств) // Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - Москва, 2004. - 416 с.
21. Хлестова Д.Р., Редников Д.В. Психологические аспекты информационной безопасности в современном мире // Инновационное развитие. 2017. № 5 (10). С. 140-141.
22. Чиркова И.А.Профессионально-личностное становление будущего учителя // Воспитание школьников. 2016. № 6. С. 68-74.
23. Чмых И.Е.Формирование культуры международного сотрудничества студентов-лингвистов // Высшее образование сегодня. 2010. № 8. С. 82-84.
24. Чумаков С.А. Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий на уроках физики // Академия педагогических идей Новация. 2017. № 9. С. 4-8.
25. Шевцов В.И. Концепция и технологии дистанционного обучения медицинского персонала МЧС России // Наука в современном информационном обществе материалы XI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 72-74.